СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура общения

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Культура общения»

«Культура общения»


Цельвоспитание потребности и стремления совершать добрые дела через формирование этических норм поведения в обществе и общении друг с другом.

Задачи:

  • воспитывать важнейшие нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, милосердие, уважительное отношение к окружающим;

  • формировать культуру общения и поведения;

  • содействовать формированию дружного коллектива.

Направление: нравственное воспитание

Форма: фронтальная, индивидуальная

Методы проведения: поисковые, дискуссионные

Планируемые результаты:

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, создание мотивации к потребности общаться, умение осуществлять самооценку в процессе рефлексии.

Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками, работать индивидуально, получит возможность научиться отличать виды общения.

Предметные: уметь сопоставлять слово и его значение, обогатить словарный запас, учить применять их в разговорной речи, применять полученные знания на уроках русского языка,

Оборудование: мяч; проектор; фрагмент мультфильма с песней "От улыбки...", карандаши, листки бумаги.





Ход занятия

1.Организационный момент (слайд 1)

Цель: Организовать деятельность обучающихся, психологический настрой.

-Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада всех вас видеть. Надеюсь, что наша встреча будет доброй и интересной.

-Ребята, я думаю, что большинство людей на Земле умные, мудрые, живут с добротой в сердце,

А ведь можно по- разному жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

-Что значит, подарить солнце людям? (Ответы детей) (слайд 2)

II Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

Учитель: Все мы живём среди людей. Чтобы иметь друзей, быть успешным в жизни надо много общаться. Кому из вас не хотелось быть в центре внимания? Любят ли вас окружающие? Как найти общий язык с одноклассниками, добиться их уважения? Мы часто задаём себе подобные вопросы, но не всегда точно знаем ответы на них. Хорошее общение – залог успеха.

-А что значит правильно общаться? Вы одинаково общаетесь с взрослыми и со сверстниками? (Нет, по-разному.)

-Вы совершенно правы.

-Какую цель мы поставим сегодня на занятии?

- Сегодня мы как настоящие исследователи попытаемся раскрыть секреты общения, сформулировать правила, следуя которым мы сможем сделать наше общение успешным.

- Ребята, а вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы с вами отправились в путешествие по дороге Добра на Сказочном Поезде.(Слайд 3,4,5)



III.Первичная проверка понимания.

Цель: применение знаний, фиксирование их в обобщённом виде

-И первая наша станция - «Городок Вежливых Людей». (Слайд6)

Игра «Комплименты»

Разминка: (упражнение на повышение умственной работоспособности).

-Давайте поиграем в игру «Комплименты». Я предлагаю вам сделать друг другу комплимент. Я начну, а вы продолжите. Я называю чье-либо имя и кидаю этому человеку мячик и говорю комплимент, например, Оля, ты очень добрая! Поймавший мяч должен сказать спасибо, кинуть мяч другому, назвать имя другого и сделать ему комплимент. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не получит комплимент. Мяч должен побывать у каждого только один раз.(слайд 7)

-Ребят, вам приятно было получить комплимент?

-А что вам было приятнее дарить комплимент или принимать комплимент? –Вывод: каждому человеку приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени, когда собеседник внимателен и доброжелателен.

Создание проблемной ситуации.

-А теперь  возьмите в руки 1 карандаш (фломастер). Попробуйте вместе с соседом по парте нарисовать рисунок (дерево). Рисовать нужно одновременно, держа вдвоём один карандаш. Главное условие, не произнося, ни слова.

-Поднимите руку, кому не понятно задание? Приступаем. Время работы 30 сек.


-Удалось ли вам это сделать хорошо? 

-Было легко или трудно выполнять эту работу? 

-Объясните, почему?

-А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?

Выводправильно, надо было договориться, вступить в общение друг с другом.

Я полагаю, что большинство людей разделяет это мнение. Общение, беседа, разговор приносят истинную радость и удовольствие. Как же это замечательно, когда ты можешь просто поговорить, поделиться своими эмоциями, мыслями, выслушать человека, попросить совета. Мы не мыслим своей жизни без общения с другими людьми, поэтому иметь возможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого человека. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Тема нашего занятия – «Культура общения »

IV.Основной этап.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий .

-Как вы считаете, что такое общение?(Ответы детей)

-Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмен мнениями, информацией, способ передачи чувств, эмоций, настроения.(Слайд 8)

-Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?

-Нужно ли учиться общению? (Ответы детей)

-Конечно, общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.

Учитель: В общении очень важна интонация, жесты, мимика. Они выражают ваше отношение к людям и подчас лучше, чем сами слова. Давайте угадаем настрой человека к общению. И попадаем на следующую станцию - «Художественную» (Слайд 9)

Игра "Выбери собеседника"

Задание. Распределите картинки на две группы. (Время работы 1 минута)(Слайд 10)

1 группа: люди, с которыми вы бы хотели общаться, которые, на ваш взгляд говорят хорошие слова;

2 группа: люди, с которыми вы не хотели, бы общаться, которые, на ваш взгляд говорят грубые слова.

Проверка: каждый выходит к доске и распределяет картинки в две группы.

ВЕЖЛИВЫЙ ГРУБЫЙ

- Почему вы так распределили картинки?

- С какими людьми вы хотели бы общаться, с теми которые в первом столбике или во втором?

-Почему?

-Какое правило подтвердил этот эксперимент? (Соблюдай чистоту речи).

Вывод. Посмотрите ещё раз на каждую картинку и мысленно, уберите из своей речи, все тёмные, грязные, острые слова. Оставьте красивые, добрые мысли и слова и тогда людям будет приятно с вами общаться.

Теперь составим словесный портрет доброго человека. Сейчас вам нужно будет выбрать те качества, которыми обладает добрый человек и озвучить их.(Слайд 11,12)

(ласковый, душевный, счастливый, заботливый, внимательный, скромный, отзывчивый, вежливый, чуткий, аккуратный, честный, дружелюбный, радостный, справедливый).

Минута отдыха. Игра «Какой я?» (Слайд 13)

Сейчас мы с вами поиграем в игру, "Какой я?" и узнаем, какой вы человек в общении с другими людьми. Оцените сами себя.

-Я буду называть качества человека, если это качество есть у вас, вы хлопаете в ладоши, если нет - приседаете. Будьте внимательны.

Добрый, завистливый, внимательный к людям, крикливый, доверчивый, умею слушать и слышать, люблю кричать, честный, обзываюсь, бываю грубый, открытый для общения, люблю врать, весёлый.

- Молодцы! Вы очень внимательны. Благодаря этой игре, вы сумели оценить себя и узнали человеческие качества своих друзей.

-Следующая станция- «Секреты общения» (Слайд 14)

Игра «Перестройка»

-Давайте поиграем в игру, которая нам поможет сблизиться друг с другом, научиться сотрудничать, слушать и слышать своих товарищей по команде.

Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.

Вот первое задание: постройтесь по имени от самого длинного имени до самого короткого имени.

Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету волос: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг на друга!

И последнее задание, (самое сложное): постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.

Обсуждение: Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями!

Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А как ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?

Какое задание было самым трудным. А почему было трудно общаться именно в этом задании? Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? (не видишь его жестов, выражения лица).

Какие секреты мы с вами открыли? Что важно для эффективного общения с другими?

-уметь внимательно слушать и слышать;

- нет смысла кричать;

-должна быть согласованность в действиях;

-не перебивать;

-умение задавать уточняющие вопросы;(Слайд 15)

Вывод: нужно прислушиваться к мнению других, уметь договариваться.

Упражнение «Найди 3 плюса».

В парах ребята говорят друг другу по 3 плюса, которые видят друг в друге. Это могут быть и качества личности, и характеристики внешности.

Какое правило нужно было выполнять, чтобы справиться с заданием? (Найди достоинства собеседника).

Вывод: даже если человек вам не очень приятен и к общению с ним вы не склонны, найдите его достоинства, положительные качества, это положит начало вашим толерантным отношениям.

Коммуникативная игра «Волшебный стул»

Посередине круга ставится стул. На него садится один ученик.

Волшебство стула заключается в том, что тот человек, который на него

садится, становится хорошим, без каких- либо недостатков. Но он забывает

всё, когда сидит на этом стуле. Давайте скажем сидящему на стуле человеку

добрые слова, расскажем ему обо всех его достоинствах, которые мы знаем.

Вы можете рассказать ему, что вам нравится в его поведении, внешности,

характере; что доброго и хорошего он сделал для кого-то из вас. (вызываются

желающие)

Вывод: сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

Упражнение «Цена улыбки»

 - Наше занятие подходит к концу, мы возвращаемся в класс, на станцию «Возвратную».

- И напоследок я хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным.

Послушайте и скажите, о каком секрете идёт речь в этой песенке.

Включить отрывок мультика с песней "От улыбки, хмурый день светлей ..."(Слайд 16)

-Что это за секрет?
- Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения: «Если вы хотите нравиться людям -  улыбайтесь им».

Рефлексия (Слайд 17)

Цель: организация фиксации нового содержания, изученного на уроке, проведение самооценки учениками работы на уроке

И давайте подарим, друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как  становимся  богаче,  получая  улыбки  окружающих,  а  также  от  того,  что  дарим  свою  улыбку  друзьям.  Почувствовали? Молодцы!

-А теперь я попрошу помахать рукой мне тех, у кого:

после нашего занятия настроение стало хорошим;

после нашего занятия настроение стало отличным;

те, кто:

познал секреты общения;

остался доволен нашим занятием;

-А я помашу рукой всем, кто присутствовал и общался на нашем занятии, поблагодарю всех, кто принимал участие и пожелаю всем отличного настроения! И всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Желаю вам, ребята, вырасти настоящими людьми – добрыми, честными, отзывчивыми. Я хочу, чтобы в классе тоже были крепкие, сплоченные и дружные отношения.