Календарно-тематическое планирование курса «География»
9 класс
№ уро ка | Тема урока | Ко-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Вид/форма контроля |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты) |
Раздел 1 Регионы России (11 часов) | |
1 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Урок-практикум | Советы по эффективной организации работы при подготовке к экзамену по географии. | Эффективная подготовка к экзамену по географии в форме ОГЭ | Оценивать свои достижения, формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к самообразованию; организовать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Лёгкий экзамен |
2 | Районирова ние России | 1 | Урок усвоения новых знаний | Природно-хозяйственное районирование. Географические районы Европейской и Азиатской России. Характеристика географического района | Подходы к районированию. Принципы и виды районирования. Административно-территориальное деление. Соотношение районов по территории, населению, объёму промышленного и сельскохозяйственного производства. | Определять виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории и направлению районирования Анализировать диаграмму, выявлять алгоритм характеристики георайона. Наносить на к/к границы природных и георайонов. Организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Текущий/тест |
3 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Урок-практикум | Источники географической информации | Изображение Земли из космоса. Отличие космического снимка от карты. | Выявлять особенности изображения поверхности Земли на космических снимках. Определять отличие космического снимка от карты. Искать и отбирать информацию, использовать средства информационных технологий. Находить географические объекты при помощи компьютерных программ. | Текущий/ сам.раб |
4 | Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно-Сибирская | 1 | Комбинированный | Географическое положение равнин. Особенности природы, геологического строения и природы равнин. Природные ресурсы и климат, сходства и различия | Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. ГП. Особенности природы, климата, геологического строения и рельефа. Природные зоны. | Выявлять особенности природы: ГП, черты сходства и различия геологического строения и рельефа, климата. Систематизировать знания о природных регионах в таблицах. Находить на карте и наносить на к/к географические объекты. Анализировать схемы. Работать в сотрудничестве. | Текущий/ презентации |
5 | Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири | 1 | Комбинированный | Характеристика природных регионов России. Урал и горы Южной Сибири | Образы природных регионов Урал и горы Южной Сибири. ГП. Особенности природы, климата, геологического строения и рельефа. Природные зоны | Анализировать схемы высотной поясности и устанавливать набор высотных поясов в горах Урала и Южной Сибири. Выяснить по тематическим картам влияние природных условий и ресурсов на размещение населения на Урале и в Южной Сибири. Работать в группе | Текущий/ опрос |
6 | Мерзлотная Россия – Восточная и Северо-Восточная Сибирь | 1 | Комбинированный | Характеристика природных регионов России. Восточная и Северо-Восточная Сибирь | Восточная и Северо-Восточная Сибирь. ГП. Особенности природы. Сравнение геологического строения и рельефа, общие черты и различия. Траппы. Полезные ископаемые. Особенности климата. Оймякон – полюс холода России. Господство многолетней мерзлоты. Природные зоны. | Выявлять особенности природы: ГП, черты сходства и различия геологического строения и рельефа, климата. Систематизировать знания о природных регионах в таблицах. Находить на карте и наносить на к/к географические объекты. Анализировать схемы. Работать в сотрудничестве | Текущий/ тест |
7 | Экзотика России – Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток | 1 | Урок усвоения новых знаний | Характеристика природных регионов России. Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток | ГП. Сравнение геологического строения и рельефа, общие черты и различия. Главные особенности природы СК и ДВ: климат, растительный и животный мир. Природные зоны. Высотная поясность. | Выявлять особенности природы: ГП, черты сходства и различия геологического строения и рельефа, климата. Систематизировать знания о природных регионах в таблицах. Находить на карте и наносить на к/к географические объекты. Анализировать схемы. | Текущий/опрос |
8 | Экологическая ситуация в России | 1 | Урок усвоения новых знаний | Экологическая ситуация. Экологическое сознание. Ответственное и бережное отношение к окружающей среде. | Возникновение ЭС. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду как причина возникновения проблемных ЭС. Эколого-географическое положение России. Виды ЭС. Экологические проблемы и их решение. | Оценивать ЭС в России, различных её регионах и своей местности на основе анализа экологической карты, материалов СМИ. Определять факторы, влияющие на возникновение ЭС. Характеризовать виды ЭС. Выявлять сущность и пути решения экологических проблем. Работать в группе. | Текущий/ тест |
9 | Экологичес кая безопасность России | 1 | Урок усвоения новых знаний | Экологическая безопасность. Экологический риск. Экологическое сознание. Ответственное и бережное отношение к окружающей среде. | Негативные последствия хозяйственной деятельности человека как причина возникновения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории. Памятник природы. Мониторинг | Выявлять значение ЭБ для природы и жизни людей. Характеризовать меры ЭБ. Определять значимость особо охраняемых природных территорий для обеспечения ЭБ. Выявлять мероприятия, проводимые для обеспечения ЭБ в своём регионе. | Текущий/ сам.раб. |
10 | Учимся с « Полярной звездой» | 1 | Урок-практикум | Географическая исследовательская практика. | Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России» | Анализировать текст учебника и дополнительные материалы с помощью изучающего чтения. Выявлять противоречия в проблеме. Составлять тезисы. Приводить аргументы в дискуссии. Обосновывать свою позицию. | Практическое задание |
11 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | Урок контроля знаний и умений | Основные понятия раздела | Готовимся к экзамену | Уметь применять знания и умения, полученные при изучении тем раздела для решения учебно-познавательных задач | Итоговый/контрольная |
Раздел 2 Европейская Россия ( 35 часов) | |
12 | Пространство Центральной России | 1 | Урок усвоения новых знаний | Центральная Россия. Характеристика экономико-географического положения. | Состав территории, ГП, особенности природы, рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Крупнейшие реки. Памятники Всемирного культурного наследия | Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны ГП районов. Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источника информации, в том числе карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Использовать средства информационных технологий. | Текущий/опрос |
13 | Центральная Россия: освоение территории и население | 1 | Комбинированный | ЦР - историческое ядро Русского государства | Освоение территории и степень её заселённости. Население: специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Условия жизни и занятия населения. Золотое кольцо России. Современные проблемы и перспективы ЦР | Текущий/тест |
14 | Центральный район | 1 | Комбинированный | Центральный район. Состав и ГП. Место и роль районов в социально-экономическом развитии страны. | География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации, развития хозяйства. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности. | Промежуточный/комплексная |
15 | Волго-Вятский район | 1 | Комбинированный | Состав и ГП. Место и роль районов в социально-экономическом развитии страны. | Состав района и его своеобразие. Специфика природы. Население, его этническое разнообразие. Крупные города и промышленные центры | Промежуточный/комплексная |
16 | Центрально-Чернозёмный район | 1 | Комбинированный | Состав и ГП. Место и роль районов в социально-экономическом пространстве страны. | Этапы освоения территории. Специализация хозяйства. Крупные города и промышленные центры. Проблемы района и пути их решения | Текущий/тест |
17 | Учимся с « Полярной звездой» | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Работа с текстом. Анализ научного и художественного текстов | | Промежуточный/сам.раб |
18 | Москва и Подмосковье | 1 | | Состав и ГП. Место и роль районов в социально-экономическом пространстве страны. | Москва – столица России. Роль Москвы в политике, экономике, культуре России. Функции Москвы. Московская агломерация Подмосковье. Особенности экономики Города науки Подмосковья | Промежуточный/теоретич |
19 | Учимся с « Полярной звездой» | 1 | Урок- дискуссия | Подготовка и проведение дискуссии на тему «Рост Москвы – это хорошо или плохо?» | Городская агломерация, главный город, пригород | Промежуточный/практическая |
20 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Урок коррекции знаний и умений | Базовые понятия и умения, полученные при изучении темы | | Итоговый/ сам.раб. |
21 | Пространство Северо- Запада | 1 | Урок усвоения новых знаний | Состав и ГП. Место и роль районов в социально-экономическом пространстве страны | Соседи района. Особенности природы: рельеф, климат, природные зоны и ресурсы. Крупные реки и озёра, памятники Всемирного наследия СЗ | Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. | Текущий/ презентация |
22 | Северо-Запад: «окно в Европу» | 1 | Комбинированный | Влияние ГП Северо-Запада на его роль и место в хозяйстве России | СЗ: «окно в Европу». Изменение роли Новгорода и истории развития района. Особенности ГП Санкт-Петербурга, его макрогеографическое и микрогеографическое положение. Дельта Невы | Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. | Текущий/ доклад |
23 | Северо-Запад: хозяйство | 1 | Комбинированный | Особенности развития хозяйства Северо-Запада | Этапы развития хозяйства, крупнейшие порты, сельское хозяйство. Калининградская область- российский анклав. ГП. Природные условия, отрасли специализации | Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. | Текущий/опрос |
24 | Санкт-Петербург – вторая столица России | 1 | Урок усвоения новых знаний | Значение Санкт- Петербурга в экономике, науке и культуре страны. | Особенности ГП. Облик города. Особенности планировки. Музеи СП и дворцово-парковые ансамбли его пригородов | Составлять описания и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источника информации, в том числе карт. | Текущий/ доклад |
25 | Учимся с « Полярной звездой» | 1 | Урок применения знаний и умений | Санкт-Петербург – вторая столица России | Создание электронной презентации «Санкт-Петербург – вторая столица России» | Уметь находить информацию, отбирать необходимую, создавать презентацию с использованием фотоматериала | Промежуточный/практическая |
26 | Обобщающий урок по теме «Северо-Запад» | 1 | Урок коррекции знаний и умений | Задания рубрики Экспресс-контроль | Базовые понятия и умения, полученные при изучении темы | Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться важной информацией, участвовать в обсуждении. | Итоговый/ контрольная |
27 | Пространство Европейского Севера | 1 | Урок усвоения новых знаний | Состав и ГП. Место и роль районов в социально-экономическом пространстве страны | Особенности природы: рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Соседи. Крупные реки, роль моря в развитии района | Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. | Текущий/ презентация |
28 | Европейский Север: освоение территории и население | 1 | Комбинированный | Этапы освоения территории Европейского Севера. Роль моря на разных этапах развития района. | Население: национальный состав, численность, специфика расселения. Традиции и быт населения. Особенности городов. Древние русские города. Памятники Всемирного культурного наследия. | Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы | Текущий/ |
29 | Европейский Север: хозяйство и проблемы | 1 | Комбинированный | Развитие хозяйства Европейского Севера. Проблемы и перспективы развития | Отрасли специализации и промышленные центры Изменения в хозяйстве района на современном этапе. Географические аспекты проблем. | Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться важной информацией, участвовать в обсуждении. | Текущий/ реферат |
30 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Крупные промышленные предприятия | Карта расположения крупного промышленного предприятия | Пр.р. Составление карты на основе решения познавательной задачи «Почему крупный металлургический комбинат «Северная Магнитка» был построен в Череповце?» | Промежуточный/практическая |
31 | Обобщающий урок по теме «Европейский Север» | 1 | Урок коррекции знаний и умений | Пространство Европейского Севера | Базовые понятия и умения, полученные при изучении темы | Применение знаний и умений для решения познавательных задач | Итоговый/ комплексная |
32 | Пространство Европейского Юга | 1 | Урок усвоения новых знаний | Пространство Северного Кавказа. Особенности ГП, природы. | Геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны и ресурсы. Кавминводы и города-курорты. | Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. | Текущий/тест |
33 | Европейский Юг: население | 1 | Комбинированный | География народов СК и специфика его расселения | Этническая и религиозная пестрота. Быт, традиции, занятия населения. Особенности городов СК | Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. | Текущий/ презентация |
34 | Европейский Юг: освоение территории и хозяйство | | Комбинированный | Этапы хозяйственного освоения территории. Особенности современного хозяйства. | Сельское хозяйство – главная отрасль экономики СК. АПК района. Значение Кавказа для России в наши дни. | Составлять описания и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источника информации, в том числе карт. | Текущий/опрос |
35 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Урок применения знаний и умений | Развитие рекреации на СК | Северный Кавказ – рекреационная зона | Пр.р.Разработка проекта «Развитие рекреации на Северном Кавказе». Использование научных методов исследования в создании проектов | Промежуточный/практическая |
36 | Обобщающий урок по теме «Европейский Юг» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний и умений | Пространство Европейского Юга | Пространство Северного Кавказа. | Выполнять задания разного уровня сложности в формате ОГЭ | Итоговый/ смешанная |
37 | Пространство Поволжья | 1 | Урок усвоения новых знаний | Поволжье: ГП, природа, состав и соседи района | Особенности природы: рельеф, климат, природные зоны и ресурсы. Волга – главная хозяйственная ось района. Всемирное культурное наследие Поволжья | Составлять описания и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источника информации, в том числе карт. | Текущий/опрос |
38 | Поволжье: освоение территории и население | 1 | Комбинированный | Этапы освоения территории Поволжья. Население. | Освоение Поволжья. Численность, национальный состав, специфика расселения, традиции и обычаи населения. Города-миллионеры | Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы | Текущий/тест |
39 | Поволжье: хозяйство и проблемы | 1 | Комбинированный | Хозяйство Поволжья: особенности развития, проблемы; сельское хозяйство | Влияние природных условий на с/х района. Важнейшие отрасли и основные центры. Перспективы развития Поволжья | Составлять описания и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источника информации, в том числе карт. Пр.р. | Текущий/презентация |
40 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Урок применения знаний и умений | Экологические проблемы Поволжья | Проблемы, возникающие в связи со строительством крупных ГЭС, природными аномалиями (засуха) | Подготовка и проведение дискуссии «Экологические проблемы Поволжья» | Промежуточный/практическая |
41 | Обобщающий урок по теме «Поволжье» | 1 | Урок коррекции знаний и умений | Пространство Поволжья | Поволжье: ГП, территория, население, хозяйство, экология | Выполнять задания разного уровня сложности в формате ОГЭ | Итоговый/ контрольная |
42 | Пространство Урала | 1 | Урок усвоения новых знаний | Пространство Урала. Своеобразие ГП. Природа. Состав и соседи района | Особенности природ: рельеф, климат, природы зоны, ресурсы. Урал- граница между Европой и Азией. Реки Урала. | Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы | Текущий/опрос/ |
43 | Урал: освоение территории и хозяйство | 1 | Комбинированный | Этапы освоения территории Урала. Этапы развития хозяйства. | Урал- старейший горнопромышленный район. Современное хозяйство Урала. Отрасли специализации и основные центры. Проблемы района. | Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических карт, устанавливать причинно-следственные связи | Текущий/тест |
44 | Урал: население и города | 1 | Комбинированный | Население Урала. Особенности городов Урала. | Численность, национальный состав, специфика расселения, быт и культура населения. Крупнейшие города и их проблемы | и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Пр.р. | Текущий/ сам.раб. |
45 | Учимся с «Полярной звездой | 1 | Урок применения знаний и умений | Природные области. Природные ресурсы. Экологические проблемы. | Виды хозяйственной деятельности и проблемы, возникающие в районе по их влиянием | Проводить анализ ситуации «Специфика проблем Урала» | Промежуточный/практическая |
46 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Европейская Россия» | 1 | Урок контроля знаний и умений | Европейская Россия | Базовые понятия раздела | Выполнять задания разного уровня сложности в формате ОГЭ | Итоговый/ комплексная |
| Раздел 3. Азиатская Россия (13 часов) |
47 | Пространство Сибири | 1 | Урок усвоения новых знаний | Характеристика географических районов Сибирь и Дальний Восток. Особенности ГП, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные ресурсы и зоны. Население: специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Крупнейшие города. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально- экономическом пространстве страны | ГП, рельеф, климат, природные зоны и ресурсы, крупнейшие озёра и реки. Памятники ВПН | Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны ГП районов. | Текущий / реферат |
48 | Сибирь: освоение территории и население | 1 | Комбинированный | Заселение и освоение территории. Национальный состав, численность, специфика расселения, жизнь, быт, культура и занятия населения. Коренные народы Севера. | Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений | Текущий/ презентация |
49 | Сибирь: хозяйство | 1 | Комбинированный | Хозяйство Сибири. Транссибирская магистраль. Этапы промышленного развития. Отрасли специализации. Промышленные центры роль Сибири в хозяйстве России | Текущий/тест |
50 | Западная Сибирь | 1 | Урок усвоения новых знаний | Главная топливная база России. География отраслей хозяйства. Особенности АПК. Крупные города. Экологические проблемы. Заболоченность территории. Перспективы развития | Текущий/опрос |
51 | Восточная Сибирь | 1 | Комбинированный | Отрасли специализации ВС и крупные центры. Озеро Байкал. БАМ. Крупные города | Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Пр.р. | Текущий/тест |
52 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Урок применения знаний и умений | Транссибирская магистраль | Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге» | Промежуточный/практическая |
53 | Повторитель но-обобщающий урок | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Базовые понятия и умения, полученные при изучении темы | Выполнять задания разного уровня сложности в формате ОГЭ | Итоговый/ контрольная |
54 | Пространство Дальнего Востока | 1 | Урок усвоения новых знаний | Уникальность ГП. Состав и соседи района. Природа: рельеф, климат, полезные ископаемые. Геологическая молодость. Сейсмичность. Вулканизм. Природные контрасты Уссурийская тайга. Памятники ВПН. Охрана природы | Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений | Текущий/ доклад |
55-56 | Дальний Восток: освоение территории и население | 2 | Комбинированные | Исследователи ДВ. Население: национальный состав, специфика расселения, жизнь, быт, культура, занятия. Численность народов. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения. | Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы | Текущий/тест |
57 | Дальний Восток: хозяйство | 1 | Комбинированный | Зависимость размещения населения и хозяйства от природных условий и ресурсов. Специфика природных ресурсов. География отраслей хозяйства. Крупные центры | Устанавливать характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Пр.р. | Текущий/опрос |
58 | Учимся с «Полярной звездой» | 1 | Урок применения знаний и умений | Азиатско-Тихоокеанский регион, «транзитный мост», БАМ, Транссиб. | Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине 21 века» | Промежуточный/практическая |
59 | Обобщающий урок по теме «Дальний Восток» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний и умений | Базовые понятия темы | Выполнять задания разного уровня сложности в формате ОГЭ | Итоговый/тест |
Раздел 4. Заключение – Россия в современном мире (6 часов) |
60 | Соседи России | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Взаимосвязи России с другими странами мира. Место России в мире. | Соседи РФ и взаимоотношения с ними РФ в системе международного географического разделения труда. Взаимоотношения со странами ближнего и дальнего зарубежья. | Оценить по статистическим данным и тематическим картам место и роль РФ в системе МРТ. Работать над презентацией о сотрудничестве России с отдельными странами мира. | Текущий/ реферат |
61 | Сфера влияния России | 1 | Урок усвоения новых знаний | Сфера влияния России в современном мире и в разные исторические периоды | Геополитическое и экономическое влияние России в разные исторические периоды. Внешнеторговые отношения современной России. Соотношение экспорта и импорта | Выявлять особенности геополитического и эконом. влияния РФ в разные периоды истории. Оценивать современное влияние РФ в мире. Определять структуру внешней торговли, соотношение экспорта и импорта РФ в мировой торговле | Текущий/ сам.раб. |
62 | Учимся с «Полярной звездой | 1 | Урок применения знаний и умений | Взаимодействие человека и природы | Реферат - описание одного из регионов России | Составить реферат по плану, подготовить и провести защиту реферата. Обсуждать содержание реферата. Работать в паре или группе. | Промежуточный/реферат |
63 | Учимся с «Полярной звездой | 1 | Урок применения знаний и умений | Изучаем свой край. | Особенности ГП, природы, хозяйства, населения родного края. Экологические проблемы и пути их решения | Пр.р. Составлять описание и характеристику природных особенностей, населения и хозяйства своего края. Участвовать в социально-ориентированной деятельности по изучению экологических проблем своего края и путей их решения. | Промежуточный/практическая |
64 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | Урок контроля знаний и умений | | Базовые понятия и умения, полученные при изучении тем курса | Выполнить задания в формате ОГЭ по изученным темам | Итоговый/ контрольная |
65 | Готовимся к экзамену | 1 | Урок контроля знаний и умений | Задания уровня А,В и С | Тестовые задания. Задания на соответствие. Задания на определение. | Выполнить задания в формате ОГЭ рубрики «Экспресс-контроль» | Экстпресс-контроль |
66-68 | Резерв | 3 | - | - | - | - | - |
Типы уроков по ФГОС
-
Урок усвоения новых знаний.
-
Урок комплексного применения знаний и умений (урок-закрепление)
-
Урок актуализации знаний и умений (урок-повторение).
-
Урок обобщения и систематизации знаний и умений.
-
Урок контроля знаний и умений.
-
Урок коррекции знаний и умений.
-
Комбинированный урок — может сочетать в себе несколько типов уроков.
«География» 9 класс ( 68 часов, 2 часа в неделю)
Программа, используемая в работе: Рабочая программа предметной линии «Полярная звезда», 2020 г.
Учебник : Алексеев А.И.,Николина В.В.,Липкина Е.К., 9 класс, М.: «Просвещение», 2019
Годовой календарный график – 34 недели.
Темы интегрированного курса «Белгородоведение» совпадают с темами регионального компонента, включенного в изучение курса.
Календарно-тематическое планирование 68 часов
п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Характеристика основной деятельности учащихся
Сроки прохождения
Использование ЭОР
Примечание
план
факт
Хозяйство России
1.
Развитие хозяйства
1
Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия. Формулировать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от отраслевой и функциональной структуры хозяйства экономически развитых и развивающихся стран мира. Выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт. Выявлять значение человеческого капитала как основного фактора развития общества
3.09
http://www.krugosvet.ru/cMen
2
Особенности экономики России
1
Подбирать и систематизировать информацию по предложенным темам. Устанавливать причинно-следственные связи. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействие и общие способы работы. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Оценивать результат, подводить итоги
5.09
3.
Учимся с «полярной звездой»
1
10.09
http://rgo.ru/
4.
Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность
1
Выявлять состав топливно-энергетического комплекса с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей — на западе. Проводить на основе статистических материалов и карт сопоставительный анализ величины добычи угля в главных угольных бассейнах. Составлять по картам и статистическим материалам характеристику одного из угольных бассейнов. Наносить на контурную карту основные районы добычи угля. Высказывать мнение о воздействии угольной промышленности на состояние окружающей среды
12.09
http://www.krugosvet.ru/cMenu/04_00.htm
5.
Нефтяная промышленность
1
Наносить на контурную карту основные месторождения нефти. Составлять по картам и статистическим материалам характеристику одного из нефтяных бассейнов. Составлять по картам и статистическим материалам характеристику одного из газодобывающих районов. Систематизировать знания об экологических проблемах топливной промышленности в таблице
17.09
http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html
6.
Газовая промышленность
1
Наносить на контурную карту основные разрабатываемые месторождения газа. Составлять по картам и статистическим материалам характеристику одного из газовых месторождений. Систематизировать знания об экологических проблемах газовой промышленности в таблице
19.09
http://www.geographer.ru/index.shtml
7.
Электроэнергетика
Пр. р.№1 Сравнительная оценка возможностей для развития ВИЭ в отдельных регионах страны.
1
Анализировать различные типы электростанций по особенностям эксплуатации (преимущества, недостатки), срокам строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости электроэнергии для потребителя. Составлять схему
«Различные типы электростанций». Выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Аргументировать необходимость экономии электро- энергии. Подготавливать и обсуждать презентации о выборе места для строительства электростанции с учётом фак- торов, влияющих на размещение (на примере ГЭС). Искать и отбирать ин- формацию, использовать средства ин- формационных технологий
24.09
http://www.krugosvet.ru/cMenu/04_00.htm
8.
Чёрная металлургия
1
Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров чёрной металлургии. Формулировать главные факторы размещения предприятий чёрной металлургии. Приводить примеры (с использованием карт атласа) различных вариантов размещения предприятий чёрной металлургии. Наносить на контурную карту главные металлургические районы и центры
26.09
http://www.nationalgeographic.com/photography/
9.
Цветная металлургия
Пр. р.№2
Определение структуры себестоимости производства алюминия.
1
Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Выявлять главную закономерность в размещении предприятий цветной металлургии тяжёлых металлов. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения крупнейших центров алюминиевого производства. Подготавливать и обсуждать презентации об использовании цветных металлов в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них
1.10
10.
Машиностроение
Пр. р.№3
Объяснение влияния географического положения машиностроительного предприятия (по выбору) на конкурентоспособность его продукции.
1
Формулировать доказательства тезиса: уровень развития машиностроения определяет общий уровень развития страны. Составлять схему связей автомобильного завода с другими предприятиями. Анализировать карту основных центров автомобилестроения. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности
3.10
http://rgo.ru/
11.
Химическая промышленность
Пр. р.№4
Объяснение размещения предприятий одной из отраслей химической промышленности (на примере производства синтетического каучука).
1
Выявлять роль химической промышленности и её важнейших отраслей в хозяйстве страны. Приводить примеры изделий химического производства и называть отрасль, её изготовившую. Определять по карте основные районы и центры химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Анализировать карту основных центров производства минеральных удобрений. Наносить на контурную карту основные центры химической промышленности. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химических производств
8.10
12.
Лесопромышленный комплекс Пр. р.№5 Анализ «Прогноза развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 г.» и «Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 г.» с целью определения перспектив и проблем развития комплекса.
1
Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, её главных потребителей. Определять по картам географию основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. Выявлять роль потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесопромышленного комплекса. Высказывать мнение о проблемах и задачах развития лесопромышленного комплекса. Искать и отбирать информацию, использовать средства информационных технологий
Обозначать на контурной карте главные сельскохозяйственные районы страны. Искать и отбирать информацию, использовать средства информационных технологий. Работать в группе
10.10
http://www.krugosvet.ru/cMenu/04_00.htm
13.
Сельское хозяйство. Растениеводство
1
Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы животноводства. Сравнивать показатели сельскохозяйственного производства России и некоторых стран мира, формулировать выводы. Наносить на контурную карту основные животноводческие районы. Выяснять специализацию животноводства своего региона и перспективы его развития. Осуществлять поиск данных в Интернете
Планировать последовательность и способ действий. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения, используя текст, схемы, карты. Анализировать схему «Структура АПК». Выявлять и объяснять значение каждого звена АПК, их взаимосвязь. Устанавливать на основе статистических данных долю пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленного производства. Вы- являть на основе анализа карт главные районы и центры развития пищевой и лёгкой промышленности
15.10
http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html
14.
Сельское хозяйство. Животноводство
1
17.10
http://www.geographer.ru/inde
15.
Учимся с «Полярной звездой»
Пр. р.№6
Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК.
1
Анализировать схему «Структура АПК». Выявлять и объяснять значение каждого звена АПК, их взаимосвязь. Устанавливать на основе статистических данных долю пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленного производства. Вы- являть на основе анализа карт главные районы и центры развития пищевой и лёгкой промышленности
22.10
http://www.krugosvet.ru/cMenu/04_00.htm
16.
Транспортная инфраструктура (1)
1
Анализировать схему инфраструктурного комплекса. Сравнивать на основе анализа статистических данных различные виды транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду). Выявлять преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта. Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим данным долю железнодорожного и автомобильного транспорта в транспортной работе. Наносить на контурную карту главные железнодорожные магистрали России
24.10
http://rgo.ru/
17.
Транспортная инфраструктура (2)
1
Выявлять преимущества и недостатки речного и морского транспорта. Устанавливать по картам роль отдельных речных и морских бассейнов в работе водного транспорта. Определять по статистическим данным долю речного и морского транспорта в транспортной работе. Определять преимущества и недостатки авиационного транспорта. Определять по статистическим данным долю авиационного транспорта в
транспортной работе
5.11
18.
Социальная инфраструктура
1
Планировать последовательность и способ действий. Строить логическое
рассуждение и устанавливать связи и обобщения, используя карты. Оценивать степень доступности сферы услуг своего региона. Систематизировать знания о сфере услуг своего региона в таблицах. Характеризовать особенности размещения и взаимосвязь пред-
приятий сферы услуг своего района. Подготавливать и обсуждать презентации об особенностях сферы услуг своего района. Высказывать предложения по улучшению качества обслуживания в своём районе. Искать и отбирать информацию, использовать средства информационных технологий
7.11
http://www.krugosvet.ru/cMenu/04_00.htm
19.
Информационная инфраструктура
1
Выявлять значение информации в современном мире. Анализировать способы обеспечения информационной безопасности и высказывать мнение об их надёжности. Искать, отбирать и анализировать информацию с точки зрения её достоверности. Использовать средства информационных технологий
12.11
http://rgo.ru/
20.
Учимся с «Полярной звездой»
Проверочная работа
1
14.11
Регионы России
21.
Пространство Центральной России
1
Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные черты географического положения районов. Устанавливать характер влияния географического положения на природу, население и хозяйственную деятельность. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Характеризовать экономико-географическое положение района. Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию хозяйства. Проводить сопоставительный анализ тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Составлять на основе анализа различных источников информации описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия природы, населения и хозяйства регионов. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной ин- формацией, участвовать в обсуждении. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Использовать средства информационных технологий
19.11
22.
Центральная Россия: Освоение территории и население
1
21.11
23.
Центральная Россия: хозяйство (1)
1
26.11
http://www.geographer.ru/index.shtml
24.
Центральная Россия: хозяйство (2)
1
28.11
http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html
25.
Учимся с «Полярной звездой» Пр. р. №7 Составление географического описания природы, населения и хозяйства на основе использования нескольких источников информации.
1
3.12
http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html
26.
Москва – столица России
1
5.12
27.
Пространство Северо-Запада
1
10.12
http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html
28.
Северо-Запад «окно в Европу»
1
12.12
29.
Северо-запад: хозяйство
1
Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные черты географического положения районов. Устанавливать характер влияния географического положения на природу, население и хозяйственную деятельность. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Характеризовать экономико-географическое положение района. Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию хозяйства. Проводить сопоставительный анализ тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Составлять на основе анализа различных источников информации описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия природы, населения и хозяйства регионов. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной ин- формацией, участвовать в обсуждении. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Использовать средства информационных технологий
17.12
http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html
30.
Санкт-Петербург – культурная столица России
1
19.12
31.
Пространство Европейского Севера
1
24.12
32.
Европейский Север: освоение территории и население
1
26.12
http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html
33.
Европейский Север: хозяйство и проблемы
1
14.01
34.
Учимся с «Полярной звездой»
Пр. р. №8 Сравнение двух субъектов Российской Федерации по заданным кри- териям.
1
16.01
35.
Пространство Европейского Юга
1
Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные черты географического положения районов. Устанавливать характер влияния географического положения на природу, население и хозяйственную деятельность. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Характеризовать экономико-географическое положение района. Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию хозяйства. Проводить сопоставительный анализ тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Составлять на основе анализа различных источников информации описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия природы, населения и хозяйства регионов. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной ин- формацией, участвовать в обсуждении. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Использовать средства информационных технологий
21.01
36.
Европейский Юг: население
1
23.01
37.
Европейский Юг: освоение территории и хозяйство
1
28.01
38.
Учимся с «Полярной звездой»
Пр. р. №9
Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов России по уровню социально-экономического развития на основе статистических данных.
1
30.01
http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html
39.
Пространство Поволжья
1
4.02
40.
Поволжье: освоение территории и население
1
6.02
41.
Поволжье: хозяйство и проблемы
1
11.02
42.
Учимся с «Полярной звездой»
1
13.02
43.
Пространство Урала
1
18.02
44.
Урал: население и города
1
20.02
45.
Урал: освоение территории и хозяйства
1
25.02
46.
Учимся с «Полярной звездой»
1
27.02
47.
Пространство Сибири
1
3.03
48.
Сибирь: освоение территории, население и хозяйство
1
Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные черты географического положения районов. Устанавливать характер влияния географического положения на природу, население и хозяйственную деятельность. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Характеризовать экономико-географическое положение района. Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию хозяйства. Проводить сопоставительный анализ тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Составлять на основе анализа различных источников информации описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия природы, населения и хозяйства регионов. Анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной ин- формацией, участвовать в обсуждении. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Использовать средства информационных технологий
5.03
49.
Западная Сибирь
1
10.03
50.
Восточная Сибирь
1
12.03
51.
Учимся с «Полярной звездой»
1
17.03
52.
Пространство Дальнего Востока
1
53.
Дальний Восток: освоение территории и население
1
19.03
54.
Дальний Восток: хозяйство
1
31.03
55.
Дальний Восток: хозяйство и перспективы
1
2.04
56.
Учимся с «Полярной звездой»
Пр. р. № 10 Оценка туристско-рекреационного потенциала региона.
1
7.04
Природно-хозяйственная характеристика Белгородской области
57.
Территория, границы, экономико-географическое положение, административно-территориальное деление Белгородской области
1
Оценка особенностей экономико-географического положении родного края; работа с картами атласа
9.04
58.
Природные ресурсы как фактор формирования хозяйства. История освоения территории Белгородской области
Природно-ресурсный потенциал родного края
1
Оценка особенностей населения родного края работа с картами атласа
14.04
http://www.russkoe-slovo.ru3.
59.
Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы. Размещение населения
1
Оценка природно-ресурсного потенциала родного края; работа с картами атласа
16.04
.
60.
Общая характеристика промышленности Ведущие отрасли промышленности. Другие отрасли промышленности
1
Оценка специфики хозяйственной специализации; работа с картами атласа. Оценка промышленности родного края; работа с картами атласа.
Изучение особенностей сельского хозяйства родного края; работа с картами атласа
21.04
http://www.russkoe-slovo.ru3. http://www.vgf.ru
61.
Растениеводство. Животноводство
1
Оценка промышленности родного края; работа с картами атласа.
Изучение особенностей сельского хозяйства родного края; работа с картами атласа Изучение особенностей отраслей нематериальной сферы; работа с картами атласа. Изучение городов родного края; работа с картами атласа
23.04
62.
Историко-культурный потенциал
1
28.04
63.
Россия в мире
1
Оценивать по статистическим данным и тематическим картам место и роль России в системе международного гео- графического разделения труда. Подготавливать и обсуждать презентации о сотрудничестве (взаимоотношениях, связях) России с отдельными странами мира. Определять структуру внешней торговли России. Определять по статистическим материалам соотношение экспорта и импорта России в мировой торговле
30.04
64.
Обобщающее повторение по теме «Хозяйство России»
1
Закрепление знаний и умений, полученных при изучении данной темы
7.05
65.
Обобщающее повторение по теме «Регионы России»
1
Закрепление знаний и умений, полученных при изучении данной темы
12.05
66.
Обобщающее повторение по теме «Природно-хозяйственная характеристика Белгородской области»
1
Закрепление знаний и умений, полученных при изучении данной темы
14.05
67.
Обобщение по теме за курс
1
Закрепление знаний и умений, полученных при изучении данной темы
19.05
68.
Итоговый урок
1
21.05
Итого
68