СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ктп по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно тематическое планирование по астрономии

Просмотр содержимого документа
«Ктп по астрономии»


Календарно-тематическое планирование 11 класс ( 34 часа, 1 час в неделю)


п/п

Название разделов

Тема разделов

Тема уроков

Тип урока



Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные


АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ – 2ч

Предмет астрономии.

Урок изучения нового материала

Урок-семинар.

Работа с учебником.

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

формулировать выводы и заключения

воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой

Наблюдения — основа астрономии

Урок применения теоретических знаний

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал

использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа


ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ-5ч.

Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты.

Урок применения теоретических знаний

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания

воспроизводить определения терминов и понятий: созвездие;

ориентация на местности

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

Урок применения теоретических знаний

Работа с учебником.

формирование познавательной и информационной культуры

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,


воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат;

иметь представление о подвижной карте звездного неба;

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд на различных географических широтах

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

Комбинированный урок

Работа с учебником.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения

воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация Солнца, эклиптика;

объяснять наблюдаемые 1невооруженным глазом движения Солнца на различных географических широтах

Движение и фазы Луны.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование познавательной и информационной культуры

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движение и фазы Луны причины затмений Луны и Солнца

Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование познавательной и информационной культуры

готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников

воспроизводить определения терминов и понятий: местное, поясное, летнее и зимнее время;

объяснять причины затмений Луны и Солнца, необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

определять время по расположению светил на небе


СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-8ч.

Контрольная работа № 1

по теме «Практические основы астрономии»Развитие представлений о строении мира.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения

воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира

Конфигурации планет. Синодический период.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование познавательной и информационной культуры

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования

воспроизводить определения терминов и понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет

Законы движения планет Солнечной системы.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами мысленного эксперимента

воспроизводить определения терминов и понятий: астрономическая единица;

формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

выполнять познавательные и практические задания

извлекать информацию из различных источников и критически ее оценивать

воспроизводить определения терминов и понятий: горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта;

вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

Практическая работа с планом Солнечной системы.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

организация целенаправленной познавательной деятельности в ходе практической работы

Формулировать проблему исследования и извлекать информацию

воспроизводить определения терминов и понятий.

Движение небесных тел под действием сил тяготения.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование познавательной и информационной культуры

выполнять познавательные и практические задания

описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Движение искусственных спутников и космических аппаратов к планетам.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;


применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни

Контрольная работа № 2

по теме «Строение Солнечной системы»







ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-6ч.

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания

формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

определять понятия: Солнечная система, планета;

объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли

Земля и Луна - двойная планета.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование познавательной и информационной культуры;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;


определять и различать понятия: планета, ее спутники;

описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли

Планеты земной группы

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания

определять понятия: планеты земной группы;

проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет

Далекие планеты.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование познавательной и информационной культуры;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;


описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец

Малые тела Солнечной системы.Карликовые планеты

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению


выполнять познавательные и практические задания

определять и различать понятия: малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты;

-характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий

Метеоры, болиды, метеориты.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов.

на практике пользоваться основными логическими

приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента.

определять и различать понятия: метеоры, болиды, метеориты;

описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.


СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ-6 ч

Солнце- ближайшая звезда

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

выполнять познавательные и практические задания

определять и различать понятия: звезда, модель звезды, светимость;

характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю

Солнечная активность и её влияние на Землю.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование познавательной и информационной культуры;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

выполнять познавательные и практические задания

определять и различать понятия: светимость, парсек, световой год;

вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр–светимость»;

Расстояния до звезд

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование познавательной и информационной культуры

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;


сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

Характеристики излучения звезд.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

выполнять познавательные и практические задания

объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

описывать этапы формирования и эволюции звезды;

характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр

Массы и размеры звезд

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных

проблем науки.

характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр

основные параметры состояния звездного вещества: плотность, температура, химический состав, физическое состояние. Их взаимную обусловленность.

Контрольная работа

по теме «Солнце и звезды»

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование убежденности в возможности познания

законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации.

систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;


СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ-7ч.

Наша Галактика.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование познавательной и информационной культуры.

выполнять познавательные и практические задания.

характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика;

определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»;

распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные.

Наша Галактика.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

выполнять познавательные и практические задания.

характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика.

Другие звездные системы – галактики.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу.

определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»;

распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные.

Космология начала ХХ века.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.


находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный.


объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение;

сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

формулировать закон Хаббла;

определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых.

Основы современной космологии.

Комбинированный урок

Работа с учебником. Ведение проблемного диалога.

формирование убежденности в возможности познания

законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации.

извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

аргументировать свою позицию

оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва;

интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще неизвестна;

систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной

Жизнь и разум во Вселенной


Ведение проблемного диалога.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания

применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни

Итоговая контрольная работа

По плану ОО










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!