КУЛЬТУРА РЕЧИ
11 класс «Б»
ШКОЛА ХОРОШИХ МАНЕР
учитель русского языка
Подольская И.А.
Цели урока
- Создание классификации типичных ошибок,
- создание условий для работы над стилем;
- совершенствовать навыки синтаксического разбора;
- закрепление навыков правописания производных предлогов;
- развитие языкового чутья.
Эпиграф
Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то начинает он чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее.
Л.В. Щерба
Анализ текста-рассуждения о правильности речи
Задание: прочитать текст, вставить пропущенные слова; подчеркнуть слова, которые помогают понять, что перед нами текст-рассуждение.
Правильность речи обеспечивает ее понятность а в этическом плане это означает заботу об адресате. Правильность создает образ языковой личности отражая уровень знания языка уровень образности в целом.
Правильность речи в целом имеет большое значение для человека и в психологическом плане потому что если говорящий хорошо знает что говорит правильно он приобретает уверенность в себе.
,
,
,
,
,
,
,
ОТВЕТ
,
Анализ текста-рассуждения о правильности речи
Задание: прочитать текст, вставить пропущенные слова; подчеркнуть слова, которые помогают понять, что перед нами текст-рассуждение.
,
И напротив сомнения в правильности произнесения слова в своей речи в правильном понимании его значения в правильности построения предложения могут помешать выполнить основную задачу речи например убедить другого человека в правильности вашей позиции в целом.
Таким образом правильность это важное условие успешного общения.
,
,
,
,
_
,
ОТВЕТ
,
Анализ текста-рассуждения о правильности речи
Задание: прочитать текст, вставить пропущенные слова; подчеркнуть слова, которые помогают понять, что перед нами текст-рассуждение.
?
Как вы понимаете выражение «образ языковой личности?
?
Каков идеальный образ языковой личности?
Анализ лексических единиц с точки зрения уместности их употребления.
Классификация речевых ошибок
ВИД ОШИБКИ
ПРИМЕР
Неправильное употребление слова (автор не знает его значения).
Дочь Туркиных играет на пианино мемуары , сочиненные ее матерью.
Смешение паронимов (близких по звучанию родственных слов, отличающихся по лексическому значению).
Неуместное употребление жаргонизмов и просторечий.
Автор предоставляет нам главного героя (представить –предоставить).
Моя напарница , старуха Изергиль…
Катерина была безответственна в семье Кабанихи (безответна – безответственна).
1.
2.
3.
Анализ лексических единиц с точки зрения уместности их употребления.
Классификация речевых ошибок
ВИД ОШИБКИ
ПРИМЕР
Выбор синонима, не отвечающего речевой ситуации
Князь Андрей думает о росте социального положения (может быть, о карьере?).
Нарушение лексической сочетаемости слов.
Использование лишних слов (тавтология), неоправданное использование однокоренных слов.
Любовь играла в жизни Пушкина большое значение (играть роль – иметь значение).
Эпизод «Первый бал Наташи Ростовой» очень прекрасно помогает понять характер героини.
Большую половину своей жизни Лермонтов был одинок (половина жизни – часть жизни).
В повести главным героем произведения является…
4.
5.
6.
Анализ лексических единиц с точки зрения уместности их употребления.
Классификация речевых ошибок
ВИД ОШИБКИ
ПРИМЕР
Пропуск слова, без которого понимание текста затруднено.
Печорин осознает свои промахи, ошибки, в чем он прав. (пропуск слова – понимает )
7.
Задание 1.
Прочитайте глаголы, которые могут характеризовать речь человека. В тексте какого стиля речи они могут быть употреблены? С любыми тремя глаголами составьте предложения.
стиль речи
ПРИМЕР
2
Сказал
2
отчеканил
2
пробубнил
2
буркнул
2
промямлил
2
пробормотал
Задание 2.
Каково лексическое значение данных слов? Составьте словосочетания с данными словами.
Авт об иография
рар и тет
иниц и атива
эксклюзивный
д и л е тант
п е р и ф е рия
о пп озиц и я
пр о дюс е р
Итог урока
К речевым недочетам относятся недостатки речи, которые связаны с нарушением требований коммуникативной целесообразности, неудачным подбором выразительных средств речи: лексические повторы, употребление лишних слов, штампы и др.
Словарно-синематическая работа
ЗАДАНИЕ. Расставьте ударение, какие звуки обозначают выделенные слова.
1
Ад е кватный, антит е за, аст е роид, аф е ра, д е- юр е , камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустя чн ый, д е магогия.
2
3
ОТВЕТ
Ад е кватный [дэ] , антит е за [тэ] , аст е роид [тэ] , аф е ра, д е- юр е [дэ], [рэ] , к а´ мбала´, маркетинг, менеджмент, миз е´ рный, рефери, пустя чн ый, демагогия.
Де- (дез-), приставка. Образует глаголы со значением удаления, прекращения, отсутствия чего-либо: деформировать, деквалифицировать, дезинфицировать [дэ, рэ] книжн. Юридически, формально
Рефери -
Демаго´гия – 1) намеренное воздействие на чувства, инстинкты малосознательной части масс для достижения своих целей; 2) рассуждения или требования, основанные на грубо одностороннем осмыслении, истолковании чего-н.
Словарный диктант
(Как)будто; (не)жели; (не)кто иной , как; (не)что иное , как; (в)сле д стви __ сильного сн __ г __ пада; делать (на)п __ р __ кор; узнать н ас ч __ т по__писки; п __ р __ вести деньги (на)сч __ т фирмы; (в)следстви __ по делу; (в)отличи __ от п __ кло(н,нн)иков; (в)т__чени __ п я ти лет; (в)т__чени__ бурной р__ки; (не)смотря на (не)удач__; нечто (в)род __ шара; ш __ л с __ пуще(н,нн)ой головой; (не)смотря по ст __ ронам; (в)виду пр __ бл __ жения осени; (на)п__доби __ куба; иметь (в) виду ряд о __с т(а,о)ятельств; в оп реки ра(с,сс)п__ряжению; по пр __ быти __ на место; с __ гласно ра(с,сс)п __ р(и,я)жению шефа; благ __ даря вн __ мательному (а,о)тн __ шению.
Ответ на словарный диктант
Ка к б у дт о; н еж ели; н е к то иной , как; н е ч то иное , как; вс ле д стви е сильного сн е г о пада; делать н ап е р е кор; узнать н ас ч е т по дп иски; п е р е вести деньги н а с ч е т фирмы; в с л е дстви и по делу; в о тличи е от п о кло нн иков; в т е чени е п я ти лет; в т е чени и бурной реки; н ес мотря на н еу дачу; нечто вр од е шара; ш е л с о пуще нн ой головой; н е с мотря по ст о ронам; вв иду пр и бл и жения осени; н а п о доби е куба; иметь в в иду ряд о бс тоятельств; во п реки ра сп о р я жению; по пр и быти и на место; с о гласно ра сп о р я жению шефа; благ о даря вн и мательному о тн о шению.
Внимание!
Запятыми выделяются сравнительные обороты, начинающиеся словами:
словно, будто, как будто, точно, что, чем, нежели
ВНИМАНИЕ!
Данные глаголы образуют следующие формы повелительного наклонения:
Лечь - ______________________ (те) на диван
поесть - ____________________ (те) вовремя
быть - ______________________ (те) на собрании
умножить - __________________ семь на восемь
спрятаться - _________________ за дерево
ляг
поешь
будь
умножь
спрячься
ответ
Раскройте скобки:
ботинок, носков
16 пар (ботинки, носки)________________________
13 (грузины, узбеки)___________________________
12 (килограмм, мандарины, яблоки)
_____________________________________________
15 (гектары, амперы)__________________________
11 (офицеры, солдаты)_________________________
16 пар (санки, чулки) _________________________ 16 пар (туфли, шнурки)________________________ 13 (монголы, татары)__________________________
грузин, узбеков
килограммов, мандаринов, яблок
гектаров, ампер
офицеров, солдат
санок, чулок
туфель, шнурков
монголов, татар
ответ
Необходимо р а з л и ч а т ь следующие слова:
г и ена
гр.hyaine - животное
г е ена
гр.geenna - ад
к а мпания
фр. campagne – мероприятие, поход, война
к о мпания
фр. campagnie – общество, группа людей, к о мпанейский, к о мпанейщина, кают-к о мпания
компл и мент
фр. сampliment - похвала
компл е мент
лат. сamplуmentum - фермент
Однокоренные заимствованные слова различаются своими суффиксами:
Интелл е´ кт – интелл и ге´нт
аккомпан е ме´нт – аккомпан и´ ровать
дезинф е´ кция – дезинф и цировать
ангаж е ме´нт – ангаж и ровать
ли´д е р – лид и´ ровать
тре´н е р – трен и рова´ть
компо´ст е р – компост и´ ровать
грав ё р – грав и рова´ть
гре´йд е р – грейд и´ ровать
ни´кел е вый - никел и ро´ванный
НО:
экза´м е н – экзам е на´тор
прое´кц и я – проец и ровать
инъе´кц и я - инъец и´ ровать
Энциклопедия для джентльменов
ОТВЕТ
Как св__рить кофе. __бдай к__фейник кип__тком и насып__ молот___ кофе. Налей (не) много воды, чтобы кофе в__пенился. Долей нужное к__личество воды и постав__ к__фейник на маленький огонь. При первом зак__пани__ быстро сними к__фейник, пом__шай кофе ло__кой и снов__ постав__ на маленький огонь. Готов____ кофе нал__ва__т в чаш__чки и обычно п__ют с сахаром, м__л__ком, сливками.
а
О
о
я
ь
ый
о
с
ь
о
и
и
е
а
ж
о
ь
ый
и
ю
е
ь
о
о
СПАСИБО ВСЕМ
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Ресурс
- Добротина И.Г. Уроки русского языка в 10-м классе. Развернутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004. – 144с.: ил. – (Учитель года России).
- Золоторева И.В., Дмитриев Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – М.: ВАКО, 2004. – 368с. – (В помощь школьному учителю).
- Кузнецова М.В. Тесты по русскому языку. Стилистика. – М.: 1998.
учитель русского языка
Подольская И.А.