СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура первой половины 20 века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Культура первой половины 20 века"

Просмотр содержимого документа
«Культура первой половины 20 века»

Тема урока: Культура первой половины XX века: расцвет или деградация.

Тема урока:

Культура первой половины XX века: расцвет или деградация.

Вопросы: 1. Индустриальное общество первой половины XX века. 2. Модернизм. 3. Авангардное искусство. 4. Развитие массовой культуры.

Вопросы:

1. Индустриальное общество первой половины XX века.

2. Модернизм.

3. Авангардное искусство.

4. Развитие массовой культуры.

Тема проекта: Индустриальное общество в начале XX века. Цель :   выявить те события и явления, которые оказали решающее влияние на развитие культуры европейских  стран в первой половине XX века.

Тема проекта:

Индустриальное общество в начале XX века.

Цель :

  • выявить те события и явления, которые оказали решающее влияние на развитие культуры европейских стран в первой половине XX века.
  В начале XX века утвердилась семерка ведущих капиталистических стран – Англия, Франция, Германия, Россия, США, Италия, Япония. В этих странах произошла вторая промышленная революция. Начался век электричества, автомобиля, телефона, радио. Изменения в экономике отразились на обществе, начался пересмотр прежних взглядов на мироздание, нравственных ценностей.

В начале XX века утвердилась семерка ведущих капиталистических стран – Англия, Франция, Германия, Россия, США, Италия, Япония. В этих странах произошла вторая промышленная революция. Начался век электричества, автомобиля, телефона, радио. Изменения в экономике отразились на обществе, начался пересмотр прежних взглядов на мироздание, нравственных ценностей.

Урбанизация – это бурный рост городов и городского населения. 1880 год – в Европе 8 городов с населением около 1,5 млн. человек. 1914 год – в Европе 29 городов с населением свыше 10 млн. человек.  Нью-Йорк

Урбанизация – это бурный рост городов и городского населения.

1880 год – в Европе 8 городов с населением около 1,5 млн. человек.

1914 год – в Европе 29 городов с населением свыше 10 млн. человек.

Нью-Йорк

Разница быта  Представьте, человек, веками привязанный к труду на земле, генетически предрасположенный к размерной сельской жизни, с ее постоянством, неизменностью, монотонностью, вдруг оказывается в условиях суетливого города. Здесь до тебя никому нет никакого дела, где жизнь бурлит, где ежедневно перемещаются тонны товаров, денег, людей, а изменения в жизни происходят быстрее, чем крестьянин может мыслить.

Разница быта

Представьте, человек, веками привязанный к труду на земле, генетически предрасположенный к размерной сельской жизни, с ее постоянством, неизменностью, монотонностью, вдруг оказывается в условиях суетливого города. Здесь до тебя никому нет никакого дела, где жизнь бурлит, где ежедневно перемещаются тонны товаров, денег, людей, а изменения в жизни происходят быстрее, чем крестьянин может мыслить.

Расстройство привязанностей Очень скоро оказывается, что надежды на богатую жизнь не оправдываются – из сельской бедности человек переезжает в городскую нищету. В городе у него нет своего дома, нет единого сообщества односельчан, помощи ждать неоткуда. В сознании рушатся идеалы призвания.

Расстройство привязанностей

Очень скоро оказывается, что

надежды на богатую жизнь не

оправдываются – из сельской

бедности человек переезжает в

городскую нищету. В городе у

него нет своего дома, нет

единого сообщества

односельчан, помощи ждать неоткуда.

В сознании рушатся идеалы призвания.

Миграция  Миграция ( лат. migratio, от migro – перехожу, переселяюсь) – Миграция населения – перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства. К миграции приводят все те процессы, о которых говорилось выше – рост городов, расстройство привязанностей. Перемещение больших масс сельских жителей в крупные города порождало серьезные социальные проблемы, т.к. немногие могли приспособиться к новым условиям жизни. Рост нищеты в крупных городах был присущ всем индустриальным обществам и создавал угрозу социальных потрясений.

Миграция

Миграция ( лат. migratio, от migro – перехожу, переселяюсь) – Миграция населения – перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства. К миграции приводят все те процессы, о которых говорилось выше – рост городов, расстройство привязанностей. Перемещение больших масс сельских жителей в крупные города порождало серьезные социальные проблемы, т.к. немногие могли приспособиться к новым условиям жизни. Рост нищеты в крупных городах был присущ всем индустриальным обществам и создавал угрозу социальных потрясений.

Социальные потрясения  Мир в начале XX века поистине бурлил – перемещение товаров, капиталов, людей приобретало общемировой характер, начала складываться мировая экономика.  Борьба за сферы влияния, вылившаяся в локальные и мировые войны, революции поставили под сомнение сам факт человеческого существования.  Утрата « коллективной идентичности», национальности, потеря себя и одновременно неустроенность быта, жизни приводили к тому , что люди теряли устойчивые нравственные убеждения и  становились на путь преступлений.

Социальные потрясения

  • Мир в начале XX века поистине бурлил – перемещение товаров, капиталов, людей приобретало общемировой характер, начала складываться мировая экономика.
  • Борьба за сферы влияния, вылившаяся в локальные и мировые войны, революции поставили под сомнение сам факт человеческого существования.
  • Утрата « коллективной идентичности», национальности, потеря себя и одновременно неустроенность быта, жизни приводили к тому , что люди теряли устойчивые нравственные убеждения и становились на путь преступлений.
Прогресс  Особенность XX века – скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Прежде всего, это относит к условиям жизни людей, которые воздействуют и изменяют изменение создание масс, формируют позицию того, что мир можно создать искусственно. Это приводит к обострению социальных проблем, массовому участию людей в политике и отрыву от семейных и патриотических ценностей, концентрации внимания человека на условиях быта.

Прогресс

Особенность XX века – скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Прежде всего, это относит к условиям жизни людей, которые воздействуют и изменяют изменение создание масс, формируют позицию того, что мир можно создать искусственно. Это приводит к обострению социальных проблем, массовому участию людей в политике и отрыву от семейных и патриотических ценностей, концентрации внимания человека на условиях быта.

Выводы:   На развитие культуры первой половины XX века оказали особое влияние: Урбанизация. Миграция. Разница быта. Расстройство привязанностей. Социальные потрясения. Научно – технический прогресс.

Выводы:

На развитие культуры первой половины XX века оказали особое влияние:

Урбанизация.

Миграция.

Разница быта. Расстройство привязанностей.

Социальные потрясения.

Научно – технический прогресс.

Направления в искусстве в первой половине XX в.:

Направления в искусстве в первой половине XX в.:

Модернизм: это общее обозначение всех авангардистских направлений в искусстве первой половины XX в.; претендовал на роль единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего»; является ранним этапом в развитии авангардного искусства.

Модернизм:

  • это общее обозначение всех авангардистских направлений в искусстве первой половины XX в.;
  • претендовал на роль единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего»;
  • является ранним этапом в развитии авангардного искусства.
Течения в модернизме: Символизм. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Фовизм. Экспрессионизм. Абстрактный экспрессионизм. Сарреализм.

Течения в модернизме:

  • Символизм.
  • Импрессионизм.
  • Постимпрессионизм.
  • Фовизм.
  • Экспрессионизм.
  • Абстрактный экспрессионизм.
  • Сарреализм.
Символизм ( от фр. Symbolisme – знак) – одно из крупнейших направлений  в искусстве конца XIX-начала XX вв. Время возникновения : 1870-1880-е гг. Место возникновения : Франция. Особенности:   - многозначность образов,  - игра метафор и ассоциаций,  - таинственность,  - мистичность. Получил развитие в литературе, музыке, живописи, театральном искусстве.

Символизм ( от фр. Symbolisme – знак) – одно из крупнейших направлений в искусстве конца XIX-начала XX вв.

  • Время возникновения : 1870-1880-е гг.
  • Место возникновения : Франция.
  • Особенности:

- многозначность образов,

- игра метафор и ассоциаций,

- таинственность,

- мистичность.

  • Получил развитие в литературе, музыке, живописи, театральном искусстве.
Яркие представители: В живописи: В литературе : О. Бердслей (Англия) . Ш.Бодлер  (Франция) М.Метерлинк(Бельгия) М.Чюрлёнис (Литва) В.Брюсов (Россия) М.Врубель (Россия) А.Блок (Россия) О.Редон (Франция) В музыке: А.Скрябин (Россия) В драматургии: В.Мейерхольд (Россия,СССР)

Яркие представители:

В живописи:

В литературе :

О. Бердслей (Англия) .

Ш.Бодлер (Франция)

М.Метерлинк(Бельгия)

М.Чюрлёнис (Литва)

В.Брюсов (Россия)

М.Врубель (Россия)

А.Блок (Россия)

О.Редон (Франция)

В музыке:

А.Скрябин (Россия)

В драматургии:

В.Мейерхольд

(Россия,СССР)

Микалоюс Константинас Чюрлёнис Литовский художник и композитор. Годы жизни:  1875-1911 Особенности творчества:  - переплетение музыки и живописи;  - мистичность;  - создаёт циклы  картин.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис

  • Литовский художник и композитор.
  • Годы жизни:

1875-1911

  • Особенности творчества:

- переплетение музыки и живописи;

- мистичность;

- создаёт циклы

картин.

Цикл «Сонаты». «Соната моря»

Цикл «Сонаты».

«Соната моря»

Цикл «Сонаты». «Соната солнцу. Аллегро».

Цикл «Сонаты».

«Соната солнцу. Аллегро».

Одилон Редон Французский художник – символист. Годы жизни:  1840 -1916 . Особенности творчества:  - творчество делится на «чёрный»и «цветной» периоды;  - тесное переплетение с импрессионизмом и сюрреализмом;  - мистичность и даже жутковатость.

Одилон Редон

  • Французский художник – символист.
  • Годы жизни:

1840 -1916 .

  • Особенности творчества:

- творчество делится на «чёрный»и «цветной» периоды;

- тесное переплетение с импрессионизмом и сюрреализмом;

- мистичность и даже жутковатость.

О. Редон О.Редон  «Ворон» «Глаз как шар»

О. Редон О.Редон «Ворон» «Глаз как шар»

О.Редон О.Редон  «Человек-кактус» «Игрок»

О.Редон О.Редон «Человек-кактус» «Игрок»

Михаил Александрович Врубель Русский художник – символист, график, скульптор, декоратор, иллюстратор. Годы жизни:  1856-1910. Особенности творчества:  - мистичность;  - загадочность;  -таинственность.

Михаил Александрович Врубель

  • Русский художник – символист, график, скульптор, декоратор, иллюстратор.
  • Годы жизни:

1856-1910.

  • Особенности творчества:

- мистичность;

- загадочность;

-таинственность.

М.Врубель «Девочка на фоне персидского ковра».  (1886)

М.Врубель

«Девочка на фоне персидского ковра».

(1886)

М.Врубель.   «Демон сидящий» «Демон поверженный»

М.Врубель. «Демон сидящий» «Демон поверженный»

Русская тема в творчестве М.Врубеля.  «Царевна-лебедь» «Богатырь»

Русская тема в творчестве М.Врубеля. «Царевна-лебедь» «Богатырь»

Импрессионизм  (от фр. impression- «впечатление») – направление в искусстве. Время возникновения : вторая половина XIX в. Место возникновения : Франция. Наиболее развит в живописи. Особенности :  - отражение реального мира в движе-  нии;  - многоцветие.

Импрессионизм (от фр. impression- «впечатление») – направление в искусстве.

  • Время возникновения : вторая половина XIX в.
  • Место возникновения : Франция.
  • Наиболее развит в живописи.
  • Особенности :

- отражение реального мира в движе-

нии;

- многоцветие.

Яркие представители. В живописи: В музыке:  К.Моне (Франция)  К.Дебюсси (Франция)  Э.Мане (Франция)  М.Равель (Франция)  О.Ренуар (Франция)  Э.Дега (Франция)

Яркие представители.

В живописи:

В музыке:

К.Моне (Франция)

К.Дебюсси (Франция)

Э.Мане (Франция)

М.Равель (Франция)

О.Ренуар (Франция)

Э.Дега (Франция)

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы».

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы».

Постимпрессионизм  – течение в модернизме, возникшее после импрессионизма, декларировавшее полное неприятие его эстетики. Период существования:   1880-е гг. – 1910-е гг. Место возникновения : Франция Особенности:  - декоративная стилизация,  - постепенный уход от реальности. Представители:  - Поль Сезанн (Франция),  - Поль Гоген (Франция),  - Винсент ван Гог (Нидерланды)

Постимпрессионизм – течение в модернизме, возникшее после импрессионизма, декларировавшее полное неприятие его эстетики.

  • Период существования:

1880-е гг. – 1910-е гг.

  • Место возникновения : Франция
  • Особенности:

- декоративная стилизация,

- постепенный уход от реальности.

  • Представители:

- Поль Сезанн (Франция),

- Поль Гоген (Франция),

- Винсент ван Гог (Нидерланды)

Фовизм  (от фр.fauve«дикий») – направление во французской живописи Время возникновения :  конец XIXв. – начало XXв. Особенности:  - эмоциональность ,  - высокая художественная выразительность,  - интенсивность цвета,  - отказ от светотени,  - простые очертания.

Фовизм (от фр.fauve«дикий») – направление во французской живописи

  • Время возникновения :

конец XIXв. – начало XXв.

  • Особенности:

- эмоциональность ,

- высокая художественная выразительность,

- интенсивность цвета,

- отказ от светотени,

- простые очертания.

Анри Матисс – яркий представитель фовизма. Франция. Годы жизни:  1869 – 1954. Художник, скульптор, аниматор.

Анри Матисс – яркий представитель фовизма.

  • Франция.
  • Годы жизни:

1869 – 1954.

  • Художник, скульптор, аниматор.
Анри Матисс  «Красные рыбки»  (1911)

Анри Матисс

«Красные рыбки»

(1911)

Экспрессионизм (от лат.expressio «выражение») – течение в европейском искусстве. Время возникновения : 1910-1920-е гг. Место возникновения : Германия. Особенности:  - выражение эмоционального состояния,  - броскость и гротескность,  - анархия, бунтарство. Представители:  - Отто Дикс (Германия)  - Эрнст Барлах (Германия)  - Эмиль Нольде (Германия)

Экспрессионизм (от лат.expressio «выражение») – течение в европейском искусстве.

  • Время возникновения : 1910-1920-е гг.
  • Место возникновения : Германия.
  • Особенности:

- выражение эмоционального состояния,

- броскость и гротескность,

- анархия, бунтарство.

  • Представители:

- Отто Дикс (Германия)

- Эрнст Барлах (Германия)

- Эмиль Нольде (Германия)

Эмиль Нольде (1867-1956) Примером бунтарства и броскости служит картина «Танцовщицы со свечами»

Эмиль Нольде (1867-1956)

Примером бунтарства и броскости служит картина «Танцовщицы со свечами»

Антивоенная направленность в творчестве Отто Дикса  «Раненный солдат» «Газовая атака»

Антивоенная направленность в творчестве Отто Дикса «Раненный солдат» «Газовая атака»

Абстрактный экспрессионизм – движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах. Время возникновения: 1910-1920-е гг. Место возникновения: Европа, США. Особенности:  - негеометричные штрихи большими кистями;  - дрипплинг (выдавливание красок на холст, капли красок);  - спонтанность;  - импровизация.

Абстрактный экспрессионизм – движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах.

  • Время возникновения: 1910-1920-е гг.
  • Место возникновения: Европа, США.
  • Особенности:

- негеометричные штрихи большими кистями;

- дрипплинг (выдавливание красок на холст, капли красок);

- спонтанность;

- импровизация.

Джексон Поллок(США, 1912-1956) – яркий представитель абстрактного экспрессионизма  Дж.Поллок творит. «Алхимия»

Джексон Поллок(США, 1912-1956) – яркий представитель абстрактного экспрессионизма Дж.Поллок творит.

«Алхимия»

Сюрреализм (от фр. Surrealisme- «сверхреализм») – течение в искусстве XX века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания. Время возникновения: начало 1920-х гг. Место возникновения: Франция. Особенности:  - парадоксальное сочетание форм,  - самоценность зрелищности явлений,  - алогизм композиций,  - контрастное сочетание обыденного и чудесного.

Сюрреализм (от фр. Surrealisme- «сверхреализм») – течение в искусстве XX века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания.

  • Время возникновения: начало 1920-х гг.
  • Место возникновения: Франция.
  • Особенности:

- парадоксальное сочетание форм,

- самоценность зрелищности явлений,

- алогизм композиций,

- контрастное сочетание обыденного и чудесного.

Яркие представители. В литературе: В живописи: А.Бретон (Франция) С.Дали (Испания) Б.Поплавский (Россия) М.Эрнст(Германия) Р.Магритт (Бельгия) М.Шагал (Россия)  В кинематографе:  Л.Бунюэль (Франция) Фотография: Ф.Халсман (Латвия, Германия) Ж Кокто (Франция) Ян Шванкмайер (Чехия)

Яркие представители.

В литературе:

В живописи:

А.Бретон (Франция)

С.Дали (Испания)

Б.Поплавский (Россия)

М.Эрнст(Германия)

Р.Магритт (Бельгия)

М.Шагал (Россия)

В кинематографе:

Л.Бунюэль (Франция)

Фотография:

Ф.Халсман (Латвия, Германия)

Ж Кокто (Франция)

Ян Шванкмайер (Чехия)

Рене Магритт.  Годы жизни:  1898 – 1967. Особенности творчества:  - невозмутимость стиля,  - предметы не теряют своей предметности,  - его творчество – это борьба с обманчивой самоочевидностью.

Рене Магритт.

  • Годы жизни:

1898 – 1967.

  • Особенности творчества:

- невозмутимость стиля,

- предметы не теряют своей предметности,

- его творчество – это борьба с обманчивой самоочевидностью.

Р.Магритт «Это не трубка»(1930г. Цикл «Вероломство образов»).

Р.Магритт «Это не трубка»(1930г. Цикл «Вероломство образов»).

Сальвадор Дали – ярчайший представитель сюрреалистического искусства. Испания, Франция. Годы жизни: 1904 – 1989.

Сальвадор Дали – ярчайший представитель сюрреалистического искусства.

  • Испания, Франция.
  • Годы жизни: 1904 – 1989.
С.Дали «Сон». 1937г.

С.Дали «Сон». 1937г.

Выводы: Модернизм – это попытка уйти от реального мира. Апогей отказа от реальности наступит во второй половине XXв. в форме театра абсурда.

Выводы:

  • Модернизм – это попытка уйти от реального мира.
  • Апогей отказа от реальности наступит во второй половине XXв. в форме театра абсурда.