№ п/п | Название разделов Тема разделов Тема уроков | Тип урока | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
| АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ – 2ч |
| Предмет астрономии. | Урок изучения нового материала | Урок-семинар. Работа с учебником. | формирование положительного отношения к российской астрономической науке | формулировать выводы и заключения | воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой |
| Наблюдения — основа астрономии | Урок применения теоретических знаний | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал | использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа |
| ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ-5ч. |
| Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. | Урок применения теоретических знаний | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания | воспроизводить определения терминов и понятий: созвездие; ориентация на местности |
| Видимое движение звезд на различных географических широтах. | Урок применения теоретических знаний | Работа с учебником. | формирование познавательной и информационной культуры | находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, | воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат; иметь представление о подвижной карте звездного неба; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд на различных географических широтах |
| Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. | Комбинированный урок | Работа с учебником. | формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий | анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения | воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация Солнца, эклиптика; объяснять наблюдаемые 1невооруженным глазом движения Солнца на различных географических широтах |
| Движение и фазы Луны. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование познавательной и информационной культуры | анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения | объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движение и фазы Луны причины затмений Луны и Солнца |
| Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование познавательной и информационной культуры | готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников | воспроизводить определения терминов и понятий: местное, поясное, летнее и зимнее время; объяснять причины затмений Луны и Солнца, необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; определять время по расположению светил на небе |
| СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-8ч. |
| Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии»Развитие представлений о строении мира. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий | классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения | воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира |
| Конфигурации планет. Синодический период. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование познавательной и информационной культуры | на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования | воспроизводить определения терминов и понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет |
| Законы движения планет Солнечной системы. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | на практике пользоваться основными логическими приемами, методами мысленного эксперимента | воспроизводить определения терминов и понятий: астрономическая единица; формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера |
| Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий | выполнять познавательные и практические задания извлекать информацию из различных источников и критически ее оценивать | воспроизводить определения терминов и понятий: горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта; вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; |
| Практическая работа с планом Солнечной системы. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | организация целенаправленной познавательной деятельности в ходе практической работы | Формулировать проблему исследования и извлекать информацию | воспроизводить определения терминов и понятий. |
| Движение небесных тел под действием сил тяготения. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование познавательной и информационной культуры | выполнять познавательные и практические задания | описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. |
| Движение искусственных спутников и космических аппаратов к планетам. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью | классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; | применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни |
| Контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы» | | | | | |
| ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-6ч. |
| Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания | формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; определять понятия: Солнечная система, планета; объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли |
| Земля и Луна - двойная планета. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; | определять и различать понятия: планета, ее спутники; описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли |
| Планеты земной группы | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания | определять понятия: планеты земной группы; проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет |
| Далекие планеты. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; | описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец |
| Малые тела Солнечной системы.Карликовые планеты | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания | определять и различать понятия: малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты; -характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий |
| Метеоры, болиды, метеориты. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов. | на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента. | определять и различать понятия: метеоры, болиды, метеориты; описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения. |
| СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ-6 ч |
| Солнце- ближайшая звезда | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий | выполнять познавательные и практические задания | определять и различать понятия: звезда, модель звезды, светимость; характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю |
| Солнечная активность и её влияние на Землю. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование познавательной и информационной культуры; формирование положительного отношения к российской астрономической науке | выполнять познавательные и практические задания | определять и различать понятия: светимость, парсек, световой год; вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр–светимость»; |
| Расстояния до звезд | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование познавательной и информационной культуры | классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; | сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; |
| Характеристики излучения звезд. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | выполнять познавательные и практические задания | объяснять причины изменения светимости переменных звезд; описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; описывать этапы формирования и эволюции звезды; характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр |
| Массы и размеры звезд | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. | характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр | основные параметры состояния звездного вещества: плотность, температура, химический состав, физическое состояние. Их взаимную обусловленность. |
| Контрольная работа по теме «Солнце и звезды» | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации. | систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. | объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; |
| СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ-7ч. |
| Наша Галактика. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование познавательной и информационной культуры. | выполнять познавательные и практические задания. | характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика; определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»; распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные. |
| Наша Галактика. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации | выполнять познавательные и практические задания. | характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика. |
| Другие звездные системы – галактики. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. | находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу. | определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»; распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные. |
| Космология начала ХХ века. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. | находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный. | объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение; сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; формулировать закон Хаббла; определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых. |
| Основы современной космологии. | Комбинированный урок | Работа с учебником. Ведение проблемного диалога. | формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации. | извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать; аргументировать свою позицию | оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва; интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще неизвестна; систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной |
| Жизнь и разум во Вселенной | | Ведение проблемного диалога. | формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению | выполнять познавательные и практические задания | применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни |
| Итоговая контрольная работа | По плану ОО | | | | |