АВТОР: Петрушина Галина Николаевна
Место работы: МБУ ДО «Станция юных натуралистов»
город Новокузнецк
Должность: Педагог дополнительного образования
Методическая разработка беседы
«Культура общения»
Аннотация: Беседа поможет познакомить детей с культурой общения между людьми, вежливыми словами, и употреблением их речи.
Тема: «Культура общения»
Цели: 1. Познакомить с культурой общения между людьми, вежливыми
словами, и употреблением их речи.
2. Развивать речь, память, навыки выразительного чтения.
3. Воспитывать вежливость, доброту, взаимоуважение.
Метод: беседа.
Ход занятия.
Педагог: Сегодня мы с вами проведём беседу на тему: “Вежливость”. Послушайте рассказ «На катке» и ответьте на такой вопрос:
- Кого из ребят можно считать вежливым?
День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал различные фокусы - то ехал на одной ноге, то крутился волчком.
- Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался. « Я нечаянно» - сказал Витя, оттряхнул с её шубки снег. «Ушиблась? Девочка улыбнулась: « Коленку....
Сзади раздался смех. “На до мной смеются” - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки. « Эка невидаль, коленка! Вот плакса» - крикнул он проезжая мимо школьников.
«Иди к нам!» - позвали они. Витя пошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.
Вы прослушали рассказ. Можно ли считать Витю вежливым, по сравнению с ребятами?
(беседа)
Пойди, узнай, пойди, пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз.
Его зовут - стоит как пень,
Как будто в землю врос.
-Смотри, не пей воды сырой!
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьёт в ответ.
Пойди, узнай, пойди, пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
-Придёшь обедать к трём часам,
Ему сказала мать.
Он пробурчал: - Я знаю сам...
А сам явился в пять.
-Ну, что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
-Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
Педагог - Грубость, неуважительное отношение к людям - признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки.
Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике соберутся в круг
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка, и ленточка в косе.
Все глядят на Любочку, радуются все.
Но если к этой Любочке вы придёте в дом,
Там вы эту девочку узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:
-У меня уроков много, я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае-
Она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая, продвигается вперёд.
Говорит она, толкаясь:
-Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
-Это детские места!
-Ну, садись, - вздыхает та.
Синенькая юбочка, ленточка в косе,
Вот какая Любочка во всей её красе.
Случается, что девочки порой бывают грубыми
Хотя не обязательно они зовутся Любами.
- «Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алёша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовёт он только
Алёшка, Петька, Ванька, Толька
Педагог- Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя,
«Извините, я немножко опоздал».
Спор давно ведётся в школе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
Педагог: - А как, ребята, вы считаете? Вежлив Витя или нет?
Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле:
Он в полночный, тихий час
Поднял мать с постели.
-Что с тобой?! — вскричала мать,
Заболел сыночек?...
- Я забыл тебе сказать:
«Мама, доброй ночи!»
Педагог: - Вежливо ли поступил мальчик?
Пошёл я гулять и в саду по привычке
Я дёрнул девчонку за обе косички.
На крик прибежала девчонкина мать,
Меня изловчилась за ухо поймать...
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
«Простите меня»,-
Я шепнул виновато.
-Ступай, - улыбнулась.
Прощаю пока.
И ухо моё отпустила рука.
«Простите»... Ура!
Убедился я снова,
Какое оно интересное слово.
Педагог- Можно ли извинение мальчика считать искренним?
Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу
Они кричат ему:
«Зачем тебе четыре лаза?
Саша, Саша - водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стёклами не хвастай!
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
-Нет, - говорит он, - никогда
Очков я не надену!
Но мать утешила его:
-Очки носить не стыдно.
Всё надо делать для того,
Чтоб было лучше видно!
Над теми, кто надел очки,
Смеются только дурачки!
-О каких словах забыли Маша, Настя, Витя, Ольга?
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
- Дядя Саша огорчён.
Рассказал он вот о чём...
Настя - славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но.. .давно уже от Насти
Я не слышу слова..,
А слово-то какое-
Очень дорогое!
- Встретил Витю я соседа
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова ...
А слово-то какое-
Очень дорогое!
- Он про Ольгу говорил:
-Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы ...
А слово-то какое
Очень дорогое!
ИГРА «ДОБАВЬ ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО!»
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого ...
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит ...
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы ...
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь ...
5.Когда нас бранят за шалости,
Говорим ...
6.И во Франции и в Дании
На прощанье говорят ...
Ежели вы вежливы,
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
Вы, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами!
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы,
На тех, кто послабее,
Вы нападать не будете
Пред сильными робея.
Педагог:
Да здравствует смелость, азарт, красота,
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица
И пусть тот кто злится - стыдится!
«Ну, что, ребята, будем взаимно вежливы?»
6