МБДОУ Кайбальский детский сад «Солнышко»
Утверждено приказом по МБДОУ Кайбальский детский сад «Солнышко» от 31.08.2021 № 78/1
КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА
по экологическому воспитанию
«Я познаю мир»
для работы с детьми 2-4 лет
(2021-2022 уч. год)
Руководитель:
Шкред Наталья Сергеевна
д. Кайбалы
Содержание
Пояснительная записка 3
Цель и задачи культурной практики 3
Организация работы культурной практики. 4
Методы, используемые в работе культурной практики 4
Перспективный план работы культурной практики «Я познаю мир» 5
Материал, используемый на занятиях культурной практики «Я познаю мир» 7
Список литературы 7
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Культурная практика «Я познаю мир» имеет познавательно - исследовательскую направленность экологического содержания, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей и входящих в круг их жизнедеятельности. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Цель и задачи культурной практики
Основная цель работы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа культурной практики «Я познаю мир» призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Организация работы культурной практики.
Культурная практика работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в месяц в игровой форме в режиме дня. План кружка рассчитан на год. Возраст детей: от 2 до 4 лет.
В ходе реализации программы дети должны:
Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способствовать безопасного взаимодействия с растениями и животными);
Проявлять интерес, доброту к природным явлениям и объектам;
Помогать друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
В результате реализации программы у детей:
Совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность;
Устанавливаются связи зависимости обнаруживать причины и следствия;
Развивается речь.
Методы, используемые в работе культурной практики
1. Наглядные методы:
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
4.Практические методы
- организация продуктивной и опытнической деятельности детей.
Перспективный план работы культурной практики «Я познаю мир» Месяц | Тема | Программное содержание. | Методические приемы |
Сентябрь | «Овощи с огорода» | Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка». | Инсценировка русской народной сказки «Репка», беседа «Что растет на грядке?» д/и «Узнай и назови», «Что в корзиночке лежит?» |
Октябрь | «Животные родного края» | Продолжать знакомить детей с дикими животными Республики Хакасия. Развивать желание наблюдать за животными Учить делиться полученными впечатлениями. | Беседа. Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных. Д/и «Найди детеныша для мамы», «Да или нет?» |
Ноябрь | «На хозяйском дворе» | Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным. | Беседа, д/и «Кто что любит», «Во дворе», «Чьи детки?», настольная игра «Зверята». Музыкально – литературный проект. |
Декабрь | «Посадка репчатого лука» | Уточнить представление о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зелёный лук, полезный для здоровья. Учить детей сажать луковицы в землю и воду | Беседа, опытническая деятельность по посадке лука вводу и землю. Д/и «Чудесный мешочек» |
Январь | «Подкормим птиц зимой» | Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах.. | Беседа, игра «Накорми птицу», д/и «Улетают – не улетают». |
Февраль | «В гостях у снежинки» | Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас. | Чтение стихотворения Я. Акима «Первый снег». Наблюдения за падающим снегом. Д/и «Собери снеговика». Опытническая деятельность. |
Март | «Путешествие в весенний лес» | Расширять представления детей о деревьях Республики Хакасия: ель, пихта, сосна, осина, береза. | Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, растущих в лесах Республики Хакасия. Коллажирование «День леса». Д/и «Четвертый лишний» |
Апрель | «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко…» | Дать детям представления о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. | Рассматривание иллюстраций с изображением солнышка. Д/и «Когда это бывает?». Чтение потешки «Солнышко, ведрышко» |
Май | «Песочные фантазии» | Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей. | Пальчиковая гимнастика, игры с песком, экспериментирование «Почему песок сыплется». Д/и «Найди шарик» |
Материал, используемый на занятиях культурной практики «Я познаю мир»
Демонстрационный материал «Деревья, цветы и кустарники»
Демонстрационный материал «Домашние животные»
Демонстрационный материал «Овощи и фрукты»
Демонстрационный материал «Времена года»
Тазик, лодочка
Песок, вода
Художественная детская литература
Лук, земля, ящик
Чудесный мешочек
Список литературы
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. 128 с.
2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. 320 с.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение – 1999. 207с.
4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 48 с.
5. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992, Артемова Л. Н.