Тема урока:
Культура первой половины XX века: расцвет или деградация.
Вопросы:
1. Индустриальное общество первой половины XX века.
2. Модернизм.
3. Авангардное искусство.
4. Развитие массовой культуры.
Тема проекта:
Индустриальное общество в начале XX века.
Цель :
- выявить те события и явления, которые оказали решающее влияние на развитие культуры европейских стран в первой половине XX века.
В начале XX века утвердилась семерка ведущих капиталистических стран – Англия, Франция, Германия, Россия, США, Италия, Япония. В этих странах произошла вторая промышленная революция. Начался век электричества, автомобиля, телефона, радио. Изменения в экономике отразились на обществе, начался пересмотр прежних взглядов на мироздание, нравственных ценностей.
Урбанизация – это бурный рост городов и городского населения.
1880 год – в Европе 8 городов с населением около 1,5 млн. человек.
1914 год – в Европе 29 городов с населением свыше 10 млн. человек.
Нью-Йорк
Разница быта
Представьте, человек, веками привязанный к труду на земле, генетически предрасположенный к размерной сельской жизни, с ее постоянством, неизменностью, монотонностью, вдруг оказывается в условиях суетливого города. Здесь до тебя никому нет никакого дела, где жизнь бурлит, где ежедневно перемещаются тонны товаров, денег, людей, а изменения в жизни происходят быстрее, чем крестьянин может мыслить.
Расстройство привязанностей
Очень скоро оказывается, что
надежды на богатую жизнь не
оправдываются – из сельской
бедности человек переезжает в
городскую нищету. В городе у
него нет своего дома, нет
единого сообщества
односельчан, помощи ждать неоткуда.
В сознании рушатся идеалы призвания.
Миграция
Миграция ( лат. migratio, от migro – перехожу, переселяюсь) – Миграция населения – перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства. К миграции приводят все те процессы, о которых говорилось выше – рост городов, расстройство привязанностей. Перемещение больших масс сельских жителей в крупные города порождало серьезные социальные проблемы, т.к. немногие могли приспособиться к новым условиям жизни. Рост нищеты в крупных городах был присущ всем индустриальным обществам и создавал угрозу социальных потрясений.
Социальные потрясения
- Мир в начале XX века поистине бурлил – перемещение товаров, капиталов, людей приобретало общемировой характер, начала складываться мировая экономика.
- Борьба за сферы влияния, вылившаяся в локальные и мировые войны, революции поставили под сомнение сам факт человеческого существования.
- Утрата « коллективной идентичности», национальности, потеря себя и одновременно неустроенность быта, жизни приводили к тому , что люди теряли устойчивые нравственные убеждения и становились на путь преступлений.
Прогресс
Особенность XX века – скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Прежде всего, это относит к условиям жизни людей, которые воздействуют и изменяют изменение создание масс, формируют позицию того, что мир можно создать искусственно. Это приводит к обострению социальных проблем, массовому участию людей в политике и отрыву от семейных и патриотических ценностей, концентрации внимания человека на условиях быта.
Выводы:
На развитие культуры первой половины XX века оказали особое влияние:
Урбанизация.
Миграция.
Разница быта. Расстройство привязанностей.
Социальные потрясения.
Научно – технический прогресс.
Направления в искусстве в первой половине XX в.:
Модернизм:
- это общее обозначение всех авангардистских направлений в искусстве первой половины XX в.;
- претендовал на роль единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего»;
- является ранним этапом в развитии авангардного искусства.
Течения в модернизме:
- Символизм.
- Импрессионизм.
- Постимпрессионизм.
- Фовизм.
- Экспрессионизм.
- Абстрактный экспрессионизм.
- Сарреализм.
Символизм ( от фр. Symbolisme – знак) – одно из крупнейших направлений в искусстве конца XIX-начала XX вв.
- Время возникновения : 1870-1880-е гг.
- Место возникновения : Франция.
- Особенности:
- многозначность образов,
- игра метафор и ассоциаций,
- таинственность,
- мистичность.
- Получил развитие в литературе, музыке, живописи, театральном искусстве.
Яркие представители:
В живописи:
В литературе :
О. Бердслей (Англия) .
Ш.Бодлер (Франция)
М.Метерлинк(Бельгия)
М.Чюрлёнис (Литва)
В.Брюсов (Россия)
М.Врубель (Россия)
А.Блок (Россия)
О.Редон (Франция)
В музыке:
А.Скрябин (Россия)
В драматургии:
В.Мейерхольд
(Россия,СССР)
Микалоюс Константинас Чюрлёнис
- Литовский художник и композитор.
- Годы жизни:
1875-1911
- переплетение музыки и живописи;
- мистичность;
- создаёт циклы
картин.
Цикл «Сонаты».
«Соната моря»
Цикл «Сонаты».
«Соната солнцу. Аллегро».
Одилон Редон
- Французский художник – символист.
- Годы жизни:
1840 -1916 .
- творчество делится на «чёрный»и «цветной» периоды;
- тесное переплетение с импрессионизмом и сюрреализмом;
- мистичность и даже жутковатость.
О. Редон О.Редон «Ворон» «Глаз как шар»
О.Редон О.Редон «Человек-кактус» «Игрок»
Михаил Александрович Врубель
- Русский художник – символист, график, скульптор, декоратор, иллюстратор.
- Годы жизни:
1856-1910.
- мистичность;
- загадочность;
-таинственность.
М.Врубель
«Девочка на фоне персидского ковра».
(1886)
М.Врубель. «Демон сидящий» «Демон поверженный»
Русская тема в творчестве М.Врубеля. «Царевна-лебедь» «Богатырь»
Импрессионизм (от фр. impression- «впечатление») – направление в искусстве.
- Время возникновения : вторая половина XIX в.
- Место возникновения : Франция.
- Наиболее развит в живописи.
- Особенности :
- отражение реального мира в движе-
нии;
- многоцветие.
Яркие представители.
В живописи:
В музыке:
К.Моне (Франция)
К.Дебюсси (Франция)
Э.Мане (Франция)
М.Равель (Франция)
О.Ренуар (Франция)
Э.Дега (Франция)
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы».
Постимпрессионизм – течение в модернизме, возникшее после импрессионизма, декларировавшее полное неприятие его эстетики.
1880-е гг. – 1910-е гг.
- Место возникновения : Франция
- Особенности:
- декоративная стилизация,
- постепенный уход от реальности.
- Поль Сезанн (Франция),
- Поль Гоген (Франция),
- Винсент ван Гог (Нидерланды)
Фовизм (от фр.fauve«дикий») – направление во французской живописи
конец XIXв. – начало XXв.
- эмоциональность ,
- высокая художественная выразительность,
- интенсивность цвета,
- отказ от светотени,
- простые очертания.
Анри Матисс – яркий представитель фовизма.
1869 – 1954.
- Художник, скульптор, аниматор.
Анри Матисс
«Красные рыбки»
(1911)
Экспрессионизм (от лат.expressio «выражение») – течение в европейском искусстве.
- Время возникновения : 1910-1920-е гг.
- Место возникновения : Германия.
- Особенности:
- выражение эмоционального состояния,
- броскость и гротескность,
- анархия, бунтарство.
- Отто Дикс (Германия)
- Эрнст Барлах (Германия)
- Эмиль Нольде (Германия)
Эмиль Нольде (1867-1956)
Примером бунтарства и броскости служит картина «Танцовщицы со свечами»
Антивоенная направленность в творчестве Отто Дикса «Раненный солдат» «Газовая атака»
Абстрактный экспрессионизм – движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах.
- Время возникновения: 1910-1920-е гг.
- Место возникновения: Европа, США.
- Особенности:
- негеометричные штрихи большими кистями;
- дрипплинг (выдавливание красок на холст, капли красок);
- спонтанность;
- импровизация.
Джексон Поллок(США, 1912-1956) – яркий представитель абстрактного экспрессионизма Дж.Поллок творит.
«Алхимия»
Сюрреализм (от фр. Surrealisme- «сверхреализм») – течение в искусстве XX века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания.
- Время возникновения: начало 1920-х гг.
- Место возникновения: Франция.
- Особенности:
- парадоксальное сочетание форм,
- самоценность зрелищности явлений,
- алогизм композиций,
- контрастное сочетание обыденного и чудесного.
Яркие представители.
В литературе:
В живописи:
А.Бретон (Франция)
С.Дали (Испания)
Б.Поплавский (Россия)
М.Эрнст(Германия)
Р.Магритт (Бельгия)
М.Шагал (Россия)
В кинематографе:
Л.Бунюэль (Франция)
Фотография:
Ф.Халсман (Латвия, Германия)
Ж Кокто (Франция)
Ян Шванкмайер (Чехия)
Рене Магритт.
1898 – 1967.
- невозмутимость стиля,
- предметы не теряют своей предметности,
- его творчество – это борьба с обманчивой самоочевидностью.
Р.Магритт «Это не трубка»(1930г. Цикл «Вероломство образов»).
Сальвадор Дали – ярчайший представитель сюрреалистического искусства.
- Испания, Франция.
- Годы жизни: 1904 – 1989.
С.Дали «Сон». 1937г.
Выводы:
- Модернизм – это попытка уйти от реального мира.
- Апогей отказа от реальности наступит во второй половине XXв. в форме театра абсурда.