СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стили педагогического общения и их характеристика

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность изучения стилей педагогического общения и взаимодействия вызвана тем влиянием, которое они оказывают на личность обучающихся, на возникновение конфликтов и разногласий между участниками педагогического процесса. В данной разработке рассматриваются вопросы коммуникативной культуры как основы педагогического общения, индивидуальный стиль общения как средство повышения качества учебно-воспитательного процесса.

 

Просмотр содержимого документа
«Стили педагогического общения и их характеристика»

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки


Факультет дополнительного профессионального образования








Контрольная работа


по дисциплине: «Педагогика»










Выполнил:

Слушатель факультета ДПО по

специальности переподготовки «Педагогическое образование: учитель информатики»

Федорчук Светлана Александровна







г. Москва, 2017 г.

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА



Оглавление


Введение

  1. Из истории вопроса

  2. Педагогическое общение

  3. Коммуникативная культура – основа педагогического общения

  4. Стили общения

  5. Индивидуальный стиль общения как средство повышения качества учебно-воспитательного процесса

Заключение

Список используемых источников
























Введение


Актуальность изучения стилей педагогического общения и взаимодействия вызвана тем влиянием, которое они оказывают на личность обучающихся, на возникновение конфликтов и разногласий между участниками педагогического процесса.

В процессе общения складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности обучения и воспитания. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер, выступает в ней как инструмент воздействия.

Если бы каждый педагог имел четкое представление о том, какому стилю педагогического общения соответствует то или иное поведение в конфликтной ситуации, тогда можно было избежать многих, если не всех конфликтов, возникающих в школе. От выбора стиля педагогического общения вообще зависит весь процесс обучения.

В связи с этим значительную роль приобретает проблема повышения педагогического мастерства учителя, совершенствование его умений общения с детьми, способность руководить их деятельностью.



  1. Из истории вопроса


На каждом этапе развития человеческого общества вставал вопрос взаимодействия педагога и ученика. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения.

Многие выдающиеся педагоги отмечали определяющую роль и большое значение педагогического общения в учебно-воспитательном процессе. Так, А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом... Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть... Но нельзя просто, играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность... Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15 – 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса». [7]

Общеизвестна истина: «Убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса», однако некоторые педагоги в своей практике позволяют себе переходить на крик. Об этом с горечью на страницах книги пишет выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «пробрать»... слово педагога должно, прежде всего, успокаивать». [12]

Иногда педагогическое общение подменяется назиданиями учителя, которые вызывают у учащихся только желание скорее дождаться их конца. По этому поводу В. А. Сухомлинский писал: «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и – это особенно важно – обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а наоборот – чтобы цена слова постоянно возрастала». [11]

Активно велись разработки концепции альтернативных авторитарно-административному стилю общения в 20 веке: 20-е годы, конец 50-х – начало 60-х годов (Л. И. Божович, Б. П. Есипов, Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина и другие), вторая половина 80-х годов (Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, И. П. Волкова, С. Н. Лысенкова). С конца 60-х годов и по настоящее время этой тематике посвящены сотни работ.

Сегодня распространенным является понимание стиля педагогического общения как стиля отношения педагога к детям (Н. А. Березовин, Я. Л. Коломинский, А. А. Русалинова, Т. С. Семенова). Несколько иной акцент в описании стилевых особенностей общения выделяют авторы, использующие понятие «стиль взаимодействия» или «стиль межличностных отношений» (В. А. Горянина).

Необходимо отметить работы таких зарубежных авторов, как Р. Бернс, Дж. Колеман, Г. Моррис, А. Глассер. Одну из таких обобщающих работ американских психологов Дж. Брофи и Т. Гудда «Отношения учителя и ученика» анализирует проф. А. А. Леонтьев. Он обращает внимание на собранные авторами данные, которые касаются «субъективности» общения учителя, проявляющейся, прежде всего, в избирательном отношении.

Таким образом, тема педагогического общения – одна из самых актуальных тем современной психологии.


  1. Педагогическое общение

Педагогическое общение в отличие от других видов (социального, психологического, бытового, профессионального и др.), обязательно предусматривает решение педагогических задач, направленных на развитие и воспитание учащегося.

Только в том случае, когда в момент организации совместной деятельности учителя и учащихся устанавливается взаимосвязь педагогических и воспитательных задач, мы можем говорить о педагогическом общении.

Еще одной особенной чертой педагогического общения является то, что учитель планирует и организует этот процесс, а ученик должен принять и включиться в него, т. к. в противном случае общение не состоится.

Специфика педагогического общения также обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.

«Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися… Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития контактов, взаимопонимания и взаимодействия между педагогом и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Профессионально-педагогическое общение – это система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Причем педагог выступает как активатор этого процесса, организуя и управляя им.

Общение в педагогической работе выступает, во-первых, как средство решения учебных задач; во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса; в-третьих, как способ организации взаимоотношения субъектов педагогической деятельности, обеспечивающих успешность обучения и воспитания». [14]

«Я убежден, – писал А. С. Макаренко, – что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах потому, что мы еще и говорить с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться». [8]

«Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания, – писал А. С. Макаренко. – Из этого основного положения вытекают и формы общения воспитателя и воспитанника и формы его изучения». [8]

«Слово учителя, – говорил В. А. Сухомлинский, – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу» [13]

Педагогическая культура, по В. А. Сухомлинскому, связана с уровнем культуры человеческих взаимоотношений. И лишь тот педагог имеет право на это высокое звание, который умеет раскрыть в общении с учащимися свою, как говорил А. С. Макаренко, «прекрасную личность». Гармония внутреннего и внешнего (общение, поведение) – ключ к успешному воспитанию.



  1. Коммуникативная культура – основа педагогического общения


Важная роль общения в педагогической деятельности, в работе любого человека, занимающегося целенаправленным обучением и воспитанием, требует от педагога профессионального управления своей коммуникативной деятельностью. Это, в свою очередь, предполагает наличие у него целого ряда коммуникативных умений.

Базовые умения профессионально-педагогического общения условно можно разделить на три группы: умения межличностной коммуникации, умения межличностного взаимодействия, умения восприятия и понимания других людей.

Умения межличностной коммуникации предполагают:

  1. умение передавать рациональную и эмоциональную информацию;

  2. умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;

  3. умение организовывать и поддерживать диалог;

  4. умение активного слушания.

Умения межличностного взаимодействия включают в себя:

  1. умение организовывать совместную деятельность учащихся;

  2. умение управлять групповой динамикой;

  3. умение занимать адекватную ролевую позицию;

  4. умение оказывать психологическую поддержку учащимся;

  5. умение занимать позицию конструктивной конфронтации;

  6. умение конструктивно разрешать педагогические конфликты.

Умения восприятия и понимания других людей, – это:

  1. умение ориентироваться в коммуникативной ситуации;

  2. умение понимать эмоциональное состояние партнеров по общению (учащихся и коллег);

  3. умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты;

  4. умение социальной рефлексии.

«Коммуникативное обеспечение учебной деятельности создает обстановку доверительности и психологического комфорта, которые так важны в общении с детьми. Коммуникативная необеспеченность учебного процесса, конкретного метода снижает его эффективность». [4]

В. А. Кан-Калик предлагает заповеди педагогического общения:

  • «Педагогический процесс основывается на наших отношениях с детьми… Думайте над своими взаимоотношениями с детьми, целенаправленно выстраивайте их. Они незаметно, но постоянно влияют на педагогический процесс в целом и на личность каждого ребенка...

  • При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач, хотя именно они, разумеется, всегда лежат в основе нашей деятельности…

  • Организуя педагогическое общение, стремитесь точно и адекватно ориентировать свою речь на конкретного ребенка или на группу учащихся…

  • Постоянно помните, что общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией информацией. Необходимо … реализовывать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений, и познания личности ребенка, и оказания воздействия…

  • Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз… Стремитесь строить свои взаимоотношения с детьми так, чтобы ваша позиция ведущего естественно вытекала из всей логики педагогического процесса...

  • Стремитесь ощущать психологическую атмосферу в классе – без этого продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен…

  • Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей…

  • Умейте слушать детей…

  • Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение, улавливайте малейшие изменения в микроклимате класса, не воспринимайте психологическую ситуацию общения как нечто стабильное…

  • В процессе педагогического общения могут возникать разнообразные конфликты. Необходимо помнить:

– конфликт может быть следствием вашей педагогической неграмотности, и тогда он вреден, его надо срочно нейтрализовать;
– конфликт может быть результатом столкновения требований, установок, ценностных ориентаций, привычек и навыков.

  • Если в процессе общения с учащимися возникает потребность в дискуссии со школьниками: убедить их в неправильности мнения, показать ошибочность суждения и т. п., старайтесь не обидеть оппонентов…

  • Будьте инициативны в общении с детьми; помните, что инициатива в общении поможет вам успешно управлять познавательной деятельностью, организовывать сотрудничество…

  • Избегайте штампов в общении с детьми.

  • Помните, что голая критика поведения, знаний, образа жизни школьника бесполезна…

  • Чаще улыбайтесь детям…

  • Стремитесь, чтобы в процессе вашего взаимодействия с детьми чаще звучали одобрение, похвала, поощрение…

  • Развивайте свою коммуникативную память…

  • Помните, что людей всегда волнует их личность – ваше отношение к ней, понимание, уважение и т. п.

  • Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку.

  • Умейте анализировать процесс общения». [4]

Таким образом, для успешного обучения учителю необходимо непрерывно повышать коммуникативную культуру.



  1. Стили общения


Каковы же наиболее типичные стили общения педагога с детьми?

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.).

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности, как классного коллектива, так и каждого учащегося. Он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Этот стиль реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Авторитарный стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Более того, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися приводит к искаженному пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности, как «умение выходить сухим из воды», «умение использовать других для выполнения того, что должен сделать сам», «умение заставить других беспрекословно подчиняться», «внешняя привлекательность и физическая сила» и т.п. (В. В. Шпалинский).

Придерживающиеся этого стиля общения педагоги не позволяют учащимся проявить самостоятельность и инициативу. Они, как правило, не понимают учащихся, не адекватны в их оценках, основанных лишь на показателях их успеваемости.

Учащиеся противодействуют властному давлению педагога, что зачастую приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков.

А. В. Петровский и В. В. Шпалинский отмечают, что «в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника». [9]

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения, как правило, связан со стремлением педагога минимально включаться в деятельность, снятием с себя ответственности за ее результаты.

«Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами, как школы, так и учащихся.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

В результате отсутствует контроль над деятельностью школьников, динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны». [10]

Демократический стиль общения является альтернативным авторитарному и попустительскому, это стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия.

«Демократичные формы общения педагога с учащимися положительно сказываются на эффективности учебно-воспитательного процесса, прежде всего потому, что они более подвижны, гибки, позволяют постоянно прилаживать к методике воздействия необходимую систему общения, а главное, создают социально-психологическое единство педагога и обучающихся, необходимое для продуктивной совместной деятельности». [4]

Психолог К. Н. Волков выявил следующие требования, которые предъявляет школьник к учителю в качестве обязательных условий для возникновения чувства доверия: «...контактность, умение легко и гибко вступать в общение с детьми...; демократизацию стиля руководства, предполагающую сочетание уважения к личности каждого ученика с необходимой требовательностью; понимание, терпение, разнообразие интересов, умение идти в ногу со временем, эрудиция, чуткость, способность к сопереживанию – одним словом, все то, что может открыть душу подрастающего человека навстречу воспитателю». [2]

При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъективной роли учащего во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Демократический стиль общения педагога с учащимися – единственный реальный способ организации их сотрудничества. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач.



5. Индивидуальный стиль общения как средство повышения качества учебно-воспитательного процесса


В «чистом виде» авторитарный, попустительский и демократический стили встречаются редко.

Чаще всего можно сказать лишь, что педагог тяготеет к тому или иному стилю руководства воспитанниками в зависимости от ситуации.

Даже при наличии явного доминирования одного из стилей один и тот же преподаватель в разных педагогических ситуациях, по отношению к разным учащимся или при взаимодействии с коллегами может демонстрировать элементы разных стилей.

Перед педагогом встает задача выработки своего собственного индивидуального стиля, который позволит максимально полно использовать сильные стороны преподавателя и, по возможности, компенсировать слабые стороны его темперамента, характера, способностей и личности в целом.

«Верно найденный стиль педагогического общения способствует решению целого комплекса задач: во-первых, педагогическое воздействие становится адекватным личности педагога, общение с аудиторией становится приятным, органичным для самого педагога; во-вторых, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений; в-третьих, повышается эффективность такой важнейшей функции педагогического общения, как передача информации, и все это происходит на фоне эмоционального благополучия педагога и учеников на всех этапах общения». [3]

«… психолого-педагогическая наука убедительно доказала: для того чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим в нем воспитать. А то или иное отношение всегда формируется в деятельности, через сложнейший механизм взаимоотношений, общения… А воздействовать на личность ребенка учитель сможет только в том случае, если будет умело организовывать общение с детьми, станет составной частью детского коллектива, если в отношениях педагога и детей главным регулятором будет великое чувство общности воспитателя и ребенка – чувство «Мы»». [4]



Заключение


Французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Для учителя общение – профессиональная необходимость. Поэтому общение преподавателя с учениками занимает ведущее место в их взаимодействии. Педагог не сможет добиться значимых успехов в обучении, воспитании и развитии учащегося, если не сумеет расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения.

Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком.

Изучая литературу по данной теме, я пришла к выводу, что перед учителем во все времена постоянно возникал и возникает вопрос: «Почему с детьми стало работать сложнее»? Меняется время, общество, – меняются дети. А «методы нашей работы с ними порой отстают от развивающейся педагогической действительности, «вечно зеленого древа жизни» — растущего ребенка». [4]

«В связи с этим значительную роль приобретают проблемы повышения педагогического мастерства учителя – главной фигуры, осуществляющей учебно-воспитательный процесс». [4]

Хороший учитель должен владеть всеми стилями педагогического общения, гибко меняя их в зависимости от ситуации, поскольку в разных случаях они могут быть более или менее адекватны.





Список используемых источников

  1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 176 с.

  2. Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах. – М.: Просвещение, 1981. – 128 с.

  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480с.

  4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. –М.: Просвещение, 1987. – 190 с.

  5. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 249 с.

  6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 439 с.

  7. Макаренко А. С. Правильно воспитывать детей. Как? – Москва, 2013, 280 с.

[http://bookz.ru/authors/anton-makarenko/pravil_n_682/1-pravil_n_682.html]

  1. Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. – М.: АПН , 1958.

  2. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1978.

  3. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

  4. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.

  5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Издание четвертое. – Киев: «Радянська школа», 1973. – 145 с.

  6. Сухомлинский В. А. Этюды о коммунистическом воспитании // Нар. образ. – М.: 1967, № 12

  7. Целуйко В. М. Психологические основы педагогического общения. – М.: «ВЛАДОС», 2007. – 242 с.

12


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!