СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы и КТП по предметам "Родная литература (русская)" и "Родной язык (русский)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В архиве рабочие программы  и КТП по предметам "Родная литература (русская)" и "Родной язык (русский)" для 3 и 4 класса. . Тематическое планирование составлено с расчётом по 17 часов на каждый предмет. Курс родного языка разработан по учебному пособию издательства "Просвещение"  РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК под редакцией Александровой, Вербицкой.

Просмотр содержимого документа
«КТП родная литература 3 кл»

КАЗЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АНЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

155070, Ивановская область, Ильинский район, с. Аньково, ул. Полевая, д.23а

телефон: 3-32-02, 3-32-57, e-mail: ankovo2011@rambler.ru

Рассмотрено

Руководитель МО

_Ладанова С.Н.__

Протокол № 1

от «_30_» _августа_2020 г


Согласовано

Заместитель директора по УР:________________

(М. В. Моторина)

«_30_» _августа_2020г


Утверждено

Директор школы: _________

(О. Н. Воробьева)

Приказ № 67/1

«_30_» _августа_2020 г






Календарно-тематическое планирование



по родной литературе (русской) для 3 класса

(предмет)

на _2020-2021_

(учебный год)



Учитель:

Ступина Т. Г. учитель начальных классов.._

(ФИО, должность)





Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Тип урока


Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

Количество часов

план

факт

Книги мои друзья 2ч

1

Наставления детям Владимира Мономаха. Наставления Библии.. 

1

Работают над основными понятиями: книжная мудрость, печатная книга, азбука.

Пробуют собрать коллекцию книг «Азбука» и «Букварь» существовавших в России.



2

Горбачевский « Первопечатник Иван Федоров». Первая Азбука Ивана Федорова. 

1



Жизнь дана на добрые дела 4 ч


3

В. И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа.»

1

Работают над основными понятиями: поступок, честность, верность слову. Собирают притчи на тему. Учатся высказывать свои мысли о честности и верности слову. Сравнивают поступки героев.



4

М Зощенко « Не надо врать»

1



5

Притчи о добре и справедливости.

1



6

Пантелеев « Честное слово»

1




Волшебная сказка 7 ч

7

«Иван Царевич и Серый» Волк

1

Работают над основными понятиями: народная сказка, присказка, сказочный предмет. Учатся видеть в сказке историю русского народа.

Дают характеристику героям, инсценируют.



8

«Летучий корабль»

1



9

«Морозко» 

1



10

«Белая уточка»

1



11

«По –щучьему велению» 

1



12

«Мальчик –с- пальчик»

1



13

«Волшебное кольцо»

1



Картины русской природы 4ч

14

С. Есенин « С добрым утром»

1

Работают над понятиями: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

Работают со словарём, учатся сравнивать произведения литературы и живописи.



15

О . Высотская « Одуванчик», З. Александровна « Одуванчик»

1



16

С. Черный «Летом» 

1



17

А Рылов «Зелёный шум»

1





Просмотр содержимого документа
«КТП родная литература 4кл »

КАЗЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АНЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

155070, Ивановская область, Ильинский район, с. Аньково, ул. Полевая, д.23а

телефон: 3-32-02, 3-32-57, e-mail: ankovo2011@rambler.ru

Рассмотрено

Руководитель МО

_Ладанова С.Н.__

Протокол № 1

от «_30_» _августа_2020 г


Согласовано

Заместитель директора по УР:________________

(М. В. Моторина)

«_30_» _августа_2020г


Утверждено

Директор школы: _________

(О. Н. Воробьева)

Приказ № 67/1

«_30_» _августа_2020 г






Календарно-тематическое планирование



по родной литературе (русской) для 4 класса

(предмет)

на _2020-2021_

(учебный год)



Учитель:

Ладанова С. Н. учитель начальных классов.._

(ФИО, должность)





Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Тип урока


Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

Количество часов

план

факт

Книга в мировой культуре 2ч

1

Повесть временных лет. Летописец Нестор. 

1

Работают над основными понятиями: высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.

Создание брошюры.



2

М. Горький «О книгах» 

1



Истоки литературного творчества 5ч


3

Библия – главная книга христиан

1

Работают над основными понятиями: притчи, былины, мифы. Учатся понимать смысл текстов .

Узнают особенности мифов.

Научатся сравнивать разные тексты.

Будут работать над устным сочинением по картине.



4

Библия – главная книга христиан

1



5

Былины

1



6

Былины и картина Васнецова « Гусляры»

1




7

Славянский миф

1



О Родине, о подвигах, о славе. 10 ч

8

О. Тихомиров «Александр Невский»,Тихомиров, О. Н. Битва на Неве

1

Работают над основными понятиями: подвиг, поступок, Родина, слава.

Сравнивают литературные образы с образами художественными. Узнают вехи истории России. Учатся выступать с сообщениями на заданную тему.



9

В. Серов « Ледовое побоище»

И. Кончаловская « Слово о побоище ледовом»

1




10

Ю. Крутогоров. « Куликовская битва»

1




11

Р. Рождественский «Реквием» 

1




12

А. Приставкин « Портрет отца»

1




13

К. Костецкий « Возвращение»

1




14

В. Осеева « Васек Трубачев и его товарищи»

1

Работают над проектом. Взаимодействуют в группах. Учатся защищать проект.



15

Осеева « Васек Трубачев и его товарищи»

1



16

Творческий проект

«Нам не нужна война»

1



17

Защита проектов

1





Просмотр содержимого документа
«КТП родной русский 3 кл»

КАЗЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АНЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

155070, Ивановская область, Ильинский район, с. Аньково, ул. Полевая, д.23а

телефон: 3-32-02, 3-32-57, e-mail: ankovo2011@rambler.ru

Рассмотрено

Руководитель МО

_Ладанова С.Н.__

Протокол № 1

от «_30_» _августа_2020 г


Согласовано

Заместитель директора по УР:________________

(М. В. Моторина)

«_30_» _августа_2020г


Утверждено

Директор школы: _________

(О. Н. Воробьева)

Приказ № 67/1

«_30_» _августа_2020 г






Календарно-тематическое планирование



по родному языку (русскому) для 3 класса

(предмет)

на _2020-2021_

(учебный год)



Учитель:

Ступина Т. Г. учитель начальных классов.._

(ФИО, должность)





Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Тип урока


Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

Количество часов

план

факт

Русский язык: прошлое и настоящее 9ч

1

Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения. 

1

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;

распознают слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений      между людьми;

распознают слова, называющие природные явления и растения;

распознают слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры;

используют словарные статьи для определения лексического значения слова;

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

поиск информации о происхождении фамилии

находят сведения о старинных русских городах в различных информационных источниках учатся подбирать и употреблять  сравнения, эпитеты  в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов



2

Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). 

1



3

Дождик вымочит, а красное солнышко высушит.

1



4

Ветер без крыльев летает.

1



5

Какой лес без чудес. Образные названия растений.

1



6

Дело мастера боится.

1




7

Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. 

1



8

У земли ясно солнце, у человека – слово. Эпитеты и сравнения. Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием.


1



9

Как правильно произносить слова. 

1

работают со словарем ударений



Язык в действии 4ч

10

Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка 

1

учатся различать по суффиксам различные оттенки значения слов;

учатся различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа;

учатся выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

учатся редактировать письменный  текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок



11

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка. 

1



12

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам. 

1



13

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

1



Секреты речи и текста. 4 ч

14

Создаем тексты - рассуждения.

1

учатся строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

 знакомятся со структурой текста рассуждения;

учатся создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации

учатся редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы

учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст;

учатся оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

выполняют итоговую работу



15

Учимся редактировать тексты.

1



16

Создаем тексты – повествования. 

1



17

Итоговая контрольная работа






Просмотр содержимого документа
«КТП родной русский 4кл»

КАЗЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АНЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

155070, Ивановская область, Ильинский район, с. Аньково, ул. Полевая, д.23а

телефон: 3-32-02, 3-32-57, e-mail: ankovo2011@rambler.ru

Рассмотрено

Руководитель МО

_Ладанова С.Н.__

Протокол № 1

от «_30_» _августа_2020 г


Согласовано

Заместитель директора по УР:________________

(М. В. Моторина)

«_30_» _августа_2020г


Утверждено

Директор школы: _________

(О. Н. Воробьева)

Приказ № 67/1

«_30_» _августа_2020 г






Календарно-тематическое планирование



по родному языку (русскому) для 4 класса

(предмет)

на _2020-2021_

(учебный год)

Учитель:

Ладанова С. Н. учитель начальных классов

Календарно – тематическое планирование



п/п

Тема

Тип урока


Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

Количество часов

план

факт

Русский язык: прошлое и настоящее 6 ч

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. 

1

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;

распознают слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений      между людьми;

распознают слова, называющие природные явления и растения;

распознают слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры;

используют словарные статьи для определения лексического значения слова;

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

поиск информации о происхождении слов в различных информационных источниках учатся подбирать и употреблять  сравнения, эпитеты  в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов



2

Проектное задание. Словарь в картинках.

1



3

Вся семья вместе, так и душа на месте.

1



4

Красна сказка складом, а песня- ладом.

1



5

Красное словцо не ложь.

1



6

Язык языку весть подает.

1



Язык в действии 5ч

7

Трудно ли образовывать формы глагола? 

1

учатся образовывать различные формы глаголов;

учатся подбирать синонимичные предложения;

учатся выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки. Выполняют проектное задание. Учатся работать с различными словарями.




8

Можно ли об одном и том же сказать по –разному?

1



9

Как и когда появились знаки препинания?. 

1



10

Проектное задание . Русские имена на карте мира.

1



11

Знакомимся со словарными статьями.

1



Секреты речи и текста. 6 ч

12

Задаем вопросы в диалоге.

1

учатся строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

 учатся редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы

учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать план;

учатся оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;




13

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста

1



14

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста

1



15

Учимся составлять план текста. 

1



16

Учимся пересказывать текст.

1



17

Учимся оценивать и редактировать тексты.

1





Просмотр содержимого документа
«Родная русская литература»

Родная русская литература.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ(РУССКОМ) ЯЗЫКЕ

Основные задачи реализация содержания предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразия языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца«хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к оценке своей учебной деятельности;

–основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

– ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

– установка на здоровый образ жизни;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности, не успешности учебной деятельности;

– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии;

– владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных

задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

- понимание родной литературы как одной из основных национально – культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира;

-обеспечение культурной самоидентификации;

- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования

художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

Воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;

понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск

фактов и суждений, аргументации, иной информации;

– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;

воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;

находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания),заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с

использованием словарей и другой справочной литературы;

– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;

- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов),

заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

– использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на

содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности;

-устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и

поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

– для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием

текста;

– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный),опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

– участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

– высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

– устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

– составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

– осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

– вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и вне учебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

– составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

– работать с тематическим каталогом;

– работать с детской периодикой;

– самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

– распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

– отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

– различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

– находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

– воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

– определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

– создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

– восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

– составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;

– составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

– вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

– писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

– создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного(прослушанного) произведения;

– создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

– работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Круг чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков русской литературы XIX—XX вв. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания (русские народные сказки; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы чтения: фольклор русского народа, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

1 класс

Умение говорить (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами в вежливой форме, высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст.

2 класс

Любите книгу. Ценность книги, нравственный смысл стихотворения о книгах. Монологическое высказывание «Моё отношение к книгам». Информация о возникновении книг в научно-энциклопедических словарях, в специальных справочниках. Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст. Книги из далёкого прошлого. Н Кончаловская. «В монастырской келье…». Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. Краски осени. Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения. Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова. Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.

Мир народной сказки. Известные русские собиратели сказок. Монологическое высказывание «Моё отношение к сказке». Текст о лисе на основе опорных слов, прочитанных в произведении. Выборочное и поисковое чтение. Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Русская народная сказка «Заячья избушка». Пересказ сказки по серии иллюстраций. Русская народная сказка «Лисичка - сестричка и серый волк». Рассказ сказки на основе картинного плана и рисунков. Русская народная сказка «Зимовье зверей» Чтение по ролям. Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» .Анализ сказки.. Русская народная сказка «Лиса и журавль». Инсценирование сказки.

Весёлый хоровод .Произведения устного народного творчества. Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине. Здравствуй, матушка – зима! Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворения. Праздник рождества Христова. С. Черный. Рождественское. К. Фофанов. Еще те звезды не погасли… Рассказ о празднике. Загадки зимы. Весна, весна! И все ей радо! Весна в произведениях И. Никитина.«Весна», А. Плещеева. «Весна». И. Шмелева«Ах, весна!» Т. Белозерова. Стихи русских поэтов о весне.

3 класс

Книги – мои друзья. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. Б. Горбачевский «Первопечатник Иван Фёдоров». Первая азбука Ивана Фёдорова. Наставления «Библии».

Жизнь дана на добрые дела.

Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. М. Зощенко. «Не надо врать».Притчи.

Волшебная сказка. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк» Особенности волшебной сказки..Русская народная сказка«Летучий корабль» Особенности волшебной сказки.. Русская народная сказка «Морозко». Характеристика героев сказки. Русская народная сказка народная сказка «Белая уточка». Смысл сказки. Русская народная сказка «По- щучьему веленью». Инсценирование. Картины русской природы. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. Н. Некрасов.» Славная осень.» Средства художественной выразительности :сравнение, М. Пришвин.» Осинкам холодно». Прием олицетворения как средство создания образа. Ф. Тютчев. «Листья»Контраст как средство создания образа.

Картины родной природы. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

С. Есенин. «С добрым утром!» Выразительное чтение стиха. О. Высотская. «Одуванчик». З. Александрова. «Одуванчик». Сравнение образов. Саша

Чёрный. «Летом». А. Рылов. «Зелёный шум». Сравнение произведений литературы и живописи.

4класс

Книга в мировой культуре. Основные понятия раздела. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.

Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. М. Горький. «О книгах».

Истоки литературного творчества.

Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов.

«Библия» – главная священная книга христиан . Из книги притчей Соломоновых (Из Ветхого завета) Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине Васнецова «Гусляры»

Славянский миф. Особенности мифа.

О Родине, о подвигах, о славе. Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине.

А. Невский. Подготовка сообщения о святом А. Невском.

В. Серов. «Ледовое побоище». Н. Кончаловская. «Слово о побоище ледовом».Д.Донской«Куликовская битва». Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Р.Рождественский « Реквием» ; А.Приставкин «Портрет отца» ; К. Костецкий «Возвращение». Творческий проект на тему «Нам не нужна война».


Тематическое планирование

3 класс 17 ч

Книги мои друзья –2

Жизнь дана на добрые дела.- 4

Волшебная сказка.- 7ч

Картины русской природы- 4

4класс 17 ч

Книга в мировой культуры- 2ч

Истоки литературного творчества.- 5ч

О Родине, о подвигах, о славе- 10ч

Просмотр содержимого документа
«Родной язык»

Родной язык ( русский)

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:

воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

приобщение к литературному наследию русского народа;

обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;

понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

совершенствование умений пользоваться словарями:

использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;

3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

соблюдение основных норм русского речевого этикета:

соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

Содержание учебного предмета курса.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Целевыми установками данного курса являются:

  • совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

  • изучение исторических фактов развития языка;

  • расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);

  • включение учащихся в практическую речевую деятельность.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.



Тематическое планирование.

3 класс (17 ч)

  • Русский язык: прошлое и настоящее.- 9ч

  • Язык в действии – 4 ч

  • Секреты речи и текста- 4 ч

4 класс ( 17 ч)

  • Русский язык: прошлое и настоящее.- 6ч

  • Язык в действии –5 ч

  • Секреты речи и текста -6 ч




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!