Кубановедение — аннотация к рабочим программам
Уровень образования: среднее общее образование 10 – 11 классы (базовый) Количество часов: 68 часов
Рабочая программа разработана на основе программы по кубановедения для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края под редакцией А.А.Зайцева. Авторы Т.И.Беляев, В.В. Допущено министерством образования и науки Краснодарского края. Краснодар: Издательство «Перспективы образования», 2018г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
-
Кубановедение: учебное пособие для 10 класса / под ред. А. А. Зайцева. Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2018; 2020.
-
Кубановедение: Краснодарский край сегодня: учебное пособие для 11 класса / под ред. А. А. Зайцева (ФГОС и ИКС). Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2019; 2020
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
10 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
11 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
ЦЕЛИ:
Цель курса – формирование личности молодого человека, осознанно принявшего традиционные для Кубани как части России духовно-нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных аспектов, характеризующих родной край.
Для достижения данной цели реализуются следующие задачи:
-формирование научно-обоснованных представлений о Краснодарском крае как географическом объекте на территории России, включая его происхождение, существующее положение, перспективы;
-углубление знаний о природе родного края, развитие умения анализировать последствия антропогенного влияния на природные компоненты;
-изучение многопланового исторического прошлого региона как родины многих народов;
-понимание особой геополитической роли Кубани как части Российского государства;
-создание целостности социально-политического образа Краснодарского края как субъекта Российской Федерации;
-формирование и углубление понимания перспектив развития родного края, знаний о реализуемых в регионе социально-экономических проектах и способностей к самореализации в этих проектах.
Объектом изучения в курсе кубановедения является Краснодарский край
как целостная и развивающаяся система взаимодействия природы и человека.
Предметом изучения является жизнедеятельность человеческого общества в рамках региона в контексте прошлого и настоящего и с учетом перспектив.
РЕЗУЛЬТАТЫ освоения курса «Кубановедение» в 10-11 классах
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину на основе знаний о славе малой родины, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, понимание основ культурного наследия народов, населяющих регион, их традиционных ценностей, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование на примере изучения кубанского региона целостного мировоззрения, соответствущего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое многообразие родного края;
-становление ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе высокой степени самостоятельности в решении образовательных задач по курсу «Кубановедение»;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные универсальные учебные действия:
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-участвовать в дискуссиях по проблемам кубановедения, формулировать свою собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации чведения из соответствующих предметных областей;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-осуществлять пооектную деятельность по вопросам кубановедения.
Предметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются следующие умения:
-умение объяснять современную политическую и экономическую картину Кубани, связывая исторические факты и понятия в целостную картину в контексте Российской Федерации;
-определять основные факты, процессы, явления, характеризующие историю Кубани в ее целостности с отечественной историей;
-разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать
-группировать (не по хронологии) . Сравнивать.
-умение видеть развитие общественных процессов на Кубани (определять причины и прогнозировать следствия);
-выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность;
-представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.
-при оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.
-умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
-определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий;
-толерантно определять свое отношение к иным позициям
В соответствии с приложением к письму министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 13-13834/16-1 «О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» в каждый год обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Основные требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения кубановедения ученик должен Знать/понимать
-основные этапы становления человеческого обществ на территории нашего края и развития его природного комплекса
-
актуальную для нашего края терминологию в области истории, обществознания, литературы и искусства, в области географии, изучения биосферы и природных объектов;
-
современные версии и трактовки важнейших проблем региона и путей их решения;
-
обусловленность современных общественных, культурных и природных процессов предшествующими событиями и явлениями, а также их современными факторами;
-
роль Кубани в российском и мировом сообществе;
-
тенденции развития общества нашего региона как сложной динамичной системы в целом (экономика, политика, демография, культура, природный комплекс и т. д.), а также важнейших социальных институтов;
-
региональную специфику регулирования общественных отношений, социальных норм, правового регулирования;
-
исследователей общественных и природных процессов на Кубани, выдающихся деятелей литературы и искусства, политических деятелей, других людей, оставивших заметный след в жизни Кубани;
уметь:
-
ориентироваться в системе источников информации разного типа по вопросам прошлого, настоящего и перспектив жизнедеятельности Кубани, как в области социокультурной и социально-экономической, так и в сфере становления природного комплекса;
-
добывать информацию о крае в различных источниках, анализировать и обобщать ее;
-
представлять полученную информацию в различных видах (текст, карта, таблица, схема, картосхема, аудиовизуальный ряд);
-
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых общественных, культурных и природных процессов и явлений;
-
характеризовать (при необходимости сравнивать) основные социальные объекты, объекты живой и неживой природы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития и региональную специфику;
-
оценивать, применительно к региону, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий и объектов;
-
анализировать и интерпретировать художественные произведения, используя сведения по истории и современности, культурным традициям, местным говорам, особенностям природы родного края;
-
участвовать в дискуссиях но проблемам кубановедения, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации сведения из соответствующих предметных областей;
-
осуществлять проектную деятельность по вопросам кубановедения на уроке и вне его;
СОДЕРЖАНИЕ
-
класс
РАЗДЕЛ I. КУБАНЬ В 1914 – КОНЦЕ 1930-х годов
РАЗДЕЛ II. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В 1940-х – НАЧАЛЕ 1950-х годов РАЗДЕЛ III. КУБАНЬ В 1950–1990-х годах
РАЗДЕЛ IV. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В XXI в.
РАЗДЕЛ V. «Духовные истоки Кубани» Заключение
класс
РАЗДЕЛ I. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ КУБАНОВЕДЕНИЯ
РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ
РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КУБАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ РАЗДЕЛ IV. КУБАНЬ СЕГОДНЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАКУРС
РАЗДЕЛ V. КУБАНЬ – КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ЮГА РОССИИ
РАЗДЕЛ VI. «Духовные истоки Кубани» Итоговое повторение и проектная деятельность.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Вводятся все виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Основная цель текущего опроса — проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.), анализ деятельности учителя и корректировка ее в том случае, если это необходимо.
Текущий контроль проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в разные сроки. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения, данные в рабочих тетрадях.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Учитель систематически использует различные методы и формы организации опроса: устный, письменный (самостоятельные и контрольные работы), а также опрос тестового характера.
Устный опрос — это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос), очень важно продумать вопросы к беседе, которые проверят не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации.
Письменный опрос — это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10–15 минут. Цель ее: проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этих работ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь учащимся устранить возникшие трудности.
Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: промежуточные и итоговые тестовые проверочные работы; самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; творческие задания (защита рефератов и проектов).
Для подготовки к государственной итоговой аттестации школьников на уроках проводится тестирование, решение заданий ЕГЭ из сборников.