Тема урока: «Куб суммы и куб разности»
цель урока : изучить формулы куба суммы и куба разности двух выражений, отрабатывать умение применять их на практике; совершенствовать устные и письменные вычисления.
Планируемый результат:
УУД:
Личностные: развитие коммуникативной компетентности учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками и с учителем в процессе изучения нового.
Познавательные: на основе анализа делать выводы, обобщать; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности.
Регулятивные: развитие умения высказывать свое предположение на основе личного опыта и дополнительных источников информации; прогнозирование планируемого результата урока.
Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.
Тип урока: изучение нового
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная, парная, фронтальная.
Технология реализации: личностно-ориентированное обучение.
Оборудование:проектор мультимедиа, экран, раздаточный материал, учебник.
План урока.
Орг.момент.
2.Целеполагание
Давайте обратим внимание на следующий слайд
-Прочитайте данные выражения.
-О каких выражениях мы еще не упоминали?
Ученик: , и
Учитель: Как называются эти формулы?
Ученик: Куб суммы и куб разности.
темА нашего урока. Куб суммы и куб разности
2. Актуализация опорных знаний.
Устная работа.
Представить в виде квадрата одночлена:
4а2 = (2a)2
9x2 = (3x)2
0,04x4= (0,2x2)2
( ab)2
0,25х2y6 = (0,5xy3)2
1 m4n6 =
Представить в виде куба:
8х3= (2х)3
64с6= (4с2)3
x3=
8n6y15= (2n2y5)3
Доверяй, но проверяй!
Найдите ошибки:
(в-у)2 =в-2ву+у2
(7+с)2=49-14с+с2
(р-10)2=р2-20р+10
(2а+1)2=4а2+2а+1
4. Заполнить пропуски
3. «Открытие» нового знания
Учитель: Зная формулы квадрата суммы и квадрата разности, нетрудно вывести формулы куба суммы и куба разности. Я вам предлагаю сейчас побыть в роли ученых-математиков и сделать небольшое открытие, т.е., открыть новые формулы. Работать будем по вариантам: 1 вариант – куб суммы , 2 вариант – куб разности .
(х + у)3 =х3 + 3х2у +3ху2 + у3
Составим алгоритм:
1.возводим первое выражение в третью степень;
+
2.возводим первое выражение во вторую степень, умножаем на второе выражение и умножаем на 3;
+
3.возводим второе выражение во вторую степень, умножаем на первое выражение и умножаем на 3;
+
4.возводим второе выражение в третью степень.
Пожалуйста, по одному человеку от варианта, показать на доске открытие новой формулы.
(a + b)3 =a3 + 3a2b +3ab2 + b3
Куб суммы двух выражений равен кубу первого выражения плюс утроенное произведение квадрата первого выражения на второе плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго плюс куб второго выражения. |
Аналогично можно получить, что
Заметим, что тождество можно получить из тождества , если представить разность в виде суммы .
Куб разности двух выражений равен кубу первого выражения минус утроенное произведение квадрата первого выражения на второе плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго минус куб второго выражения. |
Физминутка
4. Закрепление изученного
Давайте откроем учебники на стр.174 и вместе выполним №827
Желающие могут пойти к доске.
в) (х -1)3 = х3 - 3·х2·1 + 3·х·12 – 13 = х3 - 3х2+ 3х – 1
г) (2 + k)3 = 8 + 12k +6k2 +k3
д) (p +3)3 = p3 +9p2 +27p + 27
Рассмотрим вместе следующий пример:
=
=
Работа в парах (приложение 2)
№1. Представить выражение в виде многочлена:
a)
б) =
в)
г) 27
№2. Разложите многочлен на множители:
а) =
б)
в)
5. Домашнее задание: 829,818,819,817 в каждом абв
6. Рефлексия.
Работа в парах
№1. Представить выражение в виде многочлена:
a)
б)
в)
г)
№2. Разложите многочлен на множители:
а) =
б)
в)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА «КВАДРАТ СУММЫ И КВАДРАТ РАЗНОСТИ»
ВАРИАНТ - 1.
1.Представьте в виде многочлена : а) (х + 8)² ; б) (2у – 5)² ; в) (6х + 2у)² ;
г) ( 0,4х – 6)² ; д) (5у +0,02х)² ; е) (х² - у³)²
2.Решите уравнение : (2х – 3)² + 7х(3х – 1) = (5х + 2)²
ВАРИАНТ - 2.
1.Представьте в виде многочлена : а) (х - 7)² ; б) (3у + 4)² ; в) (2х + 9у)² ;
г) ( 0,3х – 8)² ; д) (4у +0,05х)² ; е) (а⁴ - в²)².
2. Решите уравнение : (6х – 1)² - 3х(9х – 2) = (3х + 4)²
ВАРИАНТ - 1.
1.Представьте в виде многочлена : а) (х + 8)² ; б) (2у – 5)² ; в) (6х + 2у)² ;
г) ( 0,4х – 6)² ; д) (5у +0,02х)² ; е) (х² - у³)²
2.Решите уравнение : (2х – 3)² + 7х(3х – 1) = (5х + 2)²
ВАРИАНТ - 2.
1.Представьте в виде многочлена : а) (х - 7)² ; б) (3у + 4)² ; в) (2х + 9у)² ;
г) ( 0,3х – 8)² ; д) (4у +0,05х)² ; е) (а⁴ - в²)².
2. Решите уравнение : (6х – 1)² - 3х(9х – 2) = (3х + 4)²
ВАРИАНТ - 1.
1.Представьте в виде многочлена : а) (х + 8)² ; б) (2у – 5)² ; в) (6х + 2у)² ;
г) ( 0,4х – 6)² ; д) (5у +0,02х)² ; е) (х² - у³)²
2.Решите уравнение : (2х – 3)² + 7х(3х – 1) = (5х + 2)²
ВАРИАНТ - 2.
1.Представьте в виде многочлена : а) (х - 7)² ; б) (3у + 4)² ; в) (2х + 9у)² ;
г) ( 0,3х – 8)² ; д) (4у +0,05х)² ; е) (а⁴ - в²)².
2. Решите уравнение : (6х – 1)² - 3х(9х – 2) = (3х + 4)²