МБОУ «Чериктейская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф. Афанасьева-Алданского»
________Шелковникова А.Н. ________Лугинова Л.Е. _________Ушницкая В.В.
Учитель : Прядезникова М.И.
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Литературный герой (развитие понятия).
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2009.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | виды контроля, измерители | планируемые результаты освоения материала | домашнее задание | дата проведения |
план | факт |
1 | Введение. Знакомство с учебником. Устное народное творчество. Предания. | 1 | Комбинированный | беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с учебником, подготовка рассказа | фронтальный и индивидуальный опрос | знать основную тему курса на год, структуру и содержание учебника | чтение былин стр. 17-23 ,ответить на вопросы на стр.10 | | |
2 | Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». | 1 | Комбинированный | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, пересказ, аналитическая беседа | фронтальный и индивидуальный опрос | Знать особенности былины как жанра фольклора | Читать былины: «Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | | |
3 | Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович». | 1 | Комбинированный | Беседа , пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ | контрольные вопрос по карточкам | Иметь представление об эпическом герое, знать отличие былины от сказки | Читать былины: «Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | | |
4 | Новгородский цикл былин. «Садко». | 1 | Комбинированный | Беседа , пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения | устный опрос,тестирование,краткое изложение текста | знания о былинах и их худож. особенностях; своеобразие и поэтичность былин ; тематическое различие киевского и Новгородского цикла былин; иллюстр. к былинам известных художников | вопросы и задания на стр. 41 | | |
5 | Р. р.Подготовка к сочинению «Художественные особенности русских былин» | 1 | Урок развития речи | Беседа , работа по составлению плана к сочинению, аналитическое чтение, цитирование, обобщающий анализ произведения | написание сочинения | Жанровые особенности былины, навыки работы над планом сочинения | индивидуальные задания | | |
6 | Р. р. Сочинение «Художественные особенности русских былин» | 1 | написание сочинения | Жанровые особенности былины, навыки работы над планом сочинения | читать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | | |
7 | Пословицы и поговорки. | 1 | Комбинированный | Беседа, индивидуальная и фронтальная работа, работа с книгой, аналитическое чтение, анализ произведения | самостоятельная работа | Жанровые особенности пословиц и поговорок, навыки устной речи. | Пересказ, найти пословицы ( по группам), задание на стр. 49 | | |
8 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Из «Поучения» Владимира Мономаха. | 1 | Комбинированный | рассказ, объяснение, беседа, конспектирование, работа с книгой, самостоятельная работа | проверка дом.задания, индивидуальный опрос | понятие о древнерусской литературе, её специфике, особенностях традиций, жанры древнерусской литературы; навыки по составлению конспекта | ответить на вопр.стр. 54; индивид. задания, чтение повести ; читать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | | |
9 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы. | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями | индивид. сообщение | Особенности жанра древнерусской повести, навыки анализа текста. | вопросы учебника стр. 62, индивид.задания | | |
10 | Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских». | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями | миниатюра-сочинение | Взгляды, идеалы народа, отражённые в повести, нравственная красота и сила героев; навыки анализа текста, характеристики героев. | материал учебника ( о Ломоносове); | | |
11 | Стихотворения М.В.Ломоносова. | 1 | Комбинированный | выразительное чтение, конспектирование, анализ выразительных средств | чтение наизусть | Знать о вкладе М.В.Ломоносова в развитие русской литературы; знать основные признаки оды | наиз. стихотворение, пересказ статьи о Державине | | |
12 | Стихотворения Г.Р.Державина | 1 | Комбинированный | выразительное чтение, конспектирование, анализ выразительных средств | индивидуальный опрос и фронтальная проверка дом.задания | жизненный и творческий путь поэта, новаторское значение его стихотворной деятельности, навыки анализа поэтического текста | составить развернутый план статьи учебника | | |
13 | История в произведениях А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «Медный всадник» (Отрывок) | 1 | Комбинированный | беседа, объяснение, лекция,, работа с книгой, конспектирование, цитирование | проверка дом.задания ( тетради) | историко-литературное и жанровое своеобразие поэмы, навыки анализа поэтического текста | Наизусть отрывок стр. 77-79 | | |
14 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями | опрос | Летописный источник произведения, навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения | Выр.чт. отрывка, сочинение-миниатюра «Характер Пимена в моем представлении», нарисовать иллюстрацию | | |
15 | А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре Изучение нового материала | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся | индивидуальный и фронтальный опрос | представление о драматических жанрах, навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения | чтение « Повестей Белкина» ( « Станционный смотритель») | | |
16 | А.С.Пушкин «Станционный смотритель» | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся | миниатюра-сочинение | роль автора и рассказчика в повести, значение библейского сюжета, понятие об образе «маленького человека» в литературе, нравственные проблемы повести; определять роль детали в худож. тексте | Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Мой любимый герой Пушкина», «Какая мысль мне кажется главной в повести «Станционный смотритель» | | |
17 | М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 1 | Комбинированный | устный опрос, аналитическая беседа, решение проблемных вопросов содержания | пересказ текста | знания уч-ся о биографии поэта, основная идея, особенности конфликта «Песни…» | индивидуальные задания, ответить на вопросы учебника | | |
18 | Стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел» | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся, анализ выразительных средств | тестирование ( на знание определений выразительных средств) | навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения | Выучить наизусть стихотворение по выбору | | |
19 | Р. р.Подготовка к сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова» | 1 | Урок развития речи | аналитическая беседа, составление плана к сочинению, обобщение изученного, самостоятельная работа | чтение наизусть | навыки письменной монологической речи | Читать повесть «Тарас Бульба» | | |
20 | Р. р. Сочинение «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова» | 1 | сочинение | навыки письменной монологической речи | Читать повесть «Тарас Бульба» | | |
21 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Эпоха и герои. | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями | индивидуальные сообщения, пересказ | знания о биографии и тв-ве Н.В.Гоголя; историческая основа повести; различия между историч. истиной и худож. задачами писателя | Составить рассказ о Тарасе Бульбе по 1 главе | | |
22 | Товарищество и братство в повести Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Комбинированный | индивидуальная и групповая работа на уроке, дискуссия, работа с книгой, анализ произведения | самостоятельная работа на оценку, опрос | основная идея повести, её патриотический пафос | Выделить в тексте описание пейзажей, выписать места, где автор применяет художественную деталь. | | |
23 | Художественные особенности повести Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями | пересказ | понятие о литературном герое, особенности изображения человека и природы в повести, своеобразие конфликта в повести, навыки анализа текста | сбор материала к сочинению, индивидуальные задания | | |
24 | Р. р. Подготовка к сочинению по повести Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Урок развития речи | самостоятельная работа учащихся по составлению плана к сочинению, анализ эпизода, работа с учебником | сочинение | навыки письменной монологической речи | написать сочинение по повести Н. В. Гоголя; читать рассказ «Бирюк» | | |
25 | Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк» | 1 | Комбинированный | Беседа,рассказ, , аналитическое чтение, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями | индивидуальный опрос, тестирование | история цикла «Записки охотника» навыки анализа текста | Сравнить описания природы Тургенева и Гоголя. | | |
26 | Герой рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | индивидуальные сообщения учащихся | Умение составлять характеристику героев, навыки анализа текста | Читать «Бежин луг» | | |
27 | Вн.чт. И.С.Тургенев «Бежин луг» | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | индивидуальные сообщения учащихся | навыки характеристики героев | наизусть стихотворение «Русский языка», читать стихотворения в прозе | | |
28 | И.С.Тургенев Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | чтение наизусть | особенности жанра стихотворения в прозе, философский смысл стихотворений, навыки выразительного чтения | Пересказ конспекта, читать отрывок из поэмы «Русские женщины» | | |
29 | Н.А.Некрасов Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины». | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | конспектирование | знания уч-ся о личной и творческой биографии писателя, историческая основа поэмы, навыки работы со стихотворным текстом | вопросы и задания на стр. 244-245 | | |
30 | Сюжет, композиция, герои поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» | 1 | Комбинированный | Беседа.анализ текста, объяснение, рассказ, работа с учебником, самостоятельная работа | индивидуальный опрос | особенности жанра, композиции поэмы, навыки анализа текста | индивидуальные задания | | |
31 | Стихотворения Н.А.Некрасова «Размышление у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…» | 1 | Комбинированный | работа с книгой., аналитический пересказ, дискуссия, связь с историей, составление тезисов | устный опрос, тестирование | идея стихотворений, их пафос, особенности лирического героя | вопросы и задания на стр. 250, чтение стр. 251- 259 | | |
32 | История в произведениях А.К.Толстого «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | работа по карточкам, пересказ | идея стихотворений, их пафос, особенности лирического героя навыки анализа текста | индивидуальные задания; чтение и пересказ сказки. | | |
33 | М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями | сообщения учащихся, опрос | Знать особенности жанра сказки в тв-ве писателя, сатирический пафос сказок | вопросы и задания на стр. 274, Читать сказку «Дикий помещик» и « Повесть о том…» сопоставление | | |
34 | Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, анализ средств выразительности, анализ сказки | проверка дом. задания. опрос | навыки характе-ристики героев, роль и значение худ. приёмов, иносказательный смысл пр-ния, его идея | вопросы на стр. 276, пересказ статьи « нужен ли нам Щедрин сегодня» | | |
35 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | пересказ | навыки характе-ристики героев, роль и значение худ. приёмов, иносказательный смысл пр-ния, его идея | чтение повести « Детство» | | |
36 | Л.Н.Толстой. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | тестирование ( знание текста) | знания уч-ся о биографии писателя Автобиографическое произведение | Подготовить характеристику главных героев повести | | |
37 | Нравственный смысл поступков в повести Л.Н.Толстого «Детство» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | индивидуальный и фронтальный опрос | Нравственный смысл поступков героев Толстого, навыки пересказа и анализа текста | вопросы и задания на стр.294, работа над стихотворениями о природе родного края | | |
38 | Р. р «Край ты мой, родимый край» | 1 | Урок развития речи | выразительное и аналитическое чтение, анализ выразительных средств, индивидуальные сообщения учащихся | чтение стихотворения наизусть, сообщения | навыки анализа стихотворения | чтение рассказов А.П. Чехова; индивидуальные задания по биографии писателя | | |
39 | А.П.Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | пересказ, индивидуальные сообщения | знания уч-ся о личной и творческой биографии Чехова навыки характеристики героев, роль и значение худ. приёмов | чтение рассказов А.П. Чехова; индивидуальные задания по биографии писателя | | |
40 | А.П.Чехов. «Хамелеон». Средства юмористической характеристики | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, аналитическое чтение, дискуссия, пересказ эпизода, анализ средств выразительности | тестирование | представление уч-ся о комическом в литературе; сюжетно-композиционные особенности рассказа; навыки анализа текста | чтение рассказов А.П. Чехова; индивидуальные задания по биографии писателя | | |
41 | Вн. чт . Рассказы Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа, анализ, работа с книгой. индивидуальные сообщения учащихся | индивидуальные сообщения. | жанровое разнообразие тематики рассказов Чехова, способы создания комического | Сочинение- миниатюра «Мой любимый рассказ Чехова», чтение рассказа «Цифры» И. Бунина | | |
42 | И.А.Бунин «Цифры» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | сочинение- миниатюра | особенности судьбы и творчества писателя, психологическая ситуация рассказа, навыки анализа текста | вопросы и задания на стр. 18; индивидуальные задания, иллюстрация к рассказу «Лапти» | | |
43 | Вн.чт. И.А.Бунин. «Лапти». Стихотворения И.А.Бунина | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | пересказ | Уметь составлять план рассказа, поэтическое наследие Бунина, навыки анализа поэтического произведения | чтение отрывка из автобиогр. повести « Детство» | | |
44 | М.Горький. «Детство» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | иллюстрирование, проверка дом.задания | понятие о художественной автобиографии, навыки анализа текста, навыки монологической речи | сбор материалов к сочинению, вопросы и задания на стр .87-88 | | |
45 | Р.Р Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, М.Горького | 1 | Урок развития речи | Беседа , объяснение, обобщение изученного, составление плана к сочинению | сочинение | Обобщение впечатлений от произведений, посвящённых теме детства, стремление к самоанализу, развитие творческих способностей | чтение рассказов М. Горького | | |
46 | М.Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко. | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | пересказ, индивидуальный и фронтальный опрос | Знать понятия «романтизм», «романтический герой», навыки анализа текста, работы с иллюстрациями | Наизусть отрывок из легенды; чтение рассказа « Кусака»; индивидуальные задания | | |
47 | Л.Н.Андреев. «Кусака» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | чтение наизусть | своеобразие личности Андреева, значимость поставленных им проблем, развитие традиций русской классической литературы; навыки анализа текста | вопросы и задания на стр. 99; индивидуальные задания по биографии Маяковского | | |
48 | Слово о Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, конспектирование, анализ стихотворения, дискуссия, аналитическое чтение, анализ выразительных средств | беседа по вопросам, тестирование | своеобразие, оригинальность, значение личности поэта и его произведений; предварительное понятие о футуризме; навыки анализа поэтического текста | чтение стр. 110-111, вопросы и задания | | |
49 | Вн.чт. Михаил Булгаков «Стальное горло» | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | сообщения учащихся | своеобразие личности М.Булгакова, значимость поставленных им проблем | чтение рассказов А. Платонова; индивид. задания | | |
50 | А.П.Платонов. «Юшка» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | пересказ, устный опрос | своеобразие личности писателя, особенности языка, навыки анализа текста | чтение рассказа Платонова « В прекрасном и яростном мире» | | |
51 | Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе А.П.Платонова «Юшка». | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | индивидуальный и фронтальный опрос | необходимость сострадания, доброго отношения к людям; навыки анализа текста | подбор материала к сочинению. работа над вопросам на стр. 137-138 | | |
52 | Р. р Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?» | 1 | Урок развития речи | сбор материала к сочинению, составление плана, составление чернового варианта сочинения | сочинение | Навык письменной монологической речи | индивидуальные задания; написание сочинения | | |
53 | В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака | 1 | урок- практикум | Беседа, работа с книгой, конспектирование, анализ стихотворения, дискуссия, аналитическое чтение, анализ выразительных средств | анализ стихотворения | своеобразие личности писателя, особенности языка, навыки анализа поэтического текста | индивидуальные задания | | |
54 | Стихотворения А.Т.Твардовского. | 1 | Комбинированный | сообщения учащихся | биография и творчество Твардовского; навыки анализа лирического стихотворения | чтение статьи « Час мужества» | | |
55 | Вн.чт Стихотворения о Великой Отечественной войне | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа, работа с книгой, конспектирование, анализ стихотворения, дискуссия, аналитическое чтение, анализ выразительных средств | анализ выразительных средств в стихотворении | представление о поэзии, посвящённой Вов, и её значении; пафос поэзии военных лет, навыки анализа поэтического текста | выучить наизусть стихотворение по выбору о Великой Отечественной войне | | |
56 | Ф.Абрамов. «О чём плачут лошади» | 1 | Комбинированный | аналитическое чтение, обсуждение, беседа, рассуждение над поставленными вопросами | чтение стихотворений наизусть | Знать содержание рассказа, отражение в рассказе исторической правды; навыки анализа текста | написать сочинение- миниатюру по рассказу Абрамова | | |
57 | Этические и нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чём плачут лошади» | 1 | Комбинированный | аналитическое чтение, обсуждение, беседа, рассуждение над поставленными вопросами | сочинение- миниатюра, опрос | важность и актуальность проблемы, поставленной автором, навыки анализа текста | написать сочинение- миниатюру по рассказу Абрамова | | |
58 | Е.И.Носов «Кукла» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, конспектирование, дискуссия, аналитическое чтение, проблемная ситуация | сочинение- миниатюра | важность и актуальность нравственных проблем, поставленных автором, навыки анализа текста | Прочитать стихотворение Случевского «Кукла». Есть ли связь с рассказом Носова? | | |
59 | Е.И.Носов. «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека | 1 | Комбинированный | аналитическое чтение, анализ эпизода, обсуждение, беседа, рассуждение над поставленными вопросами | сообщения учащихся, проверка дом.задания | Взаимосвязь человека и природы, важность и актуальность проблем, поставленных автором, навыки анализа текста | Прочитать рассказ Казакова «Тихое утро», пересказ | | |
60 | Ю.П.Казаков. «Тихое утро» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | пересказ | навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев; анализ сложные жизненные ситуации | вопросы и задания на стр. 196 индивидуальные задания | | |
61 | Д.С.Дихачёв. «Земля родная» | 1 | Комбинированный | Беседа, аналитическое чтение, составление тезисов, обсуждение прочитанного, аргументация собственного мнения | сообщения учащихся | Представление о публицистическом жанре в литературе, значение публицистики Лихачёва, навыки монологической речи, навыки анализа текста | вопросы и задания на стр. 204, индивидуальные задания | | |
62 | Р. р. Стихи о родной природе «Тихая моя Родина…» | 1 | урок развития речи | Беседа, работа с книгой, конспектирование, анализ стихотворения, дискуссия, аналитическое чтение, анализ выразительных средств | письменный опрос | умение воспринимать и интерпретировать поэтические произведения, навыки анализа текста | выучить одно стихотворение наизусть ( на выбор) | | |
63 | Вн.чт. Василь Быков «Крутой берег реки» | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | пересказ | своеобразие личности, значимость поставленных им проблем | ответить на вопросы по рассказу, индивидуальные задания | | |
64 | Песни на стихи русских поэтов ХХ века | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, конспектирование, анализ стихотворения, аналитическое чтение, анализ выразительных средств | фронтальный опрос, сообщения учащихся | умение воспринимать и интерпретировать поэтические произведения, навыки анализа текста | вопросы и задания на стр. 224 | | |
65 | Р.Бёрнс. «Честная бедность Д.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..» | 1 | Комбинированный | индивидуальный и фронтальный опрос | умение воспринимать и интерпретировать поэтические произведения, навыки анализа текста | подобрать пословицу к гл.мысли стихотворения Бёрнса | | |
66 | Японские трёхстишия (хокку). | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, конспектирование, анализ стихотворения, аналитическое чтение, анализ выразительных средств | анализ стихотворений хокку | образцы японской лирической поэзии, её особенности и своеобразие | Составить хокку; индивидуальные задания, чтение рассказа О . Генри | | |
67 | О.Генри. «Дары волхвов» | 1 | Комбинированный | Беседа, аналитическое чтение, составление тезисов, обсуждение прочитанного, аргументация собственного мнения | пересказ | навык вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, навык художественного пересказа | чтение рассказов Р. Д. Брэдбери, ответить на поставленные вопросы | | |
68 | Вн. чт. Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы», «Зеленое утро». | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа, аналитическое чтение, составление тезисов, обсуждение прочитанного, аргументация собственного мнения | самостоятельная работа по вопросам на стр263 | навык вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, навык художественного пересказа | вопросы и задания на стр. 262 | | |