Приложение 1
к рабочей программе по
русскому языку ,
утвержденной приказом
МАОУ ООШ с.санатория Глуховского
от августа 2018 г. № _______
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
на 208/2019 учебный год
Класс: 6
Учитель: Машнина Антонида Валентиновна
2018 г.
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
| I. Общие сведения о языке-2ч | | | |
1 2 | Русский язык – один из развитых языков мира. Функции языка . | | | |
| II. Повторение пройденного в 5 классе-13ч | | | |
3 4 | Фонетика, орфоэпия, графика. Графика, фонетика. | | | |
5 6 | Морфемика. Орфограммы в приставках . Орфограммы в корнях слов. | | | |
7 8 | Части речи. Морфологический разбор слов. Что такое орфография. | | | |
9 | Р/р. Подготовка к сочинению «Памятный день летних каникул». | | | |
10 | Р/р. Написание сочинения «Памятный день летних каникул». | | | |
11 | Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. | | | |
12 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. | | | |
13 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | | | |
14 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе.» | | | |
15 | Прямая речь. Диалог. Разделительные знаки и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | | | |
| III. Лексика и фразеология . Культура речи-14ч | | | |
16 | Что такое лексика? | | | |
17 | Р/р. Подготовка к сочинению-описанию картины А.М.Герасимова «После дождя». | | | |
18 | Р/р. Написание сочинения-описания картины А.М. Герасимова «После дождя». | | | |
19 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы. | | | |
20 | Профессионализмы,их употребление. | | | |
21 | Р/р. Подготовка и написание сжатого изложения по упражнению | | | |
22 | Жаргонизмы ,их употребление. | | | |
23 | Эмоционально окрашенные слова, их употребление. | | | |
24 | Устаревшие слова и неологизмы, их употребление. | | | |
25 | Исконно русские и заимствованные слова, их употребление. | | | |
26 | Роль диалектизмов, неологизмов, устаревших слов в тексте. | | | |
27 | Фразеологизмы , их употребление. | | | |
28 | Источники фразеологизмов | | | |
29 | «Лексика. Фразеология. Культура речи», повторение. | | | |
| IV. Словообразование. Орфография-29ч | | | |
30 | Что такое словообразование? | | | |
31 | Что такое морфемика? | | | |
32 | Р/р. Описание помещения | | | |
33 34 | Основные способы образования слов в русском языке. Способы образования слов. | | | |
35 | Этимология и этимологический разбор слов | | | |
36 | Р/р. Систематизация материалов и подготовка к сочинению. Сложный план. | | | |
37 | Р/р. Написание сочинения . Описание помещения. | | | |
38 | Правописание буквы О и А в корне –КОС-КАС- | | | |
39 | Практикум по теме «Буквы О и А в корне –КОС-КАС» | | | |
40 | Буквы О и А в корне –ГОР-ГАР-, ЗОР-ЗАР-. | | | |
41 | Практикум по теме «Буквы О и А в корнях с чередованием». | | | |
42 | Чередующиеся гласные в корне слова, повторение изученного. | | | |
43 | Правописание букв Ы и И после приставок | | | |
44 | Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- | | | |
45 | « Гласные в приставках ПРЕ-– ПРИ-»,повторение изученного | | | |
46 | Правописание е - и в приставках ПРЕ- ПРИ-. | | | |
47 | Правописании гласных в приставках | | | |
48 | Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография» | | | |
49 | Правописание орфограмм в приставках. Анализ контрольного диктанта | | | |
50 | Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах | | | |
51 | Сложносокращенные слова, их роль. | | | |
52 | Р/р. Подготовка к контрольному сочинению-описанию изображенного на картине Т.Н. Яблонской «Утро». | | | |
53 | Р/р. Написание сочинения-описания изображенного на картине Т.Н.Яблонской «Утро». | | | |
54 | Правописание сложных слов.Анализ контрольного сочинения | | | |
55-56 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | | | |
57 | «Орфография, словообразование", правописание слов. | | | |
58 | Контрольное тестирование по теме «Словообразование и орфография» | | | |
| Имя существительное-21ч. | | | |
59 | Имя существительное.Повторение изученного в V классе | | | |
60 | Р/р. Составление письма другу | | | |
61 | Разносклоняемые имена существительные | | | |
62 | Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ | | | |
63 | Р/р. Составление устного публичного выступления о происхождении имен . | | | |
64 | Несклоняемые имена существительные и их правописание. | | | |
65 | Определения рода несклоняемых имен существительных | | | |
66 | «Род несклоняемых имен существительных» | | | |
67 | Имена существительные общего рода, их правописание. | | | |
68 | Морфологический разбор имени существительного. | | | |
69 | Р/р. Сочинение-описание по личным впечатлениям | | | |
70-71 | Правописание НЕ с существительными, оформление на письме. | | | |
72-73 | Правописание буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК (-ЩИК) | | | |
74 | Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК и –ИК | | | |
75-76 | Правописание гласныхО и Е после шипящих в суффиксах существительных | | | |
77 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | | | |
78-79 | Морфологические признаки имени существительного.Работа над ошибками. | | | |
| Имя прилагательное-22ч | | | |
80-81 | Имя прилагательное.Повторение изученного в V классе | | | |
82 | Р/р.Описание родной природы. | | | |
83 | Степени сравнения имен прилагательных | | | |
84 | Практикум по теме «Степени сравнения имен прилагательных» | | | |
85 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | | | |
86 | Относительные прилагательные и их правописание. | | | |
87 | Р/р. Выборочное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» | | | |
88 | Притяжательные прилагательные и их правописание. | | | |
89 | Морфологический разбор имени прилагательного | | | |
90-91 | Правописание НЕ с прилагательными | | | |
92 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | | | |
93 | Р/р. Подготовка к контрольному сочинению-описаниюприроды по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» | | | |
94 | Р/р.Написание контрольного сочинения-описания природы по картине (Н.П. Крымов. «Зимний вечер») | | | |
95-96 | Правописание одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных | | | |
97-98 | Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК- и суффиксов прилагательных –К- и –СК- | | | |
99-100 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | | | |
101 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | | | |
| Имя числительное-15ч | | | |
102 | Имя числительное как часть речи | | | |
103 | Простые и составные числительные | | | |
104 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | | | |
105-106 | Разряды количественных числительных | | | |
107 | Числительные, обозначающие целые числа | | | |
108 | Р/р. Выборочное изложение «Митраша» с использованием числительных (по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца» | | | |
109-110 | Дробные числительные, правописание. | | | |
111 | Собирательные числительные, правописание. | | | |
112-113 | Порядковые числительные, правописание. | | | |
114 | Р/р. Публичное выступление-призыв на тему «Берегите природу!» | | | |
115 | Контрольный диктант по теме: «Имя числительное» | | | |
116 | Правописание числительных. Анализ диктанта. | | | |
| Местоимение -28ч | | | |
117 | Местоимение как часть речи | | | |
118 | Личные местоимения и их роль. | | | |
119 | Употребление личных местоимений | | | |
120 | Возвратное местоимение СЕБЯ и его роль. | | | |
121 | Р/р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица | | | |
122-123 | Вопросительные местоимения, правописание. | | | |
124-125 | Относительные местоимения, правописание | | | |
126 | Употребление относительных местоимений | | | |
127 | Неопределенные местоимения, правописание. | | | |
128-129 | Употребление неопределенных местоимений | | | |
130-131 | Отрицательные местоимения, правописание | | | |
132 | Употребление отрицательных местоимений | | | |
133-134 | Притяжательные местоимения, правописание | | | |
135 | Употребление притяжательных местоимений | | | |
136 | Р/р. Написание сочинения-рассуждения по теме " Местоимение" | | | |
137-138 | Указательные местоимения, правописание | | | |
139-140 | Определительные местоимения, правописание | | | |
141 | Морфологический разбор местоимения | | | |
142 | Р/р. Сочинение-рассказ по воображению или по картине (Е.В. Сыромятникова. «Первые зрители»), | | | |
143 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | | | |
144 | Правописание местоимений. Анализ контрольных работ. | | | |
| Глагол -41ч. | | | |
145-146 | Глагол. Повторение изученного в V классе | | | |
147 | Практикум по теме «Повторение изученного о глаголе в V классе» | | | |
148 | Р/р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста | | | |
149-150 | Разноспрягаемые глаголы , их особенности. | | | |
151-152 | Глаголы переходные и непереходные, особенности | | | |
153-154 | Практикум по теме «Глаголы переходные и непереходные» | | | |
155-156 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | | | |
157-158 | Изъявительное наклонение, оформление на письме. | | | |
159 | Р/р.Подготовка к контрольному изложению по теме " Глагол" | | | |
160 | Р/р. Контрольное изложение с элементами сочинения | | | |
161-162 | Условное наклонение, его роль. | | | |
163-164 | Повелительное наклонение, его роль | | | |
165 | Р/р. Рассказ по сюжетным рисункам | | | |
166-167 | Употребление наклонений на письме и в речи. | | | |
168-169 | Правописание по теме «Употребление наклонений» | | | |
170-171 | Безличные глаголы | | | |
172-173 | Морфологический разбор глагола | | | |
174 | Контрольная работа по теме "Глагол" | | | |
175 | Р/р. Подготовка к написанию рассказа на основе услышанного | | | |
176 | Р/р. Написание рассказа на основе услышанного | | | |
177-178 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | | | |
179-180 | Правописание глагола. | | | |
181-182 | Морфологические признаки глагола. | | | |
183 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | | | |
184-185 | Синтаксическая роль глагола. Работа над ошибками. | | | |
| Повторение изученного за курс VI класса-19 ч | | | |
186-187 | Части речи в русском языке | | | |
188 | Р/р. Сочинение -рассуждение о подвиге. | | | |
189-190 | Орфография. Орфографический разбор | | | |
191-192 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | | | |
193 | Контрольная работа по теме "Пунктуация" | | | |
194 | Текст, его признаки | | | |
195- 196 | Орфография в приставках и корнях слов | | | |
196- 197 | Р/р.Подготовка и написание сочинения о весне | | | |
197 198-199 | Лексика и фразеология. | | | |
198 200 | Итоговый контрольный диктант по теме «Лексика» | | | |
199 201-202 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор | | | |
200 203-204 | Морфология. Морфологический разбор слова | | | |
201 205-206 | Морфологический разбор слова | | | |
202 207-208 | Передача чужой речи. | | | |
203 209 | Прямая речь. Диалог, их оформление. | | | |
204 210 | Синтаксис .Синтаксический разбор предложений. | | | |
Не буду в программе печатать
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе»
В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.
За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из – под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.
Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзинку.
День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг. (104 слова)
Грамматическое задание
1. Выполнить морфемный разбор слов: собираемся, подберезовики.
2. Сделать синтаксический разбор предложения: День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца.
Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография»
Леса в Мещере глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираясь сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.
Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.
Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца еще касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе еще тлеет зорька.
Вот и озеро. Здесь под березой расположились знакомые рыбаки. Их лиц не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет.
(По К. Паустовскому.) (100 слов)
Грамматическое задание
1. Выписать слова с чередующимися гласными в корне слова, обозначить условия написания орфограмм.
2. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слов: рыбаки, у подножия.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Русская зима
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветвях ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.
(По И. Соколову – Микитову.) (112 слов)
Грамматическое задание
1. Выполнить морфологический разбор слов: землю, жизнью.
2. Выполнить синтаксический разбор предложения: Хороши снежные зимы в России!
Контрольный диктант по теме «Имя числительное»
Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центе Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые? Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллионы лет назад?
Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубинное бурение – один из методов изучения земных недр. Он позволяет многое узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли 6370 километров.
И все – таки с помощью бурения ученые установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса.
(Из книги «Почемучка».) (120 слов)
Грамматическое задание
1. Выписать из текста числительные, указать разряд.
2. Выполнить морфологический разбор любого числительного.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Ноябрь – предзимний месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой.
Ноябрь – начало ненастий. Еще моросят по России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок.
Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.
На окраине деревни пируют дрозды. Они приютились на рябине и перелетают с ветки на ветку, обирают с нее спелые ягоды.
Принялся за обновки заяц. Белеет зайчонок с ног, меняет шубку под цвет снега. Так его труднее заметить.
Всё крепче забирает зима, все чаще непогода. Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли. Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются. Природа замирает в ожидании зимы.
(По А. Стрижову.) (109 слов)
Грамматическое задание
1. Выполнить морфологический разбор любого глагола из текста.
2. В тексте над глаголами указать время и спряжение.
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного»
Лес
Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами. Висячие ветви берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит подле красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг слетаются. Мошки вьются столбом, светлеют в тени, темнеют на солнце.
Вы въезжаете дальше в лес. Неизъяснимая тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву местами растет высокая трава. В придорожной траве стоят грибы под своими масляными шляпками.
А как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь сучья деревьев мирно белеет небо. На липах висят последние зеленые листики. Высокие сухие былинки тихонько шевелятся. Длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь.
(По И.С. Тургеневу.) (125 слов)
Грамматическое задание
1. Фонетический разбор слова: осенью.
2. Морфологический разбор: в лес.
3. Синтаксический разбор: Длинные нити блестят на побледневшей траве.
Контрольное тестирование по теме «Словообразование и орфография»
1. Выбери правильный ответ:
а) богатырь, спуск, беспорядок, мышонок;
б) богатырь, спуск, беспорядок, мышонок;
в) богатырь, спуск, беспорядок, мышонок;
г) богатырь, спуск, беспорядок, мышонок;
2. Найти группу однокоренных слов:
а) водяной, водянистый, заводь, водитель;
б) водяной, подводник, наводнение, заводь;
в) водяной, водянистый, проводить, заводь;
г) водяной, заводь, завод, водопровод;
3. Какую букву нужно вставить? Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
а) б) в) г)
кл...чок о о а а
разгл..деть е я е я
пам..тник и я е я
ск..льзкий о о а а
м..рской а о о а
4. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 3:
а) б) в) г)
б..рдовый о о а а
п..рила е и е и
..тмосфера а о а о
пр..дмет е е и и
с..лфетка а о о а
в..ликолепный е е и е
5. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 3:
а) б) в) г)
прил..гательное о а а о
изл..жение а о оо
сл..гаемое о а о а
предл..жить о о а а
сл..жить а о оо
6. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 3:
а) б) в) г)
р..стение о о а а
выр..щенный о о а а
р..сток о а а о
отр..сль а о а а
7. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 3:
а) б) в) г)
заг..реть а а о о
г..реть о а о о
наг..реть а а о о
заг..рать о а а о
8. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 3:
а) б) в) г)
к..саться о о а а
к..снуться а о оо
к..сание о о а а
прик..сновение о о а о
9. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 3:
а) б) в) г)
з..ря о а о а
з..рево а ааа
споз..ранку а о о а
оз..рение о оо а
10. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 3:
а) б) в) г)
изл..гать а а о о
прик..снуть а о о а
выр..сти а а о о
г..релый о о а а
11. Букву ы или и нужно вставить после приставок? Задание, аналогичное заданию 3:
а) б) в) г)
без..сходный ы и и ы
с..грать и и ы ы
роз..ск ы и и ы
сверх..нтересный и ы ы и
12. Какую гласную в приставках нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 3:
а) б) в) г)
пр..ехать и е и е
пр..думать е е и е
пр..увеличить е и е е
пр..морский и е и е
13. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 3:
а) б) в) г)
пр..одолеть е е и и
пр..готовить и иии
пр..казать и ии е
пр..мер и е и и
пр..рода и е и и
14. Какую букву нужно вставить в сложных словах? Задание, аналогичное заданию 3:
а) б) в) г)
вод..пад а о а о
общ..житие и е а и
пеш..ход и е е и
звер..лов е о о а
15. Укажите правильный разбор слова по составу:
а) приморский; в) приморский;
б) приморский; г) приморский;
16. Выберите правильный разбор слова по составу:
а) присмотреться; в) присмотреться;
б) присмотреться; г) присмотреться;
17. Найдите, где верно указаны окончания в словах:
а) заводь; г) смотреть;
б) стекло; д) улыбаться;
в) опенок; е) домище;
18. Найдите, где верно указаны суффиксы в словах:
а) лесочек; г) слушать;
б) столик; д) секретный;
в) листик; е) хороший;
19. Укажите слово, образованное приставочным способом:
а) завхоз; в) привыкать;
б) преинтересный; г) возможность;
Контрольное тестирование по теме «Причастие и деепричастие»
1. Причастие – часть речи, которая обозначает:
а) предмет и его признак;
б) признак предмета по его действию;
в) действие предмета;
2. Укажите столбик: а), б), в) или Г), в котором последовательно расположенные указания на падеж соответствуют падежу данных причастий:
а) б) в) г)
увлеченному человеку Т. Д. Т. П.
открывшимися глазами П. Т. Т. Д.
исправленным текстом Т. Т. Д. П.
3. Выберите предложение с причастным оборотом.
а) Изумительны эти растения, которые живут под снегом.
б) Образующие круглые цветнички растения жмутся друг к дружке.
в) Большинство сохранившихся растений размножаются вегетативно.
4. Найдите предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).
а) Лес оторванный ото сна эхом взвыл протяжно.
б) Запах нагретой солнцем белой гвоздики наполнял вагоны.
в) Бурые сосны роняли иголки на отсыревший с рассветом песок.
5. Укажите словосочетания с действительными причастиями:
а) посаженный весной; г) опавшие с дерева;
б) сидящая девочка; д) засыпанные аллеи;
в) расколовшийся орех; е) уважаемый человек;
6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
а) б) в) г)
бор..щийся за свободу ю ю я я
стел..щийся по земле ю я я ю
стро..щий дом я я ю ю
вид..щий зорко я я ю ю
7. Найдите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 6:
а) б) в) г)
составля..мый план е и е и
управляя..мый капитаном е е и и
слыш..мый издалека и е е и
освеща..мый солнцем е и е и
8. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 6:
а) б) в) г)
пр..тензия е и и е
пор..зительный а о о а
с..луэт е е и и
отр..зить о а о а
9. Что нужно вставить: н или нн ? Задание, аналогичное заданию 6:
а) б) в) г)
жаре..ые грибы нн н нн н
реше..ая задача нн н ннн
запута..ые веревки нннн н нн
дрессирова...ая собака н ннннн
10. Укажите правильный разбор по составу:
а) находящаяся;
б) находящаяся;
в) находящаяся;
г) находящаяся;
11. Укажите правильный ответ.
а) Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами.
б) Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами.
в) Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами.
г) Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами.
12. Деепричастие – это часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета по его действию;
б) признак предмета;
в) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;
г) действие предмета;
13. Найдите деепричастия:
а) увидел; в) поднявши; д) принявший;
б) шлепая; г) спеша; е) свежо;
14. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены)
а) Ребятишки прыгали любуясь на елку.
б) Ребятишки прыгали и любовались на елку.
в) Прыгающие ребятишки любовались на елку.
г) Прыгая ребятишки любовались на елку.
15. Найдите деепричастие совершенного вида:
а) глядя; г) прочитав;
б) сложив; д) улыбаясь;
в) отнявши; е) балуясь;
16. Укажите правильный разбор слов по составу:
а) нахмурясь, выскочивши;
б) нахмурясь, выскочивши;
в) нахмурясь, выскочивши;
г) нахмурясь, выскочивши;
17. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
а) б) в) г)
г..лерея о а а о
к..мбинация а а о о
с..ять и е и е
д..станция е е и и
ба..ейнсс с сс с
18. Укажите правильный ответ.
а) Пролетая над садами, ветер шелестел листвой.
б) Пролетая над садами, ветер шелестел листвой.
в) Пролетая над садами, ветер шелестел листвой.
22