СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Куприн "Барбос и Жулька"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок создан по учебнику Климановой. 

Просмотр содержимого документа
«Куприн "Барбос и Жулька"»

Тема: А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

Цели и задачи урока:

- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;

- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;

- Учить анализировать поступки героев;

- Отрабатывать навык осознанного чтения;

- Прививать любовь к животным;

- Обогащать словарный запас детей и работать над выразительностью чтения;

- Развивать внимание, мышление учащихся.

Оборудование: ПК, презентация, учебники «Родная речь» (2 ч.) 4 кл. Климановой Л.Ф.

Ход урока

  1. Орг момент

Если хочешь много знать,

Надо многое читать

  1. Речевая разминка

На свете множество собак –

И на цепи и просто так:

Собак служебных – пограничных,

Дворовых «шариков» обычных. (слайд№1)

Прочитайте шёпотом, громко, с усиление силы голоса, с уменьшением силы голоса.

Кто прочитает спокойно, с вопросительной интонацией, восклицательной интонацией.

3 Проверка д/з (выставка рисунков, рассказ о своём друге)


  1. Аоз

а) Собака - домашнее животное Их приручили ещё древние люди. Сейчас более 400 пород собак. Их группируют по разным критериям, но чаще всего по способу применения. Они бывают охотничьи, служебные, декоративные (Слайд №2)

Б) Человек и собака стали друзьями, говорят « собака человеку - неизменный друг» как понимаете? (Слайд №3)

А могут ли дружить по-настоящему собаки между собой? Кто догадался, о ком будет наше новое произведение?

5. Сегодня познакомимся с новеллой Куприна «Барбос и Жулька» и выясним её смысл.

А) Куприн жил в 19 веке , его отец, мелкий чиновник, умер, когда мальчику было меньше года. Мать любовь Алексеевна, урождённая княжна, происходила из древнего татарского рода. Оставшись с 3 детьми, без средств к существованию, переехала во вдовий приют Москвы. В 6 лет Куприн отправился в сиротский пансион. Вырос удивительным человеком. Он один из первых поднялся на воздушном шаре, едва не погиб на самолете, носился в бурю по морю с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно.

Работал корреспондентом, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком суфлером. Широкоплечий с узкими зоркими глазами на татарском лице Куприн менее всего походил на писателя. Он любил русскую природу, превосходно знал повадки животных. Он учит любить «младших братьев» - животных. Легко находит общий язык с ними. Я ни разу не видел, чтобы он прошел мимо пса по улице и не остановился, чтобы погладить его», - вспоминал друг. За свою жизнь Куприн написал множество произведений, вышли сборники

Б) работа с выставкой произведений. посмотрите вот…..

В) в словаре Ожегова

барбос – большая дворовая собака, жулька (жулик) – вор, мелкий мошенник,

здесь встретятся ещё непонятные для вас слова

Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

Флирт – любовная игра, кокетство.

Фестоны – выступы зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.

Чиновники – государственные служащие.

Деликатный – вежливый, мягкий в обращении.

Полный карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

Триумф – блестящий успех.

Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.

Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (пернос.) – пользоваться плодами успехов.)

Репяхами – репейник.

Искони – издавна.

Приземистый - 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.

Работа со смайликами. Покажите какое настроение у вас сейчас.

Г) чтение учителем и учениками рассказа (возьмите в руки карандаш для дополнительных слов)

Понравится ли рассказ? Какие чувства появятся?

Покажите теперь смайликом. почему? Есть ли непонятные слова ещё?


Д) работа с текстом в парах

Я нашла некоторые словосочетания, значение которых мне

непонятно, объясните мне значение этих словосочетаний. 

“УШИ НОСИЛИ НА СЕБЕ СЛЕДЫ БОЕВЫХ СХВАТОК”
“НЕЗАВИСИМЫЙ ХАРАКТЕР”
“ДЕЛИКАТНАЯ ВЕЖЛИВОСТЬ”
“СПРАВЕДЛИВЫЙ ГНЕВ”
“ПАНИЧЕСКИЙ УЖАС”
“ПОДЗАДОРИВАЯ ДРУГ ДРУГА”
“ПРИСЛУГА КАЗАЛАСЬ ТРОНУТОЙ”


Е) физминутка встали ровно «Лишнее движение»


Начинаем работать с текстом. В любом рассказе есть композиция (построение) Из каких частей состоит композиция?

Вступление ЗАВЯЗКА КУЛЬМИНАЦИЯ? Развязка. Заключение

Я предлагаю вам карточку-план. Но в этом плане нет порядка. Работая над композицией, вы мне поможете его навести. У вас есть карточка № 1, прочитайте задание. Начнем со вступления. Какие пункты подойдут?

Карточка

Появление бешеной собаки.
Прощание собак.
Описание Барбоса.
Описание Жульки.
Дружба собак.
Смерть Жульки.
Характер собак.
Подвиг Жульки.
Болезнь Жульки

Вступление

1.ОписаниеБарбоса.
2. ОписаниеЖульки.
3. Характер собак.

4. Дружба собак.

Прочитайте,как выглядел Барбос.

С чем сравнивает автор шерсть Барбоса? А его уши?

Прочитайте, как выглядела Жулька.

Сравните описание внешности Жульки и Барбоса. .

 Почему описание Жульки занимает одно предложение. А описание Барбоса целый абзац? 

С какой интонацией будите читать?


Эти две собаки отличаются только внешностью?

Предлагаю выбрать черты характера, относящиеся к Жульке. и барбосу по вариантам

1 вариант Барбос,

2 вариант Жулька Слайд №12

Вывод: Внешность и характеры различны. Что связывало таких разных собак? ДРУЖБА (Чтение ХОРОМ.)

Найдите пункты плана для завязки. Найдите эпизод завязки. Кто однажды ворвался во двор? Прочитайте, как вела себя бешеная собака? С какой интонацией будем читать?

Рассказ о бешенстве (сообщение подготовленного ученика)


Бешенство – это заболевание вирусной природы, возникающее в результате укуса зараженным животным, характеризующееся тяжелыми поражениями нервной системы и приводящее к летальному исходу.
. В природе болеют, прежде всего, дикие животные (лисицы, волки и т.д.). Домашние животные (собаки, кошки, хорьки) заражаются от укуса дикого животного или попадания слюны заражённого животного на поврежденный участок кожи.
Вирус некоторое время находится в месте внедрения, затем проникает в спинной и головной мозг. Симптомы начинают проявляться только после распространения вируса по всему организму. Животное в это время очень опасно так как ведёт себя крайне агрессивно, изо рта идёт ядовитое обильное слюноотделение. В этот период очень часто нападение животного даже на человека. если людям не оказать срочную медицинскую помощь, люди также умирают.

. Теперь вы знаете, чем опасно это заболевание.

Вот почему даже Барбос боялся бешеной собаки.


Завязка 4. Появление бешеной собаки


Мы подошли к кульминации рассказа.  Кульминация (напряженный момент): – чтение этого момента; – как будем читать? с какой интонацией? 

Вывод: маленькая Жулька совершила необычный поступок. 

Развязка. Выберите пункты плана, соответствующие развязке.


  1. Подвиг Жульки

  2. Болезнь Жульки.
    7. Прощание собак.

– Как автор описывает болезнь собаки? с какой интонацией? Чем болела? Бешенством? В чем это проявилось? Изменило ли поведение бешеной собаки Жульки ?

 Кто хочет поспорить и найти предложения

доказательства?

В паре друг другу. Чувствовал ли Барбос себя виноватым? В чем это проявлялось? Найдите и перескажите своими словами. Заканчивая работу над композицией, найдем заключение.

 Заключение

  1. Смерть Жульки.
    Прочитаем последний абзац.
    Что же произошло?
    Как все узнали о смерти Жульки?
    К какой части подходит иллюстрация в учебнике?

Что у нас получилось? (План.)
Где можем использовать?

Работа с пословицами:

Какая из пословиц подходит и почему?

Кто дрожит – тот лежит.

Храбрый не тот кто страха не знает. А тот кто узнал и навстречу ему идёт.

Сам погбай, а товарища выручай.

Творческая работа: как мог бы закончиться рассказ по-другому?


 Итог: в чём смысл произведения?

Рефлексия: покажите смайлик тот, который характеризует ваше настроение сейчас.

Домашнее задание: подготовть выразительное чтение любой части композиции, творческое задание: изменить концовку


.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!