№п/п | Название темы | Дата | Корректировка |
| Разнообразие малых жанров фольклора (назначение, сравнение, классификация). | 02.09 | |
| Проявление народной культуры в разнообразных видах фольклора: словесном, музыкальном, обрядовом (календарном). | 04.09 | |
| Образы русских богатырей: где жил, чем занимался, какими качествами обладал. На примере былины «Ильины три поездочки». | 05.09 | |
| Герой былины - защитник страны. На примере былины "Ильины три поездочки". | 06.09 | |
| Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола, устаревшие слова. | 09.09 | |
| Отражение народной былинной темы в творчестве художника В. М.Васнецова. | 11.09 | |
| Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | 12.09 | |
| Путешествие героя как основа композиции волшебной сказки. На примере русской народной сказки "Волшебное кольцо". | 13.09 | |
| Образ Александра Невского в произведении С.Т.Романовского «Ледовое побоище». Страницы истории России, великие люди и события. Житие Сергия Радонежского. | 16.09 | |
| Контроль сформированности навыка чтения. | 18.09 | |
| Представление в сказке народного быта и культуры: сказки о животных, бытовые, волшебные. | 19.09 | |
| Характеристика героев волшебной сказки: чем занимались, какими качествами обладают. На примере русской народной сказки «Волшебное кольцо». | 20.09 | |
| Сравнение фольклорных произведений разных народов: тема, герои, сюжет. Представление в сказке нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. | 23.09 | |
| Отражение нравственных ценностей на примере фольклорных сказок народов России и мира. | 25.09 | |
| Обобщение по разделу «Фольклор – народная мудрость». | 26.09 | |
| Составление устного рассказа «Моё любимое произведение А.С. Пушкина». | 27.09 | |
| Составление выставки «Произведения А.С. Пушкина». Написание аннотации к книгам на выставке. | 30.09 | |
| Оценка настроения и чувств, вызываемых лирическим произведением А.С. Пушкина. На примере стихотворения «Няне». | 02.10 | |
| Картины осени в лирических произведениях А.С. Пушкина: сравнения, эпитет, олицетворения. | 03.10 | |
| Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности в стихотворении «Зимняя дорога» и других его произведениях. | 04.10 | |
| Сравнение стихотворения А. С. Пушкина с репродукцией картины. На примере стихотворения «Туча» и репродукции картины И. И. Левитана «Вечерний звон». | 07.10 | |
| Знакомство с литературной сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сюжет произведения. | 09.10 | |
| Характеристика положительных и отрицательных героев, волшебные помощники в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 10.10 | |
| Наблюдение за художественными особенностями текста, языком авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 11.10 | |
| Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 14.10 | |
| Сходство фольклорных и литературных произведений А.С. Пушкина, В.А. Жуковского по тематике, художественным образам («бродячие» сюжеты). | 16.10 | |
| Обобщение по разделу «Творчество А.С. Пушкина». Оценка достижений. | 17.10 | |
| Составление сообщения о М. Ю. Лермонтове. Строфа как элемент композиции стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус». | 18.10 | |
| Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утёс»: характеристика средств художественной выразительности. | 21.10 | |
| Наблюдение за художественными особенностями лирических произведений М.Ю. Лермонтова. Стихотворения о Кавказе. | 23.10 | |
| Патриотическое звучание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…»: метафора как «свёрнутое» сравнение. | 24.10 | |
| Творчество Л.Н. Толстого – великого русского писателя. | 25.10 | |
| Общее представление о повести как эпическом жанре. Знакомство с отрывками из повести Л.Н.Толстого «Детство». | 06.11 | 2 четверть |
| Чтение научно-познавательных рассказов Л.Н.Толстого. Примеры текста-рассуждения в рассказе «Черепаха» и в повести Л.Н. Толстого "Детство". | 07.11 | |
| Анализ художественных рассказов Л.Н.Толстого. Особенности художественного текста-описания на примере рассказа «Русак» и отрывков из повести Л. Толстого "Детство". Составление цитатного плана. | 08.11 | |
| Роль портрета, интерьера в создании образа героя повести «Детство». | 11.11 | |
| Басни Л.Н.Толстого: выделение жанровых особенностей. | 13.11 | |
| Обобщение по разделу «Жанровое многообразие творчества Л.Н. Толстого». Оценка достижений. | 14.11 | |
| Взаимоотношения со сверстниками – тема рассказа А.П. Чехова «Мальчики». | 15.11 | |
| Образы героев-детей в рассказе А.П. Чехова «Мальчики». | 18.11 | |
| Проверка читательских умений работы с текстом художественного произведения. | 20.11 | |
| Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа А.П. Чехова «Мальчики». | 21.11 | |
| Осознание ценности чтения для учёбы и жизни. | 22.11 | |
| Поэты о красоте родной природы: анализ авторских приёмов создания художественного образа. | 25.11 | |
| Составление устного рассказа по репродукции картины на основе изученных произведений. | 27.11 | |
| Описание явления природы в стихотворении В.А. Жуковский «Загадка»: приёмы создания художественного образа. | 28.11 | |
| Сравнение образа радуги в стихотворениях В.А. Жуковского «Загадка» и Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко». | 29.11 | |
| Восприятие картин природы в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь» и других его стихотворений | 02.12 | |
| Авторские приёмы создания художественного образа в стихотворении Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист». | 04.12 | |
| Выразительность поэтической речи стихотворения И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» и другие на выбор. | 05.12 | |
| Анализ чувств и настроения, создаваемых лирическим произведением. На примере произведения А.А. Прокофьева «Люблю берёзу русскую...». | 06.12 | |
| Образное изображение осени в стихотворении И.А. Бунина «Листопад». | 09.12 | |
| Контроль сформированности навыка чтения по тексту администрации за I полугодие. | 11.12 | |
| Средства создания речевой выразительности в стихотворения К.Д. Бальмонта. На примере стихотворения «Камыши». | 12.12 | |
| Составление текста-рассуждения на тему «Зачем нужна поэзия современному человеку». | 13.12 | |
| Темы лирических произведений А.А. Блока. На примере стихотворения «Рождество». | 16.12 | |
| Составление устного рассказа по репродукции картины на основе изученных лирических произведений | 18.12 | |
| Читательский дневник (правила оформления). | 19.12 | |
| Характеристика героя литературной сказки. На примере сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». | 20.12 | |
| Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» | 23.12 | |
| Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» | 25.12 | |
| Иллюстрации как отражение сюжета сказов П.П.Бажова | 26.12 | |
| Литературная сказка П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»: сюжет и построение (композиция) сказки | 27.12 | 3 четверть |
| Речевые особенности (сказочные формулы, повторы, постоянные эпитеты) сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок». | 09.01 |
| Литературная сказка С.Т. Аксакова "Аленький цветочек" (сюжет, композиция, герои). | 10.01 | |
| Фольклорная основа литературной сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Сочинение по сказке. | 13.01 |
| Обобщение по разделу «Литературная сказка». Оценка достижений. | 15.01 | |
| Расширение круга детского чтения. Знакомство с авторами юмористических произведений. | 16.01 |
| Средства создания комического в произведениях Н.Н.Носова и других авторов на выбор. | 17.01 | |
| Знакомство с экранизацией произведений юмористических произведений. На примере экранизации "Сказки о потерянном времени" Е. Л. Шварца (1964 г.) | 20.01 | |
| Работа с детскими книгами Произведения В. Ю. Драгунского | 22.01 | |
| Герой юмористических произведений В.Ю.Драгунского. Средства создания юмористического содержания | 23.01 | |
| Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. На примере рассказа В.Ю. Драгунского «Главные реки» | 24.01 | |
| Знакомство с пьесой как жанром литературы. Как подготовить произведение к постановке в театре? | 27.01 | |
| Создание ремарок (их назначение и содержание) на основе анализа характера героев произведения. На примере рассказа В.Ю. Драгунского «Главные реки» | 29.01 | |
| Создание реквизита для инсценивроания произведения. Подготовка пригласительных билетов и афишы на примере рассказа В.Ю. Драгунского «Главные реки» | 30.01 | |
| Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения, их структурные и жанровые особенности | 31.01 | |
| Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | 03.02 | |
| Характеристика героев юмористических произведений. На примере рассказа Л. Д. Каминского «Автопортрет» | 05.02 | |
| Приёмы раскрытия главной мысли рассказа. На примере произведения Б. С. Житкова "Как я ловил человечков" | 06.02 | |
| Работа с рассказом К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | 07.02 | |
| Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер на примере рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | 10.02 | |
| Отличие автора от героя и рассказчика на примере рассказов М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» | 12.02 | |
| Отражение нравственно-этических понятий в рассказах М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке». На примере рассказа «Ёлка» | 13.04 | |
| Знакомство с отрывками из повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы): основные события сюжета | 14.02 | |
| Словесный портрет героя повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы) | 17.02 | |
| Осмысление поступков и поведения главного героя повести Н.Г. Гарин-Михайловского «Детство Тёмы» (отдельные главы). | 19.02 | |
| Темы лирических произведений. На примере стихотворений М.И. Цветаевой «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка…». | 20.02 | |
| Выразительность поэтических картин родной природы. На примере стихотворения И.А. Бунина «Детство». | 21.02 | |
| Любовь к природе и родному краю – тема произведений поэтов. На примере стихотворений С.А. Есенина. | 24.02 | |
| Обобщение по разделу «Произведения о детях и для детей». Оценка достижений. | 26.02 | |
| Составление устного рассказа «Герой, который мне больше всего запомнился». | 27.02 | |
| Книга как источник информации. Виды информации в книге. | 28.02 | |
| Человек и животные – тема многих произведений писателей. | 03.03 | 10.03 10.03 |
| Писатели – авторы произведений о животных: выставка книг. | 05.03 |
| Наблюдательность писателей, выражающаяся в описании жизни животных. На примере рассказа А.И. Куприна «Скворцы». | 06.03 | 12.03 |
| Раскрытие темы о бережном отношении человека к природе родного края. | 07.03 | 12.03 |
| Особенности художественного описания родной природы. На примере рассказа В.П.Астафьева «Весенний остров». | 10.03 | 13.03 |
| Отражение темы «Материнская любовь» в рассказе В.П. Астафьева «Капалуха» и стихотворении С.Есенина «Лебёдушка». | 12.03 | 13.03 |
| Образ автора в рассказе В.П. Астафьев «Капалуха». | 13.03 | 14.03 |
| М.М. Пришвин - певец русской природы. Чтение произведения М.М. Пришвина «Выскочка». | 14.03 | 14.03 |
| Авторское мастерство создания образов героев-животных. На примере произведения Максима Горького "Воробьишка". | 17.03 | |
| Человек и его отношения с животными. Обсуждение в классе темы «Что такое самопожертвование». | 19.03 | |
| Развитие речи: озаглавливание частей. На примере произведения В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип». | 20.03 | |
| Обобщение по разделу «Произведения о животных и родной природе». Оценка достижений. | 21.03 | |
| Работа с детскими книгами на тему: «Книги о Родине и её истории»: типы книг (изданий). Презентация книги, прочитанной самостоятельно. | 24.03 | |
| Составление устного рассказа «Моя любимая книга». | 26.03 | |
| Проявление любви к родной земле в литературе народов России. На примере стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков. | 27.03 | |
| Образ родной земли в стихотворении С.Д.Дрожжина «Родине». | 07.04 | 4 четверть |
| Раскрытие главной идеи произведения А.Т. Твардовского «О Родине большой и малой» (отрывок): чувство любви к своей стране и малой родине. | 09.04 | |
| Характеристика народной исторической песни: темы, образы, герои. | 10.04 | |
| Осознание понятий поступок, подвиг на примере произведений о Великой Отечественной войне. | 11.04 | |
| Наблюдение за художественными особенностями текста авторской песни. Знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны. | 14.04 | |
| Тема героического прошлого России в произведениях литературы. На примере «Солдатской песни» Ф. Н. Глинки. | 16.04 | |
| Составление устного рассказа «Защитник Отечества» по изученным произведениям. | 17.04 | |
| Патриотическое звучание произведений о Родине, о славных и героических страницах истории России. | 18.04 | |
| Зарубежные писатели-сказочники: раскрытие главной мысли и особенности композиции. | 21.04 | |
| Обобщение по разделу «О Родине, героические страницы истории». Коллективные проекты по выбору . | 23.04 | |
| Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения. | 24.04 | |
| Особенности басни как лиро-эпического жанра. Басни стихотворные и прозаические. | 25.04 | |
| Сравнение басен: темы и герои, особенности языка. На примере басен Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», И.И. Хемницера «Стрекоза», Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи». | 28.04 | |
| Аллегория и ирония как характеристика героев басен. На примере басни И.А. Крылова «Мартышка и очки». | 30.05 | |
| Работа с баснями И.А. Крылова. Инсценирование их сюжета. | 05.05 | |
| Язык басен И.А. Крылова: пословицы, поговорки, крылатые выражения. | 06.05 | |
| Контроль сформированности навыка чтения по тексту администрации за II полугодие. | 07.05 | |
| Особенности сюжета «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы). | 12.05 | |
| Характеристика главного героя «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (отдельные главы). | 13.05 | |
| Особенности построения (композиция) литературной сказки: составление плана. Х. К. Андерсен "Русалочка". | 14.05 | |
| Средства художественной выразительности в литературной сказке. Х. К. Андерсен "Дикие лебеди". | 15.05 | |
| Описание героя в произведении Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы). | 16.05 | |
| Анализ отдельных эпизодов произведения Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы): средства создания комического. Написание отзыва. | 19.05 | |
| Книги зарубежных писателей. | 20.05 | |
| Работа со словарём: поиск необходимой информации. | 21.05 | |
| Знакомство с современными изданиями периодической печати. Золотой фонд детской литературы. В.Ю. Драгунский, И.П.Токмакова и другие - авторы детских журналов. | 22.05 | |
| Проверочная работа по итогам изученного в 4 классе. | 23.05 | |
| Рекомендации по летнему чтению. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). | 26.05 | |