СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура педагогического общения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура педагогического общения

Просмотр содержимого документа
«Культура педагогического общения»

Культура педагогического общения Выполнила: Педагог-психолог Колобылина А.А.

Культура педагогического общения

Выполнила:

Педагог-психолог

Колобылина А.А.

Педагогическое общение – взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности.

Педагогическое общение взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности.

Функции педагогического общения:   познавательная функция - способствуют познанию, обмену информацией;  информационная функция – обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса;  обмен социальными ролями – способствует многосторонним проявлениям личности, возможности войти в роль другого, содействие процессу восприятия человека человеком (например, студенту побывать в роли организатора);  содействие самоутверждению личности – педагог способствует осознанию студентом своего «Я», ощущению своей личностной значимости, способствует формированию адекватной самооценки, уровня притязаний;  функция сопереживания – обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности становиться на точку зрения другого человека (собеседника).

Функции педагогического общения:

  • познавательная функция - способствуют познанию, обмену информацией; информационная функция – обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса; обмен социальными ролями – способствует многосторонним проявлениям личности, возможности войти в роль другого, содействие процессу восприятия человека человеком (например, студенту побывать в роли организатора); содействие самоутверждению личности – педагог способствует осознанию студентом своего «Я», ощущению своей личностной значимости, способствует формированию адекватной самооценки, уровня притязаний; функция сопереживания – обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности становиться на точку зрения другого человека (собеседника).
Модели поведения педагогов:   Модель – «Сократ». Это педагог с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; студенты усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.   Модель – «Мастер». Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении жизни вообще.

Модели поведения педагогов:

Модель – «Сократ». Это педагог с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; студенты усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель – «Мастер». Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении жизни вообще.

Модели поведения педагогов:   Модель – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а обучающийся, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказаниям. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогическом процессе.   Модель – «Менеджер». Педагог стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модели поведения педагогов:

Модель – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а обучающийся, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказаниям. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогическом процессе.

Модель – «Менеджер». Педагог стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модели поведения педагогов:   Модель – «Тренер». Атмосфера общения в группе пронизана духом корпоративности. Студенты в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Педагогу отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.    Модель – «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

Модели поведения педагогов:

Модель – «Тренер». Атмосфера общения в группе пронизана духом корпоративности. Студенты в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Педагогу отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель – «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

Модели поведения педагогов:   Модель дикторская «Монблан» – педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые – всего лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции в этом случае сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых.    Модель гипоррефлексивная «тетерев» – заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью монологична. При этом, говоря, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей.

Модели поведения педагогов:

Модель дикторская «Монблан» – педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые – всего лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции в этом случае сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых.

Модель гипоррефлексивная «тетерев» – заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью монологична. При этом, говоря, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей.

Модели поведения педагогов:   Модель не контактная «Китайская стена» – между педагогом и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. Барьером в данном случае могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. В результате – слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны – равнодушное отношение к педагогу.   Модель дифференцированного внимания «Локатор» – основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагог ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. При этом трудно сочетать индивидуализацию обучения с фронтальным подходом, нарушается целостность акта взаимодействия в системе «педагог-коллектив».

Модели поведения педагогов:

Модель не контактная «Китайская стена» – между педагогом и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. Барьером в данном случае могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. В результате – слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны – равнодушное отношение к педагогу.

Модель дифференцированного внимания «Локатор» – основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагог ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. При этом трудно сочетать индивидуализацию обучения с фронтальным подходом, нарушается целостность акта взаимодействия в системе «педагог-коллектив».

Модели поведения педагогов:   Модель гиперрефлексивная «Гамлет» – Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него. Он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву.

Модели поведения педагогов:

Модель гиперрефлексивная «Гамлет» – Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него. Он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву.

Модели поведения педагогов:   Модель негибкого реагирования «Робот» – взаимоотношения преподавателя со студентами строится по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения.  Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние студентов, их возрастные и этнические способности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели, как следствие – низкий эффект педагогического взаимодействия .

Модели поведения педагогов:

Модель негибкого реагирования «Робот» – взаимоотношения преподавателя со студентами строится по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством

понимания меняющейся ситуации общения.

Им не учитываются педагогическая действительность,

состав и психическое состояние студентов,

их возрастные и этнические способности.

Идеально спланированное и методически отработанное

занятие разбивается о рифы социально-психологической

реальности, не достигая своей цели, как следствие –

низкий эффект педагогического взаимодействия .

Модели поведения педагогов:   Модель активного взаимодействия «Союз» – педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

Модели поведения педагогов:

Модель активного взаимодействия «Союз» – педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

Стадии педагогического общения на учебном занятии. 1.Моделирование предстоящего общения в процессе подготовки учебного занятия. Оно включает в себя:  - учет особенностей учебной группы;  - отношение присущего вам стиля общения сданной группой с задачами учебного занятия;  - учет общей психологической атмосферы;  - учет ваших взаимоотношений с отдельными обучающимися;   2.Организация непосредственного общения предполагает:  привлечение педагогом внимания обучающихся с помощью активных методов и приемов, разнообразных средств обучения.

Стадии педагогического общения на учебном занятии.

  • 1.Моделирование предстоящего общения в процессе подготовки учебного занятия. Оно включает в себя: - учет особенностей учебной группы; - отношение присущего вам стиля общения сданной группой с задачами учебного занятия; - учет общей психологической атмосферы; - учет ваших взаимоотношений с отдельными обучающимися;
  • 2.Организация непосредственного общения предполагает: привлечение педагогом внимания обучающихся с помощью активных методов и приемов, разнообразных средств обучения.
Стадии педагогического общения на учебном занятии. 3.Управление общением, которое предполагает:  - оперативность при организации начального контакта с группой, постановка задач и вопросов  - формирование чувства «Мы» в решении поставленных на занятии задач;  - преодоление стереотипных и негативных установок по отношению к отдельным обучающимся;  - сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивных;  - внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, доброжелательность, обаяние;  - использование речевых и невербальных средств взаимодействия (мимика, контакт глазами, и д.р.);  - умение показывать детям собственную расположенность к ним, дружелюбность;  нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей их достижения;  понимание ситуативной внутренней настроенности, учет этого состояния.   4. Анализ хода и результатов педагогического общения на учебном занятии. Он включает, прежде всего, рефлексию, задачами которой является осуществление обратной связи, диагностику и коррекцию в общении педагога с обучающимися.

Стадии педагогического общения на учебном занятии.

  • 3.Управление общением, которое предполагает:
  • - оперативность при организации начального контакта с группой, постановка задач и вопросов - формирование чувства «Мы» в решении поставленных на занятии задач; - преодоление стереотипных и негативных установок по отношению к отдельным обучающимся; - сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивных; - внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, доброжелательность, обаяние; - использование речевых и невербальных средств взаимодействия (мимика, контакт глазами, и д.р.); - умение показывать детям собственную расположенность к ним, дружелюбность; нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей их достижения; понимание ситуативной внутренней настроенности, учет этого состояния.
  • 4. Анализ хода и результатов педагогического общения на учебном занятии. Он включает, прежде всего, рефлексию, задачами которой является осуществление обратной связи, диагностику и коррекцию в общении педагога с обучающимися.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!