СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП. Сенсорное развитие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КТП. Сенсорное развитие.»

Сенсорное развитие


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной Федеральной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 24.11.2022 г. №1026);


Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Задачи программы:

1) Развитие и коррекция зрительного восприятия;

2) Развитие и коррекция слухового восприятия;

3) Развитие и коррекция кинестетического восприятия;

Общая характеристика учебного предмета

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.



Место предмета в учебном плане 9 класса

Образовательная область, к которой относится учебный предмет -«Коррекционные курсы».

Кол-во часов на изучение предмета в 9 классе :1 час в неделю,34 часа в год.


Содержание предмета (курса)

Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки).

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз,выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).


Слуховое восприятие.



Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука.

Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.


Кинестетическое восприятие.


Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.


Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер,


пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный,


теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой,


сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное)


положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре


(холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый,


сухой), вязкости (жидкий, густой).


Восприятие запаха.


Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон,


банан, хвоя, кофе и др.

Древние умели определять психологическое состояние человека по "розовой" пробе. На запястье тонкой линией наносили эфирное масло розы и наблюдали за пациентом. Через 30 минут у романтично настроенных людей, роза "сахарилась": аромат дополняли оттенки запаха чайных листьев. Если же распространялся терпкий оттенок, значит, личность обладала стойким характером и устойчивой психикой. Розовый аромат приобретал выраженные кислые ноты у людей, страдающих истерией и некоторыми формами психозов. Медики утверждают, что психопатам присущ характерный «козлиный» запах едкого пота, который возникает в результате нарушения баланса гормонов и катехоламинов.

Восприятие вкуса.


Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький,


сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий,


сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).



Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

При реализации коррекционного курса ожидаются результаты:

Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека.

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него.

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта.

Слуховое восприятие: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

Кинестетическое восприятие: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).

Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

Адекватная реакция на давление на поверхность тела.

Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).


Баллы

Уровень сформированности навыка

0

Навык или умение отсутствует

1

Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2

Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3

Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4

Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5

Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно


Тематическое планирование

№ Раздела

Тема

Кол-во часов

Содержание раздела

1

«Зрительное восприятие»

8

Содержание раздела направлено на развитие и коррекцию зрительного восприятия

2

«Слуховое восприятие»

8

Содержание раздела направлено на развитие и коррекцию слухового восприятия

3

«Кинестетическое восприятие»

10

Содержание раздела направлено на развитие и коррекцию кинестетическое восприятия

4.

Восприятие вкуса

6

Содержание раздела направлено на развитие и коррекцию вкусового восприятия

5.

Восприятие запаха.

2

Содержание раздела направлено на развитие и коррекцию восприятия запахов


Итого

34 часа


Учебно-методический комплекс.

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.



Календарно - тематическое планирование

«Сенсорное развитие»

9 класс – 34 ч


п/п


Тема занятия

Дата

план

Дата

факт

Кол-во

часов

Содержание, виды деятельности

1 четверть -8 ч.

1

Исследование психомоторики и сенсорных процессов.

08.09

08.09

1ч.

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога.

2

3

Штриховка в разных направлениях.

15.09

22.09


15.09 22.09


2ч.

Штриховка в разных направлениях цветными карандашами .

4

5


Координация движений.

29.09 06.10


29.09 06.10


2ч.

Игры с мячом

6

7

8

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

13.10 20.10 27.10


13.10 20.10 27.10



3ч.


2 четверть -8ч

1 2 3

Формирование набора эталонов геометрических фигур .


10.11

17.11

24.11

10.11

17.11

24.11

3ч.

Развитие представлений об эталонах формы (круг,квадрат, треугольник,овал, прямоугольник)

4 5

Различение цветов и оттенков.


01.12 08.12

01.12 08.12

2ч.

Развитие представлений об основных цветах спектра: красном, оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом.

6 7


Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов

15.12

22.12

15.12

22.12

2ч.

Ознакомление со способом группировки но форме геометрических фигур, различающихся по цвету и величине.Дидактическая игра «Сравни предметы».

8

Повторение .

29.12

29.12


3 четверть – 10ч


1 2 3

Вкусовые качества -

12.01

19.01

12.01

19.01

3ч.

Различать вкусовые ощущения.


4 5

Обозначение словом вкусовых ощущений.

26.01

02.02

26.01

02.02

2ч.

Обозначение словом вкусовых ощущений. Дидактическая игра «Узнай по вкусу».


6 7 8

Выделение и различение звуков .

09.02 16.02

09.02 16.02


3ч.

Дидактическая игра «Узнай на слух».Выделение и различение звуков (стон, звон, гудение, жужжание). аудиозапись музыкальных отрывков, коробочек, заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.)



9 10

Ориентировка в помещении.

01.03

15.03


01.03

15.03


Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.


4 четверть-8 ч


1 2

Горизонтальное (вертикальное) положение тела.

05.04

12.04


05.04

12.04


2ч.

Развивать адекватную реакцию на горизонтальное (вертикальное) положение тела.


3 4

Узнавание (различение) объектов по запаху.

19.04 26.04


19.04 26.04


2ч.

Реакция на запахи. Развитие обонятельных ощущений.


5 6

Развитие тактильных ощущений.

27.04

03.05


27.04 03.05

2ч.

Тактильные игры .


7 8

Игры на равновесие,

координацию.

17.05

24.05


17.05

24.05


2ч.

Игра «Мостик».Развитие чувства равновесия. Развитие координации движений .







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!