Номер урока | Тема урока | Дата проведения |
Наша речь и наш язык 2 ч |
1 | Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Виды речи и их назначение. Речь - отражение культуры человека. | |
2 | Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. | |
Текст. Предложение. Словосочетание 17 ч |
3 | Текст как единица языка и речи. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. | |
4 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом. | |
5 | Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге. Знаки препинания в конце предложений. | |
6 | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений. | |
7 | Р р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». | |
8 | Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений. Словарный диктант. | |
9 | Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Проверочная работа. | |
10 | Обращение. Предложения с обращениями (общее представление). | |
11 | Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. | |
12 | Административная контрольная работа. | |
13 | Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам предложения. Самостоятельная работа. | |
14 | Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая между частями сложного предложения. | |
15 | Сложное предложение. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения. | |
16 | Контрольное списывание текста. | |
17 | Словосочетание (общее представление). Связь слов в словосочетании. | |
18 | Р р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». | |
19 | Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание». | |
Слово в языке и речи 17 ч |
20 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. | |
21 | Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении. | |
22 | Омонимы. Значение, использование омонимов в речи. Словарный диктант. | |
23 | Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета. | |
24 | Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов. | |
25 | Р р. Подробное изложение с языковым анализом текста. | |
26 | Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. | |
27 | Имя существительное. Местоимение. Предлоги с именами существительными. | |
28 | Имя прилагательное. Глагол. Самостоятельная работа. | |
29 | Имя числительное (общее представление). Части речи. Проверочная работа. | |
30 | Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. | |
31 | Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Словарный диктант. | |
32 | Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч, чу—щу, ча—ща, жи—ши. | |
33 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. | |
34 | Разделительный мягкий знак(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). Проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. | |
35 | Слово в языке и речи. Контрольный диктант с грамматическим заданием. | |
36 | Проект «Рассказ о слове». Работа над ошибками. | |
Состав слова 18 ч |
37 | Корень слова. Однокоренные слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. | |
38 | Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов. | |
39 | Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. Словарный диктант. | |
40 | Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова. | |
41 | Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове. | |
42 | Слова, которые не имеют окончания. | |
43 | Корень слова. Формы слова. Окончание. Проверочная работа. | |
44 | Приставка как значимая часть слова. Наиболее употребительные приставки, их правописание. | |
45 | Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставок. Самостоятельная работа. | |
46 | Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками. | |
47 | Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса. | |
48 | Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов. Словарный диктант. | |
49 | Употребление в речи слов с суффиксами. Наблюдение за ролью слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | |
50 | Р р. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». | |
51 | Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу. | |
52 | Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Самостоятельная работа. | |
53 | Р р. Подробное изложение повествовательного текста. | |
54 | Состав слова. Проверочная работа. | |
Правописание частей слова 33 ч |
55 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слов. | |
56 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. | |
57 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Словарный диктант. | |
58 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Самостоятельная работа. | |
59 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере- . | |
60 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. | |
61 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. | |
62 | Сопоставление правил правописания безударных гласных в корне и парных по глухости-звонкости согласных на конце слов и перед согласным в корне. Самостоятельная работа. | |
63 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Проверочная работа. | |
64 | Административная контрольная работа. | |
65 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | |
66 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | |
67 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Словарный диктант. | |
68 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне. Контрольный диктант с грамматическим заданием. | |
69 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне. Работа над ошибками. | |
70 | Правописание слов с удвоенными согласными. | |
71 | Правописание слов с удвоенными согласными. | |
72 | Контрольное списывание текста. | |
73 | Р р. Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». | |
74 | Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы-ек, -ик в словах, их правописание. | |
75 | Правописание суффиксов в словах. Правописание суффикса-ок после шипящих. | |
76 | Правописание приставок в словах. Самостоятельная работа. | |
77 | Правописание значимых частей слова. Проверочная работа. | |
78 | Понятия: приставка, предлог. Правописание приставок и предлогов. | |
79 | Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант. | |
80 | Правописание значимых частей слова. Контрольный диктант с грамматическим заданием. | |
81 | Место и роль разделительного твёрдого знака(ъ) в слове. Работа над ошибками. | |
82 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком(ъ). | |
83 | Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ ). | |
84 | Р р. Изложение повествовательного деформированного текста по данному плану. | |
85 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими орфограммами. Работа над ошибками. | |
86 | Обобщение изученных правил письма. Проверочная работа. | |
87 | Проект «Составляем орфографический словарь». | |
Части речи 2 ч |
88 | Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. | |
89 | Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам. | |
Имя существительное 30 ч |
90 | Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном. Словарный диктант. | |
91 | Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного. | |
92 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Самостоятельная работа. | |
93 | Р р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | |
94 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. | |
95 | Собственные и нарицательные имена существительные. Проверочная работа. | |
96 | Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. | |
97 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. | |
98 | Род имён существительных: мужской, женский, средний. Родовые окончания имён существительных. | |
99 | Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. Словарный диктант. | |
100 | Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения. | |
101 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. | |
102 | Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова. Самостоятельная работа. | |
103 | Р р. Подробное изложение повествовательного текста. | |
104 | Имя существительное. Контрольный диктант с грамматическим заданием. | |
105 | Склонение (изменение по падежам) имён существительных. | |
106 | Склонение (изменение по падежам) имён существительных. | |
107 | Р р. Работа с репродукцией картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | |
108 | Именительный падеж имён существительных. | |
109 | Родительный падеж имён существительных. Словарный диктант. | |
110 | Дательный падеж имён существительных. | |
111 | Винительный падеж имён существительных. | |
112 | Именительный, родительный, винительный падежи имён существительных. Самостоятельная работа. | |
113 | Творительный падеж имён существительных. | |
114 | Предложный падеж имён существительных. | |
115 | Р р. Подробное изложение текста повествовательного типа по самостоятельно составленному плану. | |
116 | Обобщение знаний об имени существительном. Проверочная работа. | |
117 | Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного. | |
118 | Падеж имён существительных. Контрольный диктант с грамматическим заданием. | |
119 | Работа с репродукцией картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Работа над ошибками. | |
Имя прилагательное 18 ч |
120 | Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном. | |
121 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Сложные имена прилагательные. Словарный диктант. | |
122 | Текст-описание. Художественное и научное описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании. | |
123 | Р р. Составление текста-описания в научном стиле. | |
124 | Р р. Работа с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | |
125 | Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). | |
126 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | |
127 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | |
128 | Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Самостоятельная работа. | |
129 | Число и род имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе. | |
130 | Число имён прилагательных. Сравнительное описание. Проверочная работа. | |
131 | Падеж имён прилагательных (общее представление). | |
132 | Начальная форма имени прилагательного. Словарный диктант. | |
133 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного. | |
134 | Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном. Проверочная работа. | |
135 | Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном. Контрольный диктант с грамматическим заданием. | |
136 | Р р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками». Работа над ошибками. | |
137 | Проект «Имена прилагательные в загадках». Работа над ошибками. | |
Местоимение 4 ч |
138 | Личные местоимения. Лицо и число личных местоимений. | |
139 | Род местоимений 3-го лица единственного числа. | |
140 | Употребление личных местоимений в речи. | |
141 | Личные местоимения. Проверочная работа. | |
Глагол 21 ч |
142 | Повторение и уточнение представлений о глаголе. | |
143 | Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы-синонимы. Словарный диктант. | |
144 | Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов. | |
145 | Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме. | |
146 | Административная итоговая контрольная работа. | |
147 | Неопределённая форма глагола. Работа над ошибками. | |
148 | Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. | |
149 | Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. Самостоятельная работа. | |
150 | Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. | |
151 | Времена глаголов. Суффикс-л- в глаголах прошедшего времени. | |
152 | Контрольное списывание текста. | |
153 | Изменение глаголов по временам. Работа с таблицей «Изменение глаголов по временам». | |
154 | Время и число глаголов. Словарный диктант. | |
155 | Р р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | |
156 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). | |
157 | Употребление глаголов в прошедшем времени в речи. | |
158 | Правописание частицы не с глаголами. | |
159 | Правописание глаголов с изученными орфограммами. Произношение возвратных глаголов. Самостоятельная работа. | |
160 | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. | |
161 | Обобщение знаний о глаголе. Проверочная работа. | |
162 | Обобщение знаний о глаголе. Контрольный диктант с грамматическим заданием. | |
Повторение 8 ч |
163 | Части речи. Научная конференция на тему «Части речи в русском языке». | |
164 | Р р. Подробное изложение повествовательного текста или составление сочинения на тему «У Вечного огня». | |
165 | Имя прилагательное. Правописание слов с изученными орфограммами в корне, приставках, родовых окончаниях имён прилагательных. | |
166 | Имя существительное. Имя числительное. Словарный диктант. | |
167 | Правописание слов с изученными орфограммами. Разбор предложения по членам предложения. | |
168 | Однокоренные слова. Правописание имён собственных. Проверочная работа. | |
169 | Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо текста под диктовку. | |
170 | Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо по- этических строк под диктовку. Самостоятельная работа. | |