СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс Коровина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно- тематическое планирование по литературе 7 класс Коровина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс Коровина»




МБОУ «Чериктейская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф. Афанасьева-Алданского»




«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО ГЦ Зам.дир.по УВР Директор

________Шелковникова А.Н. ________Лугинова Л.Е. _________Ушницкая В.В.

«___»___________2018г «___»__________2018г «___»__________2018г









Рабочая программа по русской литературе

7 класс





Учитель : Прядезникова М.И.

Количество часов в год: 68

Количество часов в неделю: 2









2018-2019 уч.г



Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Назначение программы:

  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.





Цели обучения литературе:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка.ели

Задачи организации учебной деятельности:


Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач

  •   познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 

  • развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя


Принцип построения – концентрический (принцип обучения, где ступень обучения, связанна с предыдущей единством содержания и отличающаяся от нее большей сложностью и объемом)


Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)



Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемное изложение;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский;

  • аналитический.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


Название документа

Автор

Год

1

Государственный стандарт основного общего образования


2008

2

Учебник

учебник «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (автор – В.Я.Коровина. - М.: «Просвещение», 2009г.).


2009

4

Методические пособия

1.Еремина О. Л.

Поурочное планирование по литературе . 7 класс. К учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. "Литература 7". Издательство: Экзамен 21, Издательство, 2007 г.

2. Миронова Н. А. Тесты по литературе: 7-й кл.: к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной "Литература. 7 класс» 2008 г.

2007- 2009

5

Программа по литературе 5 – 9 классов

Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение»

2006


  1. Учебно–тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

6

Из древнерусской литературы.

3

Из русской литературы XVIII века

2

Из русской литературы XIX века.

29

Из русской литературы XX века.

23

Зарубежная литература.

4


III.Содержание курса

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело­века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз­ного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле­ние мирного труда. Микула — носитель лучших человечес­ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, му­жество, справедливость, чувство собственного достоин­ства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изуча­ется одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель­ного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати­ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собирате­ли. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представле­ний). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористи­ческие жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).




ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер­ности.

Теория литературы. Поучение (начальные представ­ления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представ­лений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело­веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представ­лений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични­ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую­щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз­витие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож­дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отно­шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб­ражении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нрав­ственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче­ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отпра­вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху­дожественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех­сложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представ­ления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами­лии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность коми­ческого в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при­роде.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изобра­жение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изоб­ражение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр­кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произ­ведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма­яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим мень­шим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произве­дения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со­страдания и уважения к человеку. Неповторимость и цен­ность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравствен­ное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, вза­имопонимания, жизни для других. Своеобразие языка про­зы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преобра­женные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отече­ственной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си­монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о пи­сателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав­ственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по­ступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе­нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра­жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о нераздели­мости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие по­нятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие пред­ставлений). Мемуары как публицистический жанр (началь­ные представления).

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоц­кий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности да­гестанского поэта.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справед­ливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.








  1. Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса

Учащиеся должны знать:

  • Текст художественного произведения.

  • Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  • Особенности композиции изученного произведения.

  • Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.


Учащиеся должны уметь:

  • Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

  • Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

  • Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

  • Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

  • Различать эпические и лирические произведения.

  • Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

  • Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

  • Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

  • Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

  • Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

  • Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.


  1. Методическая литература


  1. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 7 класс: к учебнику – хрестоматии В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение, 2007

  2. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 7 класс: к учебнику – хрестоматии В.Я.Коровиной.- М.: Издательство «Экзамен», 2008

  3. Ушакова О.Д. Понятия и определения: Мировая художественная культура \ словарик школьника.- СПб.: Издательский Дом «Литература», 2005



Мультимедийные пособия.


Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2009.





VI. Календарно – тематическое планирование


Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

виды контроля, измерители

планируемые

результаты освоения материала

домашнее задание

дата проведения

план

факт

1

Введение. Знакомство с учебником.

Устное народное творчество. Предания.

1

Комбинированный

беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с учебником, подготовка рассказа

фронтальный и индивидуальный опрос

знать основную тему курса на год, структуру и содержание учебника


чтение былин стр. 17-23 ,ответить на вопросы на стр.10



2

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович».

1

Комбинированный

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, пересказ, аналитическая беседа

фронтальный и индивидуальный опрос

Знать особенности былины как жанра фольклора


Читать былины: «Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»



3

Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович».

1

Комбинированный

Беседа , пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ

контрольные вопрос по карточкам

Иметь представление об эпическом герое, знать отличие былины от сказки


Читать былины: «Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»



4

Новгородский цикл былин. «Садко».

1

Комбинированный

Беседа , пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения

устный опрос,тестирование,краткое изложение текста

знания о былинах и их худож. особенностях; своеобразие и поэтичность былин ; тематическое различие киевского и Новгородского цикла былин; иллюстр. к былинам известных художников

вопросы и задания на стр. 41



5

Р. р.Подготовка к сочинению «Художественные особенности русских былин»

1

Урок развития речи

Беседа , работа по составлению плана к сочинению, аналитическое чтение, цитирование, обобщающий анализ произведения

написание сочинения

Жанровые особенности былины, навыки работы над планом сочинения

индивидуальные задания



6

Р. р. Сочинение «Художественные особенности русских былин»


1

написание сочинения

Жанровые особенности былины, навыки работы над планом сочинения

читать «Повесть о Петре и Февронии Муромских»



7

Пословицы и поговорки.

1

Комбинированный

Беседа, индивидуальная и фронтальная работа, работа с книгой, аналитическое чтение, анализ произведения

самостоятельная работа

Жанровые особенности пословиц и поговорок, навыки устной речи.


Пересказ, найти пословицы ( по группам), задание на стр. 49



8

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Из «Поучения» Владимира Мономаха.


1

Комбинированный

рассказ, объяснение, беседа, конспектирование, работа с книгой, самостоятельная работа

проверка дом.задания, индивидуальный опрос

понятие о древнерусской литературе, её специфике, особенностях традиций, жанры древнерусской литературы;

навыки по составлению конспекта

ответить на вопр.стр. 54; индивид. задания, чтение повести ; читать «Повесть о Петре и Февронии Муромских»



9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы.

1

Комбинированный

Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями

индивид. сообщение

Особенности жанра древнерусской повести, навыки анализа текста.


вопросы учебника стр. 62, индивид.задания



10

Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

1

Комбинированный

Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями

миниатюра-сочинение

Взгляды, идеалы народа, отражённые в повести, нравственная красота и сила героев; навыки анализа текста, характеристики героев.


материал учебника ( о Ломоносове);



11

Стихотворения М.В.Ломоносова.

1

Комбинированный

выразительное чтение, конспектирование, анализ выразительных средств

чтение наизусть

Знать о вкладе М.В.Ломоносова в развитие русской литературы; знать основные признаки оды

наиз. стихотворение, пересказ статьи о Державине



12

Стихотворения Г.Р.Державина

1

Комбинированный

выразительное чтение, конспектирование, анализ выразительных средств

индивидуальный опрос и фронтальная проверка дом.задания

жизненный и творческий путь поэта, новаторское значение его стихотворной деятельности, навыки анализа поэтического текста

составить развернутый план статьи учебника



13

История в произведениях

А.С.Пушкина.

А.С.Пушкин «Медный всадник» (Отрывок)

1

Комбинированный

беседа, объяснение, лекция,, работа с книгой, конспектирование, цитирование

проверка дом.задания ( тетради)

историко-литературное и жанровое своеобразие поэмы, навыки анализа поэтического текста

Наизусть отрывок стр. 77-79



14

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

1

Комбинированный

Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями

опрос

Летописный источник произведения, навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения


Выр.чт. отрывка, сочинение-миниатюра «Характер Пимена в моем представлении», нарисовать иллюстрацию



15

А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре

Изучение нового материала

1

Комбинированный

Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся

индивидуальный и фронтальный опрос

представление о драматических жанрах, навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения

чтение « Повестей Белкина» ( « Станционный смотритель»)



16

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

1

Комбинированный

Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся

миниатюра-сочинение

роль автора и рассказчика в повести, значение библейского сюжета, понятие об образе «маленького человека» в литературе, нравственные проблемы повести; определять роль детали в худож. тексте

Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Мой любимый герой Пушкина», «Какая мысль мне кажется главной в повести «Станционный смотритель»



17

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1

Комбинированный

устный опрос, аналитическая беседа, решение проблемных вопросов содержания

пересказ текста

знания уч-ся о биографии поэта, основная идея, особенности конфликта «Песни…»

индивидуальные задания, ответить на вопросы учебника



18

Стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»

1

Комбинированный

Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся, анализ выразительных средств

тестирование ( на знание определений выразительных средств)

навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения


Выучить наизусть стихотворение по выбору



19

Р. р.Подготовка к сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова»


1

Урок развития речи

аналитическая беседа, составление плана к сочинению, обобщение изученного, самостоятельная работа

чтение наизусть

навыки письменной монологической речи

Читать повесть «Тарас Бульба»



20

Р. р. Сочинение «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова»

1

сочинение

навыки письменной монологической речи

Читать повесть «Тарас Бульба»



21

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Эпоха и герои.

1

Комбинированный

Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями

индивидуальные сообщения, пересказ

знания о биографии и тв-ве Н.В.Гоголя; историческая основа повести; различия между историч. истиной и худож. задачами писателя


Составить рассказ о Тарасе Бульбе по 1 главе



22

Товарищество и братство в повести Гоголя «Тарас Бульба».

1

Комбинированный

индивидуальная и групповая работа на уроке, дискуссия, работа с книгой, анализ произведения

самостоятельная работа на оценку, опрос

основная идея повести, её патриотический пафос


Выделить в тексте описание пейзажей, выписать места, где автор применяет художественную деталь.



23

Художественные особенности повести Гоголя «Тарас Бульба».

1

Комбинированный

Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями

пересказ

понятие о литературном герое, особенности изображения человека и природы в повести, своеобразие конфликта в повести, навыки анализа текста


сбор материала к сочинению, индивидуальные задания



24

Р. р. Подготовка к сочинению по повести Гоголя «Тарас Бульба».


1

Урок развития речи

самостоятельная работа учащихся по составлению плана к сочинению, анализ эпизода, работа с учебником

сочинение

навыки письменной монологической речи



написать сочинение по повести Н. В. Гоголя; читать рассказ «Бирюк»



25

Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк»

1

Комбинированный

Беседа,рассказ, , аналитическое чтение, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями

индивидуальный опрос, тестирование

история цикла «Записки охотника»

навыки анализа текста


Сравнить описания природы Тургенева и Гоголя.




26

Герой рассказа

И.С.Тургенева «Бирюк»

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

индивидуальные сообщения учащихся

Умение составлять характеристику героев, навыки анализа текста


Читать «Бежин луг»



27

Вн.чт. И.С.Тургенев «Бежин луг»


1

Урок внеклассного чтения

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

индивидуальные сообщения учащихся

навыки характеристики героев


наизусть стихотворение «Русский языка», читать стихотворения в прозе



28

И.С.Тургенев Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

чтение наизусть

особенности жанра стихотворения в прозе, философский смысл стихотворений, навыки выразительного чтения


Пересказ конспекта, читать отрывок из поэмы «Русские женщины»



29

Н.А.Некрасов Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины».

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

конспектирование

знания уч-ся о личной и творческой биографии писателя, историческая основа поэмы, навыки работы со стихотворным текстом

вопросы и задания на стр. 244-245



30

Сюжет, композиция, герои поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»

1

Комбинированный

Беседа.анализ текста, объяснение, рассказ, работа с учебником, самостоятельная работа

индивидуальный опрос

особенности жанра, композиции поэмы, навыки анализа текста


индивидуальные задания



31

Стихотворения Н.А.Некрасова «Размышление у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…»

1

Комбинированный

работа с книгой., аналитический пересказ, дискуссия, связь с историей, составление тезисов

устный опрос, тестирование

идея стихотворений, их пафос, особенности лирического героя


вопросы и задания на стр. 250, чтение стр. 251- 259



32

История в произведениях А.К.Толстого «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

работа по карточкам, пересказ

идея стихотворений, их пафос, особенности лирического героя навыки анализа текста


индивидуальные задания; чтение и пересказ сказки.




33

М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

Комбинированный

Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями

сообщения учащихся, опрос

Знать особенности жанра сказки в тв-ве писателя, сатирический пафос сказок


вопросы и задания на стр. 274, Читать сказку «Дикий помещик» и « Повесть о том…» сопоставление




34

Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

Комбинированный

Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, анализ средств выразительности, анализ сказки

проверка дом. задания. опрос

навыки характе-ристики героев, роль и значение худ. приёмов, иносказательный смысл пр-ния, его идея

вопросы на стр. 276, пересказ статьи « нужен ли нам Щедрин сегодня»



35

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик»

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

пересказ

навыки характе-ристики героев, роль и значение худ. приёмов, иносказательный смысл пр-ния, его идея

чтение повести « Детство»



36

Л.Н.Толстой. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

тестирование ( знание текста)

знания уч-ся о биографии писателя Автобиографическое произведение


Подготовить характеристику главных героев повести



37

Нравственный смысл поступков в повести Л.Н.Толстого «Детство»

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

индивидуальный и фронтальный опрос

Нравственный смысл поступков героев Толстого, навыки пересказа и анализа текста


вопросы и задания на стр.294, работа над стихотворениями о природе родного края



38

Р. р «Край ты мой, родимый край»

1

Урок развития речи

выразительное и аналитическое чтение, анализ выразительных средств, индивидуальные сообщения учащихся

чтение стихотворения наизусть, сообщения

навыки анализа стихотворения


чтение рассказов А.П. Чехова; индивидуальные задания по биографии писателя



39

А.П.Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

пересказ, индивидуальные сообщения

знания уч-ся о личной и творческой биографии Чехова навыки характеристики героев, роль и значение худ. приёмов

чтение рассказов А.П. Чехова; индивидуальные задания по биографии писателя



40

А.П.Чехов. «Хамелеон». Средства юмористической характеристики

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, аналитическое чтение, дискуссия, пересказ эпизода, анализ средств выразительности

тестирование

представление уч-ся о комическом в литературе; сюжетно-композиционные особенности рассказа; навыки анализа текста


чтение рассказов А.П. Чехова; индивидуальные задания по биографии писателя



41

Вн. чт . Рассказы Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»


1

Урок внеклассного чтения

Беседа, анализ, работа с книгой. индивидуальные сообщения учащихся

индивидуальные сообщения.

жанровое разнообразие тематики рассказов Чехова, способы создания комического


Сочинение- миниатюра «Мой любимый рассказ Чехова», чтение рассказа «Цифры» И. Бунина



42

И.А.Бунин «Цифры»

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

сочинение- миниатюра

особенности судьбы и творчества писателя, психологическая ситуация рассказа, навыки анализа текста


вопросы и задания на стр. 18; индивидуальные задания, иллюстрация к рассказу «Лапти»



43

Вн.чт. И.А.Бунин. «Лапти». Стихотворения И.А.Бунина


1

Урок внеклассного чтения

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

пересказ

Уметь составлять план рассказа, поэтическое наследие Бунина, навыки анализа поэтического произведения


чтение отрывка из автобиогр. повести « Детство»



44

М.Горький. «Детство»

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

иллюстрирование, проверка дом.задания

понятие о художественной автобиографии, навыки анализа текста, навыки монологической речи


сбор материалов к сочинению, вопросы и задания на стр .87-88



45

Р.Р Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, М.Горького


1

Урок развития речи

Беседа , объяснение, обобщение изученного, составление плана к сочинению

сочинение

Обобщение впечатлений от произведений, посвящённых теме детства, стремление к самоанализу, развитие творческих способностей

чтение рассказов М. Горького



46

М.Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко.

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

пересказ, индивидуальный и фронтальный опрос

Знать понятия «романтизм», «романтический герой», навыки анализа текста, работы с иллюстрациями


Наизусть отрывок из легенды; чтение рассказа « Кусака»; индивидуальные задания



47

Л.Н.Андреев. «Кусака»

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

чтение наизусть

своеобразие личности Андреева, значимость поставленных им проблем, развитие традиций русской классической литературы; навыки анализа текста

вопросы и задания на стр. 99; индивидуальные задания по биографии Маяковского



48

Слово о Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, конспектирование, анализ стихотворения, дискуссия, аналитическое чтение, анализ выразительных средств

беседа по вопросам, тестирование

своеобразие, оригинальность, значение личности поэта и его произведений; предварительное понятие о футуризме; навыки анализа поэтического текста


чтение стр. 110-111, вопросы и задания



49

Вн.чт. Михаил Булгаков «Стальное горло»


1

Урок внеклассного чтения

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

сообщения учащихся

своеобразие личности М.Булгакова, значимость поставленных им проблем


чтение рассказов А. Платонова; индивид. задания



50

А.П.Платонов. «Юшка»

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

пересказ, устный опрос

своеобразие личности писателя, особенности языка, навыки анализа текста


чтение рассказа Платонова « В прекрасном и яростном мире»



51

Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе А.П.Платонова «Юшка».


1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

индивидуальный и фронтальный опрос

необходимость сострадания, доброго отношения к людям; навыки анализа текста


подбор материала к сочинению. работа над вопросам на стр. 137-138



52

Р. р Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?»


1

Урок развития речи

сбор материала к сочинению, составление плана, составление чернового варианта сочинения

сочинение

Навык письменной монологической речи

индивидуальные задания; написание сочинения



53

В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака

1

урок- практикум

Беседа, работа с книгой, конспектирование, анализ стихотворения, дискуссия, аналитическое чтение, анализ выразительных средств

анализ стихотворения

своеобразие личности писателя, особенности языка, навыки анализа поэтического текста

индивидуальные задания



54

Стихотворения А.Т.Твардовского.

1

Комбинированный

сообщения учащихся

биография и творчество Твардовского; навыки анализа лирического стихотворения


чтение статьи « Час мужества»



55

Вн.чт

Стихотворения о Великой Отечественной войне


1

Урок внеклассного чтения

Беседа, работа с книгой, конспектирование, анализ стихотворения, дискуссия, аналитическое чтение, анализ выразительных средств

анализ выразительных средств в стихотворении

представление о поэзии, посвящённой Вов, и её значении; пафос поэзии военных лет, навыки анализа поэтического текста


выучить наизусть стихотворение по выбору о Великой Отечественной войне



56

Ф.Абрамов. «О чём плачут лошади»

1

Комбинированный

аналитическое чтение, обсуждение, беседа, рассуждение над поставленными вопросами

чтение стихотворений наизусть

Знать содержание рассказа, отражение в рассказе исторической правды; навыки анализа текста


написать сочинение- миниатюру по рассказу Абрамова



57

Этические и нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чём плачут лошади»

1

Комбинированный

аналитическое чтение, обсуждение, беседа, рассуждение над поставленными вопросами

сочинение- миниатюра, опрос

важность и актуальность проблемы, поставленной автором, навыки анализа текста


написать сочинение- миниатюру по рассказу Абрамова



58

Е.И.Носов «Кукла»

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, конспектирование, дискуссия, аналитическое чтение, проблемная ситуация

сочинение- миниатюра

важность и актуальность нравственных проблем, поставленных автором, навыки анализа текста


Прочитать стихотворение Случевского «Кукла». Есть ли связь с рассказом Носова?



59

Е.И.Носов. «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека

1

Комбинированный

аналитическое чтение, анализ эпизода, обсуждение, беседа, рассуждение над поставленными вопросами

сообщения учащихся, проверка дом.задания

Взаимосвязь человека и природы, важность и актуальность проблем, поставленных автором, навыки анализа текста


Прочитать рассказ Казакова «Тихое утро», пересказ



60

Ю.П.Казаков. «Тихое утро»

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

пересказ

навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев; анализ сложные жизненные ситуации

вопросы и задания на стр. 196 индивидуальные задания



61

Д.С.Дихачёв. «Земля родная»

1

Комбинированный

Беседа, аналитическое чтение, составление тезисов, обсуждение прочитанного, аргументация собственного мнения

сообщения учащихся

Представление о публицистическом жанре в литературе, значение публицистики Лихачёва, навыки монологической речи, навыки анализа текста


вопросы и задания на стр. 204, индивидуальные задания



62

Р. р. Стихи о родной природе «Тихая моя Родина…»

1

урок развития речи

Беседа, работа с книгой, конспектирование, анализ стихотворения, дискуссия, аналитическое чтение, анализ выразительных средств

письменный опрос

умение воспринимать и интерпретировать поэтические произведения, навыки анализа текста


выучить одно стихотворение наизусть ( на выбор)



63

Вн.чт. Василь Быков «Крутой берег реки»


1

Урок внеклассного чтения

Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода

пересказ

своеобразие личности, значимость поставленных им проблем


ответить на вопросы по рассказу, индивидуальные задания



64

Песни на стихи русских поэтов ХХ века

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, конспектирование, анализ стихотворения, аналитическое чтение, анализ выразительных средств

фронтальный опрос, сообщения учащихся

умение воспринимать и интерпретировать поэтические произведения, навыки анализа текста


вопросы и задания на стр. 224



65

Р.Бёрнс. «Честная бедность

Д.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..»

1

Комбинированный

индивидуальный и фронтальный опрос

умение воспринимать и интерпретировать поэтические произведения, навыки анализа текста

подобрать пословицу к гл.мысли стихотворения Бёрнса



66

Японские трёхстишия (хокку).

1

Комбинированный

Беседа, работа с книгой, конспектирование, анализ стихотворения, аналитическое чтение, анализ выразительных средств

анализ стихотворений хокку

образцы японской лирической поэзии, её особенности и своеобразие


Составить хокку; индивидуальные задания, чтение рассказа О . Генри



67

О.Генри. «Дары волхвов»

1

Комбинированный

Беседа, аналитическое чтение, составление тезисов, обсуждение прочитанного, аргументация собственного мнения

пересказ

навык вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, навык художественного пересказа


чтение рассказов Р. Д. Брэдбери, ответить на поставленные вопросы



68

Вн. чт. Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы», «Зеленое утро».

1

Урок внеклассного чтения

Беседа, аналитическое чтение, составление тезисов, обсуждение прочитанного, аргументация собственного мнения

самостоятельная работа по вопросам на стр263

навык вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, навык художественного пересказа


вопросы и задания на стр. 262












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!