Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год
«Русский язык» 5 класс
Количество часов в год - 170
Количество часов в неделю – 5
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Сроки проведения
Деятельность обучающихся на уроке
Планируемые предметные результаты
УУД
Личностные
результаты
Раздел 1: Язык - важнейшее средство общения.- 3ч
1.
Язык и человек. Общение устное и письменное
1
Извлекают информацию из разных источников расширяют представление о русском языке, развивают эстетические чувства
Ученик научится: читать, озаглавливать текст упражнения, пересказывать его содержание, овладеет приемами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога. Ученик получит возможность научиться: выявлять особенности стилей речи, устанавливать принадлежность текста к определенному стилю речи
Р 1. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. П 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. К 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Развивать любовь и уважение к Отечеству, его языку и культуре
2
Читаем учебник. Слушаем на уроке.
1
3
Р.р. Стили речи.
1
Раздел 2: Повторение изученного в начальных классах. (15+3р.р.)-18ч.
4
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
1
Выразительно читают прозаические и поэтические произведения , используют разные механизмы чтения (предвосхищения, эквивалентный замен, компрессии), использование знания алфавита при поиске информации, работа в парах, группах, слушают друг друга, вычленяют звуки, выявляют их смыслоразличительную функцию, характеризуют звуки, определяют фонетические процессы, делят слова на слоги и для переноса, устанавливают соотношения между буквами и звуками, производят фонетический разбор; наблюдают за использованием звукописи; овладевают основными правилами
Ученик научится: находить изученные орфограммы, части слова, части речи, члены предложения.
Ученик получит возможность научиться: правильно писать слова в соответствии с изученными орфограммами, разбирать слово по составу, находить главные члены предложения .
Р
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
П
1. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
К
1.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Развивать чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
5
Орфограмма.
1
6
Правописание безударных гласных в корне слова.
1
7
Правописание безударных гласных в корне слова.
1
8
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
1
9
Буквы И.У.А. после шипящих.
1
10
Разделительные Ь и Ъ знаки.
1
11
Раздельное написание предлогов с другими словами.
1
12
Р. р. Текст. Обучающее изложение.
1
13
Части речи.
1
14
Глагол.
1
15
Глагол.2
16
Имя существительное.
1
17
Р.р. Тема текста. Устное сочинение по картине А. А. Пластова «Летом».
1
18
Имя прилагательное.
1
19
Местоимение.
1
20
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах».
1
21
Р.р. Основная мысль текста.
1
Раздел 3: Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.(24+4р.р)-28ч.
22
Словосочетание. Строение словосочетаний
1
Отличают словосочетание от предложения, подчинительную связь от сочинительной,
находят грамматическую основу, распознают главные
члены и второстепенные, определяют виды второстепенных
членов и способы их выражения, распознают в предло-
жении смысловые отрезки – однородные члены, обраще-
ния, отличают простое предложение от сложного, создают тексты-описания в художественном стиле,
разграничивают основную и дополнительную информацию, анализируют ,сравнивают, делают выводы, строят рассуждения, работают в парах, группах, оформляют свои мысли в устной и письменной форме
Ученик научится: определять строение словосочетания, виды предложений по цели высказывания и интонации; главные и второстепенные члены предложения; обращение обобщающие слова, прямую речь.
Ученик получит возможность научиться: правильно расставлять знаки препинания в соответствии с изученной пунктограммой, правильно интонировать предложения, выполнять синтаксический разбор предложения и словосочетания.
Регулятивные УУД
1. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
Познавательные УУД
1. отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
Коммуникативные УУД
1.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
Развивать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении
23
Разбор словосочетаний
1
24
Предложение.
1
25
Р.р. Сжатое изложение ( по упр.137).
1
26
Виды предложений по цели высказывания
1
27
Восклицательные предложения.
1
28
Члены предложения.
1
29
Подлежащее
1
30
Сказуемое.
1
31
Тире между подлежащим и сказуемым
1
32
Нераспространенные и распространенные предложения
1
33
Дополнение.
1
34
Определение.
1
35
Обстоятельство.
1
36
Р.р. Описание картины Ф.П. Решетникова «Мальчики».
1
37
Р.р. Письмо.
1
38
Предложения с однородными членами.
1
39
Знаки препинания в предложениях с однородными членами .
1
40
Обращение.
1
41
Синтаксический разбор простого предложения.
1
42
Простые и сложные предложения
1
43
Простые и сложные предложения.2
1
44
Синтаксический разбор простого предложения.
1
45
Прямая речь.
1
46
Диалог.
1
47
Повторение по теме «Синтаксис».
1
48
Контрольный диктант по теме «Синтаксис».
1
49
Р.р. Выборочное изложение.
1
Раздел 4: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.(13+2р.р.)-15ч.
50
Фонетика.
1
Вычленяют звуки, выявляют их смыслоразличительную функцию, характеризуют звуки, определяют фонетические процессы, делят слова на слоги и для переноса, устанавливают соотношения между буквами и звуками, производят фонетический разбор; наблюдают за использованием звукописи; овладевают основными правилами
Ученик научится: различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, ударение, твёрдые и мягкие согласные, парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные, звуковое значение букв е, ё, ю, я, обозначение мягкости согласных.
Ученик получит возможность научиться: правильно произносить слова, производить фонетический разбор.
Регулятивные УУД
1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД
1. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Коммуникативные УУД
1. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Развивать интерес к изучению языка;
51
Гласные и согласные звуки.
1
52
Изменение звуков в потоке речи.
1
53
Согласные твердые и мягкие.
1
54
Р.р. Повествование.
1
55
Согласные звонкие и глухие.
1
56
Графика. Алфавит.
1
57
Р.р. Описание предмета.
1
58
Обозначение мягкости согласных.
1
59
Обозначение мягкости согласных.2
1
60
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
1
61
Орфоэпия. Работа с орфоэпическим словарем
1
62
Фонетический разбор слова
1
63
Повторение по теме «Фонетика».
1
64
Контрольный диктант по теме «Фонетика».
1
Раздел 5: Лексика. Культура речи. (6 +2 р.р.)-8 ч.
65
Слово и его лексическое значение.
1
Пользуются разными видами словарей, строят продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражают мысли и оценивают свою и
чужую речь, овладевают основными понятиями лексикологии, различают лексическое и грамматическое значение, прямое и переносное (метафора), омонимы и многозначные слова, опознают омонимы, синонимы, антонимы, наблюдают за ролью разных групп лексики в художественной речи, используют их в собственной речи
Ученик научится: различать основные группы слов по лексическому значению: омонимы, синонимы, антонимы.
Ученик получит возможность научиться: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, пользоваться лексическими словарями.
Регулятивные УУД
1.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД
1. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Формировать осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
66
Однозначные и многозначные слова.
1
67
Прямое и переносное значение слова. Работа со словарем. Омонимы. Работа со словарем.
1
68
Синонимы. Работа со словарем
1
69
Р.р. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
1
70
Антонимы.
1
71
Р.р. Обучающее изложение.
1
72
Повторение по теме «Лексика».
1
Раздел 6: Морфемика. Орфография.(18+4р.р.)-22ч.
73
Морфема - значимая часть слова. Изменение и образование слов.
1
Опознают морфемы и их функцию (словообразующую, формообразующую), анализируют словообразовательную структуру слова, членят слово на морфемы на основе словообразовательного анализа, определяют способы слово-
образования, применяют знания морфемики и словообразования в практике правописания; находят орфограммы в корнях, приставках по опознавательным признакам, правильно пишут слова с названными в теме орфограммами, объясняют написания устно и графически,
излагают в письменной форме содержание прослушанного и прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно),осуществляют самопроверку письменных текстов
Ученик научится: находить значимые части слова, чередование гласных и согласных в корне, правильно писать корни с чередованием.
Ученик получит возможность научиться: употреблять слова с разными приставками и суффиксами, пользоваться словообразовательными словарями, обоснованно выделять морфемы, различать однокоренные слова и формы слова.
Регулятивные УУД
1. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Познавательные УУД
1. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД
1. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств
74
Окончание.
1
75
Основа слова.
1
76
Корень слова.
1
77
Р.р. Сочинение -рассуждение
1
78
Суффикс.
1
79
Суффикс. 2
1
80
Приставка.
1
81
Р.р. Выборочное изложение.
1
82
Чередование звуков. Беглые гласные.
1
83
Варианты морфем. Морфемный разбор.
1
84
Правописание гласных и согласных в приставках
1
85
Буквы З, С на конце приставок.
1
86
Буквы З, С на конце приставок.2
1
87
Буквы А - О в корнях – лаг -, -лож-.
1
88
Буквы А - О в корнях раст , -ращ-, -рос-
1
89
Буквы О - Ё после шипящих.
1
90
Буквы И - Ы после Ц.
1
91
Р.р. Описание картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».
1
92
Р.р. Описание картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».2
1
93
Повторение по теме «Морфемика».
1
94
Контрольный диктант по теме «Морфемика».
1
Раздел 7: Морфология. Орфография. Имя существительное. (16+4р. р.)-20ч.
95
Имя существительное.
1
Анализируют значение имён существительных, выявляют способы образования имён существительных, распознают собственные имена (наименования) и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые существительные, определяют род, в том числе общий род и род несклоняемых слов, число (учатся правильно употреблять формы только единственного или только множественного числа), падеж, тип склонения (в том числе опознавать разносклоняемые существительные на-мя и слово путь), употреблять несклоняемые имена существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени, учатся правильно писать безударные падежные
окончания имён существительных (в том числе суще-
ствительные на -ия, -ие, -ий); определяют синтаксическую функцию имён существительных (ознакомление в роли определения и именной части сказуемого), разграничивают дополнения и обстоятельства, выраженные именами существительными, пунктуационно оформляют предложения с подлежащим и сказуемым – именами существительными, производят морфологический разбор имени существительного, создают устные
монологические высказывания на лингвистическую тему,
осуществляют информационную переработку текста, создают вторичный текст (пишут подробное изложение заданного стиля и типа речи), продуцируют и редактируют собственный текст (пишут сочинение по картине, на заданную тему)
Ученик научится: находить морфологические признаки и синтаксическую роль имени существительного.
Ученик получит возможность научиться: правильно писать падежные окончания имен существительных.
Регулятивные УУД
1. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Познавательные УУД
1. Владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников
Коммуникативные УУД
1. Понимать точку зрения другого
Интерес к письму, интерес к изучению языка;
96
Р.р. Доказательства в рассуждении.
1
97
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
1
98
Имена существительные собственные и нарицательные.
1
99
Р.р. Сжатое изложение
1
100
Род имен существительных.
1
101
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
1
102
Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.
1
103
Три склонения существительных
1
104
Падеж имен существительных.
1
105
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед. числе.
1
106
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в ед. числе. 2
1
107
Р.р. Обучающее изложение.
1
108
Множественное число имен существительных.
1
109
Множественное число имен существительных. 2
1
110
Правописание О - Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
1
111
Повторение по теме «Имя существительное».
1
112
Повторение по теме «Имя существительное».2
113
Р.р. Обучающее сочинение-отзыв.
1
114
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
1
Раздел 8: Имя прилагательное(10+4 р.р.)-14 ч.
115
Имя прилагательное как часть речи.
1
Анализируют и характеризуют лексическое и грамматическое значение имён прилагательных, выявляют способы образования имён существительных, определяют признаки имён прилагательных (род, число, падеж), распознают полные и краткие формы прилагательных, определяют синтаксическую роль полной и краткой формы, производят морфологический разбор прилагательных, выявляют характер связи прилагательного с существительным (согласование), составляют схемы
предложений, подбирают предложения к схемам; находят и
правильно пишут слова с названными в теме орфограммами, графически обозначают условия выбора написаний. применяют нормы согласования прилагательных с существительными в практике речи, наблюдают за особенностями использования прилагательных в текстах-описаниях, создают вторичный текст-описание в художественном стиле (пишут подробное
изложение), продуцируют собственный текст с включением в него имён прилагательных, составляют рассказ на лингвистическую тему
Ученик научится:. находить падежные окончания имен прилагательных, правильно писать О- Ё после шипящих в окончаниях прилагательных.
Ученик получит возможность научиться: видеть орфограммы при написании имен прилагательных.
Регулятивные УУД
1. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов
Познавательные УУД
1. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД
1. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
116
Имя прилагательное как часть речи.2
1
117
Имя прилагательное как часть речи.3
1
118
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
1
119
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. 2
1
120
Р.р. Описание животного.
1
121
Р.р. Описание животного.2
1
122
Прилагательные полные и краткие.
1
123
Прилагательные полные и краткие.2
1
124
Морфологический разбор имени прилагательного.
1
125
Повторение по теме «Имя прилагательное».
1
126
Р.р. Сочинение по картине А.Н.Комарова «Заяц на дереве».
1
127
Р.р. Сочинение по картине А.Н.Комарова «Заяц на дереве».2
1
128
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
1
Раздел 9: Глагол(29 +6 р.р.) ч.-35 ч.
129
Глагол как часть речи.
1
Анализируют лексическое значение глаголов, выявляют способы образования глаголов, глаголы совершенного и несовершенного вида, видовые пары, время глагола, устанавливают связь вида и времени глагола, определяют морфологические признаки глагола, роль глагола в предложении, выявляют роль глагола в тексте; пишут буквы гласных в суффиксах -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-), буквы гласных перед суффиксом -ва-, буквы е–и и а–о в корнях с чередованием, буквы гласных в безударных личных окончаниях глаголов и перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени, формах повелительного наклонения, осуществляют самопроверку письменных текстов, создают устные монологические высказывания на лингвистическую тему, осуществляют информационную переработку текста, воссоздают текст по частям (пишут свободный диктант), продуцируют и редактируют собственные тексты художественного и научно-учебного стилей разных функциональных типов – повествование, описание (сочинение по картине), рассуждение в соответствии с требованиями к композиции данных типов
текстов и выбором языковых средств
Ученик научится: находить морфологические признаки глагола, правильно писать НЕ с глаголами и корни с чередующимися гласными; определять синтаксическую роль глагола.
Ученик получит возможность научиться: правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже, использовать в речи глаголы-синонимы.
Регулятивные УУД
1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД
1.Составлять сложный план текста.
Коммуникативные УУД
1. Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей
130
Не с глаголами
1
131
Р.р. Рассказ «Однажды…»
1
132
Неопределённая форма глагола.
1
133
Неопределённая форма глагола. 2
1
134
- Тся – ться в глаголах.
1
135
- Тся – ться в глаголах.
1
136
Обучающий диктант.
1
137
Виды глагола.
1
138
Виды глагола. 2
1
139
Буквы Е и И в корнях с чередованием.
1
140
Буквы Е и И в корнях с чередованием. 2
1
141
Р.р. Невыдуманный рассказ о себе.
1
142
Время глагола.
1
143
Прошедшее время.
1
144
Настоящее время.
1
145
Будущее время.
1
146
Р.р. Обучающее сочинение.
1
147
Спряжение глагола.
1
148
Спряжение глагола. 2
1
149
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.
1
150
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием .2
1
151
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.3
1
152
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. 4
1
153
Р.р. Обучающее сочинение – описание.
1
154
Морфологический разбор глагола.
1
155
Р.р. Сжатое изложение .
1
156
Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа.
1
157
Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа. 2
1
158
Употребление времен.
1
159
Р.р. Репортаж.
1
160
Закрепление по теме «Глагол».
1
161
Закрепление по теме «Глагол». 2
1
162
Закрепление по теме «Глагол». 3
1
163
Зачет по теме «Глагол».
1
164
Контрольный диктант по теме «Глагол».
1
Раздел 10: Повторение и систематизация изученного. 6 ч.
165
Разделы науки о языке.
1
Ученик научится : находить основные изученные в 5 классе языковые явления, речеведческие понятия, орфографические и пунктуационные правила.
Ученик получит возможность научиться: находить в словах изученные орфограммы, уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами; определять тему, мысль текста, его стиль; излагать повествовательные тексты; писать сочинения по картине.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
Познавательные УУД
1. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Коммуникативные УУД
1.Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.
166
Орфограммы в приставках и корнях.
1
167
Орфограммы в окончаниях слов.
1
168
Употребление букв Ъ и Ь.
1
169
Знаки препинания в простом и сложном предложении.
1
170
Итоговый тест и его анализ.
1