№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Виды деятельности обучающихся | Класс | Дата (план) | Дата (факт) |
1 | 1 | Введение. (1ч) Что изучает наука история. Источники исторических знаний. | Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. | | | |
| | Жизнь первобытных людей (6 ч) |
2 | 1 | Древнейшие люди | Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. Показывать на карте места расселения древнейших людей. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. | | | |
3 | 2 | Родовые общины охотников и собирателей | Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты. Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей. | | | |
4 | 3 | Возникновение искусства и религиозных верований | Освоение общемирового культурного наследия. Охарактеризовать первобытные верования людей. Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. | | | |
5 | 4 | Возникновение земледелия и скотоводства. | Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. | | | |
6 | 5 | Появление неравенства и знати. Входной контроль | Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия. Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | | | |
7 | 6 | Повторение темы: «Жизнь первобытных людей» | | | | |
| | Счёт лет в истории (1ч) |
8 | 1 | Счёт лет в истории | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Уметь определять историческое время по ленте времени. Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. | | | |
| | Древний Восток (20 ч) |
9 | 1 | Государство на берегах Нила | Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон. | | | |
10 | 2 | Как жили земледельцы и ремесленники | Оценивать достижения культуры. Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их. | | | |
11 | 3 | Жизнь египетского вельможи. | Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. | | | |
12 | 4 | Военные походы фараонов | Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку. Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов. | | | |
13 | 5 | Религия древних египтян | Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. | | | |
14 | 6 | Искусство древних египтян. | Освоение общекультурного наследия древних египтян. Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. | | | |
15 | 7 | Письменность и знания древних египтян. | Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять познавательную рефлексию. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. | | | |
16 | 8 | Повторение по теме «Древний Египет» | Закрепить, повторить и систематизировать знания по пройденной теме. Составить кроссворд. | | | |
17 | 9 | Древнее Двуречье. | Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. | | | |
18 | 10 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. | | | |
19 | 11 | Финикийские мореплаватели | Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей | | | |
20 | 12 | Библейские сказания. | Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами | | | |
21 | 13 | Древнееврейское царство. | Дать оценку поступков Давиду и Самсону Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах) Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи | | | |
22 | 14 | Ассирийская держава. | Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят» Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала Определять причины падения Ассирийской державы | | | |
23 | 15 | Персидская держава «царя царей». | Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. Установить причины возникновения Персидской державы | | | |
24 | 16 | Природа и люди Древней Индии. | Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах) Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру | | | |
25 | 17 | Индийские касты. | Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану Подготовить сообщение о жизни Будды Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма | | | |
26 | 18 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая Определять и формировать особенности китайской религии | | | |
27 | 19 | Первый властелин единого Китая. | Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации Составлять кроссворды по тематике урока Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены | | | |
28 | 20 | Повторение по теме: «Древний Восток» | | | | |
| | Древнейшая Греция (20 ч) | |
29 | 1 | Греки и критяне | Работать с картой, заданиями рабочей тетради Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах) Называть отличительные признаки критской культуры | | | |
30 | 2 | Микены и Троя. | Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации Показывать по карте местоположение Микен Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты Выделять различия между микенской и критской культурой | | | |
31 | 3 | Поэма Гомера «Илиада», «Одиссея». | Характеризовать образы основных героев «Илиады» Принимать участие в ролевой игре. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия. В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой | | | |
32 | 4 | Религия древних греков. | Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени. Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах) Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка» Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами | | | |
33 | 5 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах) Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом | | | |
34 | 6 | Зарождение демократии в Афинах | Дать собственную оценку поступкам Солона Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения | | | |
35 | 7 | Древняя Спарта | Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию Показывать на карте расположение Спарты Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты | | | |
36 | 8 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты Составлять план «Причины переселения греков» Объяснять причины и значение возникновения колоний | | | |
37 | 9 | Олимпийские игры в древности | Описывать основные правила проведения Олимпийских игр С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции | | | |
38 | 10 | Победа греков над персами в Марафонской битве | Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства Описывать ход боевых действий между персами и греками Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве Объяснять причины победы греков в Марафонской битве | | | |
39 | 11 | Нашествие персидских войск на Элладу. | Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства | | | |
40 | 12 | В гаванях афинского порта Пирей. | Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок» устно описывать торговый порт Афин Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции | | | |
41 | 13 | В городе богини Афины | Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие. Описывать произведения древнегреческой архитектуры Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей | | | |
42 | 14 | В афинских школах и гимназиях | Описывать собственные представления о важности образования Описывать особенности древнегреческого воспитания Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции | | | |
43 | 15 | В афинском театре | Высказывать суждения о роли театра в жизни греков. Объяснять отличия трагедий и комедий Сравнивать современный театр и древнегреческий. Рассказывать о развитии древнегреческого тетра. | | | |
44 | 16 | Афинская демократия при Перикле. | Объяснять значение участия граждан в управлении государством Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте Характеризовать афинскую демократию при Перикле | | | |
45 | 17 | Города Эллады подчиняются Македонии | Описывать значение потери Грецией независимости Показывать на карте места сражений Характеризовать македонское войско Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии | | | |
46 | 18 | Поход Александра Македонского на Восток | Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского | | | |
47 | 19 | В Александрии Египетской. | Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней Составлять рассказ- описание города Александрия Объяснять причины распада державы Александра Македонского | | | |
48 | 20 | Контрольная работа по теме: «Древняя Греция» | | | | |
| | Древний Рим (18 ч) | | | | |
49 | 1 | Древнейший Рим. | Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия | | | |
50 | 2 | Завоевание Римом Италии | Планирование последовательности действий Организация и планирование работы в группе Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. | | | |
51 | 3 | Устройство Римской республики | Овладение средствами решения коммуникативных задач Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом | | | |
52 | 4 | Вторая война Рима с Карфагеном | Характеризовать цели и поступки Ганибала Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность Анализировать ответы одноклассников Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой. | | | |
53 | 5 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность Работать с картой в процессе изучения событий. Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме | | | |
54 | 6 | Рабство в Древнем Риме. | Составление плана и последовательности действий Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника | | | |
55 | 7 | Земельный закон братьев Гракхов. | Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп | | | |
56 | 8 | Восстание Спартака. | Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака» Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх. Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения | | | |
57 | 9 | Единовластие Цезаря. | Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы Умение работать в группе Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме. | | | |
58 | 10 | Установление империи | Рассказывать о судьбах знаменитых римлян Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины Организация и планирование работы в группе Формирование умений работать с исторической картой. | | | |
59 | 11 | Соседи Римской империи | Умение составлять простой план Обмениваться в группе результатами поиска Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации | | | |
60 | 12 | Рим при императоре Нероне | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем Планирование и организация деятельности Планирование учебных действий Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону | | | |
61 | 13 | Первые христиане и их учение | Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами | | | |
62 | 14 | Расцвет Римской империи во II в. н.э. | Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты Умение слушать и вступать в диалог Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера | | | |
63 | 15 | «Вечный город» во времена империи и его жители. | Развитие эстетического сознания Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы Анализировать ответы одноклассников Изучение культурной жизни в Древнем Риме | | | |
64 | 16 | Римская империя при Константине | Умение выражать и отстаивать свою позицию Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | | | |
65 | 17 | Взятие Рима варварами | Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей Организация самоконтроля и самооценивания Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем Умение структурировать знания, строить речевые высказывания | | | |
66 | 18 | Контрольная работа по теме: «Древний Рим» | | | | |
67 68 | | Промежуточная аттестация Итоговое повторение (1 ч) | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется Осознание учащимися качества и уровня усвоения Планирование учебных действий Рефлексия способов и условий действия | | | |