СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурные ландшафты

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Культурные ландшафты

Цели урока:

— сформировать понятие «культурный ландшафт»;

— показать влияние человека на культурный ландшафт.

Просмотр содержимого документа
«Культурные ландшафты»


ТЕМА УРОКА: КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ.


https://interneturok.ru/lesson/geografy/6-klass/chelovechestvo-na-zemle/vozdeystvie-cheloveka-na-prirodnye-kompleksy


https://www.youtube.com/watch?v=nIZj01ctypY


Определение понятия культурный ландшафт довольно сложное. В современной географической науке под культурным ландшафтом понимается ландшафт, появившейся в результате целенаправленной преобразовательной деятельности человека, направленной на удовлетворение тех или иных практических и духовных потребностей.

Учёные, давшие начало понятию «культурный ландшафт»

Первым это понятие начал использовать немецкий учёный-географ Отто Шлютер. Он определял его как единство природных и культурных объектов, доступных для восприятия человеком.

Слово «ландшафт»  – немецкого происхождения, оно образовано из двух слов: «land» (страна) и «shaft» (вид местности). Таким образом, культурный ландшафт в понимании Шлютера – это изменённый человеком природный ландшафт, то есть его можно назвать антропогенным.

Далее над трансформацией и эволюцией понятия работали такие учёные, как:

  • Карл Зауэр (американский географ, который определял культурный ландшафт как результат взаимодействия человека с природой);

  • Александр фон Гумбольдт;

  • В. И. Вернадский;

  • В. П. Семенов-Тян-Шанский (русские учёные также определяли культурный ландшафт как результат взаимодействия культуры и природы).


Также данное понятие используется ЮНЕСКО для определения тех или иных географических локаций, признанных в качестве объектов культурного наследия человечества.

Основные подходы к изучению культурного ландшафта

В отечественной науке существуют три основных подхода к пониманию понятия культурного ландшафт

Название подхода

Сущность подхода

Информационно-аксиологический подход

 

культурного ландшафта – это ландшафт, в формировании которого играют роль передаваемые в виде информации духовные и интеллектуальные ценности, испытавшие на себе влияние материальных компонентов ландшафта

Этнокультурный подход

 

Культурный ландшафт – это природно-культурный комплекс, появившийся в результате взаимодействия природы и этносов (наодов)

Феноменологический подход

 

Культурный ландшафт  – это жизненное пространство большой группы людей, трансформировавших природу «под себя».


Условия для образования культурного ландшафта

Существуют определённые условия появление того, что сейчас определяют как «культурный ландшафт»:

  • Рациональное использование природных ресурсов и природного разнообразия.

  • Воспроизводство и защита природных ресурсов.

  • Осуществления строительных (и иных инженерных) мероприятий, не вступающих в противодействие и противоречие с природой.

  • Оптимизация санитарно – гигиенических условий.

Требования к культурным ландшафтам

Существуют определённые требования к геолокациям, претендующим попасть под это определение:

  • Отсутствие однообразия.

  • Отсутствие так называемых антропогенных пустошей (пустырей, свалок, карьеров).

  • Наличие охраны территории.

  • Постоянно ведущиеся работы по улучшению ландшафта и его сохранению.

Категории и виды культурных (антропогенных) ландшафтов

Есть три основных категории, по которым распределяются все существующие сейчас культурные ландшафты:

  • органически развивающиеся ландшафты (те ландшафты, которые продолжают развиваться и являются наиболее уязвимыми; созданы аборигенными культурами);

  • реликтовые ландшафты (реликтовые, соответственно, это такие, которые больше не развиваются, чей расцвет – уже история; носители культуры, создавшие подобный ландшафт уже исчезли);

  • ландшафты, задуманные и исполненные людьми или целенаправленно созданные (парки, сады);

  • ассоциативные ландшафты (включены в список культурного наследия; памятные места, места творчества известных людей и т. д.).

В настоящее время учёные выделяют пять видов культурных (антропогенных) ландшафтов:

  • лесные (вторичные лесные посадки или искусственные леса)

  • водные (искусственные озёра, водохранилища)

  • сельскохозяйственный или аграрный (возделанные поля);

  • промышленный (заводы, фабрики, дороги);

  • городской или селитебный (инфраструктура любого населённого пункта, от маленького посёлка до мегаполиса).

Культурный ландшафт: примеры


Таким образом, примерами культурного ландшафта будет все, что когда бы то ни было создано людьми: парки (например, Версаль во Франции), объекты культурного-этнического наследия (например, Великая китайская стена), современные города и города с историей (например, культурный ландшафт долины реки Орхон, где когда-то располагалась столица Монгольской империи – город Каракарум, бывший центром огромной страны), заводы, дороги, проложенные людьми.

Культурные ландшафты России

Изучением культурных ландшафтов России занимался российский географ В. Л. Каганский. Именно он создал целое описание всех имеющихся на сегодняшний день ландшафтов.

К реликтовым и развивающимся ландшафтам России можно отнести развалины древних городищ, архитектурные комплексы монастырей, дворянских усадеб, Кремлей, сохранившихся в разных городах (Казань, Нижний Новгород, Москва).

К целенаправленным ландшафтам относится знаменитый Петергоф – дворцово-парковый ансамбль, созданные во времена императора Петра I. Его также можно классифицировать как ассоциативным ландшафтам.

Петергоф – пример целенаправленного и, одновременно, ассоциативного ландшафта

Что мы узнали?

Ландшафт природный и ландшафт культурный  – вещи разные, но сочетающиеся друг с другом. Так, согласно конвенции ЮНЕСКО, тайга также является культурным ландшафтом.

Понятие «культурный ландшафт» – очень сложное. Мир природных ландшафтов разнообразен. Каждый природный ландшафт – уникальное явление, которое характеризуется сочетанием природных условий (климата, рельефа, животного и растительного мира), социально-экономических особенностей региона и историко-культурных особенностей эпохи.



Генеральный план культурного ландшафта КФУ Ботанического сада им. Н.В. Багрова



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:


Выполнить на формате А4 генеральный план вашего семейного поместья («УСАДЬБА ИВАНОВЫХ») расположенной на 1 гектаре в Крыму (1 км кв. – это 100 соток). Где именно будет располагаться этот гектар включаем воображение, допускается даже использовать 10 метров прибрежной зоны, ВСЁ! кроме заповедников Крыма.

Обязательно указать на плане (как пример Ботанического) местонахождение Главного дома, технических построек (гаражи, мастерские и сараи), где будет находиться источник энергии (ветряки или солнечные батареи), сельскохозяйственная зона (теплицы, грядки, курятник, конюшня и т. д. и т.п.) зоны культурного отдыха – сад, террасы, фонтаны, бассейн.

Все условные знаки наносить на план усадьбы в виде цифр, расшифровку которых либо приводим ниже, либо на отдельном листе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!