СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по литературе 7 класс по ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование по литературе 7 класс по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«КТП по литературе 7 класс по ФГОС»

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс (68 часов)


п/п

Тема


Виды деятельности

Планируемые результаты

дата

Предметные

Личностные

Метапредметные


1

Введение.

Изображение человека как важнейшая задача литературы

Читают и обсуждают статью учебника «Читайте не то­ропясь».

Составляют тезисы статьи. Истолкование ключевых слов и словосочетаний. Устный или письменный ответ на вопрос. Участвуют в коллективном диалоге.

Подбирают афоризмы, по­словицы и поговорки о писателях и книгах.

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос.

Формирование положительного отношения к учебной деятельности; возможность для формирования этического оценивания

Положительно относиться к учению и познавательной деятельности. Осознавать и выражать свои эмоции



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 часов)

2

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки — ведьмы», «Пётр и плотник».

Выразительное чтение преданий. Устное рецен­зирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров

Устные ответы на вопросы (с исполь­зованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление элементов сюжета в преданиях.

Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих поня­тия «устная народная проза», «предание», «гипербола».

Выразительное чтение фрагментов былин (в том чис­ле по ролям).

Выявление элементов сюжета. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих поэтич­ность языка былин.

Обсуждение произведений живо­писи, книжной графики и музыки на сюжеты былин. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины, решение кроссвордов

Чтение и обсуждение статьи учебника «Песнь о Ро­ланде». Выразительное чтение фрагментов эпической песни и её прозаического пересказа. Устное рецен­зирование выразительного чтения одноклассников.

Знать определение термина «предание», отличительные особенности предания;

понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа.

Положительное отношение к познавательной деятельности; на основе анализа ситуаций формируется интерес к учебному материалу; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Наличие положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности).

Коммуникативные:

получают возможность научиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Регулятивные:

учатся понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном процессе.

Познавательные:

знают термины «предание», «былина», умеют осуществлять поиск нужной информации в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.


3

Былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович».


Знают своеобразие былин как героических песен эпического характера. Умеют воспринимать и анализировать поэтику былин


4

ВН. ЧТ. Русские былины Киевского и Новгородского циклов. Былина «Илья Муромец и Соловей -разбойник». «Садко».



5

Пословицы и поговорки русского народа. Особенности смысла и языка пословиц.

Знают своеобразие данного жанра фольклора. Умеют объяснить пословицу и поговорку.


6

Карело – финский эпос «Калевала».




7

«Песнь о Роланде» (фрагменты).





ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 часа)

8

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха как жанр древнерусской литературы.

Чтение и обсуждение статей учебника «Древнерусская литература» и «О „Повести временных лет"». Вырази­тельное чтение фрагментов произведений древнерус­ской литературы. Составление лексических и исто­рико-культурных комментариев. Формулирование вопросов по тексту произведений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Владеть общим приёмом анализа литературного произведения.


Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

Доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в устной форме, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:

выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

формирование традиции уважительного отношения к книге, поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.


9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Выразительное чтение «Повести».

Нахождение незнако­мых слов и определение их значения. Устное рецен­зирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров Характеристика героев повести. Выявление харак­терных для произведений древнерусской литерату­ры тем, образов и приёмов изображения человека. Составление плана устного и письменного высказы­вания.



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа)

10

М.В. Ломоносов-ученый и поэт.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)


Чтение и обсуждение статей учебника «Михаил Ва­сильевич Ломоносов» «Гавриил

Ро­манович Державин» и составление плана. Устный рассказ о поэтах. Выразительное чтение поэзии Ломоносова. Выра­зительное чтение стихотворений.

Нахождение незнакомых слов и определение их значений. Формулирование вопросов к тексту. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллек­тивном диалоге Выразительное чтение поэзии XVIII века. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Осознанно высказываются в устной форме о том, в чём видят своеобразие композиции стихотворения.

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, осознание своей этнической принадлежности).

Коммуникативные:

использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Регулятивные:

рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные:

осуществляют поиск необходимой информации; извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.


11

Г.Р.Державин. «»Река времён в своём стремленьи…»,

«На птичку…», «Признание».



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (25 часов)

12

А.С. Пушкин - великий русский поэт. «Полтава» (отрывок)





Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» и составление её плана. Устный рассказ о поэте на основе самостоятельного поиска материалов. Обсуждение статьи «Московская кварти­ра Пушкина на Арбате» из раздела «Литературные ме­ста России». Выразительное чтение фрагмента поэмы «Полтава» и ранее изученных произведений Пушкина (в том числе наизусть). Устное рецензирование вы­разительного чтения одноклассников. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Обсуждение репродукций портретов поэта, изобра­жений памятников Пушкину. Обсуждение мозаичной картины Ломоносова «Полтавская баталия».

Оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные понятия с примерами.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.


Регулятивные:

обращаться к способам действий, оценивая свои возможности; определять последовательность действий для решения предмет ной задачи.

Познавательные:

оценивать свои достижения, участвовать в аналитической беседе, соотносить изученные понятия с примерами.


13

Любовь к Родине в отрывке из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.


14

Интерес А.С. Пушкина к истории России. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные высказывания.


15

А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Участие в обсуждении содержания прочитанного, следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности.

Осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Коммуникативные:

координировать и применять различные позиции во взаимодействии, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Регулятивные:

составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные:

ориентироваться в разнообразии способов решения задач, устанавливать причинно - следственные связи.



16

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека» .

Инсценирование фрагментов «Повестей Белкина», показ ученического спектакля.

Использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и других источников

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие


17

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»: автор и герои

Сопоставление сюжета повести «Станционный смотритель» с притчей о блудном сыне из библейского первоисточника

Выстраивать устное высказывание, аргументировать свою точку зрения.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.


18

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов.

Чтение и обсуждение статей учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» и «Как работал Лермонтов».

Устные рассказы о портретах и памятниках поэта. Составление плана сообщения о поэте. Выразитель­ное чтение фрагментов поэмы (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одно­классников, исполнения актёров .

Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге. Выявление элементов сюжета поэмы.

Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных при­меров, иллюстрирующих понятие «фольклоризм».

Уметь определять причины и следствия явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний.

Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила речевого этикета.

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

Познавательные:

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.


19

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

Самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание.

Выступать перед аудиторией сверстников, опираясь на результаты частичного поиска на основе заданной цели


20

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива», «Ангел», «Молитва».

Чтение и обсуждение статьи учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях».

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Составление плана анализа стихотворений. Характеристика их ритмико-метрических особенностей.


Работа над статьей учебника, обучение письменному высказыванию, составлению плана.

Осознавать себя гражданином России; объяснять, что связывает гражданина с историей, культурой, судьбой народа России.


21

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы.

Чтение и обсуждение статей учебника «Николай Ва­сильевич Гоголь» и «Как работал Гоголь». Составле­ние тезисов статей. Устный рассказ о Гоголе.

Вырази­тельное чтение фрагментов повести. Рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Коммуникативная:

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Регулятивные:

осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнить.

Познавательные:

овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить.



22

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий.

Составление пла­на сравнительной характеристики Остапа и Андрия. Устное и письменное высказывание по плану. Анализ различных форм выражения авторского отношения к героям. Работа со словарём литературоведческих тер­минов.

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.


23

Р.Р. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» Сочинение по повести

Пишут ответ на один из проблемных вопросов. Оформляют высказывание в письменной форме, четко отвечая на поставленный вопрос

Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально –

нравственная отзывчивость.

Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.


24

И.С.Тургенев. «Бирюк»: автор и герой.

Чтение и обсуждение статей учебника «Иван Сергее­вич Тургенев» и «Вся моя биография в моих сочине­ниях...». Составление тезисов статей. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа и стихотворений в прозе.

Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная сравнительная характери­стика Бирюка и мужика. Нравственная оценка героев.

Составление плана анализа эпизода. Обсуждение произведений книжной графики. Решение кроссвордов и выполнение зада­ний практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при участии в коллективном диалоге.

Обладать способностью признавать свои плохие поступки и отвечать за них.


Коммуникативные:

участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации, анализировать её, строить

рассуждения в форме связи суждений об объекте, делать выводы на основе обобщения знаний.


25

И.С.Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа





26

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

Выразительное чтение стихотворений в прозе. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассни­ков

Подтверждать аргументы фактами; аргументировать свою точку зрения при участии в учебном диалоге.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.


27

Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».

Чтение и обсуждение статей учебника «Николай Алексеевич Некрасов» и «О поэме „Русские женщи­ны"».

Составление тезисов статей. Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение фрагментов поэмы.

Расширение литературных и исторических навыков.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

Коммуникативные:

участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы.



Познавательные:

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий.



28

Вн.чт. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день , часу в шестом…».

Выразительное чтение стихотворения. Чтение и об­суждение истории его создания. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Обсуждение ил­люстраций к стихотворению. Решение кроссвордов, выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...»).


Подготовка к изучению творчества писателя в старших классах

Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.


29

А. К. Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады.

Чтение статьи учебника «Алексей Константинович Толстой». Устный рассказ о поэте с показом пор­третов поэта и литературных мест, связанных с его именем (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Обсуждение статьи учебника.

Выразительное чте­ние исторических баллад.

Знакомство с творчеством великого писателя, формирование интереса к его творчеству.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.


30

М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира, гротеск, абсурд.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин» и составление её тези­сов.

Устный рассказ о писателе. Выразительное чте­ние сказки.

Знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.


31

ВН. ЧТ. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

Выразительное чтение сказок. Составление плана и устного ответа на про­блемный вопрос.

Умение анализировать текст, выражать свою точку зрения, давать оценку героям и их поступкам.

Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.


32

Л. Н. Толстой:«Детство» (главы) Автобиографический характер повести.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Лев Нико­лаевич Толстой». Составление тезисов статьи. Вы­разительное чтение фрагментов повести.




Знать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам

Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.


33

Л. Н. Толстой «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.




Составление плана ответа на вопрос «Что беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?». Составление плана характе­ристики главного героя.



34

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». А. П. Чехов «Хамелеон» проблематика рассказа.

Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных при­меров, иллюстрирующих поня­тия «юмор», «сатира», «комическое».

Коммуникативные:

определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные:

осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока.

Познавательные:

ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.





35

А. П. Чехов «Хамелеон» поэтика рассказа.

Создание сочинения-миниа­тюры «Очумелов на базарной площади». Составление цитатной таблицы «Речевые характеристики героев рассказа».

Уметь анализировать текст, видеть «смех» и «слезы» автора, раскрывать роль художественной детали.

Проявление чувства эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.


36

Р.Р. «Край ты мой, родимый край…» (обзор).Лирика. В. А. Жуковский, А. К. Толстой,

И. А. Бунин.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллек­тивном диалоге.

Составление плана и письменный анализ стихотворения.

Знать основные пункты анализа стихотворения.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (23 часа)

37

И.А.Бунин. «Цифры».




Чтение и обсуждение статей учебника «Иван Алексе­евич Бунин» и «В творческой лаборатории И. А. Бу­нина». Составление тезисов статей. Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение фрагментов прозы и поэзии Бунина. Устный или пись­менный ответ на вопрос (с использованием цитирова­ния). Участие в коллективном диалоге. Выявление авторского отношения к героям рассказов. Решение кроссвордов и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...». Обсуждение иллюстраций к рассказам.

Формирование навыка анализа текста.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Коммуникативные:

Определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные:

Обращаться к способу действия, оценивать свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения.

Познавательные:

Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока, уметь работать с текстом в композиционном плане, комментировать прочитанное.



38

Вн.Чт. И.А.Бунин. «Лапти» и другие рассказы.

Комплексный анализ рассказа «Лапти». Подбор материалов, состав­ление плана ответа на проблемный вопрос «Какой изображена „золотая пора детства" в произведениях

Л. Н. Толстого И.А.Бунина?».


39

М.Горький. «Детство» (главы): тёмные и светлые стороны жизни.

Чтение и обсуждение статей учебника «Максим Горь­кий» и «Из воспоминаний и писем». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов пове­сти.

Чтение по ролям и инсценирование фрагментов по­вести

Формирование навыка анализа текста.

Умение анализировать эпизоды, давать оценку героям, высказывать свою точку зрения. Характеристика героев, подбор цитат, сочинение

Положительная мотивация учебной деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

Семья как нравственная и духовная ценность человечества

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.


40

М.Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)

Выразительное чтение легенды. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение иллю­страций к легенде.


Излагать своё мнение и аргументировать свою точку

зрения и оценку события.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм.



41

Л.Н.Андреев. «Кусака»


Чтение и обсуждение статей учебника «Леонид Николаевич Андреев» и «В творческой лаборато­рии Леонида Андреева». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение рассказа

Прочитать рассказ и анализировать, вырабатывать навыки составления плана.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.


42

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение…».



Чтение и обсуждение статей учебника «Владимир Владимирович Маяковский» и «В творческой лабора­тории В. В. Маяковского».

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров .Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ стихотворе­ний. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...». Обсуждение иллюстраций к сти­хотворению.


Ознакомить со стихотворением, вырабатывать навыки выразительного чтения, анализировать лирическое произведение.

Доброжелательно

отзываться на чувства других людей, обладать способностью признавать свои плохие поступки и отвечать за них.

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Регулятивные:

Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике.

Познавательные:

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.




43

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»


44

А. П. Платонов. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека.



Чтение и обсуждение статьи учебника «Андрей Платонович Платонов».

Вы­разительное чтение фрагментов рассказа Составление плана и устная характеристика Юшки. . Составление плана ответа на вопрос «Прав ли Юшка, говоря, что его любит народ?».


Осуществление поиска необходимой информации для решения основной цели урока.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; наличие познавательных интересов, учебных мотивов.


45

Вн.Чт. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире».

Подготовка сопоставитель­ной таблицы «Чем схожи платоновские герои (Ни­кита, Юшка, неизвестный, цветок, машинист Маль­цев)».


46

Р.Р.Классное контрольное сочинение.

Пишут сочинение на одну из тем: Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

(По произведениям писателей 20 века)

Какой изображена «золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина?



47

Тестирование по произведениям М.Горького, Л.Н.Андреева,

А. П. Платонова

Пишут тест по изученным произведениям



48

Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет дома»

Чтение и обсуждение статей учебника «Борис Ле­онидович Пастернак» и «В творческой лаборато­рии Б. Л. Пастернака». Выразительное чтение стихотворений. Работа со слова­рём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сравнение», «метафора».

Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.



49

А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни»


Чтение статьи учебника «Александр Трифонович Твардовский» и составление её тезисов. Устный рас­сказ о поэте. Выразительное чтение стихотворений

Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора.

Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках.




50

Вн. Чт. На дорогах войны. Стихотворения о войне А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихо­нова и др.

Выразительное чтение стихотворений



51

Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади»

Выразительное чтение фрагментов рас­сказов. Участие в коллективном диалоге. Выявление элементов развития сюжета.

Умение пересказывать текст от лица одного из героев.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.



52

Е.И. Носов. «Кукла» (Акимыч).

Выра­зительное чтение фрагментов рассказа (по ролям). Сравнительная характеристика героев. Обсуж­дение иллюстраций к рассказу.

Решение кроссвордов и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Усвоение особенностей творческого метода писателя, умение давать оценку героям и их поступкам

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.



53

Е.И. Носов. «Живое пламя»

Письменный ответ на вопрос «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?».


Умение делать выводы, высказывать свою точку зрения



54

Ю.П.Казаков. «Тихое утро».

Чтение и обсуждение статьи учебника «Юрий Пав­лович Казаков». Устный рассказ о писателе. Выра­зительное чтение фрагментов рассказа (по ролям). Сравнительная характеристика героев.

Обсуж­дение иллюстраций к рассказу.

Решение кроссвордов и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Усвоение особенностей творческого метода писателя, умение давать оценку героям и их поступкам.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.



55

Д.С.Лихачев «Земля родная» (главы)

Чтение и обсуждение статьи учебника «Дмитрий Сергеевич Лихачёв». Устный рассказ о писателе. Чте­ние фрагментов публицистической прозы. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Ра­бота со словарём литературоведческих терминов. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...»

Развитие выразительности речи, умения анализировать текст, определять стилистические особенности текста

Доброжелательно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках.




56

Вн.Чт. М.М. Зощенко «Беда» и другие рассказы.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Ми­хайлович Зощенко». Устный рассказ о писателе. Вы­разительное чтение рассказов (в том числе по ролям).

Развитие навыков выразительного чтения и навыков пересказа, выявление идейного содержания произведения.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание.



57

«Тихая моя родина. Стихи В.Я.Брюсова, Ф.Сологуба, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова, Н.А.Заболоцкого.

Краткие сообщения о поэтах. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).

Развитие выразительности речи, умения анализировать лирический текст, определять стилистические особенности стихотворений автора.

Следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности за общее благополучие, гуманистическое сознание.



58

Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Н.Вертинский. «Доченьки». И.Гофф. «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По смоленской дороге»


Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Восприятие песен.




ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ЧАС)

59

Расул Гамзатов. Лирика

(«Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю» (Из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине»)


Чтение и обсуждение статьи учебника «Расул Гамзатович Гамзатов». Устный рассказ о поэте. Выразитель­ное чтение стихотворений. Участие в коллективном диалоге. Определение обще­го и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве поэта. Выявление нрав­ственной проблематики стихотворений.


Знать факты жизни и творчества поэта, план анализа лирического произведения; уметь выразительно читать стихотворения.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают его оценку, ориентируются в учебнике.


60

Итоговое тестирование (промежуточная аттестация)


Пишут итоговое тестирование (промежуточную аттестацию) по произведениям русской литературы. Выполнение тестовых заданий






ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 часов)

61

Вн. Чт. Роберт Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения

конкурс на лучшее исполнение стихотворения поэта, ответы на вопросы викторины.


Развитие навыков выразительного чтения и навыков пересказа, выявление идейного содержания произведения.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Коммуникативные:

определять общую цель и пути её достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные:

ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат.

Познавательные:

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.


62

Дж.Г.Байрон. «Душа моя мрачна»

Устный рассказ о поэте. Выразительное чтение сти­хотворения

Выполнение за­даний практикума «Читаем, думаем, спорим...».


63

Японские хокку (трёхстишия)


Чтение и обсуждение статьи учебника «Японские трёх­стишия (хокку)». Составление тезисов статьи. Устные рассказы о мастерах японских хокку. Выразительное чтение хокку.


64

О.Генри. «Дары волхвов».


Чтение рассказа о писателе. Выразительное чте­ние рассказа. Инсценирование фрагмента расска­за. Устное рецензирование выразительного чте­ния и инсценирования одноклассников

Развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, художественного пересказа.

Доброжелательно

отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках.


65

Р.Д.Бредбери. «Каникулы».

Чтение и обсуждение статей учебника «Рэй Дуглас Брэдбери» и «Радость писать». Составление тезисов статей. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа.


66

Вн.Чт. Детективная литература.

Чтение о обсуждение статьи учебника «Детективная литература».

Сообщения о мастерах детективного жанра. Выразительное чтение по ролям или инсценирование фрагментов детективных произведений.


67

Итоги года и задания на лето. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Со­ставление викторины по произведениям длитературы.

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического вкуса.


Устойчивое следование в поведении социальным нормам



68

Резервный урок








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!