СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно- тематическое планирование "Окружающий мир" 1 класс школа 21 века.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)», требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Начальная школа XXI века» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012.
2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012.
3. Лихолат, Т. В. Наблюдаем и трудимся. 1 класс : рабочая тетрадь / Т. В. Лихолат. – М. : Вентана-Граф, 2011.
4. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы : методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2010.
5. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : дидактические материалы для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2007.
6. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : метод. рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2006.
Общая характеристика учебного предмета
Цели курса
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Содержание учебного предмета
Введение. Что такое окружающий мир1.
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Я – школьник.
Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Железнодорожный переезд», «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд.
Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Ты и здоровье.
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Мы и вещи.
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Родная природа.
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Родная страна.
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь).
Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.).
Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
Экскурсии.
Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т. п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Практические работы.
Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа и материал учебно-методического комплекта рассчитаны на 66 часов, 2 часа в неделю, что соответствует БУП в 1 классах (1–4). Кроме того, из них в рабочую программу заложены на фазу совместного проектирования и планирования учебного года (фазу запуска) – 1 час, на фазу совместной постановки и решения системных учебных задач – 63 часа и на рефлексивную фазу учебного года – 2 часа.
Из них на проведение:
– стартовой диагностической работы – 1 ч;
– диагностических работ – 2 ч;
– итоговой комплексной работы – 1 ч;
– экскурсий – 16 ч.
Описание ценностных ориентиров в содержании
учебного предмета «окружающий мир»2
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
К концу обучения в первом классе учащиеся научатся3:
– воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
– различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
– ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
– различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
– различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
– определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
– устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
– описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
– сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
– анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
– различать основные нравственно-этические понятия;
– рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
– участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
целевая ориентация реализации
настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов.
Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
2. Наглядные пособия.
1. Таблицы.Растения и животный мир.
2. Географические карты. Физическая карта.
3. Глобус.
4. Иллюстрации с изображением растений, животных.
3. Информационно-коммуникативные средства.
Видеофильм «Береги природу» (DVD).
4. Технические средства обучения.
1. Телевизор.
2. Магнитофон.
3. Персональный компьютер.
5. Мультимедийный проектор.
6. Экран проекционный.
5. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Шкаф для хранения карт, таблиц.
6. Специализированнаяучебная мебель.
Компьютерный стол.
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Тема, тип урока | Ка- лен- дар- ные сроки | Планируемые результаты обучения | Виды деятельности | Творческая, исследовательская, деятельность учащихся | Формы | ||||
освоение | универсальные учебные действия | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
ФАЗА СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ГОДА (ФАЗА ЗАПУСКА) Цели: выявление базовых знаний и умений учащихся, мотивация учебной деятельности. Задачи: дать возможность младшим школьникам определить стартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего обучения; провести коррекцию знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, восстановить навыки, которые могли бы быть утрачены в ходе летнего перерыва; создать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний и очерчивания возможных будущих направлений учения. Этапы совместных действий учащихся и учителя: 1-й этап – проведение стартовых проверочных работ по основным учебным предметам; 2-й этап – коррекция необходимых для данного учебного года знаний (способов/средств предметных действий) на основе данных 3-й этап – определение границ знания и незнания в каждом учебном предмете; фиксация задач года и форма их представления; 4-й этап – представление результатов самостоятельной работы учащихся по коррекции их знаний | ||||||||||
Родная природа | ||||||||||
1 | Введение. Этот удивительный мир |
| Неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. Мир при- | Регулятивные: планирование – Познавательные: общеучебные – | Работа с иллюстра- |
| Фронтальная устная проверка |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| людей. Что такое окружающий мир? Как можно объединить разные предметы | ную цель; предметные – понимать, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа; уточнять понятия: «объект природы», «живая и неживая природа»; нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; логические – подведение под понятие на основе распознавания объектов, Коммуникативные: инициативное сотрудничество – рассказывать о мире Личностные: самоопределение – | (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на класси- рисунки в группы», Выполнение заданий в рабочей тетради «Раскрась рисунок», «Соображалки», «Объедини рисунки в группы» |
|
|
Стартовая диагностическая работа. Цель: выявить базовые знания по предмету. Форма контроля: лист наблюдений | |||||||
ФАЗА СОВМЕСТНОЙ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ Цель: создание условий для полноценного усвоения обучающимися учебных действий. Задачи: формировать действия самоконтроля и самооценки учащихся, отслеживать формирование психологических механизмов учебной деятельности, познавательный интерес учащихся, определять уровень развития предметных знаний, организовать систему по формированию коллективных и индивидуальных действий учащихся |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ты – первоклассник | |||||||
2 | Давай (повто- путе- |
| Ты – первоклассник. Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Увлечения детей, игры. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника | Регулятивные: планирование – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, осуществление учебных действий – отвечать на поставленный вопрос, ориентироваться в тетради и учебнике. Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: взаимодейст- | Рассказывание (учитель, учащиеся) «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с учебником: что мы будем делать Чтение и обсуждение народной песенки «Жила была дев- Выполнение заданий в рабочей тетради: | Составление сообщения «Мое | Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| ность, сдер-жанность, | Личностные: нравственно-этическая ориентация – оценивают эмоционально-эстетические впечатления от знакомства | маться дети»; обобщение, рефлексия – учеником |
|
|
3 | Мы – школь- (форми- нового проблем- |
| Школа, школь-ные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение Оказание посильной помощи взрослым | Регулятивные: контроль и самоконтроль – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; коррекция – адекватно воспринимать информацию учителя или одноклас- сника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – знакомиться с новыми понятиями: Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – вступать | Работа с иллюстратив- ным материалом учебника (с. 9–12). Игра «Кто быстрее назовет школьные помещения». Работа с текстом стихотворения В. Берестова «Первоклассник» Выполнение заданий в рабочей тетради: Рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | Экскурсия по школе | Фрон- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| Личностные: смыслообразование – оценивают свой учебный труд, принима-ют оценки одноклассников, учителя; |
|
|
|
4 | Правила пове- (форми- |
| Первоклассник должен знать и выполнять правила по- | Регулятивные: планирование – орга- Познавательные: целеполагание – осознавать учебно-познавательную задачу; предметные – соблюдать морально-этические нормы поведения в школе, проявлять уважение к старшим. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; управление коммуника- | Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, в раздевалке. Работа Выполнение заданий в рабочей тетради: |
| Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| Личностные: самоопределение – демонстрируют внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности |
|
|
|
Родная природа | |||||||
5 | Сен- осени (форми- нового проблем- |
| Изменения, | Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям). Познавательные: общеучебные – (под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; предмет- Коммуникативные: взаимодейст- | Рассматривание различных деревьев Работа с иллюстра- Наблюдения за птицами. Рассматривание паутинок и полетов лесных паучков. Выполнение заданий в рабочей тетради: | Экскурсия Презента- kindergorod.ru/prezenta-cii2.html | Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| цией – оказывать в сотрудничестве Личностные: самоопределение – | спрятался от дождя?); оценка своей работы |
|
|
6 | Что нам осень (закрепление и со- вершенствование знаний; путе- |
| Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употреб- ления в пищу, польза. Составление описательного рас- «Календарь сбора ягод» | Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: взаимодейст- | Дидактическая игра «Что нам осень по- Работа с таблицами Ролевая игра: «Узнай Выполнение заданий в рабочей тетради: |
| Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| вариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края |
|
|
|
7 | Грибная пора (формирование новых знаний; урок-сказка) |
| Богат осенний лес: грибы, орехи, ягоды Сравнение грибов, плодов разных растений. Работа и таблицей: календарь сбора грибов. Классификация объектов по разным признакам | Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Познавательные: знаково-символические – использовать знаково-символические средства представления информации, работать с таблицей; предметные – иметь представление о царстве грибов; сравнивать и различать грибы (съедобные и несъедобные), плоды разных растений; логические – классифицировать объекты по разным признакам. Коммуникативные: взаимодейст- Личностные: самоопределение – оценивают поступки человека по отношению к природе, осознают личное отношение к малой родине, осуществляют действия по охране окружающего мира; смыслообразование – проявляют позитивное отношение к сохранению природы | Упражнения: сравнение и описание внешнего вида грибов Работа с таблицей и текстом учебника: Выполнение заданий в рабочей тетради: |
| Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Родная страна | |||||||
8 | Семья (форми- |
| Что такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности. Как мы понимаем слова «Семья крепка ладом»? | Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным Познавательные: общеучебные – «Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять Коммуникативные: взаимодействие – взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению. Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют позитивное | Речевая разминка«Придумай, как кого и «Моя семья». Обсуждение крылатого выражения «Семья крепка ладом». Работа с текстами «Простое слово» И. Мазнина и «Бабушка» Е. Трутневой Выполнение заданий в рабочей тетради: которое ему соответ- |
| Фрон- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| тям; осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира |
|
|
|
9– 10 | Любимые занятия. Воскресный день (повторительно-обобщаю- щий; |
| Чем любят Домашние | Регулятивные: осуществление учебных действий – использовать речь для регуляции своего действия; контроль – контролировать свою речь, ее четкость и правильность. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – иметь представление России и мира; осознавать важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим на конкретных примерах; уметь подбирать пословицу для определения смысла любимой сказки; помогать по дому старшим; информационные – осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников (тексты, рисунки). Коммуникативные: взаимодействие – использовать в общении правила вежливости; планирование учебного сотрудничества – принимать участие в работе | Речевая разминка «Спроси, какое (на выбранную Дифференцирован- Выполнение заданий | Творческое задание «Расскажи сказку | Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| Личностные: самоопределение – проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; смыслообразование – имеют представления о причинах успеха в учебе | в рабочей тетради: |
|
|
11 | Как из зерна получилась булка (форми- |
| Народная мудрость гласит: «Худ обед, когда хлеба нет». Хлеб – главное богатство людей. Для того чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий | Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; оценка – оценивать результаты труда. Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – знакомиться с трудом хлебороба, с тем, как растения кормят Коммуникативные: инициативное сотрудничество – строить сообщение Личностные: нравственно-этическая ориентация – уважают труд хлебороба и людей, связанных с производством хлеба и других продуктов, бережно относятся к хлебу; смыслообразование – понимают чувства одноклассников, учителя | Речевая разминка Обсуждение поговорки «Худ обед, когда хлеба нет». Описание натуральных объектов. Дидактическая игра материалом. Выполнение заданий в рабочей тетради: «Назови и подпиши», «Соображал-ки: что сначала, что потом» |
| Отчет групп, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
12 | Человек и домашние жи- (повторение, систематизация и обобщение знаний, закрепление умений; урок-конференция) |
| Домашние (уход, кормление, прогулка) | Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью. Познавательные: информацион- Коммуникативные: инициативное сотрудничество – сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают эмоционально- | Речевая разминка Решение проблемной ситуации «Кого материалом). Выполнение заданий в рабочей тетради: | Творческое задание «Рассказ Презентация «Домашние животные»: http://semenova. ktochtodaet.ppt | Индивидуальные сообщения |
Родная природа | |||||||
13 | «Октябрь уж наступил…» |
| Лес (парк) Листопад | Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью.
| Проведение наблюдений: какие изменения произошли в парке | Экскурсия | Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| (форми- новых |
| почти закон- Перелетные птицы (кроме водоплавающих) уже улетели в теплые страны. Животные укрылись в своих зимних жилищах | Познавательные: информационные – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; предметные – уточнить и обобщить представления о наиболее характерных признаках, по которым человек узнает о наступлении осени; установить зависимости между изменениями в неживой и живой природе; общеучебные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии Коммуникативные: управление Личностные: самоопределение – демонстрируют готовность и способность | (лесу); закончился ли листопад, какого цвета небо, каких птиц можно встретить |
|
|
14 | Птицы (закрепле- |
| В октябре | Регулятивные: планирование – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; целеполагание – пре- | Речевая разминка | Задание | Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| ние и совершенствование знаний; урок- |
| трясогузки. На водоемах еще можно встретить ле- «Почему одни птицы уле- остаются?» | образовывать практическую задачу в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – наблюдать явления наступившей осени, объяснять понятия: «оседлые птицы», «перелетные птицы»; логические – уточнять характерные признаки, по которым можно узнать о наступлении осени. Коммуникативные: управление коммуникацией – аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют любовь к животным и чувство ответственности | чтобы ее можно было узнать». Решение проблемной задачи «Почему одни птицы улетают на юг, а другие – остаются?». Работа с иллюстративным материалом и текстом учебника Выполнение задания в рабочей тетради: «Раскрась кружочки около тех птиц, |
| по итогам наблю- |
15 | Явления природы (формирование |
| Все, что происходит вокруг нас в природе гроза и др.), – явления при- | Регулятивные: целеполагание – Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения | Речевая разминка«Спрашивай – Работа с иллюстра- |
| Самостоятельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| видения; урок-мультимедиа) |
| роды. Они Листопад, снегопад, таяние снега, ледоход | задач; предметные – уточнять знания Коммуникативные: взаимодейст- Личностные: самоопределение – выражают внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности | ностей разных явлений природы. Дифференцированная работа: чтение рассказа К. Ушинского «Солнце и радуга». Выполнение задания в рабочей тетради: «Нарисуй явления |
|
|
Ты – первоклассник | |||||||
16 | Где ты (форми- |
| Мы живем | Регулятивные: оценка – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные: общеучебные – важность культурного смысла понятия «земляки»; логические – образовать | Речевая разминка Работа с иллюстра- Игра «Имя улицы» Обсуждение выпол- |
| Фронтальная устная проверка |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| расположены знаки дорожного движения | лические – представлять модель позитив- Коммуникативные:взаимодейст- Личностные: самоопределение – | щение, рефлексия – оценка работы клас- |
|
|
17 | Правила поведения на дорогах знаний на прак- |
| Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках, пра- вила пользования транспортом. Дорожные знаки. Домашний адрес. Безопасная дорога | Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме; целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: логические – анализировать путь от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения; различатьдорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; общеучебные – воспроизводитьдомашний адрес, Правила дорожного движения и пользования транспортом. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – реализовыватьв процессе парной работы правила совместной деятельности; взаимодейст- | Обсуждение ситуа- «Улица города». Игра с пазлами Соблюдение правил поведения на дорогах и улицах, во дворах Выполнение заданий в рабочей тетради: «Раскрась знаки |
| Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| от дома | вие – обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие | ния», «Расскажи, какие ошибки допускают дети», обобщение, рефлексия – оценка лом, своей деятельности каждым учеником |
|
|
Мы и вещи | |||||||
18 | Ты и вещи (по- |
| Кто делает Понятия-анто- нимы: «акку- | Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки контроль и самоконтроль – различать Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – уточнять и обогащать представления первоклассников о раз- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договари- | Речевая разминка «Спрашивай – Игра на классификацию «К чему относятся эти предметы?». Беседа по стихотворению К. Чуковского «Федорино горе» Дидактическая игра «Я – аккуратный». Выполнение задания в рабочей тетради: «Соображалки: | Презента- | Индиви- дуальный устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| ный (небережливый)» | Личностные: нравственно-этическая ориентация – соблюдают правила бережного отношения к вещам и предметам, |
|
|
|
19 | Кто работает (формирование новых знаний; экскурсия) |
| Профессии людей, которые | Регулятивные: целеполагание – Познавательные: общеучебные – из рисунков. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к само- | Рассказывание о людях, которые работают ночью: что они Ролевая игра «Я работаю ночью». Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | Составление рас- | Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| развитию; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
|
|
|
Ты и твое здоровье | |||||||
20 | Что такое здоровье. Твои (форми- |
| Забота о своем здоровье Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств. Правила охраны | Регулятивные: планирование и контроль – планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища. Познавательные: общеучебные – представление об органах чувств, их роли в жизни человека. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения комму- Личностные: самоопределение – | Речевая разминка определенного цвета». Рассказ учителя Дидактическая игра: «Угадай предмет Беседа об органах чувств и их охране. Упражнения: демонстрация правильной позы при чтении, просмотре телевизора, Выполнение заданий в рабочей тетради |
| Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| вание – понимают чувства других людей и сопереживают им |
|
|
|
21 | Правила гигиены (форми- новых знаний; инсцени- рование) |
| Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: «чистоплотный – нечистоплотный грязнуля)» | Регулятивные: планирование – пла- Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; управление коммуника- Личностные: самоопределение – | Речевая разминка гигиены». Обсуждение: зачем нужны эти предметы, какие правила гигиены они помогают выполнять. Работа с текстами Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | Презента- | Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| поведения; смыслообразование – осу-ществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности |
|
|
|
Ты – первоклассник | |||||||
22 | О режиме дня (формирование новых знаний; урок- медиа) |
| Что такое режим дня и зачем он нужен? Определение времени по часам как условие правильной организации труда Понятия- | Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – определять время Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договари- Личностные: самоопределение – | Речевая разминка«Мой режим дня». Сравнение понятий «здоровье – болезнь». Обсуждение статьи учебника (с. 61). Составление Упражнения с часами: «Определи время Дидактическая Выполнение задания в рабочей тетради: игра «Разыграем |
| Отчет групп, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
23 | Урок в спортивном зале. Будем |
| Будем развивать силу, Физическая культура. Правила | Регулятивные: осуществление Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс Коммуникативные: инициативное сотрудничество – предлагать помощь Личностные: самоопределение – | Речевая разминка «Продолжи пред- Игры-соревнования Работа с иллюстра- |
| Тестовые задания |
Родная природа | |||||||
24 | Ноябрь – зиме родной брат |
| Изменения | Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых | Экскурсия в парк. Речевая разминка «Закончи (допиши) предложение». Беседа «Ноябрь – зазимок», | Составление рассказа о периоде осени: | Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| новых |
| признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, | действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу Коммуникативные: взаимодейст- Личностные: самоопределение – | сравнение послед- Рассказ учителя о том, как человек готовится к зиме. Выполнение заданий в рабочей тетради: «Объясни, как ты (трудное задание), «Придумай названия к картинкам» | осень», «Пред- «Середина осени» |
|
25 | Дикие животные |
| Где живут дикие звери? Жизнь диких животных | Регулятивные: осуществление учебных действий – организовывать рабочее место под руководством учителя; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить. | Речевая разминка | Ролевая игра «Рас- | Тестовые задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| шенствование |
| осенью. Различение по внешним характеристикам. Названия животных и их детенышей. Чтение дополнительных текстов о диких | Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам; взаимодействие – строить высказывание. Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают позитивное | для любознательных: «О чем я хочу Дидактическая игра-классификация: Выполнение задания в рабочей тетради: |
|
|
26 | Звери – млекопи- (повторительно-обобщаю- щий;урок-игра) |
| Звери – меньшие «братья» Характерные особенности зверей – млекопитающих: кормление личные представители этого класса: медведь, заяц, лиса, летучая | Регулятивные: целеполагание – Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – знакомиться с представителями млекопитающих; логические – выделять общие признаки, сравнивать, Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, | Речевая разминка «Опиши животное». Объяснение понятия «млекопитающие животные». Работа с текстами Определение особенностей (внешний Классификация |
| Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| мышь, дель- животные | учебного сотрудничества – задавать Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения | животные». Выполнение задания в рабочей тетради: «Про каких зверей так говорят?», обсуждение, каких животных можно встретить поздней осенью в лесу |
|
|
27 | Что мы знаем о птицах и совершенствование знаний; викторина) |
| Классификация птиц | Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: управление окружающих. Личностные: самоопределение – к саморазвитию | Речевая разминка Ролевая игра «Расскажу вам о себе». Распределение птиц на группы: перелетные и оседлые. Наблюдение за пове- Чтение и обсуждение рассказов «Снегири» Определение домашних и диких птиц в учебнике (с. 75) | Рассказывание «О чем могут трещать сороки» | Тестовые задания, взаимо- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Родная страна | |||||||
28 | Родной край (закрепление и совершенст- вование знаний; экскурсия) |
| Характерные особенности разных насе- | Регулятивные: оценка – оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия с поставленной задачей. Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме; предметные – уточнять знания о том, что такое город, село, какие объекты есть в каждом из них, чем похожи и чем различаются эти населенные пункты специфика городского и сельского труда; учреждения, общие для обоих и др.). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать Личностные: самоопределение – осознают свою этническую принадлежность | Речевая разминка Беседа «Край, в котором мы живем, – наша Родина». Чтение стихотворения на вопросы. Выполнение заданий в рабочей тетради: «Узнай объект (учреждение) по вывеске», | Творческий рассказ | Индивидуальные сообщения |
29 | Дом, в котором ты живешь |
| Описание зданий разных функциональных значений: учреждение, | Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным | Речевая разминка «Закончи предложение: На флаге России три полосы…». Работа с иллюстра- | Творческое задание | Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| знаний на прак-тике; урок-игра) |
| жилой дом городского Рассказывание о квартире Понятия | Познавательные: прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; предметные – иметь представления о разнообразии построек домов, их особенностях, характеризовать удобства, которые есть в квартире. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, ответственность за общее благополучие; смыслообразование – выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | тивным материалом учебника (с. 80–81). Беседа «О чем рассказывают вывески?» Выполнение задания по учебнику «Эти разные, разные двери» Выполнение заданий в рабочей тетради: «Отметь флаг России», «Соображалки: нарисуй тропинки», составление рассказа «Дом, в котором мне хотелось бы жить» |
|
|
30 | Зачем трудятся новых знаний; экскурсия) |
| Зачем люди Развитие речи: составление описательного рассказа. Объяснение | Регулятивные: осуществление учебных действий – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – иметь представления о профессиях, понимать значения труда в жизни людей; информационные – осуществ- | Речевая разминка«Спрашивай – Чтение и анализ рассказа «Для чего руки нужны?» Е. Пермяка. Рассказы детей «Как я тружусь дома?». Выполнение заданий в рабочей тетради: | Экскурсияв школьную библиотеку. Презента- | Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| слов «Слава честному | лять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков, текстов. Коммуникативные: взаимодейст- Личностные: смыслообразование – | «Узнай по рисункам профессию», «Разгадай кроссворд» | read95.html |
|
Родная страна | |||||||
31 | «В декабре, в де- (формирование новых знаний; урок-сказка) |
| Сезонные | Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: взаимодейст- Личностные: самоопределение – | Речевая разминка: Беседа «Народные |
| Фронтальная устная проверка |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| самооценку на основе критериев успеш- | поговорку», «Найди одинаковые варежки», «Оцени свою работу» |
|
|
32 | Экскурсия в зимний лес (парк) (форми- новых знаний; экскурсия) |
| Развитие речи: составление описания | Регулятивные: осуществление Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают свое позитивное отношение к живой и неживой природе | Экскурсия в парк. Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником |
| Фрон- |
33 | Какой (приме- знаний на прак- |
| Вода – вещество. Свойства бесцветность. Вода – раство- | Регулятивные: планирование – Познавательные: общеучебные – | Речевая разминка: игра «Да – нет». Практическая работа «Опыты с водой: Рассказывание |
| Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| тике; |
| ритель; различные состояния воды (пар, град, туман, иней, роса, Понятия: «вещество» | «вещество», «состояние воды», «раствор»; определять свойства воды опытным Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять познава- Личностные: самоопределение – | «Зачем нужна вода». Ответ на вопрос: Выполнение заданий в рабочей тетради: «Значение воды», |
|
|
Ты – первоклассник | |||||||
34 | О дружбе (форми- нового проблем- |
| Кого называ- композитор | Регулятивные: планирование – вы- Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; предметные – знать и объяснять понятия «друг», «дружба»; уметь оценивать поступки людей. Коммуникативные: взаимодейст- | Речевая разминка «Расскажи о своем Беседа с использова- (с. 91). Выполнение заданий в рабочей тетради: «Настроение», игра «Кто чей друг» |
| Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность |
|
|
|
35 | Идем (закрепление и совершенст- вование знаний; инсценирование) |
| Правила поведения в гостях. День рождения. Объяснение понятия «дорогой подарок». Как выбирать подарок. Развитие письменной речи: письмо другу | Регулятивные: планирование – запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; контроль и самоконтроль – выбирать средства для организации своего поведения. Познавательные: общеучебные – предметные – уметь вести себя в гостях, правильно принимать гостей, выбирать Коммуникативные: взаимодействие – строить понятные для партнера выска- Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к иному мнению | Речевая разминка «Идем в гости». Обсуждение вообра- «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Выполнение задания в рабочей тетради: «Нарисуй иллюстрацию» |
| Индивидуальные сообщения |
36 | С наступающим годом! (повторение, сис- |
| Новый год. Чудеса. Праздник, новогодние игрушки. Речевое творчество: состав- | Регулятивные: осуществление Познавательные: общеучебные – | Речевая разминка «Сказка о старых Выполнение заданий в рабочей тетради: «Найди двух одина- | Устное сочинение «Но- вогодняя сказка» | Тестовые задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| темати- |
| ление устного рассказа | метные – знакомиться с историей празд- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договари- Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к культуре других народов | ковых Дедов Морозов», «Укрась» елку игрушками», «Соображалки: покажи Деду Морозу дорогу Обсуждение сценария классного праздника на Новый год |
|
|
Родная природа | |||||||
37 | Январь – году начало, зиме – середина новых знаний; экскурсия) |
| Изменения Определение деревьев по силуэту. Понятия: «лиственные», «хвойные | Регулятивные: целеполагание – удерживатьцель деятельности до получения ее результата; оценка – анализировать Познавательные: общеучебные –
| Речевая разминка Наблюдение из окна: снежная ли зима материалом в учебнике (с. 4–6). Выполнение заданий в рабо- | Экскурсия | Отчет групп, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| веточкой сирени, поставленной в воду, – запись наблю- | Коммуникативные: взаимодейст- Личностные: самоопределение – к саморазвитию, осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразование – осуществляют само-оценку на основе критериев успешности учебной деятельности | чей тетради: «Соображалки: узнай дерево по его ветке», «Дополни предложения», Проведение наблюдения за срезанной веточкой сирени, поставленной в воду, – запись наблюдений |
|
|
38 | Хвойные деревья (приме- знаний на прак- практи- |
| Хвойные отличия от лиственных. Ель, сосна, кедр и др. – | Регулятивные: планирование – Познавательные: логические – выделять особенности хвойных деревьев, находить отличия хвойных деревьев от лиственных; общеучебные – объяснять понятие «вечнозеленые деревья», знакомиться с хвойным деревом, которое сбрасывает на зиму листву (сибирская лиственница). | Речевая разминка «Объясни, почему Работа с текстом Выполнение заданий |
| Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| сывают на зиму листву | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру | в рабочей тетради: |
|
|
39 | Жизнь птиц (форми- знаний; инсцени- |
| Птицы в зимнем лесу: мость питания птицы от строения клюва. Составление ответа на вопрос, основанный на наблюдении: каких птиц можно встретить зимой. Рассказывание о внеш- нем виде птиц, повадках, | Регулятивные: планирование – ствие после его завершения на основе саморегуляция – осуществлять стабилизацию эмоционального состояния для решения различных задач. Познавательные: общеучебные – | Речевая разминка «Кто чем питается». Беседа «Каких птиц можно встретить Чтение текста Беседа с иллюстра- Работа с рубрикой Выполнение заданий в рабочей тетради: «Кроссворд «Неле- | Творческое задание | Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| Птицы хищные и растительноядные. Чтение текстов учебника | птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять Личностные: самоопределение – к иному мнению | «Опиши птицу Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником |
|
|
Родная страна | |||||||
40 | Наша (форми- новых |
| Наша страна – Россия, Федерация. Москва – России: гимн, флаг, герб | Регулятивные: целеполагание – переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; планирование – понимать Познавательные: общеучебные – | Речевая разминка Рассказ учителя о гимне России. Знакомство со столицей России (с использованием иллюстративного материала), чтение текста в учебнике |
| Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| Коммуникативные: инициативное сотрудничество – предлагать помощь Личностные: нравственно-этическая ориентация – осознают гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества |
|
|
|
41 | Богата (формирование новых знаний; урок-мульти- медиа) |
| Разнообразие и богатство природы России: леса, | Регулятивные: прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать пред- Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строить сооб- Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать свое | Речевая разминка «Что такое природа». Путешествие по рисунку-карте России. Рассказ учителя Сообщения детей Беседа «Цветы Выполнение заданий в рабочей тетради: спрятался», «Соображалки: по какой |
| Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения |
|
|
|
42 | Мы – россияне щий; ференция) |
| Россия – страна многона- Особенности народа: язык, искусство, | Регулятивные: планирование – в сотрудничестве с учителем. Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; взаимодействие – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России | Речевая разминка «Спрашивай – Чтение рассказа Ролевая игра «Магазин «Российский Выполнение заданий в рабочей тетради: «Сравни гербы» |
| Тестовые задания, взаимо- |
43 | Народная сказка (формирование новых знаний; ин- |
| Прикладное искусство на- родов России: сравнение, различия, общие черты. Худо- | Регулятивные: оценка – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс | Речевая разминка«Опиши игрушку». Задания «Узнай сказку», «Сравним народные сказки». Выполнение заданий |
| Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| сцениро- |
| жественные промыслы разных народов России. Рас- «Как мастер | уметь объяснять понятие «прикладное искусство», составлять рассказы о народных промыслах народов России; сравнивать разные виды искусства. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения комму- Личностные: смыслообразование – осознают целостный, социально ориен- | в рабочей тетради: (с. 54), «Раскрась животных, которых |
|
|
Родная природа | |||||||
44 | Февраль – месяц (форми- новых знаний; экскурсия) |
| Февраль – Снега много, стоят морозы. Февраль – месяц метелей и ветров. В лесу идет своя жизнь | Регулятивные: планирование – пла- Познавательные: общеучебные – третьего месяца зимы, с изменениями, которые происходят в этот период, объяс- | Речевая разминка «Назови по порядку». Ролевая игра «Лесные картинки». Чтение и обсуждение текстов и иллюстраций в учебнике Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: срав- |
| Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| нять понятия: «метель», «вьюга», «пурга», «оттепель». Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять Личностные: самоопределение – проявляют заботливое отношение к птицам | ни рисунки и найди различия», «Дневник наблюдений» |
|
|
45 | Звери – млекопи- (закрепление и совершенст- вование знаний; урок- медиа) |
| Звери имеют волосяной жизни. Среди зверей есть ядные | Регулятивные: планирование – Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения растительноядные, хищные, всеядные). Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: самоопределение – | Речевая разминка «Сочиним рассказ». Беседа с иллюстративным материалом Выполнение заданий в рабочей тетради: |
| Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
46 | Наш уголок при- Животные и растения (применение знаний на практи- |
| Уголок природы – место | Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме. Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме; предметные – знакомиться с жи- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей Личностные: самоопределение – за общее благополучие | Речевая разминка Наблюдения за обитателями живого уголка: аквариумными рыбками, животными. Составление рассказов о животных. Работа с учебником: чтение текстов и ответы на вопросы Выполнение заданий в рабочей тетради: «Соображалки: кто Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником |
| Индивидуальные (анализ) |
Родная страна | |||||||
47 | Мы – (форми- нового |
| Граждане | Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос. Познавательные: общеучебные – | Речевая разминка «Спрашивай – Рассказ учителя |
| Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| проблем- медиа) |
| нять свои обязанности. Рассуждение на тему «Для | в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия: «права», «обязанности», Коммуникативные: управление окружающих. Личностные: самоопределение – в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину | Работа с текстом Выполнение заданий в рабочей тетради: гражданина России, раскрашивание рисунка, задание «Закончи предложение», «Оцени свою работу» |
|
|
48 | О правилах по- ведения ний на практике; инсцени- |
| Развитие | Регулятивные: планирование – Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: взаимодейст- | Обсуждение стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри» «Для чего нужно учиться?». Речевая разминка «Разговор по теле- воображаемых ситуаций |
| Устный опрос |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| Личностные: самоопределение – осознают и применяют социальные нормы поведения |
|
|
|
49 | 23 февраля – День защитника Оте- (форми- новых знаний; инсцени- |
| Как можно встретить праздник «День защит- и близким | Регулятивные: планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс Коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы, Личностные: смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | Речевая разминка «Поздравляем с праздником». Презентация «Моя семья», устные сообщения детей Выполнение заданий в рабочей тетради: раскрашивание рисунка, задание «Закончи предложение», «Оцени свою работу» |
| Фрон- |
50 | 8 Марта – праздник всех |
| Как можно встретить праздник «8 Марта» | Регулятивные: планирование – осуществлять действие по образцу и заданному правилу; коррекция – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Речевая разминка «Поздравляем Выполнение заданий в рабочей тетради: |
| Отчет групп |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| ление |
| как проявить внимание | Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения собственной деятельности. Личностные: смыслообразование – | практическая работа: рисование поздравительной открытки, задание «Соображалки: найди отличия» |
|
|
Родная природа | |||||||
51 | Март – |
| Изменения в жизни Характеристика марта: на- ние месяца – «капельник»; появление таяние снега | Регулятивные: контроль и само- Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – рассказывать | Речевая разминка Наблюдения за весенними изменениями Выполнение заданий в рабочей тетради: «Объясни», «Помоги пчеле», «Нарисуй дорожки» | Экскурсия | Фрон- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| Коммуникативные: управление Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности |
|
|
|
52 | Птичьи разговоры (закрепление и совершенствование знаний; урок-мультимедиа) |
| Жизнь птиц весной: прилет, гнездование, птичьи «разговоры». Прави- ла отношения к птичьим | Регулятивные: планирование – Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: взаимодейст- Личностные: самоопределение – | Речевая разминка «Узнай птицу Обсуждение текста «Птичьи разговоры» Практическая работа: «Жаворонки» (учебник, с. 149–150). Рассматривание | Презента- www.ikt. oblcit.ru/ 38/kruger/ urok.html | Взаимо- |
Ты и здоровье | |||||||
53 | Если хочешь |
| Для того чтобы быть здоровым, нужно | Регулятивные: контроль и само- | Речевая разминка«Спрашивай – | Презента- | Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| здоров, закаляйся! (приме- знаний на прак- тике; урок-игра) |
| правильно ни проводить на свежем воздухе, закаляться. Занятие спортом тоже закаляет чело- | по результату и по способу действия, Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей Личностные: самоопределение – проявляют готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения | Беседа с иллюстра- Дидактическая игра: «Какие виды спорта мы знаем?». Объяснение смысла слов песни «Нам Выполнение заданий в рабочей тетради | есть много овощей http://www. kinder gorod.ru/ prezentacii2.html |
|
54 | Здоровая пища (форми- нового проблем- |
| Какая пища организма. Продукты на ужин | Регулятивные: планирование – вы- Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: взаимодейст- | Речевая разминка «Спрашивай – Анализ воображаемых ситуаций «Кто правильно питается». Коллективная изобразительная деятельность – подготовка плаката: «Будем пи- |
| Тестовые задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| Личностные: самоопределение – | Самооценка работы |
|
|
55 | Какое бывает настроение (форми- новых знаний; инсцени- |
| От чего зависит настроение человека. Каким оно бывает. Что нужно делать для того, чтобы настроение | Регулятивные: целеполагание – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; планирование – планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; коррекция – адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия на уровне ретрооценки, вносить коррективы в действия. Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: управление Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; нравственно-этическая | Речевая разминка Работа с иллюстративным материалом учебника (с. 65). Выполнение заданий в рабочей тетради: упражнение «Раскрась круги настроения», рассказывание истории о том, что случилось (обрадовался, Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником |
| Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Родная природа | |||||||
56 | Апрель – водолей новых знаний; экскурсия) |
| Сезонные | Регулятивные: целеполагание – Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс Коммуникативные: управление Личностные: самоопределение – | Речевая разминка «Сочиним потешку». Работа с иллюстративным материалом учебника (с. 66). Составление рассказов о весенних изменениях в природе на основе наблюдений. Чтение текстов учеб- Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | Экскурсия | Индиви- |
57 | Экскур-сия в весенний лес (парк) (закреп- |
| Наблюдения | Регулятивные: контроль и само- способа решения. Познавательные: общеучебные – | Составление рассказов о весенних изменениях в природе на основе наблюдений. Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей |
| Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| шенствование |
| первоцветы, трава | предметные – наблюдать за весенними изменениями в природе: растения, жи- Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Личностные: самоопределение – | деятельности каждым учеником |
|
|
58 | Жизнь насекомых весной (повто- |
| Календарь насекомых Их разнообразие. Развитие речи: описание насекомых | Регулятивные: осуществление Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества – задавать | Речевая разминка «Кто знает больше Наблюдение за развитием личинки комара. Работа с текстом учебника «Весенние картинки» (с. 68–69). Рассуждение «Как узнать насекомое». Рассматривание Выполнение заданий в рабочей тетради: «Нарисуй разных |
| Самостоя- тельная работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| Личностные: самоопределение – проявляют положительное отношение к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – выражают эмоционально-нравственную отзывчивость | сколько ног», «На- рисуй дорожки», «Сравни», «Подпиши рисунок-схему», |
|
|
59 | Весенние работы систематизация и обобщение знаний, закрепление умений; практикум) |
| Весной на полях, огородах, в садах и цветниках начинаются весенние работы: убирают прошлогоднюю листву, | Регулятивные: планирование – учи- Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме; предметные – знакомиться с ве- в садах, цветниках: уборка прошлогодней листвы, побелка деревьев, посадка овощей, разбивка цветников и подготовка Коммуникативные: взаимодейст- Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотруд- | Речевая разминка Практическая работа «Огород на окне»; «Цветник нашего Работа с текстом учебника «Весна на полях» (с. 73), пересказ. Задание «Соображалки: из чего делают хлеб». Чтение рассказа В. Сухомлинского «Моя мама пахнет профессии?» | Экскурсия | Индивидуальное сообщение по итогам целенаправленного наблю- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Родная страна | |||||||
60 | Кто ра- на транспорте (форми- новых знаний; урок- |
| Сходство ботающий на бензине грузовой, Профессии: | Регулятивные: осуществление учебных действий – ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, в соответствии с поставленной целью. Познавательные: общеучебные – (воздушный, водный, наземный, пассажирский, личный); различать электрический транспорт от транспорта, работающего на топливе (бензине, керосине), грузовой от легкового. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения комму- взаимодействие – строить понятные Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятель- | Речевая разминка «Спрашивай – Создание плаката «Транспорт». Работа с иллюстра- Выбор транспорта для поездки на отдых. Профессии людей, Гужевой транспорт. Выполнение заданий в рабочей тетради: | Презента- вести себя www.kinder gorod.ru/ prezentacii.html | Отчет групп, |
61 | День космонавти- |
| Россия – страна, которая | Регулятивные: целеполагание – ставить новые учебные задачи в сотрудни- | Речевая разминка «Расскажу вам | Сообщения учащихся | Индивидуальный |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| ки (фор- видения; урок- медиа) |
| открыла миру космос. Первый спутник Земли, первый космонавт, полеты в космос, первая женщина-космонавт | честве с учителем; прогнозирование – результата поставленной цели. Познавательные: знать понятия Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договари- Личностные: самоопределение – за свой народ, историю | о космонавтах». Беседа «Как все начиналось». Работа с учебником: чтение рассказа Обобщение, рефлексия – оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником | о космо- | устный опрос |
Диагностическая работа по теме «Родная страна». Цель: выявить базовые знания и степень усвоения знаний по теме, умение строить речевые высказывания в устной форме. Форма контроля: лист наблюдений | |||||||
Родная природа | |||||||
62 | Май весну завер- |
| «Май весну завершает, лето начинает» – в народе. | Регулятивные: планирование – при- | Речевая разминка «Вспомним месяцы Беседа с иллюстра- | Экскурсии в парк. Сочинение по картинкам сказки | Индивидуальные сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| (форми- новых знаний; экскурсия) |
| Изменения в природе (фруктовых деревьев, кустарников и трав). Лесные кар- тинки | Познавательные: общеучебные – решения задач; предметные – наблюдать за изменениями в природе, происходящими в конце весны – начале лета; уточнять состояние деревьев, время цветения разных растений (фруктовых деревьев, кустарников, трав), описывать изученные природные явления, называть существенные признаки; информационные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации из текста, рисунков, таблиц. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Личностные: самоопределение – | «Повсюду цветущие Чтение текстов учеб- Выполнение заданий в рабочей тетради: летящих направо», «Впиши названия Объяснение смысла поговорки | «Как бабочка нектар искала» |
|
63 | Жизнь земноводных весной (закреп- |
| Лягушки и жабы – земноводные: общие | Регулятивные: целеполагание – | Речевая разминка «Объясним свой ответ». Чтение текста (учебник, с. 84), сравнение |
| Тестовые задания, взаимо- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| и совершенст- вование знаний; урок-игра) |
| земноводных весной. Развитие лягушки. Понятия «земноводные», | нужно усвоить, определять качество Познавательные: общеучебные – личия лягушки и жабы; наблюдать за жизнью земноводных весной, за развитием Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимо- Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности | лягушки и жабы. Придумывание заголовка к тексту. Рассматривание и обсуждение схемы «Развитие лягушки». Выполнение заданий в рабочей тетради: «Что сначала, что |
|
|
64 | Живот- существо (повто- |
| Обобщение | Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться в тетради и учебнике. | Речевая разминка Работа с иллюстра- |
| Фронтальная устная проверка |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| рение, систематизация |
| (существует) – дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, дает потомство | Познавательные: общеучебные – Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – ставить Личностные: самоопределение – | (с. 85–86). Ответ на вопрос: Составление плаката «Что умеют животные». Выполнение (по способу пита- |
|
|
Диагностическая работа по теме «Родная природа». Цель: выявить базовые знания и степень усвоения знаний по теме, умение строить речевые высказывания в устной форме. Форма контроля: лист наблюдений |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА УЧЕБНОГО ГОДА Цель: соотнесение полученного результата с задачами, поставленными на начало учебного года. Задачи: определить количественный и качественный прирост (дельту) в знаниях и способностях учащихся по отношению к началу учебного года; демонстрировать возможности переносить (использовать) известные способы действий из учебных предметов в квазиреальную (модельную) ситуацию, взаимодействуя в малой одновозрастной группе; предъявлять личные достижения ученика классу, учителю, родителям, предъявлять достижения класса как общности (родителям, школьному сообществу). Этапы организации образовательного процесса: 1-й этап – подготовка и проведение итоговых проверочных работ. Анализ и обсуждение их результатов; 2-й этап – проведение межпредметного (разновозрастного) образовательного модуля в форме проектной задачи; 3-й этап – подготовка и демонстрация (презентация) личных достижений учащихся за год | |||||||
Родная природа | |||||||
65 | Природе нужны все! (закреп- и совершенствование знаний; урок-отчет) |
| Природа – | Регулятивные: планирование – Познавательные: общеучебные – | Игра «Животные, «Соображалки: кого не хватает», «Установи последовательность», «Отметь домашних животных», «Найди ошибку «Соображалки: чьи это ноги» | Сочинение рассказа «Как семья лесника олененка» | Отчет групп |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
| Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения комму- Личностные: самоопределение – |
|
|
|
Ты – первоклассник | |||||||
66 | Ты – (повто- систематизация |
| Правила поведения на дороге. Пешеходный переход. Ролевая игра «Я – регули- Дорожные знаки: подземный переход, велосипедное движение разрешено, велосипедная дорожка, проход запре- | Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения для решения познавательной задачи; | Речевая разминка (не любишь) лето?» Выполнение заданий в рабочей тетради: (с. 88); «Части дороги», «Выбери соот- ветствующий дорожный знак», расска- | Проверь Презента- | Тестовые задания, |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
| щен, проход порта | дов; соблюдать нормы безопасного и на улицах города; логические – строить рассуждения. Коммуникативные: управление монологическое высказывание. Личностные: самоопределение – демонстрируют самостоятельную и личную ответственность за свои поступки, уста- |
|
|
|
© 2019, Павлюкова Виктория Сергеевна 1762 38