МБОУ «Чериктейская средняя общеобразовательная школа
им. В.Ф. Афанасьева - Алданского»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ»
2 класс и 4 класс
Учитель:
Новгородова О.И.
Чериктей., 2018г
Пояснительная записка
Цель – сформировать у учащихся через активную музыкально-творческую деятельность устойчивый интерес к пению, развить индивидуальные вокальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала.
Сроки реализации программы
Рабочая программа рассчитана на 2 года, 2 класс 34 часа, 4 классы 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Режим занятий
Для успешного освоения программы количество детей в группе составляет
человек.
Формы и виды занятий
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Рабочая программа предполагает групповую форму обучения. Однако при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, так как недооценка факторов психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведет к заболеванию голосового аппарата.
Содержание курса внеурочной деятельности
Вступительное прослушивание
На вступительном прослушивании проводится проверка природных данных, таких как слух, память, ритм, координация движения, отзывчивость на музыку.
Чтобы проверить наличие музыкального слуха, ребенка просят спеть какую-нибудь песенку, при этом оценивается, правильно ли ребенок воспроизводит мелодию, насколько эмоционально реагирует на музыку.
Для проверки музыкальной памяти используется следующий тест: преподаватель поет отрывок незнакомой песенки и просит ребенка повторить ее, здесь оценивается, как точно ребенок запомнил мелодию песенки и слова.
Введение, знакомство с голосовым аппаратом.
Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.
«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития.
Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.
Распевание
Звук и механизм его извлечения.
Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.
Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.
Использование скороговорки на начало распевки.
Практические занятия:
Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять распевки.
Вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса
При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени.
Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:
лучшего;
Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научиться выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
Моделирование высоты звука движениями руки;
Формирование правильного певческого звука
Учить петь лёгким звуком, не утяжелять музыкальные фразы в заданном темпе. Учить детей не выкрикивать окончания фраз, не форсировать звук, вырабатывать навык пения в ансамбле. Исполнять песни эмоционально в соответствующем характере.
Формирование вокальных навыков
Важную роль в освоении певческих навыков ребёнка огромное значение имеет, в первую очередь, работа над чистотой интонирования, в развитии которой, как и в формировании красивого тембра голоса, имеет значение правильная артикуляция гласных и согласных звуков.
Певческая установка
При пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая. Сидеть на краешке стула, опираясь на ноги. Корпус держать прямо без напряжения, руки свободно лежат на коленях. Сидеть, положив нога на ногу, недопустимо, ибо такое положение затрудняет работу мышц живота при пении.
Работа над сценическим образом
Необходимо разобрать содержание песни педагогом совместно с исполнителями;
Сделать разбор средств музыкальной выразительности;
Приступить к созданию своего, нового образа, его сценария поведения и действий.
езультаты освоения курса внеурочной деятельности Программа направлена на формирование следующих УУД: Метапредметные результататы:
Познавательные УУД:
умение извлекать информацию из музыкальных произведений;
овладение способами решения поискового и творческого характера; Коммуникативные УУД:
наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение,
взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
участие в музыкальной жизни класса (школы, города). Регулятивные УУД:
умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
умение формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные результаты занятий:
1)формирование эстетических потребностей, ценностей;
развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Предметные результаты занятий по программе вокального кружка:
• овладение практическими умениями и навыками вокального творчества. В результате изучения курса обучающиеся научатся знать/понимать:
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса; понимать по требованию педагога слова: «петь мягко, нежно, легко»;
• понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).
Тематическое планирование для 2 классов
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Дата |
занятия | | | |
1. | Вводное занятие. | 1 | |
| Диагностика стартовых вокальных способностей | | 04.09 |
2. | Запомни незнакомую песенку и повтори | 1 | 11.09 |
3. | Чувство ритма и координация движений. | 1 | 18.09 |
4. | Музыка в нашей жизни | 1 | 25.09 |
5. | Охрана детского голоса | 1 | 2.10 |
6. | Правильная певческая установка | 1 | 9.10 |
7. | Работа над репертуаром | 1 | 16.10 |
8. | Какие чувства передает музыка | 1 | 23.10 |
9. | Роль и место музыкального и вокального искусства в развитии | 1 | 06.11 |
| ребенка. Работа над репертуаром. | | |
10 | Влияние пения на развитие личности, речи человека. | 1 | 13.11 |
11. | Голосообразование – рождение звука. Работа над репертуаром | 1 | 20.11 |
12. | Звук и механизм его извлечения | 1 | 27.11 |
13. | Правила вокальных упражнений | 1 | 4.12 |
14. | Правильное дыхание | 1 | 11.12 |
15. | Скороговорка | 1 | 18.12 |
16. | Концертная деятельность | 1 | 25.12 |
17. | Отражение звука, направление голоса | 1 | 15.01 |
18. | Точное интонирование, четкое произношение | 1 | 22.01 |
19. | Работа над репертуаром. | 1 | 29.01 |
20. | Приёмы развития слуха, направленные на формирование | 1 | 5.02 |
| слухового восприятия и вокально-слуховых представлений | | |
21. | Развитие музыкального слуха, памяти, ритмического чувства | 1 | 12.02 |
22. | Дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки | 1 | 19.02 |
23. | Концертная деятельность | 1 | 26.02 |
24. | Гигиена голоса. | 1 | 05.03 |
25. | Работа над певческим репертуаром | 1 | 12.03 |
26. | Интонация (различие между речевыми и музыкальными | 1 | 19.03 |
| интонациями) | | |
27. | Расширение певческого диапазона детей. | 1 | 02.04 |
28. | Выразительность и эмоциональность исполнения | 1 | 09.04 |
29. | Формирование чувства ансамбля | 1 | 16.04 |
30. | Культура поведения на сцене | 2 | 23.04 30.04 |
31. | Работа над песнями: | 1 | 07.05 |
| - знакомство с сюжетом, настроением, нюансами | | |
32. | Построчное разучивание песни | 1 | 14.05 |
33. | Концертная деятельность | 1 | 21.05 |
| Итого: | 34ч | |
Тематическое планирование для 4 классов
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Дата |
занятия | | | |
1. | Вводное занятие. | 1 | 6.09 |
| Диагностика стартовых вокальных способностей | | |
2. | Запомни незнакомую песенку и повтори | 1 | 13.09 |
3. | Чувство ритма и координация движений. | 1 | 20.09 |
4. | Музыка в нашей жизни | 1 | 27.09 |
5. | Охрана детского голоса | 1 | 04.10 |
6. | Правильная певческая установка | 1 | 11.10 |
7. | Работа над репертуаром | 1 | 18.10 |
8. | Какие чувства передает музыка | 1 | 25.10 |
9. | Роль и место музыкального и вокального искусства в развитии | 1 | 08.11 |
| ребенка. Работа над репертуаром. | | |
10 | Влияние пения на развитие личности, речи человека. | 1 | 15.11 |
11. | Голосообразование – рождение звука. Работа над репертуаром | 1 | 22.11 |
12. | Звук и механизм его извлечения | 1 | 29.11 |
13. | Правила вокальных упражнений | 1 | 6.12 |
14. | Правильное дыхание | 1 | 13.12 |
15. | Скороговорка | 1 | 20.12 |
16. | Концертная деятельность | 1 | 27.12 |
17. | Отражение звука, направление голоса | 1 | 17.01 |
18. | Точное интонирование, четкое произношение | 1 | 24.01 |
19. | Работа над репертуаром. | 1 | 31.01 |
20. | Приёмы развития слуха, направленные на формирование | 1 | 7.02 |
| слухового восприятия и вокально-слуховых представлений | | |
21. | Развитие музыкального слуха, памяти, ритмического чувства | 1 | 14.02 |
22. | Дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки | 1 | 21.02 |
23. | Концертная деятельность | 1 | 28.02 |
24. | Гигиена голоса. | 1 | 07.03 |
25. | Работа над певческим репертуаром | 1 | 14.03 |
26. | Интонация (различие между речевыми и музыкальными | 1 | 21.03 |
| интонациями) | | |
27. | Расширение певческого диапазона детей. | 1 | 4.04 |
28. | Выразительность и эмоциональность исполнения | 1 | 11.04 |
29. | Формирование чувства ансамбля | 1 | 11.04 |
30. | Культура поведения на сцене | 1 | 18.04 |
31. | Работа над песнями: | 1 | 25.04 |
| - знакомство с сюжетом, настроением, нюансами | | |
32. | Построчное разучивание песни | 1 | 02.05 |
33. | Концертная деятельность | 1 | 16.05 |
34 | Развитие коммуникативных способностей. Пение под | 1 | 23.05 |
| фонограмму – заключительный этап работы. | | |
Итого: | 34 ч | |