ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Целью физического воспитания в лицеи является всестороннее развитие личности
посредством формирования физической культуры. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением основных задач, направленных на:
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств.
Решая задачи физического воспитания, педагогическому коллективу необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты как формирование потребностей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативный . Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Вариативная часть обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей учащихся, преимущество отдается спортивным играм (баскетбол, футбол, волейбол).
Рабочая программа рассчитана на освоение учебного материала за 70 уроков в 10 и 68 часов в 11 классе физической культуры в год. Содержание данной программы предназначено для учащихся основной и подготовительной медицинских групп.
Учебная программа подготовлена на основании Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Автор: Доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Здане- вич, 4-е издание, Просвещение,2007г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
Задачи физического воспитания учащихся 10-11 классов направлены на:
содействие гармоничному физическому развитию, выработке умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояние стрессам;
формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:
использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни;
осуществлять коррекцию недостатков физического развития;
проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности:
участвовать в соревнованиях по легкоатлетическому четырехборью (бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость);
осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями:
согласовывать свое поведение с интересами коллектива;
при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности;
сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.
Уровень физической культуры, составляющий вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый лицеем, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта), разрабатывает и определяет учитель.
УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
На уроках физической культуры в 10 - 11 классах решаются все основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания, которые вытекают из цели общего и среднего образования, - содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учащимся личной физической культурой.
Прежде всего, на уроках продолжается работа по выработке умений использовать средства физической культуры для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам, для отдыха, и досуга. В числе оздоровительных задач важное место принадлежит формированию у молодых людей общественных и личных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности, а также содействию их гармоничному развитию.
В процессе усвоения материала программы углубляются знания старшеклассников о закономерностях спортивной тренировки, двигательной активности, о значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, службы в армии, выполнения функций материнства и отцовства; даются конкретные представления о самостоятельных занятиях с целью улучшения физического развития и двигательной подготовленности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
В старшем школьном возрасте продолжается дальнейшее обогащение двигательного опыта, повышение координационного базиса путем освоения новых, еще более сложных двигательных действий и вырабатывается умение применять их в различных по сложности условиях.
В тесной взаимосвязи с закреплением и совершенствованием двигательных навыков (техники и тактики) осуществляется работа по разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скоростных, гибкости) и координационных (быстроты перестроения и согласования двигательных действий, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости) способностей, а также сочетанию этих способностей.
Углубляется начатая на предыдущих ступенях работа по закреплению у юношей и девушек потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта, формированию у них адекватной самооценки. При этом делается акцент на воспитание таких нравственных и волевых качеств личности, как самосознание, мировоззрение, коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание, а также на развитие психических процессов и обучение основам саморегуляции.
Педагог должен обеспечить каждому юноше и девушке одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставить им разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы. Учитель должен опираться на широкие и гибкие средства и методы обучения, создать условия для занятий старшеклассников избранными видами спорта и физических упражнений.
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ПРИЕМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ, СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ И САМОКОНТРОЛЯ
Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (1-2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки:
социокультурные основы;
физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности;
ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности и всесторонность развития личности;
укрепление здоровья и содействие творческому долголетию;
физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни;
физическая подготовленности, к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества;
современное олимпийское и физкультурно-массовое движения, их социальная направленность и формы организации;
спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Психолого-педагогические основы:
способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности;
основные формы и виды физических упражнений;
понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений из современных систем физического воспитания;
способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий;
основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта;
основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание, легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий;
основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта (спортивные игры, легкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика, плавание). Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях.
Медико-биологические основы:
роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия;
основы организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца), характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья;
основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом;
вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни.
Закрепление навыков закаливания:
воздушные и солнечные ванны;
обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней (изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей юношей и девушек).
Закрепление приемов саморегуляции:
повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе;
аутогенная тренировка;
психомышечная и психорегулирующая тренировки;
элементы йоги.
Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля, освоенных ранее.
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
В 10 - 11 классах продолжается углубленное изучение одной из спортивных игр1, закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, ведение, броски и др.), защитных действий, усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите (табл. 5).
Программный материал по спортивным играм Таблица 5
Основная направленность | 10 - 11 классы |
Совершенствование знаний о физической культуре | Терминология избранной спортивной игры, техника владения мячом, техника перемещений, индивидуальные, групповые и командные атакующие и защитные тактические действия. Влияние игровых упражнений на развитие координационных и кондиционных способностей, психические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях спортивными играми |
Овладение организаторскими способностями и умениями | Организация и проведение спортивной игры с учащимися младших классов и сверстниками, судейство и комплектование команды, подготовка мест для проведения занятий |
Самостоятельные занятия | Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, скоростных способностей и выносливости; игровые упражнения по совершенствованию технических приемов; подвижные игры, игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр; спортивные игры. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях спортивными играми |
Баскетбол |
Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений |
Совершенствование ловли и передач мяча | Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях) |
Совершенствование техники ведения мяча | Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника |
Совершенствование техники бросков мяча | Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника |
Совершенствование техники защитных действий | Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание) |
Совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей | Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
Совершенствование тактики игры | Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите |
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей | Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам |
Волейбол |
Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений |
Совершенствование техники приема и передач мяча | Варианты техники приема и передач мяча |
Совершенствование техники подач мяча | Варианты подач мяча |
Совершенствование техники нападающего удара | Варианты нападающего удара через сетку |
Совершенствование техники защитных действий | Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка |
1 В качестве базовых игр считать - баскетбол, волейбол и футбол (для юношей).
Основная направленность | 10 - 11 классы |
Совершенствование тактики игры | Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите |
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей | Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам |
Футбол |
Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений |
Совершенствование техники ударов по мячу и остановок мяча | Варианты ударов по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты остановок мяча ногой, грудью |
Совершенствование техники ведения мяча | Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника |
Совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
Совершенствование техники защитных действий | Действия против игрока без мяча и с мячом (выбивание, отбор, перехват) |
Совершенствование тактики игры | Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите |
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей | Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам |
Совершенствование координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий и реакций, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию и ритму) | Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, метания в цель различными мячами, жонглирование (индивидуально, в парах, у стенки), упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом, выполняемые также в сочетании с акробатическими упражнениями и др.; варианты круговой тренировки, комбинированные упражнения и эстафеты с разнообразными предметами (мячами, шайбой, теннисными ракетками, бадминтонной ракеткой, воздушными шарами). Подвижные игры с мячом, приближенные к спортивным. |
Развитие выносливости | Всевозможные эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры, двусторонние игры и игровые задания с акцентом на анаэробный или аэробный механизм длительностью от 20 с до 18 мин |
Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей | Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений на расстояние от 10 до 25 м, ведение мяча в разных стойках, с максимальной частотой 10-13 с, подвижные игры и эстафеты с мячом в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность |
Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием игры продолжается процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств. Учитывая, что к 10 классу учащиеся владеют техникой основных приемов (с мячом и без мяча), увеличивается значимость упражнений с мячом для сопряженного воздействия на технику, тактику, развитие способностей. Больший удельный вес приобретают игровой и соревновательный методы.
Наряду, с совершенствованием ранее усвоенных приемов и взаимодействий в 10 - 11 классах продолжается овладение более сложными приемами техники владения мячом, групповыми и командными тактическими действиями.
В процессе занятий необходимо чаще использовать индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приемами, при развитии тех или других двигательных способностей. Среди способов организации учащихся на занятиях целесообразно чаще применять метод круговой тренировки, используя упражнения с мячом, направленные на развитие конкретных координационных и кондиционных способностей, совершенствование основных приемов.
В старшем школьном возрасте увеличивается удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Вместе с тем к командным тактическим действиям следует приступать тогда, когда учащиеся хорошо овладеют групповыми взаимодействиями в нападении и защите. В противном случае учащийся может попросту не освоить требуемое тактическое упражнение.для развития названных способностей относится ко всем спортивным играм. Координационная сложность упражнений, объем и интенсивность, условия их выполнения определяются учителем в соответствии с методическими требованиями и индивидуальными различиями девушек и юношей.
ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ
В старших классах продолжается более углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. Вместе с тем в программный материал включены для освоения новые гимнастические упражнения (табл. 6).
Таблица 6
Программный материал по гимнастике с элементами акробатики
Основная направленность | 10—11 классы |
Юноши | Девушки |
Совершенствование строевых упражнений | Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении |
Совершенствование общеразвивающих упражнений без предметов | Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении |
Совершенствование общеразвивающих упражнений с предметами | С набивными мячами (весом до 5 кг), гантелями (до 8 кг), гирями (16 и 24 кг), штангой, на тренажерах, с эспандерами | Комбинации упражнений с обручами, булавами, лентами, скакалкой, большими мячами |
Освоение и совершенствование висов и упоров | Пройденный в предыдущих классах материал. Подъем в упор силой; вис согнувшись, прогнувшись, сзади; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь. Подъем переворотом, подъем разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад | Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь; толчком двух ног вис углом. Равновесие на нижней жерди; упор присев на одной ноге, махом соскок |
Освоение и совершенствование опорных прыжков | Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-120 см (10 кл.) и 120-125 см (11 кл.) | Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота ПО см) |
Освоение и совершенствование акробатических упражнений | Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью. Переворот боком; прыжки в глубину, высота 150-180 см. Комбинации из ранее освоенных элементов | Сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее освоенных элементов |
Развитие координационных способностей | Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Упражнения на батуте, подкидном мостике, прыжки в глубину с вращениями. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. | Ритмическая гимнастика |
Развитие силовых способностей и силовой выносливости | Лазанье по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость. Лазанье по шесту, гимнастической лестнице, стенке без помощи ног. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, со штангой, гирей, гантелями, набивными мячами | Упражнения в висах и упорах, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, в парах |
Развитие скоростносиловых способностей | Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метания набивного мяча |
Развитие гибкости | Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных суставов. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами |
Совершенствование знаний о физической культуре | Основы биомеханики гимнастических упражнений. Их влияние на телосложение, воспитание волевых качеств. Особенности методики занятий с младшими школьниками. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при травмах |
Овладение организаторскими умениями | Выполнение обязанностей помощника судьи и инструктора. Проведение занятий с младшими школьниками |
Самостоятельные занятия | Программы тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений. Самоконтроль при занятиях гимнастическими упражнениями |
На занятиях с юношами используются новые общеразвивающие упражнения силовой направленности: с гирями, гантелями, штангой, на гимнастической стенке, скамейке и тренажерах; на занятиях с девушками
более сложные упражнения с предметами: булавами, скакалкой, обручем, мячом - и комбинации этих упражнений.
Большей координационной сложностью отличаются общеразвивающие упражнения без предметов. Это достигается путем соединения различных движений и положений рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками, акробатическими упражнениями, объединенными в различные комбинации.
Гимнастические упражнения, включенные в программу старших классов, направлены прежде всего на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц. В этом плане их отличает большая избирательная направленность. Материал программы включает также значительный набор упражнений, влияющих на развитие различных координационных способностей и гибкости.
Гимнастические упражнения для юношей играют большую роль для подготовки их к будущей трудовой деятельности и, службе в армии. Материал для девушек содержит упражнения для развития грациозности, красоты движений, способствует развитию мышечных групп, важных для выполнения функции материнства.
Во время уроков учитель должен обращать внимание учащихся на большие возможности гимнастических упражнений не только для развития физических способностей, но и для воспитания волевых качеств (особенно в упражнениях на снарядах), формирования красивой осанки, фигуры, походки, движений. В этих целях он сообщает необходимые сведения о влиянии гимнастических упражнений и об особенностях методики самостоятельных занятий.
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
В 10 - 11 классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний (табл. 7). Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) и координационных (ориентирование в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реакции, точность дифференцирования основных параметров движений) способностей.
Увеличивается процент упражнений, сопряженно воздействующих на совершенствование техники и развитие кондиционных и координационных способностей. Уроки в этих классах в значительной мере приобретают черты тренировки.
По сравнению с основной школой увеличивается длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина разбега и количество способов в прыжках и метаниях. С юношами и девушками продолжается углубленное изучение освоенных в 8-9 классах различных спортивных способов прыжков. При наличии условий и обеспечении техники безопасности возможно ознакомление старшеклассников с техникой прыжка с шестом, тройного прыжка, метания копья, диска, молота, толкания ядра.
Для усиления прикладной роли занятий и разностороннего воздействия на кондиционные и координационные способности рекомендуется чаще проводить занятия на местности в условиях преодоления естественных и искусственных препятствий. К тому же занятия на открытом воздухе обеспечивают выраженный оздоровительный эффект, способствуют закаливанию организма, укреплению здоровья.
На уроках по легкой атлетике следует создавать условия для воспитания у учащихся стремления к объективной оценке своих возможностей, самоопределению и самосовершенствованию. Выполнение трудных, но посильных заданий по развитию физических способностей, особенно выносливости, создает благоприятные условия для воспитания нравственных и волевых качеств.
На уроках физической культуры следует давать знания и вырабатывать умения творчески применять освоенные легкоатлетические упражнения в беге, прыжках и метаниях с тем расчетом, чтобы учащиеся могли использовать их во время самостоятельных тренировок, внеклассных занятий в школе и дома. В занятиях с юношами следует предусмотреть необходимость использования материала по легкой атлетике для подготовки их к службе в армии.
Таблица 7
Программный материал по легкой атлетике
Основная направленность | 10—11 классы |
Юноши | Девушки |
Совершенствование техники спринтерского бега | Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м. Эстафетный бег |
Совершенствование техники длительного бега | Бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин. Бег на 3000 м | Бег в равномерном и переменном темпе 1520 мин. Бег на 2000 м |
Совершенствование техники прыжка в длину с разбега | Прыжки в длину с 13—15 шагов разбега |
Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега | Прыжки в высоту с 9 - 11 шагов разбега |
Совершенствование техники метания в цель и на дальность | Метание мяча 150 г. с 4-5 бросковых шагов с полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1x1 м) с расстояния до 20 м. | Метание теннисного мяча и мяча 150 г. с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность и заданное расстояние в коридор Юм; в горизонтальную и вертикальную цель (lxl м) с расстояния 12-14 м. |
Метание гранаты 500 - 700 г с места на дальность, с колена, лежа; с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную цель (2х2 м) с расстояния 12-15 м, по движущейся цели (2х2 м) с расстояния 10-12 м. | Метание гранаты 300-500 г с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние. |
Бросок набивного мяча (3 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного - четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние | Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного – четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние |
На развитие выносливости | Длительный бег до 25 мин, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка | Длительный бег до 20 мин |
На развитие скоростносиловых способностей | Прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толкание ядра, набивных мячей, круговая тренировка |
На развитие скоростных способностей | Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов |
На развитие координационных способностей | Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местности; барьерный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления; метание различных предметов из различных и. п. в цель и на дальность обеими руками |
На знания о физической культуре | Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений. Виды соревнований по легкой атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований |
На совершенствование организаторских умений | Выполнение обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками |
Самостоятельные занятия | Тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой |
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Общая схема проведения занятий по лыжной подготовке остается такой же, что и в предыдущих классах. Обучение элементам лыжной подготовки должно строиться с учетом возросших функциональных возможностей организма учащихся. Для этого постепенно увеличивается длина дистанций, проходимых с равномерной и переменной интенсивностью преимущественно на среднепересеченной местности. Чаще, чем в средних классах, применяются эстафеты и различные соревнования (табл. 8).
Таблица 8
Программный материал по лыжной подготовке
Основная направленность | 10—11 классы |
Юноши | Девушки |
Освоение техники лыжных ходов | Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. |
Прохождение дистанции до 6 км | Прохождение дистанции до 5 км |
Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др. |
Прохождение дистанции до 8 км | Прохождение дистанции до 5 км |
Совершенствование знаний о физической культуре | Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях |
Паузы, возникающие во время отдыха, нужно заполнять малоинтенсивными упражнениями, желательно с закреплением ранее изученной техники передвижения на лыжах. Для этого можно использовать спуски с гор, отработку элементов техники лыжных ходов в медленном темпе, обращая особое внимание на координацию движений и правильность их выполнения.
Интервалы отдыха после интенсивной работы устанавливаются таким образом, чтобы частота пульса снизилась примерно до 130 уд./мин. Не следует резко увеличивать скорость, ее нужно повышать постепенно от урока к уроку. Учитель должен указать учащимся на конкретные участки дистанции, где необходимо повысить скорость. Нужно научить учащихся равномерно распределять силы для прохождения всей дистанции, что позволит улучшить функциональные возможности их организма.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ.
Материал вариативной части определяет сам учитель по согласованию с директором лицея. И указывает в своем календарно-тематическом планировании. При выборе материала вариативной части предпочтение следует отдавать национальным видам физических упражнений, игр, единоборствам, военно-прикладным видам спорта, а также имеющим большое прикладное значение.
В 10 -11 классах следует усилить акцент на использование водных процедур и занятий плаванием для укрепления здоровья и для закаливания, на формирование умений осуществлять закаливающие процедуры с дошкольниками и младшими школьниками
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ
К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного дня относятся физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах.
Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах («час здоровья»). Их целью является активный отдых, укрепление здоровья, закаливание, повышение умственной и физической работоспособности, выработка привычек к систематическим занятиям физическими упражнениями. Продолжительность подвижных перемен 20 - 30 мин. К концу занятий интенсивность упражнений должна снижаться, чтобы учащиеся были готовы к выполнению следующего урока. Содержание, организация подвижных перемен и их непосредственное их проведение возлагается на учителя физической культуры.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Данный раздел программы объединяет содержание внеклассных форм физического воспитания: в спортивных секциях, группах общей физической подготовки. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом пола и интересов.
Для спортивных секций материал по общей физической подготовке является единым. Материал по специальной физической подготовке представлен в программе отдельно по основным видам спорта.
ГРУППЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В группе общей физической подготовки учащиеся совершенствуют свои навыки в:
общеразвивающих упражнениях без предметов и с предметами;
упражнениях на гимнастических снарядах, акробатические упражнения;
прыжках высоту, в длину с разбега и со скакалкой;
метании мяча, оздоровительной ходьбе и беге;
подвижных и спортивных играх;
упражнениях ритмической гимнастики;
передвижениях на лыжах, коньках, велосипеде и др.
СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ
В спортивных секциях учащиеся группы совершенствуют свою общую физическую подготовку, в упражнениях для развития физических способностей (скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых), специальную подготовку и осваивают технику по отдельным видам спорта.
Легкая атлетика: кроссы, бег на короткие и длинные дистанции; прыжки в длину и в высоту с разбега; тройной прыжок; бег с барьерами; метание гранаты; толкание ядра; передача эстафеты.
Баскетбол: броски в корзину - одной рукой от плеча с места, в движении, в прыжке, сверху крюком, одной рукой снизу, сверху вниз и добивание двумя руками сверху; финты; индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите; двусторонняя игра.
Волейбол: подачи - нижняя прямая, верхняя прямая, передачи - верхняя, верхняя в прыжке; нападающие удары - прямой, прямой с переводом, боковой; блокирование; прием снизу двумя руками, одной рукой; тактические действия в нападении и защите - индивидуальные, групповые и командные; двусторонняя игра.
Футбол: передвижения и прыжки; удары по мячу серединой подъема, с полулета, внутренней и внешней частью подъема, внутренней и внешней стороной стопы, носком; удары головой - лбом; удары боковой частью стопы, серединой подъема, голенью, головой, грудью; финты; тактические приемы в нападении - индивидуальные, групповые и командные действия; игра вратаря - при ловле низких, полувысоких, высоких мячей, отбивание, вбрасывание, выбивание.
Настольный теннис: удары мяча - без вращения, с нижними и верхним вращениями; тактические приемы - атакующего против защитника, защитника против атакующего; парная игра.
Военно-прикладная подготовка:
метание гранаты (310 г) в цель (окоп) и на дальность;
гранаты (600 г) из окопа (укрытия);
гранаты (1070 г) в контур мишени № 12 (танк);
преодоление общевойсковой полосы препятствий;
стрельба из пневматической и малокалиберной винтовки;
марш-броски на 6 и 10 км;
ориентирование на местности и движение по азимуту.
ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ И СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
К общешкольным физкультурно-массовым и спортивным мероприятиям следует отнести: дни здоровья и спорта; внутришкольные соревнования; туристические походы и слеты; физкультурные праздники.
Цель этих мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и видами спорта, подведение итогов физкультурноспортивной работы и активный отдых.
Выполнение комплексной программы должно обеспечить необходимый объем двигательной активности учащихся.
На протяжении всего учебного года школьнику предоставляется возможность участвовать в спартакиаде лицея по следующим видам спорта: кросс - 1000 м (юноши и девушки); настольный теннис; баскетбол; волейбол; лыжные гонки; футбол.
аблица 4.
Распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов) при трехразовых занятиях в неделю
№ | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
Классы |
10 | 11 |
1. | Базовая часть | 58 | 58 |
1.1. | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2. | Спортивные игры | 20 | 20 |
1.3. | Гимнастика с элементами акробатики | 12 | 12 |
1.4. | Легкая атлетика | 20 | 18 |
1.5. | Лыжная подготовка | 12 | 12 |
1.6. | Элементы единоборств | | |
2. | Вариативная часть | 10 | 10 |
2.1 | По выбору учителя | 4 | 4 |
2.2 | Национальный и региональный компонент | 6 | 6 |
| Итого: | 70 | 68 |
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ и критерии оценивания практических умений и навыков.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся по окончании лицея должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры:
объяснять:
роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
характеризовать:
индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
особенность организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенностей развития физических способностей на занятиях физической культурой;
особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
соблюдать правила:
личной гигиены и закаливания организма;
культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой;
страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями.
уметь:
проводить самостоятельно физические упражнения общей профессионально-прикладной и оздоро- вительно-корригирующей направленности;
осуществлять контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленности, физической работоспособности и осанкой;
осуществлять приемы массажа и самомассажа;
осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта. составлять:
индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий. определять:
уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
Иметь следующие двигательные умения, навыки и способности (табл.2.):
Таблица 2.
Таблица двигательных умений, навыков и способностей для учащихся 10 - 11 классов
Двигательные умения, навыки и способности | Физические упражнения | Юноши | Девушки |
Метания на дальность и на меткость | метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12-15 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; |
метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5х2,5 м | с 15 - 25 м (юноши); | с 10 -12 м (девушки) |
метать теннисный мяч в вертикальную цель 1x1 м | с 15 - 20 м (юноши). | с 10 м (девушки) |
Гимнастические и акробатические упражнения Единоборства | | выполнять комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекладине | выполнять комбинацию на бревне или разновысоких брусьях |
выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115 - 125 см | выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой |
выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы | комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки) |
проводить учебную схватку в одном из видов единоборств | выполнять комплекс вольных упражнений (девушки) |
ЛИТЕРАТУРА
Каинов, А. Н. Методические рекомендации при планировании прохождения материала по физической культуре в общеобразовательных учреждениях на основе баскетбола (программа А. П. Матвеева) / А. Н. Каинов. - Волгоград : ВГАФК, 2003. - 68 с.
Каинов, А. Н. Методические рекомендации планирования прохождения материала по предмету «Физическая культура» в основной школе на основе баскетбола : программа В. И. Ляха, А. А. Зданевича / А. Н. Каинов, Н. В. Колышкина. - Волгоград : ВГАФК, 2005. - 52 с.
Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся : 1-11 классы / В. И. Лях, А. А. Зданевич // Физкультура в школе. - 2004. - № 1-8.
Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2011.
Настольная книга учителя физической культуры / авт.-сост. Г. И. Погадаев ; под ред. Л. Б. Кофмана. - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 496 с.
Настольная книга учителя физической культуры : справ.-метод. пособие / сост. Б. И. Мишин. - М. : ООО «Изд-во АСТ» : ООО «Изд-во Астрель», 2003. - 526 с.
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре / авт.-сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. - М. : Дрофа, 2001. - 128 с.
Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ // Физкультура в школе. - 2006. - №
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс – 2 часа в неделю (70 часов)
п/№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
план | факт | |
| ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА | 9 | | | |
| Техника безопасности на уроках л/атлетики. Подвижные игры с элементами л/атл. Совершенствование техники высокого старта (20-40 м). Совершенствование техники стартового разгона. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек. | 1 | | | |
| Эстафеты с элементами л/атлетики. Развитие скор.-сил. к-в (прыжки, многоскоки). Совершенствование техники бега по дистанции (50-60 м). Сдача контрольного норматива - бег на 30 м. Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов ГТО. | 1 | | | |
| Бег с низкого старта. Бег с ускорением 30 м. Развитие скор.-сил. к-в (прыжки, многоскоки). Совершенствование техники бега по дистанции (50-60 м). (Финиширование)Метание мяча. Линейная эстафета. Специальные беговые упражнения. Сдача контрольного норматива - прыжок в длину с места.Спортивные игра «футбол». | 1 | | | |
| Бег с ускорением 60 м. Сдача контрольного норматива - бег на результат (60 м) Прыжки в длину с разбега. | 1 | | | |
| Метание мяча. Развитие сил. к-в. Спортивные игра футбол. Сдача контрольного норматива - поднимание туловища за 30 сек. | 1 | | | |
| Развитие выносливости. Подвижные игры с элементами л/атл. Обучение прыжкам в длину с 9-11 беговых шагов. Отталкивание, приземление. | 1 | | | |
| Закрепление прыжка в длину с 9-11 беговых шагов. Сдача контрольного норматива - наклон туловища вперед. Эстафеты. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями. | 1 | | | |
| Развитие выносливости Сдача контрольного норматива - прыжка в длину с 9-11 беговых шагов. Спортивные игра «футбол» | 1 | | | |
| Бег с низкого старта. Развитие скор.-сил. к-в (прыжки, многоскоки). Обучение техники 6-8 минутного бега по пересеченной местности. Сдача контрольного норматива - сгибание разгибание рук в упоре лежа. | 1 | | | |
| СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ Баскетбол | 6 | | | |
| ТБ на уроках по спортивным играм.. Строевые упражнения. Медленный бег. Общеразвивающие упражнения на месте и в движении. Стойка игрока, перемещения, остановка повороты. Ведение мяча в разных стойках. Учебная 2-х сторонняя игра. | 1 | | | |
| Строевые упражнения. Медленный бег. Общеразвивающие упражнения на месте и в движении. Ведение мяча в разных стойках. Броски мяча с различных дистанций. Броски мяча с различных дистанций. Челночный бег 3х10 м. | 1 | | | |
| Строевые упражнения. Медленный бег. Общеразвивающие упражнения на месте и в движении. Ведение мяча в разных стойках. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Штрафные броски. Броски мяча с различных дистанций. Броски мяча после ведения и 2-х шагов. | 1 | | | |
| Строевые упражнения. Медленный бег, ОРУ на месте и в движении. Стойка, перемещение, остановка, повороты. Ведение мяча в различной стойке. | 1 | | | |
| Броски с различных дистанций. Эстафеты с элементами баскетбола. Ведение мяча в различной стойке. Передача и ловля мяча. Учебная 2-х сторонняя игра. | 1 | | | |
| Штрафные броски. Эстафеты с элементами баскетбола. Контроль физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам, самочувствию). Учебная 2-х сторонняя игра. | 1 | | | |
| Волейбол (4 ч). Строевые упражнения. Медленный бег. Общеразвивающие упражнения на месте и в движении. Расстановка игроков на поле. Верхняя и нижняя передачи мяча. | 1 | | | |
| Строевые упражнения. Медленный бег. Общеразвивающие упражнения на месте и в движении. Ведение мяча в разных стойках. Стойка игрока, перемещения, остановка повороты. | 1 | | | |
| Строевые упражнения. Медленный бег. Общеразвивающие упражнения на месте и в движении. Верхняя подача мяча. Стойка игрока, перемещения, прыжки. | 1 | | | |
| Совершенствование передач мяча сверху двумя руками в парах через сетку; приема мяча снизу двумя руками. | 1 | | | |
| Гимнастика с элементами акробатики | 12 | | | |
| ТБ на уроках по гимнастике. Строевые упражнения. О.Р.У. Развитие силовых качеств (подтягивание, пресс). ОФП (прыжки, гибкость, челночный бег). Обучения упражнениям на невысокой перекладине: Висы и упоры. | 1 | | | |
| Совершенствование висов и упоров. Составление комбинации из связок виса и упора. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. | 1 | | | |
| Акробатика. Развитие силовых качеств (подтягивание, пресс). ОФП (прыжки, гибкость, челночный бег). Мини футбол. Эстафеты. Сдача контрольного норматива- поднимание прямых ног в висе на перекладине. | 1 | | | |
| Упражнения на брусьях. Развитие силовых качеств (подтягивание, пресс). Подвижные игры на основе борьбы «Бой петухов». Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. | 1 | | | |
| ОФП (прыжки, гибкость, челночный бег). Развитие скоростно-силовых способностей ОРУ с мячом | 1 | | | |
| Упражнения на бревне. Упражнения на перекладине. Обучение техники подъема переворотом в упор(м), передвижения в висе (д.); | 1 | | | |
| Развитие силовых качеств (подтягивание, пресс). ОФП (прыжки, гибкость, челночный бег). Силовая борьба. Лазание по канату. Закрепление техники подъема переворотом в упор(м.);, передвижения в висе (д.) | 1 | | | |
| Акробатика. Упражнения на бревне. ОФП (прыжки, гибкость, челночный бег). Оценивание техники подъема переворотом в упор(м.);передвижения в висе (д.)Подвижные игры на уроках гимнастики. | 1 | | | |
| Кувырки вперед и назад слитно. Развитие силовых качеств (подтягивание, пресс). ОФП (прыжки, гибкость, челночный бег). | 1 | | | |
| Упражнения на гимнастической скамейке. ОФП (прыжки, гибкость, челночный бег). Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры. | 1 | | | |
| Упражнения на перекладине. Упражнения на бревне. Развитие силовых качеств (подтягивание, пресс). ОФП (прыжки, гибкость, челночный бег). | 1 | | | |
| Акробатика. Борцовские упражнения на гибкость. Упражнения на перекладине. ОФП (прыжки, гибкость, челночный бег). Подвижные игры на основе борьбы - «Бой петухов» | 1 | | | |
| ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА | 12 | | | |
| Инструктаж по ТБ. На уроках лыжной подготовки. Лыжный инвентарь. Повторение попеременного двушажного хода на лыжне с уклоном. Прохождение дистанции 1 км. Повороты на месте и в движении. | 1 | | | |
| Повторение одновременного двушажного хода. Прохождение дистанции 1,5 км.. Одновременный двушажный ход. Подвижные игры на лыжах. Развитие выносливости. | 1 | | | |
| Спуски с горы. Бег по дистанции. Оценивание техники одновременного двушажного хода. Повторение техники подъемов и спусков. | 1 | | | |
| Подъем в гору различным способом Совершенствование техники подъемов, торможений, поворотов. Оценивание техники подъемов, торможений, поворотов. Подвижные игры на лыжах. Прохождение дистанции 2 км. | 1 | | | |
| Обучение скользящему шагу без палок: комплекс упражнений. Прохождение дистанции до 2 км | 1 | | | |
| Попеременный 2-х шажный ход. Оценивание техники выполнения попеременного двушажного хода. Прохождение дистанции до3 км. | 1 | | | |
| Спуски с горы. Обучение техники преодоления бугров и впадин во время передвижений на лыжах. Прохождение дистанции до3 км. | 1 | | | |
| Подъем в гору различным способом. Бег по дистанции до 3 км. Закрепление техники преодоления бугров и впадин во время передвижений на лыжах. Прохождение дистанции до3 км | 1 | | | |
| Попеременный 2-х шажный ход. Бег по дистанции до 3 км. Обучение техники перехода с одного хода на другой в зависимости от трассы. | 1 | | | |
| Повороты на месте и в движении. Оценивание техники преодоления бугров и впадин во время передвижений на лыжах во время прохождения техники дистанции. | 1 | | | |
| Прохождение дистанции 2 км на результат. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям. | 1 | | | |
| Прохождение дистанции 3 км. Без учета времени. Оценивание техники спуска с гор. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. | 1 | | | |
| Элементы национальной борьбы «Курэш» и единоборств | 6 | | | |
| Инструктаж ТБ на уроках борьбы. Средства атаки: дистанция, борцовские стойки, передвижения, перемещения, атака, защита в борьбе. | | | | |
| ОФП (прыжки, гибкость, челночный бег). Подвижные игры на основе борьбы - «Бой петухов». Пользование баней в закаливающих и общеукрепляющих целях. | | | | |
| Факторы влияющие на успех в схватке борцов «Кореш»; передвижения борцов основа успеха нападения и защиты. | | | | |
| ОФП (прыжки, гибкость, челночный бег). Стойки и передвижения в борьбе «кореш» | | | | |
| Развитие силовых качеств (подтягивание, пресс). ОФП (прыжки, гибкость, челночный бег). Совершенствование передвижения борцов, приемы нападения и защиты. | | | | |
| ОФП (прыжки, гибкость, челночный бег). Приемы самообороны при нападении без предметов | | | | |
| СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ (волейбол) | 6 | | | |
| ТБ на уроках по волейболу. Ведение мяча. Стойка, перемещение, повороты, остановка. Учебная 2-х сторонняя игра. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. | | | | |
| Технические приемы и тактические действия Оценивание техники передачи мяча сверху двумя руками в парах через сетку. Эстафеты. Игра по упрощенным правилам | | | | |
| Нижняя прямая подача, Строевые упражнения. Медленный бег, ОРУ в движении. Совершенствование прием мяча снизу двумя руками через сетку; нижней прямой подачи мяча. Совершенствование передач сверху в волейболе. | | | | |
| Передача мяча через сетку. Совершенствование приема подачи сверху и снизу.. Учебная игра. Обучение подаче мяча сверху, снизу. Учебная игра. | | | | |
| Прием мяча после подачи. Передача и приемы мяча. Эстафеты с элементами волейбола. Обучение нападающим ударам. Совершенствование подач и приемов мяча. Учебная игра. | | | | |
| Различные игровые ситуации. Подачи мяча в определенные зоны соперника. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. Эстафеты с элементами волейбола. | | | | |
| СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ (футбол, мини-футбол) | 4 | | | |
| Инструктаж ТБ. Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек. . Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперёд, ускорения, старты из различных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения). | 1 | | | |
| Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъёма, носком, серединой лба (по летящему мячу). Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. | 1 | | | |
| Совершенствование техники ведения мяча. Специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча по прямой, «змейкой»; удары с места и в движении (по неподвижному и катящемуся мячу); остановка катящегося мяча. | 1 | | | |
| Совершенствование техники ударов по воротам; ; индивидуальные тактические действия. Продолжение овладения техникой ударов по воротам. | 1 | | | |
| ЛЕГКАЯ АТЛЕТКА | 11 | | | |
| ТБ на уроках л/атлетики. Бег с низкого старта. Бег с ускорением 30 м. Развитие сил. к-в (подтягивание, пресс). Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. | 1 | | | |
| Метание мяча. Развитие выносливости Бег с ускорением 30 м. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. | 1 | | | |
| Прыжки в длину с разбега. Развитие скор.-сил. к-в (прыжки, многоскоки). Бег с ускорением 60 м. Метание мяча. Спортивная ходьба. | 1 | | | |
| Прогибание туловища во время полета и наклон вперед при приземлении. ОРУ. Техника метания гранаты с 3-х шагов разбега. Специальные прыжковые упражнения. Развивать выносливость в беге до 3,5 км. | 1 | | | |
| Совершенствование техники бега на длинные дистанции. Развивать выносливость. ОРУ. Метание гранаты на дальность (с опорой на левую ногу). | 1 | | | |
| Спортивные игры. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности. Подведение итогов за год. | 1 | | | |
| Метание мяча. Сдача контрольного норматива – бег на 1000м. Спортивная игра футбол.. | 1 | | | |
| Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО). | 1 | | | |
| Обучение туристическим навыкам, экологическая грамотность. | 1 | | | |
26