Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа с.Новая Бекшанка"
муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор ……… /Л.А.Сывилькина/
Приказ № 148 от 31.08.2022 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАМА учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»
для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Зотеева Елена Викторовна,
учитель начальных классов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Понимание родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
Осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации.
Использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
Осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, потребность в чтении;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ-характеристику героя;
составлять устные и письменные описания;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам по определённым признакам;
различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
2.Содержание учебного предмета
Самое великое чудо на свете (2ч)
Богатство Древности. Илья Муромец и Соловей Разбойник .
Алёша Попович и Илья Муромец. (Славянский эпос).
Устное народное творчество (1ч)
Чтение и инсценирование русских народных сказок «Медведь и лиса», «Лиса и волк»
Поэтическая тетрадь 1 (1ч)
Афанасий Фет «Я пришёл к тебе с приветом», «Печальная берёза». Федор Тютчев «В небе тают облака», «Есть в осени первоначальной». Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Времена года. Средства художественной выразительности.
Великие русские писатели (4ч)
А.С. Пушкин. Стихи и рассказы о родной природе. «Гонимы вешними лучами», «Зимнее утро», «В тот год осенняя погода».
А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.
И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни.
Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.
Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана.
Поэтическая тетрадь 2 (1ч)
Н.А. Некрасов. Стихи о природе.
Литературные сказки (2ч)
А.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
Были-небылицы(1ч)
К.Г.Паустовский и его произведения: «Растрёпанный воробей», «Жёлтый свет», «Стальное колечко», «Собрание чудес». Герои произведения. Характеристика героев.
Поэтическая тетрадь 1.(1ч)
С.А.Есенин. Стихи. «Черёмуха» Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.
Люби живое ( 2ч)
М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок - «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.
В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.
Поэтическая тетрадь2. (1ч)
Праздник поэзии. Стихи о детях. А.Барто, С. Михалков, Е. Благинина.
По страницам детских журналов. (1ч)
Виктор Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Особенности юмористических произведений.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Устное народное творчество | 3 |
2 | Великие русские писатели | 6 |
3 | Литературные сказки | 2 |
4 | Были-небылицы | 1 |
5 | Поэтическая тетрадь 1 | 1 |
6 | Люби живое | 2 |
7 | Поэтическая тетрадь 2 | 1 |
8 | Как хорошо уметь читать | 1 |
| | |
| | |
| | |
| | |
9 | Итого | 17 |
| | |
| | |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
Приложение 2
Контрольно-измерительные материалы
Приложение 3
Лист корректировки учебной программы
Приложение 4
Отчет о прохождении учебной программыза __четверть 20__-20__ учебного года учителя _______________________