СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку истории в 8 классе по теме: "Культура первой половины XIX века"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по истории России по теме: "Культура первой половины XIX века". В презентации подобран иллюстративный материал по данной теме (можно использовать в 8 и 10 классах, на уроках МХК)

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку истории в 8 классе по теме: "Культура первой половины XIX века"»

Тема:  «Культура  первой половины  XIX века» Учитель истории МОУ гимназии №45 г. Комсомольска-на-Амуре Батракова Кира Александровна

Тема: «Культура первой половины XIX века»

Учитель истории

МОУ гимназии №45

г. Комсомольска-на-Амуре

Батракова Кира Александровна

?

?

Культура России в первой половине XIX века Гордится славою своих предков не только можно, но и должно. А. С. Пушкин

Культура России

в первой половине XIX века

Гордится славою своих предков не только можно, но и должно.

А. С. Пушкин

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства.

В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы.

Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.

В первой половине XIX в. русская наука достигла значительных успехов.  Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томная « История государства Российского », созданную в 1816-1829 гг. Н.М.Карамзин ым.  В первой половине XIX в. русские моряки совершили около 40 кругосветных путешествий, начало которым положили экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского на парусниках «Надежда» и «Нева» (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 гг. Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым экспедиция к Южному полюсу на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыла Антарктиду.  Мировую известность получили работы отечественных математиков: В.Я.Буняковского , М.В.Остроградского .  Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И.Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии.

В первой половине XIX в. русская наука достигла значительных успехов.

  • Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томная « История государства Российского », созданную в 1816-1829 гг. Н.М.Карамзин ым.
  • В первой половине XIX в. русские моряки совершили около 40 кругосветных путешествий, начало которым положили экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского на парусниках «Надежда» и «Нева» (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 гг. Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым экспедиция к Южному полюсу на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыла Антарктиду.
  • Мировую известность получили работы отечественных математиков: В.Я.Буняковского , М.В.Остроградского .
  • Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И.Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии.
 Успешно работали в области электричества русские физики. В.В.Петров открыл электрическую дугу (1802), занимался проблемами электролиза.  Работы Э.X.Ленца были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л.Шиллинг явился создателем электромагнитного телеграфа (1828-1832).  Русские медики начали использовать наркоз при операциях ( Н.И.Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых условиях), работали в области переливания крови ( А.М.Филомафитский ).  Значительными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 г. крепостные механики отец и сын Черепановы построили одну из первых в мире железных дорог, а уже в 1837 г. первые составы пошли по железной дороге Петербург - Царское Село.  Первые пароходы на Неве появились в 1815 г., а в 1817-1821 гг. они стали плавать по Каме и Волге.
  • Успешно работали в области электричества русские физики.

В.В.Петров открыл электрическую дугу (1802), занимался проблемами электролиза.

Работы Э.X.Ленца были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л.Шиллинг явился создателем электромагнитного телеграфа (1828-1832).

  • Русские медики начали использовать наркоз при операциях ( Н.И.Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых условиях), работали в области переливания крови ( А.М.Филомафитский ).
  • Значительными были достижения и в области техники.

Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 г. крепостные механики отец и сын Черепановы построили одну из первых в мире железных дорог, а уже в 1837 г. первые составы пошли по железной дороге Петербург - Царское Село.

  • Первые пароходы на Неве появились в 1815 г., а в 1817-1821 гг. они стали плавать по Каме и Волге.
Русская литература первой половины XIX в. - одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. Высоким гражданским пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов - декабристов  К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера . Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм . Одним из его наиболее выдающихся представителей стал В.А.Жуковский .  В своих произведениях он часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством. Активная переводческая деятельность В.А.Жуковского знакомила русское общество с творчеством Гомера, Шиллера, Байрона и др. Лирика Рылеева была пронизана идеями высокого служения и насыщена политическими ассоциациями: «Известно мне: погибель ждет  Того, кто первый восстает  На утеснителей народа;  Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи, когда была  Без жертв искуплена свобода ?»

Русская литература первой половины XIX в. - одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры.

Высоким гражданским пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов - декабристов К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера .

Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм . Одним из его наиболее выдающихся представителей стал В.А.Жуковский .

В своих произведениях он часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством. Активная переводческая деятельность В.А.Жуковского знакомила русское общество с творчеством Гомера, Шиллера, Байрона и др.

Лирика Рылеева была пронизана идеями высокого служения и насыщена политическими ассоциациями:

«Известно мне: погибель ждет Того, кто первый восстает На утеснителей народа; Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода ?»

Его творчество — закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших перед Россией со времени Петра I до декабристов. Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в период становления дворянской революционности.      С Пушкина началось и последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка , начало реализма в литературе как художественного направления. Универсализм Пушкина проявился не только в литературе, он был самобытным мыслителем и вдумчивым историком («Руслан и Людмила», «Цыганы», «Борис Годунов», «История пугачевского бунта» и др.)

Его творчество — закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших перед Россией со времени Петра I до декабристов.

Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в период становления дворянской революционности.

    С Пушкина началось и последующее развитие русской литературы.

С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка , начало реализма в литературе как художественного направления. Универсализм Пушкина проявился не только в литературе, он был самобытным мыслителем и вдумчивым историком («Руслан и Людмила», «Цыганы», «Борис Годунов», «История пугачевского бунта» и др.)

Михаил Юрьевич Лермонтов Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творчество М.Ю.Лермонтова (1814-1841), отразившее трудное время - погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 г. разочарование. Неприятие поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный характер. Его роман « Герой нашего времени » (1841), сохраняя романтические черты, явился одним из первых произведений литературы критического реализма. В творчестве поэта переплетались личные, гражданские, философские мотивы (стихотворения « Бородино », « Родина », поэма « Мцыри », « Демон », драма « Маскарад » и другие).

Михаил Юрьевич Лермонтов

Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творчество М.Ю.Лермонтова (1814-1841), отразившее трудное время - погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 г. разочарование.

Неприятие поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный характер.

Его роман « Герой нашего времени » (1841), сохраняя романтические черты, явился одним из первых произведений литературы критического реализма.

В творчестве поэта переплетались личные, гражданские, философские мотивы (стихотворения « Бородино », « Родина », поэма « Мцыри », « Демон », драма « Маскарад » и другие).

Огромна роль Н.В.Гоголя (1809-1852) в русской литературе. « Мертвые души » — одно из ярких реалистических изображений русской жизни того времени. В.Г.Белинский оценил его так «творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайников народной жизни». Загадочный Гоголь — писатель - фантаст, близкий Гофману, причем не только в ранних романтических произведениях (« Вечера на хуторе близ Диканьки »), но и более зрелых ( Петербургские повести ). Николай Васильевич Гоголь     Роднят произведения Гоголя с творчеством выдающегося немецкого писателя - романтика причудливая фантазия, порой доходящая до мистического гротеска, тонкая ирония и, конечно, сатира на российскую действительность. Суть его трагедии в религиозных исканиях и в мучительном осмыслении проблемы «Церковь и культура».

Огромна роль Н.В.Гоголя (1809-1852) в русской литературе.

« Мертвые души » — одно из ярких реалистических изображений русской жизни того времени. В.Г.Белинский оценил его так «творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайников народной жизни».

Загадочный Гоголь — писатель - фантаст, близкий Гофману, причем не только в ранних романтических произведениях (« Вечера на хуторе близ Диканьки »), но и более зрелых ( Петербургские повести ).

Николай Васильевич Гоголь

    Роднят произведения Гоголя с творчеством выдающегося немецкого писателя - романтика причудливая фантазия, порой доходящая до мистического гротеска, тонкая ирония и, конечно, сатира на российскую действительность.

Суть его трагедии в религиозных исканиях и в мучительном осмыслении проблемы «Церковь и культура».

Предметом пристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина  (повести Д.В.Григоровича , очерки из крестьянской жизни В.И.Даля , цикл рассказов « Записки охотника » И.С.Тургенева ).     Новый, невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А.Н.Островский .                Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления.  Ее социально действительный характер, воздействие « на понятия и нравы общества » отмечали многие современники.

Предметом пристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина

(повести Д.В.Григоровича , очерки из крестьянской жизни В.И.Даля , цикл рассказов « Записки охотника » И.С.Тургенева ).

    Новый, невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А.Н.Островский .               Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления.

Ее социально действительный характер, воздействие « на понятия и нравы общества » отмечали многие современники.

Состояние театрально - сценического искусства было показателем «общественного просвещения и духа времени». Несмотря на монополию императорских театров, начало которой было положено в 1803 году, драматическую цензуру, влиявшую на репертуар, театр играл все более заметную роль в общественно- культурной жизни.   Большой театр (О.И. Бове 1816) Мариинский театр Мариинский театр

Состояние театрально - сценического искусства было показателем «общественного просвещения и духа времени». Несмотря на монополию императорских театров, начало которой было положено в 1803 году, драматическую цензуру, влиявшую на репертуар,

театр играл все более заметную роль в общественно- культурной жизни.

Большой театр (О.И. Бове 1816)

Мариинский театр

Мариинский театр

    Центром театральной культуры в Москве был Малый театр. В 1824 г. произошло окончательное разделение труппы бывшего Перовского театра на драматическую и балетную. Драматические спектакли были перенесены в здание, построенное архитектором О.И.Бове и получившее название Малый театр . Большой театр с 1825 г. предназначался только для оперных и балетных спектаклей .  В Петербурге имелось несколько театров, наиболее известный из них — Александрийский (архитектор К.И.Росси), открытый в 1832 г. исторической драмой М.В.Крюковского «Князь Пожарский». В отличие от московского Малого театра, где были сильны демократические традиции, театр северной столицы Российской империи носил официально- парадный характер . Театры существовали также во многих губернских городах.        Александрийский театр (К.И.Росси) Постановка комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Большой театр (О.И. Бове 1816 г)

    Центром театральной культуры в Москве был Малый театр.

В 1824 г. произошло окончательное разделение труппы бывшего Перовского театра на драматическую и балетную. Драматические спектакли были перенесены в здание, построенное архитектором О.И.Бове и получившее название Малый театр . Большой театр с 1825 г. предназначался только для оперных и балетных спектаклей .

В Петербурге имелось несколько театров, наиболее известный из них — Александрийский (архитектор К.И.Росси), открытый в 1832 г. исторической драмой М.В.Крюковского «Князь Пожарский».

В отличие от московского Малого театра, где были сильны демократические традиции, театр северной столицы Российской империи носил официально- парадный характер .

Театры существовали также во многих губернских городах.    

Александрийский театр (К.И.Росси)

Постановка комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Большой театр (О.И. Бове 1816 г)

Расцвет романтизма на сцене связан с творчеством замечательного русского актера П.С.Молчалова (1800-1848), прославившегося игрой в пьесах Шиллера и Шекспира. Вершиной его творчества стала роль Гамлета.     Драматургия А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя , особенно А.Н.Островского способствовала утверждению реалистической драмы в театральном репертуаре.        Реформатором актерского искусства, основоположником реализма на русской сцене был великий актер М.С.Щепкин (1788-1863). «Он создал правду на русской сцене,- писал о нем Герцен, он первым стал не театрален на театре».  Метод игры Щепкина явился основной сценичной школой актерского искусства в течение многих последующих десятилетий.      Постановка комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Постановка комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Постановка комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Расцвет романтизма на сцене связан с творчеством замечательного русского актера П.С.Молчалова (1800-1848), прославившегося игрой в пьесах Шиллера и Шекспира.

Вершиной его творчества стала роль Гамлета.

   

Драматургия А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя , особенно А.Н.Островского способствовала утверждению реалистической драмы в театральном репертуаре.      

Реформатором актерского искусства, основоположником реализма на русской сцене был великий актер М.С.Щепкин (1788-1863).

«Он создал правду на русской сцене,- писал о нем Герцен, он первым стал не театрален на театре».

Метод игры Щепкина явился основной сценичной школой актерского искусства в течение многих последующих десятилетий.    

Постановка комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Постановка комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Постановка комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Театр первой половины XIX в. воспитал плеяду замечательных русских актеров, которыми и доныне по праву гордится русская сцена (Е.С.Семенова, В.А.Каратыгин, П.С.Мочалов, М.С.Щепкин, А.Е.Мартынов). В этот период начинается становление режиссуры, искусства оформления спектакля.

Театр первой половины XIX в. воспитал плеяду замечательных русских актеров, которыми и доныне по праву гордится русская сцена

(Е.С.Семенова, В.А.Каратыгин, П.С.Мочалов, М.С.Щепкин, А.Е.Мартынов).

В этот период начинается становление режиссуры, искусства оформления спектакля.

    Музыка этого времени, опираясь на лучшие традиции народности и демократизма, испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 года. Композиторы стали чаще обращаться к патриотическим, национальным сюжетам ( опера К.А.Кавоса «Иван Сусанин» , 1815). Видным представителем романтизма в музыке был А.Н.Верстовский (1799-1862). Постановка наиболее известной его оперы « Аскольдова могила », созданной из либретто М.Н.Загоскина, состоялась в 1835 г.          Зарисовка к опере А.Н.Верстовского  «Аскольдова могила» В обществе усилился интерес к камерным и публичным концертам. Внимание многих композиторов, писателей, художников привлекали музыкальные вечера у А.А.Дельвига , В.Ф.Одоевского , в литературном салоне З.А.Волконской . Огромным успехом пользовались летние концертные сезоны в Павловске, которые стали устраиваться с 1838 г., когда сюда была проведена железная дорога из Петербурга. Неоднократно на этих концертах выступал австрийский композитор и дирижер, знаменитый «король вальсов» И.Штраус.

    Музыка этого времени, опираясь на лучшие традиции народности и демократизма, испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 года. Композиторы стали чаще обращаться к патриотическим, национальным сюжетам

( опера К.А.Кавоса «Иван Сусанин» , 1815).

Видным представителем романтизма в музыке был А.Н.Верстовский (1799-1862).

Постановка наиболее известной его оперы « Аскольдова могила », созданной из либретто М.Н.Загоскина, состоялась в 1835 г.        

Зарисовка к опере А.Н.Верстовского «Аскольдова могила»

В обществе усилился интерес к камерным и публичным концертам. Внимание многих композиторов, писателей, художников привлекали музыкальные вечера у А.А.Дельвига , В.Ф.Одоевского , в литературном салоне З.А.Волконской . Огромным успехом пользовались летние концертные сезоны в Павловске, которые стали устраиваться с 1838 г., когда сюда была проведена железная дорога из Петербурга.

Неоднократно на этих концертах выступал австрийский композитор и дирижер, знаменитый «король вальсов» И.Штраус.

В истории русского музыкального искусства особая роль принадлежит М.И.Глинке (1804-1857). С его именем связано возникновение русской музыкальной классики, национальной школы в музыке. Событием в культурной жизни России была постановка оперы Глинка «Жизнь за царя» (1836).   Оперу довольно сухо встретила высокосветская публика, «кучерская музыка» не вызвала ее симпатий. Но многие передовые люди России восторженно приветствовали спектакль. В числе поклонников оперы были Пушкин, Гоголь, Белинский, Одоевский. Хомяков.   Глинка — родоначальник основных жанров отечественной профессиональной музыки. Он «создал национальную русскую оперу, национальную инструментальную музыку.... русский национальный романс»,- писал о нем В.В.Стасов. Глинка — композитор, для которого высшими принципами искусства были идейность и народность. « Создает музыку народ ,- говорил он А.Н.Серову,- а мы, художники, только ее аранжируем ».

В истории русского музыкального искусства особая роль принадлежит М.И.Глинке (1804-1857).

С его именем связано возникновение русской музыкальной классики, национальной школы в музыке.

Событием в культурной жизни России была постановка оперы Глинка «Жизнь за царя» (1836).

Оперу довольно сухо встретила высокосветская публика, «кучерская музыка» не вызвала ее симпатий.

Но многие передовые люди России восторженно приветствовали спектакль. В числе поклонников оперы были Пушкин, Гоголь, Белинский, Одоевский. Хомяков.

Глинка — родоначальник основных жанров отечественной профессиональной музыки. Он «создал национальную русскую оперу, национальную инструментальную музыку.... русский национальный романс»,- писал о нем В.В.Стасов. Глинка — композитор, для которого высшими принципами искусства были идейность и народность. « Создает музыку народ ,- говорил он А.Н.Серову,- а мы, художники, только ее аранжируем ».

    Для творчества А.С.Даргомыжского (1813-1869) наряду с принципами реализма и народности становится характерным большая социальная , драматическая напряженность , горячее сочувствие «маленькому человеку» (опера «Русалка», 1856). Даргомыжский выступил новатором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности (мелодичный речитатив в опере «Каменный гость»).  Опера А.С.Даргомыжского «Русалка», 1856

    Для творчества А.С.Даргомыжского (1813-1869) наряду с принципами реализма и народности становится характерным большая социальная , драматическая напряженность , горячее сочувствие «маленькому человеку»

(опера «Русалка», 1856).

Даргомыжский выступил новатором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности (мелодичный речитатив в опере «Каменный гость»).

Опера А.С.Даргомыжского «Русалка», 1856

Изобразительное искусство не представляло единства в идейно - художественном отношении.       Блестящих успехов достигла архитектура русского ампира. В первой трети XIX в. она продолжала традиции классицизма и была связана с именами А.Д.Захарова (1761-1811), одного первых зачинателей русского ампира, А.Н.Воронихина (1759-1814), К.И.Росси (1775-1849). Для зодчих этого времени становится характерным синтез архитектуры и скульптуры . В это время создаются монументальные ансамбли Петербурга, формируются площади северной столицы — Дворцовая, Сенатская, Стрелка Васильевского острова.        Дворцовая площадь в Петербурге

Изобразительное искусство не представляло единства в идейно - художественном отношении.

    Блестящих успехов достигла архитектура русского ампира.

В первой трети XIX в. она продолжала традиции классицизма и была связана с именами А.Д.Захарова (1761-1811), одного первых зачинателей русского ампира, А.Н.Воронихина (1759-1814), К.И.Росси (1775-1849).

Для зодчих этого времени становится характерным синтез архитектуры и скульптуры .

В это время создаются монументальные ансамбли Петербурга, формируются площади северной столицы — Дворцовая, Сенатская, Стрелка Васильевского острова.      

Дворцовая площадь в Петербурге

Триумфальные ворота (О.И.Бове, 1834г) Большой театр в Москве (О.И.Бове, 1816 г) В Москве стиль русского ампира имел некоторую особенность: более мягкий, интимный характер, что свойственно зданиям и ансамблям, созданным О.И.Бове (1784-1834), Д.И.Жилярди (1785-1845).     

Триумфальные ворота

(О.И.Бове, 1834г)

Большой театр в Москве (О.И.Бове, 1816 г)

В Москве стиль русского ампира имел некоторую особенность: более мягкий, интимный характер, что свойственно зданиям и ансамблям, созданным О.И.Бове (1784-1834), Д.И.Жилярди (1785-1845).    

Храм Христа Спасителя Большой Кремлевский дворец Оружейная палата В 30-е годы в связи с признаками распада художественной системы классицизма архитектура все более приобретала функционально - утилитарный характер.  Начавшееся строительство доходных домов постепенно стало вытеснять дворянские особняки, которые сохранили стилевое единство.      В это время получает распространение «русско-византийский» стиль. Одним из ведущих архитекторов этого стиля был К.А.Тон — автор проектов Храма Христа Спасителя , Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты .

Храм Христа Спасителя

Большой Кремлевский дворец

Оружейная палата

В 30-е годы в связи с признаками распада художественной системы классицизма архитектура все более приобретала функционально - утилитарный характер.

Начавшееся строительство доходных домов постепенно стало вытеснять дворянские особняки, которые сохранили стилевое единство.

    В это время получает распространение «русско-византийский» стиль.

Одним из ведущих архитекторов этого стиля был К.А.Тон — автор проектов Храма Христа Спасителя , Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты .

Освобождение от идейно - эстетических установок классицизма в живописи было связано с растущим интересом к человеческой личности, к жизни простых людей. Новое понимание человека, его внутреннего мира получило наибольшее выражение в романтическом портрете.     Одним из ярких представителей романтизма был замечательный портретист начала XIX в. О.А.Кипренский (1782-1836). Художник утверждает новый взгляд на человека как на внутренне независимую личность (портрет П.А.Оленина, 1813), подчеркивает романтические черты русской женщины (портрет Хвостовой, 1814). Кипренский создал прекрасный портрет А.С.Пушкина (1827).      «Портрет А.С. Пушкина» (О.А.Кипренский, 1827г)

Освобождение от идейно - эстетических установок классицизма в живописи было связано с растущим интересом к человеческой личности, к жизни простых людей.

Новое понимание человека, его внутреннего мира получило наибольшее выражение в романтическом портрете.

    Одним из ярких представителей романтизма был замечательный портретист начала XIX в. О.А.Кипренский (1782-1836). Художник утверждает новый взгляд на человека как на внутренне независимую личность (портрет П.А.Оленина, 1813), подчеркивает романтические черты русской женщины (портрет Хвостовой, 1814). Кипренский создал прекрасный портрет А.С.Пушкина (1827).    

«Портрет А.С. Пушкина» (О.А.Кипренский, 1827г)

Развитие романтизма, а затем и реализма в изобразительном искусстве означало серьезные перемены в академической живописи. В 30-50-е годы идейные каноны академизма, основанные на иерархической ценности жанров, все более устаревали. Сохранялся приоритет исторической живописи; бытовой жанр как полноправный еще не признавался. Идейно-художественные установки академизма вступали в противоречие с требованиями жизни и общественными задачами искусства.

Развитие романтизма, а затем и реализма в изобразительном искусстве означало серьезные перемены в академической живописи.

В 30-50-е годы идейные каноны академизма, основанные на иерархической ценности жанров, все более устаревали.

Сохранялся приоритет исторической живописи; бытовой жанр как полноправный еще не признавался.

Идейно-художественные установки академизма вступали в противоречие с требованиями жизни и общественными задачами искусства.

Наиболее ярким представителем классицизма был К.П.Брюллов (1799-1852). Но он принес в живопись новые романтические черты. Национальным своеобразием русского романтизма в исторической живописи был некоторый «трагический палет». К.П.Брюллов «Итальянское утро» В картине Брюллова «Последний день Помпеи» впервые в качестве героя на широком историческом фоне представлен народ, хотя и в идеализированном виде. К.П.Брюллов «Итальянский полдень» Брюллов — блестящий мастер парадных портретов («Всадница», 1832). В последний период своего творчества он достиг в портретах большого психологизма («Автопортрет», 1848).  К.П.Брюллов «Последний день Помпеи»

Наиболее ярким представителем классицизма был К.П.Брюллов (1799-1852).

Но он принес в живопись новые романтические черты. Национальным своеобразием русского романтизма в исторической живописи был некоторый «трагический палет».

К.П.Брюллов «Итальянское утро»

В картине Брюллова «Последний день Помпеи» впервые в качестве героя на широком историческом фоне представлен народ, хотя и в идеализированном виде.

К.П.Брюллов «Итальянский полдень»

Брюллов — блестящий мастер парадных портретов («Всадница», 1832).

В последний период своего творчества он достиг в портретах большого психологизма («Автопортрет», 1848).

К.П.Брюллов

«Последний день Помпеи»

К.П.Брюллов «Итальянское утро»

К.П.Брюллов «Итальянское утро»

К.П.Брюллов  «Итальянский полдень»

К.П.Брюллов

«Итальянский полдень»

К.П.Брюллов «Последний день Помпеи»

К.П.Брюллов

«Последний день Помпеи»

А.А.Иванов (1806-1858) — крупнейший художник XIX в., в творчестве которого было сильное философское, религиозно-нравстенное начало . Художник верил в высокое предназначение просвещения, способного указать народу путь к усовершенствованию и социальному обновлению. Главным делом всей его жизни стало монументальное полотно « Явление Христа народу », над которым он работал 20 лет (1837-1857). Художник стремился выразить веру в духовное возрождение человечества; каждый образ на картине по-своему индивидуален и неповторим.    А.А.Иванов «Явление Христа Марии Магдалине» А.А.Иванов «Явление Христа народу» (1837 – 1857)

А.А.Иванов (1806-1858) — крупнейший художник XIX в., в творчестве которого было сильное философское, религиозно-нравстенное начало . Художник верил в высокое предназначение просвещения, способного указать народу путь к усовершенствованию и социальному обновлению.

Главным делом всей его жизни стало монументальное полотно « Явление Христа народу », над которым он работал 20 лет (1837-1857).

Художник стремился выразить веру в духовное возрождение человечества; каждый образ на картине по-своему индивидуален и неповторим.

А.А.Иванов

«Явление Христа Марии Магдалине»

А.А.Иванов «Явление Христа народу» (1837 – 1857)

А.А.Иванов «Явление Христа Марии Магдалине»

А.А.Иванов

«Явление Христа Марии Магдалине»

А.А.Иванов «Явление Христа народу» (1837 – 1857)

А.А.Иванов

«Явление Христа народу» (1837 – 1857)

Новые реалистические тенденции в живописи развивались наиболее плодотворно вне стен Академии. Рождение бытового  жанра связано с творчеством А.Г.Венецианова (1780-1847). Его картины были открытием в русской живописи 20-х годов (« На пашне. Весна », « На жатве. Лето », « Захарка » и другие): художник изображал повседневную жизнь крестьян, показывал их человеческое достоинство и красоту труда. Венецианов создал свою школу в русской живописи, которая стала значительным явлением в художественной культуре 20 - 40-х годов и способствовала распространению бытового жанра. А.Г.Венецианов «На жатве. Лето» У Венецианова было много учеников, получивших специальное образование в училище, открытом им в имении Сафонково (Тверская губерния).    А.Г.Венецианов «На пашне. Весна»

Новые реалистические тенденции в живописи развивались наиболее плодотворно вне стен Академии.

Рождение бытового жанра связано с творчеством А.Г.Венецианова (1780-1847).

Его картины были открытием в русской живописи 20-х годов (« На пашне. Весна », « На жатве. Лето », « Захарка » и другие): художник изображал повседневную жизнь крестьян, показывал их человеческое достоинство и красоту труда.

Венецианов создал свою школу в русской живописи, которая стала значительным явлением в художественной культуре 20 - 40-х годов и способствовала распространению бытового жанра.

А.Г.Венецианов «На жатве. Лето»

У Венецианова было много учеников, получивших специальное образование в училище, открытом им в имении Сафонково (Тверская губерния).

А.Г.Венецианов

«На пашне. Весна»

А.Г.Венецианов «На жатве. Лето»

А.Г.Венецианов

«На жатве. Лето»

А.Г.Венецианов «На пашне. Весна»

А.Г.Венецианов

«На пашне. Весна»

В первой половине XIX в. в г. Арзамасе возникла первая в России частная художественная школа, основанная А.В.Ступиным .     Арзамасская школа (1802-1862) способствовала развитию демократической жанровой живописи.      Центром художественной жизни Москвы стало открытое в 1832 г. Училище живописи, ваяния и зодчества , сыгравшее важную роль в утверждении принципов реализма в русском искусстве.

В первой половине XIX в. в г. Арзамасе возникла первая в России частная художественная школа, основанная А.В.Ступиным .

    Арзамасская школа (1802-1862) способствовала развитию демократической жанровой живописи.     Центром художественной жизни Москвы стало открытое в 1832 г. Училище живописи, ваяния и зодчества , сыгравшее важную роль в утверждении принципов реализма в русском искусстве.

    Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был П.А.Федотов (1815-1852). Появление маленьких жанровых картин Федотова на академической выставке 1849 г. произвело настоящую сенсацию.  Его творчество тесно связано с литературой и идейным движением 40-х годов XIX в. В частных, на первый взгляд, событиях мастер сумел выразить большие социальные проблемы . Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где критиковались отдельные стороны общественной жизни (« Свежий кавалер », « Сватовства майора », 1848).  Драматизм, метафоричность, свойственная художественной манере Федотова, особенно проявились в его последней картине « Анкор, еще анкор! » (1851-1852). П.А.Федотов завершил эволюцию русской живописи первой половины XIX в. и наметил пути ее дальнейшего развития.                    П.А.Федотов «Сватовство майора» П.А.Федотов «Завтрак аристократа»

    Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был П.А.Федотов (1815-1852).

Появление маленьких жанровых картин Федотова на академической выставке 1849 г. произвело настоящую сенсацию.

Его творчество тесно связано с литературой и идейным движением 40-х годов XIX в. В частных, на первый взгляд, событиях мастер сумел выразить большие социальные проблемы .

Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где критиковались отдельные стороны общественной жизни (« Свежий кавалер », « Сватовства майора », 1848).

Драматизм, метафоричность, свойственная художественной манере Федотова, особенно проявились в его последней картине

« Анкор, еще анкор! » (1851-1852).

П.А.Федотов завершил эволюцию русской живописи первой половины XIX в. и наметил пути ее дальнейшего развития.                

П.А.Федотов

«Сватовство майора»

П.А.Федотов

«Завтрак аристократа»

П.А.Федотов «Сватовство майора»

П.А.Федотов

«Сватовство майора»

П.А.Федотов «Завтрак аристократа»

П.А.Федотов

«Завтрак аристократа»

Особенностью России как многонационального государства было отсутствие границ, которые отделяли бы центр от окраин и обособляли отдельные национальные регионы. Хозяйственные и культурные связи русского и других народов существовали длительно и постепенно. Через взаимные культурные контакты происходил процесс овладения русским языком национальной интеллигенцией, приобщение народов России к духовным богатствам русской культуры. Одновременно обогащался и идейно-художественный мир русских писателей , художников , композиторов благодаря познанию культуры других народов.   Александровская колонна (О. Монферран) Адмиралтейство (А.Д.Захаров)

Особенностью России как многонационального государства было отсутствие границ, которые отделяли бы центр от окраин и обособляли отдельные национальные регионы.

Хозяйственные и культурные связи русского и других народов существовали длительно и постепенно.

Через взаимные культурные контакты происходил процесс овладения русским языком национальной интеллигенцией, приобщение народов России к духовным богатствам русской культуры.

Одновременно обогащался и идейно-художественный мир русских писателей , художников , композиторов благодаря познанию культуры других народов.

Александровская колонна (О. Монферран)

Адмиралтейство (А.Д.Захаров)

В рассматриваемый период культурный потенциал был сосредоточен в дворянском сословии. Дворянство было основным носителем профессиональной культуры. Вместе с тем к концу крепостной эпохи в общественно-культурной жизни России все более отчетливо проявилось несоответствие между уровнем духовной культуры и возможностями овладения культурными ценностями. В обществе были весьма ограничены средства широкого распространения просвещения, народного образования. В первой половине XIX в. общественно-культурная жизнь наиболее разнообразной и полнокровной была лишь в столицах. Провинция, по мнению одного из современных исследователей, « еще находилась в состоянии глубокой умственной спячки».   Императорский эрмитаж (Л. фон Кленце) Памятник К. Минину и Д. Пожарскому (скульптор И.П.Мартос)

В рассматриваемый период культурный потенциал был сосредоточен в дворянском сословии.

Дворянство было основным носителем профессиональной культуры.

Вместе с тем к концу крепостной эпохи в общественно-культурной жизни России все более отчетливо проявилось несоответствие между уровнем духовной культуры и возможностями овладения культурными ценностями.

В обществе были весьма ограничены средства широкого распространения просвещения, народного образования.

В первой половине XIX в. общественно-культурная жизнь наиболее разнообразной и полнокровной была лишь в столицах. Провинция, по мнению одного из современных исследователей,

« еще находилась в состоянии глубокой умственной спячки».

Императорский эрмитаж

(Л. фон Кленце)

Памятник

К. Минину и Д. Пожарскому (скульптор И.П.Мартос)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!