СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура и искусство XX века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Охарактеризовать основные достижения художественной культуры конца XX века, показав, что на её развитие повлияли  процессы  индустриализации, формирования массовой культуры  разрушившей традиционные ценности, представления людей и общественное движение XX века.

Просмотр содержимого документа
«Культура и искусство XX века»

СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»

Урок-презентация по Всеобщей истории «Мировая культура и искусство 20 века»

История 1 курс..

Тип: изучение нового материала.

Цель урока: Охарактеризовать основные достижения художественной культуры конца XX века, показав, что на её развитие повлияли процессы индустриализации, формирования массовой культуры разрушившей традиционные ценности, представления людей и общественное движение XX века

Задачи урока:

  • Проанализировать наиболее известные произведения живописи, музыки, литературы;

  • Продолжить формирование умения, детального рассмотрения, сравнения, сопоставления, а также выявления общего и особенного в развитии искусства;

  • Формирование эстетического вкуса старшеклассников.

Оборудование урока:

  • Презентация Приложение 1

План урока

0.Оргмомент. 1м.

1.Условия развития культуры конца XX века. 5м.

2. Литература 20 века: а) Критический реализм; б) Интеллектуальный реализм;

в) Психологический реализм; г) Социалистический реализм; д) Авангардизм; е) Экзистенциализм.

3.Художественное направление в искусстве: а) Модерн; б) Дадаи́зм; 30м.

в) Экспрессионизм; г) Примитивизм; д) Кубизм; е) Сюрреализм; е) Футуризм;

ж) Абстракционизм; з) Супрематизм; и) Абстрактный экспрессионизм; к) Конструктивизм.

4.Массовая культура: а) Поп-арт; б) Хэ́ппенинг; в) Инсталляция; г) Перфоманс; д) Перфоманс.

5.Закрепление нового материала (составление схемы по итогам лекции). 5м.

6.Рефлексия. 3 м.

  1. Домашнее задание §30. 1м.

Литература:

Учебник «Всеобщая история 9 класс» Н. В. Загладин М.: Русское слово, 2010г.

Новейшая история зарубежных стран 20 века. Пособие для учителя. Н. В. Загладин, Х.Т. Загладина М.: Русское слово, 2001г.

Ход урока

Вводное слово учителя. Беседа. (Условия развития мировой культуры)

Учитель: В уходящем веке культура европейского типа распространилась и на другие континенты — в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию. В течение XX в. сформировались общие черты, тенденции, типичные для западной культуры в целом, проявляющиеся в различных сферах жизни всех стран мира, охваченных ею.
Вопрос: Какие исторические условия влияли на развитие культуры конца XX века?

Ответ учащихся.

  1. Условия развития культуры конца XX века.

Учитель: Процессы пересмотра затронули и философию, и литературу и искусство. Об этих поисках речь и пойдет.

Учитель: Действительно, человеческая деятельность, опирающаяся на сферу разума, сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя:

— индустриализацию производства и массовое потребление;
— единые средства передвижения и передачи информации;
— интернациональную науку и доступное практически всем образование;
— стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.

Панорама художественной культуры XX в. весьма разнообразна. Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем: модернизма и постмодернизма.

Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. Конкретно в различных видах искусства это выразилось:

— в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве;
— в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке;
— в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д.

2.Литература 20 века.

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, условное обозначение той ветви реалистического искусства 19-20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности. (слайд 2)

  • Интеллектуальный реализм стремится художественно-доказательно решать актуальные проблемы, давать анализ состояния мира. Произведение интеллектуального реализма включает в себя параболическую мысль — притчу, казалось бы, отходящую от современности. (слайд 3)

  • Психологический реализм стремится передать пластику движения мыслей, раскрывает диалектику души человека, взаимодействия мира и сознания, то интеллектуальный реализм стремится художественно-доказательно решать актуальные проблемы, давать анализ состояния мира. (слайд 4)

  • соцреали́зм — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1930-х годов, тесно связанный с идеологией и пропагандой. (слайд 5)

  • Авангардизм - фр. avant-gardisme - впереди и стража) - общее название художественных направлений 20 века, для которых характерны поиск новых, неизвестных, часто штучных форм и средств художественного отображения, недооценка или полное отрицание традиций и абсолютизация новаторства. (слайд 6)

  • Экзистенциализм – как литературное направление экзистенциализм сформировался во Франции в годы второй мировой войны в художественных произведениях и работах теоретического характера Альбера Камю, Жана-Поля Сартра и оказал существенное влияние на всю послевоенную культуру, прежде всего на кинематограф (Антониони, Феллини) и литературу (У. Голдинг, А. Мердок, Кобо Абэ и Кзндзабуро Оэ, Хосе Села и М. Фриш). (слайд7)



    1. Художественное направление в искусстве.

 Учитель: Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и многоликость, принимая при этом различные воплощения, что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства, и даже в праве именоваться стилем. Модернизм (от фр modern — новейший, современный) — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. (слайд 8) Модернизм как художественная сие тема был подготовлен двумя процессами своего развития:

— декадентством (dekadentia — упадок) — т. е. бегством, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем;
— авангардом (фр avantgarde — передовой отряд) — манифеcты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам.
Вопрос: - Как вы поняли сущность новых художественных направлений?

Ответ учащихся.

 Разновидности модерна: (слайды 9-24)

 Задание: - Какая картина произвела самое сильное впечатление? Какое настроение передает? Какими средствами?

Ответ учащихся.

    1. Массовая культура

Учитель: Массовая культура или поп-культура, культура большинства — культура, распространенная, т.е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе литература, средства массовой информации, изобразительное искусство и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения . Массовая культура является противоположностью традиционной культуры.

Учитель: Загадочное слово Поп-арт!

  • популярное, общедоступное искусство, второе значение связано с англоязычным звукоподражательным рядом слова в значении отрывистый ударили производящее шокирующий эффект — направление в искусстве. Представители направления используют образы продуктов потребления в качестве элемента художественного произведения. Источником их вдохновения стали глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография. (слайд 25 - 26)

  • Хэ́ппенинг (или хе́ппенинг, англ. happening) — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию. Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем. (слайд 27)

  • Инсталляция- англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое. (слайд 28)

  • Перфоманс - (, англ. performance — представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. (слайд 29 - 30)

  • Граффити- ( граффи́то; от итл. Graffito, graffiti) — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. Разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» — процарапанные надписи (graffiare — «царапать»). В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски. (слайд 31)

Вопрос: как вы поняли причины появления массовой культуры?

 5. Закрепление нового материала

 Учитель: - Мы познакомились с калейдоскопом художественных направлений и стилей культуры мировой конца 20 века.

Вопрос: Составьте схему влияния массовой культуры на жизнь общества. Проверим (слайд 32) (наводящие вопросы: через чего идёт влияние? Какой результат влияния, особенно на молодёжь? Что играет особое значение интегрирующее в современном обществе? По мере ответов открывать слайд)

Вывод: В заключение следует подчеркнуть, что на протяжении XX в культура Западной Европы накопила огромный ценностный потенциал, состоящий из следующих достижений

— сохранение среды обитания человека;
— создание благоприятных условий для развития личности;
— формирование достойного качества жизни людей;
— реализация творческого потенциала во всех сферах человеческой дятельности.

Задача на будущее состоит в том, чтобы использовать на практике в форме диалога и сотрудничества все ценности западноевропейской культуры, с учетом меняющихся исторических условий.

6. рефлексия.

-На уроке мы с вами плодотворно работали, каков продукт нашего урока?

-Что показалось неожиданным и интересным?

-У кого из вас появилось желание расширить свои знания по этой теме?

7.Домашнее задание: параграфы 30


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!