Кубановедение (5-9 класс) — аннотация к рабочим программам
Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО с учётом авторской программы предмета «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского края / А. А.Зайцев и др. – Краснодар: «Перспективы образования», 2020 год с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
Кубановедение: учебное пособие для 5 класса / под ред. Б. А. Трёхбратова. Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2018; 2020
Кубановедение: учебное пособие для 6 класса / под ред. Б. А. Трёхбратова. Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2020
Кубановедение: учебное пособие для 7 класса / под ред. Б. А. Трёхбратова Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2018; 2020.
Кубановедение: учебное пособие для 8 класса / под ред. Б. А. Трёхбратова Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2018; 2020.
Кубановедение: учебное пособие для 9 класса / под ред. В. Н. Ратушняка. Краснодар: ОИПЦ Перспективы образования, 2018; 2020.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
Предмет «Кубановедение» изучается на ступени основного общего образования в 5-9 классах в общем объёме 170 ч.
5 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
6 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
7 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
8 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
9 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:
Общие цели учебного предмета
-
формирование гражданственности, патриотизма, личностной ориентации;
-
воспитание у молодых граждан чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее;
-
приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям.
Общие задачи учебного предмета
-
познакомить обучающихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества;
-
вырабатывать у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;
-
развивать у обучающихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении современных событий;
-
развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям культуры;
-
воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов.
Цели учебного предмета «Кубановедение»:
-
систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенно в развитии российского социума и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства.
-
комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте соответствующее современному уровню знаний;
-
воспитание патриотизма и гражданственности;
-
формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;
-
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп, развитие познавательного интереса;
-
осознание необходимости бережного отношения к родной природе;
-
привитие чувства гордости за достижения известных жителей Кубани
социализация школьников в современной социокультурной среде и регионе;
- приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«КУБАНОВЕДЕНИЕ».
Личностные результаты:
-
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гумани- стических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Ро- диной.
-
Формирование ответственного отношения к учению, овладение навыками саморазвития и самообразования.
-
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
-
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
-
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
-
Развитие морального сознания, повышение уровня компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
-
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотруд- ничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
-
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
-
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты:
-
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
-
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
-
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осу- ществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
-
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
-
Владение основами самоконтроля, самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной дея- тельности.
-
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, клас- сифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классифи-
кации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.
-
Смысловое чтение.
-
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками.
-
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
-
Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона.
-
Умение связывать исторические факты и понятия в целостную картину.
-
Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т. д.
-
Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение.
-
Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности в курсе
«Кубановедение»:
-
в 5-м классе предлагается ввести творческие проекты, например, связанные с изготовлением макетов исторических памятников Кубани. Возможны варианты коллективных проектов. Темы предложены с учётом перечня умений и навыков, универсальных учебных действий (УУД), возрастных особенностей подростков;
-
в 6-м классе предлагается ввести проекты, связанные с прикладной или игровой деятельностью;
-
в 7-м классе предлагается ввести помимо игровой деятельности элементы исследовательской работы;
-
в 8-м классе предлагается ввести исследовательские и творческие проекты;
-
в 9-м классе организовать проектно-исследовательскую деятельность, связанную с изучением биографий знаменитых земляков-кубанцев. знать/понимать
-
полезные ископаемые региона и их рациональное использование; (6 класс)
-
типы почв Краснодарского края и их хозяйственное использование; (6 класс)
-
особенности климатических условий на территории Краснодарского края; (6 класс)
-
растительный и животный мир Кубани и своей местности; (6 класс)
-
редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края. (6 класс)
-
природные и природно-хозяйственные комплексы на территории Кубани; устойчивость экосистемы, её значение в сохранении природы; экологические проблемы своей местности и пути их разрешения; (6и 9 класс)
-
природно-ресурсный потенциал своего родного края; (6и 9 класс)
-
основные этапы и ключевые события истории Кубани в контексте российской истории; (5-9 класс)
- открытия кубанских учёных и их вклад в сокровищницу отечественной и мировой науки; (5-9 класс)
-
историко-культурные и природные памятники родного края (своего района, города); (5-9 класс)
-
произведения кубанских писателей и публицистов; (5-9 класс)
-
фольклор народов, населявших Кубань в различные исторические периоды; (8 класс)
-
истоки и наиболее характерные черты кубанских говоров; (8 класс)
-
значение диалектных слов в произведениях кубанского фольклора; их роль в художественной литературе; (8 класс)
-
литературные произведения, отражающие кубанскую тематику; (8 класс)
-
музыкально-культурное наследие региона; (7-8 класс)
-
выдающихся представителей художественной культуры Кубани прошлого и настоящего (художников, архитекторов, скульпторов, мастеров ДПИ); (5-9 класс)
-
особенности декоративно-прикладного искусства местных этнических общностей; (5-9 класс)
уметь
-
показывать на карте основные географические объекты края;
-
характеризовать наиболее известные природные объекты, памятники истории и культуры своей местности;
-
объяснять последствия влияния человека на природные компоненты;
-
описывать внешний вид представителей живого мира Кубани;
-
находить необходимую информацию по кубановедению в разных источниках краеведческой литературы; материалах местных СМИ, Интернета;
-
систематизировать разнообразную информацию о Краснодарском крае на основе собственных представлений об основных закономерностях развития общества;
-
показывать на исторической карте территорию Кубани в различные исто- рические эпохи и периоды, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;
-
излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубанове- дению, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты);
-
объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям, аргументировать собственную точку зрения;
-
анализировать идейное содержание и художественные достоинства про- изведений литературы и искусства кубанских авторов;
-
понимать образный язык разных видов искусства; оценивать творчество местных художников, архитекторов, скульпторов, народных мастеров Кубани;
-
отличать литературные слова и выражения от диалектных.;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
-
определения опасных для человека растений, грибов и животных, встре- чающихся в своей местности;
-
понимания роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов Краснодарского края;
-
познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства;
-
понимания причин и значимости происходящих событий и явлений и определения собственного отношения к ним;
-
объяснения обычаев и традиций, распространённых на Кубани;
-
сохранения и дальнейшего развития культурных традиций своего народа;
-
высказывания собственных суждений о культурно-историческом наследии народов многонациональной Кубани;
-
общения с людьми различных национальностей и религиозных взглядов;
-
формирования художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию;
-
адекватной оценки собственных способностей и возможностей их применения в будущем.
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Разделы, темы |
5 класс – 34 часа | |
1 | Введение. Что и как изучает предмет «Кубановедение». |
2 | Раздел I. Кубань в эпоху каменного века |
3 | Раздел II. Земледельцы и скотоводы Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы |
4 | Раздел III.Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке. |
7 | Раздел IV. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей. |
9 | Итоговое повторение и проектная деятельность |
10 | Раздел «Духовные истоки Кубани» |
6 класс - 34 часа | |
1 | Введение. Кубань - перекресток цивилизаций. Средневековый период этнополитической истории Кубани. |
2 | Раздел I. Природа малой родины и человек |
3 | Итоговое повторение и проектная деятельность |
3 | Раздел II. История Кубани в IV – XVI вв. |
4 | Итоговое повторение и проектная деятельность по теме «История Кубани в IV – XVI вв» |
5 | Раздел. III.Культура народов Прикубанья в Средние века |
6 | Итоговое повторение и проектная деятельность |
7 | Раздел «Духовные истоки Кубани» |
7 класс – 34 часа | |
1 | Введение. Земля отцов — моя Земля |
2 | Раздел I. Природа Кубани. Хозяйственное освоение региона |
3 | Итоговое повторение и проектная деятельность |
3 | Раздел II. Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII-XVIII веках |
4 | Итоговое повторение и проектная деятельность |
5 | Раздел III.История Кубани XVII-XVIII веков |
6 | Итоговое повторение и проектная деятельность |
7 | Раздел IV. Кубань в XVII-XVIII вв. в документах, в трудах путешественников и литературе |
8 | Итоговое повторение и проектная деятельность. |
| Раздел «Духовные истоки Кубани» |
8 класс – 34 часа | |
1 | Введение. Народы Кубани в многонациональном российском государстве к началу XIX в. |
2 | Раздел I. Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья. |
3 | Итоговое повторение и проектная деятельность |
4 | Раздел II. Страницы истории Кубани первой половины XIX века |
| Итоговое повторение и проектная деятельность |
5 | Раздел III.Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани |
| Итоговое повторение и проектная деятельность |
6 | Раздел IV. Кубань в пореформенный период |
| Итоговое повторение и проектная деятельность |
7 | Раздел V. Профессиональная культура народов Кубани в XIX веке |
8 | Итоговое повторение и проектная деятельность. |
| Раздел «Духовные истоки Кубани» |
9 класс – 34 часа | |
1 | Введение. Кубань в XX - XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия. |
2 | Раздел 1. Наш край на карте России. |
3 | Итоговое повторение и проектная деятельность |
4 | Раздел 2. Кубань в 1900 – конце 1930 – х годов |
5 | Итоговое повторение и проектная деятельность |
6 | Раздел 3. Краснодарский край в 1940-начале 1950-х гг |
7 | Итоговое повторение и проектная деятельность |
8 | Раздел 4. Кубань в 1950 – 1990 – х годах. |
9 | Итоговое повторение и проектная деятельность |
10 | Раздел 5.Краснодарский край в XXI веке. |
11 | Итоговое повторение и проектная деятельность. Укрепление межнационального мира на Кубани. |
12 | Заключение. Портрет Краснодарского края |
| Раздел «Духовные истоки Кубани» |
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Основная цель текущего опроса — проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.), анализ деятельности учителя и корректировка ее в то случае, если это необходимо. Текущий контроль проводится в период становления знаний умений школьника, а это происходит в разные сроки. Текущий контроль может проводиться на каждом уроке в виде индивидуального опроса, выполнения заданий на карточках, тестовых упражнений и др. Для текущего контроля можно использовать упражнения данные в рабочих тетрадях. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Учитель систематически использует различные методы и формы организации опроса: устный, письменный (самостоятельные и контрольные работы), а также опрос тестового характера. Устный опрос — это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос), очень важно продумать вопросы к беседе, которые проверят не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации.
Письменный опрос — это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10–15 минут. Цель ее: проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этих работ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь учащимся устранить возникшие трудности.
Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: промежуточные и итоговые тестовые проверочные работы; самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; творческие задания (написание рассказов, защита рефератов и проектов).