СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кубановедение (5-9 класс) — аннотация к рабочим программам

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кубановедение (5-9 класс) — аннотация к рабочим программам»

Кубановедение (5-9 класс) — аннотация к рабочим программам


Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО с учётом авторской программы предмета «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского края / А. А.Зайцев и др. – Краснодар: «Перспективы образования», 2020 год с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):


Кубановедение: учебное пособие для 5 класса / под ред. Б. А. Трёхбратова. Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2018; 2020

Кубановедение: учебное пособие для 6 класса / под ред. Б. А. Трёхбратова. Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2020

Кубановедение: учебное пособие для 7 класса / под ред. Б. А. Трёхбратова Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2018; 2020.

Кубановедение: учебное пособие для 8 класса / под ред. Б. А. Трёхбратова Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2018; 2020.

Кубановедение: учебное пособие для 9 класса / под ред. В. Н. Ратушняка. Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2018; 2020.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):


Предмет «Кубановедение» изучается на ступени основного общего образования в 5-9 классах в общем объёме 170 ч.


5 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год

6 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год

7 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год

8 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год

9 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год


ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:


Общие цели учебного предмета
  • формирование гражданственности, патриотизма, личностной ориентации;

  • воспитание у молодых граждан чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее;

  • приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям.


Общие задачи учебного предмета
  • познакомить обучающихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества;

  • вырабатывать у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;

  • развивать у обучающихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении современных событий;

  • развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям культуры;

  • воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов.

Цели учебного предмета «Кубановедение»:
  • систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенно в развитии российского социума и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства.

  • комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте соответствующее современному уровню знаний;

  • воспитание патриотизма и гражданственности;

  • формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп, развитие познавательного интереса;

  • осознание необходимости бережного отношения к родной природе;

  • привитие чувства гордости за достижения известных жителей Кубани

социализация школьников в современной социокультурной среде и регионе;

- приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

«КУБАНОВЕДЕНИЕ».

Личностные результаты:

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гумани- стических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Ро- диной.

  2. Формирование ответственного отношения к учению, овладение навыками саморазвития и самообразования.

  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

  5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

  6. Развитие морального сознания, повышение уровня компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

  7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотруд- ничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.

  8. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  9. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осу- ществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной дея- тельности.

  6. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, клас- сифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классифи-

кации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

  1. Смысловое чтение.

  2. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

с учителем и сверстниками.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты:

  1. Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона.

  2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную картину.

  3. Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т. д.

  4. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение.

  5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности в курсе

«Кубановедение»:

  • в 5-м классе предлагается ввести творческие проекты, например, связанные с изготовлением макетов исторических памятников Кубани. Возможны варианты коллективных проектов. Темы предложены с учётом перечня умений и навыков, универсальных учебных действий (УУД), возрастных особенностей подростков;

  • в 6-м классе предлагается ввести проекты, связанные с прикладной или игровой деятельностью;

  • в 7-м классе предлагается ввести помимо игровой деятельности элементы исследовательской работы;

  • в 8-м классе предлагается ввести исследовательские и творческие проекты;

  • в 9-м классе организовать проектно-исследовательскую деятельность, связанную с изучением биографий знаменитых земляков-кубанцев. знать/понимать

  • полезные ископаемые региона и их рациональное использование; (6 класс)

  • типы почв Краснодарского края и их хозяйственное использование; (6 класс)

  • особенности климатических условий на территории Краснодарского края; (6 класс)

  • растительный и животный мир Кубани и своей местности; (6 класс)

  • редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края. (6 класс)

  • природные и природно-хозяйственные комплексы на территории Кубани; устойчивость экосистемы, её значение в сохранении природы; экологические проблемы своей местности и пути их разрешения; (6и 9 класс)

  • природно-ресурсный потенциал своего родного края; (6и 9 класс)

  • основные этапы и ключевые события истории Кубани в контексте российской истории; (5-9 класс)

- открытия кубанских учёных и их вклад в сокровищницу отечественной и мировой науки; (5-9 класс)

  • историко-культурные и природные памятники родного края (своего района, города); (5-9 класс)

  • произведения кубанских писателей и публицистов; (5-9 класс)

  • фольклор народов, населявших Кубань в различные исторические периоды; (8 класс)

  • истоки и наиболее характерные черты кубанских говоров; (8 класс)

  • значение диалектных слов в произведениях кубанского фольклора; их роль в художественной литературе; (8 класс)

  • литературные произведения, отражающие кубанскую тематику; (8 класс)

  • музыкально-культурное наследие региона; (7-8 класс)

  • выдающихся представителей художественной культуры Кубани прошлого и настоящего (художников, архитекторов, скульпторов, мастеров ДПИ); (5-9 класс)

  • особенности декоративно-прикладного искусства местных этнических общностей; (5-9 класс)

уметь

  • показывать на карте основные географические объекты края;

  • характеризовать наиболее известные природные объекты, памятники истории и культуры своей местности;

  • объяснять последствия влияния человека на природные компоненты;

  • описывать внешний вид представителей живого мира Кубани;

  • находить необходимую информацию по кубановедению в разных источниках краеведческой литературы; материалах местных СМИ, Интернета;

  • систематизировать разнообразную информацию о Краснодарском крае на основе собственных представлений об основных закономерностях развития общества;

  • показывать на исторической карте территорию Кубани в различные исто- рические эпохи и периоды, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;

    • излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубанове- дению, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты);

  • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям, аргументировать собственную точку зрения;

  • анализировать идейное содержание и художественные достоинства про- изведений литературы и искусства кубанских авторов;

  • понимать образный язык разных видов искусства; оценивать творчество местных художников, архитекторов, скульпторов, народных мастеров Кубани;

  • отличать литературные слова и выражения от диалектных.;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • определения опасных для человека растений, грибов и животных, встре- чающихся в своей местности;

  • понимания роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов Краснодарского края;

  • познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства;

  • понимания причин и значимости происходящих событий и явлений и определения собственного отношения к ним;

  • объяснения обычаев и традиций, распространённых на Кубани;

  • сохранения и дальнейшего развития культурных традиций своего народа;

  • высказывания собственных суждений о культурно-историческом наследии народов многонациональной Кубани;

  • общения с людьми различных национальностей и религиозных взглядов;

  • формирования художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию;

  • адекватной оценки собственных способностей и возможностей их применения в будущем.


СОДЕРЖАНИЕ


п/п

Разделы, темы

5 класс 34 часа


1

Введение. Что и как изучает предмет «Кубановедение».

2

Раздел I. Кубань в эпоху каменного века

3

Раздел II. Земледельцы и скотоводы Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы

4

Раздел III.Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке.

7

Раздел IV. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей.

9

Итоговое повторение и проектная деятельность

10

Раздел «Духовные истоки Кубани»

6 класс - 34 часа


1

Введение. Кубань - перекресток цивилизаций. Средневековый период

этнополитической истории Кубани.

2

Раздел I. Природа малой родины и человек

3

Итоговое повторение и проектная деятельность

3

Раздел II. История Кубани в IV – XVI вв.

4

Итоговое повторение и проектная деятельность

по теме «История Кубани в IV – XVI вв»

5

Раздел. III.Культура народов Прикубанья в Средние века

6

Итоговое повторение и проектная деятельность

7

Раздел «Духовные истоки Кубани»

7 класс 34 часа


1

Введение. Земля отцов моя Земля

2

Раздел I. Природа Кубани. Хозяйственное освоение региона

3

Итоговое повторение и проектная деятельность

3

Раздел II. Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения

Кубани и Черноморья в XVII-XVIII веках

4

Итоговое повторение и проектная деятельность

5

Раздел III.История Кубани XVII-XVIII веков

6

Итоговое повторение и проектная деятельность

7

Раздел IV. Кубань в XVII-XVIII вв. в документах, в трудах путешественников

и литературе

8

Итоговое повторение и проектная деятельность.


Раздел «Духовные истоки Кубани»

8 класс 34 часа


1

Введение. Народы Кубани в многонациональном российском государстве к

началу XIX в.

2

Раздел I. Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья.

3

Итоговое повторение и проектная деятельность

4

Раздел II. Страницы истории Кубани первой половины XIX века


Итоговое повторение и проектная деятельность

5

Раздел III.Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани


Итоговое повторение и проектная деятельность

6

Раздел IV. Кубань в пореформенный период


Итоговое повторение и проектная деятельность

7

Раздел V. Профессиональная культура народов Кубани в XIX веке

8

Итоговое повторение и проектная деятельность.


Раздел «Духовные истоки Кубани»

9 класс 34 часа


1

Введение. Кубань в XX - XXI вв.: дорогой межнационального мира и

согласия.

2

Раздел 1. Наш край на карте России.

3

Итоговое повторение и проектная деятельность

4

Раздел 2. Кубань в 1900 – конце 1930 – х годов

5

Итоговое повторение и проектная деятельность

6

Раздел 3. Краснодарский край в 1940-начале 1950-х гг

7

Итоговое повторение и проектная деятельность

8

Раздел 4. Кубань в 1950 – 1990 – х годах.

9

Итоговое повторение и проектная деятельность

10

Раздел 5.Краснодарский край в XXI веке.

11

Итоговое повторение и проектная деятельность. Укрепление

межнационального мира на Кубани.

12

Заключение. Портрет Краснодарского края


Раздел «Духовные истоки Кубани»



ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ


Виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Основная цель текущего опроса — проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.), анализ деятельности учителя и корректировка ее в то случае, если это необходимо. Текущий контроль проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в разные сроки. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения данные в рабочих тетрадях. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

Учитель систематически использует различные методы и формы организации опроса: устный, письменный (самостоятельные и контрольные работы), а также опрос тестового характера. Устный опрос — это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос), очень важно продумать вопросы к беседе, которые проверят не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации.

Письменный опрос — это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10–15 минут. Цель ее: проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этих работ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь учащимся устранить возникшие трудности.

Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: промежуточные и итоговые тестовые проверочные работы; самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; творческие задания (написание рассказов, защита рефератов и проектов).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!