СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Культура 60-90 гг.19 века". МХК . 11 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Культура 60-90 гг.19 века". МХК . 11 класс. по конспектам И. А. Лесковой.

Просмотр содержимого документа
«"Культура 60-90 гг.19 века". МХК . 11 класс»

Культура 60-90 гг.19 века.

Культура 60-90 гг.19 века.

Тест Как изначально называлась опера М.Глинки, известная сейчас как «Иван Сусанин»? «Жизнь за царя» Б)«Умри, но не сдавайся» в)«Смерть за Отечество».

Тест

  • Как изначально называлась опера М.Глинки, известная сейчас как «Иван Сусанин»?
  • «Жизнь за царя»

Б)«Умри, но не сдавайся»

в)«Смерть за Отечество».

Тест Какой композитор был автором оперы «Хованщина»? А. Доргамыжский Б)М. Мусорский В)С. Рахманинов.

Тест

  • Какой композитор был автором оперы «Хованщина»?
  • А. Доргамыжский

Б)М. Мусорский

В)С. Рахманинов.

Тест 3. Как называется творческое содружество русских композиторов? «Могучая кучка» Б)«Могучее сообщество» В)«Русские сезоны».

Тест

3. Как называется творческое содружество русских композиторов?

  • «Могучая кучка»

Б)«Могучее сообщество»

В)«Русские сезоны».

Тест 4. Как называется произведение древнерусской литературы, лежащее в основе сюжета оперы Бородина «Князь Игорь»?  а) «Задонщина»  б) «Повесть временных лет»  в) «Слово о полку Игореве»

Тест

4. Как называется произведение древнерусской литературы, лежащее в основе сюжета оперы Бородина «Князь Игорь»?

а) «Задонщина»

б) «Повесть временных лет»

в) «Слово о полку Игореве»

Тест 5. Кто из композиторов является основоположником русской музыкальной классики?  а) М. Глинка  б) А. Бородин  в) М. Мусоргский

Тест

5. Кто из композиторов является основоположником русской музыкальной классики?

а) М. Глинка

б) А. Бородин

в) М. Мусоргский

Ответы теста. 1. Жизнь за царя. 2. М. Мусорский. 3. Могучая кучка.  4. «Слово о полку Игореве». 5. М. Глинка.

Ответы теста.

1. Жизнь за царя.

2. М. Мусорский.

3. Могучая кучка.

4. «Слово о полку Игореве».

5. М. Глинка.

"XIX век в зеркале

художественных

исканий"

5klass.net

Основные художественные направления в литературе и искусстве XIX в.     XVII-начало первая половина середина 70-е гг. XIX в. конец XIX в.  XIX в. XIX в. XIX в. Классицизм Романтизм Реализм Импрессионизм Пост-         импрессионизм критический реализм натурализм

Основные художественные направления

в литературе и искусстве XIX в.

XVII-начало первая половина середина 70-е гг. XIX в. конец XIX в.

XIX в. XIX в. XIX в.

Классицизм Романтизм Реализм Импрессионизм Пост-

импрессионизм

критический реализм натурализм

Какие черты присущи классицизму в архитектуре, живописи, одежде?

Какие черты присущи классицизму в архитектуре, живописи, одежде?

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Черты классицизма Провозглашении идеи гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества Ясность, уравновешенность  композиции, геометрическая правильность линий и строгость пропорций Тяготение к возвышенным темам и жанрам, строгое следование канонам

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения.

Черты классицизма

Провозглашении идеи

гражданского долга,

подчинение интересов

личности

интересам общества

Ясность,

уравновешенность

композиции, геометрическая

правильность линий и

строгость пропорций

Тяготение к возвышенным

темам и жанрам,

строгое следование канонам

 Черты романтизма:  Черты уход от действительности; показ сложной духовной жизни личности в момент наивысшего напряжения; необычность характеров и обстоятельств  реализма: правдивость и историчность изображения жизни; объективная социальная значимость произведения; типичность характеров и обстоятельств Критический реализм – изображение и критика недостатков и пороков, существующих в обществе. Натурализм – использование в литературе и искусстве методов научного исследования, основанных на эксперименте, документальности и точности описания.

Черты романтизма:

Черты

  • уход от действительности;
  • показ сложной духовной жизни личности в момент наивысшего напряжения;
  • необычность характеров и обстоятельств

реализма:

  • правдивость и историчность изображения жизни;
  • объективная социальная значимость произведения;
  • типичность характеров и обстоятельств

Критический реализм – изображение и критика недостатков и пороков, существующих в обществе.

Натурализм – использование в литературе и искусстве методов научного исследования, основанных на эксперименте, документальности и точности описания.

Определите художественное произведение, написанное в стиле романтизма и реализма.  Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» Ж. Милле «Собирательницы колосьев»

Определите художественное произведение, написанное в стиле романтизма и реализма.

Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ»

Ж. Милле «Собирательницы колосьев»

В стиле романтизма создавали  свои произведения Эжен Делакруа, Франсиско Гойя, Теодор Жерико Ф. Гойя «Какое мужество!» Э. Делакруа «Охота на львов в Марокко» Т. Жерико «Плот «Медузы»

В стиле романтизма создавали свои произведения Эжен Делакруа,

Франсиско Гойя,

Теодор Жерико

Ф. Гойя «Какое мужество!»

Э. Делакруа «Охота на львов в Марокко»

Т. Жерико «Плот «Медузы»

Некоторые романтики обратились к религиозным ценностям, таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Они идеализировали старину, в которой видели царство добра, искренности, порядочности.  «В одном мгновенье видеть вечность,  Огромный мир - в зерне песка,  В единой горсти - бесконечность  И небо - в чашечке цветка».  Английский писатель и художник Уильям Блейк

Некоторые романтики обратились к религиозным ценностям, таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Они идеализировали старину, в которой видели царство добра, искренности, порядочности.

«В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность И небо - в чашечке цветка».

Английский писатель и художник Уильям Блейк

Другие подняли проблему «лишних людей» романтиков и бунтарей по характеру, не видящих смысла жизни в косном обществе. Эти представители романтизма связали свою жизнь с демократическим, национально-освободительным и революционным движением.  «Встревожен мертвых сон, - могу ли спать?  Тираны давят мир, - я ль уступлю?  Созрела жатва, - мне ли медлить жать?  На ложе - колкий терн; я не дремлю;  В моих ушах, что день, поет труба,  Ей вторит сердце...»   Джордж Байрон

Другие подняли проблему «лишних людей» романтиков и бунтарей по характеру, не видящих смысла жизни в косном обществе. Эти представители романтизма связали свою жизнь с демократическим, национально-освободительным и революционным движением.

«Встревожен мертвых сон, - могу ли спать? Тираны давят мир, - я ль уступлю? Созрела жатва, - мне ли медлить жать? На ложе - колкий терн; я не дремлю; В моих ушах, что день, поет труба, Ей вторит сердце...»

Джордж Байрон

Два пути развития европейской живописи.

Два пути развития европейской живописи.

«Время-категория созерцания, а не рассудка, и связана она только с миром явлений»  Кант «Время – форма созерцания и это нечто негативное, что самоупраздняет бытие» Гегель  «Время – форма, которая обнаруживает человеку все ничтожество его стремлений»  Шопенгауэр
  • «Время-категория созерцания, а не рассудка, и связана она только с миром явлений»

Кант

  • «Время – форма созерцания и это нечто негативное, что самоупраздняет бытие» Гегель
  • «Время – форма, которая обнаруживает человеку все ничтожество его стремлений»

Шопенгауэр

Жерико «Плот медузы», «Портрет художника»  Сравните ощущения времени. Подумать как можно ощутить время человек, потерпевший кораблекрушение и человек, погруженный в свои мысли и мечты. Время –ожидания и время- мечта

Жерико «Плот медузы», «Портрет художника»

Сравните ощущения времени. Подумать как можно ощутить время человек, потерпевший кораблекрушение и человек, погруженный в свои мысли и мечты.

Время –ожидания и время- мечта

«Умалишенный, воображающий себя полководцем», «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» В какой из этих работ Время –ожидания или время -воспоминание или время- мечта

«Умалишенный, воображающий себя полководцем», «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку»

В какой из этих работ Время –ожидания или время -воспоминание или время- мечта

Перед вами картины двух художников. Обратите внимание на композицию, детали и особенности изображения. Огюст Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари» Томас Гейнсборо «Портрет дамы в голубом»

Перед вами картины двух художников. Обратите внимание на композицию, детали и особенности изображения.

Огюст Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари»

Томас Гейнсборо «Портрет дамы в голубом»

 Чем отличаются изображения одного и того же пейзажа на картинах Клода Моне и Гюстава Курбе? К. Моне «Скала в Этрета» Г. Курбе «Скала в Этрета после шторма»

Чем отличаются изображения одного и того же пейзажа на картинах Клода Моне и Гюстава Курбе?

К. Моне «Скала в Этрета»

Г. Курбе «Скала в Этрета после шторма»

Рассмотрите репродукции картин Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Эдгара Дега. Какие определения подходят к творчеству этих художников:  светлый, легкий, воздушный;  темный, тяжелый;  показывают красоту мира;  вскрывают пороки общества?

Рассмотрите репродукции картин Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Эдгара Дега.

Какие определения подходят к творчеству этих художников:

  • светлый, легкий, воздушный;
  • темный, тяжелый;
  • показывают красоту мира;
  • вскрывают пороки общества?

Импрессионизм.

Импрессионизм.

 Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression – впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX – начала XX вв.  Название направления произошло от наименования картины К. Моне

Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression – впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX – начала XX вв.

Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" ("Impression. Soleil levant"), которая экспонировалась в 1874 г. в Париже. Импрессионисты внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, обратились к изображению мгновенных, выхваченных из потока реальности ситуаций, фиксировали свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.

Импрессионисты выработали последовательную систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных цветов на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени породили беспримерно светлую, трепетную живопись импрессионизма.

Направление в искусстве конца 19-нач.20 в.(название возникло после выставки 1874г., на которой экспонировалась картина К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце»).

Направление в искусстве конца 19-нач.20 в.(название возникло после выставки 1874г., на которой экспонировалась картина К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце»).

Клод Моне «Руанский собор»  «Руанский собор вечером» «Руанский собор, полдень» «Руанский собор утром

Клод Моне «Руанский собор»

«Руанский собор вечером»

«Руанский собор, полдень»

«Руанский собор утром

В 80-90-х гг. XIX в. в живописи появляется новое направление – постимпрессионизм. Чем отличаются картины постимпрессионистов от импрессионистов? Что у них общего? Винсент Ван Гог «Дорога в Овере после дождя» А. Сислей «Поля близ Аржантей»

В 80-90-х гг. XIX в. в живописи появляется новое направление – постимпрессионизм. Чем отличаются картины постимпрессионистов от импрессионистов? Что у них общего?

Винсент Ван Гог «Дорога в Овере после дождя»

А. Сислей «Поля близ Аржантей»

Рассмотрите репродукции картин Поля Сезанна. Утверждают, что художник придал импрессионизму устойчивость. Как вы понимаете это высказывание? «Натюрморт с яблоками и печеньем» «Пьеро и Арлекин»  Сезанн стремился выявить материальность и пластичность изображаемой натуры, а не запечатлеть мгновения меняющейся природы. Чтобы подчеркнуть вещественность предметов, он геометризирует форму, лепит ее плотными мазками чистых тонов.

Рассмотрите репродукции картин Поля Сезанна. Утверждают, что художник придал импрессионизму устойчивость. Как вы понимаете это высказывание?

«Натюрморт с яблоками и печеньем»

«Пьеро и Арлекин»

Сезанн стремился выявить материальность и пластичность изображаемой натуры, а не запечатлеть мгновения меняющейся природы. Чтобы подчеркнуть вещественность предметов, он геометризирует форму, лепит ее плотными мазками чистых тонов.

Определите характерные черты творчества Поля Гогена . Импрессионизм и постимпрессионизм показали возможность видеть мир по- разному.

Определите характерные черты творчества Поля Гогена .

Импрессионизм и постимпрессионизм показали возможность видеть мир по- разному.

Разуверившись и в культе человеческого разума, и в культе человеческого чувства, все более склонялись к индивидуалистическим жизненным позициям.

Разуверившись и в культе человеческого разума, и в культе человеческого чувства, все более склонялись к индивидуалистическим жизненным позициям.

 Ренуар «После завтрака» Чем занят каждый персонаж?

Ренуар «После

завтрака»

Чем занят каждый персонаж?

Что общего можно найти в подаче этих образов? Почему же так по-разному они воспринимаются, такое разное впечатление?

Что общего можно найти в подаче этих образов?

Почему же так по-разному они воспринимаются, такое разное впечатление?

Выполнить анализ произведения.

Выполнить анализ произведения.

Ренуар «Танец в городе»

Ренуар «Танец в городе»

Ренуар «Зонтики»

Ренуар «Зонтики»

Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуар «Бал в Мулен де ла Галлет»

Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт»

Ренуар «Бал в Мулен де ла Галлет»

1. Красота повседневной жизни  2. Мимолетное впечатление от окружающего мира.  3.поражают богатством и сверканием чистых, ярких красок.  4. передача движения в воздушном пространстве.  5. пользуются разнообразной техникой мазков «пуантилизм».  6. нечеткость контуров и фрагментарность композиции «принцип кадра».  7.сюжет ради живописного фона, а не ради сюжета.

1. Красота повседневной жизни 2. Мимолетное впечатление от окружающего мира. 3.поражают богатством и сверканием чистых, ярких красок. 4. передача движения в воздушном пространстве. 5. пользуются разнообразной техникой мазков «пуантилизм». 6. нечеткость контуров и фрагментарность композиции «принцип кадра». 7.сюжет ради живописного фона, а не ради сюжета.

С какой целью отделяет пространственной паузой толпящихся на первом плане людей от Иисуса? Путь ожидания страха, предчувствия и отчаяния, не место действия, а время переживания. Иванов «Явление Христа народу»

С какой целью отделяет пространственной паузой толпящихся на первом плане людей от Иисуса?

Путь ожидания страха, предчувствия и отчаяния, не место действия, а время переживания.

Иванов «Явление Христа народу»

Суриков «Утро стрелецкой казни»

Суриков «Утро стрелецкой казни»

Репин «Иван Грозный»

Репин «Иван Грозный»

Определить, какой из двух методов воплощения категории времени избран художниками?

Определить, какой из двух методов воплощения категории времени избран художниками?

Репин «Не ждали»

Репин «Не ждали»

Рябушкин «Едут». Рябушкин «Едут»

Рябушкин «Едут».

Рябушкин «Едут»

Какими средствами удается воплотить переживание?

Какими средствами удается воплотить переживание?

Реализм.  (вещественный, действительный).

Реализм. (вещественный, действительный).

«Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».   Энгельс.

«Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Энгельс.

Умом Россию не понять,  Аршином общим не измерить:  У ней особенная стать-  В Россию можно только верить.   Тютчев.

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать- В Россию можно только верить. Тютчев.

1. Постижение характера связано с историческим временем, с отражением его социальных проблем.  2. нравственное самопознание, характерное для русской культуры.  3. «Плетение стилей»-классицизма, реализма, романтизма, решая в своем творчестве прежде всего те задачи, которые имели прежде всего национальную и общечеловеческую значимость. импрес  импрессион

1. Постижение характера связано с историческим временем, с отражением его социальных проблем. 2. нравственное самопознание, характерное для русской культуры. 3. «Плетение стилей»-классицизма, реализма, романтизма, решая в своем творчестве прежде всего те задачи, которые имели прежде всего национальную и общечеловеческую значимость.

импрес

импрессион


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!