Пояснительная записка
Перечень нормативно-правовых документов.
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373»
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» с изменениями на 26.01.2016 года
-Примерная основная образовательная программа начального общего образования/ одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию - Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15.
-Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
-Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. n 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования, утверждённая приказом директора от 01.09.2015 года №256
- Положение о рабочей программе МКОУ «СОШ №1», утвержденное приказом директора от 21.05.2016 года №170
- Учебный план МКОУ «СОШ №1» на 2016-2017 учебный год, утвержденный приказом директора от 01.09.2016 года №269
- Годовой календарный график, утвержденный приказом директора от 01.09.2016 года №272
Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета «Технология» на основе авторской программы Н.М.Конышевой (Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012; учебно-методический комплект «Гармония»).
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Технология» во 2 классе отводится 34 часа в год,
1 час в неделю.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Н.М.Конышева.
– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.
Содержание учебного предмета
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1. | Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях | 9 ч |
2. | Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника | 8 ч |
3. | Изделия по мотивам народных образцов | 4 ч |
4. | Обработка ткани. Изделия из ткани | 7 ч |
5. | Декоративно-прикладные изделия различного назначения | 6 ч |
| Итого | 34 ч |
Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения курса «Технология» по данной программе у второклассника будут сформированы предметные результаты освоения программы, а также личностные и метапредметные результаты (универсальные учебные действия как основа умения учиться: регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Личностные результаты
– положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
– осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность
к самооценке;
– уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
– понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
– представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
– понимание необходимости гармоничного сосуществования
предметного мира с миром природы;
– чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
– самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
– планировать предстоящую практическую работу, соотносить
свои действия с поставленной целью;
– следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
– руководствоваться правилами при выполнении работы;
– устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
– осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Познавательные УУД:
– находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
– анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
– анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
– выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
– использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Коммуникативные УУД:
– организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
– формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
– выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
– в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
– проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Предметные результаты
Второклассник будет знать:
– простейшие виды технической документации (чертёж, эскиз, рисунок, схема);
– способ использования линейки как чертёжно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
– способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
– что такое развёртка объёмного изделия (общее представление), способ получения развёртки;
– условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах развёрток;
– способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и 1/4 формы);
– что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
– что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
– как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
– что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продёргивания нити;
– как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
– швы «вперёд иголку» и «через край», способы их выполнения;
– о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
– о символическом значении народной глиняной игрушки, её основных образах.
Второклассник может знать:
– что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут
менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);
– что вещи должны подходить к окружающей обстановке, характеру и облику своего хозяина;
– что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
– что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
– о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
– что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
– что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.
Второклассник будет уметь:
– правильно использовать линейку как чертёжно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
– с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
– читать технический рисунок и схему с учётом условных обозначений и выполнять по ним работу;
– выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
– чертить простые прямоугольные развёртки (без соблюдения условных обозначений);
– выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
– выполнять разметку по предмету;
– выполнять изображения в технике барельефа;
– лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
– изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
– создавать простые фронтальные и объёмные композиции из
различных материалов;
– выполнять разметку на ткани способом продёргивания нитей;
– выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;
– выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным
переплетением нитей;
– выполнять швы «вперёд иголку» и «через край»;
– выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
– анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
– придумывать и выполнять несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Второклассник может уметь:
– планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
– выполнять несложные эскизы развёрток изделий с использованием условных обозначений;
– вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
– создавать творческие фронтальные и объёмные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
– расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
– выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.
Содержание учебного предмета
2 класс (1 час в неделю: 34 часа )
Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях (9 ч).
Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции. Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии. Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (8 ч)
Привила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки.упражнения в построении прямоугольных разверток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).
Изделия по мотивам народных образцов (4 ч)
Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки». Раньше из соломки – теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.
Обработка ткани. Изделия из ткани. (7 ч)
Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).
Декоративно-прикладные изделия различного назначения (6 ч)
Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов). Способы соединения деталей; отделка изделий. Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись). Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приемов работы.