МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Севастопольский государственный университет»
МОРСКОЙ КОЛЛЕДЖ
| УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР Морского колледжа ____________/О.И.Васильченко/ “____ ”____________ 2016 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.13 ФИЗИКА |
|
специальность подготовки | 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики 09.02.03 Программирование в компьютерных системах |
|
уровень среднего профессионального образования | Специалист среднего звена |
| |
| |
квалификация | Техник, техник, техник - электромеханик, техник - программист |
| |
Севастополь - 2016
Календарно-тематический план разработан на основе рабочей программы дисциплины ОУД.13 ФИЗИКА
специальности среднего профессионального образования 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханичес-кого оборудования (по отраслям), 26.02.06 «Эксплуатация судового электрообо-
рудования и средств автоматики», 09.02.03 « Программирование в компьютер-ных системах».
Разработчик: С.А. Криницкая , преподаватель физики первой квалификацион- ной категории
Курс 1
Группы А -- 116, А -- 126, Э-- 116, ЭЭ-- 116, П-- 116, П --126
Количество часов по учебному плану, всего 206
Из них, аудиторные занятия 139
самостоятельная работа 67
Рассмотрено и одобрено Рассмотрено и одобрено на
на заседании ЦК заседании ЦК (выпускающей)
«________________________» «________________________» Протокол № от Протокол № от
«____» __ _____2016_ г. «____»________________201__ г.
Председатель Председатель
_____________ / А.З.Мелиховец/ __________________/____________/
Согласовано:
Методист ____________________________________/___________________/
Распределение часов по дисциплине
Таблица 1
Семестр | Учебная нагрузка обучающихся (час.) |
Максимальная нагрузка | Самостоятельная учебная нагрузка | Обязательная аудиторная нагрузка |
Всего часов | в т.ч. |
теоретические занятия | лабораторные работы | практические занятия | курсовая работа (проект) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 семестр | 74 | 23 | 51 | 33 | 12 | - | - |
2 семестр | 132 | 44 | 88 | 68 | 26 | - | - |
Всего | 206 | 67 | 139 | 101 | 38 | - | - |
Дата занятия | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Вид занятия | Материаль-ное и информа-ционное обеспечение занятий | Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | Формы и методы контроля | Прим. |
Вид задания | Информационное обеспечение | Кол-во (час.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| Введение | | | | | | | | |
1 | Физика – наука о природе. Моделирование физических явлений и процессов. | 2 | лекция | ОИ 1 §1 - 4 | презен-тация | И-Р1 И-Р2 | | фронт. опрос | |
| Раздел 1. Механика | 20 | | | | | | | |
| Тема 1.1 Основы кинематики | 4 | | | | | | | |
2 | Равномерное прямолинейное движение. Неравномерное прямолинейное движение. | 2 | комб. урок | ОИ 1§5 - 12 ОИ 3 №1.28 | реферат §10-12 | И-Р2 И-Р3 | 1 | самост. работа | |
3 | Равномерное вращательное движение. Период, частота. | 2 | комб. урок | ОИ 1§13-18 ОИ 3 №1.62 | доклад §17-18 | И-Р 2 И0Р 3 | 1 | индив. опрос | |
| Тема 1.2 Основы динамики | 6 | | | | | | | |
4 | Принципы относительности Галлилея. Законы Ньютона. | 2 | лекция | ОИ 1 §20 --24 | презен-тация | И-Р 4 И-Р 3 | 1 | работа в групах | |
5 | Гравитационное взаимодействие. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. | 2 | комб. урок | ОИ 1§27-29 | презен- тация §27-29 | И-Р 4 И-Р 3 | | работа по карточк. | |
6 | Сила упругости. Сила трения. Вес тела. Применение законов Ньютона. | 2 | комб. урок | ОИ 1§25-30 ОИ 3 №1.87 | презен- тация | И-Р 6 | 2 | самост. работа | динамометр |
| Тема 1.3 Законы сохранения в механике | 6 | | | | | | | |
7 | Импульс тела. Реактивное движение. Закон сохранения импульса. | 2 | комб. урок | ОИ 1 §32-33 ОИ 3 №1.66 | сообще-ние | И-Р 2 И-р 3 | 1 | индивид. задания | тележ-ки, грузы |
Содержание обучения по дисциплине ФИЗИКА 8 | Изучение закона сохранения импульса и энергии при упругом столкновении по стробоскопическим снимкам | 2 | лабор. работа | ОИ 1 §32-33 | | | | | |
9 | Работа. Энергия. Закон сохранения энергии. КПД механизмов. | 2 | комб. урок | ОИ 1§34-40 ОИ 3 №1.177 | доклад §39-40 | И-Р 3 И-Р 4 | 2 | фронт. опрос | |
| Тема 1.4 Механические колебания | 4 | | | | | | | |
10 | Механические колебания. Свободные и вынужденные. Маятники и их применение Резонанс. | 2 | комб. урок | ОИ 1§43–48 таб.30 ОИ 3 №1.207 | доклад §45-48 | И-Р 1 И-Р 3 | 1 | инд. опрос | маятники |
11 | Изучение ускорения свободного падения с помощью математического маятника | 2 | лабор. работа | ОИ 1§46 | | | | | маятники |
| Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика | | | | | | | | |
| Тема 2.1 Основы молекулярно-кинетической теории | 10 | | | | | | | |
12 | Основные положения МКТ. Броуновское движение. Силы взаимодействия. | 2 | лекция | ОИ 1 §65,66 ОИ 3 №2.2 таб.62 | доклад §66 | И-Р 1 И-Р 3 | 1 | индив. опрос | |
13 | Идеальный газ. Основное уравнение МКТ. Температура. | 2 | комб. урок | ОИ 1 §67-69 ОИ 3 №2.23 таб.68 | презен- тация §69 | И-Р 1 И-Р 3 | 2 | самост. работа | |
14 | Уравнение состояния идеального газа. | 2 | лекция | ОИ 1 §71 | реферат §71 | И-Р 2 | 1 | раб. по карточк. | |
15 | Изопроцессы. Газовые законы. | 2 | комб. урок | ОИ 1 §72 ОИ 3 №2.24 | сообще-ние | И-Р 2 | | работа в группах | пр. для изуч. газ. зак |
16 | Опытное подтверждение закона Бойля-Мариотта | 2 | лабор. работа | ОИ 1 §72-73 | | | | | баро-метр |
| Тема 2.2 Свойства паров, жидкостей и твердых тел | 12 | | | | | | | |
17 | Влажность воздуха. Приборы для измерения влажности. | 2 | комб. урок | ОИ 1 §86-88 ОИ 3 №2.88 | презен- тация | И-Р 1 И-Р 3 | 2 | самост. работа | псих-рометр, гигро-метр |
18 | Определение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра и психрометра | 2 | лабор. работа | ОИ 1 §88 | | | | | псих-рометр |
19 | Поверхностное натяжение жидкостей. Смачивание. Капиллярные явления. | 2 | комб. урок | ОИ 1 §90-92 ОИ 3 №2.98 | презен- тация | И-Р 1 И-Р 3 | 1 | индивид. опрос | кольца, мыль-ный р-р |
20 | Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкостей | 2 | лабор. работа | ОИ 1 §90-92 | | | | | |
21 | Деформация. Виды деформаций твердых тел. Механические свойства твердых тел. | 2 | комб. урок | ОИ 1 §93-98 ОИ 3 №2.99 | презен- тация | И-Р 1 И-Р 3 | 2 | индив. опрос | таб.52, 63-64 |
22 | Определение модуля упругости резины | 2 | лабор. работа | ОИ 1 §96 | | | | | |
| Тема 2.3 Основы термодинамики | 6 | | | | | | | |
23 | Внутренняя энергия и работа газа | 2 | лекция | ОИ1 §74-76 ОИ 3 №2.49 | доклад §75 | И-Р 2 | 1 | фронт. опрос | таб.65 |
24 | Количество теплоты, удельная теплоемкость. | 2 | комб. урок | ОИ1 §75 | сообще-ние | И-Р 2 | 2 | индив. опрос | |
25 | Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД. | 2 | комбин. урок | ОИ1 §77-78 ОИ 3 №2.49 | презен- тация §84-85 | И-Р 1 И-Р 2 | 2 | индив. опрос | |
26 | Итоговое занятие | 1 | комбин. урок | ОИ1 §1-78 | | | | | |
Итого | по первому семестру | 51 | | | | | | | |
| Раздел 3. Электродинамика | | | | | | | | |
| Тема 3.1 Электростатика | 8 | | | | | | | |
27 | Электрический заряд. Законы сохранения заряда. Закон Кулона. | 2 | комб. урок | ОИ1 §99-100 ОИ 3 №3.1 | сообще-ние §100 | И-Р 1 И-Р 2 | 1 | работа в группах | стекл., эбонит. палочки |
28 | Электрическое поле. Напряженность поля. | 2 | лекция | ОИ1 §101-103 | презен-тация | И-Р 3 | 2 | самост. работа | элект-рофорн. машина |
29 | Работа сил электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов | 2 | лекция | ОИ1 §104-106 ОИ 3 №3.33 | реферат §105 | И-Р 1 И-Р 3 | 2 | фронт. опрос | |
30 | Электроемкость. Конденсаторы. | 2 | лекция | ОИ1 §110 таб. 5 ОИ 3 №3.42 | реферат §110 | И-Р 3 | 2 | индивид. опрос | набор конден. |
| Тема 3.2 Законы постоянного тока | 16 | | | | | | | |
31 | Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. | 2 | комб. урок | ОИ1 §112–114 таб.18,22 | сообще-ние §113 | И-Р 2 И-Р 3 | 1 | индивид. опрос | ампер-метр ОИ 3 №3.77 |
32 | Соединение проводников. | 2 | комб. урок | ОИ1 §116-118 ОИ 3 №3.95 | презен- тация §118 | И-Р3 | 1 | работа в группах | таб.2 |
33 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | 2 | лекция | ОИ1 §113 таб. 4; 22 | презен- тация | И-Р 1 И-р 3 | 1 | индивид. опрос | регул. напр. ОИ 3 №3.88 |
34 | Определение электродвижущей силы и внутреннего сопротивления источника электрической энергии | 2 | лабор. работа | ОИ1 §113 таб. 4 | | | | фронт. опрос | реост. ампер-метр вольт-метр |
35 | Определение удельного сопротивления проводника | 2 | лабор. работа | ОИ1 §115 | | | | фронт. опрос | |
36 | Закон Джоуля-Ленца. Работа и мощность. | 2 | комбин. урок | ОИ1 §120 таб.5 | доклад §120 | И-Р 2 | 1 | работа в группах | |
37 | Определение КПД нагревателя | 2 | лаборат. работа | ОИ1 §120 | | | | фронт. опрос | |
38 | Определение температурного коэффициента сопротивления меди | 2 | лаборат работа. | ОИ1 §115 | | | | фронт. опрос | |
| Тема 3.3 Магнитное поле. Электромагнитная индукция | 8 | | | | | | | |
39 | Магнитное поле. Закон Ампера. | 2 | лекция | ОИ 1 §131-136 | сообщ. §134 | И-Р 1 | 1 | работа в группах | таб.133 |
40 | Сила Лоренца. | 2 | комбин. урок | ОИ1 §137 | презен- тация | И-Р 2 | 1 | самост. работа | |
41 | Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. | 2 | комб. урок | ОИ1 §142,143 таб.31 | презен- тация §142 | И-Р 3 И-Р 1 | 4 | индивид. опрос | набор Ленца |
42 | Изучение магнитного поля тока и явления электромагнитной индукции | 2 | лаборат. работа | ОИ1 §131 -- 143 | | | | фронт. опрос | |
| Тема 4.1 Электромагнитные колебания | 6 | | | | | | | |
43 | Электрические колебания. Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. | 2 | комбин. урок | ОИ1 §142 – 147 таб.27 | презен- тация §146 | И-Р 3 И-Р 2 | 2 | самост. работа | генера-тор |
44 | Преобразование переменного тока. Трансформатор. | 2 | лекция | ОИ1 §148 ОИ 3 №3.199 | презен- тация | И-Р 3 И-Р2 | 2 | работа в группах | транс-форм. унив. |
45 | Электромагнитные колебания. Превращение энергии в закрытом колебательном контуре. Формула Томсона. Открытый колебательный контур. | 2 | комбин. урок | ОИ1 §154-156 | презен-тация | И-Р 1 И-Р 3 | 2 | индивид. опрос | ОИ 3 №3.216 |
| Раздел 5. Оптика | | | | | | | | |
| Тема 5.1 Геометрическая оптика | 14 | | | | | | | |
46 | Электромагнитная природа света. Скорость света. Зависимость между длиной волны и частотой. | 2 | комбин. урок | ОИ1 §167 | доклад §167 | И-Р 1 И-Р 1 И-Р 3 | 1 | индивид. опрос | ОИ 3 №3.259 |
47 | Отражение света. Преломление. | 2 | комбин. урок | ОИ1 §167-168 | - | | 1 | работа в группах | набор по опти-ке |
48 | Измерение показателя преломления стекла | 2 | лаборат. работа | ОИ1 §167-168 | | | | фронт. опрос | |
49 | Линзы. Глаз. Очки. Оптические приборы. | 2 | комбин. урок | ОИ1 §171 | презен- тация | И-Р 3 | 2 | индивид. опрос | линзы |
50 | Определение главного фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы | 2 | лаборат. работа | ОИ 1 §167,168 | | | | фронт. опрос | |
51 | Фотометрия. Основные величины. Законы фотометрии. Сравнение сил света. | 2 | лекция | ОИ1 §176,177 | сообще-ние | И-Р 1 И-р 2 | 2 | раб. по карточк. | люксометр таб.43 |
52 | Сравнение сил света двух источников | 2 | лабор. работа | ОИ1 §176,177 | | | | фронт. опрос | фото-метр |
| Тема 5.2 Волновая оптика | 10 | | | | | | | |
53 | Дисперсия света. Скорость света. Интерференция. Излучение, спектры. | 2 | комбин. урок | ОИ1 §179;187 таб.42,58 | презен-тация §181-183 | И-Р 3 И-Р1 | | раб. по карточк. | набор по интерфОИ 3 №3.315 |
54 | Определение сплошного и линейчатого спектров | 2 | лабор. работа | ОИ1 §188-189 | | | | фронт. опрос | спект-роскоп |
55 | Дифракция света. | 2 | лекция | ОИ1 §182-184 | презен- тация | И-Р2 | | самост. работа | диф. решет. ОИ 3 №3.322 таб.55-57 |
56 | Наблюдение интерференции и дифракции света | 2 | лаборат. работа | ОИ1 §179-184 | | | | фронт. опрос | призма таб.53 |
57 | Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки | 2 | лаборат. работа | ОИ1 §184 | | | | фронт. опрос | диф. решет. |
| Тема 5.3 Квантовая оптика | 4 | | | | | | | |
58 | Давление света. Опыты Лебедева. Зарождение квантовой физики. Корпускулярная теория природы света. Фотоны. | 2 | комбин. урок | ОИ1 §193–195; 200 | презен- тация §198 | И-Р 3 И-Р1 | 2 | раб. по карточк. | таб.41 |
59 | Фотоэффекты. Законы внешнего фотоэффекта. | 2 | лекция | ОИ1 §196 | доклад §196 | И-Р 2 | 2 | фронт. опрос | |
| Раздел 6. Физика атома и атомного ядра | | | | | | | | |
| Тема 6.1 Основы атомной и ядерной физики | 16 | | | | | | | |
60 | Опыты Резерфорда. Постулаты Н.Бора. Строение атома. | 2 | комбин. урок | ОИ 1 §201-207 | | | | самост. работа | таб.10,43 |
61 | Методы регистрации заряженных частиц. Открытие радиоактивности. , , - излучение. | 2 | комбин. урок | ОИ1 §208 | | | | самост. работа | счетч. ион. част. ОИ 3 №4.61 |
62 | Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям | 2 | лабор. работ | ОИ1 §208 | | | | фронт. опрос | ОИ 3 №4.105 |
63 | Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. Открытие нейтрона. | 2 | лекция | ОИ1 §209 ОИ 3 №4.85 | доклад §209 | И-Р 1 И-Р 2 И-Р 3 | 2 | фронт. опрос | таб.50 |
64 | Состав атомного ядра. Ядерные силы. | 2 | комбин. урок | ОИ1 §210-211 таб.51 | презен- тация §211 | И-Р 1 И-Р 2 И-Р 3 | 1 | индивид. опрос | ОИ 3 №4.85, 4.92 |
65 | Энергия связи атомных ядер. Дефекты масс. | 2 | комбин. урок | ОИ1 §212 таб.51 | презен- тация §212 | И-Р 1 И-Р 2 И-Р 3 | 1 | фронт. опрос | ОИ 3 №4.86, 4.91 |
66 | Ядерные реакции. Цепные ядерные реакции | 2 | комбин. урок | ОИ1 §215-217 таб.48 | | И-Р 1 И-Р 3 | 2 | самост. работа | |
67 | Ядерный реактор. Термоядерные реакции. | 2 | комбин. урок | ОИ1 §218-219 таб.49 | презен- тация §218 | И-Р 1 И-Р 3 | 2 | индивид. опрос | |
| Раздел 7 Астрономия | | | | | | | | |
| Тема 7.1 Эволюция вселенной | 4 | | | | | | | |
68 | Общие сведения об астрономии, образование планетарных систем. Солнечная система. | 2 | лекция | ОИ1 §226-230 | | | 3 | самост. работа | телеск глоб. Луны |
69 | Астрономические Наблюдения | 2 | лабор. работа | ОИ1 §226-230 | | | | фронт. опрос | телеск малый |
70 | Обязательная контрольная работа. | 2 | | §1-230 | | | | | |
Итого по второму семестру | 88 | |
Всего | 139 | |
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики» и лаборатории «Физики».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебно-методическая литература по физике;
комплект учебно-наглядных пособий;
лабораторные комплекты по механике, по молекулярной физике, по электродинамике, по оптике, по квантовым явлениям.
Оборудование лаборатории:
Авометр, амперметр, вольтметр, барометр, гигрометр, психрометр, весы с разновесами, дифракционная решетка, источник электрической энергии,
Калориметр, ключ, лампы с различными нитями накала и различных мощностей, линзы, набор сопротивлений, магнит, медные электроды, микрометр, прибор для определения световой волны, прибор для определения температурного сопротивления меди, пластины стеклянные с параллельными и скошенными гранями, проволочный моток, реостат, спектроскоп, спираль,
телескоп школьного типа, термометр, электролитическая ванна и др.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Дмитриева В.Ф. Сборник задач: учеб. пособие для студ. учреждений и сред. проф. образования / В.Ф. Дмитриева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
Дмитриева В.Ф.Контрольные материалы: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / В.Ф. Дмитриева, Л.И. Васильев. – 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 112 с.
Фирсов А.В. Физика: учебник для образоват. Учреждений нач. и сред. проф. образования / А.В. Фирсов; под ред. Т.И. Трофимовой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский це Трофимова Т.И. Сборник задач: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / Т.И. Трофимова, А.В. Фирсов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 228 с.
Трофимова Т.И. Решение задач: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / Т.И. Трофимова, А.В. Фирсов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образоват. Учреждений нач. и сред. проф. образования/ В.Ф. Дмитриева – 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 448 с.
Дмитриева В.Ф. Методические рекомендации: метод.пособие/ В.Ф. Дмитриева, Л.И. Васильев. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 176 с
Дополнительные источники:
Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев , Н.Н Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 366 с.
Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. - 399 с.
Рымкевич А.П. Задачник: сборник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., «Дрофа» 2008.
Интернет-ресурсы:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –
http://school-collection.edu.ru
Открытый Колледж www.college.ru
Образовательный сайт по физике http://www.fizika.ru
Сайт «Школьный сектор» http://school-sector.relarn.ru
Тестирующий сайт www.examen.ru
Сайт «Астрономия. Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии» http://www.gomulina.orc.ruнтр