МБДОО – ЦРР д/с № 17 «Василек»
Семинар
для педагогов
Тема: «Культура речи педагога»
Подготовила: воспитатель:
Фёдорова и. А.
19. 03. 2018 г.
Семинар для воспитателей «Культура речи педагога»
Цель: повышение культуры речи воспитателя ДОО.
Задачи:
Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога.
Совершенствование качества, языкового оформления речи.
Создание комфортной обстановки для улучшения восприятия данной информации
Оборудование: буклеты-памятки «Искусство говорить с детьми», игра «Загадочный букет» (заготовки с вопросами), компоненты речи «Радуга» (названия каждого компонента, раскрашенного в цвета радуги), заготовки к аппликации.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.
Когда я готовилась к консультации, то перечитала много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи и остановилась на понравившемся афоризме, древнегреческого философа Аристотеля:
«Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!»
То есть речь должна быть грамотно оформлена, понятна, без разного рода ошибок.
Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки?
А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.
Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ?
(Ответы педагогов).
Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.
Культура речи как наука — это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
Культурная речь является обязательным компонентом для педагога.
Как вы думаете, какой должна быть речь воспитателя?
(ответы педагогов).
Дети — это цветы жизни, а мы – садовники, которые взращиваем эти прекрасные создания, каждый день, поливая их улыбкой, удобряя их умом и красивой, чистой речью, чтоб не сожалеть потом!
Предлагаю поиграть в игру «Загадочный букет» и вспомнить определения семи компонентов речи.
Методические требования к речи педагога. Игра «Загадочный букет»
Воспитатели берут по одному определению из серединки цветов, читают и определяют, о каком компоненте речи идёт речь.
Например: 1.…………..-.соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. И так нужно вспомнить все компоненты речи.
1. Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
2.Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3.Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
4.Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
5.Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6.Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи
7.Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качество речи — это залог успешной работы по качественному речевому развитию детей в ДОУ.
Для того, чтобы легче запомнить все 7 компоненты речи, я сочинила стишок, ассоциируя с радугой. У радуги тоже 7 цветов. Она удивительна, прекрасна и многогранна, как и речь.
Практикум «Проверь себя» (Устно)
Задание № 1. Расставьте правильно ударения в словах:
договОр, дремота, жалюзИ, квартАл, каталОг, ракушка, свЕкла, средства, сливовый, танцовщица, творОг, туфля, уведомить, уведомление, феномен, звонит, пальцами, ножницами, новорождённый, ходатайство, тОрты, обеспечение, бАнты, включит (1- слова в текст, 2 — свет), рожки (животное), рожки (макаронные изделия).
Задание № 2. Определите род существительных.
Шампунь (м.р.), мозоль (ж.р.), кофе (несклон. м. р), тюль (м.р.), вуаль (ж.р.) , какао(несклон., ср.р), пальто (несклон. ср.р), гель (м.р.), вермишель (ж.р.).
Задание №4. Скажи правильно слова.
Конечно-конешно, скучный-скушный, грустный-грусный, возрастной-возрасной, властный-власный, индекс-индекс, проект-проэкт.
Перед тем, как подготовиться к семинару, был проведён опрос «Какие ошибки у нас встречаются чаще всего?»
Наши ошибки!
Чо – что (што), ихние - их, нету – нет, оделися - оделись, обезбаливающий -обезболивающий, пальцами – пальцами, салат из помидор- помидоров, одеваем кого-то, надеваем что-то, ложить- класть, бежи – беги.
Главной задачей является — исправление данных ошибок!
Безусловно, знание названных требований к педагогам, а я считаю и к младшему персоналу тоже, соблюдение и постоянное совершенствование качества своей речи — это залог успешной работы по речевому и нравственному развитию детей в ДОУ.
А сейчас мы ещё раз обобщим все знания, которые получили на семинаре в виде красочного шедевра. Мы будем создавать картину. Раздаю заготовки. Они выполнены на самоклеющейся фотобумаге.
Получилась необычная картина, из которой понятно, насколько важно знать все аспекты культуры речи и правильно ими пользоваться. Только тогда наша речь и речь наших воспитанников будет грамотна.
О речи много сказано. Мне хочется пожелать вам, как можно чаще заглядывать в мир слова. В нём кладезь мудрости вековой.
В память о нашем семинаре, я дарю вам листочки с высказываниями великих людей о речи.
Итог: Раздаются буклеты каждому педагогу
Анкета
Оценка семинара
Ф.И.О педагога___________________________________________
Из сегодняшнего семинара я извлекла……____________________
________________________________________________________
В ходе семинара мне понравилось…_________________________
________________________________________________________
Какую бы тему хотела обсудить?____________________________
________________________________________________________
Я оцениваю семинар …____________________________________
Дата_____________________ Подпись___________________
Спасибо всем за участие!!!
Анкета
Оценка семинара
Ф.И.О педагога___________________________________________
Из сегодняшнего семинара я извлекла……____________________
________________________________________________________
В ходе семинара мне понравилось…_________________________
________________________________________________________
Какую бы тему хотела обсудить?____________________________
________________________________________________________
Я оцениваю семинар …____________________________________
Дата_____________________ Подпись___________________
Спасибо всем за участие!!!
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/08/s_5d226a864faa5/1181923_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/08/s_5d226a864faa5/1181923_2.jpeg)