СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»
Урок-презентация по Всеобщей истории «Мировая культура и искусство 20 века»
История 1 курс..
Тип: изучение нового материала.
Цель урока: Охарактеризовать основные достижения художественной культуры конца XX века, показав, что на её развитие повлияли процессы индустриализации, формирования массовой культуры разрушившей традиционные ценности, представления людей и общественное движение XX века
Задачи урока:
Проанализировать наиболее известные произведения живописи, музыки, литературы;
Продолжить формирование умения, детального рассмотрения, сравнения, сопоставления, а также выявления общего и особенного в развитии искусства;
Формирование эстетического вкуса старшеклассников.
Оборудование урока:
План урока
0.Оргмомент. 1м.
1.Условия развития культуры конца XX века. 5м.
2. Литература 20 века: а) Критический реализм; б) Интеллектуальный реализм;
в) Психологический реализм; г) Социалистический реализм; д) Авангардизм; е) Экзистенциализм.
3.Художественное направление в искусстве: а) Модерн; б) Дадаи́зм; 30м.
в) Экспрессионизм; г) Примитивизм; д) Кубизм; е) Сюрреализм; е) Футуризм;
ж) Абстракционизм; з) Супрематизм; и) Абстрактный экспрессионизм; к) Конструктивизм.
4.Массовая культура: а) Поп-арт; б) Хэ́ппенинг; в) Инсталляция; г) Перфоманс; д) Перфоманс.
5.Закрепление нового материала (составление схемы по итогам лекции). 5м.
6.Рефлексия. 3 м.
Домашнее задание §30. 1м.
Литература:
Учебник «Всеобщая история 9 класс» Н. В. Загладин М.: Русское слово, 2010г.
Новейшая история зарубежных стран 20 века. Пособие для учителя. Н. В. Загладин, Х.Т. Загладина М.: Русское слово, 2001г.
Ход урока
Вводное слово учителя. Беседа. (Условия развития мировой культуры)
Учитель: В уходящем веке культура европейского типа распространилась и на другие континенты — в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию. В течение XX в. сформировались общие черты, тенденции, типичные для западной культуры в целом, проявляющиеся в различных сферах жизни всех стран мира, охваченных ею.
Вопрос: Какие исторические условия влияли на развитие культуры конца XX века?
Ответ учащихся.
Условия развития культуры конца XX века.
Учитель: Процессы пересмотра затронули и философию, и литературу и искусство. Об этих поисках речь и пойдет.
Учитель: Действительно, человеческая деятельность, опирающаяся на сферу разума, сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя:
— индустриализацию производства и массовое потребление;
— единые средства передвижения и передачи информации;
— интернациональную науку и доступное практически всем образование;
— стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.
Панорама художественной культуры XX в. весьма разнообразна. Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем: модернизма и постмодернизма.
Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. Конкретно в различных видах искусства это выразилось:
— в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве;
— в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке;
— в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д.
2.Литература 20 века.
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, условное обозначение той ветви реалистического искусства 19-20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности. (слайд 2)
Интеллектуальный реализм стремится художественно-доказательно решать актуальные проблемы, давать анализ состояния мира. Произведение интеллектуального реализма включает в себя параболическую мысль — притчу, казалось бы, отходящую от современности. (слайд 3)
Психологический реализм стремится передать пластику движения мыслей, раскрывает диалектику души человека, взаимодействия мира и сознания, то интеллектуальный реализм стремится художественно-доказательно решать актуальные проблемы, давать анализ состояния мира. (слайд 4)
соцреали́зм — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1930-х годов, тесно связанный с идеологией и пропагандой. (слайд 5)
Авангардизм - фр. avant-gardisme - впереди и стража) - общее название художественных направлений 20 века, для которых характерны поиск новых, неизвестных, часто штучных форм и средств художественного отображения, недооценка или полное отрицание традиций и абсолютизация новаторства. (слайд 6)
Экзистенциализм – как литературное направление экзистенциализм сформировался во Франции в годы второй мировой войны в художественных произведениях и работах теоретического характера Альбера Камю, Жана-Поля Сартра и оказал существенное влияние на всю послевоенную культуру, прежде всего на кинематограф (Антониони, Феллини) и литературу (У. Голдинг, А. Мердок, Кобо Абэ и Кзндзабуро Оэ, Хосе Села и М. Фриш). (слайд7)
Художественное направление в искусстве.
Учитель: Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и многоликость, принимая при этом различные воплощения, что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства, и даже в праве именоваться стилем. Модернизм (от фр modern — новейший, современный) — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. (слайд 8) Модернизм как художественная сие тема был подготовлен двумя процессами своего развития:
— декадентством (dekadentia — упадок) — т. е. бегством, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем;
— авангардом (фр avantgarde — передовой отряд) — манифеcты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам.
Вопрос: - Как вы поняли сущность новых художественных направлений?
Ответ учащихся.
Разновидности модерна: (слайды 9-24)
Задание: - Какая картина произвела самое сильное впечатление? Какое настроение передает? Какими средствами?
Ответ учащихся.
Массовая культура
Учитель: Массовая культура или поп-культура, культура большинства — культура, распространенная, т.е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе литература, средства массовой информации, изобразительное искусство и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения . Массовая культура является противоположностью традиционной культуры.
Учитель: Загадочное слово Поп-арт!
популярное, общедоступное искусство, второе значение связано с англоязычным звукоподражательным рядом слова в значении отрывистый ударили производящее шокирующий эффект — направление в искусстве. Представители направления используют образы продуктов потребления в качестве элемента художественного произведения. Источником их вдохновения стали глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография. (слайд 25 - 26)
Хэ́ппенинг (или хе́ппенинг, англ. happening) — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию. Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем. (слайд 27)
Инсталляция- англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое. (слайд 28)
Перфоманс - (, англ. performance — представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. (слайд 29 - 30)
Граффити- ( граффи́то; от итл. Graffito, graffiti) — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. Разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» — процарапанные надписи (graffiare — «царапать»). В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски. (слайд 31)
Вопрос: как вы поняли причины появления массовой культуры?
5. Закрепление нового материала
Учитель: - Мы познакомились с калейдоскопом художественных направлений и стилей культуры мировой конца 20 века.
Вопрос: Составьте схему влияния массовой культуры на жизнь общества. Проверим (слайд 32) (наводящие вопросы: через чего идёт влияние? Какой результат влияния, особенно на молодёжь? Что играет особое значение интегрирующее в современном обществе? По мере ответов открывать слайд)
Вывод: В заключение следует подчеркнуть, что на протяжении XX в культура Западной Европы накопила огромный ценностный потенциал, состоящий из следующих достижений
— сохранение среды обитания человека;
— создание благоприятных условий для развития личности;
— формирование достойного качества жизни людей;
— реализация творческого потенциала во всех сферах человеческой дятельности.
Задача на будущее состоит в том, чтобы использовать на практике в форме диалога и сотрудничества все ценности западноевропейской культуры, с учетом меняющихся исторических условий.
6. рефлексия.
-На уроке мы с вами плодотворно работали, каков продукт нашего урока?
-Что показалось неожиданным и интересным?
-У кого из вас появилось желание расширить свои знания по этой теме?
7.Домашнее задание: параграфы 30