СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кулинарный поединок

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предполагает проведение развлекательного мероприятия для школьников среднего школьного возраста. Проводится в рамках студии по кулинарному мастерству.

Просмотр содержимого документа
«Кулинарный поединок»

Сценарий конкурса «Кулинарный поединок» в русской народной традиции.


Аннотация: Данный сценарий является актуальной проблемой нравственного воспитания детей, и формирования творческого потенциала. Содержание мероприятия построено на основе народного творчества, фольклора, игр доступных и интересных для ребят русские традиции позволит участникам в игровой форме окунуться в атмосферу прошлого, прикоснуться к русской культуре, вспомнить старинные традиции и обычаи. Мероприятие проводится в 2 этапа. Русские традиции и приготовление блюда Винегрет

Цель: Приобщение подрастающего поколения к культурно-историческому наследию России, ее духовно-нравственному потенциалу посредством участия в мероприятии. Воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку, обрядам и традициям. Социализация. Подготовка детей к самостоятельной жизни.

Задачи:

- вспомнить народный фольклор, творчество;

- расшить кругозор детей;

- развитие самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества.

- Расширение навыков приготовления пищи.


Предварительная подготовка учащихся1 часть. «Игра по станциям»: подготовить элементы русских костюмов. 2 часть. «Ярмарка»: всем желающим необходимо придумать, подготовить, оформить и реализовать дело для ярмарочной площади (торговля, аттракционы, коробейники, артисты).

Предварительная работа организатора:

Подбор игрового, наглядного и художественного материала. Подготовка оформления праздника, реквизита. Разработка сценария. Предварительная работа с ведущими станций. Обеспечение музыкального и технического оснащения.


Оборудование:


Возраст участников: 

Место проведения: 

Источники информации:

1. «Русские народные подвижные игры», М.Ф. Литвинова, Москва, 1989.

2. «Русские игрушки, игры, забавы», С. Лаврова, Москва, 2007.

3. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князева, М.Д. Маханева, 1998

4. интернет ресурсы.





ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

День русских традиций состоит из двух частей:


Вед 1 : Ой, вы гости дорогие,

Вы пожалуйте сюда.

Приходите поскорее

Занимайте здесь места.

Проходите, не стесняйтесь

Место выбрано для вас,

Чтобы видно и удобно

Вы смотрели все на нас.

Вед.2 Мы рады видеть вас. Мы живём в интересное и удивительное время.

Нас окружает большой мир, наполненный событиями, происходящими в разных местах нашей планеты. Но мы живём в России. Каждый день приносит что-то новое. Мы постоянно думаем о будущем, мечтаем о счастье и благополучии. А ведь всё начиналось в древности. Клубок поколений продолжает своё движение. И сегодня, мы попытаемся разобраться, откуда тянется эта нить поколений.

Вед. 1 Где как не в семье мы можем соприкоснуться с историей, с традициями. От поколения к поколению передают наши деды и отцы, всё то, что было накоплено нашими предками. И нить поколений не прерывается.

Поэтому тема нашей визитки «Традиции и обычаи русской семьи».

Вед.2 Главное в семье это место, где собирается вся семья, куда стремятся и стар, и мал. Это дом.

Какой дом – такая и семья.  Дом – это целый мир.

Что ни терем, ни изба –

Позолота, да резьба.

Терем, терем, теремок,

Он затейлив и высок,

В нем окошки слюдяные,

Все наличники резные,

А на крыше петушки

Золотые гребешки.

Вед. 1 Хороши дома, но главное в избе это не стены и кровля, а уют, который создаёт хозяйка. И любовь к жилищу  выражается в рукоделии. Ничто так не украшает избу, как рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица их вешали для украшения в красный угол избы.

Рушник – это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов. Это оберег дома.

Вед. 2 Не красна изба углами, а красна пирогами.

Да, славно русское застолье.

  А как вести себя за столом.  Вот основные правила.

  •   перед едой надобно руки  помыть;

  •   нельзя стучать или скрести  ложкой о посуду;

  •   нельзя бросать остатки  пищи на пол;

  •  нельзя громко разговаривать, смеяться;

  •  не следовало есть  «вприхлёбку»,  т.е. зачерпывать дважды, не откусив  хлеба;

«Дело всех православных крестьян сидеть за столом чинно, унимать от смеху смешливых, пустяшных разговоров не водить и смотреть на хлебный стол, как на божий престол».

Заходят Ряженые 2 чел

Вед 1. Здравствуйте, гости дорогие, гости званные да желанные. Рады видеть вас всех у нас на празднике. Ждет вас здесь угощенье знатное и времяпровождение приятное. И по-старому русскому обычаю дорогих гостей мы встречаем хлебом  - солью:

Если мы хотим кого-то
Встретить щедро от души,
На крыльце того встречаем
С белым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
А еще мы соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай-ка хлеб из рук!  (угощает жюри караваем)

Вед.2 Слово "каравай" происходит от слова "кара" -круг, потому что каравай - круглый хлеб. А наши предки в понятие "круг" вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый годовой цикл - круглый год. Вселенная нашим предкам тоже представлялась тоже замкнутой, в виде круга, да и вся жизнь, как считали, развивается по кругу. Человек рождается, живет и умирает, чтобы вновь родится. И вот поэтому хлеб - символ жизни -пекли круглый.

Вед. 1 В осеннее - зимний период устраивали посиделки. Вечерами молодежь собирались, приносили кудель и другую работу – пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие дела, рассказывали истории и сказки, пели песни, устраивали игры, плясали, водили хороводы. А мы будем сегодня на наших посиделках готовить винегрет. А что это такое?

Вед. 2 Если мы заглянем в кулинарную книгу, то прочитаем следующее: «Винегрет-это холодная закуска из мелко нарезанных вареных овощей (свеклы, моркови, картофеля) с луком, огурцом и квашеной капустой, заправленной солью и подсолнечным маслом». Винегрет является разновидностью салатов . их готовят с рыбой , с мясом, кальмарами или морской капустой.

Вед 1. : Для начала мы разделимся на 2 команды и назовем их Команда «Домовята» и команда «Барабашки» Никаких продуктов у нас пока нет. Вам предстоит зарабатывать овощи в конкурсах знатоков кулинарии. Когда будет собрано все необходимое, вы приступите к приготовлению этого чудесного блюда.

Кто быстрее приготовит винегрет - тот и победитель.

Коварное условие: за каждый конкурс победитель получает 2 единицы продуктов, проигравший на одну больше.

    Оцениваться будет не только скорость приготовления, а также красивый внешний вид салата, соблюдение санитарных правил.

Вед 2.: Итак, пора приступить к кулинарному поединку. И в этом конкурсе участники могут заработать продукт для своего винегрета.

1-й конкурс.  Национальные блюда (приз – свекла). Команда, давшая больше правильных ответов получает, приз – 2 свеклы. Проигравшая 1 свеклу


Оборудование: карточки 1, 2, 3

Надо выбрать правильный ответ из трех предложенных. Но не гадать. А поднять № правильного ответа на карточке.

         

             1.  БОТВИНЬЯ

- холодный зеленый суп с квасом

-тушеная в сливочном масле ботва

- яблочный пирог

 

               2. БРЫНЗА

- крепкий армянский чай

- сыр, вырабатываемый из овечьего молока

-верблюжье молоко

 

              3. МАМАЛЫГА

- суп из красного перца и тыквы

- чай с пряной зеленью

каша из кукурузной муки

 

            4. БАСТУРМА

- домашняя колбаса

- чебуреки с тыквой

-мясо по-любительски

 

               5. ШУРПА

- мясной суп  с овощами и жирной бараниной

- моченые яблоки

- печеные ядра грецких орехов

 

             6.  АШ

- вареники с капустой

- плов

- салат с креветками

             7. НАЛИСТНИКИ

- тушеный рис с бобами

- тонкие блинчики

-  слоеные лепешки

 

         8.  ЛАГМАН

- лапша с мясом

- поджаренный ломтик говядины

- напиток из дыни

 

Вед.1 : Продуктовая корзина у наших команд начала пополняться. Пора проверить знания наших игроков. Сделать это нам поможет наш следующий конкурс. Сейчас приглашаем по одному участнику от каждой команды.

2-й конкурс: «Собери мясорубку»

Вед 2:  Задача участников: быстрее всех собрать мясорубку. Оценивается скорость  и правильность выполнения задания. Тот кто быстрее и правильнее соберет мясорубку, получает для салата - морковь.

3- й конкурс: «Чистим картошку»

Вед 1: Каждой команде будет дано по 3 картошины. Победит та команда, которая быстрее и качественней почистит весь картофель.

Выигравшая команда получает для своего салата - картофель, молодцы!

Вед 2: Каждой команде будет загадано по 2 загадкм. За каждый правильный ответ 1 балл. Если отвечающие не знают ответ, то команда соперников может заработать дополнительный балл, отгадав загадку. Приз за этот конкурс – масло!

Вед 1:  Итак, начнем!

Загадки

1. В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.( Пшеница)

2. В поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился.( Сахар)

3. Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна его не съем,
Разделю ребятам всем.( Бублик)

4. Дедушка смеется, на нем шубонька трясется. (кисель)

5.  Холодок в пакете
Едят и взрослые и дети
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое)

6. Что на сковородку наливают,
Да вчетверо сгибают? (блин)

7. Белая беляна,
По полю гуляла,
Домой пришла,
По рукам пошла. (мука)

8 .Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? (каша)

Вед 2: Победила в этом конкурсе  команда группы №__ Они получают масло!

6-й конкурс:  “Волшебная шкатулка” (вопросы, свёрнутые в трубочку). Получают соленый огурец

1. Продолжите слово и объясните, что это такое : кулина...? ( Кулинария)

2. Как по-другому мы можем назвать человека, готовящего пищу, кроме как повар? (Кулинар)

3. Самый главный человек на кухне? (Шеф-повар)

4. О какой приправе, которая с древнейших времён ценилось очень высоко, можно сказать следующее: способствует удержанию воды в организме, служит материалом для образования в желудке соляной кислоты, благодаря чему пища лучше переваривается, а вредные микробы погибают. А так как она часто оказывалась недоступной для народа, возникали народные бунты. Что это за приправа? (Поваренная соль)

5. Король салатов, первое блюдо в списке хозяйки, хозяин стола – как только не называют его. Ясно одно, без него не обходится ни одно празднество. Московский повар - француз, чье имя до сих пор носит популярный салат. (Оливье)

6. Напиток, который в огромном количестве поглощал автор “Трех мушкетеров”. (Кофе)

7. Удовольствие, полученное во время еды. (Смак)

8. Возглас “Пальчики оближешь!” одним словам. (Объедение)

9. Блюдо, в которое свиные ножки идут отдельно от свиньи. (Холодец)

10. Копченая свинина, важнейший компонент яичницы по-английски. (Бекон)

11. Кулинарное изделие, красящее избу. (Пироги)

12. Мясо свиньи - называют свинина, мясо барана - баранина. Почему мясо коровы называют говядина, а не коровятина? (В словаре Даля сказано, что "говядина" по латыни - корова. Отсюда говядина)

13. Какой суп в старину называли Калья? (Рассольник)

14. Фрукт, которым отравили сказочную царевну. (Яблоко)

15. Овощ, имеющий два названия. (Томат, помидор)

16. Пища, спустившаяся с небес. (Манна)

17. И фрукты, и брюки. (Бананы)

18. Молочная яичница. (Омлет)

19. Овощ-букет. (Цветная капуста)

20. Какой овощ называют синеньким? (Баклажан)

7-й конкурс:  « Что это?» (приз –лук)

 Вед. 1: В течение одной минуты ведущий называет  какие – либо продукты. Задача участников указать к какой группе этот продукт относится (напиток, крупа, рыба и т. д. )

          1 команда                                                             2 команда

1.    курица (птица)                                              1.  гусь (птица)

2.     морс (напиток)                                              2. пшено(крупа)

3.     сазан  (рыба)                                                    3. минтай (рыба)               

4.     редька (овощ)                                                 4. квас (напиток)         

5.     фисташки (орехи)                                            5. груздь (гриб)

6.     хурма (фрукт)                                                 6.   кольраби (овощ)      

7.     баклажан (овощ)                                             7.кокос (орех)

8.     брусника (ягода)                                             8.петрушка (овощ)     

4 команда 5 команда

9.     сельдь (рыба)                                               9. лимон (фрукт )

10.  опята (грибы)                                                  10. Борщ (суп)

11.  свинина (мясо)                                              11. яблоко (фрукт)

12.  арбуз (ягоды)                                             12.изюм (сухофрукт)            

13. цыпленок (птица)                                           13.киви (фрукт)

14.  вишня (ягода)                                              14.лавровый лист (пряность)

15.  рис (крупа)                                                  15. помидор (овощ)

16.  корица (пряность)                                       16.манка (крупа)

Вед 2: Теперь есть все необходимое. Продукты собраны. Каких то продуктов собрано больше, а каких то меньше, какие-то продукты есть у одной команды, а у другой- нет. Осталось самое главное -  приготовить винегрет, вот тут и проявится ваше умение и фантазия приготовить самый вкусный в мире винегрет из всех продуктов без остатка. На отдельном столе находятся продукты, которые вы можете добавить в винегрет по желанию.

Вед.1. :  Ну что же, сейчас мы проводим наших участников, чтобы они приготовились к последнему конкурсу

Давайте поддержим их аплодисментами.

Итак, уважаемые команды, сейчас перед вами стоит самая главная задача! Еще раз хочу напомнить условие. Перед вами продукты для винегрета. Вам необходимо их полностью использовать в своей практической работе

Итак, начали.

Вед 2: А пока участники готовят винегрет, я зачитаю историю появления

Винегрета. Винегрет - холодное овощное блюдо, подаваемое на закуску и принятое в русской кухне. С середины XIX века так стали называть в России салаты из отварных овощей, сдобренные уксусом.  Утверждают, что название "винегрет" появилось в царствование Александра I. Работавший в дворцовой кухне знаменитый французский повар Антуан Карем,  наблюдая за работой русских поваров, заинтересовался приготовлением неизвестного ему салата. Увидев, что готовое блюдо повара поливают уксусом, Карем, указывая на него, спросил: "Винегр?" (по-французски vinaigre - уксус). Поварам показалось, что он произнес название блюда, и они согласно закивали головами: "Винегрет, винегрет..." Так в царском меню появилось новое название блюда, которое, выйдя за пределы дворца, упростилось до неузнаваемости и скоро стало обычной закуской русских людей.

Вед 1. : Проведем  разминку для зрителей: Конкурс с болельщиками

В гостях у сказки.
1. Что несла бабушке красная шапочка? (пирожки и горшочек масла)
2. Где спрятался седьмой козленок? (в печке)
3. Что больше всего любил Карлсон? (варенье и печенье) 
4. Где баба взяла муку на колобка? (по амбару помела, по сусекам поскребла)
5. Из чего фея сделала карету Золушке? (тыквы)
6. Назовите вкусные имена друзей незнайки (Пончик и Сиропчик)
7. Как погиб царь в Коньке - Горбунке? (сварился в молоке) 
8. Сколько чашек и с чем выпили букашки из сказки "Муху - цокотуха"? (по 3 чашки с молоком и крендельком)
9. Что топтала кобылица в Коньке - Горбунке? (пшеницу)
10. На чем было написано письмо старой лапландки? (на рыбе)
11. Как звали графа - мальчика из "Чипполино"? (Вишенка)

 

Загадки

1.Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

2.Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. (Сахар)

3.Маленькое, сдобное,

Колесо съедобное.

Я один тебя не съем,

Разделю ребятам всем. (Бублик)

4.То, о чем загадка здесь,

Хорошо с чайком поесть,

С виду – маленький батон

И с начинкой сладкой он. (Рулет)

5.Не снег,

А белое всегда.

Хоть и течет,

А не вода .(Молоко)

6.В кусочке сдобного теста

Нашлось для начинки место,

Внутри него не бывает пусто –

Есть мясо или капуста.(Пирожок)

Вед.2. : Вот и готовы салаты у наших команд. Первой справилась команда__________

Последние штрихи делает команда_________

Вед 1. :  Вот и готовы наши винегреты. И мы приглашаем всех за стол на дегустацию винегреты и чаепитие с караваем.

Вед.2. : Благодарим вас за участье. Спасибо всем за внимание. До скорого свидания!

     ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВИНЕГРЕТА ОВОЩНОГО

ИНВЕНТАРЬ И ПОСУДА: миски, доски разделочные (с маркировкой О.С. и О.В.), ножи кухонные, ложка, салатник.

РЕЦЕПТУРА: свекла – 2 шт., морковь – 2 шт., картофель – 5-6 шт., огурцы соленые – 2 шт., горошек консервированный – 100 г, капуста квашенная (по желанию) – 150 г, лук репчатый – 1 шт., растительное масло – 60 г, зелень. 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ:


1. Свеклу, картофель, морковь тщательно промойте. Отварите каждый овощ в отдельности в кожуре, так как свекла во время варки окрасит другие овощи и варится она дольше.
Морковь и картофель очистите от кожицы и нарежьте кубиками. Огурцы, если они имеют грубую кожицу и семена, очистите от них и нарежьте кубиками. Очистите вареную свеклу и нарежьте ее.
2. Переложите свеклу в отдельную миску и смешайте с 1/2 части растительного масла (смазанная маслом свекла не окрасит другие овощи).
3. Подготовленные овощи соедините в одной миске, добавьте консервированный горошек и мелко нарезанный кубиками репчатый лук. По желанию можете добавить квашеную капусту (ее следует перебрать, удалить жесткие кусочки и отжать от рассола).
4. Содержимое миски тщательно перемешайте, заправьте оставшимся маслом. Готовый винегрет выложите в салатник и украсьте его. Приятного аппетита!



Костюмы, презентация, музыка. Самовар, чаепитие, волшебный сундук. Посуда, рушники. Каравай.