СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для 4 класса по предмету " Культура общения"

Просмотр содержимого документа
«Культура Общения»

Рабочая программа

по предмету

«РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»

4класс

Пояснительная записка


Исходными документами для составления рабочей программы являлись:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 05.03.2004;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год, утверждённым Приказом МО РФ № 2885 от 27.12.2012 г.;

-Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 №03-417 « О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;

- Устав МБОУ Жердевской СОШ №2.


Сведения о программе


Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

  2. развивать коммуникативные способности школьников;

  3. содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

  4. формировать устойчивую положительную самооценку школьников.


Рабочая программа составлена на основе региональной программы «Культура общения», 4 класс, авторы Н. А. Лемяскина, И. А. Стернин, г. Воронеж, ВОИПКиПРО. Учебник «Культура общения», 4 класс, Воронеж, «Родная речь», 2009 год

Дополнительная литература: «Культура общения», 4 класс, книга для учителя, Воронеж, «Родная речь»

Предмет «Культура общения» входит в образовательную область «Филология», дополняет обучение русскому языку и формирует у обучающихся, прежде всего культуру устного общения.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Данный предмет проводится 1 раз в неделю в устной форме в течение учебного года. Всего 36 часов.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Введение курса «Культура общения» необходимо на первой ступени обучения и непрерывное его продолжение течение всего пребывания детей в образовательном учреждении.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».

Формы организации образовательного процесса: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный

(показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).

Технологии обучения:

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- здоровьесберегающие технологии;

- проектная технология;

- технология разноуровнего обучения;

- технология опорных конспектов;

- информационные технологии.

Ключевые компетенции обучающихся:

  1. Формирование у младших школьников осознанных и прочных навыков культуры общения.

  2. Формирование умения работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

  3. Формирование читательской культуры, литературного вкуса младших школьников.

  4. Развитие воображения, литературно – творческих способностей и речи обучающихся.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучения:

Ролевые игры, дискуссии, групповая работа, индивидуальная работа, игротека.

Формы контроля:

Текущий. Индивидуальный опрос

Используемый учебник: Н. А. Лемяскина, И. А. Стернин, «Культура общения», 4

класс, Воронеж, «Родная речь», 2009 год


Уровень подготовки выпускников на конец учебного года

Обучающиеся должны знать:

правила эффективной речи, изобразительность речи;

основные правила выразительного чтения произведений и применять их при чтении;

правила и стили чтения поэтических произведений;

пересказ и его виды.

Обучающиеся должны уметь:

показать голосом логическое ударение;

выразительно читать художественные и поэтические произведения;

пересказать устно и записать письменно прочитанный текст;

находить в тексте слова автора и действующих лиц, читать произведение по ролям;

передавать эмоциональное состояние героев при чтении произведений.

Знания, полученные в процессе усвоения материала, должны убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение – являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Содержание программы

п/п

Наименование раздела

Всего

часов

Содержание учебного материала

Контрольные,

творческие

Требования к уровню подготовки

обучающихся

1

Культура общения

36

Эффективная речь, правила эффективной речи, уместность, подготовленность

Улыбка, виды улыбки, функции улыбки, значение улыбки

Речевая роль, виды ролей

Выразительное чтение, правила выразительного чтения, дикция

Темп, ритм, типы пауз, психологическая пауза, изобразительность

Высота голоса, громкость чтения, тембр голоса

Логическое ударение

Эмоции

Смысловая интонация. Правила выразительного чтения, стили чтения поэтических произведений.

Стихотворные произведения

Пересказ, его виды, аннотация, цитаты


Текущий , индивидуальный опрос

Знать, что такое речь, знать правила эффективной речи, уметь соблюдать правила эффективной речи в жизни

Знать, что такое улыбка, знать её виды и функции, уметь различать виды улыбки

Знать, что такое эмоции, уметь при чтении выражать интонацией, психологическими паузами эмоции

Знать, что такое смысловая интонация, уметь при чтении передавать интонацией разные смыслы: сомнение, удивление, восхищение, утверждение. Уметь точно воспроизводить смысловую интонацию.





Текст, правила чтения и пересказа учебных текстов

Правила подготовки пересказа устного текста

Тексты.

Монолог, диалог, правила подготовки устного монолога.

Поздравление. Правила подготовки поздравления.

Похвальное слово, правила подготовки похвального слова, правила представления гостя.

Информация, правила подготовки информационного сообщения

Рассуждение, тезис, аргументы, правила подготовки монолога – рассуждения.

Оправдание, извинение, правила подготовки монолога – оправдания.

Объяснение, правила подготовки монолога - объяснения

Реклама, информация, различие между рекламой и информацией, правила подготовки рекламного выступления.



Знать правила чтения и пересказа учебных текстов. Уметь озаглавливать текст, делить текст на смысловые части, уметь выписывать ключевые слова, составлять текст, пересказывать текст.

Знать, что такое информация, знать правила подготовки информационного сообщения. Уметь читать тексты как информационное сообщение.


Знать, что такое реклама, информация, знать различие между рекламой и информацией, знать правила подготовки рекламного выступления. Уметь придумывать рекламу.


Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;

  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

  • овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».

Литература и средства обучения:

  1. Учебник «Культура общения», 4 класс, Воронеж, «Родная речь», 2009 год

Дополнительная литература: «Культура общения», 4 класс, книга для учителя, Воронеж


Календарно-тематическое планирование.


№ п/п

Тема урока

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Кол-во

часов

Домашнее задание

Дата по плану

Дата по факту

1

Что такое эффективная речь?

Знать, что такое речь, знать правила эффективной речи, уметь соблюдать правила эффективной речи в жизни


1




2

Улыбка в общении.

Знать, что такое улыбка, знать её виды и функции, уметь различать виды улыбки.


1




3

Речевые роли человека.

Знать, что такое речевая роль, знать виды ролей, уметь приводить примеры постоянных и временных ролей, уметь применять правила эффективного речевого поведения для постоянных и временных ролей.


1




4

Основные правила выразительного чтения.

Знать, что такое выразительное чтение, знать правила выразительного чтения, уметь выразительно читать.


1




5

Дыхание, темп и ритм. Изобразительность речи. Логическое ударение.

Знать, что такое темп, ритм, типы пауз, психологическая пауза, изобразительность. Уметь выразительно читать тексты, изменяя темп, уметь создавать звуковые образы.


1




6

Передача эмоциональных состояний. Смысловая интонация.

Знать, что такое Высота голоса, громкость чтения, тембр голоса. Уметь при выразительном чтении менять тембр, высоту и громкость голоса, читая слова персонажей.


1




7

Правила и стили чтения поэтических произведений Выразительное чтение. Конкурс чтецов.

Знать правила выразительного чтения, стили чтения поэтических произведений. Уметь читать стихотворения разными стилями. Уметь выразительно читать стихотворения.



1




8

Пересказ и его виды. Подготовка письменного пересказа.

Знать, что такое пересказ, его виды, аннотация, цитаты. Уметь пересказывать тексты, цитировать писателей, учёных, политиков.


1




9

Пересказ письменного текста. Практикум.

Знать правила чтения и пересказа учебных текстов. Уметь озаглавливать текст, делить текст на смысловые части, уметь выписывать ключевые слова, составлять текст, пересказывать текст.


1




10

Подготовка к пересказу устного текста. Практикум.

Знать правила подготовки пересказа устного текста. Уметь записывать по ходу слушания ключевые слова. Уметь пересказывать прочитанный текст по своим записям.

Знать правила пересказа устного теста. Уметь пересказывать тексты.


1




11

Как подготовить монолог. Практикум.

Знать, что такое монолог, диалог, знать правила подготовки устного монолога. Уметь составлять план монолога, уметь восстанавливать тексты по ключевым словам, готовить монолог о себе.


1




12

Монолог-поздравление.

Знать, что такое поздравление. Знать правила подготовки поздравления. Уметь составлять поздравления.


1




13

Похвальное слово. Представление гостя.

Знать, что такое похвальное слово, знать правила подготовки похвального слова, знать правила представления гостя. Уметь произносить похвальное слово, уметь представить гостя.


1




14

Монолог-информация. Монолог- рассуждение.

Знать, что такое рассуждение, тезис, аргументы, знать правила подготовки монолога – рассуждения. Уметь находить в приведённых примерах тезисы и аргументы, уметь придумывать аргументы к тезисам.

1




15

Монолог- оправдание. Монолог-объяснение.

Знать, что такое оправдание, извинение, знать правила подготовки монолога – оправдания. Уметь составлять монологи – оправдания.

Знать, что такое объяснение, знать правила подготовки монолога – объяснения. Уметь составлять монологи- объяснения.


1




16

Реклама.

Знать, что такое реклама, информация, знать различие между рекламой и информацией, знать правила подготовки рекламного выступления. Уметь придумывать рекламу.


1




17

Конкурс ораторов.

Уметь подготовить выступление на выбранную тему, уметь выступать в любом жанре

Уметь воспроизводить полученные знания на практике.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!