№ п/п | Тема урока | Основные понятия | Деятельность обучающихся и учителя | Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные | Домашнее задание | Дата |
| Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. | | | |
1. | Русская литература XlX века в контексте мировой литературы. Входной контроль. | Литература: связь русской классики с литературой предшествующего периода (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм) | Выявление уровня литературного развития учащихся. Составление конспекта и лекции учителя | Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества Метапредметные: использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. Предметные: в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке. | Читать статью учебника. | 1 неделя |
2 | Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. | Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. История: исторический фон эпохи, война 1812 года, восстание декабристов. Литература: особенности русского романтизма | Составление конспекта и лекции учителя. Беседа. | Тезисный план или конспект лекции учителя | |
| А.С. Пушкин | | | |
3 | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии | Составление конспекта лекции учителя Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках | Личностные: формирование осознанного, уважительного отношения к личности и творчеству Пушкина; понимание ценности наследия поэта Метапредметные: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск информации Предметные: значимые факты творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре | Выразит. Чтение стих-ий, инд. сообщение, ответы на проблемные вопросы | |
4. | Романтическая лирика А. С. Пушкина. | Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках, анализ текстов | Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия творчества Пушкина. Метапредметные: выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; Предметные: анализировать жанрово-родовой выбор автора, демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; давать объективное изложение текста | Выразит. Чтение стих-ий, инд. сообщение ответы на проблемные вопросы | 2 неделя |
5. | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках, анализ текстов | Наизусть | |
6. | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти» | Работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках, анализ текстов | Выразит. Чтение стих-ий, инд. сообщениеответы на проблем ные вопросы | |
7. | Философская лирика А. С. Пушкина. | Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...». | Работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках, анализ текстов | составление сводной таблицы | 3 неделя |
8. | Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник» | Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» | Работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках, анализ текстов | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа Метапредметные: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств Предметные: давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров | Устное словесное рисование, сравнит. анализ, ответы на проблемные вопросы. | |
9. | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». | Образ Петра I как царя-преобразова-теля в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России | Анализ текстов | Составление тезисного плана | |
10 рр | Подготовка к сочинению по творчеству А.Пушкина | | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; Предметные: давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду) | Составление текста сочинения | 4 неделя |
| М.Ю. Лермонтов | | | |
11. | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». Романтизм и реализм в творчестве поэта | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках, анализ текстов | Личностные: формирование осознанного, уважительного отношения к личности и творчеству Лермонтова; понимание ценности наследия поэта Метапредметные: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск информации Предметные: значимые факты творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре | Анализ стихотворений. Заполнение таблицы. | |
12. | Анализ стихотворения «Молитва» | Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») ; | Владение навыками анализа стихотворного текста | Личностные: развитие эстетического сознания Метапредметные: оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Предметные: в устной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт давать историко-культурный комментарий к тексту произведения, анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности | Анализ текста | |
13. | Мотив трагического одиночества в творчестве Лермонтова | Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание» | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках, анализ текстов | Личностные: развитие эстетического сознания Метапредметные: оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Предметные: в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт давать историко-культурный комментарий к тексту произведения, анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении | Наизусть (на выбор). | 5 |
14. | Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова | Философские мотивы лирики Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...» | Поиск информации в разных источниках, анализ текстов | | |
15. | Тема любви в творчестве Лермонтова | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Е.А.Сушкова, Н.Ф.Иванова, В.Лопухина, Е.Быховец. Любовь как страсть, приносящая страдания. | Чтение и полноценное восприятие стих-ий, анализ текстов | Выразит. чтение, устное словесное рисование, сравнит. анализ, ответы на проблемные вопросы | |
16. | Проверочная работа по лирике Лермонтова | Проверочная работа по лирике Лермонтова. Тестирование | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | Тестирование | 6 |
| Н. В. Гоголь. | | | |
17. | Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения Гоголя. | Н. В. Гогол ь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород» | Свободная работа с текстом и дополнительной литературой | Личностные: формирование осознанного, уважительного отношения к личности и творчеству Гоголя; понимание ценности наследия писателя Метапредметные: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск информации Предметные: значимые факты творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре | Выразит. чтение, устное словесное рисование, сравнит. анализ, ответы на проблемные вопросы | |
18. | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» | | Свободная работа с текстом и дополнительной литературой | Личностные: развитие эстетического сознания Метапредметные: оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Предметные: в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт давать историко-культурный комментарий к тексту произведения, анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении | Сравнит. анализ, ответы на проблемные вопросы | |
19. | Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. | Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода | Работа с текстом и дополнительной литературой, устное словесное рисование, анализ эпизода. | Сравнит. анализ, ответы на проблемные вопросы | 7 |
20. | Сочетание трагедийности и комизма, реальности и фантастики в повести «Невский проспект». | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» | Свободная работа с текстом и дополнительной литературой, устное словесное рисование, анализ эпизода. | Сравнит. анализ, ответы на проблемные вопросы | |
21 | Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | | Сообщения по теме, краткий пересказ | |
| Обзор русской литературы второй половины XIX века. | | | |
22. | Русская литература второй половины XIX века (обзор) | Общественно-политическая ситуация в стране. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы | Поиск информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации. | Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества Метапредметные: использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. Предметные: в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке. | Составление историко-культурной таблицы | 8 |
| И.А. Гончаров | | | |
23. | И. А. Гончаров Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии. | И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика | Поиск информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации | Личностные: формирование осознанного, уважительного отношения к личности и творчеству Гончарова; понимание ценности наследия писателя Метапредметные: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск информации Предметные: значимые факты творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре | Выразит. чтение, устное словесное рисование, сравнит. анализ, ответы на проблемные вопросы | |
24. | Диалектика характера Обломова. | Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. Обломов и Штольц. | Свободная работа с текстом и дополнительной литературой, устное словесное рисование, анализ эпизода. Комментир. чтение | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам Метапредметные: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности, развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; Предметные: определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении , оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя, выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. | Составить план к образу Обломова. | |
25. | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе | Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой, сравнительный анализ, устное словесное рисование, анализ эпизода. | Привести примеры выражения авторской позиции | 9 |
26. | Роман «Обломов» в русской критике | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике | Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой, сравнительный анализ, | Сравнит. анализ, ответы на проблемные вопросы | |
27. | Контрольная работа | | | Личностные: формирование целостного мировоззрения, Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Предметные: в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт | | 10 |
| А. Н. Островский. | | | |
28. | А.Н.Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя. | Жизнь и творчество Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. | Поиск информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации | Личностные: формирование осознанного, уважительного отношения к личности и творчеству Островского; понимание ценности наследия драматурга. Метапредметные: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск информации Предметные: значимые факты творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре | Тезисный план или конспект лекции учителя, сравнительный анализ текста пьес | |
29 | Драма «Гроза». Своеобразие конфликта. Смысл названия. | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия. | Поиск информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации | Личностные: развитие эстетического сознания Метапредметные: оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Предметные: в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт давать историко-культурный комментарий к тексту произведения, анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении | Комментир. чтение, устное словесное рисование, сравнит. анализ, ответы на проблем-ные вопросы | |
30 | Образ города Калинова. | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Трагедийный фон пьесы. | Свободная работа с текстом и дополнитель-ной литературой, сравнительный анализ, | Комментир. чтение, выборочный пересказ, устное словесное рисование, сравнит. анализ, ответы на проблемные вопросы | |
31 | Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. | Свободная работа с текстом и дополнительной литературой, сравнительный анализ, | Комментир. чтение, выборочный пересказ, анализ текста драмы, ответы на проблемные вопросы | 11 |
32 | Драматургическое мастерство Островского. А.Н.Островский в критике. | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Драматургическое мастерство Островского. А.Н.Островский в критике». Луч света в «тёмном царстве» Н.А.Добролюбова. | Свободная работа с текстом и дополнительной литературой, | Конспект статьи Добролюбова. | |
33-34 | Классное сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза» | Подготовка к домашнему сочинению по драме А. Н. Островского «Гроза» | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | Личностные: формирование целостного мировоззрения, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, развитие эстетического сознания Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения предметные в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; давать объективное изложение текста • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения | Составление текста сочинения | 12 |
| И. С. Тургенев – 7 ч. (6+1Р) | | | |
35 | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе | Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | Личностные: формирование осознанного, уважительного отношения к личности и творчеству Тургенева; понимание ценности наследия писателя Метапредметные: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск информации Предметные: значимые факты творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре | Тезисный план или конспект лекции учителя. | |
36 | История создания романа «Отцы и дети». | И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети» | Комментир. чтение, выборочный пересказ. Свободная работа с текстом, понимание его специфики, выборочный пересказ. | Знать содержание глав 1-10. | |
37. | Базаров. Его сторонники и противники. | Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя( различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отражённый в заглавии и легший в основу романа. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Комментир. чтение, выборочный пересказ, устное словесное рисование | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Метапредметные: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. Предметные: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду) давать историко-культурный комментарий к тексту произведения; анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.) | Ответы на проблемные вопросы | 13 |
38. | Трагическое одиночество Базарова. | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Духовный конфликт героя( различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отражённый в заглавии и легший в основу романа. | Поиск нужной информации по заданной теме в различных источниках, владение основными видами публичных выступлений | Комментир. чтение, выборочный пересказ, устное словесное рисование, анализ текста , ответы на проблемные вопросы | |
39. | Любовь в романе «Отцы и дети». | Любовь в романе «Отцы и дети». Базаров в ситуации русского человека на рандеву. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики, выборочный пересказ, сопоставительный анализ | |
40. | Анализ эпизода «Смерть Базарова». | Анализ эпизода «Смерть Базарова». Трагическое одиночество Базарова. Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | Свободная работа с текстом и дополнительной литературой | Комментир. чтение, выборочный пересказ, устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблемные вопросы | 14 |
41. | Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». | Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». | Владение навыками создания собственного текста и его редактирова-ния. | Личностные: формирование целостного мировоззрения, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, развитие эстетического сознания Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения предметные в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; давать объективное изложение текста • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения | Составле-ние текста сочинения | |
| Ф. И. Тютчев - 3 ч | | | |
42. | Ф. И. Тютчев – наследник классицизма и поэт-романтик. | Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Философский характер тютчевского романтизма.. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...» | Поиск нужной информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов и КТ для систематизации информации. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Создание собственного текста, анализ стихотворного произведения | Личностные: формирование осознанного, уважительного отношения к личности и творчеству Ф.И.Тютчева; понимание ценности наследия поэта Метапредметные: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск информации Предметные: значимые факты творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре | Тезисный план или конспект лекции учителя. | |
43 | Идеал Тютчева – слияние человека с Природой и Историей. | Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.» | Личностные: развитие эстетического сознания Метапредметные: оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Предметные: в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт давать историко-культурный комментарий к тексту произведения, анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении | Устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблемные вопросы | 15 |
44 | Любовная лирика Ф. И. Тютчева. | Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») | Устное словесное рисование, анализ текста , ответы на проблем-ные вопросы | |
| А. А. Фет - 3 ч. | | | |
45 | А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. | А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждаю-щее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др. | Поиск нужной информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Создание собственного текста. | Личностные: формирование осознанного, уважительного отношения к личности и творчеству Фета; понимание ценности наследия поэта Метапредметные: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск информации Предметные: значимые факты творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре | | |
46 | Любовная лирика А. А. Фета. Импрессионизм поэзии Фета. | Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение-миниатюра по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Создание собственного текста. | Личностные: развитие эстетического сознания Метапредметные: оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Предметные: в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт давать историко-культурный комментарий к тексту произведения, анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении | Устное словесное рисование, анализ стихотворного текста , ответы на проблемные вопросы | 16 |
47-48 | Полугодовая контрольная работа. Работа над ошибками | Зачетная работа за первое полугодие. Тестирование | Поиск информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации | Личностные: формирование целостного мировоззрения, Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Предметные: в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт | Тестирование | |
| Н. А. Некрасов. | | | |
49 | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Некрасов-журналист. | Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др. | Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Создание собственного текста. | Личностные: формирование осознанного, уважительного отношения к личности и творчеству Некрасова; понимание ценности наследия поэта Метапредметные: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск информации Предметные: значимые факты творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре | Тезисный план или конспект лекции учителя. Устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблемные вопросы | 17 |
50 | Героическое и жертвенное в образе разночинца- народолюбца. | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др. | Личностные: развитие эстетического сознания Метапредметные: оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Предметные: в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт давать историко-культурный комментарий к тексту произведения, анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении | Устное словесное рисование, анализ текста , ответы на проблемные вопросы | |
51 | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др. | Устное словесное рисование, анализ текста , ответы на проблемные вопросы | |
52 | Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики Н.Некрасова. | Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др. | Чтение и полноценное восприятие стихотворений, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Анализ стихотворений. | Устное словесное рисование, анализ текста , ответы на проблемные вопросы | 18 |
53 | Поэмы Н.Некрасова, их содержание, поэтический язык. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».'". | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения Метапредметные: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств. Предметные: использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении, оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя | Выборочный пересказ, анализ глав. | |
54 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав. | |
55 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | Работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав. | 19 |
56 | Особенности поэтического языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. | Работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав. | |
57 | Подготовка к домашнему сочинению по творчеству ' Н. А. Некрасова | Подготовка к домашнему сочинению по творчеству ' Н. А. Некрасова | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | Личностные: формирование целостного мировоззрения, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, развитие эстетического сознания Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения предметные в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; давать объективное изложение текста • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения | Составление плана, текста сочинения | |
| М.Е.Салтыков-Щедрин. | | | |
58 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество | Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина | Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. Работа с текстом, понимание его специфики. | Личностные: формирование осознанного, уважительного отношения к личности и творчеству Салтыкова-Щедрина; понимание ценности наследия писателя Метапредметные: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск информации Предметные: значимые факты творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре | Подготовить ответы на вопросы к «Истории одного города». | 20 |
59 | «История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. | Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. | Работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения Метапредметные: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств. Предметные: использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении, оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | |
60 | Образы градоначальников. | Образы градоначальников. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Сатира как выражение общественной позиции писателя. | Работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | |
| Л. Н. Толстой. | | | |
61 | Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. | Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека | Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | Личностные: формирование осознанного, уважительного отношения к личности и творчеству Л.Н.Толстого; понимание ценности наследия писателя Метапредметные: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск информации Предметные: значимые факты творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре | Тезисный план или конспект лекции учителя, Презентация | 21 |
62 | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | |
63 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи. Образ автора в романе. | Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи Метапредметные: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. Предметные: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду) давать историко-культурный комментарий к тексту произведения ; анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.) | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | |
64 | Духовные искания Андрея Болконского | Духовные искания Андрея Болконского. Рационализм Андрея Болконского. Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | 22 |
65 | Духовные искания Пьера Безухова | Духовные искания Пьера Безухова. Эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | |
66 | Женские образы в романе «Война и мир» | Женские образы в романе «Война и мир». Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. | Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | |
67 | Семья Ростовых и семья Болконских.. | Семья Ростовых и семья Болконских. Соединение народа как «тела» нации с её «умом» - просвещённым дворянством на почве общины и личной независимости. | Поиск информации по заданной теме, Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | 23 |
68-69 | Народ и «мысль народная» в изображении писателя. | Тема народа в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | |
70 | Образы Кутузова и Наполеона. | Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | 24 |
71 | Патриотизм ложный и патриотизм истинный. | Проблемы истинного и ложного патриотизма в романе «Война и мир». Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого – художника и мыслителя. Художественные особенности романа. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | |
72 | Анализ эпизода из романа «Война и мир». | Анализ эпизода из романа «Война и мир». | Свободная работа с текстом и дополнительной литературой | | |
73-74 | Классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого | Классное сочинение по творчеству Л.Н.Толстого | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | Личностные: формирование целостного мировоззрения, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, развитие эстетического сознания Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения предметные в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; давать объективное изложение текста • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения | составление текста сочинения | 25 |
| Ф. М. Достоевский. | | | |
75 | Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. | Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды | Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | Личностные: формирование осознанного, уважительного отношения к личности и творчеству Достоевского; понимание ценности наследия писателя Метапредметные: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск информации Предметные: значимые факты творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре | Тезисный план или конспект лекции учителя. | |
76 | «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. | «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. История создания романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского | Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Работа с текстом, понимание его специфики. | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Метапредметные: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств. Предметные: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду) давать историко-культурный комментарий к тексту произведения; анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.) | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | 26 |
77 | «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание» | «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя | Уметь делать мультимедийную презентацию «Тема «маленького человека» в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского» | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | |
78 | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта | Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | Индивидуальные сообщения на заданную тему | |
79 | Композиционная роль снов Раскольникова | Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. | Индивидуальные сообщения на заданную тему. | 27 |
80 | «Двойники» Раскольникова | «Двойники» Раскольникова. Литература: образы «двойников» в русской литературе: Чацкий и Репетилов, Печорин и Грушницкий. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | |
81 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» и проблема нравственного идеала романа. Роль эпилога в романе. | Свободная работа с текстом и дополнительной литературой | Индивидуальные сообщения на заданную тему | |
82 | Подготовка к домашнему сочинению по роману Достоевского «Преступление и наказание» | Подготовка к домашнему сочинению по роману Достоевского «Преступление и наказание» | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | Личностные: формирование целостного мировоззрения, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, развитие эстетического сознания Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения предметные в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; давать объективное изложение текста • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения | составление текста сочинения | 28 |
| Н. С. Лесков. | | | |
83 | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. | Жизнь и творчество. Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники | Свободная работа с текстом и дополнительной литературой, анализ языка произведений Лескова | Личностные: формирование осознанного, уважительного отношения к личности и творчеству Лескова; понимание ценности наследия писателя Метапредметные: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск информации Предметные: значимые факты творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | |
84 | Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. | Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании | Свободная работа с текстом и дополнительной литературой, анализ языка произведений Лескова | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения Метапредметные: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств. Предметные: использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении, оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя | Индивидуальные сообщения на заданную тему. Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | |
85 | Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). | Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры. | Свободная работа с текстом и дополнительной литературой, анализ языка произведений Лескова | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | 29 |
86 | Рассказ Н.Лескова «Тупейный художник». | Рассказ «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств. Нравственный смысл рассказа | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | |
| А. П. Чехов - 9 | | | |
87 | А. П. Чехов. Жизнь и творчество. «Человек в футляре». | А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре». «Футлярное» существование. Литература: образ «маленького человека» в произведениях русской литературы (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь) | Работа с презентацией, учебником. | Личностные: формирование осознанного, уважительного отношения к личности и творчеству Чехова; понимание ценности наследия писателя Метапредметные: выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск информации Предметные: значимые факты творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре | Индивидуальные сообщения на заданную тему. Прочитать рассказы Чехова «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах», | |
88 | Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» | Комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы, выборочный пересказ, анализ глав | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения Метапредметные: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств. Предметные: использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении, оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, выявлять принцип нисходящего развития личности, роль детали в характеристике персонажей, в идейном содержании произведения. | Прочитать рассказ «Ионыч», подготовить сообщения по теме «Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». | 30 |
89 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» | Индивидуальные сообщения. Беседа. Работа с текстом. | Подготовить сообщение по теме «Особенности драматургии А. П. Чехова». | |
90 | Особенности драматургии А. П. Чехова | Особенности драматургии А. П. Чехова. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. | Индивидуальные сообщения на заданную тему | Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения Метапредметные: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств. Предметные: использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении, оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя Умение определять жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время. | Прочитать пьесу «Вишнёвый сад», подготовить сообщения по теме «Разрушение дворянского гнезда». | |
91 | «Вишневый сад»: образ вишнёвого сада. | «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда | Устное словесное рисование, анализ текста , ответы на проблемные вопросы | Прочитать пьесу «Вишнёвый сад», подготовить сообщения по теме «Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России». | 31 |
92-93 | Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. | Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. | Устное словесное рисование, анализ текста , ответы на проблемные вопросы | Прочитать пьесу «Вишнёвый сад», подготовить сообщения по теме «Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля». | |
94 | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля | Устное словесное рисование, анализ текста, ответы на проблемные вопросы | Подготовиться к зачётной работе по всем произведениям русской литературы. | 32 |
95 рр | Сочинение по комедии «Вишнёвый сад» | | Сочинение-рассуждение | Личностные: формирование целостного мировоззрения, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, развитие эстетического сознания Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения предметные в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; давать объективное изложение текста • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения | Прочитать статью учебника. | |
| Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. | | | |
96 | Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. | Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм | Индивидуальные сообщения на заданную тему | Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания Метапредметные: ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели Предметные: демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы | Подготовить сообщение об Ибсене. Прочитать «Кукольный дом» | |
97-98 | Жизнь и творчество Ибсена. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма. | Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. | Беседа, индивидуальные сообщения. | Подготовить сообщение о Рембо, прочитать его стихотворения. | 33 |
99 | Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль» | Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощённости, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию граней между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка. | Индивидуальные сообщения на заданную тему | | |
100 -101 | Повторение и обобщение изученного | | Выявление уровня литературного развития | | Подготовиться к итоговому контролю. | |
102 | Годовая контрольная работа | | Выявление уровня литературного развития | Личностные: формирование целостного мировоззрения, Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Предметные: в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт | | |
103-104 | Сочинение | Классное сочинение | | Личностные: формирование целостного мировоззрения, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, развитие эстетического сознания Метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения предметные в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; давать объективное изложение текста • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения | | 34 |
105 | Анализ сочинений. Задание на лето | | | | | |