Рабочая программа по алгебре 7 класс. УМК И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Подольская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ШМО _________Г.В. Лаврентьева «____» __________ 2018г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР __________ Н.П. Кисаева «____» __________ 2018г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы ____________Д.А. Кузнецов «___» ___________ 2018г. |
Рабочая программа
и
календарно-тематическое планирование
уроков алгебры
Учебный год: 2018-2019
Класс: 7
Составитель: М.Н.Кирилова
учитель математики
Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова.( Москва, издательство «Просвещение», 2014г.,)
Учебник: «Алгебра 7» в двух частях, под редакцией А.Г. Мордковича: Москва, издательство «Мнемозина», 2010г., для учащихся общеобразовательных школ
Количество часов:102
Количество часов в неделю: 3
Плановых контрольных уроков: 7
Пояснительная записка
Составлено на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике
Рабочая программа по алгебре 7 классе составлена с использованием сборника программ: Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова.
( Москва, издательство «Просвещение», 2014г.,)
Цель: развитие вычислительных и формально – оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физики, химии, информатики), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьника.
Срок реализации рабочей учебной программы - один учебный год.
Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.
Уровень обучения: базовый.
Формы промежуточной и итоговой аттестации. Промежуточная аттестация проводится в форме мониторинговых контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация в форме контрольной работы за год.
Текущая контрольная работа №1 по теме: «Линейные уравнения. Математическая модель» заменена Входной мониторинговой контрольной работой. Контрольная работа №1 планируется в форме самостоятельной работы.
В планирование 7 класса предусмотрено выделение резерва (5 часов) из уроков повторения для проведения контрольных работ в рамках мониторинга.
Содержание курса алгебры
7 класса
1. Математический язык. Математическая модель.
Числовые и алгебраические выражения. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций.
2. Линейная функция.
Координатная прямая, виды промежутков на ней. Координатная плоскость. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Отыскание наибольших и наименьших значений линейной функции на заданном промежутке. Прямая пропорциональность и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций. Возрастание и убывание линейной функции.
3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Основные понятия, связанные с системами двух линейных уравнений с двумя переменными. Графическое решение систем. Метод подстановки, метод алгебраического сложения. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).
4. Степень с натуральным показателем и её свойства.
Определение степени с натуральным показателем, таблицы основных степеней. Степень с нулевым показателем.
5. Одночлены. Арифметические операции над одночленами.
Понятие одночлена, его стандартный вид. Сложение и вычитание одночленов, умножение одночленов, возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.
6. Многочлены. Арифметические операции над многочленами.
Понятие многочлена, его стандартный вид. Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен, умножение многочлена на многочлен. Формулы сокращённого умножения. Деление многочлена на одночлен.
7. Разложение многочленов на множители.
Понятие о разложении многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения. Комбинирование различных приёмов. Понятие тождества и тождественного преобразования алгебраического выражения. Первые представления об алгебраических дробях: сокращение алгебраических дробей.
8. Функция y = x2.
Функция y = x2, её свойства и график. Отыскание наибольших и наименьших значений функции на заданных промежутках. Графическое решение уравнений. Функции заданные разными формулами на различных промежутках («кусочные» функции). Понятие о непрерывных и разрывных функциях. Разъяснение смысла записи y = f(x). Функциональная символика.
Обязательные результаты обучения.
1. Математический язык. Математическая модель.
В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны
Знать:
- понятие числового выражения;
- понятие алгебраического выражения, переменная, значения числового выражения, значение выражения с переменными;
- допустимые значения переменных;
- термины: «математический язык», «математическая модель»;
- понятие о трёх этапах математического моделирования.
Уметь:
- выполнять арифметические операции с обыкновенными и десятичными дробями, с положительными и отрицательными числами;
- находить числовые значения арифметических и алгебраических выражений;
- решать линейные уравнения;
- составлять математические модели реальных ситуаций (простейшие случаи);
- описывать реальные ситуации, соответствующие заданной математической моделью;
- реализовывать три этапа математического моделирования в простейших ситуациях.
2. Линейная функция.
В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны:
Знать:
- понятия координатной прямой, координатной плоскости, координат точек на прямой и плоскости;
- понятие линейного уравнения с двумя переменными и его решения;
- понятие линейной функции и её углового коэффициента, прямой пропорциональности;
- описание словами алгоритмов построения графиков прямой пропорциональности, линейной функции, линейного уравнения с двумя переменными;
- характеристики взаимного расположения на координатной плоскости графиков двух
линейных функций, заданных аналитически.
Уметь:
- находить координаты точки в координатной плоскости, строить точки по её координатам;
- строить графики уравнений x = a, y = b, y = kx, y = kx + m, ax + by + c = 0$
- преобразовывать линейное уравнение с двумя переменными к виду линейной функции;
- находить точки пересечения графиков двух линейных уравнений, двух линейных функций;
- находить наибольшее и наименьшее значение линейной функции на заданном числовом промежутке.
3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны:
Знать:
- понятие системы двух линейных уравнений с двумя переменными и её решения;
- описание словами графического метода решения системы, метода подстановки, метода алгебраического сложения.
Уметь:
- определять, является ли заданная пара чисел решением заданной системы уравнений или нет;
- решать систему двух линейных уравнений с двумя переменными графическим способом, методом подстановки, методом алгебраического сложения;
- решать задачи, сводящиеся к системам указанного вида.
4. Степень с натуральным показателем и её свойства.
В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны:
Знать:
- понятие степени, основания степени, показателя степени;
- определение an в случае, когда n = 1, и в случае, когда n – натуральное число, отличное от 1;
- определение степени с нулевым показателем;
- свойства степеней.
Уметь:
- вычислять an для любых значений а и любых целых неотрицательных значений n;
- пользоваться таблицей основных степеней;
- использовать свойства степени для вычисления значений арифметических и алгебраических выражений, для упрощения алгебраических выражений.
5. Одночлены. Арифметические операции над одночленами.
В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны:
Знать:
- понятие одночлена, стандартного вида одночлена, коэффициента одночлена;
- понятие подобных одночленов;
- термины: «алгоритм», «корректные» и «некорректные» задания;
- описание словами правила арифметических операций над одночленами.
Уметь:
- приводить одночлен к стандартному виду;
- складывать и вычитать подобные одночлены, умножать одночлены, возводить одночлены в натуральную степень;
- представлять заданный одночлен в виде суммы одночленов, в виде степени одночлена;
- делить одночлен на одночлен (в корректных случаях).
6. Многочлены. Арифметические операции над многочленами.
В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны:
Знать:
- понятия многочлена, стандартного вида многочлена;
- уметь описать словами правила выполнения арифметических операций над многочленами (сложение, вычитание, умножение многочлена на одночлен, умножение многочлена на многочлен);
- формулы сокращённого умножения и их словесное описание.
Уметь:
- приводить многочлен к стандартному виду;
- складывать и вычитать многочлены, приводить подобные члены, взаимно уничтожать члены многочлена;
- умножать многочлен на одночлен и на многочлен;
- применять формулы сокращенного умножения;
- делить многочлен на одночлен;
- решать уравнения, сводящиеся после выполнения арифметических операций над входящими в их состав многочленами, к уравнению вида ax = b;
- решать соответствующие текстовые задачи.
7. Разложение многочленов на множители.
В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны:
Знать:
- понятие разложения многочлена на множители, тождества, тождественно равных выражений, тождественного преобразования выражения;
- описание словами сути метода вынесения общего множителя за скобки, метода группировки;
- формулы разложения на множители, связанные с формулами сокращённого умножения.
Уметь:
- использовать для разложения многочлена на множители метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки, формулы сокращенного умножения, метод выделения полного квадрата;
- использовать метод разложения на множители для решения уравнений, для рационализации вычислений, для сокращения алгебраических дробей.
8. Функция y = x2.
В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны:
Знать:
- график функции y = x2;
- описание словами процесса графического решения уравнений и процесс построения графика кусочной функции;
- смысл функции y = f(x).
Уметь:
- вычислять конкретные значения и построение графика функции y = x2;
- строить графики функций, заданных различными формулами на различных промежутках;
- графически решать уравнения вида f(x) = g(x), где y = f(x) и y = g(x) – известные функции;
- находить наибольшее и наименьшее значения функции y = x2 на заданном промежутке;
- читать графики;
- решать примеры на функциональную символику.
Календарно- тематическое планирование
№ урока | № урока по теме | № п\п | Наименование темы | Кол -во часов | Дата по плану | Дата выдачи урока | Примечание |
Математический язык. Математическая модель.(13 часов) |
1 | 1 | 1.1 | Числовые и алгебраические выражения | 3 | 03.09.2018 | | |
2 | 2 | | Нахождение значений алгебраических выражений | | 04.09.2018 | | |
3 | 3 | | Преобразование выражений и нахождение его значения | | 06.09.2018 | | |
4 | 4 | 1.2 | Что такое математический язык | 1 | 10.09.2018 | | |
5 | 5 | 1.3 | Что такое математическая модель | 2 | 11.09.2018 | | |
6 | 6 | | Составление математической модели | | 13.09.2018 | | |
7 | 7 | 1.4 | Линейное уравнение с одной переменной. | 3 | 17.09.2018 | | |
8 | 8 | | Входная мониторинговая контрольная работа. | | 18.09.2018 | | |
9 | 9 | | Анализ входной контрольной работы. | | 20.09.2018 | | |
10 | 10 | 1.5 | Практикум по решению линейных уравнений | 1 | 24.09.2018 | | |
11 | 11 | 1.6 | Решение текстовых задач, выделяя три этапа математического моделирования. | 1 | 25.09.2018 | | |
12 | 12 | 1.7 | Координатная прямая | 1 | 27.09.2018 | | |
13 | 13 | | Самостоятельная работа по теме: « Линейное уравнение . Математическая модель». | | 01.10.2018 | | |
Линейная функция (13 часов) |
14 | 1 | 2.1 | Анализ контрольной работы по геометрии. Координатная плоскость | 2 | 02.10.2018 | | |
15 | 2 | | Решение задач на координатной плоскости. | | 04.10.2018 | | |
16 | 3 | 2.2 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 3 | 08.10.2018 | | |
17 | 4 | | Нахождение значений переменных линейного уравнения с двумя переменными. | | 09.10.2018 | | |
18 | 5 | | Построение графика линейного уравнения с двумя переменными. | | 11.10.2018 | | |
19 | 6 | 2.3 | Линейная функция и её график. | 3 | 15.10.2018 | | |
20 | 7 | | Построение графика линейной функции и нахождение наименьшего и наибольшего значения. | | 16.10.2018 | | |
21 | 8 | | Самостоятельная работа по построению графика линейной функции | | 18.10.2018 | | |
22 | 9 | 2.4 | Линейная функция у = kx | 2 | 22.10.2018 | | |
23 | 10 | | Практикум по построению графиков | | 23.10.2018 | | |
24 | 11 | 2.5 | Взаимное расположение графиков линейных функций | 1 | 25.10.2018 | | |
25 | 12 | 2.7 | Контрольная работа № 2 по теме « Линейная функция» | 1 | 08.11.2018 | | |
26 | 13 | | Анализ результатов контрольной работы № 2 по теме « Линейная функция» | | 12.11.2018 | | |
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (12 часов) |
27 | 1 | 3.1 | Анализ контрольной работы по геометрии. Основные понятия. | 2 | 13.11.2018 | | |
28 | 2 | | Графическое решение систем уравнений с двумя переменными | | 1511.2018 | | |
29 | 3 | 3.2 | Метод подстановки | 3 | 19.11.2018 | | |
30 | 4 | | Практикум по решению систем уравнений с двумя переменными методом подстановки | | 20.11.2018 | | |
31 | 5 | | Самостоятельная работа по решению систем методом подстановки | | 22.11.2018 | | |
32 | 6 | 3.3 | Метод алгебраического сложения | 2 | 26.11.2018 | | |
33 | 7 | | Практикум по решению систем уравнений с двумя переменными методом алгебраического сложения | | 27.11.2018 | | |
34 | 8 | 3.4 | Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций | 3 | 29.11.2018 | | |
35 | 9 | | практикум по решению задач с помощью систем линейных уравнений с двумя переменными | | 03.12.2018 | | |
36 | 10 | | Самостоятельная работа по решению задач с помощью систем | | 04.12.2018 | | |
37 | 11 | 3.6 | Контрольная работа № 3 по теме «Системы линейных уравнений» | 1 | 10.12.2018 | | |
38 | 12 | | Анализ результатов контрольной работы № 3 по теме «Системы линейных уравнений» | | 11.12.2018 | | |
Степень с натуральным показателем и ее свойства (9 часов) |
39 | 1 | 4.1 | Что такое степень с натуральным показателем | 2 | 13.12.2018 | | |
40 | 2 | | Нахождение значения степени | | 17.12.2018 | | |
41 | 3 | 4.2 | Таблица основных степеней | 1 | 18.12.2018 | | |
42 | 4 | 4.3 | Свойства степени с натуральным показателем | 2 | 20.12.2018 | | |
43 | 5 | | Вычисление значения степени | | 24.12.2018 | | |
44 | 6 | 4.4 | Умножение и деление степеней с одинаковым показателем | 2 | 25.12.2018 | | |
45 | 7 | | Нахождение значения выражений, содержащих степень | | 27.12.2018 | | |
46 | 8 | 4.5 | Степень с нулевым показателем | 1 | 10.01.2019 | | |
47 | 9 | | Самостоятельная работа на вычисления степени | 1 | 14.01.2019 | | |
| | | Одночлены (8 часов) | | | | |
48 | 1 | 5.1 | Анализ контрольной работы по геометрии. Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена | 1 | 15.01.2019 | | |
49 | 2 | 5.2 | Сложение и вычитание одночленов | 2 | 17.01.2018 | | |
50 | 3 | | Упрощение выражений | | 21.01.2019 | | |
51 | 4 | 5.3 | Умножение одночленов | 2 | 22.12.2019 | | |
52 | 5 | | Возведение одночлена в натуральную степень | | 24.01.2019 | | |
53 | 6 | 5.4 | Деление одночлена на одночлен | 1 | 28.01.2019 | | |
54 | 7 | 5.6 | Контрольная работа № 4 по теме «Одночлены. Арифметические операции над одночленами» | 1 | 29.01.2019 | | |
55 | 8 | | Анализ контрольной работы № 4 по теме «Одночлены. Арифметические операции над одночленами» | | 31.01.2019 | | |
Многочлены. Арифметические операции над многочленами (15 часов) |
56 | 1 | 6.1 | Основные понятия | 1 | 04.02.2019 | | |
57 | 2 | 6.2 | Сложение многочленов | 2 | 05.02.2019 | | |
58 | 3 | | Вычитание многочленов | | 07.02.2019 | | |
59 | 4 | 6.3 | Умножение многочлена на одночлен | 2 | 11.02.2019 | | |
60 | 5 | | Урок практикум по теме « Умножение одночлена на многочлен» | | 12.02.2019 | | |
61 | 6 | 6.4 | Умножение многочлена на многочлен | 3 | 14.02.2019 | | |
62 | 7 | | Урок практикум по теме « Умножение многочлена на многочлен» | | 18.02.2019 | | |
63 | 8 | | Проверочная работа по теме « Умножение многочленов» | | 19.02.2019 | | |
64 | 9 | 6.5 | Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и квадрат разности. | 3 | 21.02.2019 | | |
65 | 10 | | Разность квадратов | | 25.02.2019 | | |
66 | 11 | | Разность кубов и сумма кубов | | 26.02.2019 | | |
67 | 12 | 6.6 | Деление многочлена на одночлен | 1 | 28.02.2019 | | |
68 | 13 | 6.7 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 1 | 04.03.2019 | | |
69 | 14 | 6.8 | Контрольная работа № 5 по теме «Многочлены. Арифметические операции над многочленами» | 1 | 05.03.2019 | | |
70 | 15 | | Анализ контрольной работы № 5 по теме «Многочлены. Арифметические операции над многочленами» | | 07.03.2019 | | |
Разложение многочлена на множители (16 часов) |
71 | 1 | 7.1 | Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно | 1 | 11.03.2019 | | |
72 | 2 | 7.2 | Вынесение общего множителя за скобки | 2 | 12.03.2019 | | |
73 | 3 | | Решение уравнений вынесением общего множителя за скобки. | | 14.03.2019 | | |
74 | 4 | 7.3 | Способ группировки | 2 | 18.03.2019 | | |
75 | 5 | | Разложение многочлена на множители способом группировки | | 19.03.2019 | | |
76 | 6 | 7.4 | Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения. | 3 | 21.03.2019 | | |
77 | 7 | | Представление выражения в виде квадрата двучлена | | 01.04.2019 | | |
78 | 8 | | Разложение многочлена на множители. | | 02.04.2019 | | |
79 | 9 | 7.5 | Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов. (урок изучения нового материала) | 2 | 04.04.2019 | | |
80 | 10 | | Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов. ( урок закрепления изученного материала) | | 08.04.2019 | | |
81 | 11 | 7.6 | Сокращение алгебраических дробей | 3 | 09.04.2019 | | |
82 | 12 | | Практикум по сокращению алгебраических дробей | | 11.04.2019 | | |
83 | 13 | | Нахождение значения алгебраической дроби, предварительно сократив её | | 15.04.2019 | | |
84 | 14 | 7.7 | Тождества | 1 | 16.04.2019 | | |
85 | 15 | 7.9 | Контрольная работа № 6 по теме «Разложение многочлена на множители» | 1 | 18.04.2019 | | |
86 | 16 | | Анализ контрольной работы № 6 по теме «Разложение многочлена на множители» | 1 | 22.04.2019 | | |
Функция (10 часов) |
87 | 1 | 8.1 | Анализ контрольной работы по геометрии. Функция и ее график | 3 | 23.04.2019 | | |
88 | 2 | | Урок практикум по построению графика функции | | 25.04.2019 | | |
89 | 3 | | Проверочная работа по построению и чтению графика | | 29.04.2019 | | |
90 | 4 | 8.2 | Графическое решение уравнений | 2 | 30.04.2019 | | |
91 | 5 | | Графическое решение уравнений. Урок практикум. | | 06.05.2013 | | |
92 | 6 | 8.3 | Что означает в математике запись | 3 | 07.05.2019 | | |
93 | 7 | | Построение графиков функции | | 13.05.2019 | | |
94 | 8 | 8.4 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. | | 14.05.2019 | | |
95 | 9 | 8.5 | Контрольная работа № 7 по теме «Функция » | 1 | 20.05.2019 | | |
96 | 10 | | Анализ результатов контрольной работы | 1 | 21.05.2019 | | |
Обобщающее повторение курса алгебры за 7 класс(6 часов) |
97 | 1 | | Числовые и алгебраические выражения. Построение графика линейной функции и нахождение наименьшего и наибольшего значения. Резерв на мониторинг. | | 23.05.2019 | | |
98 | 2 | | Линейная функция у = kx. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Резерв на мониторинг. | | 27.05.2019 | | |
99 | 3 | | Контрольная работа за 1 полугодие. | | 06.12.2018 | | |
100 | 4 | | Контрольная работа за год. | | 16.05.2019 | | |
101 | 5 | | Резерв на мониторинг. | | 28.05.2019 | | |
102 | 6 | | Резерв на мониторинг. | | 30.05.2019 | | |
| | | Итого часов: | 102 | | | |