Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
− ФГОС начального общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ от 06.10.2009 г. № 373);
−приказ Минобразования РФ № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» от 31 декабря 2015 г.;
− примерной программой начального общего образования МКОУ «Большезадоевская СОШ» по предмету « Литературное чтение».
Предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирует ценностное отношение к своему национальному языку и культуре.
Литературное чтение на родном (русском) языке как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту произведениями фольклора и художественными произведениями русских классиков способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Произведения русских писателей, входящие в круг чтения детей, развивает у учащихся умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения на родном (русском) языке является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальной школе являются:
– понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
– осознание значимости чтения на родном языке для личного развития;
– развитие диалогической и монологической речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Для достижения поставленных целей изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»в начальной школе необходимо решение следующих задач:
– развивать умение использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать специфику и содержание различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
– воспитывать осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
– способствовать достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, овладению техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
В системе предметов начального цикла литературному чтению на родном (русском) языке отводится особая роль, поскольку он не только предмет обучения, но и мощное средство воспитания и развития ребёнка. Родная (русская) литература имеет в своем арсенале огромный потенциал духовных ценностей. Язык художественного произведения, художественное слово, изобразительно-выразительные средства художественной речи выступают в качестве общекультурной среды для школьников. Воспитывающий потенциал литературы позволяет сформировать у младших школьников базовые нормы гражданской и духовно-нравственной культуры.
Общая характеристика предмета
Литературное чтение на родном (русском) языке способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях русской народной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты русский писателей и поэтов. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как созвучных словах, находящихся в конце строчек; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности.
На уроках литературного чтения на родном (русском) языкепродолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, учащиеся задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтенияна родном (русском) языке, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Литературное чтениена родном (русском) языке» в 1 классе учебным планом отводится 66 часов, 2 часа в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Одним из результатов обучения литературному чтениюна родном (русском) языкеявляется осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя, как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностными результатами освоения учебного предмета«Литературное чтения на родном (русском) языке» в начальной школе являются:
− формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
− формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
− формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
− овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Метапредметными результатами освоения учебного предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке»в начальной школе являются:
– овладение способностью принимать и сохранятьцели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– освоение способоврешения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
− овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; освоениеуменийосознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
− овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
− готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;стремлениеизлагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметными результатами освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальной школе являются:
– понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
– осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
– использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
– достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
– осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности.
Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учителем. Умение понимать смысл короткого текста, воспринятого на слух.
Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм с предварительным (в случае необходимости) подчеркиванием случаев расхождения произношения и написания слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интонационным выделением знаков препинания.
Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью. Чтение по ролям, чтение по цепочке. Чтение про себя коротких фрагментов текста.
Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя.
Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ новым содержанием.
Литературоведческая пропедевтика.
Малые фольклорные жанры.Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, игровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения (пословицы, колыбельные песни, загадки, небылицы).
Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение, сказка. Практическое различение.
Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.
Знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство со стихотворными произведениями русских поэтов.
Средства выражения авторского отношения к изображаемому: название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки.
Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.
Элементы творческой деятельности учащихся.
Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса – нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств – мимики, движений, жестов (чтение вслух пословиц, колыбельных песен, загадок, небылиц).
Чтение по ролям отрывков из прозаических авторских произведений.
Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора (пословиц, колыбельных песен, загадок, небылиц).
Круг чтения.
Малые жанры фольклора.Русские малые фольклорные жанры (пословицы о родном крае, колыбельная песня «Уж ты, Котенька, Коток», потешки про дождик и солнышко, загадки о временах года, небылица «Лает кошка из лукошка»).
Русские народные сказки. «Бобовое зернышко», «Гуси-Лебеди».
Поэзия.Стихи о Родине: Г. А. Ладонщиков«С добрым утром!», В. Н. Орлов«Здравствуй, Родина моя», В. А. Степанов«Что мы Родиной зовём», Савватий «Азбуковное учение» (в переводе).
Проза.К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»,Л. Н. Толстой «Филиппок»,«Два товарища»,М. М. Пришвин «Ёж», В. А. Осеева «Хорошее», «На катке»,«Три товарища».
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»на уровне начального общего образования у учащихсяк концу 1 класса будут сформированы следующие знания, умения и навыки.
Ученик научится:
– осознавать малые фольклорные жанры как кладезь богатства родного русского языка;
– узнавать и сравнивать различные произведения малых жанров;
– читать произведения плавно, целыми словами;
– отгадывать загадки на основе ключевыхслов текста загадки, сочинять загадки, небылицы;
– отвечать на вопросы по содержанию текста художественного произведения, называть героев произведения и причины совершаемых ими поступков (обсуждать прочитанное);
– пересказывать произведение подробно на основе картинного плана или по памяти;
– осознавать понятие «родина», иметь представления о проявлении любви к Родине в стихотворных произведениях;
– находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины созданныеим;
– наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений;
– выразительно читать произведение;
– слушать текст в чтении учителя; на слух определять известную и неизвестную информацию; находить нужную информацию в соответствии с заданием;
– определять тему произведения и главную мысль;соотносить содержание произведения с пословицами;
– совершенствовать монологическую речь;
– использовать приемы интонационного объединения слов в предложения; демонстрировать интонацию (мелодику) в конце повествовательного предложения (понижение), интонацию повышения на смысловом центре вопроса;
– читать по ролям, отражая характер героя произведения; участвовать в работе группы, обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения;
– прогнозировать содержание произведения по заглавию;
– определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).
– осознавать значение книги для прошлого, настоящего и будущего.
Тематическое планирование
№ урока | Тема | Количество часов | Дата | Содержание | Характеристика деятельности учащихся |
1-2 | Русский язык – родной язык русского народа | 2 ч. | | Русские малые фольклорные жанры (пословицы о родном крае, колыбельная песня «Уж ты, Котенька, Коток», потешки про дождик и солнышко, загадки о временах года, небылица «Лает кошка из лукошка»). | Осознавать малые фольклорные жанры как кладезь богатства родного русского языка. Уметь узнавать и сравнивать различные произведения малых жанров. Читать произведения плавно, целыми словами, при повторении – читать выразительно. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов текста загадки, сочинять загадки, небылицы. |
3-8 | Сказка – мудрость русского народа | 6 ч. | | Русские народные сказки «Бобовое зернышко», «Гуси-Лебеди», «Белая уточка», «Волшебное кольцо», «Марья Моревна» «Снегурочка» | Иметь представления об особенностях национального этикета и общения людей. Отвечать на вопросы по содержанию сказок. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана или по памяти. |
9-11 | «Что мы Родиной зовем» | 3 ч. | | Стихи о Родине Г. А. Ладонщиков «С добрым утром!» В. Н. Орлов «Здравствуй, Родина моя» В. А. Степанов «Что мы Родиной зовём» | Осознавать понятие «родина», иметь представления о проявлении любви к Родине в стихотворных произведениях. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Выразительно читать понравившееся стихотворение. |
12-13 | Книги, по которым учились наши предки | 2 ч. | | Савватий «Азбуковное учение» (в переводе), Л. Н. Толстой «Филиппок» | Осознавать значение книги для прошлого, настоящего и будущего.Слушать текст в чтении учителя; на слух определять известную и неизвестную информацию. Обсуждать прочитанное. Находить нужную информацию в соответствии с заданием. |
14 | «Сам погибай, а товарища выручай» | 1 ч. | | Л. Н. Толстой «Два товарища» | Определять тему произведения и главную мысль. Совершенствовать монологическую речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения). Соотносить содержание произведения с пословицами. |
15-18 | «Худо тому, кто добра не делает никому» | 4 ч. | | В. А. Осеева «Хорошее», «На катке», «Добрая хозяюшка», «Синие листья» | Использовать приемы интонационного объединения слов в предложения. Демонстрировать интонацию (мелодику) в конце повествовательного предложения (понижение), интонацию повышения на смысловом центре вопроса. |
19-20 | «Вместе тесно, а врозь скучно» | 2 ч. | | К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»; В. Осеева «Три товарища» | Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Участвовать в работе группы, обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. |
21-26 | Ребятам о зверятах | 6 ч. | | М. М. Пришвин «Ёж» Ю.Тувим «Птичье радио» Н. Сладков «Ёж» Е. Чарушин «На нашем дворе» Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают» В. Бианки «Хвосты» | Прогнозировать содержание произведения по заглавию. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). |
27-28 | Сказки о животных | 2 ч | | Русская народна сказка «Петушок - золотой гребешок» С. Михалков «Как медведь трубку нашел» | Прогнозировать содержание произведения по заглавию. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). |
29-30 | Угадайка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» | 2 ч | | Стихи и загадки «Е. Серова» | Определять тему произведения и главную мысль. Совершенствовать монологическую речь учащихся |
31-32 | «Ступеньки мастерства» | 2 ч | | А. Томилин «Сказка о веселом мастере на все руки» Я. Аким «Неумейка» | Слушать текст в чтении учителя; на слух определять известную и неизвестную информацию. Обсуждать прочитанное. Находить нужную информацию в соответствии с заданием. |
33-35 | О наших сверстниках | 3 ч | | Н. Носов «Метро», «Телефон», «Леденец» | Прогнозировать содержание произведения по заглавию. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). |
36-38 | «Поговорим о наших мамах» | 3 ч | | Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!» А.Барто «Разлука» | Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Участвовать в работе группы, обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. |
39-40 | В стране Вообразилии | 2 ч | | Б.Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой» | Определять тему произведения и главную мысль. Совершенствовать монологическую речь учащихся |
41-42 | О героях | 2 ч | | А. Митяев «Богатыри» | Слушать текст в чтении учителя; на слух определять известную и неизвестную информацию. Обсуждать прочитанное. Находить нужную информацию в соответствии с заданием. |
43-44 | О любимых игрушках | 2 ч | | Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» | |
45-46 | О чем я мечтаю | 2 ч | | С. Баруздин «Цветик-семицветик» | Прогнозировать содержание произведения по заглавию. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). |
47-49 | Из серии «Мои первые книжки» | 3 ч | | К. Чуковский «Доктор Айболит», Стихи и сказки С. Маршака, Стихи А. Барто | Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Выразительно читать понравившееся стихотворение. |
50-53 | Детям о войне | 4 ч | | Г. Рублев «Памятник», С. Маршак «Разговор с внуком», «Нет войны», Т. Белозеров «День Победы» | Определять тему произведения и главную мысль. Совершенствовать монологическую речь учащихся |
54-57 | Сказки русских писателей детям | 4 ч | | «Сборник литературных сказок» | Определять тему произведения и главную мысль. Совершенствовать монологическую речь учащихся |
58-61 | Сказки А. С. Пушкина | 4 ч | | «Сказки А. С. Пушкина» | Слушать текст в чтении учителя; на слух определять известную и неизвестную информацию. Обсуждать прочитанное. Находить нужную информацию в соответствии с заданием. |
62-63 | Про школу | 2 ч | | С. Баруздин « Как Алеше учиться надоело» | Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Участвовать в работе группы, обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. |
64-66 | Экскурсия в школьную и сельскую библиотеки | 3 ч | | Выставка «Книги – детям». «Книги для летнего чтения» | Посещение школьной и сельской библиотек. знакомство с детскими произведениями. Задание на лето. |
Материально-техническоеобеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.
Канакина, В. П. Русский язык: рабочие программы. 1-4 класс / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др. – М.:Просвещение, 2014.
Примерные программы начального общего образования. – В 2 ч. Ч 1. – М. : Просвещение, 2008.
Новейшая хрестоматия по литературе. 1 класс.– 3-е изд. перераб. и доп. – М. :Эксмо. – 2012.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (Стандарты второго поколения) / сост. Е. А. Савинов. – М. : Просвещение, 2010.
Русский язык : энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов.– М. : Большая рос. энцикл. : Дрофа, 1997.
Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – 3-е изд. перераб. и доп. / Главн. ред. М. Д. Аксёнова. – М. :Аванта+, 1999.
Интернет-ресурсы
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка.
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Электронные пособия по литературному чтению для школьников http://www.alleng.ru/edu/liter1.htm
http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы
http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы
http://tkumgpi.ru – электронный конструктор методических пазлов
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по родному (русскому) языку (в том числе в цифровой форме).
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Компьютер, мультимедийный проектор, сканер, принтер, фотокамера цифровая (по возможности), видеокамера цифровая со штативом (по возможности).
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины
Оборудование класса
Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Полки для книг.
Подставки для книг.