СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП уроков русской литературы (2019-2020 уч. год). РБ. 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП уроков русской литературы (2019-2020 уч. год). РБ. 6 класс

Просмотр содержимого документа
«КТП уроков русской литературы (2019-2020 уч. год). РБ. 6 класс»

Календарно-тематическое планирование

по русской литературе

в 6 классе на 2019/2020 учебный год


урока

и дата

Тема урока

Цели и задачи урока

Домашнее задание

1

Введение.

О художественной литературе

Повторить изученное в 5 классе: вспомнить роды литературы (эпос, лирику, драму), их особенности, различия между фольк. и лит. произведениями. Привести примеры.

Знакомство с содержанием учебника.

Чтение вступительной статьи «О художественной литературе», беседа по ней

Чтение статьи «Устное народное творчество и лит-ра» (с. 7—10), ответить на вопросы (1—4)

2

Устное народное творчество и литература. Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник".

Русские былины как памятник славянского героического эпоса

Обобщить знания об особенностях эпического рода, дать представление о былине как о своеобразном жанре русского героич. эпоса.

Обсуждение истории возникновения былин, их открытия; особенностей композиции, языка.

Ввести учащихся в поэтическую атмосферу народного эпоса: познакомиться с репродукцией картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Чтение былины

Составить устный рассказ в стиле былины (возможно использовать слова, называющие предметы воинского снаряжения, конской сбруи, одежды богатырей)



3

Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник".

Богатырские подвиги Ильи Муромца, справедливость и бескорыстие героя

Раскрыть героический образ Ильи Муромца, описать его силу, могущество, человечность, доброту, честь, находчивость.

Дать понятие о гиперболе и постоян­ном эпитете в былине

Выполнить задания рубрик «Наше творчество», «Работаем с картиной» (с.18). Можно порекомендовать прочитать и обсудить стихотворение И.А. Бунина «Святогор и Илья» (по желанию)


4

А. К. Толстой. "Илья Муромец".

Слово об А.К. Толстом. Былинные мотивы в русской поэзии

Ознакомить со стихотворением поэта А. К. Толстого.

Рассмотреть иллюстрации к былинам и картины на сюжеты былин (И. Я. Билибин, В. М. Васнецов, Е. А. Кибрик, П. Д. Корин, Н. К. Рерих, художники Палеха и др.).

Пересказ понравившегося отрывка былины

5

Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет» («Сказание о смер­ти князя Олега»)

Ознакомить учащихся с жанрами древнерусской лит-ры: летописью, сказанием, поучением и др.

Рассказать о летописи как об истори­ческом и литературном памятнике. Выявить связь былины с устным на­родным творчеством

Подготовить выразительное чтение сказания.

Ответить на вопро­сы (учебное посо­бие для 6 класса на с. 23)

6

А. С. Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Интерес поэта к истории

Ознакомление со стихотворением А. С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге", картинами и образами далекого прошлого.

Рекомендуется рассмотреть иллюстрации В. М. Васнецова к «Песне о вещем Олеге»


Выучить наизусть отрывка «Песни…».

Нарисовать (устно, карандашами или красками) иллюстрацию к стихотворению (по желанию)

7

А. С. Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Поэтическое воспроизведение быта и нравов Древней Руси

Сопоставить героев стихотворения А. С. Пушкина (мудрость князя и волх­ва).

Выявить своеобразие поэтиче­ского языка

Ответить на во­просы рубрики «Обобщаем впе­чатления и наблюдения» (29).

Художественный рассказ о князе Олеге от лица его любимого дружинника или ответить на вопросы 1—3 (с. 29)


8



Внеклассное чте­ние.

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Богатство содер­жания «Поучения»

Работать над комментированным чтением.

Ознакомить с ведущими жанрами красноречия, богатством содержания «Поучением» Владимира Мономаха, образностью языка

Подготовить выразительное чтение отрывков из «Поучения».

Читать басни И. А. Крылова (по желанию)

9

Жанровое разнообразие русской классической литера­туры.

Басня как эпиче­ский жанр. И. А. Крылов. Слово об И. А. Крылове.

Дать представление о гуманистической направленности содержания литературы XIX в., обобщить знания учащихся об особенностях эпического рода, углубить представления о басне как литературном жанре.

Ознакомить с биографией И. Крылова.

Перечитать басни, изученные в начальной школе (по желанию).

Рассказать о жанровых признаках басни

10

И. А. Крылов. Басня «Волк и ягнёнок»


Учиться выразительно читать басню.

Проанализировать текст басни.

Развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль

Выучить басню наизусть (по желанию)


11

И. А. Крылов. Басня «Квартет»

Научить «видеть» композиционные части басни, обучать искусству чтения.

Раскрыть народную мудрость басни

Подготовить выразительное чтение басни. Подобрать пословицы и поговорки из басен И.А. Крылова

12

И. А. Крылов. Басни «Демьянова уха»

Выявить жанровое своеобразие басни.

Дать понятие аллегории в басне.

Ознакомить с иллюстрациями А. М. Лаптева, В. М. Конашевича, В. А. Фаворского, Кукрыниксов и др. к басням И. А. Крылова.

Обобщить наблюдения о прочитанном.

Выучить наизусть басню (по выбору учащихся). Создать иллюстрации к басне (по желанию). Прочитать известные басни С. В. Михалкова, басни-сказки Ф. Кривина (по желанию)

13

Внекл. чтение.

Л. Н. Толстой. Басни в прозе («Кот с бубенцом», «Волк и собака», «Лев и мышь» и др.);

С. В. Михалков «Слон-живописец», «Ромашка и Роза»;

Ф. Д. Кривин. «Задушевный разговор», «Волк на ёлке», «Яблоко» (по выбору)

Прочитать и обсудить прозаические басни Л. Н. Толстого, басни современных писателей С. В. Михалкова и Ф. Д. Кривина.

Поддержать интерес к изучаемым произведениям и их авторам

Написать басню или рассказ по по­словице из басни И. А. Крылова

14

Рассказ как эпический жанр.

И. С. Тургенев. "Записки охотника" ("Бежин луг"). Слово об И. С. Тургеневе

Выявить отличие рассказа от других малых жанровых форм эпоса.

Ознакомить с биографией И. С. Тур­генева.

Читать рассказ «Бежин луг»

Ответить на вопро­сы рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 76— 77).

Дочитать рассказ до конца.

Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка (по желанию)

15



И. С. Тургенев. "Записки охотника" ("Бежин луг")

Богатство духовного мира мальчиков

Работать над текстуальным анализом рассказа.

Сопоставить портреты мальчиков. Рассмотреть тургеневские пейзажи. Раскрыть роль монолога в рассказе

Подготовить зада­ние рубрики «На­ше творчество» (с 78)

16

Взаимоотношения человека и природы в рассказе И. С. Тургенева "Бежин луг"

Раскрыть образ повествователя.

Обобщить наблюдения о прочитан­ном.

Подготовить учащихся к сочинению. Развивать понятия композиции и сю­жета в рассказе

Ознакомить с иллюстрациями В. Е. Маковского, К. В. Лебедева, П. П. Соколова к рассказам И.С. Тургенева; иллюстрациями А. Н. Белюкина к сборнику рассказов «Записки охотника»

Сочинить рассказ о каком-нибудь случае, встрече, происшествии (с. учеб. 78).

17

А. П. Чехов – мастер юмористического рассказа. Слово о писателе.

Рассказ «Хамелеон».

Осуждение чино­почитания, угод­ничества, рабо­лепства.


Актуализовать знания учащихся об особенности композиции рассказа, эпизоде, развитии сюжета.

Познакомить с биографическими сведениями об А. П. Чехове.

Подготовить класс к восприятию изу­чаемого произведения.

Работать над текстуальным анализом рассказа.

Текстуальный анализ рассказа, выявление роли художественной детали. Диалог.

Осуждение чинопочитания, угодничества, раболепства

Чтение статьи о творчестве А. П. Чехова (с. 115-116). Прочитать рассказ. Подготовить выразительное чтение: чтение по ролям или чтение монологов Очумелова, Хрюкина.

18

А. П. Чехов. «Хамелеон».

Внесюжетные элементы рассказа. Портретные и речевые детали

Раскрыть смысл названия рассказа. Обсудить говорящие фамилии в рас­сказе.

Выявить роль портретных и речевых деталей.

Рассмотреть иллюстрации Д. Н. Кар­довского, Кукрыниксов к рассказу А. П. Чехова «Хамелеон».

Дать понятие художественной детали в рассказе

Ответить на вопро­сы рубрики «Пе­речитываем, раз­мышляем» (с. 86).

19

А. П. Чехов «Толстый и тонкий»

Подготовить класс к восприятию изу­чаемых произведений. Работать над текстуальным анализом рассказов.

Обсудить говорящие фамилии в рас­сказе.

Показать особенности чеховского стиля.

Определить авторское отношение к ге­роям рассказов.

Подготовить вы­разительное чте­ние понравивших­ся отрывков из рас­сказов.

Можно предло­жить нарисовать иллюстрации к рас­сказу или сочи­нить смешной ди­алог.

Инсценировать по­нравив-шиеся эпи­зоды рассказов. (по желанию)

Выполнить зада­ние рубрики «На­ше творчество»: написать пьесу или сценарий по рассказу (с. 87)

20


А. П. Чехов «Лошадиная фамилия»

Раскрыть природу смешного в расска­зах А. П. Чехова.

Развивать творческие способности учащихся.

Обобщить впечатления о прочитанном

21

А. П. Чехов «Хирургия»

Обсудить говорящие фамилии в рас­сказе.

Показать особенности чеховского стиля.

Определить авторское отношение к ге­роям рассказов.

22

А. И. Куприн «Тапёр»

Слово о писателе. Семья Рудневых

Ознакомить с биограф. сведениями об А. И. Куприне.

Ввести учеников в атмосферу семейства Рудневых, проследить развитие тонких отношений героев рассказа

Прослушать аудиозапись «Венгерской рапсодии»

Прочитать рас­сказ.

Ответить на воп­росы рубрики «Пе­речитываем, раз­мышляем» (с. 109). Выполнить зада­ния рубрики «Ра­ботаем с карти­ной» (с. 109)

23

А. И. Куприн «Тапёр»

Талант юного музыканта



Читать и комментировать ключевые фрагменты.

Выявить авторское отношение к геро­ям рассказа.

Обобщить знания учащихся о рассказе как малой эпической форме. Определить роль сюжета и компози­ции в развитии авторской мысли, ав­торского переживания. Определить роль литературного пор­трета в произведении

Ответить на вопро­сы 1—3 рубрики «Обобщаем впе­чатления и наблю­дения» (с. 109). Рассказать о свое­обра-зии сюжетно-композиц. построения произ­ведения

24


В. Г. Распутин. «Уроки французского». Слово о писателе. Нравственная стойкость героя рассказа

Ознакомить учащихся с биографиче­скими сведениями о В. Г. Распутине.

Читать и комментировать рассказ «Уроки французского». Рассказать о трудностях военного времени описанного в рассказе.

Проследить интенсивное внутреннее развитие личности мальчика, ее посто­янное движение к совершенству. Раскрыть чувство собственного досто­инства главного героя рассказа.

Ознакомить с фрагментами киноповести «Уроки французского» режиссера Е. Ташкова (1985г.)

Дочитать рассказ до конца.

Подготовить выра­зительное чтение понравившихся сцен рассказа. (по желанию)

Ответить на во­просы 5—8 рубри­ки «Перечитыва­ем и размышляем» (с. 141—142)

25


В. Г. Распутин. «Уроки французского».

Роль учительницы в жизни мальчика


Определить авторское отношение к героям рассказа.

Дать понятие конфликта в рассказе.

Рассмотреть иллюстрации В. К Гальдяева, Ю. П. Тризны и других худож­ников к произведениям В. Г. Распу­тина.

Подготовить учащихся к творческой работе

Подготовить пере­сказ понравивше­гося отрывка (по желанию).

Ответить на во­просы 1—4 рубри­ки «Обобщаем, делаем выводы» (с. 142—143)

26


В. Г. Распутин. «Уроки французского».

Литературное творчество

Обобщить впечатления о прочитан­ном.

Восстановить целостное восприятие рассказа; написать письмо от имени Лидии Михайловны мальчику или ответ ей

Перечитать люби­мые произведения А. С. Пушки-на. Подготовить рас­сказ об одном из них

27


Стихотворение как лирический жанр.

А. С. Пушкин. Слово о поэте

Выявить особенности лирического рода.

Познакомить учащихся с творчеством поэта.

Подготовить к восприятию лириче­ских произведений, ввести в мир на­строений, чувствований, раздумий по­эта.

Понаблюдать за красками зимы, нарядом любимо­го дерева, поведе­нием живот-ных, послушать зву­ки в зимнем лесу, вспомнить лето

28


А. С. Пушкин. «Няне»

Создать необходимую психологиче­скую атмосферу восприятия стихо­творения.

Показать мастерство поэта в описании природы и внутреннего состояния че­ловека, его любовно нежное отноше­ние к няне-крестьянке. Раскрыть многозначность поэтическо­го слова.

Развивать понятие об эпитете. Дать понятие двусложного размера стиха

Ответить на во­просы 1,2 рубри­ки «Обобщаем впечатления и наб­людения» (с. 170). Выучить стихотво­рение «Няне» наи­зусть

29


А. С. Пушкин. «Зимнее утро»

Выработать умение воспринимать поэтическое слово через выражение чувств, обращение к сведениям по тео­рии литературы.

Проследить изменение настроения, движение мысли, рассмотреть спектр зимних красок.

Осмыслить, как передает поэт смену состояний в природе, ее влияние на са­мочувствие человека

Ответить на воп­рос 2 рубрики «Наше творче­ство» (с. 172). Выучить стихо­творение «Зимнее утро» наизусть

30


А. С. Пушкин. «Мой первый друг, мой друг бесценный!..»

Показать понимание А С. Пушкиным драгоценности дружбы, ее влияние на человека.

Развивать способность учащихся по­нимать и чувствовать своеобразие по­этической речи, ее особую смысловую и эмоциональную насыщенность. Ответить на вопрос о значении поэзии в нашей жизни, ее воздействии на лю­дей.

Ознакомить с картиной Н.Н.Ге «А.С. Пушкин в Михайловском», серией открыток «Михайловское в работах Л. Корсакова»

Научиться выра­зительно читать стихотворения. Написать монолог, обращенный к дру­гу, на тему «Что сказали мне стихи А. С. Пушкина». Перечитать люби­мые произведения М. Ю. Лермонтова (по желанию)

31


М. Ю. Лермонтов. "Парус".

Слово о поэте

Актуализировать знания учащихся об известных произведениях поэта, о фак­тах его биографии. Научить вслуши­ваться в мелодику стихотворения, вос­принимать его микрообразы, замечать многослойность поэтического слова; чувствовать настроение стихотворе­ния «Парус». Помочь осознать сим­волическое значение образов в этом стихотворении.

Обучать выразительно, осмысленно читать стихотворение

Ответить на во­прос 3 рубрики «Обобщаем впе­чатления и наблю­дения», на вопро­сы 1,2 рубрики

«Слушаем музы­ку» (с. 177). Выучить стихот­ворение «Парус» наизусть

32


М. Ю. Лермонтов. "Тучи"

Помочь осмыслить истоки написания произведения, состояние, переживае­мое в это время поэтом. Научить ви­деть за строчками стихотворения чув­ства, переживания, настроение, ре­альные события и общечеловеческий смысл.

Дать понятие сравнению как основе композиции стихотворения

Ответить на во­прос 2 рубрики «Обобщаем впе­чатления и наблю­дения» (с. 179), Научиться вырази­тельно читать сти­хотворение «Тучи»-

33

М. Ю. Лермонтов. "Утес", "На севере диком..."

Помочь уловить мотив неразделенной любви, осмыслить переживание поэта фатальной невозможности соединения любящих сердец

Научиться вырази­тельно читать сти­хотворения «Утес», «На севере ди­ком...». Выучить наизусть стихот­ворение «Утес», Определить раз­мер стиха в отрывках из стихотворений (по желанию).

34


Н. А. Некрасов. «На Волге».

«О Волга!.. колыбель моя!».

Слово о поэте


Ознакомить учащихся с биографиче­скими сведениями о Н. А. Некрасове. Рассказать об эпохе, о быте крестьян­ского населения России. Раскрыть сочувственное отношение поэта к тяжкой доле бурлаков. Пока­зать роль контраста как в изображении жизненных фактов, так и в интонации, в стилистике разных частей стихотво­рения. Обратить внимание учащихся на ритм, рифму, интонацию; смену дум и настроений в произведении.

Ознакомить с картиной И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»

Ответить на во­просы 3,4 рубри­ки «Перечитыва­ем, размышляем» (с. 184).

Выполнить зада­ние рубрики «Ра­бота с картиной» (с. 185).

Выучить наизусть отрывок из сти­хотворения «На Волге» (по выбо­ру учащихся)

35


Н. А. Некрасов. "Соловьи"

Раскрыть внимательное отношение поэта к природе, к миру сельских жи­телей, к крестьянскому ребенку. Определить роль антитезы в изобра­жении предметов, героев, ситуаций. Учить выразительно читать стихотво­рение

Найти антитезу и определить ее роль в стихотворе­ниях (с. 185—186)

36





Внеклассное чтение.

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».

«А иные просители плачут»

Проследить усиление авторской инто­нации от стиха к стиху, раскрыть со­страдание, сочувствие автора бедным людям.

Осмыслить обращение поэта к родной земле.

Выявить противопоставление как основной художественный прием в стихотворении

Ответить на во­просы 1—3 рубри­ки «Обобщаем впечатления и на­блюдения» (с. 191)

Выучить наизусть отрывок из стихо­творения «Раз­мышления у парад­ного подъезда» (по выбору учащихся). Выполнить зада­ния рубрики «На­ше творчество» (с. 191—192) (по желанию)

37

А.А. Фет. «Летний вечер тих и ясен…», «Скрип шагов вдоль улиц белых…», «Бабочка».

Слово о поэте

Ознакомить с биографическими сведениями об А.А. Фете.

Наблюдать единство пейзажа и состояния человеческой души, воссозданное в стихотворении. Раскрыть выразительность художественных образов.

Дать понятие о «чистом искусстве». Рассказать о звукописи

Выучить наизусть стихотворение (по выбору)

38


А. А. Блок. «Летний вечер».

Слово о поэте

Ознакомить учащихся с биографи­ческими сведениями об А. А. Блоке. Углубить понятие о стихотворении как лирическом жанре. Раскрыть свое­образное восприятие природы поэтом

Ответить на воп­рос 2 рубрики «На­ше- творчество» (с. 193).


39




Н. А. Заболоцкий. «Одинокий дуб».


Ознакомить с биографическими сведениями об Н.А. Заболоцком. Раскрыть поэтически-художественное отражение нравственных воззрений в стихотворении «Одинокий дуб».

Определить роль олицетворения в изображении поэтических картин

Выполнить творческое задание (с.195)

Научиться выразительно читать стихотворение

40


Н. М. Рубцов. «Звезда полей».

Единение челове­ка и природы

Ознакомить учащихся с биографиче­скими сведениями об Н.М. Рубцове. Раскрыть чувство любви к родине в стихот­ворении «Звезда полей»

Выучить понра­вившееся стихо­творение поэтов XXв. наизусть

41


Внеклассное чте­ние.

Русскоязычная поэзия Беларуси

Ознакомить со стихотворениями Б. П. Спринчана «С полей повеяло весной», «Малиновой зари свечение», В. П. Поликаниной «Румяный день на­водит глянец», Ю. М. Сапожкова «Бе­резка», «На озере» (по выбору учите­ля). Раскрыть тему и главную мысль стихотворений

Выучить стихотво­рение наизусть (по желанию).

Читать повесть А, С. Пушкина «Дубровский»

42


Повесть как эпический жанр. А. С. Пушкин. «Дубровский».

Трагические последствия конфликта между бывшими сотоварищами, сослуживцами, соседями

Ознакомить с особенностями повести как эпического литературного жанра. Показать интерес А. С. Пушкина к об­щественно-нравственным проблемам своей эпохи. Выявить причину кон­фликта между двумя помещиками

Прочитать главы 1—5 повести «Ду­бровский». Охарактеризовать особенности речи и манеры поведе­ния Шабашкина

43


А. С. Пушкин. «Дубровский».

«Где стол быт яств, там гроб стоит»


Раскрыть причины разрушения гнез­да Дубровских. Показать переживание Владимиром смерти отца.

Показать протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости


Прочитать главы повести 6—9. Подготовить твор­ческий пересказ на материале глав 5—6

44


А. С. Пушкин. «Дубровский».

Самодурство, «невинные» заба­вы барина Трое­курова

Раскрыть причины безнаказанности Троекурова и самоуничижения, по­добострастия по отношению к нему окружающих. Выявить сочувственное отношение писателя к «маленьким людям».

Ознакомить с иллюстрациями Б.М. Кустодиева, Д.А. Шмаринова к повести «Дубровский», фрагменты драмы «Дубровский» режиссера А.В. Ивановского (1935г.), приключенческой мелодрамы «Благородный разбойник Владимир Дубровский» режиссера В.А. Никифорова (1988г.)

Прочитать повесть до 15-й главы. Ответить на вопро­сы рубрики «Пе­речитываем, раз­мышляем» (с. 259).


Подготовить твор­ческий пересказ случившегося от лица Дефоржа

(инд. зад.)

45


А. С. Пушкин. «Дубровский».

Родительские заботы помещика Троекурова

Раскрыть причину маскировки Влади­мира Дубровского. Показать произвол отца и бесправие дочери, вызвать у учащихся сочув­ствие к Маше, тревогу за ее судьбу. Дать начальное понятие о повести. Определить особенности развития сю­жета повести

Прочитать повесть до конца. Подготовить вы­борочный пере­сказ на одну из тем: «Как Троеку­ров устраивал сча­стье своей доче­ри», «Дубровский в судьбе Маши», «История сватов­ства князя Верей­ского к Марье Ки­рилловне»

46


А. С. Пушкин. «Дубровский».

«Поздно, я обвенчана… Пустите нас»

Показать, как проявились велико­душие, благородство Дубровского в драматической истории с Машей. Вы­явить характер его отношений с «раз­бойниками». Обобщить наблюдения за композицией, сюжетом, жанром про­изведения

Написать сравни­тельную характе­ристику: К. Тро­екуров — А. Ду­бровский, В. Ду­бровский — князь Верейский (по вы­бору)

47




А. С. Пушкин. «Повести Белки­на».

« Барышня-кре­стьянка»

Выявить жанровое своеобразие «По­вестей. ..». Определить способы рас­крытия характеров действующих лиц. Выделить и проанализировать элемен­ты народной речи.

Раскрыть точность и краткость пушкинской прозы

Подготовить уст­ное выступление «Художественные образы повести»

48


А. С. Пушкин. «Повести Белки­на».

« Барышня-кре­стьянка»

Ознакомить с историей создания про­изведения; раскрыть жанровое свое­образие «Повестей Белкина».

Рас­смотреть композицию повести, ее эле­менты.

Показать интерес А. С. Пушкина к об­щественно-нравственным проблемам своей эпохи. Выявить причину кон­фликта между двумя помещиками

Выявить особен­ности пушкинско­го стиля

49

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель».

История создания произведения.

Ознакомить с историей создания про­изведения Выявить роль эпиграфа.

Раскрыть тему повести (тема «маленького чело­века»).

Осмыслить нравственные про­блемы, поставлен-ные в повести.

Подготовить выра­зительное чтение эпизодов повести, подчеркивающих нравственное пре­восходство смо­трителя над «хо­рошо одетыми» людьми.

50




А. С. Пушкин. «Станцион-ный смотритель». История Самсона Вырина и его дочери

Ознакомить с особенностями повести как эпического литературного жанра.

Раскрыть связь с белорусской литературой (Зм. Бядуля «На Каляды к сыну»).

Ознакомить с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына», фрагментами драмы «Станционный смотритель» С.А. Соловьева (1972 г.)

Перечитать полю­бившиеся произве­дения Н. В. Гоголя


51


Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

Слово о писателе. История создания книги. «Проказы хитрого черта»

Ознакомить учащихся с биографиче­скими сведениями о Н. В. Гоголе. Раскрыть истоки повести, показать ма­стерство Н. В. Гоголя в изображении «нечистой силы» и людей Диканьки, описании рождественской ночи.

Прочитать по­весть.

Подготовить уст­ный рассказ «Рож­дественская ночь».


52


Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

«Прямо к царице!»

Показать настойчивость, упорство Вакулы в осуществлении мечты, ловкость и ум в противоборстве с бесом.

Выявить стремление Н. В. Гоголя по­казать превосходство человека в про­тивоборстве с «нечистой силой».

Понаблюдать, как у Гоголя невероятное соединяется с комичным.

Выучить наизусть отрывок повести (по выбору учи­теля).


53


Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

«А вряд ли и в другом месте где найдется такой молодец!»


Выполнить зада­ния 2,3 рубрики «Наше творче­ство» (с. 291) (по выбору).

54


Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

Юмор в повести Н. В. Гоголя

(из резерв. уроков)

Раскрыть способы юмористического повествования.

Обобщить наблюдения над языком действующих лиц повести и рассказ­чика. Подготовить учащихся к лите­ратурному творчеству.

Ознакомить с фрагментами кинофильма «Ночь перед Рождеством» реж. А.А. Роу (1961 г.)

Подготовиться к литературному творчеству: обду­мать содержание сочинения «Как Вакуле удалось преодолеть козни черта» («Ай да Ва­кула — такой мо­лодец!»)

55


Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

Литературное творчество

Восстановить целостное восприятие повести. Написать сочинение «Как Вакуле удалось преодолеть козни чёрта» («Ай да Вакула – такой молодец!»)

Прочитать другие повести га цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» (по желанию)

56


Л. Н. Толстой. «Детство».

Слово о писателе. «Учитель Карл Иванович», «Классы»

Ознакомить с творчеством Л. Н. Толстого, показать реальные истоки повести «Детство».

Определить наиболее характерные особенности изображения Л.Н. Толстым детского мира

Перечитать главы повести «Детство»: 1, 4, 13, 15.

Подготовить сжатый пересказ понравившегося отрывка главы

57


Л. Н. Толстой. «Детство».

«Наталья Савишна», «Приготовление к охоте»

Показать влияние на душу рассказчика воспоминаний детства .

Раскрыть мастерство Л.Н. Толстого в изображении «жизни души» (деталь, внутренний монолог)

Перечитать главы повести «Детство». Научиться выра­зительно читать понравившийся отрывок

58




Л. Н. Толстой. «Детство».

«Охота»

Понаблюдать, как показывает Л. Н. Толстой характер взаимоотношений детей и взрослых. Раскрыть значимость для рассказчика самоконтроля, самооценки своего поведения, потребности в самосовершенствовании.

Выявить особенности сюжета повести, его роль для понимания характера героя.

Прочитать другие главы повести (по желанию)


59


Л. Н. Толстой. «Детство».

«Ивины» (из резерва)

Понаблюдать, как показывает Л. Н. Толстой характер взаимоотношений детей и взрослых. Раскрыть значимость для рассказчика самоконтроля, самооценки своего поведения, потребности в самосовершенствовании.

Выявить особенности сюжета повести, его роль для понимания характера героя.

Дать понятие об автобиографической повести

Прочитать другие главы повести (по желанию)

Прочитать 1-ю главу повести «Детство» М. Горького

60

М. Горький «Детство» (главы 1-4)

Слово о писателе. Автобиографическая основа повести

Ознакомить с фактами из истории соз­дания и публикации повести. Помочь учащимся осознать мастерство писате­ля, гуманность его авторской позиции.

Установить специфику автобиографического повествования

Прочитать произ­ведение.

Подготовить под­робный пересказ понравившегося отрывка

61


М. Горький «Детство»

"С колыбели его стихия – мятеж!"

Организовать комментированное чтение глав повести.

Проследить процесс накопления ре­бенком жизненного опыта. Сопоста­вить речевые характеристики героев. Определить средства создания харак­тера героя

Составить рече­вую характеристи­ку понравившего­ся героя повести

62


М. Горький «Детство»

Особенности композиции


Организовать комментированное чтение глав повести.

Выявить композиционные особенно­сти повести «Детство». Установить специфику автобиографического по­вествования.

Ознакомить с иллюстрациями Б.А. Дехтерева к повести «Детство»

Ответить на обоб­щающие вопросы после произведе­ния.

Прочитать гла­вы 1—4 повести В.О. Богомолова «Иван»

63


В. О. Богомолов. «Иван».

Слово о писателе. Появление Ивана в расположении наших войск

Обобщить знания учащихся о Вели­кой Отечественной войне. Рассказать о жизни и творчестве В. О. Богомолова. Ознакомить с историей написания по­вести о юном разведчике. Раскрыть мечту героя о добрых человеческих отношениях.

Проанализи­ровать первые главы повести

Прочитать главы 5—6 повести.

Ответить на во­просы 1—4 рубри­ки «Перечитыва­ем, размышляем» (с. 342—343)

64




В. О. Богомолов. «Иван».

Переброска юного разведчика в тыл врага

Проанализировать прочитанные гла­вы повести. Помочь осмыслить мечту героя о добрых человеческих отноше­ниях. Раскрыть теплое и уважитель­ное отношение к мальчику солдат и офицеров

Прочитать повесть до конца. Подготовить крат­кий пересказ о пе­реброске Ивана в тыл врага (во­прос 1 рубрики «Наше творчество» (с. 343))

65



В. О. Богомолов. «Иван».

Трагическая и героическая судьба Ивана

Раскрыть отношение автора к юному герою. Рассказать об элементах документализма в жанре повести. Углубить знания о повести как эпиче­ском жанре.

Выполнить зада­ния 2,3 рубрики «Наше творчест­во» (с. 343)

66



В. О. Богомолов. «Иван».

Трагическая и героическая судьба Ивана

Обсудить тему «Герой и время в по­вести».

Ознакомить с фрагментом кинофильма «Иваново детство» режиссера А.А. Тарковского

Выполнить зада­ния 2,3 рубрики «Наше творчест­во» (с. 343)

67



Из зарубежной литературы.

Дж. Лондон. «На берегах Сакраменто».

Слово о писателе.

Рассказать о творчестве писателя.

Ознакомить с историей создания произведения.

Проверить первичное восприятие прочитанного.

Раскрыть мужество и самообладание мальчика Джерри в столкновении с суровой правдой жизни

Подготовить пересказ понравившихся отрывков

68


Дж. Лондон. «На берегах Сакраменто».

Опасные приключения Джерри

Раскрыть метод Дж. Лондона изображать героев в тяжелой жизненной ситуации, на переломе судьбы в сочетании с духом романтики и приключений.

Комментировать фрагменты произведения.

Выявить главную идею рассказа.

Ответить на вопросы: «Почему произведения Дж. Лондона интересны современному читателю?»; «Что в произведениях писателя является самым интересным?»

69


Повторение. Систематизация знаний по теории литературы

Систематизировать знания по теории литературы: род, жанр; сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства художественной речи и др.

Ознакомиться с рекомендательным списком для чтения летом

70

Повторение.

Систематизация знаний по теории литературы

Систематизировать знания по теории литературы, обсудить рекомендательный список для чтения летом



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!