Целеполагание. Погружение в проект. - Ребята, расскажите мне, как вы готовитесь к контрольной работе по истории? Согласитесь, что эта работа отнимает много времени и сил. Например, Северной войне посвящено 3 параграфа – целых 18 страниц! А вот одна из схем, в которой заключены важные сведения об этом внешнеполитическом событии. Что менее затратно для подготовки и чему лично вы отдали бы предпочтение? Конечно, схеме. Исходя из нашего предпочтения, назовите основные цели урока: 1) исследовать нововведения Петра Первого в области культуры и дать оценку их влияния на общество; Значит, мы вернёмся к высказыванию С.М.Соловьёва, подтвердив или опровергнув его основную мысль. 2) создать проект схемы преобразований Петра в области культуры. Изучение нового учебного материала. Организация работы над проектом. - Схема – это хорошо, но для меня она слишком безжизненная и официальная. Предложите, чем можно её оживить, разнообразить?
А чтобы достигнуть положительного результата к концу урока, вы проявите свои лучшие качества, какие? Трудолюбие, активность, креативность, то есть творческие способности.
Работа над проектом. - При подготовке схем мы будем пользоваться информационными листами с заданиями – они станут теоретическим подспорьем накануне контрольной работы.
-Поделитесь вашими мыслями, что символизирует эта картинка? Правильно, эти символы подсказывают, что первые открытия мы совершим, исследовав нововведения в области Просвещения и науки.
-Назовите, пожалуйста, ваши любимые праздники. Знаете ли вы, что Новый год напрямую связан с деятельностью Петра Алексеевича? Учитель организует понимание задания 1 в информационном листе: «Изучите первый абзац параграфа 24 и выполните задание №1 на информационном листе. Как вы поняли суть задания?»
Я считаю, что других сходств с современным Новым годом у петровского праздника нет.
Одни твердят: Ученье – это свет, Другие говорят: Наука – это мука! А что для вас учёба? Свет или мука? Предлагаю узнать, как бы вам, школьникам, жилось при Петре. Совместно изучим этот вопрос, выполнив задание №2.
Какую, на ваш взгляд, информацию иллюстрируют представленные на слайдах эпизоды фильма о Петре Великом «Табачный капитан»?
Учитель дополняет сведения комментариями к эпизодам фильма о Петре Великом «Табачный капитан»
Успешно составить схему «Образовательные учреждения Петра» вам поможет ответ на задание №3. Для этого самостоятельно исследуйте материал трёх абзацев на 153стр.)
Вы правы, информатики в расписании учеников начала XVIII века не было Если бы Пётр увидел за границей такую диковинку, как компьютер, ноутбук, пожелал бы он приобрести её? Зная характер царя-реформатора, предположите его рекомендации подданным при работе с компьютером? Современный ученик должен уметь пользоваться символами, расшифровывать их. Определите, какое образовательное учреждение скрывается за символами в схеме, подпишите их название. Предлагаю одному из вас соотнести символ с названием петровских школ. Учитель организует работу со схемой на слайде. Какой символ остался без нашего внимания? Академия наук – детище Петра, но её открытие состоялось лишь после смерти императора в декабре 1725г. Рефлексия. Мы узнали много интересных преобразований Петра в сфере просвещения и науки. Каков, по-вашему, итог всех этих нововведений? Образовательный уровень молодёжи резко повысился, чем мы можем гордиться. Физминутка. Как вы думаете, одобрил бы Пётр Алексеевич уроки физкультуры для дворянской молодёжи? Уверена,что он мечтал разбудить не только «интеллект дворян от спячки», но и видеть своих подданных полными сил здоровья для работы на благо Отечества! Представители одного или разных сословий изображены на слайде? И те, и другие – дворяне. Но почему же они по-разному выглядят?
Ученики, давно окончившие школу, могут забыть даты, факты, связанные с Петром Первым, но даже самые нерадивые точно вспомнят изменения в дворянском быту, настолько они яркие и запоминающиеся. Приступим и мы к их исследованию.
Работать мы будем над проектом схемы №2 «Новшества дворянского быта». Много ли символов в ней по сравнению с предыдущей? Тем интереснее будет наша работа. Спланируйте этапы работы по изготовлению схемы. Для выполнения схемы вы воспользуетесь предложенными вам символами-картинками.
Знаете ли вы, что Пётр Алексеевич первым в России стал использовать медали, чеканные знаки? Например, следующими медалями награждались герои Северной войны, лишь один знак на слайде не связан с этим событием? Что, по-вашему, он может означать? Это бородовой знак.
- В каком из предложенных нарядов вы посоветовали бы отправиться Петру за границу, чтобы не было стыдно за Россию перед модными голландцами и англичанами?
Самостоятельно изучите первые два абзаца пункта 3 и назовите недовольных указами Петра. Я считаю, что можно поддержать их точку зрения и оспорить. Каким образом? Учитель предлагает варианты начала ответов.
Выберите два символа брадобрейства и наклейте в верхний ряд схемы «Новшества дворянского быта» (работа со схемой у доски)
Позвольте мне небольшое интервью (учитель использует настоящий микрофон) - Ваш любимый напиток за завтраком? - Извините за нескромный вопрос: вы курите? (Уместнее спросить юношу и поощрить за здоровый образ жизни) - Любите ли вы вечеринки, дискотеки? Ну что ж, опрос показал, что среди трёх ребят есть…..поклонника петровских преобразований (либо нет). Назовите их. Почему вы так решили?
Для дальнейшей работы над схемой исследуем информацию следующих двух абзацев и ответим на вопросы теста в задании №4.Как вы поняли задание?
Наклейте слева и справа от портрета царя картинки кофе и табака. Права ли я, считая, что в схеме и на слайде изображено одно и то же нововведение Петра? (Ассамблея)
В каком наряде вы пожелали бы отправиться на петровский бал, наклейте эти картинки слева и справа ассамблеи.
Учитель составляет на доске свою схему Я считаю, что в петровское время политесом считали то, что находится в ответе под буквой Б
Согласитесь, что человек не рождается воспитанным, он становится таковым под влиянием кого-либо, чего-либо.
Научиться политесу в петровское время молодёжь могла благодаря специальной книге. Прочитайте её название в нашей схеме и на слайде, как вы можете объяснить её название? «Юности честное зерцало». Предлагаю вам сравнить манеры поведения современных юношей и девушек и дворянских.
Изменились ли в целом правила приличного поведения в обществе? Нормы морали остаются неизменными. |
Называют этапы подготовки к контрольной работе: 1)перечитать параграфы, 2)просмотреть записи в тетради
Доказывают преимущество схемы перед текстовым материалом
Формулируют теоретические и практические цели урока
Учащиеся озвучивают своё видение схемы, предлагая разнообразить её 1)рисунками 2)символами 3)различной цветовой гаммой и др.
Называют качества, необходимые для успешного достижения цели урока: 1)прилежание 2)активность 3)творческие способности и т.д.
Знакомятся с информационными листами, называют виды заданий, которые им предстоит выполнить в ходе урока
Расшифровывают символы 1)сова – мудрость 2)книги – символ знаний, учения
Называют любимые праздники.
Выполняют задание №1 в информационном листе: Вставьте на месте пропусков нужную информацию: 1.В ________году указом Петра I было введено европейское летосчисление. 2.До этого Новый год праздновали _______________________ 3.1 января 7208 года от сотворения мира стало 1 января ________ года от Рождества Христова. Оглашают список сходств:1) украшение домов еловыми ветками 2) огненные потехи (фейерверки)
Приводят аргументы в пользу выбранной позиции
Выполняют задание №2 в информационном листе: Выберите из предложенного списка новшества Петра в сфере образования: А) инженерами, картографами, моряками были чаще всего русские люди Б) на государственную службу всё более приглашались иностранцы В) молодые дворяне отправлялись на учёбу за границу Г) царь лично принимал экзамен у вернувшихся из Европы дворян Д) указом Петра неучам разрешалось вступать в брак Е) указ Петра запрещал неграмотным дворянским юношам жениться
Самостоятельно исследуют предложенный текст учебника, осуществляя поиск ответов к заданию №3 в информационном листе. По какому принципу образованы ряды? Что является лишним и почему? 1.Навигацкая, Славяно-греко-латинская, Инженерная, Артиллерийская. 2.Астрономия, грамматика, информатика, математика, черчение. Ученики аргументируют свои ответы
Разрабатывают и озвучивают памятку по использованию компьютера в петровское время
Один ученик работает со схемой на слайде, остальные проверяют правильность заполнения схемы
Анализируют изученный текстовый материал, ответы в информационных листах, схеме и делают выводы о многообразии видов учебных учреждений при Петре Первом и о том, что образовательный уровень молодёжи резко повысился
Высказывают свои мысли об отношении царя к спорту. Выполняют физические упражнения
Высказывают свою точку зрения, представители каких сословий изображены на слайде, приводя аргументы для её подтверждения.
Анализируют схему № 2, делают вывод, что в ней отсутствует много элементов.
Планируют этапы подготовки продукта проектной деятельности 1)изучить теоретический материал 2)создать объект наглядности – схему ««Новшества дворянского быта», используя необходимую символику (раздаточный материал, клей)
Выдвигают свои версии назначения знака на слайде
Указывают выбранную модель, аргументируя своё предпочтение
Работают с текстом учебника, выявляют недовольных политикой царя: купцы и бояре.
Возможные ответы учащихся - Я, боярин, считаю, что борода и длиннополый кафтан – это украшение русского мужчины, незачем ломать самобытные традиции. - А я купец, и по милости Петра лишён дохода от продажи привычной россиянам одежды. - Европейцы смеются над внешним видом россиян, пора следовать моде! Наклеивают подходящие для брадобрейства символы в свою индивидуальную схему
Один ученик помещает эти же символы с помощью магнитов на общую схему на доске
Ученики в качестве респондентов отвечают на предложенные вопросы
Предполагают, кто из опрошенных является поклонником петровских преобразований, аргументируют свою точку зрения Выполняют задание №4. 1.Под какой буквой указано то, что поощрял в быту царь Пётр? А) «Акбар», «Тайд», «Sprite» Б) «Tchibo Exclusive», «Malrboro», «Maxwell House»
Наклеивают слева и справа от портрета царя картинки кофе и табака.
2. Ассамблея – это А) документ, устанавливавший порядок продвижения по службе (Табель о рангах) Б) форма публичного общения, включавшая танцы, игры, беседы, еду и напитки
Выбирают из предложенных на слайдах нарядов те, которые характеризуют петровскую эпоху
Наклеивают понравившиеся женские и мужские наряды слева и справа от ассамблеи. 3. Под политесом подразумевалось А) владение хорошими манерами Б) умение вести придворные интриги (византийство)
Называют, под чьим влиянием человек становится воспитанным: 1)семья 2)общество 3)школа
Читают название, объясняют
Анализ исторического источника «Юности честное зерцало». 1ряд выясняет отношение к родителям. «В- первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей, что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садиться, не с ними в ряд, но немного уступя позади оных с стороне стоять, подобно яко паж или слуга» «У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят» «Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво» 2 ряд – поведение за столом. «Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть» 3 ряд – качества юного дворянина, отношение к школе. «Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник» «Об одном деле дважды себе приказывать не давай. Охотно ходи в церкви и в школы, а не мимо их. «Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах; на руку не драчлив, также имеет оный встретившего, на три шага не дошед и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши, назад оглядываясь, поздравлять»
|



















|
2-3 ученика
1-2 ученика
2 ученика
3-4 учащихся
4-5 учащихся
1-2 ученика
4-5 учащихся
1-3 учащихся
1-2 учащихся
2-3 учащихся
2 ученика
2 ученика
Работа в парах
1-2 ученика
1-2 ученика
1-2 ученика
1 ученик
2 ученика
1 ученик
1 ученик
3 ученика
Учитель готовит цветные, заранее разрезанные картинки для изготовления схемы, включающие 1)символы брадобрейства 2) кофе 3)табак 4) мужской и женский наряд для бала Желательно использовать варианты картинок, чтобы у учащихся была возможность выбора наиболее понравившихся
1-2 ученика
1 ученик
1 ученик
Учитель может организовать ответы по выбору модели для бала («справа», «слева»)
1 ученик
2-3 учащихся
1 ученик
Работа в парах по рядам
1-2 учащихся
|