СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура в эпоху Петра Великого

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Культура в эпоху Петра Великого".

Просмотр содержимого документа
«Культура в эпоху Петра Великого»

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 3»

658420, Алтайский край, Локтевский район,

Г.Горняк, ул. Усадебная 23

Тел.: 83858630723




Тема урока:

«Преобразования в области культуры в эпоху Петра Великого»




Автор разработки:

учитель истории

Шевченко Л.Н.




Г.Горняк 2014

Цель урока: создание содержательных и организационных условий для осмысления роли преобразований в области культуры в эпоху Петра и на современном этапе, неоднозначности характера петровских преобразований.

Задачи урока:

Познавательная:

  • формирование системы знаний об основных преобразованиях Петра Первого в области культуры

  • усвоение учащимися понятий ассамблея, политес, Кунсткамера, видов образовательных учреждений

Развивающая - способствовать формированию:

  • мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов

  • информационно- методологических умений: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний, конспектирования, критического сопоставления источников, умения составления опорных схем, навыков публичных выступлений

  • организационных умений: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность

Воспитательная – способствовать:
    • формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта учащихся.

    • формированию исторического мышления — способности рас­сматривать события и явления с точки зрения их динамики, определять собствен­ное отношение к дискуссионным проблемам современности через использование методов социологического анализа, при критичес­ком восприятии получаемой извне социальной информации;

формированию исследовательских умений учащихся

Создание условий для достижения цели:


использование разнообразных методов мотивации деятельности, создание проблемных ситуаций,

    • организацию самостоятельной познавательной деятельности

    • использование документально- методического комплекса

    • разнообразие используемых приёмов,

    • актуализацию субъектного опыта учащихся.



1. Организационный момент, включающий:

• цель учащихся: психологическая подготовка учащихся к уроку.

• цель и задачи учителя: включить учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Организовать понимание актуальности темы

• методы проблемный


Деятельность учителя, этапы урока

Деятельность учащихся

Презентация

Примечания

Подготовка к активному восприятию темы.

-Добрый день, уважаемые ребята и гости. Наше занятие я предлагаю начать стихотворением М.В.Ломоносова о великом россиянине, имя которого вы назовёте чуть позже.

Звучит стихотворение Ломоносова о Петре Первом.

- Конечно, речь идёт о Петре Первом.

- Известный русский историк С.М.Соловьёв писал: «Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем далее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние». Как вы думаете, можно ли Петра Первого считать значительным явлением в русской истории? А какими известными фактами из стихотворения Ломоносова вы готовы подтвердить свою мысль?

Действительно, в оде Ломоносова отражена и внешнеполитическая деятельность Петра, и внутренние государственные преобразования.



Предлагаю вам пополнить багаж знаний по теме, которую подсказывают следующие строки: «Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки», «когда он строил град, художников сбирал». Как одним словом назвать такие сферы общественной жизни, как наука, архитектура, живопись? (Культура)

- Преобразованиям в области культуры посвящён наш урок, но культурно ли учителю, впервые работая с незнакомыми учениками не представиться им? Интересно, как по правилам придворного этикета петровских времён меня могли бы представить столь благородному собранию девиц и юношей?















Называют имя великого россиянина - Петра Первого, аргументируя свою догадку строками стихотворения М.В.Ломоносова.







Приводят доказательства того, что Пётр Великий - «значительное явление» русской истории с помощью цитат из прослушанного стихотворения Ломоносова М.В. и собственных знаний по истории:

«Свои законы сам примером утвердил,
Рожденный к скипетру, простер в работу руки»;

«сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях»;
«обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних супостатов»;
И словом, се есть Петр, отечества Отец» и т.д








Формулируют тему урока: «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Великого»

Ученик в камзоле представляет учителя:

«Уважаемая публика! Имею честь представить вам гостью заграничную Шевченко Любовь Николаевну. Дама сия зело искусна в науке исторической, а посему вы, младые отроки, ведите себя благочинно, учтиво и разумно. В науку вникайте, Отечество прославляйте!»



































































опрос 1-2 учеников















Опрос 5-6 учащихся





















Опрос 1-2 учеников







Читает представление подготовленный ученик с хорошей дикцией
















2. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

• конкретная учебная цель перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока)

• исследовать преобразования в сфере культуры

• выявить влияние петровских начинаний на россиян XVIII века и наших современников

• создать проект схемы «Новшества дворянского быта»

Цель и задачи учителя: обеспечение восприятия и первичного запоминания задач, методов

описание форм и методов: работа с текстом учебника, информационными листами; работа в парах с листами опорных сигналов; групповая работа с историческими документами, индивидуальная работа по составлению схем

описание критериев: организация ответа, умение анализировать и делать выводы, иллюстрация своих мыслей, работа с ключевыми понятиями;

описание методов мотивирования: актуализация знаний, необходимых для работы над новым материалом; добрые пожелания детям









Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Презентация

Примечания

Целеполагание. Погружение в проект.

- Ребята, расскажите мне, как вы готовитесь к контрольной работе по истории?

Согласитесь, что эта работа отнимает много времени и сил. Например, Северной войне посвящено 3 параграфа – целых 18 страниц! А вот одна из схем, в которой заключены важные сведения об этом внешнеполитическом событии. Что менее затратно для подготовки и чему лично вы отдали бы предпочтение? Конечно, схеме.

Исходя из нашего предпочтения, назовите основные цели урока:

1) исследовать нововведения Петра Первого в области культуры и дать оценку их влияния на общество;

Значит, мы вернёмся к высказыванию С.М.Соловьёва, подтвердив или опровергнув его основную мысль.

2) создать проект схемы преобразований Петра в области культуры.

Изучение нового учебного материала.

Организация работы над проектом.

- Схема – это хорошо, но для меня она слишком безжизненная и официальная. Предложите, чем можно её оживить, разнообразить?



А чтобы достигнуть положительного результата к концу урока, вы проявите свои лучшие качества, какие? Трудолюбие, активность, креативность, то есть творческие способности.





Работа над проектом.

- При подготовке схем мы будем пользоваться информационными листами с заданиями – они станут теоретическим подспорьем накануне контрольной работы.



-Поделитесь вашими мыслями, что символизирует эта картинка?

Правильно, эти символы подсказывают, что первые открытия мы совершим, исследовав нововведения в области Просвещения и науки.



-Назовите, пожалуйста, ваши любимые праздники. Знаете ли вы, что Новый год напрямую связан с деятельностью Петра Алексеевича?

Учитель организует понимание задания 1 в информационном листе: «Изучите первый абзац параграфа 24 и выполните задание №1 на информационном листе. Как вы поняли суть задания?»









Я считаю, что других сходств с современным Новым годом у петровского праздника нет.



Одни твердят:

Ученье – это свет,

Другие говорят:

Наука – это мука!

А что для вас учёба? Свет или мука? Предлагаю узнать, как бы вам, школьникам, жилось при Петре.

Совместно изучим этот вопрос, выполнив задание №2.















Какую, на ваш взгляд, информацию иллюстрируют представленные на слайдах эпизоды фильма о Петре Великом «Табачный капитан»?



Учитель дополняет сведения комментариями к эпизодам фильма о Петре Великом «Табачный капитан»





Успешно составить схему «Образовательные учреждения Петра» вам поможет ответ на задание №3. Для этого самостоятельно исследуйте материал трёх абзацев на 153стр.)







Вы правы, информатики в расписании учеников начала XVIII века не было

Если бы Пётр увидел за границей такую диковинку, как компьютер, ноутбук, пожелал бы он приобрести её? Зная характер царя-реформатора, предположите его рекомендации подданным при работе с компьютером?

Современный ученик должен уметь пользоваться символами, расшифровывать их. Определите, какое образовательное учреждение скрывается за символами в схеме, подпишите их название. Предлагаю одному из вас соотнести символ с названием петровских школ.

Учитель организует работу со схемой на слайде.

Какой символ остался без нашего внимания? Академия наук – детище Петра, но её открытие состоялось лишь после смерти императора в декабре 1725г.

Рефлексия.

Мы узнали много интересных преобразований Петра в сфере просвещения и науки. Каков, по-вашему, итог всех этих нововведений?

Образовательный уровень молодёжи резко повысился, чем мы можем гордиться.

Физминутка. Как вы думаете, одобрил бы Пётр Алексеевич уроки физкультуры для дворянской молодёжи? Уверена,что он мечтал разбудить не только «интеллект дворян от спячки», но и видеть своих подданных полными сил здоровья для работы на благо Отечества!

Представители одного или разных сословий изображены на слайде?

И те, и другие – дворяне. Но почему же они по-разному выглядят?



Ученики, давно окончившие школу, могут забыть даты, факты, связанные с Петром Первым, но даже самые нерадивые точно вспомнят изменения в дворянском быту, настолько они яркие и запоминающиеся. Приступим и мы к их исследованию.



Работать мы будем над проектом схемы №2 «Новшества дворянского быта». Много ли символов в ней по сравнению с предыдущей? Тем интереснее будет наша работа.

Спланируйте этапы работы по изготовлению схемы.

Для выполнения схемы вы воспользуетесь предложенными вам символами-картинками.





Знаете ли вы, что Пётр Алексеевич первым в России стал использовать медали, чеканные знаки? Например, следующими медалями награждались герои Северной войны, лишь один знак на слайде не связан с этим событием? Что, по-вашему, он может означать? Это бородовой знак.



- В каком из предложенных нарядов вы посоветовали бы отправиться Петру за границу, чтобы не было стыдно за Россию перед модными голландцами и англичанами?



Самостоятельно изучите первые два абзаца пункта 3 и назовите недовольных указами Петра.

Я считаю, что можно поддержать их точку зрения и оспорить. Каким образом? Учитель предлагает варианты начала ответов.









Выберите два символа брадобрейства и наклейте в верхний ряд схемы «Новшества дворянского быта» (работа со схемой у доски)







Позвольте мне небольшое интервью (учитель использует настоящий микрофон)

- Ваш любимый напиток за завтраком?

- Извините за нескромный вопрос: вы курите? (Уместнее спросить юношу и поощрить за здоровый образ жизни)

- Любите ли вы вечеринки, дискотеки?

Ну что ж, опрос показал, что среди трёх ребят есть…..поклонника петровских преобразований (либо нет). Назовите их. Почему вы так решили?



Для дальнейшей работы над схемой исследуем информацию следующих двух абзацев и ответим на вопросы теста в задании №4.Как вы поняли задание?







Наклейте слева и справа от портрета царя картинки кофе и табака.

Права ли я, считая, что в схеме и на слайде изображено одно и то же нововведение Петра?

(Ассамблея)













В каком наряде вы пожелали бы отправиться на петровский бал, наклейте эти картинки слева и справа ассамблеи.







Учитель составляет на доске свою схему

Я считаю, что в петровское время политесом считали то, что находится в ответе под буквой Б





Согласитесь, что человек не рождается воспитанным, он становится таковым под влиянием кого-либо, чего-либо.







Научиться политесу в петровское время молодёжь могла благодаря специальной книге. Прочитайте её название в нашей схеме и на слайде, как вы можете объяснить её название? «Юности честное зерцало».

Предлагаю вам сравнить манеры поведения современных юношей и девушек и дворянских.

























































Изменились ли в целом правила приличного поведения в обществе? Нормы морали остаются неизменными.






Называют этапы подготовки к контрольной работе:

1)перечитать параграфы,

2)просмотреть записи в тетради







Доказывают преимущество схемы перед текстовым материалом









Формулируют теоретические и практические цели урока














Учащиеся озвучивают своё видение схемы, предлагая разнообразить её

1)рисунками

2)символами

3)различной цветовой гаммой и др.





Называют качества, необходимые для успешного достижения цели урока:

1)прилежание

2)активность

3)творческие способности и т.д.



Знакомятся с информационными листами, называют виды заданий, которые им предстоит выполнить в ходе урока





Расшифровывают символы

1)сова – мудрость

2)книги – символ знаний, учения









Называют любимые праздники.



Выполняют задание №1 в информационном листе:

Вставьте на месте пропусков нужную информацию:

1.В ________году указом Петра I было введено европейское летосчисление.

2.До этого Новый год праздновали _______________________

3.1 января 7208 года от сотворения мира стало 1 января ________ года от Рождества Христова.

Оглашают список сходств:1) украшение домов еловыми ветками

2) огненные потехи (фейерверки)









Приводят аргументы в пользу выбранной позиции



Выполняют задание №2 в информационном листе:

Выберите из предложенного списка новшества Петра в сфере образования:

А) инженерами, картографами, моряками были чаще всего русские люди

Б) на государственную службу всё более приглашались иностранцы

В) молодые дворяне отправлялись на учёбу за границу

Г) царь лично принимал экзамен у вернувшихся из Европы дворян

Д) указом Петра неучам разрешалось вступать в брак

Е) указ Петра запрещал неграмотным дворянским юношам жениться









Самостоятельно исследуют предложенный текст учебника, осуществляя поиск ответов к заданию №3 в информационном листе. По какому принципу образованы ряды? Что является лишним и почему?

1.Навигацкая, Славяно-греко-латинская, Инженерная, Артиллерийская.

2.Астрономия, грамматика, информатика, математика, черчение.

Ученики аргументируют свои ответы



Разрабатывают и озвучивают памятку по использованию компьютера в петровское время















Один ученик работает со схемой на слайде, остальные проверяют правильность заполнения схемы











Анализируют изученный текстовый материал, ответы в информационных листах, схеме и делают выводы о многообразии видов учебных учреждений при Петре Первом и о том, что образовательный уровень молодёжи резко повысился



Высказывают свои мысли об отношении царя к спорту.

Выполняют физические упражнения









Высказывают свою точку зрения, представители каких сословий изображены на слайде, приводя аргументы для её подтверждения.















Анализируют схему № 2, делают вывод, что в ней отсутствует много элементов.





Планируют этапы подготовки продукта проектной деятельности

1)изучить теоретический материал

2)создать объект наглядности – схему ««Новшества дворянского быта», используя необходимую символику (раздаточный материал, клей)









Выдвигают свои версии назначения знака на слайде





Указывают выбранную модель, аргументируя своё предпочтение







Работают с текстом учебника, выявляют недовольных политикой царя: купцы и бояре.



Возможные ответы учащихся

- Я, боярин, считаю, что борода и длиннополый кафтан – это украшение русского мужчины, незачем ломать самобытные традиции.

- А я купец, и по милости Петра лишён дохода от продажи привычной россиянам одежды.

- Европейцы смеются над внешним видом россиян, пора следовать моде!

Наклеивают подходящие для брадобрейства символы в свою индивидуальную схему



Один ученик помещает эти же символы с помощью магнитов на общую схему на доске



Ученики в качестве респондентов отвечают на предложенные вопросы

















Предполагают, кто из опрошенных является поклонником петровских преобразований, аргументируют свою точку зрения

Выполняют задание №4.

1.Под какой буквой указано то, что поощрял в быту царь Пётр?

А) «Акбар», «Тайд», «Sprite»

Б) «Tchibo Exclusive», «Malrboro», «Maxwell House»



Наклеивают слева и справа от портрета царя картинки кофе и табака.







2. Ассамблея – это

А) документ, устанавливавший порядок продвижения по службе (Табель о рангах)

Б) форма публичного общения, включавшая танцы, игры, беседы, еду и напитки



Выбирают из предложенных на слайдах нарядов те, которые характеризуют петровскую эпоху



Наклеивают понравившиеся женские и мужские наряды слева и справа от ассамблеи.

3. Под политесом подразумевалось

А) владение хорошими манерами

Б) умение вести придворные интриги (византийство)







Называют, под чьим влиянием человек становится воспитанным:

1)семья

2)общество

3)школа



Читают название, объясняют









Анализ исторического источника «Юности честное зерцало».

1ряд выясняет отношение к родителям.

«В- первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей, что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садиться, не с ними в ряд, но немного уступя позади оных с стороне стоять, подобно яко паж или слуга»

«У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят»

«Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво»

2 ряд – поведение за столом.

«Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть»

3 ряд – качества юного дворянина, отношение к школе.

«Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник»

«Об одном деле дважды себе приказывать не давай. Охотно ходи в церкви и в школы, а не мимо их.

«Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах; на руку не драчлив, также имеет оный встретившего, на три шага не дошед и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши, назад оглядываясь, поздравлять»










































































































































































































































































































































































2-3 ученика













1-2 ученика









2 ученика













3-4 учащихся













4-5 учащихся





















1-2 ученика













4-5 учащихся



1-3 учащихся













1-2 учащихся















2-3 учащихся























2 ученика



















2 ученика















Работа в парах































1-2 ученика











1-2 ученика











1-2 ученика





















1 ученик







2 ученика











1 ученик















1 ученик







3 ученика





















Учитель готовит цветные, заранее разрезанные картинки для изготовления схемы, включающие

1)символы брадобрейства

2) кофе

3)табак

4) мужской и женский наряд для бала

Желательно использовать варианты картинок, чтобы у учащихся была возможность выбора наиболее понравившихся



1-2 ученика





1 ученик















1 ученик















Учитель может организовать ответы по выбору модели для бала («справа», «слева»)









1 ученик













2-3 учащихся









1 ученик







Работа в парах по рядам





























































1-2 учащихся







3. Закрепление учебного материала, предполагающее:

• конкретная учебная цель перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока):

дать ответ на проблемный вопрос;

сделать вывод о том, что умеет;

дать самооценку результата своей деятельности

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:

обобщение и систематизация знаний учащихся

• описание форм и методов: диалог, самоконтроль, самооценка.

• описание критериев: организация ответа, умение анализировать и делать выводы, иллюстрация своих мыслей.


Деятельность учителя, этапы урока

Деятельность учащихся

Презентация

Примечания

Закрепление учебного материала. Презентация результатов.

-Вместе мы выяснили, что Петр Великий уделял большое внимание преобразованиям в области культуры, считал это важным государственным делом. Как вы думаете, в чем он видел роль культуры в жизни общества? Действительно, культура движет общество вперед, содействует прогрессу"

-Уверена, что мы достигли поставленных на уроке целей. Подтвердите моё убеждение.

1) мы выявили нововведения Петра Первого в области культуры и дали оценку их влияния на общество;

2) создали проект схемы преобразований Петра в области культуры.

Давайте посмотрим на результат нашей работы. Довольны ли вы им? Какие качества пригодились при создании схемы?



Верна ли моя схема «Новшества дворянского быта»?

Пользуясь отдельными фразами из цитаты С.М.Соловьёва, продолжите мои мысли:



*Пётр Первый в русской истории «значительное явление»

*Отношение к новшествам в сфере культуры было и положительным и негативным, значит «породило более разноречивых взглядов и мнений»

*Сегодня январь 2014 года, Пётр первый правил 300 лет назад, а мы до сих пор «толкуем о нем и долее ощущаем на себе его влияние».






Формулируют свои ответы на вопрос















Приводят аргументы в пользу достижения целей урока







Презентуют результаты своего труда; объясняют преимущества схемы перед текстовыми материалами; анализируют возникшие в ходе работы трудности и методы их преодоления

Рецензируют схему учителя



Выбирают подходящие для ответа цитаты из высказывания историка:





1) «значительное явление»

«породило более разноречивых взглядов и мнений»





«толкуем о нем и долее ощущаем на себе его влияние».














































2-3 учащихся











2-3 учащихся









1-2 ученика



















3 ученика


4. Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной работы для учащихся: закрепить полученные знания и применить их в выполнении творческого задания.

• определение целей: создание достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания

• организация ответа, включающего создание критериев успешного выполнения домашнего задания по составлению схемы «Искусство»



Деятельность учителя, этапы урока

Деятельность учащихся

Презентация

Примечания

Домашнее задание:

- Какая сфера культуры осталась без нашего внимания? Искусство. Позволяют ли вам умения, полученные в ходе урока, самостоятельно создать свой проект схемы? Для этого у вас есть задание №7 на информационном листе и ваша фантазия.

Если вы считаете, что сегодняшний метод создания схемы заинтересовал вас, помог в усвоении знаний, то воспользуйтесь им при выполнении домашнего задания. Если вам нравится другой способ, ваше право

выбрать его.

Оценивание.






Называют сферу культуры – искусство.

Вырабатывают критерии успешного выполнения творческого задания по созданию листа опорного сигнала по теме «Искусство»



Самооценка. Пожелания педагогу.










Весь класс





















ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Тема урока

«Преобразования в области культуры

в эпоху Петра Великого»


ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА

Задание №1.Вставьте на месте пропусков нужную информацию:

1.В ________году указом Петра I было введено европейское летосчисление.

2.До этого Новый год праздновали _______________________

3.1 января 7208 года от сотворения мира стало 1 января ________ года от Рождества Христова.

Задание №2. Выберите из предложенного списка новшества Петра в сфере образования:

А) инженеры, картографы, моряки – чаще русские люди

Б) на государственную службу всё более приглашались иностранцы

В) молодые дворяне отправлялись на учёбу за границу

Г) царь лично принимал экзамен у вернувшихся из Европы дворян

Д) указом Петра неучам разрешалось вступать в брак

Е) указ Петра запрещал неграмотным дворянским юношам жениться

Задание №3. По какому принципу образованы ряды? Что является лишним и почему?

1.Навигацкая, Славяно-греко-латинская, Инженерная, Артиллерийская.

2.Астрономия, грамматика, информатика, математика, черчение.

Задание №4. Верно ли утверждение? (ДА или НЕТ).

А) Создание гражданской азбуки вместо церковной – заслуга Петра Первого_____

Б) До Петра цифры обозначались церковно-славянскими буквами_________

В) Гражданская азбука появилась в 1700 году________

Г) Леонтий Магницкий – автор учебника грамматики___________

Д) При Петре активно развивалось издательское дело___________

Задание №5. Продолжите фразу:

1.При Алексее Михайловиче Тишайшем она называлась «Куранты», а при Петре Первом - ______________________.

2.В нашем городе имеются заведения, которые Пётр Первый сделал публичными в Санкт-Петербурге ______________________________________________________

3. _____________________ - это первый естественнонаучный музей.

ДВОРЯНСКИЙ БЫТ

Задание № 6.Выберите один верный ответ на вопрос.

1.Под какой буквой указано то, что поощрял в дворянском быту царь Пётр?

А) «Акбар», «Тайд», «Sprite»

Б) «Tchibo Exclusive», «Malrboro», «Maxwell House»

2. Ассамблея – это

А) документ, устанавливавший порядок продвижения по службе

Б) форма публичного общения, включавшая танцы, игры, беседы, еду и напитки

3. Под политесом подразумевалось

А) владение хорошими манерами

Б) умение вести придворные интриги

ИСКУССТВО


Задание №7.Продолжите фразу:

1.Продолжите фразу: «В живописи XVIIIв. появился жанр________________________________________________________

2.Выберите букву, под которой указаны живописцы петровской эпохи:

А) Васнецов В.М., Брюллов К.П.

Б) Хабаров Е.П., Попов Ф.А.

В) Никитин И.Н., Матвеев А.М.


3.Прочитайте характеристику деятеля культуры и напишите его фамилию:

«Его кисти принадлежат церковные росписи и портреты. Изящная манера картины «Автопортрет с женой» позволяет зрителю увидеть высокое мастерство художника» ________________________________________________________


4.По какому принципу образован ряд? Что и почему является лишним?

1.Петропавловский собор, собор Василия Блаженного, дворец Меншикова,

Здание Двенадцати коллегий.
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Верны ли утверждения? (ДА или НЕТ)

А) Бартоломео Карло Растрелли – автор конной статуи Петра в Петербурге_____________________

Б) Меншикова башня и церковь Архангела Гавриила – одно и то же архитектурное сооружение___________________________

В) Иван Петрович Зарудный – живописец первой четверти XVIIIв.________________

Г) 1703г. – время основания Москвы__________________________________________

Д) Кисти Никитина И.Н. принадлежат портреты канцлера Г.И.Головкина, дочери Петра Анны Петровны ___________________________


Домашнее задание:

1. § 24, выучить записи в информационных листах.

2. Создайте схему, отражающую развитие искусства при Петре Великом. Применяйте при изготовлении наглядности полученные в ходе урока умения.







Благодарю за работу на уроке!