Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 3 Б класса МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2» на 2020-2021 учебный год разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; на основе Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебной программы «Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1-4 классы : учеб. Р89 пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020.»; с учётом рекомендаций инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» «Об организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в 2020-2021 учебном году в Белгородской области».
Общая характеристика учебного предмета
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Содержание примерной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» 1-4 класс под ред. О. М. Александровой для 3 класса рассчитано на 68 часов в учебный год, 2 часа в учебную пятидневную неделю.
Календарным учебным графиком МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2» установлено в 3 классе 34 учебные недели.
Учебный план ОГБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов» на 2020-2021 учебный год отводит для изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» в 3 классе 0,5 ч в неделю, 17 часов в учебный год.
В соответствии с календарным учебным графиком, учебным планом МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2» на 2020-2021 учебный год, в целях выполнения программного материала в примерную программу по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 3 Б класса вносятся изменения. На каждую тему отводится 1 час. В связи с этим, в разделе «Язык в действии» объединены 2 темы:
«Зачем в русском языке такие разные предлоги?» и «Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка»
В разделе «Секреты речи и текста» объединены 4темы:
«Создаём тексты- рассуждения» и «Учимся редактировать тексты»
«Создаём тексты- повествования» и «Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела «Секреты речи и текста»
В результате программный материал учебного предмета «Родной язык (русский)» для 3 класса в течение учебного года будет выполнен полностью.
Формы организации учебного процесса
Для изучения предмета «Родной язык (русский)» применяется классно – урочная форма обучения, основу которой составляет системно – деятельностный подход.
Виды контроля: входной, текущий, рубежный, итоговый, фронтальный, комбинированный, устный.
Контрольные работы по предмету в 3 классе не предусмотрены.
2. Календарно-тематическое планирование
П№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика основной деятельности обучающихся | Дата | Примечание | Реализация электронного и / или дистанционного обучения |
План | Факт |
Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч) |
1. | Где путь прямой, там не езди по кривой | Распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты); распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их в современных ситуациях речевого общения; использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. | 02.09 | | | |
2. | Кто друг прямой, тот брат родной. | 16.09 | | | |
3. | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | 30.09 | | | |
4. | Сошлись два друга – мороз да вьюга | 14.10 | | | |
5. | Ветер без крыльев летает | 11.11 | | | |
6. | Какой лес без чудес | 25.11 | | | |
7. | Дело мастера боится | 09.12 | | | |
8. | Заиграйте, мои гусли… Рубежный контроль | 23.12 | | | |
9. | Что ни город, то норов | 20.01 | | | |
10. | У земли ясно солнце, у человека – слово | 03.02 | | | |
Язык в действии (6 ч) |
11. | Для чего нужны суффиксы? | Произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов. | 17.02 | | | |
12. | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? | 03.03 | | | |
13. | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам по числам? | 17.03 | | | |
14. | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | 07.04 | | | |
15. | Зачем в русском языке такие разные предлоги? Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка» | 21.04 | | | |
Секреты речи и текста (3 ч) |
16. | Создаём тексты- рассуждения. Учимся редактировать тексты | Различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла. | 05.05 | | | |
17. | Создаём тексты- повествования. Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела «Секреты речи и текста». Итоговый контроль | 19.05 | 05.05 | | |
3. Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Количество | Процентное соотношение |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. 2. «Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1–4 классы : учеб. Р89 пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020.» 3. Русский родной язык. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019. 4. Русский родной язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ О.М. Александрова и др.. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2020. – 144 с.:ил. – ISBN 978-5-09-075593-1 | 1 1 1 24 | 100% 100% 100% 100% |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором магнитов Аудиоцентр Мультимедийный проектор Экспозиционный экран Компьютер | 1 1 1 1 1 | 100% 100% 100% 100% 100% |
Оборудование класса |
Ученические столы одноместные с комплектом стульев Стол учительский Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. | 24 24 1 2 | 100% 100 % 100% 100% |
Интернет-ресурсы: Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search- school.html Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL: http://rus.1september.ru Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/ Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya Учительская газета. URL: http://www.ug.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm |
Итого: оснащённость по учебному предмету «Родной язык (русский)» составляет 100%. |
4