№ уро ка | Тема | Тип урока | Элементы содержания | Характеристика учебной деятельности | Формы и виды контроля | Подготовка к ОГЭ | Повторение | ИКТ | Домашнее задание | Дата |
Введение (1 час) |
1 | Русский язык в современном мире | Вводный | Русский язык среди мировых языков. Богатство русского языка | функции русского языка в современном мире. выделение микротемы текста | | | Повторить раздел Ъ и Ь, Ь после шипящих | Презентация | Упр. 4 (по заданию), со словами из рамочки придумать и записать предложения. | |
Повторение изученного в 5-7 классах (6+1Р/р) |
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | Повторительно-обобщающий урок | Правила орфографии и пунктуации. | основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка. соблюдение обязательные правила орфографии и пунктуации в письменной речи для облегчения понимания информации. опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, расставлять знаки препинания. | Диагностика навыков работы с орфограммами в тексте, анализ текста | ЕГЭ-А14 ГИА-В5 | Безударные гласные в корне слова, пунктуационный разбор предложения | | П. 1,2 упр.7 | |
3 | Знаки препинания в сложных предложениях. | Повторительно-обобщающий урок | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | основные признаки простых и сложных предложений, особенности подчинительной, сочинительной и бессоюзной связи. отличать простое предложение от сложного. | Взаимопроверка, выборочная проверка. | ГИА-В6, ЕГЭ-А20 | Служебные части речи, группы сочинительных и подчинительных союзов | Сайт Е. Захарьиной тест "Знаки препинания в СП" | П.3, упр.16 | |
4 | Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | Повторительно-обобщающий урок | Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий | основные орфографические нормы. опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии. опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи. | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ГИА-А7, ЕГЭ-А13 | Повторить правописание пре-при, -раст-рос-, -кас-кос, -лаг-лож. | | П.4, упр.23 | |
5 | Закрепление обобщение изученного материала. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | Повторительно-обобщающий урок | Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий | основные орфографические нормы. опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | Тестовый контроль | ГИА-А7, ЕГЭ-А13 | Буквы З, С в приставках; морфологические признаки, прилагательных, причастий наречий | | П.4, упр.25 | |
6 | Р/Р Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко упр. 26 | Урок развития речи | Последовательность работы над изложением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц. | стили и типы речи. пересказывать текст с изменением лица рассказчика, уметь пересказывать текст кратко и подробно | | С1 | Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | | Переписать изложение | |
7 | Слитное и раздельное написание не - с разными частями речи | Повторительно-обобщающий урок | НЕ с глаголами и деепричастиями, причастиями, именами существительными, прилагательными, местоим. и наречиями. | основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка. соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в письменной речи. безошибочно писать НЕ с разными частями речи. | Индивидуальная проверка (тестовый контроль), фронтальный опрос. | ЕГЭ-А18 | Повторить орфограммы «о-ё после шипящих и ц», «ы-и после ц» | Слайды презентации по теме урока | П.5, упр.35 | |
8 | Контрольный диктант№1 по теме «Повторение изученного в 7 классе» | Урок контроля, проверки знаний | Диктант с грамматическим заданием | на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам | Входной контроль, индивидуальный контроль | | | | упр.36, повторить словарные слова | |
Синтаксис. Словосочетание (4 часа) |
9 | Основные единицы синтаксиса Текст как единица синтаксиса Предложение как единица синтаксиса | Повторительно-обобщающий урок | Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса, их синтаксическая роль. | основные разделы русского языка. использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в синтаксисе. Уметь определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений. | | | Повторить понятия «словосочетание», «предложение»; виды связи слов в предложении и словосочетании. | | П.6-8, упр.42 | |
10 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | Закрепление изученного материала, сообщение новых знаний | Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетания | основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетания, уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов. определять вид словосочетания по морфологическим свойствам главного слова, правильно строить словосочетания и употреблять их в речи. | Проверка с комментированным чтением, индивидуальный опрос. | | Написание -ТСЯ, -ТЬСЯ. | Презентация | П.9-10, упр.61,63 | |
11 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | Комбинированный, закрепление изученного материала. | Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. | определять тип связи по морфологическим свойствам зависимого слова, уметь моделировать словосочетания всех видов, производить синтаксический разбор словосочетаний. типы связи слов в словосочетании | Фронтальный опрос, выборочная проверка. | ГИА-В2, ЕГЭ-В3 | Повторить орфограммы по написанию гласных в корне; морфемный состав слова. | Презентация | П.11, упр.67 | |
12 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний | Комбинированный, закрепление изученного материала, изучение нового | Синтаксический разбор словосочетаний. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов. использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки. | Индивидуальный опрос, взаимопроверка. | ГИА-В2, ЕГЭ-В3 | Повторить правописание словарных слов | | П.11,12, упр.70 сделать разбор с/сочетаний | |
Предложение (3 часа+1Р/р) |
13 | Простое предложение. Грамматическая основа предложения. | Комбинированный | Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, Основные типы грамматических основ. | структуру простого и сложного предложений. находить грамматическую основу предложения. производить синтаксический разбор простого предложения. | Фронтальный, индивидуальный опрос. | ЕГЭ-А9, ГИА-В3 | Повторить орфограмму «непроизносимые согласные в корне слова», написание слов с удвоенной согласной. | Презентация | П.13, упр.75 | |
14 | Порядок слов в предложении. Интонация. | Объяснение нового материала | Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение). | основные виды простых предложений по цели высказывания и интонации. интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, использовать в текстах прямой и обратный порядок слов для реализации коммуникативного намерения. | Выборочная проверка. | | | | П.15, определения | |
15 | Диктант | Урок контроля, проверки, оценки и коррекции знаний учащихся | Диктант, грамматическое задание | правописание безударных гласных, приставок в прилагательных, окончаний глаголов, правила пунктуации при однородных членах в сложном предложении, тире между главными членами предложения. производить синтаксический разбор выделенных предложений и составить схемы предложений, разбирать по составу слова, определять в тексте причастия. | Текущий контроль, индивидуальный контроль | | | | Сост. с/сочет. со словарными словами с. 8-39, 2-3 разобрать 2-3 | |
16 | Р/Р Описание памятника культуры | Урок развития речи | Сопоставительный анализ репродукций картин. А. Баулина, С. В. Герасимова с изображением памятника русской архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневниковая запись, письмо, рассказ). План сочинения. | делать сопоставительный анализ репродукций картин одного и того же памятника архитектуры, составлять текст с учетом выбора языковых средств. структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин, составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме. | Индивидуальная проверка. | | Повторить правописание словарных слов, признаки публицистического стиля, структуру описания | Презентация | Дописать сочинение | |
Главные члены предложения (6 часов+1Р/р) |
17 | Главные члены предложения. Подлежащее. | Обобщение и повторение | Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. | определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего. | Взаимопроверка. | ЕГЭ-А9, ГИА-В3 | Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий, ЗП в предложениях с однородными членами. | сайт Е.А.Захарьиной, интерактивные тест (8 класс ) | § I7 упр. 93. | |
18 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | Комбинированный | Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения. Составление предложений по заданным схемам. | виды сказуемого. находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого. | | ЕГЭ-А9, ГИА-В3 | Правописание окончаний прилагательных и причастий, безударные гласные корня | | § 18, 19 упр. 98, 101. | |
19 | Составное глагольное сказуемое. | Усвоение новых знаний | Составное глагольное сказуемое, способы его выражения. | структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое. опознавать и характеризовать сказуемое в предложении, определять способы выражения простого глагольного сказуемого. | Тематический тестовый контроль | | Правописание безударных окончаний глаголов, Ь после шипящих | сайт Е.А.Захарьиной, интерактивный тест «Виды сказуемых». Вариант 1,2 | § 20упр. 103. | |
20 | Составное именное сказуемое. | Усвоение новых знаний | Составное именное сказуемое, способы его выражения. | структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов.определять морфологический способ выражения именной части составного именного сказуемого. | Выборочная проверка. | | Повторить знания учащихся о грамматических категориях глагола, правописании окончаний и суффиксов глаголов. | Презентация | § 21 упр. 111 | |
21 | Тире между подлежащим и сказуемым | Усвоение новых знаний | Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым | условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения. определять морфологический способ выражения подлежащих и сказуемых, интонационно правильно произносить предложения. | Тестовый контроль | | Правописание НЕ-НИ, НЕ с разными частями речи | Презентация, сайт Е.А.Захарьиной, интерактивный тест «Тире между подлежащим и сказуемым» | § 22 упр. 117, 119. | |
22 | Контрольный диктант №2 по теме: «Главные члены предложения». | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | | Текущий индивидуальный контроль | | | | | |
23 | Р/Р Сжатое изложение с элементами сочинения-рассуждения «Язык- самая большая ценность народа». | Урок развития речи | Последовательность работы над изложением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц. | писать изложения с творческим заданием, завершив его собственными размышлениями о пользе леса, его значений для каждого человека. | | С1,С2 | | Д.С.Лихачев («Поурочные разработки по русскому языку Н.В.Егорова , с.66) | | |
Второстепенные члены предложения (8 часов+1Р/р) |
24-25 | Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. | Усвоение новых знаний | Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения | роль второстепенных членов предложения. определять роль второстепенных членов предложения | | | Повторить три группы второстепенных членов: дополнения, определения, обстоятельства. | | § 23, 24, упр. 122 (6-9пр.) 130 устно | |
26 | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | Усвоение новых знаний | Определение,способы выражения определений, согласованные и несогласованные определения | основные признаки и функции определения. использовать определения для характеристики предмета. различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения. | Проверка с комментированным чтением, индивидуальный опрос. | | Правописание приставок, Н, НН в суффиксах причастий | Презентация | § 25 упр. 138, 139 (устно) | |
27 | Приложение. Знаки препинания при нём. | Усвоение новых знаний | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | основные признаки и функции приложения. распознавать приложения, использовать приложения как средство выразительности речи. | Выборочная проверка | ГИА-В4 | Повторить орфограмму «непроверяемые гласные в корне слова» | Презентация | § 26 упр. 142 | |
28 | Обстоятельство. | Усвоение новых знаний | Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств | основные признаки и функции обстоятельства. различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства в речи | Тестовый контроль | | Н, НН в суффиксах наречий. | Презентация | § 27 упр. 149. | |
29 | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | Урок повторения и закрепления | Синтаксический разбор предложений. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | основные признаки и функции всех членов предложения. производить полный синтаксический разбор двусоставного предложения. | Индивидуальный опрос, взаимопроверка. | ГИА-В3 | Правописание НЕ с различными частями речи. | | § 28 упр. 160 | |
30 | Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения». | Урок проверки, контроля, коррекции знаний | Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение | на письме выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, определять синтаксическую роль слов в предложении | Индивидуальный контроль | | | | С. 82-83 контр. вопр. | |
31 | Р/Р «Характеристика человека» | Урок развития речи | Характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности, материал упр.132 | Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | Индивидуальный контроль | С1 | Тире в неполном предложении, ЗП при ОЧП | Презентация | Упр. 165 | |
32 | Повторение | Урок повторения и закрепления | Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены способы их выражения. | основные признаки и функции всех членов предложения. производить полный синтаксический разбор двусоставного предложения. | Индивидуальный опрос, взаимопроверка. | | | | С.97 вопросы, упр.169. | |
Односоставные предложения (9 часов+2Р/р) |
33 | Главный член односоставного предложения. | Усвоение новых знаний | Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения | структурные особенности односоставных предложений. Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ЕГЭ-В4 | Безударные окончания глаголов, -ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах | | § 30 упр. 173. | |
34 | Определённо-личные предложения. | Усвоение новых знаний | Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности. | структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений. различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения | Тестовый контроль | ЕГЭ-В4 | Грамматические категории глаголов и правописание суффиксов глаголов | Презентация «Типы односоставных предложений» | § 32 упр. 187 | |
35 | Неопределённо-личные предложения. | Усвоение новых знаний | Неопределенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности | структурно-грамматические особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложении. их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ЕГЭ-В4 | Типы и стили речи | Презентация | § 33. Упр. 191, упр. 192 (4, 5, 6, 7) | |
36 | Р/Р Инструкция | Урок развития речи | Инструкция | синтаксические особенности официально-делового стиля. составить текст-инструкцию для бытовой ситуации общения. | Индивидуальный опрос, выборочная проверка. | | Правописание глаголов повелительного наклонения | | § 34, упр. 198 | |
37 | Безличные предложения. | Усвоение новых знаний | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | \ структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи. \ опознавать безличные предложения в тексте, и умело употреблять в собственной речи. | Индивидуальные задания | ЕГЭ-В4 | НЕ-НИ в местоимениях и наречиях | Презентация | § 35 упр. 202, 203. | |
38 | Р/Р Рассуждение | Урок развития речи | Сочинение-рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт | основные признаки публицистического стиля. дифференцировать главную и второстепенную информацию текста. создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать аргументы, соблюдать нормы русского литературного языка. | Индивидуальный контроль | С2 | Типы речи, композиция рассуждения | Презентация | Сост. рассуждение на 1 из предложенных тем | |
39 | Назывные предложения. | Усвоение новых знаний | Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности | структурные особенности и особенности употребления назывных предложений. опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях как средство лаконичного изображения фактов окружающей действительности, характеризовать сферу употребления назывных предложений. | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ЕГЭ-В4 | Повторить написание словарных слов. | | § 31 упр. 181 | |
40 | Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении | Усвоение новых знаний | Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении | структурные особенности и функции неполных предложений. общее понятие неполных предложений, понимать их назначение, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных. употреблять предложения для создания экспрессии речи, различать неполные и односоставные предложения. | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ЕГЭ-В4 | | Тест «Виды односоставных предложений» №1 для 8 класса сайт Е. А. Захарьиной | § 37 упр. 215 | |
41 | Синтаксический разбор односоставного предложения. | Повторительно-обобщающий | Синтаксический разбор предложений. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | структурные особенности и функции односоставных предложений. производить синтаксический разбор односоставных предложений | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | | Дефисные написания слов | | § 38 упр. 216 контрольные вопросы с.101-102 | |
42 | Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения» | Урок контроля | Виды односоставных предложений Работа с тестами | особенности и функции односоставных предложений. пользоваться двусоставными и односоставными предложениями | Индивидуальный контроль | ЕГЭ-В4 | | | упр. 218 | |
43 | Контрольный диктант№3 по теме «Односоставные предложения» | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | | Индивидуальный контроль | | | | | |
| Однородные члены предложения (13часов +2Р/р) |
44 | Понятие об осложненном предложении однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения | Усвоение новых знаний | Предложения осложненные и с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами | особенности и функции однородных членов предложения. опознавать однородные члены , соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ЕГЭ-А23 | Повторить тему «союзная и бессоюзную связь однородных членов» | Презентация | § 39 упр. 223. § 40. | |
45 | Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения | Закрепление изученного | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами | особенности и функции однородных членов предложения. опознавать однородные члены, соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов | Тестовый контроль | ЕГЭ-23 | И-Е в окончаниях существительных и глаголов | Тест с сайта Е. Захарьиной за 11 класс по теме «Знаки препинания в простом предложении с однородными членами» | § 40 упр. 233 | |
46 | Однородные и неоднородные определения. | Усвоение новых знаний | Однородные и неоднородные определения. | и понимать особенности однородных и неоднородных определений. различать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка | ЕГЭ-23 | Безударная гласная, проверяемая ударением | Презентация | § 42 упр. 245, подготовиться к диктанту по тексту упр. 247. | |
47 | Однородные и неоднородные определения. | Закрепление изученного | Однородные и неоднородные определения. | и понимать особенности однородных и неоднородных определений. различать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. | Проверочная работа | ЕГЭ-23 | | | § 42 упр. 244 | |
48 | Р/Р Изложение. Текст – сравнительная характеристика (по упр. 263) | Урок развития речи | Сравнительная характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности, материал упр.242 | особенности такого вида текста как сравнительная характеристика человека, составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | Индивидуальный контроль | С1 | Знаки препинания при прямой речи | | | |
49-50 | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | Усвоение новых знаний | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами; определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия. | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка | ЕГЭ-23 | Группы сочинительных союзов | Презентация | §43, упр. 254. П.43, упр.262 | |
51 | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | Закрепление изученного | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами. | Тестовый контроль | ЕГЭ-23 | | Тест с сайта Е. Захарьиной за 11 класс по теме «Тире и двоеточие в простом и сложном бессоюзном предложениях» | § 43, упр.259 | |
52 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Усвоение новых знаний | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. | Проверка с комментированным чтением, выборочная проверка | ЕГЭ-А24 | Повторить определительные местоимения и наречия, выступающие в роли обобщающих слов | Презентация | §44 ,упр. 268. | |
53 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Закрепление изученного | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. | Индивидуальный тестовый контроль | ЕГЭ-А24 | | Тест с сайта Е. Захарьиной за 11 класс по теме «Тире и двоеточие в простом и сложном бессоюзном предложениях» | § 44 упр., упр. 275 . | |
54 | Синтаксический разбор предложений с однородными членами. | Урок закрепления изученного | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений | различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах различных стилей. Уметь производить синтаксический разбор предложений с однородными членами | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка | ЕГЭ-23,24 | О-Ё после шипящих и Ц | | § 45 упр. 277 | |
55 | Пунктуационный разбор предложений с однородными членами. | Урок закрепления изученного | Пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений | грамматические и пунктуационные нормы. производить пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов | Проверочная работа | ЕГЭ-23,24 | ПРЕ-ПРИ, безударные гласные в корне | | Упр. 280, контрольные вопросы на стр. 132 | |
56 | Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения» | Повторительно-обобщающий | Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений. | Выборочная проверка | ЕГЭ-23,24 | Повторить правописание н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. | Презентация | Подготовиться к контрольной работе, упр.284. | |
57 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» . | Урок контроля | Грамматические задания по теме, основные пунктуационные орфографические и правила | на письме соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы | Индивидуальный контроль | | | | | |
58 | Р/Контрольное сочинение-отзыв№2 по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» (упр.281). | Урок развития речи | Описание на основе картины, структура отзыва | что такое отзыв, его структуру составлять связный рассказ- описание по картине, давать оценку произведению живописи, выражать личное отношение к увиденному на картине | Индивидуальный контроль | | Повторить композицию описания, офографию.ю пунктуацию | Презентация | Закончить сочинение | |
Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения (9+2Р/р) |
59 | Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении | Усвоение новых знаний | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении. | Иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения), характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. | Фронтальный опрос, выборочная проверка | ГИА-В5, ЕГЭ-А22 | Правописание имён собственных | Презентация | П.55-57,Упр. 344. | |
60 | Употребление обращений | Усвоение новых знаний | Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле | особенности употребления обращений в речи. интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ГИА-В5, ЕГЭ-А22 | Жанры делового стиля | Сайт Е. Захарьиной, готовимся к ГИА тест В5 | §58,упр. 359 | |
61 | Р/Р Эпистолярный жанр. Составление делового письма | Урок развития речи | Эпистолярный жанр. Деловое письмо | употреблять формы обращений в деловой речи и личной переписке, составлять письма | Индивидуальный контроль | ГИА-В5, ЕГЭ-А22 | Жанры делового стиля (структура письма) | Презентация | Упр.358 | |
62 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | Усвоение новых знаний | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях | группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания. выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения. | Фронтальный опрос, выборочная проверка | ГИА-В5, ЕГЭ-А22 | Гласные перед суффиксом –л- у глаголов, глухие согласные в корне | Презентация | § 59-60,упр.363 | |
63 | Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них | группы вводных слов и словосочетаний по значению, их стилистические функции. употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов. | Проверочная работа, индивидуальный контроль | ГИА-В5, ЕГЭ-А22 | Дефис в наречиях | | § 60, упр.368. | |
64 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Усвоение новых знаний | Вводные предложения, знаки препинания при них | значения вводных слов, их стилистические функции. употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ГИА-В5, ЕГЭ-А22 | Дефис в наречиях | Презентация | §61,упр.376 | |
65 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Закрепление изученного | Вводные предложения, знаки препинания при них | значения вводных слов, их стилистические функции. употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями | Тестовый контроль | ГИА-В5, ЕГЭ-А22 | НЕ и НИ с разными частями речи | Сайт Е. Захарьиной, готовимся к ГИА тест | П.61,упр. 377. | |
66 | Р/Р Контрольное сжатое изложение №1 | Урок развития речи | Способы обработки текста, вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них | основные средства связи предложений в тексте, способы компрессии текста. использовать вводные слова в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации, производить синонимическую замену вводных конструкций, уметь сжимать текст. | Индивидуальный контроль | С1 | Публицистический стиль речи. | Аудиофайл ОГЭ | Переписать изложение | |
67 | Вставные слова, словосочетания и предложения | Усвоение новых знаний | Вставные конструкции, особенности употребления вставных конструкций | особенности употребления вставных конструкций, их стилистические функции. опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ГИА-В5, ЕГЭ-А22 | Правописание словарных слов | | П.62.Упр.389,с.189 вопр. | |
68 | Междометия в предложении | Усвоение новых знаний | Междометия в предложении | Иметь представление о междометиях, уметь опознавать междометия, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме. производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с междометиями | выборочная проверка | | Повторить, что такое междометие ЗП в предложениях с междометиями | | § 63 упр. 393. | |
69 | Контрольный диктант№4 по теме «Обращения, вводные слова и междометия» | Урок контроля | Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания | производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, | Индивидуальный контроль | | | | | |
Предложения с обособленными членами (16 часов+2Р/р) |
70 | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. | Усвоение новых знаний | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Иметь представление об обособлении характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные; уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ГИА-В4, ЕГЭ-А21 | Слитные и раздельные написания предлогов и наречий | Презентация | § 47 упр. 290. | |
71 | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки препинания при них | условия обособления и функции согласованных определений. находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ГИА-В4, ЕГЭ-А21, А6 | Правописание отрицательных местоимений и наречий | Презентация | § 48, упр. 293. | |
72 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них | условия обособления согласованных. опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов | Тестовый контроль | ГИА-В4, ЕГЭ-А21,А6 | Чередующиеся безударные гласные | Сайт Е. Захарьиной, готовимся к ЕГЭ тесты | § 48 упр. 297 (6—10 предл.) | |
73 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений. | Закрепление изученного | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них | условия обособления несогласованных определений. опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов | Фронтальный опрос, выборочная проверка | ГИА-В4, ЕГЭ-А21 | Не с разными частями речи | | § 48 упр. 299. | |
74 | Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений. | Выборочная проверка | ГИА-В4 | Правописание словарных слов | Презентация | § 50 упр. 308(1-6). | |
75 | Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему. | Урок развития речи | Рассуждение на дискуссионную тему. | создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отобрать аргументы с целью обогащения речи, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение | Индивидуальный контроль | С2 | Публицистический стиль и его признаки, композиция рассуждения,дискуссия как жанр публицистики | Презентация | § 49 Упр.304 | |
76 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | Усвоение новых знаний | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | условия обособления и функции обстоятельств. определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ЕГЭ-А5, А21 ГИА-В4 | Не с деепричастиями | Презентация | § 51 Упр. 318. | |
77 | Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | Закрепление изученного | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | условия обособления и функции обстоятельств. определять границы деепричастного оборота, правильно ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложении, интонационно правильно произносить, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно-выразительные средства в художественной речи | Тестовый индивидуальный контроль | ЕГЭ-А5, А21 ГИА-В4 | О, А на конце наречий. | Сайт Е. Захарьиной, готовимся к ЕГЭ и ГИА тесты | § 51 Упр. 317(4,5). | |
78 | Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК | Усвоение новых знаний | Предложения со сравнительными оборотами, отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК | условия обособления обстоятельств с союзом КАК правильно ставить знаки препинания в простых предложениях с союзом КАК | Фронтальный опрос, выборочная проверка | | Сравнительные союзы | Методичка Богдановой. | | |
79 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | Усвоение новых знаний | Обстоятельства выраженные существительными с предлогами, | условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. правильно ставить знаки препинания в простых предложениях с, выраженных существительными с предлогами. | Выборочная проверка, индивидуальный опрос | | | | Упр.322 | |
80 | Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Обособление обстоятельств» | Урок контроля | Обособленные члены, знаки препинания при них | воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. | Индивидуальный контроль | | | | | |
81 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | основные признаки и функции уточняющих членов предложения. опознавать уточняющие члены предложения, интонационно выделять в устной речи, правильно ставить выделительные знаки препинания. | Фронтальный опрос, выборочная проверка | ЕГЭ-В5, ГИА-В4 | Основные виды обстоятельств; правописание приставок ПРИ-, ПРЕ | | §52 упр.326. | |
82 | Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов | Усвоение новых знаний | Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенности | производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами предложения, соблюдать интонацию уточнении. | Тестовый контроль | ЕГЭ-В5, ГИА-В4 | | Сайт Е. Захарьиной тест «Синтаксический анализ простого предложения» №1 для 8 класса | §52 упр.327. | |
83 | Обособление дополнений с предлогами | Усвоение новых знаний | Обособленные дополнения с предлогами | производить смысловой анализ предложений с обособленными дополнениями с предлогами | | | Дополнение как член предложения, способы выражения дополнений | | §52 упр.328. | |
84 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | Закрепление изученного | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. Стилистические особенности предложений с обособленными членами. | основные признаки и функции поясняющих, присоединительных членов предложения. производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный контроль | | Н, НН в суффиксах причастий | | Упр.331, контрольные вопросы на стр. 162. | |
85 | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения» | Повторительно-обобщающий | Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устной и письменной речи | определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различие между обособлением согласованных и несогласованных определений, отличать в обособлении согласованные определений и приложения, различать в обособлении определения, выраженные причастным оборотом, и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом | Тестовый индивидуальный контроль | | Приставки на –з/-с, разделительный Ь | Сайт Е. Захарьиной тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В5. Обособленные члены предложения» | Упр. 340 | |
86 | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» | Урок контроля | Проверить качество усвоения теоретического материала по теме. Проконтролировать навыки и умения применять полученные знания на практике. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения в различных синтаксических конструкциях. | грамотно употреблять обособленные и уточняющие члены предложения в различных синтаксических конструкциях определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены | Индивидуальный контроль | | | | | |
87 | Р/Р Контрольное сжатое изложение№2 | Урок развития речи | | определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены | Индивидуальный контроль | С1 | | Аудиофайл ОГЭ | Упр.341 | |
Прямая и косвенная речь (6+2Р/р) |
88-89 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. | Усвоение новых знаний | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | основные способы передачи чужой речи. выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку. | Фронтальный опрос, выборочная проверка | | Знаки завершения | Презентация | § 65-66,упр.403; п.67-68, | |
90 | Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Усвоение новых знаний | Предложения с прямой речью. Замена косвенной речи прямой Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | понятие «прямая речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при прямой речи . опознавать чужую речь и комментирующее высказывание, интонационно выделять в речи. | Тестовый контроль | | Правописание частиц НЕ, БЫ с глаголами, Гласные в глагольных суффиксах. –ЫВА-, -ИВА-; -ОВА-, -ЕВА-. | Сайт Е. Захарьиной тест «Пунктуация в предложениях с прямой речью» для 8 класса | § 69 Упр. 410. | |
91 | Р/Р Диалог. | Усвоение новых знаний | Диалог, знаки препинания при диалоге | понятие «диалог», обосновывать постановку знаков препинания при диалоге. выразительно читать предложения с прямой речью (воспроизводить в речи особенности языка говорящего), правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге. | Фронтальный опрос, выборочная проверка | | Повторить орфограммы при написании словарных слов. | | § 70 Упр. 414. | |
92 | Р/Р Рассказ. | Урок развития речи | Композиция рассказа, использование в рассказе диалога как текстообразующего элемента | типологические особенности текста повествовательного характера. составить рассказ по данному началу с включением диалога, правильно ставить знаки препинания при диалоге. Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы. | Фронтальный опрос, выборочная проверка | | | Презентация | § 71, Упр. 419. | |
93 | Цитата и знаки препинания при ней. | Усвоение новых знаний | Цитаты и знаки препинания при них | правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании. опознавать чужую речь в форме цитаты в тексте, использовать цитаты в устной и письменной речи, правильно ставить знаки препинания при них. | Выборочная проверка | | Правописание безударных личных окончаний глаголов, безударных окончаний прилагательных | | П.72,Упр. 423. | |
94 | Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь». | Усвоение новых знаний | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. | структурные особенности и функции предложений с чужой речью. производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | | Правописание частиц НЕ, БЫ с глаголами. Знаки препинания при цитировании | | Придумать и записать предложения по схемам из упр. 433. | |
95 | Контрольный диктант по теме «Чужая речь» | Урок контроля | Проверка качества усвоения теоретического материала по теме. Контроль навыков и умения применять полученные знания на практике. Грамматические задания по теме. | грамотно употреблять предложенияс чужой речью. определять и выделять на письме прямую и косвенную речь, цитаты, правильно оформлять диалог | Индивидуальный контроль | | Слитное написание наречий, образованных от существительных с предлогом. Тире в простом предложении. | | | |
Повторение и обобщение изученного (6 часов+1 Р/р) |
96 | Синтаксис и морфология | Повторительно-обобщающий | Синтаксические и морфологические нормы | соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических и морфологических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ЕГЭ-А3, А4, А5 | Морфологический разбор слов | Презентация | §73,упр.436 | |
97 | Синтаксис и пунктуация | Повторительно-обобщающий | Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. | Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | | Синтаксический и пунктуационный разбор. | | §74,упр.440 | |
98 | Синтаксис и культура речи | Повторительно-обобщающий | Нормы литературного русского языка в построении словосочетаний и предложений | соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | | | | §75,упр.444 | |
99 | Р/Р Контрольное изложение №2 с элементами сочинения (по тексту упр.442) | Урок развития речи | Проверка навыков пересказа, орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся | воспроизводить аудируемый текст на письме грамотно оформлять письменное высказывание | Индивидуальный контроль | С1 | | | | |
100 | Синтаксис и орфография | Повторительно-обобщающий | Орфография как система правил правописания предложений. Трудные случаи орфографии | Понимать роль орфографических правил, уметь орфографически грамотно оформлять предложения, обосновывать выбор написания букв в словах. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | | | | §76,упр.451 | |
101 | Итоговый контрольный диктант№6 | Урок контроля | Контрольный диктант с грамматическим заданием | производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой и косвенной речью, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предложения с прямой и косвенной речью | Итоговый контроль | | | | Сайт Захарьиной. Тесты для повторения. | |
102 | Итоговый контрольный тест за курс 8 класса | Урок контроля | Контрольный тест за курс 8 класса | | Итоговый контроль | | | | | |