СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кулинария "Русское чаепитие"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кулинария "Русское чаепитие"»

Урок технологии


Тема урока: «Русское чаепитие»

Раздел: «Кулинария»


I. Дидактическое обоснование урока

Цели урока:

-познакомить с историей появления чая на Руси, способствовать формированию и развитию специальных умений и навыков при заваривании чая;

-развивать познавательный интерес;

-воспитывать семейные ценности.

Методы обучения:

- рассказ учителя

- самостоятельная работа под контролем учителя.


Объект труда: заваривание чая и церемония чаепития.


Материально-техническое оснащение:

  1. Оборудование учебной мастерской, инструменты и приспособления для приготовления чая и сервировки чайного стола: электрочайник, заварочный чайник, чайные пары, чайные ложки, пирожковые тарелки для десерта.

  2. Учебно-наглядные пособия:

  • Инструкционная карта "Приготовление чая".

  • Таблицы "Пищевые вещества", "Горячие напитки"

  • Таблицы "Правила безопасной работы с горячей посудой и жидкостью", "Санитарно-гигиенические правила"

  • Иллюстрации.


Тип урока: комбинированный


Урок-праздник "Русское чаепитие» является дополнительным при изучении темы «Горячие напитки». На подготовительном этапе дети знакомятся с традицией русского чаепития, разучивают песенки и частушки, пословицы и поговорки, связанные с русским чаепитием. Также учащиеся получают практические сведения по теме «Приготовление горячего напитка чая»

Перед началом практической работы по приготовлению чая, заранее подготовившие сообщения учащиеся рассказыва­ют об истории русского чаепития, о лекарственных свойствах, сортах и способе заварки чая.



II. Ход урока

1. Организационный момент:

- приветствие,

- проверка готовности учащихся к уроку

2. Повторение пройденного материала

Фронтальный опрос с целью проверки общих знаний учащихся по теме:

Какие горячие напитки вы знаете?

Какая посуда нужна для их приготовле­ния?

Какие продукты необходимы?

Каковы правила безопасности работы с горячей жидкостью и электронагреватель­ными приборами?

3 . Изложение нового материала

Русское чаепитие - праздник, являющийся неотъемлемой частью русских традиций.

Чай - один из горячих напитков. Пищевая ценность чая.

Сорта чая и его лекарственные свойства.

Технология заваривания чая. Подача чая к столу. Безопасные приемы труда при работе с горячей посудой и жидкостью.

Показ заваривания чая по технологической карте.

4. Практическая работа:

На этом занятии учащиеся выполняют практическую работу по приготовлению чая в бригадах. Каждая бригада получает технологическую карту, продукты и начинает заваривать чай.


Сценарий урока-праздника


«Пейте чай, мой друг старинный,

Забывая бег минут...»


Так писал об этом популярном напитке известный поэт Булат Окуджава. И действительно, за чашкой чая приятно побеседо­вать с друзьями. Напиток про­стой, всем знакомый, и на первый взгляд может показаться, что о нем ничего нового, вроде бы, и не расскажешь. Но это далеко не так (Слайд №2)

Давно известно, что родина чая — Китай (Слайд№3). Но вот индийский ученый Саркар установил, что кусты этого растения испокон веков росли в долинах Гималаев (на территории Индии), а в Ки­тай его доставили буддийские паломники во главе с известным проповедником этого религиозно­го учения Бадхидхармой. И это было примерно в V — VI в. н. э. Именно в Китае расте­ние получило распространение еще до нашей эры, хотя как напиток чай стали здесь широко применять лишь в vi в. н. э., а в Х в. он стал национальным напитком.

В давние времена на Руси чай был неизвестен. На Руси пили горячие напитки, заваренные на травах (Слайд №4)

Впервые китайский чай был испробован русскими людьми в 1638 г., когда рус­ский дипломат Василий Старков привез в Москву 64 кг неизве­стного растения. Чуть ли не силком их обменяли монголы на соболей, и Старков всю дорогу из Монголии в Москву убивался по поводу крайне неудачной сделки. К его величайшему удивлению, напиток понравился московскому царю, и вскоре наша страна стала регулярно ввозить чай (Слайд №5).

А в 1679 г. после заключения договора с Китаем о поставке в Россию чая этот напиток вошел в моду в среде высшей знати, дворянства, богатых купцов. Правда, вплоть до конца 18 в. его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким. В те годы он заваривался иначе, чем сейчас: на одну средних размеров чашку приходилось около 50 г. чайного листа. Чай закладывали в медную чашку и там заваривали.

Для людей среднего достатка, а тем более крестьян чай был недоступен из-за высокой цены. Так, в 1674 г. фунт чая (409 г) стоил 30 коп. За эти деньги по тем временам можно было купить 65-80 кг ржи. Отсюда и появились выражения: «побаловаться чайком», «дать на чай», т.е. получить вознаграждение за личные услуги.

Высокая стоимость чайного листа была обусловлена большими расходами по его транспортировке из Китая в Россию. Но после строительства Транссибирской магистрали чай существенно подешевел, и с тех пор чаепитие у самовара стали рассматривать как элемент национального бытового уклада.

Чаепитие проходило по определенным правилам, утвержденным традицией. Для кипячения воды использовался самовар, а для заварки – фарфоровый или фаянсовый чайник.

Самовар с заварочным чайником ставили на подносе на общий стол или на специальный круглый столик, приставленный к нему. Рядом расставлялись чашки на блюдечках с обязательными чайными ложечками, положенными на блюдце черенком к ручке чашки. К чаю подавали сахар, мед, варенье, пироги, булочки, пышки, колобки, шанежки и т.п. По обычаю чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери. В чашки наливали крепкую заварку и разбавляли ее кипятком из самовара. Количество заварки определялось гостем, которому предназначалась чашка. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок.

Интересно, что слово «напиток» произошло не от слова «пить», а от слова «напитать», т.е. накормить, насытить. Это в полной мере относится и к чаю, обладающему ценными пищевыми свойствами. В нем содержатся тонизирующие вещества – танин, кофеин, дубильные вещества, витамины, кислоты. Питательность чая отражена и том, что в 19 в. не говорили, что чай пьют: его, так же как и кофе, «кушали».

Но для того, чтобы чай сохранил свою питательность, нужно уметь правильно его заваривать. Способов заваривания чая множество. Но принцип общий.


А как надо было приготовить чай? (Вы­слушиваются ответы учеников.)

Давайте вместе приготовим чай по всем правилам.

Чай — свернутые и высушенные листочки чайного дерева. В зависимости от способа приготовления, числа и качества опе­раций, которым подвергается чайный лист, создаются разные типы и сорта готового чая. Самыми распространенными являются черный и зеленый, наименее известными — жел­тый и красный. Каждый из них имеет несколько сортов и разновидностей (Слайд №6).

Для приготовления черного чая чайный лист подвергается скручиванию, завяливанию, ферментации, т. е. специальному «созреванию», а затем сушке в горячих печах, отчего он приобретает черный цвет. Зеленый чай не подвергается фер­ментации и термической обработке и лучше сохраняет свой естественный цвет в сухом виде и в настое. Желтый чай - подвергается частичной ферментации. Если чай вырабатывают из целого листа, чаинки получаются крупнее, если из резаных листьев — мельче. Мелкий чай быстрее и полно заваривается, т. е. экстрагируется, дает более крепкий и темный настой, но менее ароматен.

О целебных качествах этого напитка написано так много, что тут уж вряд ли что-нибудь доба­вишь, хотя... Многие ученые по­лагают, что дальнейшее изучение чая может принести много нео­жиданного. Уже обнаружено в нем более 130 химических ве­ществ. В чае содержится вода, кофеин, дубильные и белковые вещества, органические кислоты, чайное эфирное масло, витамины, ферменты и красящие вещества. Чай стимулирует общий обмен веществ в организме человека, повышает жизненный тонус, обладает лечебными и профилактическими свойствами (Слайд №7,8).

Слово "чай", со­звучное английскому "Китай" (China), попало в русский язык через чаеторговцев.

Что может быть общего у зимней вьюги, "мету­щей во все пределы", у караванного пути сквозь Маньчжурию, у сибирских пространств и лавки колониальных товаров, пропахшей приторными запахами странствий?

Точка, в которой воссоединились эти далекие друг от друга вещи и события, представшие в но­вом качестве, неузнаваемом на Восто­ке и необычном для Запада, и есть русское чаепитие. Оно превратило в красочное действо простое житейское дело, наполнив его множеством пред­метов, озвучив прибаутками и пого­ворками. Из заморского растения чай стал частью бытия в России (Слайд №9)

О том, как это произошло, и есть наш рассказ (Слайд №9)



Технологическая карта

Приготовление чая с сахаром


Наименование продукта

Количество продуктов

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

1

Вода


Вскипятить воду. Обдать кипятком чайник для заваривания чая.

Чайник для кипячения воды

2

Чай

2-3 ч. ложки

Всыпать чай и залить кипятком на 1/3. накрыть чайник салфеткой или грелкой. Дать настояться 5-10 мин. и долить чайник горячей водой до верха

Чайник для заваривания чая фарфоровый

3

Заваренный чай

¼ объема чашки

Налить заваренный чай и долить кипятком

Чайная чашка, блюдце, ситечко

4

Сахар

По вкусу

Добавить в чашку

Чайная ложка

5

Лимон, варенье, конфеты, печенье, бутерброды

По вкусу

Подать к столу

Креманки, пирожковые тарелки


Требования к качеству: чай должен быть прозрачным, без чаинок, ароматным, иметь красивый красновато-коричневый цвет.


Вода для заваривания чая должна быть свежекипяченой, лучше мягкой, потому что в жесткой воде чай получается невкусный. Она приобретает мягкость при кипячении ее в самоваре. Чай заваривают в фарфоровом или фаянсовом чайнике. Перед заваркой его нужно прогреть – ополоснуть два-три раза кипятком. Всыпать в чайник порцию сухого чая (из расчета 1-2 г на стакан) и сразу залить его кипятком на 1/3 объема чайника. Замечу, что в чайной ложке содержится 2,5 г сухого чая. Чайник надо накрыть крышкой, а сверху салфеткой или чайной грелкой, чтобы она закрывала отверстие в крышке и носике чайника. Это делается для того, чтобы не терялись летучие ароматические масла. Настаивать чай 5-10 мин, а потом долить чайник кипятком до нормы и разлить в чашки. Температура чая при подаче должна быть не ниже 75˚ С. В чае не должно быть чаинок. Заваренный чай нельзя кипятить или держать на горячей плите, а также оставлять надолго – он потеряет свой аромат.

Чай подают в чашке с блюдцем или в стакане с подстаканником, который ставят на пирожковую тарелку. Отдельно подают сахар, лимон, нарезанный тонкими кружочками, варенье, мед, в молочнике – горячее молоко или сливки. При их добавлении в чай он теряет свою терпкость.




В заключение учитель дает оценку приготовленному чаю, подводит итоги выполненной работы, отмечает отве­ты детей. После этого все вместе убирают класс.

Литература

1. Ковалев В.М. Русская кухня: традиции и обычаи. - М., 1992.

2. Новоженов Ю.М. Любителям кулинарного искусства. – М., 1989.

3. Русский праздник. – М., 2001.

4. Технология. Учебник для 5 кл. (девочки) /Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентена-Графф, 2004


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!