СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура родного края. Луганщина. Часть 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для школьного музея или кабинета по культуре Луганщины

Просмотр содержимого документа
«Культура родного края. Луганщина. Часть 1»

Для Луганщины, как и для всего Донбасса, XIX век был порой осознания себя как важной части страны, имеющей определенную самостоятельную ценность. Процесс самосознания базировался на естественных богатствах недр, все полнее включавшихся в общественный оборот. Развитие производительных сил происходило в условиях активной творческой жизни народа, проявившего богатые и разнообразные образцы культуры. Одним из многих был феномен Владимира Даля, которого дала миру Луганская земля.

Даль Владимир Иванович

Великий этнограф, лингвист и писатель В. И. Даль родился 10 ноября 1801г. в Луганске в семье старшего лекаря Луганского литейного завода Иогана Христиана Даля. После принятия им 14 декабря 1799г. российского подданства отца будущего ученого по русскому обычаю стали звать Иваном Матвеевичем Далем.

В 1805г. семья Даля переехала в г. Николаев. С этим южным портовым городом были связаны детские и юношеские годы В. И. Даля. Очень любил он посещать городские базары и ярмарки. В веселом гомоне украинских ярмарок он улавливал оттенки украинских и российских, молдавских и болгарских, многих других наречий, изучал украинский язык и народные обычаи. Здесь он начинал собирать слова для своего знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Возвращаясь из Петербурга после окончания Морского кадетского корпуса, молодой мичман Даль в Украине, по дороге в Николаев, записал обратившее его внимание слово «замолаживать», которое он считал началом работы над словарем.

В последующие годы В. И. Даль жил в разных местах России. Несмотря на это, он внимательно следил за развитием украинской литературы, вел активную переписку с украинскими писателями, был желанным участником литературных вечеров Е. Гребинки в Петербурге. Здесь Даль лично познакомился с Т. Г. Шевченко, а в дальнейшем, во время ссылки автора «Кобзаря», принимал участие в судьбе поэта. К Украине у Владимира Даля навсегда остались теплые родственные чувства. Уже в конце жизни он писал: «Будучи родом из Новороссийского края, я с родным чувством питаю и вспоминаю все, относящееся до Южной Руси и Украины». О глубоком чувстве родины свидетельствует и взятый им псевдоним «Казак Луганский».

В. И. Даль известен как превосходный писатель, этнограф, лингвист, врач. Но главным делом всей его жизни было создание «Толкового словаря». Особенно большая собирательная и исследовательская работа проведена им в Оренбургском крае. Сама мысль о составлении словаря созрела у него здесь. В Оренбурге Даль проявил себя как ученый и был избран членом-корреспондентом Академии наук. Создание великолепного «Толкового словаря живого великорусского языка», который не потерял своего значения и в наши дни, стало величайшим научным и гражданским подвигом Казака Луганского — В. И. Даля.

Луганщина, как и вся страна, чтит память великого лексикографа. В Луганске создан мемориальный музей В. И. Даля, его именем назван Восточноукраинский университет, одна из улиц города. Уже стало традицией проводить на Луганщине Далевские чтения, в которых участвуют ученые многих стран мира.

Надо прямо сказать, что Луганщине несказанно повезло на великих лексикографов. С ее землей связано создание еще одного очень важного труда — «Словаря украинского языка» Б. Д. Гринченко. В. И. Даль, бывший другом великого российского поэта Пушкина, никогда не встречался с Борисом Гринченко. Их разделяло время. Но объединила их Луганская земля. Как и Даль, Гринченко жил на Луганшине. Именно здесь он начал собирать материал для своего «Словаря украинского языка». В. И. Даль служил для него добрым примером. Как и Даль, Гринченко был писателем, этнографом, фольклористом. В то же время был он и видным педагогом своего времени. Оба они являются гордостью нашего края.

Творцами культурных ценностей выступали также инженеры и рабочие Луганского литейного завода, участвуя в создании памятника Славы, установленного в Полтаве в честь победы над шведами в Полтавской битве 1709г.

Важными очагами культуры всегда были библиотеки, и клубы, а также музеи. Библиотека и музей были созданы на Луганском литейном заводе еще в первом десятилетии XIX в. Это были первые культпросветучреждения в Донбассе. В конце века в Луганске была известна общедоступная народная библиотека на Гусиновке, как называли рабочий поселок возле паровозостроительного завода. Одним из ее организаторов и председателем библиотечного Совета был А. А. Певцов. От этой библиотеки берет свое начало луганская областная научная библиотека, существующая более столетия.

В конце века в Луганске была создана народная аудитория. Она имела библиотеку-читальню, зал для театральных представлений, где выступали приезжие артисты и художественная самодеятельность. Один из местных любителей театра ― И. А. Боголюбов ― стал впоследствии актером МХАТа. В театрах Петрограда и Москвы работал другой выходец из Луганска ― А. М. Дорошенко (настоящая фамилия - Дорошевич), начинавший свои выступления в гастролировавших здесь театральных труппах М. Крапивницкого, М. Старицкого и Г. Деркача.

В 1893г. в Луганске начал действовать театр владельца пекарни купца Блинова. В городе был создан горно-коммерческий клуб, на сцене которого шли оперетты «Веселая вдова», «Граф Люксембург», «Жрица» и др. В Луганске на гастролях бывали украинские артисты, в том числе и всемирно известная актриса М.А.Калина. Они поставили «Наталку-Полтавку» И. Котляревского. Приезжал сюда и широко известный в то время трагик М.Т. Иванов-Козельский. С его участием жители города увидели «Гамлета» и «Короля Лира» Шекспира, «Коварство и любовь» Шиллера.

Наш угольный край, обладающий несравненной красотой и редкими явлениями природы, горными предприятиями, привлекал многих деятелей искусства, художников и писателей. Антон Павлович Чехов полюбившиеся ему места Нагольного кряжа называл «Донской Швейцарией». Позже он писал: «Донецкую степь я люблю, и когда-то чувствовал себя в ней, как дома, и знал там каждую балочку».



Музей Луганский областной краеведческий

Луганский областной краеведческий музей хорошо известен жителям Луганска и области. Располагается оригинальное по своей архитектуре здание музея на улице Шевченко, в наши дни музея является не просто самым значительным музейным учреждением области, но и научно-исследовательским и научно- просветительским центром, главным хранилищем памятников материальной и духовной культуры Луганского края, научно-методическим центром музееведения в регионе.

Начиналась история Луганского краеведческого музея, как и истории многих других подобных заведений. В начале 20 столетия представителями луганской интеллигенции неоднократно предпринимались попытки создания музея в городе. В январе 1914 года в Городскую Думу Николаем Стефановичем был подан рапорт, в котором основательно излагались доводы по поводу необходимости создания в городе музея, который стал бы хранилищем местных достопримечательностей. Интеллигента, высокообразованного человека, члена Луганской городской Думы, ценителя искусства Стефановича искренне поддержал Сергей Локтюшев – археолог и краевед. В 1915 году он даже опубликовал несколько статей по поводу открытия музея в местной газете. Однако благородным замыслам помешали свершиться печальные обстоятельства, происходившие в начале 20 столетия: Первая мировая война, затем – революция.

С установлением в Украине советской власти, в 1919-20 годах, повсеместно начинают открываться новые музеи и возобновляют свою деятельность уже существовавшие в дореволюционный период. На фоне этих событий в Луганске в начале 1920 года были созданы два небольших музея – художественный и природно-географический, которые к 1924 году объединили свои коллекции под новым названием – Донецкий социальный музей.

В апреле 1924 года директором вновь созданного музея был назначен С.Локтюшев. Сколько довелось просуществовать музею под этим названием неизвестно, остались только данные, что накануне Великой Отечественной войны в Луганске функционировали как минимум два музея – Музей Революции и краеведческий музей. Коллекции обоих музеев были к тому времени уже достаточно обширными.

Например, в краеведческом музее в 1938 году хранилось более девяти тысяч экспонатов, две с половиной тысячи из которых были выставлены в экспозиции. В музее можно было увидеть подлинники полотен Теньяра, Буше, Васильковского, Катарбинского, Пимоненко, Богданова-Бельского и копии мировых мастеров – Рубенса, Корреджио, Мурильо.

Здесь также располагались скульптуры, выполненные Гинзбургом, Адамсоном, образцы старинного фарфора саксонских и севрских мастеров, старинная мебель. В предвоенные годы были сформированы археологический и нумизматический отделы, каждый со своей коллекцией.

А потом грянула война… Печально, но местные власти не смогли выделить транспорт для эвакуации музеев и их коллекций. Локтюшев, к тому времени исполняющий должность заместителя директора, вместе со сторожем и уборщицей, успел спрятать часть коллекции в сарай возле старого здания музея. Большая часть экспонатов, сохранявшаяся в музее Революции, сгорела в пожаре, который начался по непонятным причинам сразу после прихода в город фашистов. Для поднятия авторитета среди населения на первых порах немецкая оккупационная власть стремилась возобновить работу культурных заведений, открывала украинские национальные школы, православные церкви. Локтюшеву было предложено возглавить работу музея при немецкой власти. Вряд ли у него была возможность выбора в этой ситуации. Однако согласившийся Локтюшев оказался в западне – музей так и не возобновил свою деятельность, а коллекции, попавшие в руки оккупантов, бесследно исчезли. После освобождения города, с приходом советской власти, Локтюшева арестовали по типичным обвинениям: «немецкий ставленник», «состоял на службе у оккупантов». В тюрьме Локтюшев умер через три недели после ареста, якобы от туберкулеза, хотя до этого был абсолютно здоров. В 1990 году С.Локтюшева посмертно реабилитировали.

По окончании войны никто не верил, что музей когда-нибудь вновь примет посетителей: помещение отсутствует, коллекции пропали, сотрудников, нет, руководство арестован. Но уже к концу 1945 года музей начинает постепенно возрождаться. Сначала для музея нашли помещение, и выделили крохотные остатки экспонатов: два десятка картин, небольшое собрание нумизматики, ваза севрского фарфора, несколько журналов…

Долгие годы упорного труда сотрудников музея разных лет сделали свое дело – в наши дни Луганский областной краеведческий музей хранит в своих фондах более 180 тысяч экспонатов. По праву гордятся сотрудники музея и своей археологической коллекцией, насчитывающей более 65 тысяч предметов, которые относятся к разным эпохам, изготовлены различными этносами. Археологические экспедиции проводили ряд раскопок половецких и скифских курганов, расположенных в Луганской области, благодаря чему в экспозиции музея сейчас экспонируются уникальные предметы, датированные эпохой поздней бронзы. В разные годы жителями города и области были переданы в музей найденные клады, состоявшие из монет 16-17 столетий, серебряных кубков и различных украшений. Ежегодно 19 залов музея посещают около 100 тысяч посетителей. 


Музей Луганский областной художественный

Луганский областной художественный музей расположен на одной из самых старых улиц города, в бывшем доме известных промышленников Вендеровичей постройки 1876 года, подвергшегося полной реконструкции в середине ХХ столетия. Глядя сегодня на небольшое двухэтажное здание, трудно поверить, что за его стенами разместилась коллекция, охватывающая, несмотря на известную ограниченность и неравномерность своего состава, художественную культуру многих стран и народов.

В фондах музея хранится около восьми тысяч экспонатов отечественного и зарубежного искусства ХVІ - ХХ вв. среди них около полутора тысяч живописных полотен, триста скульптур, четыре с половиной тысячи предметов декоративно-прикладного искусства. Но в таком виде музей сложился не сразу, и едва ли есть еще хотя бы один художественный музей , история которого была столь драматична.

Главными инициаторами создания художественного музея в Луганске были Вольский и Истомин. Осенью 1919 года они привезли в город большую партию экспонатов из Москвы и Харькова: картины, мебель, фарфор, бронзу, которые легли в основу открытого музея живописной культуры...

Двухэтажное, с широкими коридорами здание музея состояло из 11 комнат. Из них две в ноябре 1922 года были переданы под музей естественно-географический, существовавший тоже с ноября 1920 года, но в отдельном помещении. Он сложился из экспонатов школьного музея бывшего Славяно-Сербского земства и кабинетов закрывшихся учебных заведений - частной гимназии Е.П.Чвалинской, высшего начального училища, мужской гимназии.

По состоянию на август 1923 года в Луганске упоминаются два музея - живописной культуры и естественно-географический, размещенных по адресу: Полтавский переулок, 25. С тех пор времени прошло немало: годы разрухи, затем возрождения из пепла стали для музея своеобразной летописью. География, археология, живописная культура - все эти направления побывали в доме на Почтовой. Они сыграли свою роль. Музея археологии нет и поныне в Луганске, а вот художественный музей живет и приглашает всех поклонников прекрасного посетить свои галереи.



Сквер культуры и отдыха имени Молодой Гвардии

Сквер культуры и отдыха имени Молодой Гвардии (бывший сквер имени 30-летия ВЛКСМ) Молодая Гвардия - живописное место в центре города, имеет статус парка-памятника садово-паркового искусства. Основан в 1956 году. Здесь установлены бюсты членов штаба подпольной организации «Молодая гвардия» (в 1977г.). Используется жителями города в эстетических, природоохранных, оздоровительных и рекреационных целях. Уже традиционными стали в парке ежегодные открытия весенне-летнего сезона вечеров отдыха с участием муниципального оркестра духовой и эстрадной музыки. Самая большая достопримечательность сквера - светомузыкальный фонтан.В 2010 г. ко Дню города в сквере имени «Молодой гвардии» был торжественно открыт памятник Татьяне Снежиной, нашей землячке, автору текстов эстрадных песен, жизнь которой трагически оборвалась в 23 года.

Ярмарочная площадь

Ярмарочная площадь в Луганске – место, где часто проходят массовые события в Луганске, концерты, выставки, ярмарки. "Ярмарочная площадь" находится по адресу: Луганск, Ярмарочная площадь.



Парк Каменных скульптур

Интересной достопримечательностью города Луганска является парк-музей каменных скульптур. Это музей половецких баб - одна из крупнейших во всей Украине коллекций оригинальных каменных статуй ХI-ХII веков. Расположен парк-музей на территории Луганского национального университета.

Территорию современной Луганщины краеведы считают центром половецких поселений. Именно здесь произошел расцвет каменного искусства половцев. Они принесли с собою идею и, воспользовавшись богатой на песчаник землей, создали эти сакральные памятники.

Каменные статуи возводили на наивысших участках степи, курганах и водоразделах. Несмотря на явно портретные черты лица, статуи изображают не конкретных людей, а легендарных богов и героев. Возле них просили плодородия земли, к их подножию приносили жертву, от них получали благословение на военные походы.

Парк-музей каменных статуй - единственный в Луганске и самый большой на евразийском пространстве языческий парк - расположен на территории национального университета имени Тараса Шевченко. Скульптуры собраны со всей области, их держат под открытым небом ради большей сохранности, ведь здесь они находятся в естественной среде. Все семьдесят статуй, которые датированы ХI-ХIII веками, дают возможность в полной мере проследить художественное развитие каменного искусства исчезнувшего народа.

Луганская академическая филармония
Устав Ворошиловградской (Луганской) областной филармонии был утверждён Всеукраинским комитетом по делам искусств при Совнаркоме УССР 2 июля 1938 года. Первым директором филармонии стал Д.И. Слащёв, занимавший до этого должность директора Ворошиловградского (Луганского) парка культуры и отдыха имени Горького, а первым художественным руководителем – А.Ф. Ковальский.

Первоначально филармония не имела своего помещения и находилась в Театре оперы и балета (сегодня – Республиканский Дворец культуры). Свою работу она начала с создания концертного бюро, в котором в августе 1938 года насчитывалось 10 концертных бригад для обслуживания районов Ворошиловградской (Луганской) области.

В конце августа завершился цирковой сезон, и освободилось здание цирка в парке имени 1 Мая, которое временно заняла филармония. Там с 5 сентября она открыла свой мюзик-холл. А в октябре 1938 года филармония была переведена в ДК имени Ленина, где 18 октября состоялось открытие зимнего сезона. В ноябре 1938 года администрация филармонии разместилась в клубе имени  Пархоменко, а выступления артистов продолжались в ДК имени Ленина.

Отсутствие помещения не мешало артистам радовать луганчан концертными программами, выезжать концертными бригадами в города и районы вплоть до оккупации Ворошиловграда (Луганска) в 1942 году фашистами. Деятельность филармонии была временно приостановлена и возобновилась сразу после освобождения города в феврале 1943 года.

Уставшие от бомбежек, оккупаций и самой войны луганчане хотели обычной мирной жизни, поэтому по вечерам многие спешили в здание Текстильсбыта на улице Ленина, где устраивались танцы под рояль, а также на выступления комсомольско-молодежного ансамбля, который был организован 3 мая 1943 года. 19 мая 1943-го ансамбль уже выехал на свои первые гастроли в сельскохозяйственные районы Луганщины.

В мае 1944 года исполнительный комитет Ворошиловградского областного совета депутатов трудящихся принял решение «О восстановлении Ворошиловградской областной филармонии», согласно постановлению исполкома филармония значилась как филиал Украинской Республиканской филармонии. В ее состав вливались театр эстрады и комсомольско-молодежный ансамбль песни и танца. Были утверждены следующие художественные единицы: симфонический ансамбль, ансамбль песни и танца, ансамбль бандуристов, театральный джаз г. Кадиевка, группа солистов филармонического плана.

Директором филармонии был назначен С. Муратов, а художественным руководителем стал С. Ратнер, который возглавлял симфонический ансамбль. В этот период началась активная концертно-просветительская работа. В течение первого послевоенного концертного сезона в исполнении симфонического ансамбля прозвучали  произведения Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, И. Штрауса, сочинения венских классиков, французских композиторов и старинных мастеров, произведения украинских авторов.

Ансамбль песни и танца насчитывал 75 лучших певцов, танцоров и музыкантов края, которые включили в свой репертуар песни, написанные в годы Великой Отечественной войны, произведения о возрождении Донбасса, его людях.

В 1945 году по инициативе первого секретаря областного комитета компартии Украины А. Гаевого в городе был создан симфонический оркестр. Среди первых участников оркестра высокопрофессиональные музыканты: И. Моисеев (концертмейстер, первая скрипка), М. Ткаченко (скрипка), М. Цукерман (скрипка), В. Антушевский (валторна), В. Бакланов (флейта), И. Глузман (кларнет), а также фронтовики, сменившие оружие на музыкальные инструменты: М. Мищенко (тромбон), А. Кривосенко (труба), Н. Чередниченко (альт), С. Егин (скрипка), И. Минасенко (скрипка). Дирижером оркестра стал С. Ратнер.

В 1940-1950-е годы именно в филармонии были заложены основные традиции музыкального просветительства Луганской области: проводились циклы лекций-концертов, ряд тематических программ для школьников, учащихся средних и высших учебных заведений, заводских общежитий и сельских клубов. В этот период симфонический оркестр филармонии стал ведущим коллективом области, а концертный зал филармонии центром музыкальной работы области. Луганчане впервые увидели знаменитых на весь Советский Союз музыкантов:  Б. Гольдштейна, Д. Ойстраха, Ю. Ситковецкого, Л. Когана, Э. Гилельса, Г. Гинзбурга, Р. Глиэра и многих других.

Период 1960-1980 годов ознаменовался появлением настоящих звезд, которые зажглись на небосклоне музыкального искусства Луганщины, Украины и всего Советского Союза. К ярким представителям этого периода относятся народный артист СССР Юрий Богатиков; заслуженный артист Украины Петр Шаповалов; народная артистка Украины Джульетта Якубович и народная артистка Украины Галина Мурзай, дарившие свое искусство со сцены филармонии на протяжении 30 лет;  народный артист Украины Владимир Калашников, который около 30 лет радовал своим творчеством ценителей художественного слова, посещавших концерты в филармонии. Около 40 лет разделял любовь к музыке со своими поклонниками народный артист Украины Владимир Савченко. Почти 40 лет служила вокальному искусству в филармонии народная артистка Украины Вера Андрияненко, Аккомпаниатор от Бога, заслуженный артист Украины Лев Ставицкий работал в филармонии 47 лет. Тридцать лет афиши филармонии украшало имя народного артиста Украины Владимира Самарцева. А заслуженный деятель искусств Украины Виктор Фалалеев во главе коллектива «Киевская Русь» и сегодня приглашает истинных ценителей хорошей музыки на встречи в филармонию Луганска.

Именно 1960-80- е годы называют «золотым периодом» в истории филармонии. На ее сцене осуществляются самые смелые и в то время единственные в СССР проекты – постановки опер всемирно известных композиторов, таких как Дж. Верди («Травиата»), Дж. Россини («Севильский цирюльник»), П.И. Чайковский («Иоланта») и других. Ворошиловградская (на тот момент) филармония была не только центром духовной жизни региона, но и одной из ведущих концертных организаций огромной страны.

Следующие 15 лет были не менее богатыми на события. Так, в 1985 году в зале филармонии был установлен тогда единственный в Украине орган немецкой фирмы «Александр Шуке». Этот орган специально предназначен для такого зала. Необычайно качественные регистры, механика, внутреннее устройство, звуковой результат всегда вызывал восхищение гастролеров-органистов. Но его хранительницей и главной солисткой по праву считают заслуженную артистку Украины Анну Мокрову, которая играет на этом инструменте с 1986 года.

Один из основных творческих цехов филармонии, музыкальный лекторий, вошел в этот период яркой плеядой будущих «заслуженных» – заслуженные деятели искусств Украины Евгения Михалева и Юрий Калашников, заслуженные артистки Украины Людмила Колесникова, Людмила Манасян и Анна Мокрова, которая, помимо сольной деятельности в качестве органистки, стала автором многих тематических программ как лектор-музыковед.

В 1980-е годы начинает активно развиваться эстрадное направление. В это время в филармонии работали такие коллективы, как рок-группы «Пласт» и «Грани», ВИА «Alma mater» (в дальнейшем был переименован в «Россы»), театр песни «Привет». Но самым ярким событием этого периода стало появление в 1982 году на сцене нашей филармонии артиста эстрады Валерия Леонтьева. Именно в Луганске популярный певец нескольких поколений стартовал к восхождению на эстрадный олимп. Валерий Леонтьев первым из артистов Луганска стал создавать программы, используя все выразительные средства режиссуры, синтез световых эффектов, работу танцевальной группы, мизансцены, пластические решения каждого номера, яркие костюмы.

Всеобъемлющая просветительская деятельность музыкального лектория, успешные выступления и признание на государственном уровне симфонического оркестра, присвоение артистам званий «народный» и «заслуженный», работа детской филармонии «Ровесник» — всё это успехи Луганской областной филармонии в 1980-1990-е годы.

Затем наступил затяжной период капитального ремонта здания филармонии. Более 10 лет коллективы и солисты были лишены условий для репетиций и концертного зала. Но просветительская и концертная деятельность по-прежнему велись на высоком уровне.  Музыкальный лекторий, симфонический оркестр, ансамбль «Киевская Русь» не переставали радовать своим творчеством ценителей настоящего искусства.

В 2000 году, благодаря деятельности приглашенного главного дирижера из Австрии Курта Шмида, начался новый этап развития симфонического оркестра. Прекрасный кларнетист, педагог, успешно занимающийся композицией и аранжировкой, маэстро заметно расширил репертуар коллектива и карту его гастрольной деятельности. К. Шмид открыл оркестру дорогу в Европу, и наши музыканты начали активно гастролировать не только по городам Украины, но и далеко за ее пределами. Оркестр выступал в Золотом зале Вены – «Мьюзикферайне» – с Девятой симфонией Л. Бетховена, на международном фестивале в Спалетто, посвящённом творчеству Дж. Менотти, международном фестивале славянской музыки в Швейцарии. В 2006 году симфонический оркестр был удостоен звания академического.

В 2008 году завершилась реконструкция здания филармонии, и перед луганчанами и гостями нашего края открылись двери новой, современной концертной организации. Луганская областная филармония начала следующий этап своего творческого пути во главе с новым директором Верой Геций. Понимая основную просветительскую миссию филармонии, руководитель, прежде всего, обратила внимание на востребованность каждого коллектива у слушателя-зрителя, провела анализ зрительских симпатий и интересов, что способствовало укреплению творческой позиции существующих коллективов. Кроме того, по инициативе В. Геций в 2011 году в филармонии появился ансамбль эстрадной и джазовой музыки «Сомво» (руководитель – Алексей Лисицын), а в 2013-м – балет «Flame Dance» (теперь – ансамбль танца «Рондо», художественный руководитель – заслуженный деятель искусств ЛНР Оксана Фаренникова).

В 2008 году из разряда аккомпанирующих коллективов в разряд самостоятельных концертных ансамблей перешел камерно-инструментальный ансамбль «Киевская Русь», благодаря талантливому и многолетнему художественному руководству заслуженного деятеля искусств Украины, кавалера ордена «За заслуги» Виктора Фалалеева. В активе ансамбля – около 80 концертных программ, посвященных государственным, профессиональным праздникам, памятным датам, выдающимся деятелям культуры и искусств.

С 2008 года количество премьерных программ в течение концертного сезона доходит до сотни, и все они востребованы зрителями.  

Знаменательным этапом в летописи филармонии стал опаленный войной 2014 год. Начало  года ознаменовалось совместным проектом с Большим театром России и фондом «Таланты мира». Три баритона, лауреаты международных конкурсов Д. Гвинианидзе, С. Плюснин, Ю. Зальцман в сопровождении академического симфонического оркестра филармонии представили луганчанам оперные фрагменты, романсы и арии из репертуара М. Магомаева. До конца сезона, несмотря на тревожную весну, филармония не прекращала своей деятельности, приглашая на тематические программы и концерты. А межсезонье было коротким…

В условиях боевых действий, блокады артисты филармонии продолжали служить искусству, а их выступления в осажденном Луганске дарили надежду на скорое возвращение к мирной жизни. И уже в сентябре филармония открыла свой очередной концертный сезон, несмотря на отсутствие в городе света и дефицит воды. Артисты выступали прямо на улицах, в парках и скверах, упрямо опровергая известный афоризм о пушках и музах. Музы не молчали.

Приказом Министерства культуры Луганской Народной Республики от 17 декабря 2015 года Луганской филармонии был присвоен статус «Академическая».

В настоящее время филармония – это прославленные и совсем молодые коллективы и солисты, но успевшие завоевать признание публики, в том числе  и далеко за пределами Луганской Народной Республики. Поклонникам искусства хорошо известно творчество академического симфонического оркестра, камерно-инструментального ансамбля «Киевская Русь», заслуженной артистки Украины, органистки Анны Мокровой, ансамбля песни и танца «Раздолье», ансамбля танца «Рондо», ансамбля эстрадной и джазовой музыки «Комбо», вокально-эстрадного ансамбля «Сфорцандо». Голоса наших солистов-вокалистов – заслуженного артиста Ингушетии Руслана Буханцева, заслуженной артистки ЛНР Юлии Скороход и заслуженного артиста ЛНР Сергея Чуйкова – знают и любят как на Луганщине, так и в России, Донецкой Народной Республике.

И сегодня Луганская академическая филармония является духовным центром, где художественные традиции, сформированные на почве высокого профессионального мастерства ряда талантливых поколений, с успехом продолжаются и дополняются новым поколением талантливых и признанных артистов.

Слаженный, динамически развивающийся творческий коллектив единственной профессиональной концертной организации Луганской Народной Республики постоянно совершенствуется и радует поклонников настоящего искусства новыми интересными программами.



Луганский академический театр кукол

Датой основания Луганского академического театра кукол принято считать 29 марта 1939 года, когда был утвержден его Устав. Поскольку театр не имел своего здания, он сначала работал на сцене областной филармонии, позже − на базе Дворца культуры строителей. Большую часть своих спектаклей коллектив показывал на площадках города, в школах, детских садах, лагерях отдыха, совершал поездки по районам области.  Известно, что первым директором театра кукол был Ф.Гринев, а должность художественного руководителя занимал В.Найбрандт-Ковешко.

Со дня основания в театре работали режиссеры В.Вольнов, А.Ржевский, Б.Симанович. В 1951 году в театр пришел А.Чеверноженко. Уже с 1952 года он стал главным художником театра, а с 1961 – его главным режиссером. В 1969 году А.Чеверноженко было присвоено почетное звание заслуженного работника культуры Украины.

Сцене Луганского академического театра кукол сорок лет своей жизни отдали артисты И.Селезнев, Ю.Юров, В.Петренко, Л.Куснудинова (Кривозубова), Д.Генсталь, который по окончанию войны приехал в Луганск и, однажды случайно попав в театр кукол как зритель, понял, что именно эта работа и есть его призвание. В конце 50-х годов пришли в театр В.Чеверноженко и Е.Маркова − актрисы с огромным творческим потенциалом, удивительной искренностью и преданностью своему делу. В.Чеверноженко была удостоена звания заслуженной артистки Украины (1988г.), к 70-летию театра артистка награждена медалью «За заслуги перед Луганщиной» (2009г.), позже − Орденом Княгини Ольги (2011г.). Работа Е.Марковой также была неоднократно отмечена наградами и дипломами, а в 2009 году ей было присвоено звание заслуженной артистки Украины.

Более четверти века посвятили театру артисты А.Леонова, Л.Куснудинова, Л.Столярчук, З.Секирина, А.Воскресенский, Н.Брежнева, Л.Замелан, Ю.Яненко, Л.Троицкая, Г.Фурсенко, В.Кузнецов. Вначале 80-х пришли в театр М.ГончаровЕ.ВинокуровС.ТарасенкоВ.Середа. Их высокое исполнительское мастерство, актерские данные, умением передать внутренний мир героя выбором интонации, тембра голоса, чувство партнера вывело в ряд ведущих мастеров сцены. Сценические образы, созданные Е.Винокуровым и В.Середой, никого не оставляли равнодушными и неоднократно были отмечены критиками и зрителями, жюри фестивалей театров кукол. Творческий профессиональный уровень кукловодов был по достоинству оценен: в 2008 году звания заслуженного артиста Украины удостоен Е.Винокуров, а в 2013 − В.Середа.

90-е годы в истории творческого коллектива ознаменовались значительным событием – в 1995 году театр получил долгожданное новое помещение. В это благородное дело вложила душу и сердце Л.Потапова – заслуженный работник культуры Украины, которая возглавляла Луганский областной театр кукол с 1983 года.

В 1997 году театр возглавил заслуженный работник культуры Украины С.Терновой − человек творческой натуры и конкретных действий. Сегодня Театр для С.Тернового − это что-то чрезвычайно родное и выстраданное. В этот же период в театре главным художником начинает работать И.Гололобова. Она создает такую сценографию, костюмы и куклы, которые, по неоднократному замечанию жюри форумов кукольников, имеют свой характер и энергетику.

Главным режиссером в конце 90-х стал народный артист Украины Е.Ткаченко. Благодаря ему, на сцене Луганского тетра кукол были поставлены спектакли «Панночка» по Н.Садур, «Шинель» и «Ночь перед Рождеством» по М.Гоголю, «Лісова пісня» по Лесе Украинке.

Творческий тандем директора и главного режиссера начинает успешно реализовать потенциал коллектива: с 2002 года театр становится участником престижных международных фестивалей театров кукол: «Інтерлялька» (г.Ужгород) «Подільська лялька» (г.Винница), «Різдвяна містерія» (г.Луцк), «Золотий Телесик» (г.Львов), «Сцена людства» (г.Черкассы)«Homoludens (Человек играющий)» (г.Николаев) по результатам которых имеет множество наград, ценных подарков, Почетных грамот и Дипломов.

В 2007 году Луганскому театру кукол был присвоен статус академического.

В юбилейном 75-м театральном сезоне 2013-2014гг. актерскую труппу возглавил главный режиссер, заслуженный деятель искусств Украины А.Кравчук. В это же время театр начал реализацию проекта «Некукольные встречи в кукольном театре», целью которого является развитие, повышение и активизация творческого потенциала режиссеров, актеров, художников театров и студенческой молодежи вузов Луганщины, ознакомление с социокультурными процессами Украины, России и Европы. В рамках этого проекта проводятся встречи, конкурсы, семинары, беседы и мастер-классы.

Сегодня совместно с Луганским художественным музеем разработан еще один творческий проект «Палитра волшебства искусств», который предполагает знакомство юных ценителей прекрасного с работами художников, мастеров декоративно-прикладного искусства и миром тетра кукол. Так, в Галерее искусств работает постояннодействующая экспозиция, где представлены игровые куклы театра разных времен, а на базе театра работает выставка из фондов музея. С целью поддержки в формировании нравственного отношения к окружающему миру, в воспитании художественного вкуса, стремлению к гармоничному развитию личности совместно с Союзом художников ЛНР был разработан долгосрочный проект «Краски радуги», который предполагает проведение на базе Театра кукол выставки детских художественных работ.

Театр кукол – единственный профессиональный детский театр на Луганщине. В его репертуаре более 30 спектаклей для детской, молодежной и взрослой аудитории. Он продолжает работать на выездах, а выступив однажды с инициативой сбора средств в фонд помощи детям (1947г.), коллектив театра и сегодня заботится о детях-инвалидах, детях-сиротах и онкобольных, работая перед ними в детских домах, школах-интернатах и больницах.



Луганский цирк

В ноябре 1971 года в Луганске было торжественно открыто новое, современное здание государственного цирка, построенное по типовому проекту. 

       Поскольку постройка была инициативой местной власти, строительство производилось хозспособом: все предприятия города выделили стройматериалы и работников для строительства. 
Тогдашнему руководителю области, первому секретарю Луганского обкома Владимиру Шевченко, удалось не только довести строительство до конца, но и уговорить легендарного Юрия Никулина приехать в Ворошиловград на торжественное открытие цирка. В этот день 29 ноября 1971 года Юрий Владимирович дал единственное специальное представление в нашем городе для всех, кто строил своими руками Луганский цирк. 
   За это время в Луганском цирке дарили своё искусство выдающиеся мастера арены. Это и известные дрессировщики - представители династии Дуровых, Запашных, дрессировщица уссурийских тигров - Маргарита Назарова, Михаил Багдасаров. Со своими знаменитыми аттракционами «Тигры и львицы» и «Тигры на лошадях» выступали Людмила и Владимир Шевченко. Среди известных клоунов в Луганском цирке выступал великий Михаил Румянцев, известный нескольким поколениям зрителей как «Карандаш», Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, Олег Попов, Юрий Куклачев, Валерий Серебряков и многие другие. Выдающиеся иллюзионисты: Игорь Кио, Наталья Рубанова, Олег Сокол, Отар Ратиани. Жители города познакомились с творчеством цирковых артистов из Венгрии, Чехословакии, Германии, Монголии, Польши. 
Наш цирк — не просто цирк. Это дворец циркового искусства на 1800 посадочных мест и киноконцертный комплекс — все в одном. Он рассчитан не только на цирковые представления: здесь предусмотрена площадка для выступления вокальных исполнителей и ансамблей, а также экран для демонстрации кинолент. Это целый городок, «циркоград», который включает в себя гостиницу, конюшни, репетиционную базу, кухни для людей и животных, душевые для тех и для других, много подсобных помещений, склады, мастерские… 
 Луганский цирк стремится пропагандировать цирковое и эстрадное искусство, предоставлять зрителям разнообразные дополнительные услуги.





Луганский академический русский драматический театр имени П.Луспекаева

Государственное учреждение культуры Луганской Народной Республики "Луганский академический  русский драматический театр имени П. Луспекаева", художественные традиции которого сформировались на многолетнем опыте высокого мастерства не одного поколения талантливых художников, имеет более, чем 75-летнюю историю, тесно переплетенную с историей Луганщины.



  Театр основан в мае 1939 г. Его творческую сердцевину составили 32 выпускника Ленинградского театрального училища.  Первая премьера, спектакль «Павел Греков», состоялась 26 октября 1939 г. На сцене Дворца культуры им. В.И. Ленина. В годы Великой Отечественной войны театр был эвакуирован.  5 декабря 1943 г. в освобожденном Луганске спектаклем «Жди меня» начался очередной театральный сезон.

  В 2009 г. театр отметил свое 70-летие. Коллективу театра присвоен статус «Академический». Спектакли «Царь Федор Иоаннович», «Горе от ума», «Очень простая история» «ДОДО»,  - дипломанты  Межрегионального фестиваля «Театральный Донбасс». Спектакль «Иудушка» получил  Гран-при  VII  Международного фестиваля «Классика сегодня». Спектакль «Ночь святого Валентина» - лауреат Международного фестиваля «Встречи в Одессе», «Случай в зоопарке» - лауреат Международного фестиваля «Молдовафест». Спектакли «Дядя  Ваня» и «Тарелкин&Расплюев» - лауреаты Международного фестиваля «Славянские встречи».

    В апреле 2012 г. состоялся I открытый областной театральный  фестиваль им. П. Луспекаева «Госпожа удача». На фестивале были открыты новые творческие индивидуальности, которые представили все жанровое разнообразие театрального искусства Украины и России. 22 мая 2012 г. решением 12-й сессии Луганского областного совета театру присвоено имя выдающегося актера, заслуженного артиста РСФСР, Лауреата Государственной премии России, нашего земляка, сделавшего на сцене театра первые творческие шаги, Павла Борисовича Луспекаева. В честь актера на здании театра открыта памятная доска.

  Долгие годы свой талант дарили зрителям народные артисты Украины Павел Кленов, Дмитрий Витченко и Светлана Сиротюк, заслуженные артисты Украины Владимир Смирнов, Тарас Чеверноженко, Валерий Приходкин, Евгения Качанова и Галина Топоркова.

Сегодня в труппе театра работают  заслуженные артисты Украины Полина Шкуратова и Евгений Кравцов.

  В глобализирующемся культурном пространстве театр интенсивно и прагматично  стремится занять свою нишу. Успешно работают проекты «Театр «Фойе», «Театр на сцене», «Автор на сцене». Впервые на Луганщине состоялся Международный театральный  проект, организованный  Международным Университетом «Глобальный театральный опыт», при поддержке агентства «ArtUniverse»,  «Репетируем Ричарда» по пьесе В. Шекспира.

В 2012 г. в год 70-летнего юбилея организации «Молодая гвардия», в рамках гранта Луганского областного совета, направленного на развитие культуры и искусства Луганщины,  в театре осуществлена постановка спектакля «Во имя жизни» по роману А. Фадеева «Молодая гвардия», который увидели  зрители Луганщины. Этот спектакль стал патриотическим призывом ко всем молодым людям нашего края.

В 2014 году театр отпраздновал свой 75-летний юбилей. Творческая работа коллектива театра всегда была направлена на сохранение лучших традиций русского и зарубежного театрального искусства и поиск новых инновационных социокультурных  инициатив, позволяющих интегрироваться в мировое культурное пространство, сохранив при этом свою идентичность и многовековое наследие русского Слова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!