№ урока и дата | Тема урока | Цели и задачи урока | Домашнее задание |
1 | Введение. О художественной литературе | Повторить изученное в 5 классе: вспомнить роды литературы (эпос, лирику, драму), их особенности, различия между фольк. и лит. произведениями. Привести примеры. Знакомство с содержанием учебника. Чтение вступительной статьи «О художественной литературе», беседа по ней | Чтение статьи «Устное народное творчество и лит-ра» (с. 7—10), ответить на вопросы (1—4) |
2 | Устное народное творчество и литература. Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Русские былины как памятник славянского героического эпоса | Обобщить знания об особенностях эпического рода, дать представление о былине как о своеобразном жанре русского героич. эпоса. Обсуждение истории возникновения былин, их открытия; особенностей композиции, языка. Ввести учащихся в поэтическую атмосферу народного эпоса: познакомиться с репродукцией картины В. М. Васнецова «Богатыри». Чтение былины | Составить устный рассказ в стиле былины (возможно использовать слова, называющие предметы воинского снаряжения, конской сбруи, одежды богатырей) |
3 | Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Богатырские подвиги Ильи Муромца, справедливость и бескорыстие героя | Раскрыть героический образ Ильи Муромца, описать его силу, могущество, человечность, доброту, честь, находчивость. Дать понятие о гиперболе и постоянном эпитете в былине | Выполнить задания рубрик «Наше творчество», «Работаем с картиной» (с.18). Можно порекомендовать прочитать и обсудить стихотворение И.А. Бунина «Святогор и Илья» (по желанию) |
4 | А. К. Толстой. "Илья Муромец". Слово об А.К. Толстом. Былинные мотивы в русской поэзии | Ознакомить со стихотворением поэта А. К. Толстого. Рассмотреть иллюстрации к былинам и картины на сюжеты былин (И. Я. Билибин, В. М. Васнецов, Е. А. Кибрик, П. Д. Корин, Н. К. Рерих, художники Палеха и др.). | Пересказ понравившегося отрывка былины |
5 | Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет» («Сказание о смерти князя Олега») | Ознакомить учащихся с жанрами древнерусской лит-ры: летописью, сказанием, поучением и др. Рассказать о летописи как об историческом и литературном памятнике. Выявить связь былины с устным народным творчеством | Подготовить выразительное чтение сказания. Ответить на вопросы (учебное пособие для 6 класса на с. 23) |
6 | А. С. Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Интерес поэта к истории | Ознакомление со стихотворением А. С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге", картинами и образами далекого прошлого. Рекомендуется рассмотреть иллюстрации В. М. Васнецова к «Песне о вещем Олеге» | Выучить наизусть отрывка «Песни…». Нарисовать (устно, карандашами или красками) иллюстрацию к стихотворению (по желанию) |
7 | А. С. Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Поэтическое воспроизведение быта и нравов Древней Руси | Сопоставить героев стихотворения А. С. Пушкина (мудрость князя и волхва). Выявить своеобразие поэтического языка | Ответить на вопросы рубрики «Обобщаем впечатления и наблюдения» (29). Художественный рассказ о князе Олеге от лица его любимого дружинника или ответить на вопросы 1—3 (с. 29) |
8 | Внеклассное чтение. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Богатство содержания «Поучения» | Работать над комментированным чтением. Ознакомить с ведущими жанрами красноречия, богатством содержания «Поучением» Владимира Мономаха, образностью языка | Подготовить выразительное чтение отрывков из «Поучения». Читать басни И. А. Крылова (по желанию) |
9 | Жанровое разнообразие русской классической литературы. Басня как эпический жанр. И. А. Крылов. Слово об И. А. Крылове. | Дать представление о гуманистической направленности содержания литературы XIX в., обобщить знания учащихся об особенностях эпического рода, углубить представления о басне как литературном жанре. Ознакомить с биографией И. Крылова. | Перечитать басни, изученные в начальной школе (по желанию). Рассказать о жанровых признаках басни |
10 | И. А. Крылов. Басня «Волк и ягнёнок» | Учиться выразительно читать басню. Проанализировать текст басни. Развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль | Выучить басню наизусть (по желанию) |
11 | И. А. Крылов. Басня «Квартет» | Научить «видеть» композиционные части басни, обучать искусству чтения. Раскрыть народную мудрость басни | Подготовить выразительное чтение басни. Подобрать пословицы и поговорки из басен И.А. Крылова |
12 | И. А. Крылов. Басни «Демьянова уха» | Выявить жанровое своеобразие басни. Дать понятие аллегории в басне. Ознакомить с иллюстрациями А. М. Лаптева, В. М. Конашевича, В. А. Фаворского, Кукрыниксов и др. к басням И. А. Крылова. Обобщить наблюдения о прочитанном. | Выучить наизусть басню (по выбору учащихся). Создать иллюстрации к басне (по желанию). Прочитать известные басни С. В. Михалкова, басни-сказки Ф. Кривина (по желанию) |
13 | Внекл. чтение. Л. Н. Толстой. Басни в прозе («Кот с бубенцом», «Волк и собака», «Лев и мышь» и др.); С. В. Михалков «Слон-живописец», «Ромашка и Роза»; Ф. Д. Кривин. «Задушевный разговор», «Волк на ёлке», «Яблоко» (по выбору) | Прочитать и обсудить прозаические басни Л. Н. Толстого, басни современных писателей С. В. Михалкова и Ф. Д. Кривина. Поддержать интерес к изучаемым произведениям и их авторам | Написать басню или рассказ по пословице из басни И. А. Крылова |
14 | Рассказ как эпический жанр. И. С. Тургенев. "Записки охотника" ("Бежин луг"). Слово об И. С. Тургеневе | Выявить отличие рассказа от других малых жанровых форм эпоса. Ознакомить с биографией И. С. Тургенева. Читать рассказ «Бежин луг» | Ответить на вопросы рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 76— 77). Дочитать рассказ до конца. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка (по желанию) |
15 | И. С. Тургенев. "Записки охотника" ("Бежин луг") Богатство духовного мира мальчиков | Работать над текстуальным анализом рассказа. Сопоставить портреты мальчиков. Рассмотреть тургеневские пейзажи. Раскрыть роль монолога в рассказе | Подготовить задание рубрики «Наше творчество» (с 78) |
16 | Взаимоотношения человека и природы в рассказе И. С. Тургенева "Бежин луг" | Раскрыть образ повествователя. Обобщить наблюдения о прочитанном. Подготовить учащихся к сочинению. Развивать понятия композиции и сюжета в рассказе Ознакомить с иллюстрациями В. Е. Маковского, К. В. Лебедева, П. П. Соколова к рассказам И.С. Тургенева; иллюстрациями А. Н. Белюкина к сборнику рассказов «Записки охотника» | Сочинить рассказ о каком-нибудь случае, встрече, происшествии (с. учеб. 78). |
17 | А. П. Чехов – мастер юмористического рассказа. Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон». Осуждение чинопочитания, угодничества, раболепства. | Актуализовать знания учащихся об особенности композиции рассказа, эпизоде, развитии сюжета. Познакомить с биографическими сведениями об А. П. Чехове. Подготовить класс к восприятию изучаемого произведения. Работать над текстуальным анализом рассказа. Текстуальный анализ рассказа, выявление роли художественной детали. Диалог. Осуждение чинопочитания, угодничества, раболепства | Чтение статьи о творчестве А. П. Чехова (с. 115-116). Прочитать рассказ. Подготовить выразительное чтение: чтение по ролям или чтение монологов Очумелова, Хрюкина. |
18 | А. П. Чехов. «Хамелеон». Внесюжетные элементы рассказа. Портретные и речевые детали | Раскрыть смысл названия рассказа. Обсудить говорящие фамилии в рассказе. Выявить роль портретных и речевых деталей. Рассмотреть иллюстрации Д. Н. Кардовского, Кукрыниксов к рассказу А. П. Чехова «Хамелеон». Дать понятие художественной детали в рассказе | Ответить на вопросы рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 86). |
19 | А. П. Чехов «Толстый и тонкий» | Подготовить класс к восприятию изучаемых произведений. Работать над текстуальным анализом рассказов. Обсудить говорящие фамилии в рассказе. Показать особенности чеховского стиля. Определить авторское отношение к героям рассказов. | Подготовить выразительное чтение понравившихся отрывков из рассказов. Можно предложить нарисовать иллюстрации к рассказу или сочинить смешной диалог. Инсценировать понравив-шиеся эпизоды рассказов. (по желанию) Выполнить задание рубрики «Наше творчество»: написать пьесу или сценарий по рассказу (с. 87) |
20 | А. П. Чехов «Лошадиная фамилия» | Раскрыть природу смешного в рассказах А. П. Чехова. Развивать творческие способности учащихся. Обобщить впечатления о прочитанном |
21 | А. П. Чехов «Хирургия» | Обсудить говорящие фамилии в рассказе. Показать особенности чеховского стиля. Определить авторское отношение к героям рассказов. |
22 | А. И. Куприн «Тапёр» Слово о писателе. Семья Рудневых | Ознакомить с биограф. сведениями об А. И. Куприне. Ввести учеников в атмосферу семейства Рудневых, проследить развитие тонких отношений героев рассказа Прослушать аудиозапись «Венгерской рапсодии» | Прочитать рассказ. Ответить на вопросы рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 109). Выполнить задания рубрики «Работаем с картиной» (с. 109) |
23 | А. И. Куприн «Тапёр» Талант юного музыканта | Читать и комментировать ключевые фрагменты. Выявить авторское отношение к героям рассказа. Обобщить знания учащихся о рассказе как малой эпической форме. Определить роль сюжета и композиции в развитии авторской мысли, авторского переживания. Определить роль литературного портрета в произведении | Ответить на вопросы 1—3 рубрики «Обобщаем впечатления и наблюдения» (с. 109). Рассказать о своеобра-зии сюжетно-композиц. построения произведения |
24 | В. Г. Распутин. «Уроки французского». Слово о писателе. Нравственная стойкость героя рассказа | Ознакомить учащихся с биографическими сведениями о В. Г. Распутине. Читать и комментировать рассказ «Уроки французского». Рассказать о трудностях военного времени описанного в рассказе. Проследить интенсивное внутреннее развитие личности мальчика, ее постоянное движение к совершенству. Раскрыть чувство собственного достоинства главного героя рассказа. Ознакомить с фрагментами киноповести «Уроки французского» режиссера Е. Ташкова (1985г.) | Дочитать рассказ до конца. Подготовить выразительное чтение понравившихся сцен рассказа. (по желанию) Ответить на вопросы 5—8 рубрики «Перечитываем и размышляем» (с. 141—142) |
25 | В. Г. Распутин. «Уроки французского». Роль учительницы в жизни мальчика | Определить авторское отношение к героям рассказа. Дать понятие конфликта в рассказе. Рассмотреть иллюстрации В. К Гальдяева, Ю. П. Тризны и других художников к произведениям В. Г. Распутина. Подготовить учащихся к творческой работе | Подготовить пересказ понравившегося отрывка (по желанию). Ответить на вопросы 1—4 рубрики «Обобщаем, делаем выводы» (с. 142—143) |
26 | В. Г. Распутин. «Уроки французского». Литературное творчество | Обобщить впечатления о прочитанном. Восстановить целостное восприятие рассказа; написать письмо от имени Лидии Михайловны мальчику или ответ ей | Перечитать любимые произведения А. С. Пушки-на. Подготовить рассказ об одном из них |
27 | Стихотворение как лирический жанр. А. С. Пушкин. Слово о поэте | Выявить особенности лирического рода. Познакомить учащихся с творчеством поэта. Подготовить к восприятию лирических произведений, ввести в мир настроений, чувствований, раздумий поэта. | Понаблюдать за красками зимы, нарядом любимого дерева, поведением живот-ных, послушать звуки в зимнем лесу, вспомнить лето |
28 | А. С. Пушкин. «Няне» | Создать необходимую психологическую атмосферу восприятия стихотворения. Показать мастерство поэта в описании природы и внутреннего состояния человека, его любовно нежное отношение к няне-крестьянке. Раскрыть многозначность поэтического слова. Развивать понятие об эпитете. Дать понятие двусложного размера стиха | Ответить на вопросы 1,2 рубрики «Обобщаем впечатления и наблюдения» (с. 170). Выучить стихотворение «Няне» наизусть |
29 | А. С. Пушкин. «Зимнее утро» | Выработать умение воспринимать поэтическое слово через выражение чувств, обращение к сведениям по теории литературы. Проследить изменение настроения, движение мысли, рассмотреть спектр зимних красок. Осмыслить, как передает поэт смену состояний в природе, ее влияние на самочувствие человека | Ответить на вопрос 2 рубрики «Наше творчество» (с. 172). Выучить стихотворение «Зимнее утро» наизусть |
30 | А. С. Пушкин. «Мой первый друг, мой друг бесценный!..» | Показать понимание А С. Пушкиным драгоценности дружбы, ее влияние на человека. Развивать способность учащихся понимать и чувствовать своеобразие поэтической речи, ее особую смысловую и эмоциональную насыщенность. Ответить на вопрос о значении поэзии в нашей жизни, ее воздействии на людей. Ознакомить с картиной Н.Н.Ге «А.С. Пушкин в Михайловском», серией открыток «Михайловское в работах Л. Корсакова» | Научиться выразительно читать стихотворения. Написать монолог, обращенный к другу, на тему «Что сказали мне стихи А. С. Пушкина». Перечитать любимые произведения М. Ю. Лермонтова (по желанию) |
31 | М. Ю. Лермонтов. "Парус". Слово о поэте | Актуализировать знания учащихся об известных произведениях поэта, о фактах его биографии. Научить вслушиваться в мелодику стихотворения, воспринимать его микрообразы, замечать многослойность поэтического слова; чувствовать настроение стихотворения «Парус». Помочь осознать символическое значение образов в этом стихотворении. Обучать выразительно, осмысленно читать стихотворение | Ответить на вопрос 3 рубрики «Обобщаем впечатления и наблюдения», на вопросы 1,2 рубрики «Слушаем музыку» (с. 177). Выучить стихотворение «Парус» наизусть |
32 | М. Ю. Лермонтов. "Тучи" | Помочь осмыслить истоки написания произведения, состояние, переживаемое в это время поэтом. Научить видеть за строчками стихотворения чувства, переживания, настроение, реальные события и общечеловеческий смысл. Дать понятие сравнению как основе композиции стихотворения | Ответить на вопрос 2 рубрики «Обобщаем впечатления и наблюдения» (с. 179), Научиться выразительно читать стихотворение «Тучи»- |
33 | М. Ю. Лермонтов. "Утес", "На севере диком..." | Помочь уловить мотив неразделенной любви, осмыслить переживание поэта фатальной невозможности соединения любящих сердец | Научиться выразительно читать стихотворения «Утес», «На севере диком...». Выучить наизусть стихотворение «Утес», Определить размер стиха в отрывках из стихотворений (по желанию). |
34 | Н. А. Некрасов. «На Волге». «О Волга!.. колыбель моя!». Слово о поэте | Ознакомить учащихся с биографическими сведениями о Н. А. Некрасове. Рассказать об эпохе, о быте крестьянского населения России. Раскрыть сочувственное отношение поэта к тяжкой доле бурлаков. Показать роль контраста как в изображении жизненных фактов, так и в интонации, в стилистике разных частей стихотворения. Обратить внимание учащихся на ритм, рифму, интонацию; смену дум и настроений в произведении. Ознакомить с картиной И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» | Ответить на вопросы 3,4 рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 184). Выполнить задание рубрики «Работа с картиной» (с. 185). Выучить наизусть отрывок из стихотворения «На Волге» (по выбору учащихся) |
35 | Н. А. Некрасов. "Соловьи" | Раскрыть внимательное отношение поэта к природе, к миру сельских жителей, к крестьянскому ребенку. Определить роль антитезы в изображении предметов, героев, ситуаций. Учить выразительно читать стихотворение | Найти антитезу и определить ее роль в стихотворениях (с. 185—186) |
36 | Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». «А иные просители плачут» | Проследить усиление авторской интонации от стиха к стиху, раскрыть сострадание, сочувствие автора бедным людям. Осмыслить обращение поэта к родной земле. Выявить противопоставление как основной художественный прием в стихотворении | Ответить на вопросы 1—3 рубрики «Обобщаем впечатления и наблюдения» (с. 191) Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (по выбору учащихся). Выполнить задания рубрики «Наше творчество» (с. 191—192) (по желанию) |
37 | А.А. Фет. «Летний вечер тих и ясен…», «Скрип шагов вдоль улиц белых…», «Бабочка». Слово о поэте | Ознакомить с биографическими сведениями об А.А. Фете. Наблюдать единство пейзажа и состояния человеческой души, воссозданное в стихотворении. Раскрыть выразительность художественных образов. Дать понятие о «чистом искусстве». Рассказать о звукописи | Выучить наизусть стихотворение (по выбору) |
38 | А. А. Блок. «Летний вечер». Слово о поэте | Ознакомить учащихся с биографическими сведениями об А. А. Блоке. Углубить понятие о стихотворении как лирическом жанре. Раскрыть своеобразное восприятие природы поэтом | Ответить на вопрос 2 рубрики «Наше- творчество» (с. 193). |
39 | Н. А. Заболоцкий. «Одинокий дуб». | Ознакомить с биографическими сведениями об Н.А. Заболоцком. Раскрыть поэтически-художественное отражение нравственных воззрений в стихотворении «Одинокий дуб». Определить роль олицетворения в изображении поэтических картин | Выполнить творческое задание (с.195) Научиться выразительно читать стихотворение |
40 | Н. М. Рубцов. «Звезда полей». Единение человека и природы | Ознакомить учащихся с биографическими сведениями об Н.М. Рубцове. Раскрыть чувство любви к родине в стихотворении «Звезда полей» | Выучить понравившееся стихотворение поэтов XXв. наизусть |
41 | Внеклассное чтение. Русскоязычная поэзия Беларуси | Ознакомить со стихотворениями Б. П. Спринчана «С полей повеяло весной», «Малиновой зари свечение», В. П. Поликаниной «Румяный день наводит глянец», Ю. М. Сапожкова «Березка», «На озере» (по выбору учителя). Раскрыть тему и главную мысль стихотворений | Выучить стихотворение наизусть (по желанию). Читать повесть А, С. Пушкина «Дубровский» |
42 | Повесть как эпический жанр. А. С. Пушкин. «Дубровский». Трагические последствия конфликта между бывшими сотоварищами, сослуживцами, соседями | Ознакомить с особенностями повести как эпического литературного жанра. Показать интерес А. С. Пушкина к общественно-нравственным проблемам своей эпохи. Выявить причину конфликта между двумя помещиками | Прочитать главы 1—5 повести «Дубровский». Охарактеризовать особенности речи и манеры поведения Шабашкина |
43 | А. С. Пушкин. «Дубровский». «Где стол быт яств, там гроб стоит» | Раскрыть причины разрушения гнезда Дубровских. Показать переживание Владимиром смерти отца. Показать протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости | Прочитать главы повести 6—9. Подготовить творческий пересказ на материале глав 5—6 |
44 | А. С. Пушкин. «Дубровский». Самодурство, «невинные» забавы барина Троекурова | Раскрыть причины безнаказанности Троекурова и самоуничижения, подобострастия по отношению к нему окружающих. Выявить сочувственное отношение писателя к «маленьким людям». Ознакомить с иллюстрациями Б.М. Кустодиева, Д.А. Шмаринова к повести «Дубровский», фрагменты драмы «Дубровский» режиссера А.В. Ивановского (1935г.), приключенческой мелодрамы «Благородный разбойник Владимир Дубровский» режиссера В.А. Никифорова (1988г.) | Прочитать повесть до 15-й главы. Ответить на вопросы рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 259). Подготовить творческий пересказ случившегося от лица Дефоржа (инд. зад.) |
45 | А. С. Пушкин. «Дубровский». Родительские заботы помещика Троекурова | Раскрыть причину маскировки Владимира Дубровского. Показать произвол отца и бесправие дочери, вызвать у учащихся сочувствие к Маше, тревогу за ее судьбу. Дать начальное понятие о повести. Определить особенности развития сюжета повести | Прочитать повесть до конца. Подготовить выборочный пересказ на одну из тем: «Как Троекуров устраивал счастье своей дочери», «Дубровский в судьбе Маши», «История сватовства князя Верейского к Марье Кирилловне» |
46 | А. С. Пушкин. «Дубровский». «Поздно, я обвенчана… Пустите нас» | Показать, как проявились великодушие, благородство Дубровского в драматической истории с Машей. Выявить характер его отношений с «разбойниками». Обобщить наблюдения за композицией, сюжетом, жанром произведения | Написать сравнительную характеристику: К. Троекуров — А. Дубровский, В. Дубровский — князь Верейский (по выбору) |
47 | А. С. Пушкин. «Повести Белкина». « Барышня-крестьянка» | Выявить жанровое своеобразие «Повестей. ..». Определить способы раскрытия характеров действующих лиц. Выделить и проанализировать элементы народной речи. Раскрыть точность и краткость пушкинской прозы | Подготовить устное выступление «Художественные образы повести» |
48 | А. С. Пушкин. «Повести Белкина». « Барышня-крестьянка» | Ознакомить с историей создания произведения; раскрыть жанровое своеобразие «Повестей Белкина». Рассмотреть композицию повести, ее элементы. Показать интерес А. С. Пушкина к общественно-нравственным проблемам своей эпохи. Выявить причину конфликта между двумя помещиками | Выявить особенности пушкинского стиля |
49 | А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». История создания произведения. | Ознакомить с историей создания произведения Выявить роль эпиграфа. Раскрыть тему повести (тема «маленького человека»). Осмыслить нравственные проблемы, поставлен-ные в повести. | Подготовить выразительное чтение эпизодов повести, подчеркивающих нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми. |
50 | А. С. Пушкин. «Станцион-ный смотритель». История Самсона Вырина и его дочери | Ознакомить с особенностями повести как эпического литературного жанра. Раскрыть связь с белорусской литературой (Зм. Бядуля «На Каляды к сыну»). Ознакомить с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына», фрагментами драмы «Станционный смотритель» С.А. Соловьева (1972 г.) | Перечитать полюбившиеся произведения Н. В. Гоголя |
51 | Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Слово о писателе. История создания книги. «Проказы хитрого черта» | Ознакомить учащихся с биографическими сведениями о Н. В. Гоголе. Раскрыть истоки повести, показать мастерство Н. В. Гоголя в изображении «нечистой силы» и людей Диканьки, описании рождественской ночи. | Прочитать повесть. Подготовить устный рассказ «Рождественская ночь». |
52 | Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». «Прямо к царице!» | Показать настойчивость, упорство Вакулы в осуществлении мечты, ловкость и ум в противоборстве с бесом. Выявить стремление Н. В. Гоголя показать превосходство человека в противоборстве с «нечистой силой». Понаблюдать, как у Гоголя невероятное соединяется с комичным. | Выучить наизусть отрывок повести (по выбору учителя). |
53 | Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». «А вряд ли и в другом месте где найдется такой молодец!» | Выполнить задания 2,3 рубрики «Наше творчество» (с. 291) (по выбору). |
54 | Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Юмор в повести Н. В. Гоголя (из резерв. уроков) | Раскрыть способы юмористического повествования. Обобщить наблюдения над языком действующих лиц повести и рассказчика. Подготовить учащихся к литературному творчеству. Ознакомить с фрагментами кинофильма «Ночь перед Рождеством» реж. А.А. Роу (1961 г.) | Подготовиться к литературному творчеству: обдумать содержание сочинения «Как Вакуле удалось преодолеть козни черта» («Ай да Вакула — такой молодец!») |
55 | Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Литературное творчество | Восстановить целостное восприятие повести. Написать сочинение «Как Вакуле удалось преодолеть козни чёрта» («Ай да Вакула – такой молодец!») | Прочитать другие повести га цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» (по желанию) |
56 | Л. Н. Толстой. «Детство». Слово о писателе. «Учитель Карл Иванович», «Классы» | Ознакомить с творчеством Л. Н. Толстого, показать реальные истоки повести «Детство». Определить наиболее характерные особенности изображения Л.Н. Толстым детского мира | Перечитать главы повести «Детство»: 1, 4, 13, 15. Подготовить сжатый пересказ понравившегося отрывка главы |
57 | Л. Н. Толстой. «Детство». «Наталья Савишна», «Приготовление к охоте» | Показать влияние на душу рассказчика воспоминаний детства . Раскрыть мастерство Л.Н. Толстого в изображении «жизни души» (деталь, внутренний монолог) | Перечитать главы повести «Детство». Научиться выразительно читать понравившийся отрывок |
58 | Л. Н. Толстой. «Детство». «Охота» | Понаблюдать, как показывает Л. Н. Толстой характер взаимоотношений детей и взрослых. Раскрыть значимость для рассказчика самоконтроля, самооценки своего поведения, потребности в самосовершенствовании. Выявить особенности сюжета повести, его роль для понимания характера героя. | Прочитать другие главы повести (по желанию) |
59 | Л. Н. Толстой. «Детство». «Ивины» (из резерва) | Понаблюдать, как показывает Л. Н. Толстой характер взаимоотношений детей и взрослых. Раскрыть значимость для рассказчика самоконтроля, самооценки своего поведения, потребности в самосовершенствовании. Выявить особенности сюжета повести, его роль для понимания характера героя. Дать понятие об автобиографической повести | Прочитать другие главы повести (по желанию) Прочитать 1-ю главу повести «Детство» М. Горького |
60 | М. Горький «Детство» (главы 1-4) Слово о писателе. Автобиографическая основа повести | Ознакомить с фактами из истории создания и публикации повести. Помочь учащимся осознать мастерство писателя, гуманность его авторской позиции. Установить специфику автобиографического повествования | Прочитать произведение. Подготовить подробный пересказ понравившегося отрывка |
61 | М. Горький «Детство» "С колыбели его стихия – мятеж!" | Организовать комментированное чтение глав повести. Проследить процесс накопления ребенком жизненного опыта. Сопоставить речевые характеристики героев. Определить средства создания характера героя | Составить речевую характеристику понравившегося героя повести |
62 | М. Горький «Детство» Особенности композиции | Организовать комментированное чтение глав повести. Выявить композиционные особенности повести «Детство». Установить специфику автобиографического повествования. Ознакомить с иллюстрациями Б.А. Дехтерева к повести «Детство» | Ответить на обобщающие вопросы после произведения. Прочитать главы 1—4 повести В.О. Богомолова «Иван» |
63 | В. О. Богомолов. «Иван». Слово о писателе. Появление Ивана в расположении наших войск | Обобщить знания учащихся о Великой Отечественной войне. Рассказать о жизни и творчестве В. О. Богомолова. Ознакомить с историей написания повести о юном разведчике. Раскрыть мечту героя о добрых человеческих отношениях. Проанализировать первые главы повести | Прочитать главы 5—6 повести. Ответить на вопросы 1—4 рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 342—343) |
64 | В. О. Богомолов. «Иван». Переброска юного разведчика в тыл врага | Проанализировать прочитанные главы повести. Помочь осмыслить мечту героя о добрых человеческих отношениях. Раскрыть теплое и уважительное отношение к мальчику солдат и офицеров | Прочитать повесть до конца. Подготовить краткий пересказ о переброске Ивана в тыл врага (вопрос 1 рубрики «Наше творчество» (с. 343)) |
65 | В. О. Богомолов. «Иван». Трагическая и героическая судьба Ивана | Раскрыть отношение автора к юному герою. Рассказать об элементах документализма в жанре повести. Углубить знания о повести как эпическом жанре. | Выполнить задания 2,3 рубрики «Наше творчество» (с. 343) |
66 | В. О. Богомолов. «Иван». Трагическая и героическая судьба Ивана | Обсудить тему «Герой и время в повести». Ознакомить с фрагментом кинофильма «Иваново детство» режиссера А.А. Тарковского | Выполнить задания 2,3 рубрики «Наше творчество» (с. 343) |
67 | Из зарубежной литературы. Дж. Лондон. «На берегах Сакраменто». Слово о писателе. | Рассказать о творчестве писателя. Ознакомить с историей создания произведения. Проверить первичное восприятие прочитанного. Раскрыть мужество и самообладание мальчика Джерри в столкновении с суровой правдой жизни | Подготовить пересказ понравившихся отрывков |
68 | Дж. Лондон. «На берегах Сакраменто». Опасные приключения Джерри | Раскрыть метод Дж. Лондона изображать героев в тяжелой жизненной ситуации, на переломе судьбы в сочетании с духом романтики и приключений. Комментировать фрагменты произведения. Выявить главную идею рассказа. | Ответить на вопросы: «Почему произведения Дж. Лондона интересны современному читателю?»; «Что в произведениях писателя является самым интересным?» |
69 | Повторение. Систематизация знаний по теории литературы | Систематизировать знания по теории литературы: род, жанр; сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства художественной речи и др. | Ознакомиться с рекомендательным списком для чтения летом |
70 | Повторение. Систематизация знаний по теории литературы | Систематизировать знания по теории литературы, обсудить рекомендательный список для чтения летом | |