СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Куклы - обереги

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - проект "Куклы - обереги" 3 -4 класс. Разработка урока "Куклы-обереги", презентация урока, буклет "Куклы-обереги", самоанализ урока.

Просмотр содержимого документа
«БУКЛЕТ»

В забытом слове Берегиня,
Не только звуков красота,
Оно - воспетая богиня,
Любви и верности мечта.
И на Руси такое званье,
Дарили женщине-жене,
Кому природное призванье
Давало главной быть в семье.
Она голубка и орлица,
Над колыбелью и гнездом,
Старуха, мать или девица,
Всегда с спасительным венцом.
И все живое и благое,
От рода женского пошло,
А бескорыстие святое,
Тепло и нежность сберегло.
М.Ф. Василенко

Много тысяч лет назад древние люди создавали из глины, дерева, камня изображения богов в виде человеческих фигур и поклонялись им, прося о защите. Позже появились тряпичные куклы.

У разных народов были куклы - обереги, спасавшие от беды и приносившие счастье.

На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была кукла. К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Она берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

Люди верили, что они охраняют их от болезней, «дурного глаза», хищных зверей и разных напастей.

Их передавали от старших к младшим, от матери к дочери.

Тряпичные куклы имели разный вид, но у всех не было лица. По народным поверьям, кукла без лица была недоступной для вселения в нее злых духов, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.






Куклы и их назначение


Зольная кукла - оберег – хранительница домашнего очага – гарантировала семейное благополучие.



Крупеничка (или Зерновушка)– кукла,

приносящая достаток и благополучие в дом, создающая в нем тепло и уют.





День-ночь – кукла, призванная оберегать жилище днём и ночью.







Масленица считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома.




Просмотр содержимого документа
«Берегиня)»


















Просмотр содержимого документа
«КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ УРОК»

Цель:дать представление об оберегах, познакомить с различными видами оберегов, обучить приемам изготовления куклы-оберега на примере «Берегини».



Задачи:

образовательные:

  • ознакомить с видами оберегов;

  • с применением приемов изготовления оберегов;

  • работать с инструкционными картами или карточками-заданиями;

развивающие:

  • развивать умение самокритично относиться к выполненной работе;

  • приобретать навыки самоконтроля в процессе её выполнения;

  • развивать понимание необходимости технологической последовательности обработки изделия;

  • развивать стремление к анализу и оценки своей работы;

  • развивать способность применять полученные знания в творческой деятельности;

  • развивать умения логически мыслить;

  • развивать общеучебные умения, наглядно-образное мышление, память, самостоятельность, навыки правильной организации рабочего места.

воспитательные:

  • воспитывать требовательность к качеству выполнения своей работы;

  • творческое отношение к труду;

  • усидчивость;

  • воспитывать чувство требовательности к себе;

  • ответственности за свою работу;

  • художественный вкус;

  • стремление доводить свою работу до конца.


Тип урока: комбинированный.



Оборудование урока:

  • компьютер, проектор;

  • образцы кукол-оберегов

  • лоскуты хлопчатобумажных и льняных тканей;

  • инструкционная карта.



Методы обучения:объяснение, беседа, демонстрация приемов изготовления куклы,  упражнения по элементарному моделированию.

























Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. На что похоже ваше настроение? На солнышко или на тучу? С солнышком мы проведем наш урок. Если на тучу, то давайте раздвинем ее руками. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.


Проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные (самоконтроль)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Актуализация знаний


В забытом слове Берегиня,
Не только звуков красота,
Оно - воспетая богиня,
Любви и верности мечта.
И на Руси такое званье,
Дарили женщине-жене,
Кому природное призванье
Давало главной быть в семье.
Она голубка и орлица,
Над колыбелью и гнездом,
Старуха, мать или девица,
Всегда с спасительным венцом.
И все живое и благое,
От рода женского пошло,
А бескорыстие святое,
Тепло и нежность сберегло.
М.Ф. Василенко Слайд


Отгадайте загадки:


В сундучок я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть:

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.


Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

но с ней не скучно.


О какой игрушке идёт речь?













- Отвечают на вопросы, формулируют тему урока

Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности. Уважение к своей родине, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД: определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Самоопределение к деятельности

-Ребята, как вы думаете, чему будет посвящена тема нашей творческой мастерской? О чём мы будем говорить? (о куклах)

-Вы правы. Речь пойдёт не о простых куклах. О куклах-оберегах!


- А что такое кукла?


-Вы работали с толковыми словарями и находили значение этого слова:



1. Детская игрушка в виде фигурки человека.

2. В театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актёром (кукловодом).

3. Фигура, воспроизводящая человека в полный рост. Куклы в витринах магазинов.


- Есть ли у вас куклы дома? Какие любимые?

- Как вы думаете, что обозначает слово оберег?


А как объясняется это слово в словаре?

Оберег – символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий, хворей.

Оберег – это препятствие, защита от Бера. Бером наши предки называли неуправляемый Дух стихий, все, что связано с опасностью, неуправляемой силой. Оберег смиряет стихийный Дух, приносит в жизнь Лад, красоту, порядок.

СЛАЙД


Итак, тема нашего занятия –

«Куклы – обереги»


СЛАЙД

(из истории)

- А знаете ли вы, что куклы появились в глубокой древности?

Но куклы не всегда были тряпичными, они не сразу стали игрушками.

Много тысяч лет назад древние люди создавали из глины, дерева, камня изображения богов в виде человеческих фигур и поклонялись им, прося о защите. Позже появились тряпичные куклы.

У разных народов были куклы - обереги, спасавшие от беды и приносившие счастье. Люди считали, что они отвлекают на себя злые силы, оберегают своих хозяев. На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Их передавали от старших к младшим, от матери к дочери.

Тряпичные куклы имели разный вид, но у всех не было лица. По народным поверьям, кукла без лица была недоступной для вселения в нее злых духов, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.


- Помните ли вы сказку «Василиса Прекрасная и Баба-Яга»? Куда посылала мачеха девочку за огнем? Что у неё было с собой? Только лишь куколка подаренная матерью. Но злая ведьма ничего не смогла с ней сделать.

«Иди домой, благословенная дочка!»- сказала Баба-Яга, увидев куколку.

- Вот какой силой обладали эти простые куколки!

Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.

- Таких кукол-оберегов было несколько видов. Посмотрите на экран.


Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (их ещё называли «рванками»)

СЛАЙД

Ещё до рождения ребёнка делали куколку –« Пеленашку» и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним.

Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны, охраняет детский сон и покой.

«Бессонницу» клали в зыбку рядом с ребенком. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, мать приговаривала: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка.

Слайд

- Кукла- масленица считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Слайд

Куклы «Лихорадки». Подвешивали их на красной нитке над печкой на целый год. Оберегали они от болезней. Каждая из кукол имеет свое имя: Авея, Агнея, Желтея, Немея, Глухея, Глядея, Дряхлея, Дремлея, Ветрея, Ледея, Трясея, Ленея.


СЛАЙД

Кукла «День и ночь». Одна сторона этой куклы выполнена из белой ткани, а другая из синей. Она оберегала жилище днём и ночью.

СЛАЙД


Зольная кукла-оберег – хранительница домашнего очага – гарантировала семейное благополучие.

СЛАЙД

Крупеничка или Зерновушка – хранительница дома, отвечающая за обеспеченность семьи.

СЛАЙД

Десятиручка – куколка, призванная помогать хозяйке дома во всех ее делах.

Слайд

«Северная берегиня»

Делали её в северных районах России, а ещё ставили эту куклу в северный угол избы. И она берегла всю семью, приносила мир и покой в дом.

СЛАЙД

Подорожница – оберег, предназначенный отправляющимся в дорогу путешественникам, где им требовалась помощь.

Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Люди считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.






- На сегодняшнем занятии мы будем говорить о куклах, узнаем что такое куклы – обереги.

- Мы совершим путешествие в мир тряпичных кукол.





(словарная работа)

















(ответы детей)




(словарная работа)
























































- Эту куклу мама шила с любовью и заботой о своей дочке, поэтому кукла помогала девочке.































(выступление уч-ся)








(выступление уч-ся)
















































(выступление уч-ся)













(выступление уч-ся)





















Коммуникативные (умение выражать мысли)

Регулятивные (планирование, целеполагание)

Открытие нового


- И сегодня я предлагаю вам тоже изготовить себе куколку.

- Называется она "Берегиня".



Слайд

- Как думаете, почему у неё такое название?

- У древних славян Берегиня - это богиня, которая бережет и охраняет все живое. Богини оберегали людей от злых духов, предсказывали, что будет в будущем. Спасали маленьких детей упавших в воду, они олицетворяли собой добрые силы природы. Они проявляли заботу о посевах и о своевременном дожде для них.

Берегиня – такую куклу помещают в комнате так, чтобы она смотрела в глубину комнаты, а не на дверь и окно. Она защищала дом и его хозяев от всего злого и нехорошего.










(ответы детей)


Название от слова «беречь»

























Личностные УУД:

Ценить и принимать следующие базовые ценности. Уважение к своей родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,

самоконтроль.







Практическая работа

У обрядов на Руси множество заветов

И один из них - шитьё кукол-оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.



-Хочу открыть вам секрет, что изготовление куклы - было занятием непростым.

Существовал ряд правил по её изготовлению:

1. Работать нужно только в хорошем настроении и полном спокойствии.

2.Когда делают куклы-обереги, ножницами и иглами пользоваться не рекомендуется, чтобы жизнь не была колючая и резаная.

3. Куклы должны быть - без лица(безликие); наши предки считали, что через глаза может вселиться злой дух;


4. Для того чтобы оберег приносил пользу, нужно думать о хорошем и желать добра тому, для кого делаете куклу.

-Я думаю у нас у всех хорошее настроение, поэтому приступим к работе…

- Для того чтобы изготовить "Берегиню" нам понадобятся 8 лоскутков ткани и нитки.

- Каждый из краев семи кусочков ткани загибаем посередине, а после – складываем вдвое.

Получаем тряпичные полосочки – семь штук.

Складываем их все вместе стопкой и сгибаем пополам.

Отступаем от верха примерно 1,5 см и перевязываем нитками. Так формируем голову.


Дальше делаем руки и платок. Для этого берем оставшийся лоскуток и загибаем противоположные углы буквально на 0,5 см.


Затем загибаем все стороны квадрата, складываем его по диагонали.


Противоположные углы треугольника перевязываем нитками – это будут руки Берегини.

Такой платок надеваем на куклу и перевязываем нитками.


- Наша «берегиня» готова. Надеюсь, что она будет помогать и оберегать вас и ваших близких.


Будем знать теперь и мы:

Куклы тайнами полны

И дома оберегают,

И удачу зазывают.

Куклы в доме всем нужны

В них секреты старины!




Выполнение практической работы



















Регулятивные (планирование, целеполагание)

Общеучебные (самостоятельное создание алгоритмов деятельности)

Познавательные (осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в представленных материалах)




Этап рефлексии

- Как вы запомнили, когда появились первые куклы?

- Из чего их делали?

- Названия, каких кукол вы запомнили?

- Молодцы!!

- Оцените, пожалуйста, свою работу. В этой коробочке находятся цветы. Подарите своей кукле фиолетовый цветок, если вы считаете, что работали хорошо, со всеми заданиями справились, научились чему-то новому. Подарите розовый цветок, если только часть заданий вы выполнили, и дарите белый цветок, если вы ничему не научились, и было совсем неинтересно.

- Я рада, что вам понравилось наше занятие. Слайд

- Спасибо за работу.



- Какие трудности вы испытывали в ходе работы?



- Какое применение вы найдете своей кукле?



(ответы детей)






- Мы научились изготавливать тряпичную куклу. У нас получились очень красивые обереги. Теперь болезни и злые духи будут обходить наш дом стороной.


- Умение пользоваться алгоритмом техники выполнения работы.














- Кукла будет следить за тем, чтобы болезнь не проникла в дом.


Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.










Итог

Выставка работ. Отметим лучшие работы.


- Что нового для себя вы узнали?





- С кем вы можете поделиться знаниями, полученными на сегодняшнем занятии?





- Мы познакомились с обычаями и традициями своего народа. Узнали, что такое куклы – обереги, как их делали наши предки, как передавали по наследству своим детям.



- Полученными знаниями поделимся с младшими братьями и сёстрами, а также со всеми, кому это будет интересно.






Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности. Уважение к своей родине, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.









Самоанализ открытого внеурочного занятия «Куклы - обереги»

Цели деятельности учителя

Включить учащихся в процесс осознания и переживания общечеловеческих нравственных ценностей;

воспитывать любовь к народному творчеству и культуре России;

развивать навыки работы с тканью;

развивать навыки работы в группе.


Тип занятия

Исследовательская работа, практическая работа.


Планируемые образовательные результаты

Образовательные:

• Учащиеся расширят кругозор: ознакомятся с историей народной тряпичной куклы, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол, многообразием кукол-оберегов; с технологией изготовления народной тряпичной куклы -оберега;

• Систематизируют сведения о народной кукле;

Развивающие:

• Будут развивать образное и пространственное воображение, эстетический вкус;

• Будут развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус.

• Будут развивать координацию движений рук, исполнительские умения;

Воспитательные:

• Воспитывать в учениках любовь к Родине, ее истории и национальной культуре, приобщать к традициям семейного уклада наших предков;

• Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества;

• Воспитывать внимательность, терпение; привитие навыков культуры труда и аккуратности;

• Воспитывать творческое отношение к выполняемой работе.

Практические задачи:

• Научатся простейшим приемам изготовления куклы без использования иголки и ножниц;

• Научатся простым приемам работы с тканью;

• Будут проявлять интерес к народному творчеству;


Методы и формы обучения

Беседа, наглядно-иллюстрированные, практическая работа.

Фронтальная, индивидуальная работа.

Оборудование

Компьютер, Презентация PowerPoint о разновидностях тряпичных кукол - оберегов, образцы кукол - оберегов, выставка кукол, карточки с планом работы, ткань, нитки.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация PowerPoint о разновидностях тряпичных кукол - оберегов и последовательности изготовления куклы «Берегини»

Образцы игрушки.


Основные понятия и термины

Кукла, оберег.








Просмотр содержимого презентации
«КУКЛА»

В забытом слове Берегиня,  Не только звуков красота,  Оно - воспетая богиня,  Любви и верности мечта.  И на Руси такое званье,  Дарили женщине-жене,  Кому природное призванье  Давало главной быть в семье.  Она голубка и орлица,  Над колыбелью и гнездом,  Старуха, мать или девица,  Всегда с спасительным венцом.  И все живое и благое,  От рода женского пошло,  А бескорыстие святое,  Тепло и нежность сберегло.   М.Ф. Василенко

В забытом слове Берегиня, Не только звуков красота, Оно - воспетая богиня, Любви и верности мечта. И на Руси такое званье, Дарили женщине-жене, Кому природное призванье Давало главной быть в семье. Она голубка и орлица, Над колыбелью и гнездом, Старуха, мать или девица, Всегда с спасительным венцом. И все живое и благое, От рода женского пошло, А бескорыстие святое, Тепло и нежность сберегло. М.Ф. Василенко

Оберег  – символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий, хворей.  Оберег – это препятствие, защита от Бера. Бером наши предки называли неуправляемый Дух стихий, все, что связано с опасностью, неуправляемой силой. Оберег смиряет стихийный Дух, приносит в жизнь Лад, красоту, порядок.

Оберег  – символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий, хворей.

Оберег – это препятствие, защита от Бера. Бером наши предки называли неуправляемый Дух стихий, все, что связано с опасностью, неуправляемой силой. Оберег смиряет стихийный Дух, приносит в жизнь Лад, красоту, порядок.

Делали обереги из глины, камня, кости, соломы, ткани, дерева.   Куклы были самые разные, но одно было общее: у них не было лица.   Считалось, что если кукла будет уж очень походить на человека, то в неё вселится злой дух.

Делали обереги из глины, камня, кости, соломы, ткани, дерева.

Куклы были самые разные, но одно было общее: у них не было лица.

Считалось, что если кукла будет уж очень походить на человека, то в неё вселится злой дух.

КУКЛА - ПЕЛЕНАШКА

КУКЛА - ПЕЛЕНАШКА

«БЕРЕГИНЯ СНА»       ...

«БЕРЕГИНЯ СНА»

...

«БЕССОННИЦА»       ...

«БЕССОННИЦА»

...

КУКЛА «МАСЛЕНИЦА»

КУКЛА «МАСЛЕНИЦА»

КУКЛЫ – «ЛИХОРАДКИ»  

КУКЛЫ – «ЛИХОРАДКИ»

 

КУКЛА «ДЕНЬ-НОЧЬ»

КУКЛА «ДЕНЬ-НОЧЬ»

КУКЛА «ЗОЛЬНАЯ»

КУКЛА «ЗОЛЬНАЯ»

КУКЛА «ДЕСЯТИРУЧКА»

КУКЛА «ДЕСЯТИРУЧКА»

КУКЛА «КРУПЕНИЧКА» ИЛИ «ЗЕРНОВУШКА»

КУКЛА «КРУПЕНИЧКА» ИЛИ «ЗЕРНОВУШКА»

«ПОДОРОЖНИЦА»

«ПОДОРОЖНИЦА»

«БЕРЕГИНЯ»

«БЕРЕГИНЯ»

«БЕРЕГИНЯ»

«БЕРЕГИНЯ»

Будем знать теперь и мы: Куклы тайнами полны И дома оберегают, И удачу зазывают. Куклы в доме всем нужны В них секреты старины!

Будем знать теперь и мы:

Куклы тайнами полны

И дома оберегают,

И удачу зазывают.

Куклы в доме всем нужны

В них секреты старины!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!