СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Куликовская битва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру по теме "Куликовская битва"

Просмотр содержимого документа
«"Куликовская битва"»

6


Тема: Куликовская битва

Учебный предмет: окружающий мир

Подготовила учитель начальных классов МБОУ СШ№10

Типаева И.Н.

Цели: знать ход и значение Куликовской битвы; качества великого князя Дмитрия Донского;

уметь анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают;

развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости);

воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: Презентация, карточки, тест, раб. тетради.

Ход урока

I.Организационный момент.

Эмоциональный настрой урока.

  1. Наш урок я хотела бы начать словами Николая Рериха: «Защита Родины есть защита и своего достоинства».

-Как вы понимаете это выражение?

(Наша Родина – это часть нас самих. Родина – это наша душа. Без неё мы не мыслим своё существование. Защита Отечества – священный долг и обязанность каждого человека. А значит и его достоинства, чести. Сейчас вся наша страна готовится к празднованию 75-летия Великой Победы, а сегодня на уроке мы поговорим еще об одной победе русских войск, произошедшей гораздо раньше. Прежде чем приступить к изучению темы урока, давайте вспомним какие события происходили на Руси в 13-14 веках..)

2. Блиц опрос.

В каком веке на Русь напали монголо – татарские кочевники? 13в.

Кто возглавил поход на Русь? Хан Батый

Как стала называться государство монголо-татар? Золотая Орда

Какой город держал осаду ордынцев 7 недель? Козельск

Что такое дань?

Почему Русь покорилась монголо-татарам? Не было мира и согласия между русскими князьями

Какие земли были более безопасными на Руси? Северо – восточные

Какое княжество было сильнейшим на Руси в те времена? Московское


3. .Работа в группах. Соотнеси даты и события Желтые карточки

1223г. Нашествие монголо-татар на Русь

1237г. Битва на реке Калке

15 июля 1240г. Ледовое побоище

5 апреля 1242г. Невская битва


Учитель:-Итак, в 13 веке Русь попала в зависимость к Золотой Орде на долгие годы. Нам удалось отстоять лишь северо-западную часть Родины. Из ваших сообщений мы знаем, что русские войска разбили шведов на реке Неве, немецких рыцарей-- крестоносцев на Чудском озере.

  1. Знакомство с темой урока. Постановка проблемы и цели.

--Попробуйте из данных слогов сложить название битвы и вы узнаете тему урока( КА, КОВС, КУ, ЛИ, Я

-На уроке мы ответим на следующие вопросы:

Почему произошла битва?

Каким образом шла подготовка к битве?

Где произошла битва?

Как проходила битва?

Какое значение имела Куликовская битва?

IV. Подготовительный этап. Вводное слово учителя (мотивация).

У вас на столах лежат таблицы с этими вопросами. Каждому из вас предстоит ответить на эти вопросы. Где можно найти ответы на эти вопросы?

1.Ответ на первый вопрос Почему произошла битва?

вы найдёте в учебнике на стр. 70 прочитав 1,2 абзацы.

V. Изучение новой темы.

В 1380 году в Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович Донской. Со времён похода хана Батыя на Русь зависимость её от Золотой Орды ослабла. Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно.

Дмитрий Иванович, московского князь, не обращал внимания на требования хана, не хотел ему платить той дани, которую платили прежде московские князья.

- Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

Почему произошла битва? (Московский князь Дмитрий Иванович перестал платить дань Золотой Орде. Хан Мамай решил наказать Русь)


2.Ответ на второй вопрос Каким образом шла подготовка к битве?

вы узнаете из презентации.

- Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также крестьяне и горожане разных княжеств. Главные дружинники явились во всеоружии.

Сергий Радонежский.

- Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому.

Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним бе­седовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь».

Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

(показ отрывка из мультфильма)

Как шла подготовка к битве? (Дмитрий Иванович собрал войско и получил благословление Сергия Радонежского).

- И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага.


3.Ответ на вопрос Где она была? найдем в учебнике на стр. 71 2,3 абзац. (На Куликовом поле между рекой Доном и его притоком Непрядвой)


- Давайте обратимся к карте стр.73 и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.(Слайд 13) Найдите в условных обозначениях знак, которым обозначена Куликовская битва. (Скрещенные мечи) Найдите этот знак на карте.

Каким условным знаком обозначен на карте поход Мамая на Москву? (Черная стрелка) Найдите этот знак на карте. Из какого ханства двинулся Мамай на Москву? (Из Астраханского ханства) Какие реки перешли войска монголо-татар?(Волга и Дон)

Каким условным знаком обозначен на карте поход русских войск? (Красная стрелка) Найдите этот знак на карте. Из какого города двинулась русская рать? (Из Москвы)

- Князь сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон.

-После переправы русских войск через реку Дон Дмитрий Ива­нович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой це­лью это было сделано?


(Мнения детей.)

  1. Чтобы никто и не думал о возможности отступления.

  2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русско­му войску.

VI.Физкультминутка.

Ответ на вопрос Как происходила битва? самые внимательные узнают прямо сейчас.

Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.

Дмитрий Иванович решил принять участие в сражении, и переодевшись в одежду простого воина встал во главе войска. (Мнения детей)

Поединок

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Что такое поединок, найдите в толковом словаре объяснение этого слова.(Работа со словарём)

Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.

Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга. Видеофрагмент мультфильма

И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Ордынцы всей своей силой теснили русских ратников. И тогда из засады вылетела русская конница. Растерялись враги и пустились в бегство. Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.

Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы.

Как происходил ход битвы? (Битва началась с поединка Пересвета и Челубея. Ордынцы теснили русских ратников. Но засадный полк сломил неприятеля.)

- Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля.

В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. А погибших хоронили восемь дней.

С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.

Ответ на последний вопрос: Какое значение имела победа русских воинов? Вы узнаете, из карточки, если внимательно прочитаете текст.

Куликовская битва имела великое значение в истории русского народа. Русь впервые почувствовала свою силу. Русский народ понял, что его главная сила в соединении княжеств. Выросло значение Москвы и её князя в глазах русских людей. От Москвы народ стал ожидать защиты от всех сильных врагов.

Несмотря на поражение ордынцев на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. Но враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях.

Какое значение имела победа русских воинов? (Русь впервые почувствовала свою силу. Русский народ понял, что его главная сила в соединении княжеств. Выросло значение Москвы и её князя в глазах русских людей. Был уменьшен размер дани Золотой Орде)


Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды.

VII. Первичное закрепление нового материала

-А теперь, используя знания, которые добыли на уроке вы без труда справитесь с кроссвордом «Куликовская битва» в раб. тет. на стр. 26

1.Работа с кроссвордом

По горизонтали: 11.Мамай; 10.Сергий; 7.Куликово; 6.Дон; 5.Дмитрий; 4.Внук; 3.Пересвет;

По вертикали: 9.Челубей;8.Ослябя;5.Донской;2.Непрядва;1.Троицкий;

Подведение итогов урока

Игра Кахут

Итог: Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ

- Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

Этап информации о домашнем задании. Учебник с.70-74, задание в тетради №1

Рефлексия.

Выставление отметок за урок.

На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!