§ 19-20. Культура Индии и Китая
Цели: дать представление о культуре Древней Индии и Древнего Китая, о влиянии природных условиях и занятиях древни индийцев на развитие культуры; показать роль и место древних индийцев в мировой культуре и науке, развивать умения работать с исторической картой и историческими документами, систематизировать информации, формировать аналитические и практические навыки; воспитывать интерес к истории, уважительное отношение к традициям, культуре и творческому прошлому стран мира; приобщать к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать связь между занятиями жителей Древней Индии и Древнего Китая природно-географическими условиями страны и развитием культуры и науки; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории; метапредметные : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; понимать культурное многообразие мира; уважать культуру других народов; учиться быть толерантным; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
План урока
Религия ариев.
Возникновение буддизма.
Научные знания древних индийцев.
Письменность Древнего Китая.
Открытия китайских учёных.
Религиозные представления древних китайцев.
Арии принесли в Индию свою религию. В её основе лежала вера в переселение душ. Переселе́ние душ, перевоплощение, реинкарна́ция, (лат. reincarnatio «повторное воплощение»), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») — вера в то, что бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях — только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое.
Она оказала огромное влияние на жизнь индийцев. Многие индийцы предпочитали не есть мяса, боясь осквернить себя убийством. Они питались растительной пищей, хлебом и молоком.
В VI веке до н. э. в Индии возникла новая религия — буддизм. Её основоположником был сын раджи Гаутама. Человек всегда мечтает о том, чего трудно или невозможно достичь, и от этого страдает. Значит, не надо ничего желать и тогда не будет разочарований. Не надо цепляться и за саму жизнь. Каждое перерождение несёт лишь новые страдания. Выход Гаутама увидел в том, чтобы погрузиться в особое состояние — нирвану, дарующую успокоение и блаженство. Когда и где возник буддизм? Кто был его основателем? В чем его основная суть?
Китайцы верили, что всё в мире происходит по воле могущественных духов и богов. Жители Китая обожествляли также души предков. Как и богам, им приносили жертвы, прося заступничества за людей перед другими духами. С возникновением государства и появлением царей китайцы начали обожествлять царскую власть. Царя, а позднее императора, в Китае считали «Сыном Неба», то есть сыном «Небесного божества».
Вспомните, в каких ещё государствах Древнего мира обожествляли царскую власть. Почему правители древности стремились себя обожествлять?
Открываем учебник, на стр. 80 и стр. 82 прочитать и переписать научные достижения индийцев и китайцев.
IV. Подведение итогов урока
— Жители Древней Индии и Китая создали высокую культуру, совершили множество важных открытий и изобретений. В Индии возникла одна из мировых религий — буддизм.
Мировая религия — вероучение, которого придерживаются многие люди в разных странах. К мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам. VI век до н. э. Возникновение буддизма.
Домашнее задание
§ 20. Дифференцированное задание:
Для сильных учеников – написать эссе по теме «научные открытия древних индийцев и китайцев».
Для средних учеников – составить сообщение о верованиях древних индийцев и китайцев
Для слабых учеников – ответить на вопросы в рубрике «Вопросы и задания»
Учитель – Курбаналиев Хайбула
2