СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП Окружающий мир 4 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП Окружающий мир 4 класс Школа России»


Структура рабочей учебной программы


1.Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели НОО с учетом специфики учебного предмета, курса.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

4. Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

5. Содержание учебного предмета, курса.

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.


1. Пояснительная записка


Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

-формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


2. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт учащемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благородной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока, оно продолжается постоянно в школе, во внеурочной деятельности, и за пределами школы.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно-нрав­ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно - и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.


На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 ч, 34 недели по 2 ч в неделю.

Для реализации программного содержания используются:

1. А.А. Плешаков. Окружающий мир: учебник для 4 класса.

2. А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса.


4. Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение результатов начального об­разования, а именно:

Личностных

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметных

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметных

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В результате изучения предмета учащиеся должны знать:

- человек — часть природы и общества;

-что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

-основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в при­роде;

-основные группы живого (растения, животные, грибы, бакте­рии);

-группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

-группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

съедобные и несъедобные грибы;

-взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри жи­вой природы (между растениями и животными, между различны­ми животными);

-взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие лю­дей на природу, меры по охране природы, правила личного по­ведения в природе);

-строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

-правила гигиены; основы здорового образа жизни;

-правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, осно­вы экологической безопасности;

-потребности людей; товары и услуги;

-роль природных богатств в экономике; основные отрасли сель­ского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, ос­новы семейного бюджета;

-некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны за­рубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Обучающиеся должны уметь:

-распознавать природные объекты с помощью атласа-опреде­лителя; различать наиболее распространенные в данной местно­сти растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

-проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

-объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

-выполнять правила личного поведения в природе, обосновы­вать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

-выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказы­вать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обра­щаться с бытовым фильтром для очистки воды;

-владеть элементарными приемами чтения карты;

-приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Формирование ИКТ- компетентности учащихся.

Учатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Учатся создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их.

Учатся готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.


5. Содержание учебного предмета, курса.

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла­нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного не­ба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогра­фической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической кар­те изучаемых географических объектов; поиск и показ изу­чаемых объектов на карте природных зон России; рассмат­ривание гербарных экземпляров растений различных при­родных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (13 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во­доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными прес­ного водоема, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассмат­ривание образцов полезных ископаемых своего края, определе­ние их свойств; рассматривание гербарных экземпляров расте­ний различных сообществ, их распознавание с помощью атла­са-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на­уки и техники, объединившие весь мир; пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время. Представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна горо­дов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй — последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримеча­тельностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объ­екты на исторических картах.

Современная Россия (9ч + 2 ч резерв)

Мы — граждане России. Конституция России — наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.



Учебно-тематический план


п/п

Наименование

раздела, темы

Кол-во

часов

(всего)

рк

ср

икт

1

Земля и человечество.

9

3

1

4

2

Природа России.

10

2

1

6

3

Родной край – часть большой страны.

13

5

1

5

4

Страницы всемирной истории.

5

5

1

5

5

Страницы истории России.

20


1

10

6

Современная Россия.

9+2 резерв

1

1

2

ИТОГО:

68

16

6

32



























Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир»



урока

раздел

Планируемое количество часов

Фактическое количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

Согласовано

48-64

Путешествие по городам и странам

16

3

Карантин, приказ директора школы от 02.02.2020 № 234

Добавление вкраплений в программу
























6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.


уро

ка


Тема раздела, урока

Содержание урока


Ожидаемые результаты

Понтия

Дз

дата


Земля и человечество (9 ч) ИКТ-4, РК-3, СР-1


1

Мир глазами астронома.

ИКТ Астрономия

РК Звездное небо села

Кор.Города Золотого кольца

Познакомить уч-ся с наукой, изучающей Вселенную. Сформировать представления о Вселенной, о размерах и природе Солнца; о планете Земля, о форме и размерах Земли.

П: определять причины явлений, событий. Р: Принимать и сохранять учебную задачу. К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;


Астроном, вселенная



2

Планеты Солнечной системы.

ИКТ Солнечная система

Кор.Москва

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражающееся в интересе к её природе.

П: выявление существенных признаков объектов. Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном матери-але в сотрудничестве с учителем. К: делать выводы на основе обобщённых знаний.

Солнечная система.



3

Звёздное небо – великая книга Природы.

Кор. Питербург

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе.

П:извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К: высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать.

Созвездие, звездная карта



4

Мир глазами географа.

Оценивать жизненные ситуации

П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать фак ты и явления; определять причины явлений, событий. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной за дачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. К: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

география



5

Мир глазами историка.

ИКТ Исторические события

Осознание себя членом общества и государства, чувство гордости и любви к родной стране.

Р:Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П:Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К:Задавать вопросы, высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать.

история



6

Когда и где?

РК Мой адрес в мире

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, на родам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П:Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К: высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать.

Родина



7

Мир глазами эколога.

РК Экология моего села

ИКТ Проблемы экологии

Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей.


Р:Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. П:Формировать собственное мнение и позицию. К: активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

экология



8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Установка на безопасный здоровый образ жизни. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

П:Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К:Использовать речь для регуляции своего действия. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации.

Здоровый образ жизни



9

Международная Красная книга. Обобщение по разделу «Земля и человечество».

Самостоятельная работа по разделу«Земля и человечество».

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Р:Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К: Адекватно использовать речевые средства.

Красная книга




Природа России (10 ч) ИКТ-6, РК-2, СР-1


10

Равнины и горы России.

ИКТ Поверхность Земли

РК Поверхность нашего края

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе.

Р:Принимать и сохранять учебную за дачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Равнины и горы



11

Моря, озёра и реки России.

ИКТ Моря и озера России

РК Водоемы Хабаровского края

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Р:Принимать и сохранять учебную зада чу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном мате риале в сотрудничестве с учителем. П:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Моря, озёра и реки



12

Природные зоны России.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нор мах, социальной справедливости и свободе.

Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. К: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Природные зоны



13

Зона Арктических пустынь.

ИКТ Арктическая пустыня

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражающееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Р:Осознание и принятие базовых обще человеческих ценностей. П:Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний.

Арктическая пустыня



14

Тундра.

ИКТ Природная зона тундры

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

П:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Р: Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний.

Тундра



15

Леса России.

Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

Р:Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Зона леса



16

Лес и человек.

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе.

Р: Различать способ и результат действия. П:Делать выводы на основе обобщения знаний. К:Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Природоохрана



17

Зона степей.

ИКТ Степь

Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

Р:Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Степь



18

Пустыни.

ИКТ ПУстыня

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к род ной стране, выражающееся в интересе к её при роде, её куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Р:Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П:Добывать но вые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

пустыня



19

У Черного моря.

Самостоятельная работа по разделу «Природа России»

Изучение мира природы черноморского побережья.

П: Добывать новые знания: извлекать информацию. Р: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. К:готовность слушать собеседника и вести диалог.





Родной край – часть большой страны (13 ч.) ИКТ-5, РК-5, СР-1

20

Наш край. Поверхность нашего края.

ИКТ/РК Мой край

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Р:Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного.

Хабаровский край



21

Водные богатства нашего края.

ИКТ/РК Озера и реки нашего края

Осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей.


Р:Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного




22

Наши подземные богатства.

ИКТ/РК Богатство подземное

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Р:овладение начальными сведения ми о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности. П: освоение способов решения проблем творческого и по искового характера. К: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Полезные ископаемые



23

Земля – кормилица.

РК Земледелие Хабаровского края

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Р: Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П:Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К:Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Земледелие



24

Жизнь леса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.

Р:овладение базовыми предметны ми и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. П:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Адекватно использовать речевые средства.

экосистема



25

Жизнь луга.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.


П:способность осознавать и оценивать свои мысли и действия. К: использование различных способов поиска, обработки и интерпретации информации. Р:формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

экосистема



26

Жизнь в пресных водах.

ИКТ Подводная экскурсия

Формирование уважительного отношения к иному мнению.


П:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:контроль, коррекция действий партнера. Р:определение промежуточных целей с учетом конечно го результата.

экосистема



27

Экскурсия в природные сообщества родного края.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.


П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответствии с нормами языка. Р:сличение способа действия и его результата.

природные сообщества



28

Наши проекты.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

П:самостоятельное определение познавательной цели. К:использование речевых форм для решения коммуникативных и познавательных задач. Р:использование различных способов по и интерпретации ин формации.




29

РК Растениеводство в нашем крае.

Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное к нему отношение.

П: соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Р:использовать речь для регуляции своего действия.

Растениеводство



30

РК Животноводство в нашем крае.

Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное к нему отношение.

П: осознанное и произвольное по строение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:формирование умения планировать, контролировать и К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Животноводство



31

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

П:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К:умение владеть диалогической речью. Р:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.




32

Презентация проектов.

Развитие самостоятельности и личной ответственности.

П:поиск и выделение необходимой информации. К:инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р:само и взаимооценка деятельности.





Страницы всемирной истории (5 ч) ИКТ-5, РК-5, СР-1

33

Начало истории человечества.

ИКТ Экскурсия в прошлое

Осознание себя членом общества и государства,

чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

П:Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Р:Формирование уважительного отношения к иному мнению.

эра



34

Мир древности: далекий и близкий.

ИКТ Древний мир

Оценивать жизненные ситуации.






П:самостоятельное определение и формулирование цели, умение владеть диалогической речью. К:строить речевое высказывание в уст ной и письменной речи. Р: приходить к общему решению в совместной деятельности.

Мир древности



35

Средние века: время рыцарей и замков.

ИКТ Средневековый мир

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор.

П:.самостоятельное определение и формулирование цели. К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью. Р:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Средние века



36

Новое время: встреча Европы и Америки.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.


П:классификация объектов по выделенным признакам. К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р:оценивание качества и уровня усвоения знаний.

Новое время



37

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Проявлять уважение к чу жому мнению, в том числе мнению сверстников.


П:.самостоятельное определение и формулирование цели. К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью. Р:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Новейшее время




Страницы истории России (20 ч) ИКТ-10, РК-0, СР-1

38

Жизнь древних славян.

ИКТ Славяне и их быт

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

П:соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной задачей. Р:использовать речь для регуляции своего действия.

Быт славян



39

Во времена Древней Руси.

ИКТ Древняя Русь

Осознание себя членом общества и государства,

чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

П: построение логической цепи рас суждений. Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. К:владение формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.




40

Страна городов.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

П:самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого и поискового характера. К: инициативное сотрудничество с учителем и классом. Р:составление плана и последовательности действий.




41

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответствии с нормами языка. Р:сличение способа действия и его результата.

Древняя Русь



42

Трудные времена на Русской земле.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


П:смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия. К:владение формами речи в соответствии с норма ми языка. Р: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.




43

Русь расправляет крылья.

Проявлять уважение к чужому мнению, в том числе мнению сверстников.


П:подведение под понятие, анализ, сравнение, синтез. К: построение и применение высказываний для решения постав ленной задачи. Р:взаимооценка деятельности.




44

Куликовская битва.

ИКТ Битва на Куликовом поле

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Р:Перерабатывать полученную ин формацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. К:Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. П:Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Куликовская битва



45

Иван Третий.

ИКТ Личность Ивана 3

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравствен ной отзывчивости.

П:моделирование.К: построение речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей. Р:самооценка деятельности.




46

Мастера печатных дел.

ИКТ Первопечатные книги

Формирование установки к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Р:Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П:Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. К: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

первопечатник



47

Патриоты России.

Осознание своей гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважение к культурному наследию России.

П:выдвижение гипотез и их обоснование. К:признавать возможность существования раз личных точек зрения и права каждого иметь свою. Р: умение работать в материальной и ин формационной среде.

патриот



48

Петр Великий.

ИКТ Дела Петра

Развитие самостоятельности, самооценки.

Р:Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

П:Перерабатывать полученную ин формацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного.

Петр Великий



49

Михаил Васильевич Ломоносов.

ИКТ Прорыв в науке

Развитие этических чувств, понимания и сопереживания чувствам других людей.


П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:контроль, коррекция действий партнера. Р:определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Михаил Ломоносов



50

Екатерина Великая.

ИКТ Реформы Екатерины

Принятие и освоение социальной роли учащегося.

П:поиск и выделение необходимой информации. К:умение с достаточной полнотой выражать свои мыс ли. Р:постановка учеб ной задачи.

Екатерина Великая



51

Отечественная война 1812 года.

ИКТ Первая Мировая война

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

П:выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. К:сотрудничество с классом. Р:сличение способа действия и его результата с данным эталоном.

Первая Мировая война



52

Страницы истории XIX века.

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю.

П:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К:владение монологической и диалоги ческой речью. Р:составление плана и последовательности действий.

Новая история



53

Россия вступает в XX век.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

П:самоопределение к деятельности. К:построение логической цепи рас суждений. Р:постановка учебной задачи.


Новейшая история



54

Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

П:структуирование знаний. К:умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Р:оценивание качества и уровня усвоения материала.




55

Великая Отечественная война и Великая Победа.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Р:Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П:Строить сообщения в устной и письменной форме К:Делать выводы на основе обобщённых знаний.




56

Великая Отечественная война и Великая Победа. Курская дуга.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

П:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К:владение формами речи в соответствии с нормами языка. Р:постановка учебной задачи.




57

Страна, открывшая путь в космос. Наши проекты.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Р:Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П:Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в слова рях и энциклопедиях. К:Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.





Современная Россия (9+2ч)РК-1 ИКТ-2 С.Р-1

58

Основной закон России и права человека.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

Р:Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

П:Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники ин формации. К:Оформлять свои мыс ли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.




59

Мы - граждане России.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

П:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. К:инициативное сотрудничество с учителем и классом. Р:постановка учебной задачи.




60

Славные символы России.

РК Символы Хабаровского края

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей. Р:оценивание качества и уровня усвоения материала.




61

Такие разные праздники.

ИКТ Праздники народов мира

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К:владение монологической идеологической формами речи в соответствии с поставленной задачей. Р: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.




62

Путешествие по России, по Дальнему Востоку и Сибири.

ИКТ Сибирь

РК Мой край

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

П: осознанное и произвольное пост роение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. К: контроль и оценка действий партнера.




63

По северу европейской части России.


Осознание своей этнической и национальной принадлежности.

П:самостоятельное определение познавательной цели. К:использование речевых форм для решения коммуникативных и познавательных задач. Р:использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Европейская часть России



64

Драгоценное ожерелье старинных русских городов.

ИКТ Золотое кольцо

Формирование ценностей многонационального российского общества

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:активное использование знаково-символических средств представления информации. К:использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Золотое кольцо



65

Резерв.

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

П: самостоятельное выделение и формулирование цели, К: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Р: оценивание качества и уровня усвоения материала.




66

Презентация проектов.

Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации. К: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р: составление плана и последовательности действий.




67

Резерв.

Обобщающая игра «Крестики – нолики».

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

П:самоопределение к деятельности. К:построение логической цепи рас суждений. Р:постановка учебной задачи.





68

Резерв.

Обобщающий урок–игра. КВН.

Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

П:анализ объектов с целью выделения их признаков. К: сотрудничество со сверстниками .Р: самооценка деятельности.





7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


1. А.А. Плешаков. Окружающий мир: Рабочие программы. 1-4 классы.-М.: Просвещение, 2011г.

2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение,2013 г.

3. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс.- М.: Просвещение 2014 г.

4. Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей,

общественных явлениях).

5. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

6. А.А. Плешаков. Атлас - определитель «От земли до неба»

7. О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс. Москва. «ВАКО» 2013 г.

8. Сборник рабочих программ для начальных классов «Школа России» Москва, «Просвещение», 2011г

9. Окружающий мир. КИМы 4 класс. И.Ф.Яценко. ООО «ВАКО»,2014 г.

10. Н. Т. Брыкин, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004 г.

11. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004 г.

12. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka

13. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/

14. Методические рекомендации по технологии создания электронных ресурсов к урокамhttp://svetly5school.narod.ru/metod1.html

15.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

16. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/


8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.


В результате изучения окружающего мира четвероклассники научатся.

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

- различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

- различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма родного края; основные сельскохозяйственные

растения, а также сельскохозяйственных животных края;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде

сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости,

- определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных

последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении

природного окружения;

- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране

природы;

- называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);

- называть океаны и материки;

- называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах;

- рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках России;

- объяснять, что такое Конституция;

- характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

- называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.

Четвероклассники получат возможность научиться:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями;

- работать с учебными и научно-познавательными текстами;

- составлять план учебной статьи;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- работать с различными картами;

- готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- работать в паре, группе, индивидуально;

- оценивать себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы России, некоторые города России;

- описывать отдельные (изученные) события истории Отечества;

- пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска

дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!