СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура речи. Школа хороших манер.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура речи. Подготовленные задания с ответами будут интересны и полезны для  развития речи, орфоэпической грамотности учащихся. Работу можно разделить на отдельные упражнения, которые можно применять на уроках с любой возрастной группой учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Культура речи. Школа хороших манер.»

КУЛЬТУРА РЕЧИ 11 класс «Б» ШКОЛА  ХОРОШИХ  МАНЕР учитель русского языка Подольская И.А.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

11 класс «Б»

ШКОЛА ХОРОШИХ МАНЕР

учитель русского языка

Подольская И.А.

Цели урока Создание классификации типичных ошибок, создание условий для работы над стилем; совершенствовать навыки синтаксического разбора; закрепление навыков правописания производных предлогов; развитие языкового чутья.

Цели урока

  • Создание классификации типичных ошибок,
  • создание условий для работы над стилем;
  • совершенствовать навыки синтаксического разбора;
  • закрепление навыков правописания производных предлогов;
  • развитие языкового чутья.
Эпиграф  Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то начинает он чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее. Л.В. Щерба

Эпиграф

Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то начинает он чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее.

Л.В. Щерба

Анализ текста-рассуждения о правильности речи Задание:  прочитать текст, вставить пропущенные слова; подчеркнуть слова, которые помогают понять, что перед нами текст-рассуждение.  Правильность речи обеспечивает ее понятность а в этическом плане это означает заботу об адресате. Правильность создает образ языковой личности отражая уровень знания языка уровень образности в целом.   Правильность речи в целом имеет большое значение для человека и в психологическом плане потому что если говорящий хорошо знает что говорит правильно он приобретает уверенность в себе. , , , , , , , ОТВЕТ ,

Анализ текста-рассуждения о правильности речи

Задание: прочитать текст, вставить пропущенные слова; подчеркнуть слова, которые помогают понять, что перед нами текст-рассуждение.

Правильность речи обеспечивает ее понятность а в этическом плане это означает заботу об адресате. Правильность создает образ языковой личности отражая уровень знания языка уровень образности в целом.

Правильность речи в целом имеет большое значение для человека и в психологическом плане потому что если говорящий хорошо знает что говорит правильно он приобретает уверенность в себе.

,

,

,

,

,

,

,

ОТВЕТ

,

Анализ текста-рассуждения о правильности речи Задание:  прочитать текст, вставить пропущенные слова; подчеркнуть слова, которые помогают понять, что перед нами текст-рассуждение. ,  И напротив сомнения в правильности произнесения слова в своей речи в правильном понимании его значения в правильности построения предложения могут помешать выполнить основную задачу речи например убедить другого человека в правильности вашей позиции в целом.  Таким образом правильность это важное условие успешного общения. , , , , _ , ОТВЕТ ,

Анализ текста-рассуждения о правильности речи

Задание: прочитать текст, вставить пропущенные слова; подчеркнуть слова, которые помогают понять, что перед нами текст-рассуждение.

,

И напротив сомнения в правильности произнесения слова в своей речи в правильном понимании его значения в правильности построения предложения могут помешать выполнить основную задачу речи например убедить другого человека в правильности вашей позиции в целом.

Таким образом правильность это важное условие успешного общения.

,

,

,

,

_

,

ОТВЕТ

,

Анализ текста-рассуждения о правильности речи Задание:  прочитать текст, вставить пропущенные слова; подчеркнуть слова, которые помогают понять, что перед нами текст-рассуждение. ? Как вы понимаете выражение «образ языковой личности? ? Каков идеальный образ языковой личности?

Анализ текста-рассуждения о правильности речи

Задание: прочитать текст, вставить пропущенные слова; подчеркнуть слова, которые помогают понять, что перед нами текст-рассуждение.

?

Как вы понимаете выражение «образ языковой личности?

?

Каков идеальный образ языковой личности?

Анализ лексических единиц с точки зрения уместности их употребления. Классификация речевых ошибок ВИД ОШИБКИ  ПРИМЕР Неправильное употребление слова (автор не знает его значения). Дочь Туркиных играет на пианино мемуары , сочиненные ее матерью. Смешение паронимов (близких по звучанию родственных слов, отличающихся по лексическому значению). Неуместное употребление жаргонизмов и просторечий. Автор предоставляет нам главного героя  (представить –предоставить). Моя напарница , старуха Изергиль… Катерина была безответственна в семье Кабанихи  (безответна – безответственна). 1. 2. 3.

Анализ лексических единиц с точки зрения уместности их употребления.

Классификация речевых ошибок

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕР

Неправильное употребление слова (автор не знает его значения).

Дочь Туркиных играет на пианино мемуары , сочиненные ее матерью.

Смешение паронимов (близких по звучанию родственных слов, отличающихся по лексическому значению).

Неуместное употребление жаргонизмов и просторечий.

Автор предоставляет нам главного героя (представить –предоставить).

Моя напарница , старуха Изергиль…

Катерина была безответственна в семье Кабанихи (безответна – безответственна).

1.

2.

3.

Анализ лексических единиц с точки зрения уместности их употребления. Классификация речевых ошибок ВИД ОШИБКИ  ПРИМЕР Выбор синонима, не отвечающего речевой ситуации Князь Андрей думает о росте социального положения (может быть, о карьере?). Нарушение лексической сочетаемости слов. Использование лишних слов (тавтология), неоправданное использование однокоренных слов. Любовь играла в жизни Пушкина большое значение (играть роль – иметь значение). Эпизод «Первый бал Наташи Ростовой» очень прекрасно помогает понять характер героини. Большую половину своей жизни Лермонтов был одинок (половина жизни – часть жизни). В повести главным героем произведения является… 4. 5. 6.

Анализ лексических единиц с точки зрения уместности их употребления.

Классификация речевых ошибок

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕР

Выбор синонима, не отвечающего речевой ситуации

Князь Андрей думает о росте социального положения (может быть, о карьере?).

Нарушение лексической сочетаемости слов.

Использование лишних слов (тавтология), неоправданное использование однокоренных слов.

Любовь играла в жизни Пушкина большое значение (играть роль – иметь значение).

Эпизод «Первый бал Наташи Ростовой» очень прекрасно помогает понять характер героини.

Большую половину своей жизни Лермонтов был одинок (половина жизни – часть жизни).

В повести главным героем произведения является…

4.

5.

6.

Анализ лексических единиц с точки зрения уместности их употребления. Классификация речевых ошибок ВИД ОШИБКИ  ПРИМЕР Пропуск слова, без которого понимание текста затруднено. Печорин осознает свои промахи, ошибки, в чем он прав. (пропуск слова – понимает ) 7.

Анализ лексических единиц с точки зрения уместности их употребления.

Классификация речевых ошибок

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕР

Пропуск слова, без которого понимание текста затруднено.

Печорин осознает свои промахи, ошибки, в чем он прав. (пропуск слова – понимает )

7.

Задание 1.  Прочитайте глаголы, которые могут характеризовать речь человека. В тексте какого стиля речи они могут быть употреблены? С любыми тремя глаголами составьте предложения. стиль речи ПРИМЕР 2   Сказал 2 отчеканил   2  пробубнил  2   буркнул 2   промямлил 2   пробормотал

Задание 1.

Прочитайте глаголы, которые могут характеризовать речь человека. В тексте какого стиля речи они могут быть употреблены? С любыми тремя глаголами составьте предложения.

стиль речи

ПРИМЕР

2

Сказал

2

отчеканил

2

пробубнил

2

буркнул

2

промямлил

2

пробормотал

Задание 2. Каково лексическое значение данных слов? Составьте словосочетания с данными словами. Авт об иография   рар и тет  иниц и атива  эксклюзивный  д и л е тант  п е р и ф е рия о пп озиц и я  пр о дюс е р

Задание 2.

Каково лексическое значение данных слов? Составьте словосочетания с данными словами.

Авт об иография

рар и тет

иниц и атива

эксклюзивный

д и л е тант

п е р и ф е рия

о пп озиц и я

пр о дюс е р

Итог урока  К речевым недочетам относятся недостатки речи, которые связаны с нарушением требований коммуникативной целесообразности, неудачным подбором выразительных средств речи: лексические повторы, употребление лишних слов, штампы и др.

Итог урока

К речевым недочетам относятся недостатки речи, которые связаны с нарушением требований коммуникативной целесообразности, неудачным подбором выразительных средств речи: лексические повторы, употребление лишних слов, штампы и др.

Словарно-синематическая работа ЗАДАНИЕ. Расставьте ударение, какие звуки обозначают выделенные слова. 1 Ад е кватный, антит е за, аст е роид, аф е ра, д е- юр е , камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустя чн ый, д е магогия. 2 3 ОТВЕТ Ад е кватный [дэ] , антит е за [тэ] , аст е роид [тэ] , аф е ра, д е- юр е [дэ], [рэ] , к а´ мбала´, маркетинг, менеджмент, миз е´ рный, рефери, пустя чн ый, демагогия. Де- (дез-), приставка. Образует глаголы со значением удаления, прекращения, отсутствия чего-либо: деформировать, деквалифицировать, дезинфицировать [дэ, рэ] книжн. Юридически, формально Рефери - Демаго´гия – 1) намеренное воздействие на чувства, инстинкты малосознательной части масс для достижения своих целей; 2) рассуждения или требования, основанные на грубо одностороннем осмыслении, истолковании чего-н.

Словарно-синематическая работа

ЗАДАНИЕ. Расставьте ударение, какие звуки обозначают выделенные слова.

1

Ад е кватный, антит е за, аст е роид, аф е ра, д е- юр е , камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустя чн ый, д е магогия.

2

3

ОТВЕТ

Ад е кватный [дэ] , антит е за [тэ] , аст е роид [тэ] , аф е ра, д е- юр е [дэ], [рэ] , к а´ мбала´, маркетинг, менеджмент, миз е´ рный, рефери, пустя чн ый, демагогия.

Де- (дез-), приставка. Образует глаголы со значением удаления, прекращения, отсутствия чего-либо: деформировать, деквалифицировать, дезинфицировать [дэ, рэ] книжн. Юридически, формально

Рефери -

Демаго´гия – 1) намеренное воздействие на чувства, инстинкты малосознательной части масс для достижения своих целей; 2) рассуждения или требования, основанные на грубо одностороннем осмыслении, истолковании чего-н.

Словарный диктант (Как)будто; (не)жели; (не)кто иной , как; (не)что иное , как; (в)сле д стви __ сильного сн __ г __ пада; делать (на)п __ р __ кор; узнать н ас ч __ т по__писки; п __ р __ вести деньги (на)сч __ т фирмы; (в)следстви __ по делу; (в)отличи __ от п __ кло(н,нн)иков; (в)т__чени __ п я ти лет; (в)т__чени__ бурной р__ки; (не)смотря на (не)удач__; нечто (в)род __ шара; ш __ л с __ пуще(н,нн)ой головой; (не)смотря по ст __ ронам; (в)виду пр __ бл __ жения осени; (на)п__доби __ куба; иметь (в)  виду ряд о __с т(а,о)ятельств; в оп реки ра(с,сс)п__ряжению; по пр __ быти __ на место; с __ гласно ра(с,сс)п __ р(и,я)жению шефа; благ __ даря вн __ мательному (а,о)тн __ шению.

Словарный диктант

(Как)будто; (не)жели; (не)кто иной , как; (не)что иное , как; (в)сле д стви __ сильного сн __ г __ пада; делать (на)п __ р __ кор; узнать н ас ч __ т по__писки; п __ р __ вести деньги (на)сч __ т фирмы; (в)следстви __ по делу; (в)отличи __ от п __ кло(н,нн)иков; (в)т__чени __ п я ти лет; (в)т__чени__ бурной р__ки; (не)смотря на (не)удач__; нечто (в)род __ шара; ш __ л с __ пуще(н,нн)ой головой; (не)смотря по ст __ ронам; (в)виду пр __ бл __ жения осени; (на)п__доби __ куба; иметь (в) виду ряд о __с т(а,о)ятельств; в оп реки ра(с,сс)п__ряжению; по пр __ быти __ на место; с __ гласно ра(с,сс)п __ р(и,я)жению шефа; благ __ даря вн __ мательному (а,о)тн __ шению.

Ответ на словарный диктант Ка к б у дт о; н еж ели; н е к то иной , как; н е ч то иное , как; вс ле д стви е сильного сн е г о пада; делать н ап е р е кор; узнать н ас ч е т по дп иски; п е р е вести деньги н а с ч е т фирмы; в с л е дстви и по делу; в о тличи е от п о кло нн иков; в т е чени е п я ти лет; в  т е чени и бурной реки; н ес мотря на н еу дачу; нечто вр од е шара; ш е л с о пуще нн ой головой; н е с мотря по ст о ронам; вв иду пр и бл и жения осени; н а п о доби е куба; иметь в в иду ряд о бс тоятельств; во п реки ра сп о р я жению; по пр и быти и на место; с о гласно ра сп о р я жению шефа; благ о даря вн и мательному о тн о шению.

Ответ на словарный диктант

Ка к б у дт о; н еж ели; н е к то иной , как; н е ч то иное , как; вс ле д стви е сильного сн е г о пада; делать н ап е р е кор; узнать н ас ч е т по дп иски; п е р е вести деньги н а с ч е т фирмы; в с л е дстви и по делу; в о тличи е от п о кло нн иков; в т е чени е п я ти лет; в т е чени и бурной реки; н ес мотря на н еу дачу; нечто вр од е шара; ш е л с о пуще нн ой головой; н е с мотря по ст о ронам; вв иду пр и бл и жения осени; н а п о доби е куба; иметь в в иду ряд о бс тоятельств; во п реки ра сп о р я жению; по пр и быти и на место; с о гласно ра сп о р я жению шефа; благ о даря вн и мательному о тн о шению.

Внимание! Запятыми выделяются сравнительные обороты, начинающиеся словами: словно, будто, как будто, точно, что, чем, нежели ВНИМАНИЕ!

Внимание!

Запятыми выделяются сравнительные обороты, начинающиеся словами:

словно, будто, как будто, точно, что, чем, нежели

ВНИМАНИЕ!

Данные глаголы образуют следующие формы повелительного наклонения: Лечь - ______________________ (те) на диван поесть - ____________________ (те) вовремя быть - ______________________ (те) на собрании умножить - __________________ семь на восемь спрятаться - _________________ за дерево ляг поешь будь умножь спрячься ответ

Данные глаголы образуют следующие формы повелительного наклонения:

Лечь - ______________________ (те) на диван

поесть - ____________________ (те) вовремя

быть - ______________________ (те) на собрании

умножить - __________________ семь на восемь

спрятаться - _________________ за дерево

ляг

поешь

будь

умножь

спрячься

ответ

Раскройте скобки: ботинок, носков 16 пар (ботинки, носки)________________________ 13 (грузины, узбеки)___________________________ 12 (килограмм, мандарины, яблоки) _____________________________________________ 15 (гектары, амперы)__________________________ 11 (офицеры, солдаты)_________________________ 16 пар (санки, чулки) _________________________  16 пар (туфли, шнурки)________________________  13 (монголы, татары)__________________________ грузин, узбеков килограммов, мандаринов, яблок гектаров, ампер офицеров, солдат санок, чулок туфель, шнурков монголов, татар ответ

Раскройте скобки:

ботинок, носков

16 пар (ботинки, носки)________________________

13 (грузины, узбеки)___________________________

12 (килограмм, мандарины, яблоки)

_____________________________________________

15 (гектары, амперы)__________________________

11 (офицеры, солдаты)_________________________

16 пар (санки, чулки) _________________________ 16 пар (туфли, шнурки)________________________ 13 (монголы, татары)__________________________

грузин, узбеков

килограммов, мандаринов, яблок

гектаров, ампер

офицеров, солдат

санок, чулок

туфель, шнурков

монголов, татар

ответ

Необходимо р а з л и ч а т ь следующие слова: г и ена гр.hyaine - животное г е ена гр.geenna - ад к а мпания фр. campagne – мероприятие, поход, война к о мпания фр. campagnie – общество, группа людей, к о мпанейский, к о мпанейщина, кают-к о мпания компл и мент фр. сampliment - похвала компл е мент лат. сamplуmentum - фермент

Необходимо р а з л и ч а т ь следующие слова:

г и ена

гр.hyaine - животное

г е ена

гр.geenna - ад

к а мпания

фр. campagne – мероприятие, поход, война

к о мпания

фр. campagnie – общество, группа людей, к о мпанейский, к о мпанейщина, кают-к о мпания

компл и мент

фр. сampliment - похвала

компл е мент

лат. сamplуmentum - фермент

Однокоренные заимствованные слова различаются своими суффиксами: Интелл е´ кт – интелл и ге´нт аккомпан е ме´нт – аккомпан и´ ровать дезинф е´ кция – дезинф и цировать ангаж е ме´нт – ангаж и ровать ли´д е р – лид и´ ровать тре´н е р – трен и рова´ть компо´ст е р – компост и´ ровать грав ё р – грав и рова´ть гре´йд е р – грейд и´ ровать ни´кел е вый - никел и ро´ванный НО: экза´м е н – экзам е на´тор  прое´кц и я – проец и ровать  инъе´кц и я - инъец и´ ровать

Однокоренные заимствованные слова различаются своими суффиксами:

Интелл е´ кт – интелл и ге´нт

аккомпан е ме´нт – аккомпан и´ ровать

дезинф е´ кция – дезинф и цировать

ангаж е ме´нт – ангаж и ровать

ли´д е р – лид и´ ровать

тре´н е р – трен и рова´ть

компо´ст е р – компост и´ ровать

грав ё р – грав и рова´ть

гре´йд е р – грейд и´ ровать

ни´кел е вый - никел и ро´ванный

НО:

экза´м е н – экзам е на´тор

прое´кц и я – проец и ровать

инъе´кц и я - инъец и´ ровать

Энциклопедия для джентльменов ОТВЕТ Как св__рить кофе. __бдай к__фейник кип__тком и насып__ молот___ кофе. Налей (не) много воды, чтобы кофе в__пенился. Долей нужное к__личество воды и постав__ к__фейник на маленький огонь. При первом зак__пани__ быстро сними к__фейник, пом__шай кофе ло__кой и снов__ постав__ на маленький огонь. Готов____ кофе нал__ва__т в чаш__чки и обычно п__ют с сахаром, м__л__ком, сливками. а О о я ь ый о с ь о и и е а ж о ь ый и ю е ь о о

Энциклопедия для джентльменов

ОТВЕТ

Как св__рить кофе. __бдай к__фейник кип__тком и насып__ молот___ кофе. Налей (не) много воды, чтобы кофе в__пенился. Долей нужное к__личество воды и постав__ к__фейник на маленький огонь. При первом зак__пани__ быстро сними к__фейник, пом__шай кофе ло__кой и снов__ постав__ на маленький огонь. Готов____ кофе нал__ва__т в чаш__чки и обычно п__ют с сахаром, м__л__ком, сливками.

а

О

о

я

ь

ый

о

с

ь

о

и

и

е

а

ж

о

ь

ый

и

ю

е

ь

о

о

СПАСИБО ВСЕМ

СПАСИБО ВСЕМ

КУЛЬТУРА РЕЧИ Ресурс Добротина И.Г. Уроки русского языка в 10-м классе. Развернутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004. – 144с.: ил. – (Учитель года России). Золоторева И.В., Дмитриев Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – М.: ВАКО, 2004. – 368с. – (В помощь школьному учителю). Кузнецова М.В. Тесты по русскому языку. Стилистика. – М.: 1998. учитель русского языка Подольская И.А.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Ресурс

  • Добротина И.Г. Уроки русского языка в 10-м классе. Развернутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004. – 144с.: ил. – (Учитель года России).
  • Золоторева И.В., Дмитриев Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – М.: ВАКО, 2004. – 368с. – (В помощь школьному учителю).
  • Кузнецова М.В. Тесты по русскому языку. Стилистика. – М.: 1998.

учитель русского языка

Подольская И.А.