Пояснительная записка.
Эстрадное пение – действенное средство разностороннего музыкального воспитания обучающихся, развития у них специальных качеств музыкально-творческих способностей (музыкального слуха, голоса, эмоционального раскрытия содержания произведения и т.д.). Это вид музыкального искусства, имеющий ряд особенностей (коллективное творчество, возможность самореализации при не ярко выраженных вокальных данных, исполнение произведения коллективно без сопровождения), которые способствуют осуществлению музыкального воспитания.
Хоровое пение – коллективный вид исполнительства, воспитывающий дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий результат, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце».
На уроках музыки, возрос интерес учащихся к хоровому пению. Для полной реализации творческого потенциала детей была создана модифицированная программа дополнительного образования.
Цель программы – через хоровую деятельность сформировать у обучающихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокально-хоровых навыки, приобщить их к вокально-песенному искусству, развитие музыкально-эстетической культуры.
Задачи:
расширить знания обучающихся об искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;
развивать и закреплять вокально-хоровые навыки;
развивать музыкальный слух, чувство ритма, внимание, воображение, музыкальную память и восприятие, способность сопереживать;
Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Форма занятий – групповая.
Групповые занятия включают в себя вокально-хоровую работу (работу по партиям, сводные репетиции, ансамблевую работу).
Формы подведения итогов: концерты, конкурсы
Учебный план
№ | Тема занятий | Часы |
6 кл | 7 кл | |
1. | Пение как вид музыкальной деятельности. | 3 | 2 | |
2. | Разучивание и исполнение песен. | 11 | 10 | |
3. | Вокально-хоровая работа. | 17 | 19 | |
4. | Концертно-исполнительская деятельность. | 3 | 3 | |
| Всего: 68 ч. | 34 | 34 | |
Задачи:
6 класс – знакомство с голосовым аппаратом, с певческой установкой; знакомство с типами певческого дыхания; освоение навыков звукообразования, дикции; пение в унисон; эмоциональное раскрытие произведения.
7 класс – соблюдение певческой установки; развитие навыка цепного дыхания; развитие навыков звукообразования, дикции; двухголосие; создание художественного образа песни.
С теоретическими сведениями по теме «Пение как вид музыкальной деятельности» (дыхание, звукообразование, дикция, многоголосие, художественная выразительность) учащиеся знакомятся в процессе занятий в течении обучения.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика, и распевание включает в себя упражнения разной сложности в зависимости от года обучения и от уровня подготовки учащихся.
Виды контроля:
предварительный – диагностика способностей обучающихся;
текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокально-хоровыми умениями и развитием вокального мастерства;
итоговый – анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, районных, городских мероприятий, проверка уровня исполнительских вокальных навыков.
Учебно-тематический план
(6 класс)
Цель: сформировать у обучающихся основы вокальных умений и навыков через исполнительство не сложных музыкальных произведений.
№ | Тема занятий | Часы |
I | Пение как вид музыкальной деятельности | |
1 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. Строение голосового аппарата. | 1 |
2 | Правила охраны детского голоса. Вокально-певческая установка. | 1 |
3 | Упражнения на дыхание | 1 |
II | Разучивание и исполнение песен. | |
1 | Народная песня. | 3 |
2 | Произведения современных композиторов. | 8 |
III | Вокальная работа. | 17 |
IV | Концертно-исполнительская деятельность | 3 |
| Всего: | 34 |
В результате обучения пению обучающийся должен:
Знать/ Понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
вокально-хоровые навыки;
понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
жанровые основы музыки.
Уметь:
правильно дышать: делать не большой спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
петь выразительно, осмысленно;
петь в унисон.
(7 класс)
Цель: через хоровую деятельность сформировать у обучающихся устойчивый интерес к пению.
№ | Тема занятий. | Часы |
I | Пение как вид музыкальной деятельности. | |
1. | Вокально-певческая установка. Совершенствование вокальных навыков. | 1 |
2. | Упражнения на дыхание | 1 |
II | Разучивание и исполнение песен. | |
1. | Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения). | 2 |
2. | Произведения современных отечественных композиторов. | 4 |
3. | Произведения композиторов – классиков. | 4 |
III | Вокально-хоровая работа. | 19 |
IV | Концертно–исполнительская деятельность. | 3 |
| Всего: | 34 |
В результате обучения пению обучающийся должен:
Знать/ Понимать:
соблюдать певческую установку;
принципы цепного дыхания;
виды атак звука;
нотную запись двухголосия.
Уметь:
петь на одном дыхании продолжительные по времени фразы, равномерно расходуя дыхание;
Вокально полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа;
Фразировать песни;
Выразительно произносить слова в пении;
Петь чисто и слаженно в унисон;
Петь двухголосные произведения;
Дать критическую оценку своему исполнению;
Принимать активное участие в творческой жизни коллектива;
Создание музыкального образа в песнях.
Содержание дополнительной образовательной программы по годам обучения
6 класс
Вокальная работа
Дыхание.
Теория. Певческая установка. Постановка дыхания. Типы певческого дыхания (грудной, брюшной, смешанный). В целях сохранения здоровья обучающихся в образовательной программе предусмотрен инструктаж по технике безопасности.
Практика. Упражнения на дыхание.
Звукообразование.
Теория. Виды атаки звука (мягкая, твердая, придыхательная). Legato, staccato. Способы звуковедения. Звуковысотный диапазон голоса.
Практика. Упражнения на legato и staccato. Упражнение на развитие динамического диапазона голоса. Работа над подвижностью голоса. Пение закрытым ртом.
Дикция
Теория. Дикция и артикуляция. Гласные и согласные. Произношение текста. Выразительность слов в пении.
Практика. Упражнения на дикцию и артикуляцию. Скороговорки. Отработка в медленном темпе.
Унисон. Элементы двухголосия.
Теория. Унисон. Чистота интонации. Элементы двухголосия.
Практика. Пение канонов.
Художественная выразительность в пении
Теория. Эмоциональное раскрытие произведения.
Практика. Фразировка, динамические оттенки, штрихи в работе над репертуаром.
Культурно-массовая деятельность
Концерты.
7 класс
Вокально-хоровая работа
Дыхание
Теория. Цепное дыхание.
Практика. Упражнения на развитие певческого дыхания на медленной кантиленной музыке. Упражнения на развитие навыка цепного дыхания.
Звукообразование
Теория. Атака звука, её виды (продолжение).
Практика. Упражнения на виды атаки. Упражнения, развивающие звуковысотный диапазон. Упражнения на развитие динамического диапазона голоса. Работа над подвижностью голосов. Пение закрытым ртом.
Дикция
Практика. Упражнения на грамотное произношение гласных и согласных звуков. Упражнение на артикуляцию. Правильное произношение. Выразительность слов в пении. Скороговорки.
Двухголосие.
Практика. Работа над чистотой интонации в партии. Развитие навыка самостоятельно держать партию. Пение полифонических упражнений, канонов. Отработка сложных интонационных мест в медленном темпе.
Художественная выразительность в пении.
Практика. Расстановка смысловых акцентов в произведении. Художественный образ.
Культурно-массовая деятельность
Концерты.
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы необходимо:
помещение с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией;
настроенный инструмент;
достаточное количество стульев, удобных для пения;
магнитофон, видеоаппаратура;
шкаф для учебных пособий (нот, книг, кассет и т. д.).
Дидактический материал.
Упражнения для настройки голоса на правильное звукообразование;
Упражнения для развития звуковысотного диапазона;
Упражнения для развития динамического диапазона;
Упражнения на дикцию;
Упражнения для выравнивания хорового строя, ансамбля;
Партитура произведений репертуарного плана;
Аудиозаписи;
Методические пособия;
Сборники нот.
Календарно – тематическое планирование
№ УРОКА | Содержание урока | Музыкальный материал |
I. 1. | Пение как вид музыкальной деятельности. Сбор учащихся. Диагностика. Прослушивание детских голосов. | Пение учебно- тренировочного материала. |
2. | Строение голосового аппарата. Правила охраны детского голоса. | Пение учебно- тренировочного материала. |
3. | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Вокально-певческая установка. | Пение учебно- тренировочного материала. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. |
II. 1. | Разучивание народной песни. | 5 «а» р.н.п. «Со вьюном я хожу». 5 «б» лит.н.п. «Солнышко вставало». |
III. 1. | Вокально-хоровая работа. Унисон. Звуковысотное интонирование мелодии. | 5 «а» р.н.п. «Со вьюном я хожу». 5 «б» лит.н.п. «Солнышко вставало». |
2. | Дыхание во фразах и в произведении целиком. | 5 «а» р.н.п. «Со вьюном я хожу». 5 «б» лит.н.п. «Солнышко вставало». |
3. | Звукообразование. Единая манера звукообразования. | 5 «а» р.н.п. «Со вьюном я хожу». 5 «б» лит.н.п. «Солнышко вставало». |
II. 1. | Разучивание произведения современных композиторов. | 5 «а» М.Минков «Дорога добра». 5 «б» М.Минков «Дорога добра» |
III. 1. | Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона. Фиксированное звучание высоких нот. | 5 «а» М.Минков «Дорога добра». 5 «б» М.Минков «Дорога добра» |
2. | Дыхание во фразах и в произведении целиком. | 5 «а» М.Минков «Дорога добра». 5 «б» М.Минков «Дорога добра» |
3. | Художественная выразительность в пении. Фразировка, динамические оттенки, | 5 «а» М.Минков «Дорога добра». 5 «б» М.Минков «Дорога добра» |
II. 1. | Разучивание произведения современных композиторов. | 5 «а» К.Аедоницкий «Красно солнышко». 5 «б» Н.Хрисаниди «Родина». |
III. 1. | Вокально-хоровая работа. Звукообразование. Legato, способ звуковедения. | 5 «а» К.Аедоницкий «Красно солнышко». 5 «б» Н.Хрисаниди «Родина». |
2. | Дикция. Выразительность слов в пении. | 5 «а» К.Аедоницкий «Красно солнышко». 5 «б» Н.Хрисаниди «Родина». |
3. | Унисон. Элементы двухголосия. | 5 «а» К.Аедоницкий «Красно солнышко». 5 «б» Н.Хрисаниди «Родина». |
IV. | Концертно-исполнительская деятельность. | Исполнение разученного репертуара. |
II. 1-2. | Разучивание народной песни. | 5 «а» р.н.п. «Среди долины ровныя» 5 «б» р.н.п. «Уж ты поле моё» |
III. 1. | Вокально-хоровая работа. Унисон. Звуковысотное интонирование мелодии. | 5 «а» р.н.п. «Среди долины ровныя» 5 «б» р.н.п. «Уж ты поле моё» |
2. | Дыхание во фразах и в произведении целиком. | 5 «а» р.н.п. «Среди долины ровныя» 5 «б» р.н.п. «Уж ты поле моё» |
3. | Звукообразование. Единая манера звукообразования. | 5 «а» р.н.п. «Среди долины ровныя» 5 «б» р.н.п. «Уж ты поле моё» |
II. 1-3. | Разучивание произведения современных композиторов. | 5 «а» Я. Дубравин «Песня о Хоттабыче» 5 «б» Я. Бубравин «Родина» |
III. 1. | Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона. Фиксированное звучание высоких нот. | 5 «а» Я. Дубравин «Песня о Хоттабыче» 5 «б» Я. Бубравин «Родина» |
2. | Дыхание во фразах и в произведении целиком. | 5 «а» Я. Дубравин «Песня о Хоттабыче» 5 «б» Я. Бубравин «Родина» |
3. | Художественная выразительность в пении. Фразировка, динамические оттенки, | 5 «а» Я. Дубравин «Песня о Хоттабыче» 5 «б» Я. Бубравин «Родина» |
II. 1-3. | Разучивание произведения современных композиторов. | 5 «а» С. Смирнов «Не грусти улыбнись и пой» 5 «б» С. Смирнов «Любим мы бродить по лужам» |
III. 1. | Вокально-хоровая работа. Унисон. Звуковысотное интонирование мелодии. | 5 «а» С. Смирнов «Не грусти улыбнись и пой» 5 «б» С. Смирнов «Любим мы бродить по лужам» |
2. | Дикция. Выразительность слов в пении. | 5 «а» С. Смирнов «Не грусти улыбнись и пой» 5 «б» С. Смирнов «Любим мы бродить по лужам» |
3. | Художественная выразительность в пении. Фразировка, динамические оттенки, | 5 «а» С. Смирнов «Не грусти улыбнись и пой» 5 «б» С. Смирнов «Любим мы бродить по лужам» |
IV. 1-2. | Концертно-исполнительская деятельность. | Репетиция и концерт. Исполнение песенного репертуара. |
Календарно- тематическое планирование
Поурочное планирование
2 – ой год обучения.
8