СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс "Юный журналист"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы заключается в требовании времени. Современной школе необходимо информировать коллектив преподавателей, учащихся и их родителей, а также другую общественность о происходящих событиях в урочной и внеурочной деятельности своего учреждения. Школа должна быть открытым информационным пространством. Одним из наиболее эффективных способов донесения информации является выпуск газеты. 

Просмотр содержимого документа
«Курс "Юный журналист"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Костромского муниципального района Костромской области












Программа

курса «Юные журналисты»











Составитель: Зарубина Т.Л.,

учитель начальных классов












2013Пояснительная записка


Актуальность программы заключается в требовании времени. Современной школе необходимо информировать коллектив преподавателей, учащихся и их родителей, а также другую общественность о происходящих событиях в урочной и внеурочной деятельности своего учреждения. Школа должна быть открытым информационным пространством. Одним из наиболее эффективных способов донесения информации является выпуск газеты.

Курс «Юные журналисты» - интегрированный курс.

Основания для разработки программы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  2. Региональная целевая программа «Развитие электронных систем связи и информатизации Костромской области на период до 2010 года», принятая Законом Костромской области от 03.06.2002 г. № 57-ЗКО

  3. Региональная целевая программа «Информатизация образовательных учреждений Костромской области в 2006-2010 годах»

Цель курса: создать условия для раскрытия творческого потенциала учащихся, приобретения первоначальных навыков речевого творчества и формировать активную гражданскую позицию у учащихся.

Задачи курса:

  • создать условия для делового общения для совместного решения вопросов

  • развить коммуникативные навыки общения;

  • расширить компьютерные навыки благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации.

Данная программа рассчитана на учащихся начальных классов, владеющих элементарными навыками работой в редакторе Microsoft Word, а также позволяет познакомиться с деятельностью журналистов, их этикой, способами выражения собственных мыслей через средства массовой информации, документами и законами, посвященных правам человека на выражение своих убеждений через Интернет-ресурсы.

Программа даёт возможность расширить знания в области речеведения, грамматики, информационно-коммуникационных технологий.

Принципы: наглядность, последовательность, систематичность, доступность, индивидуальность.

  1. Организация активной деятельности учащихся.

  2. Использование методов мотивации:

а) эмоциональные (поощрение, учебно-познавательная работа, создание наглядных образовательных ситуаций, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий);

б) познавательные (познавательный интерес, выявление творческих заданий);

в) волевые (предъявление учебных и организационных требований, самооценка, прогнозирование деятельности);

г) социальные (развитие желания быть полезным, побуждение подражать сильной личности, поиск контактов и сотрудничество).

Методы и формы: ролевые игры, конференции, проектные занятия, диалоги, практикумы, решение проблемных задач, экскурсии.


Педагогические технологии:

- технология индивидуального обучения;

- технология личностно ориентированного и развивающего обучения;

- технология развития творческих качеств личности:

- игровые технологии.


Основные виды деятельности учащихся:

  • работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации, грамотное оформление информации;

  • выделение фактов, доказательств проблемы;

  • работа с текстом и его анализ;

  • творческие работы;

  • практикумы в Microsoft Word;

  • создание презентации в Power Point;

  • исследовательская и проектная деятельность,

  • ролевые игры;

  • практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).


Обеспечение программы материально-техническое: оргтехника (компьютер, сканер, принтер, фотоаппарат).

Курс включает творческое освоение и использование русского языка и приложения Microsoft Word «в действии».

На занятиях курса учащиеся осваивают различные виды деятельности: работа с Интернет-ресурсами, словарями, текстами, тестами, практикумы на компьютере, проектная деятельность и др.

Программа кружка рассчитана на 1год (36 часов). Занятия 1 раз в неделю.




















Программа Раздел 1. Подготовительный этап (10часов)

История газеты в России. Периодические издания моего детства и детства моих родителей. Газета и журнал, с которыми интересно. Профессия – журналист. О чём говорят, о чём пишут в газетах и журналах Один день в жизни нашей страны. По страницам газет и журналов. Газета «Никольский вестник»

Экскурсия в редакцию газеты.

Проект «Азбука газет Костромской области»


Раздел 2. Публицистика (13 часов)

Редколлегия. Газетный жанр, фельетон, репортаж, интервью. Заметка. Об умении писать. Оформление газеты. Язык газеты, литературная правка.



Раздел 3. Газета класса (13 часов)


Создание газеты класса с использованием Microsoft Word. Создание разделов. Использование колонок. Колонтитулы Word. Содержание разделов печатного издания. Использование стилей. Вставка картинок из коллекции.

Форматирование изображений. Основы написания статьи.

Использование средств проверки орфографии и грамматики.

Работа с тезаурусом Интервьюрирование.

Структурирование рабочих материалов на компьютере. Планирование содержания школьной газеты. Выпуск номера газеты класса Анкетирование, экспресс-опрос читателей газеты

Практикум создания макета печатной страницы в Microsoft Word

Практикум: создание рабочих папок.

Практикум в Microsoft Word: орфографическая правка статьи.

Ролевая игра «Заседание редакционного совета газеты»

Проект «Газета класса».










Контроль реализации программы

Формой оценки результативности образовательного процесса являются количество и качество материалов, написанных в разных жанрах за период обучения.

- самостоятельные работы в различных жанрах;
- практикумы по изученной теме;
- творческие конкурсы;
- публикации.
Предполагаемые результаты:

Занятия курса должны помочь учащимся:

  • расширить знания о журналистской деятельности и качествах идеальной речи;

  • создавать, редактировать и форматировать статьи в Microsoft Word;

  • организовывать поиск, сбор, анализ и систематизацию данных, полученных благодаря работе в сети Интернет и с другими источниками информации;

  • овладеть способами исследовательской и проектной деятельности;

  • формировать творческое мышление.






Учебно-тематический план курса «Юные журналисты»


Тема занятия.

Цели темы.

Основные понятия.

Освоение ЗУН.

Методическое обеспечение.

Подготовительный этап (10часов)


Как в нашу жизнь пришла газета?

Познакомить учащихся с задачами курса. Сформировать представление учащихся о газете. Развивать познавательный интерес учащихся.

Газета, заметка, статья, рубрика.

Знать историю развития периодической печати. Уметь отличать

  1. Презентация

  2. Историческая энциклопедия.




Периодические издания моего детства и детства моих родителей.

Познакомить учащихся с детскими периодическими изданиями. Развивать познавательный интерес учащихся.

Периодика, детская газета, журнал

Знать издания детской периодической печати. Уметь отличать газету, журнал.

1.Презентация

2. Историческая энциклопедия.






Газета и журнал, с которыми интересно.

Познакомить учащихся с задачами курса. Сформировать представление учащихся о газете. Развивать познавательный интерес учащихся.

Периодика, детская газета, журнал

Уметь выступать перед аудиторией.

презентации учеников «Любимая газета (журнал)»



Трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек в газете. Профессия – журналист.

Познакомить учащихся с профессией журналиста. Вызвать эмоциональный отклик у детей, гордость за людей работающих журналистами. Формировать умение и навыки действия по определенным игровым правилам.

СМИ, журналист, журналистские профессии (репортёр, фотограф, фоторепортёр, обозреватель, дизайнер, корреспондент, редактор).

Знать журналистские профессии. Уметь называть профессии.

Презентация «Профессия – журналист»

Дидактические игры: "Кто что делает?", "Узнай по описанию", "Кому, что нужно?", "Берем интервью".




Настоящий журналист. Какой он?

Познакомить учащихся с биографией и книгой журналиста Голованова Я.К. Способствовать формированию уважения к людям, которые являются гордостью России. Развивать познавательный интерес учащихся.

СМИ, журналист

Знать фамилии 2-3 журналистов. Уметь анализировать газетную статью.

Книга Я.Голованова «Этюды об учёных»





О чём говорят, о чём пишут в газетах и журналах.

Показать роль и значение периодики для формирования читательских интересов школьников. Способствовать формированию информационной культуры школьников, умения слушать, понимать и добывать информацию, размышлять и делать выводы.

Периодика, детская газета, журнал

Знать издания детской периодической печати. Уметь понимать и добывать информацию, размышлять и делать выводы.


Журнал «ГЕОленок»


Один день в жизни нашей страны. По страницам газет и журналов.

Познакомить учащихся с материалами газет и журналов в рубрике «Один день из жизни планеты»

Показать роль и значение владения информацией для развития своих интеллектуальных способностей. Способствовать формированию информационной культуры школьников, умения слушать, понимать и добывать информацию, размышлять и делать выводы.

Периодика, детская газета, журнал

Знать названия 2-5 газет. Уметь выступать перед аудиторией.

Газеты для чтения, тексты из газет для чтения.


Газета «Никольский вестник»

Познакомить учащихся с газетой посёлка. Сформировать представление учащихся о редакции газеты. Развивать познавательный интерес учащихся.

СМИ, журналист, журналистские профессии.

Знать издание посёлка. Уметь понимать и добывать информацию, размышлять и делать выводы.

Газета «Никольский вестник», тексты из газет для чтения.


Экскурсия в редакцию газеты.

Познакомить учащихся с работой редакции газеты. Сформировать представление учащихся о редакции газеты. Развивать познавательный интерес учащихся.

Газета, заметка, статья, рубрика.

Знать о профессиях и трудовых действиях работников редакции.

Газеты костромской области.

10

Проект «Азбука газет Костромской области»

Расширить представления учащихся о периодических изданиях Костромского края.

Формировать умение выступать перед аудиторией. Развивать познавательный интерес учащихся.

Азбука, газеты области, проект, презентация проекта

Знать издания периодической печати. Уметь публично выступать.

Презентация проекта


Публичное выступление


Публицистика (13 часов)

11

Редколлегия

Познакомить учащихся с задачами редколлегии. Развивать познавательный интерес учащихся.

Редколлегия, юнкор, обязанности в редколлегии

Знать обязанности в редколлегии. Уметь распределять роли совместной работы.

Карточка «Обязанности редколлегии»

Уралова Л.С. Твоя стенгазета. 2-е изд. М., «Молодая гвардия», 1976.


12

Планирование - основа успеха.

Познакомить учащихся с этапами выпуска газеты. Сформировать представление учащихся о планировании. Развивать познавательный интерес учащихся.

План, макет

Знать обязанности в редколлегии. Уметь распределять роли совместной работы.

Уралова Л.С. Твоя стенгазета. 2-е изд. М., «Молодая гвардия», 1976.


13

«Сила газеты в её авторском коллективе»

Формировать интерес к деятельности людей, работающих в редакции газеты. Воспитывать навыки коллективной работы.

СМИ, журналист

Знать основные обязанности редколлегии. Уметь выполнять коллективные роли.

Уралова Л.С. Твоя стенгазета. 2-е изд. М., «Молодая гвардия», 1976.



14

«Газета - организатор»

Показать роль и значение периодики для организации жизни в классе, школе. Способствовать формированию информационной культуры школьников, умения слушать, понимать и добывать информацию, размышлять и делать выводы.

Проект, замысел, репортаж, заметка.

Знать роль газеты в организации жизни класса. Уметь понимать и добывать информацию, размышлять и делать выводы.


Уралова Л.С. Твоя стенгазета. 2-е изд. М., «Молодая гвардия», 1976.

Заметка «Организуем праздник в школе»

15

Где взять тему для газеты?

Совершенствовать умение подмечать в повседневной жизни необычное.

Показать роль и значение владения информацией для развития своих интеллектуальных способностей. Способствовать формированию информационной культуры школьников, умения слушать, понимать и добывать информацию, размышлять и делать выводы.

Заметка, очерк, репортаж, корреспондент,

Уметь оформлять заметку на компьютере.

Уралова Л.С. Твоя стенгазета. 2-е изд. М., «Молодая гвардия», 1976.


16

Об умении писать

Познакомить учащихся с ролью корректора. Совершенствовать умение работать с текстом. Развивать познавательный интерес учащихся.

Корреспондент, корректор, наборщик.

Знать структурные элементы текста. Уметь редактировать газетную статью.

Уралова Л.С. Твоя стенгазета. 2-е изд. М., «Молодая гвардия», 1976.



17-18

Заметка

Показать роль заметки в газете. Способствовать формированию умения работать с текстом описания, понимать и добывать информацию, размышлять и делать выводы.

Заметка, текст описание

Знать особенности газетного жанра - заметки. Уметь оформлять текст заметки на компьютере.


Уралова Л.С. Твоя стенгазета. 2-е изд. М., «Молодая гвардия», 1976.


19 - 21

Газетные жанры

Познакомить учащихся с газетными жанрами, развивать речевые способности учащихся.


Газетный жанр, фельетон, репортаж, интервью

Знать газетные жанры.

Уметь составлять текст в разных жанрах.

Уралова Л.С. Твоя стенгазета. 2-е изд. М., «Молодая гвардия», 1976.


22

Язык газеты, литературная правка

Познакомить со способами редактирования текста. Совершенствовать умение исправлять орфографические и грамматические ошибки.

редактор, корректор, правка

Уметь редактировать заметку.

Уралова Л.С. Твоя стенгазета. 2-е изд. М., «Молодая гвардия», 1976.


23

Оформление газеты

Познакомить учащихся с используемыми макетами страницы газеты. Развивать художественный вкус, познавательный интерес учащихся.

Оформитель, художник, фотокорреспондент

Знать разнообразные способы оформления газеты. Уметь анализировать газетную полосу.

Уралова Л.С. Твоя стенгазета. 2-е изд. М., «Молодая гвардия», 1976.


Газета класса (13 часов)

24

Создание газеты класса с использованием Microsoft Word

Показать способы создания газеты класса с использованием Microsoft Word. Способствовать формированию информационной культуры школьников, умения слушать, понимать и добывать информацию, размышлять и делать выводы.

Газета класса, эмблема, название,

Microsoft Word

Знать программы Microsoft Word. Уметь работать с использованием Microsoft Word.


Работа со словарями и Интернет - ресурсами

Уралова Л.С. Твоя стенгазета. 2-е изд. М., «Молодая гвардия», 1976.



25

Создание разделов

Использование колонок

Колонтитулы Word

Показать способы создания разделов газетной полосы. Способствовать формированию информационной культуры школьников, умения слушать, понимать и добывать информацию, размышлять и делать выводы.

Газетный жанр, раздел текста, колонки, макет страницы газеты.

Знать газетные жанры.

Уметь составлять текст на газетной полосе.

Практикум создания макета печатной страницы в Microsoft Word


26

Содержание разделов печатного издания.

Использование стилей

Вставка картинок из коллекции

Форматирование изображений

Показать способы создания газеты класса с использованием Microsoft Word. Способствовать формированию информационной культуры школьников, умения слушать, понимать и добывать информацию, размышлять и делать выводы.

Раздел газеты, стиль, картинка, форматирование, эмблема, название,

Microsoft Word

Знать содержание разделов газеты. Уметь работать с использованием Microsoft Word.


Макет печатной страницы в Microsoft Word



27

Основы написания статьи

Использование средств проверки орфографии и грамматики

Работа с тезаурусом

Совершенствовать умение учащихся сочинять тексты в разных газетных жанрах. Показать роль и значение владения информацией для развития своих интеллектуальных способностей. Способствовать формированию информационной культуры школьников.

Газетный жанр, статья, тезаурус

Знать газетные жанры.

Уметь составлять текст в разных жанрах.

Работа со статьёй

Практикум в Microsoft Word: орфографическая правка статьи


28

Интервьюрирование.

Структурирование рабочих материалов на компьютере

Показать способы создания газеты класса с использованием Microsoft Word. Развивать навык работы со статьей в жанре интервью в Microsoft Word

интервью,

Microsoft Word

Знать особенности жанра интервью. Уметь работать с использованием Microsoft Word.


Практикум: создание рабочих папок

29

Планирование содержания школьной газеты.

Развивать навык выбора видов статей и новостей, выбора и распределение задач и ответственностей.


Содержание газеты

Знать газетные жанры.

Уметь составлять текст в разных жанрах.

Практикум в Microsoft Word: орфографическая правка статьи

30

Выпуск первого номера газеты класса


Закрепить навык работы репортеров газеты: отбор основных статей, новостей интересных для широкой публики;

работы оформителей газеты: создание шаблона газеты; работы с редакторами текста газеты: набор текстов статей для газеты; работа корректоров газеты: редактирование содержание газеты; работа главного редактора: проверка статей по выполнению журналистской этики.

Создание   электронной и печатной копии газеты.


Газета класса, эмблема, название,

Microsoft Word

Уметь работать с использованием Microsoft Word.



Уралова Л.С. Твоя стенгазета. 2-е изд. М., «Молодая гвардия», 1976.

Ролевая игра


Оформления газеты классав Microsoft Word


31

Заседание редакционного совета газеты: общественное мнение о первом выпуске газеты

Познакомить учащихся с материалами газеты.

Показать роль и значение общественного мнения. Способствовать формированию информационной культуры школьников, умения слушать, понимать и добывать информацию, размышлять и делать выводы. Развивать диагностические способности учащихся и координировать дальнейшей работы по выпуску школьной газеты

Анкетирование, экспресс-опрос читателей газеты


Знать способы опроса, анкетирования читателей.

Уметь составлять анкеты для экспресс - опроса.

Ролевая игра.

Анкеты читателей.


32

Выпуск второго номера газеты класса


Закрепить навык работы репортеров газеты: отбор основных статей, новостей интересных для широкой публики;

работы оформителей газеты: создание шаблона газеты; работы с редакторами текста газеты: набор текстов статей для газеты; работа корректоров газеты: редактирование содержание газеты; работа главного редактора: проверка статей по выполнению журналистской этики.

Создание   электронной и печатной копии газеты.


Газета класса, эмблема, название, газетные жанры,

Microsoft Word

Уметь работать с использованием Microsoft Word.


Проектная деятельность с изменением ролевых обязанностей

33

Заседание редакционного совета школьной газеты: Общественное мнение о втором выпуске газеты. Диагностика и координация дальнейшей работы по выпуску школьной газеты

Познакомить учащихся с материалами газеты.

Показать роль и значение общественного мнения. Способствовать формированию информационной культуры школьников, умения слушать, понимать и добывать информацию, размышлять и делать выводы. Развивать диагностические способности учащихся и координировать дальнейшей работы по выпуску школьной газеты

Анкетирование, экспресс-опрос читателей газеты


Знатьспособы опроса, анкетирования читателей.

Уметь составлять анкеты для экспресс - опроса.

Практикум: диагностика материалов анкетирования

\\

Анкеты читателей.


34

Выпуск третьего номера газеты.

Закрепить навык работы репортеров газеты: отбор основных статей, новостей интересных для широкой публики;

работы оформителей газеты: создание шаблона газеты; работы с редакторами текста газеты: набор текстов статей для газеты; работа корректоров газеты: редактирование содержание газеты; работа главного редактора: проверка статей по выполнению журналистской этики.

Создание   электронной и печатной копии газеты.


Газета класса, эмблема, название, газетные жанры,

Microsoft Word

Уметь работать с использованием Microsoft Word.


Проектная деятельность с изменением ролевых обязанностей

35

Заседание редакционного совета по подготовке к презентации «Газета класса»

Познакомить учащихся с материалами газеты.

Показать роль и значение общественного мнения. Способствовать формированию информационной культуры школьников, умения слушать, понимать и добывать информацию, размышлять и делать выводы. Развивать диагностические способности учащихся и координировать дальнейшей работы по выпуску школьной газеты

Проект, газета, презентация, этапы работы.

Уметь работать с использованием Microsoft Word.

Работа с презентацией

36

Презентация проекта «Газета класса» на школьной конференции.

Развивать навык выступления учащихся перед аудиторией при защите проекта.

Проект, газета, презентация, этапы работы.

Уметь работать с использованием Microsoft Word, уметь публично выступать перед знакомой и незнакомой аудиторией.

Публичное выступление



Литература:


  1. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие.- 2-е изд. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Уралова Л.С. Твоя стенгазета. 2-е изд. М., «Молодая гвардия», 1976.

  3. http://www.mamble.nm.ru/- Дизайн, набор, вёрстка. (Особенности вёрстки газет).

  4. http://yatipograf.ru/MAKING-UP-NEWSPAPER/ - Я типограф. Вёрстка газет.


































Приложение 1


Материал к занятиям кружка

Занятие «Интервью»

Для журналиста очень важно научиться брать интервью. Хочу дать вам, юные журналисты, несколько полезных советов.


Азбука журналиста:

  1. Прежде, чем взять интервью, хорошенько продумай, о чем надо спросить.

  2. Заранее подготовь вопросы.

  3. Обязательно попроси о встрече.

  4. Внимательно выслушай того, у кого берёшь интервью, и не перебивай.

  5. Корректно попроси посмотреть документы, фотографии и т.д.

  6. Обязательно обдумай каждое слово, прежде чем печать материал.

  7. Предложи прочитать подготовленный тобой материал.


Заповеди журналиста:

  • Корректность

  • Внимательность

  • Умение слушать

  • Краткость

  • Точность


Интервью у дедушки


Самарин Е. Моего дедушку зовут Владимир Иванович. Вместе с дедушкой мы любим разгадывать кроссворды, играть в различные игры. У меня очень хороший дедушка, и я его очень люблю.

Кукушкина К. Моего дедушку зовут Кукушкин Павел Сергеевич. Раньше он работал конструктором. А сейчас его любимое занятие - играть в шахматы. Вместе с дедушкой мы любим работать в огороде.

Кондратьев Н. Моего дедушку зовут Леонид Михайлович. Вместе с дедушкой мы ездим летом купаться, в лес за грибами и за ягодами. Я очень люблю ходить к дедушке в гости. Мне с ним всегда интересно.

Смирнова А. Мой дедушка – пенсионер. Его увлечение – выращивать розы. Вместе с дедушкой мы любим ухаживать за цветами. Мой дедушка самый добрый. Я его очень люблю.


Занятие «Статья»

Для написания статьи можно использовать описание.

Описаниеэто текст, в котором названы признаки предмета.

  • Описание отвечает на вопрос какой?

  • Описание указывает признаки объекта: размер, форму, цвет, вкус, запах, возраст, характер, внешний вид.

  • Для описания нужны имена прилагательные.

  • Описанию помогают сравнения с чем-либо, для чего используют слова как будто, как, словно, похож на…

  • В описании нет движения.

  • Описание даётся для того, чтобы читатель видел предмет описания, представил его.

  • Характер описания должен быть взволнованным, изображение – красочным.

Схема построения описания.

    1. Представление объекта речи.

    2. Наиболее характерные его признаки.

    3. Оценка объекта речи.

    4. Заключение и вывод.


Описание домашних животных

Котёнок Сенька

Мой маленький котёнок

Смышлёный и пушистый,

Он с чёрными ушами

И с тёмненьким хвостом.

Я сделаю из Сеньки

Известного артиста,

Я сделаю из Сеньки

Учёного кота!

Кукушкина Ксения, 2а


Занятие «Репортаж»

Сегодня мы расскажем о том, что такое репортаж.

Репортаж относится к информационным жанрам газетной журналистики.

РЕПОРТАЖ – это изложение фактического материала, полученного с места события, происшествия. В данном случае рассказчик должен быть непосредственным участником этого события или наблюдателем. В репортаже допускаются эмоциональные высказывания, субъективные ощущения. Репортаж пишется в объеме от 100 строк и далее, сопровождается фотографиями.

Интересная поездка (репортаж)

Мы с классом ездили на экскурсию в аэропорт «Кострома Сокеркино». Сначала мы побывали на взлетной полосе. Там мы смотрели, как взлетают и приземляются самолеты. Потом нам рассказали о самолетах, которые стояли под открытым небом. Экскурсия мне очень понравилась. Самодуров К., 2а


Занятие «Фоторепортаж»

Уважаемые читатели нашей газеты, вот и наступило долгожданное лето. Лето – это маленькая жизнь – поётся в песне Олега Митяева. Много интересного ждёт каждого летом: поездки, походы, встречи, новые открытия. Предлагаем вам советы по созданию фоторепортажа.

Фоторепортаж – это сообщение с помощью фотографий о каком-то событии, оперативная информация в печати, по радио или телевидению. Отправляясь в поездку, поход попробуйте сохранить свои впечатления на фотоаппарате.


Полезные советы для начинающих:

  1. Проверьте фотоаппарат.

  2. Фотографировать нужно интересные моменты.

  3. Не забывайте спрашивать разрешения на съёмку и размещение фотографий.

  4. При подготовке фоторепортажа, не забывайте подписывать фотографии.

  5. Располагайте фотографии в хронологическом порядке.



Фоторепортаж из Василёва



Подготовили: Влада Громыко и Ксения Кукушкина


Занятие «Сказка. Рассказ»


Уважаемые юные журналисты!

Мы открываем для вас новую рубрику «Волшебный сундучок». Все вы умеете писать сочинения, этому вас учат ваши учителя. А пробовали ли вы когда-нибудь сочинить свой рассказ или сказку? Мы предлагаем вам сочинить свою собственную сказку или рассказ и поделиться со всеми на страницах нашего журнала. Возможно, у кого-то уже имеются в запасе несколько таких произведений. Будем рады сотрудничать!

Сказка – это художественное произведение, в котором добро всегда побеждает зло. Сказка обязательно носит поучительный характер. Герои сказок обычно обладают волшебством.

Сказка несколько отличается от рассказа. В ней обязательно должны присутствовать такие элементы, как зачин (например, в некотором царстве...; жили-были...) и концовка (например, я там был, мед-пиво пил...; вот и сказке конец, а кто слушал молодец… или в колодце рыба Елец, вот и сказке конец...).

Немаловажную роль в сказках имеют слова-эпитеты, например, добрый молодец, красна девица, добрый конь.....).

Рассказ – это небольшое литературное произведение повествовательного типа. В рассказе обычно речь идет об одном, но очень важном событии.

Оба вида произведения состоят из трех частей: завязка, кульминация, развязка.

Завязка – с чего начинается ваше произведение.

Кульминация – основное содержание вашего произведения.

Развязка – результат, т.е. заключительный момент произведения.


Работы учащихся 3-а класса на тему «Осенняя сказка»


Сказка о листьях

Жили-были два листочка. Один березовый, другой осиновый. Они были очень дружны и всегда перешептывались между собой. Друзья вместе купались в капельках дождя, играли в лучиках солнышка. Так они прожили три веселых летних месяца, а потом пришла холодная осень. Листочки стали желтеть и вскоре вовсе полетели с деревьев. На прощание друзья успели сказать друг другу: «До свидания, до следующего лета!»

Станков Д.

Дружба

Жили-были два листочка: березовый и дубовый. Утром они купались в росе, днем играли с лучами солнца, а вечером слушали музыку ветров. Им было вместе очень весело, и они никогда не хотели расставаться друг с другом. Но закончилось теплое радостное лето. Отцвели цветы. Наступала холодная дождливая осень. Листья на деревьях начали желтеть и падать. Вот и наши листики уже тоже пожелтели и скоро должны были упасть. Но расстраиваться не надо. После холодной зимы наступит весна, и листики снова распустятся, и будут вместе играть.

Кукушкина К.


Настоящие друзья

Жили-были два дерева – дуб и клен. На них всегда было полно листьев, но два листочка дубовый и кленовый дружили между собой. Они не могли наглядеться друг на друга и подражали во всем. Когда дул ветерок, кленовый листочек трепыхался так же как и дубовый. В солнечную погоду листочки расправлялись и грели свои края в лучах солнца.

Но однажды на кленовом листочке поселилась гусеница, и у листочка испортилось настроение. Он перестал трепыхаться на ветру и при солнышке сворачивал свои крылья. Увидев это, дубовый листочек очень расстроился и решил перелететь к кленовому листочку помочь справиться с бедой. Но не рассчитав силы, упал на землю. Кленовый листочек полетел за ним следом. Только на земле листочки поняли, что они настоящие друзья! Ведь как говорится в пословице: «Друг познается в беде».

Дмитриева Н.

Друзья

В одном лесу жили очень красивые деревья. Среди этих деревьев два дружили между собой. На них росли маленькие листочки. Поутру они будили друг друга нежным шелестом, потом умывались прохладной росой, а днем нежились под лучами солнца.

Листочки радовались каждому новому дню. Но дни летели очень быстро, и вот наступила осень. Листочки начали желтеть. Они потихоньку плакали вечерами. Им не хотелось прощаться друг с другом. Однажды один из листочков потихоньку стал отрываться от ветки. Другой листочек крикнул: «Не плачь! Мы увидимся очень скоро! Пока! До весны!»

Зуева К.


Занятие «ОЧЕРК»

К малым формам художественной литературы относится ОЧЕРК. Это рассказ, построенный на реальных фактах. Очерквид публицистического жанра, в котором рассказывается о конкретных событиях, о реально существующих людях. Очерки бывают бытовые, художественные, публицистические. Важной задачей очерка является — уловить и передать самое яркое, запоминающееся для данного человека качество.

Очерк имеет свою структуру.

  1. Экспозиция, т.е. введение читателя в курс событий с описанием героев или условий, в которых будут разворачиваться события.

  2. Завязка – начало действия и его развитие.

  3. Кульминация – самое яркое представление события, т.е. наивысшее напряжение.

  4. Концовка – итоги, результат.

Предлагаем вам написать очерк о своих близких, родных, защищавших нашу страну в те тяжелые годы великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Прежде чем написать очерк, составьте план.

1. О ком буду писать?

2. Чем интересен этот человек?

3. Какую черту характера буду подчеркивать?

4. О каком случае буду рассказывать?


Занятие «Иллюстрация»

Иллюстрация - в переводе с латинского, означает пояснение, наглядное изображение. Чтобы наглядно осветить, объяснить факты и события, передать смысл публикуемого материала, а также внести разнообразие и украсить страницы журнала, журналисты используют в своих изданиях различные виды иллюстрации:

  • репортажный снимок

  • фоторепортаж

  • портрет

  • пейзаж

  • карикатуры

  • плакаты

  • заставки

Сегодня нам хотелось бы обратить ваше внимание на тему «Иллюстрации» в нашем журнале. Именно они позволяют нам сделать издание ярким, красочным и в то же время содержательным. Мы очень надеемся, что за время летних каникул вы приготовите для нашего журнала интересные иллюстрации. Ждем ваши фотографии, картинки, рисунки.










Приложение №2

Занятие по теме «Газетные жанры»

1. Вступительная беседа:

- Какую роль в нашей жизни играет газета?

- Что общего в профессиях журналиста и медика, педагога в лозунге «Не навреди!»?

2. Обращение к эпиграфу занятия:

«Я убеждён, что молодому писателю очень полезна работа в газете.

Это школа, заменить которую в литературе нечем». К.Федин.

- Как вы понимаете слова К.Федина?

- Какое отношение имеют эти слова писателя к нам?

3. Итак, сегодня тема нашего занятия «Газетные жанры».

Цель: занятие должно способствовать интересу к газете и работе в газете;

совершенствованию навыков устной и письменной речи;

знакомясь с газетными жанрами, уч-ся узнают их особенности и учатся написанию своих собственных материалов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Лексическая работа.

Даны слова: СТАТЬЯ Зад-е: по словарю найти определения этим


ЗАМЕТКА записать в тетрадь.

РЕПОРТАЖ

ИНТЕРВЬЮ


2. Работа с дидактическим материалом.

Учитель раздаёт вырезки из газет. Уч-ся работают с ними и определяют, в каком жанре написан тот или иной материал. Одновременно выявляют особенности каждого жанра.


  1. Работа по группам.


1 гр.: составляют заметки в газету на школьную тему.

Зачитывают их и доказывают, что это действительно заметки, а не статьи, например. (т.е. есть проблема).

2 гр.: рецензенты. Они проводят стилистический анализ:

- стиль: публицистический (доказательства);

- элементы публицистического стиля;

- 3 типа речи использовано в работе;

- эмоциональность лексики (эпитеты, сравнения);

- обращение к читателям (призыв);

- средства художественного стиля употребляются с определённой целью.

Вывод: Данный материал не заметка, а статья, т.к. ставится проблема и пути её решения.


1 гр. Проводит работу над ошибками (оформляет статью и пишет новые заметки).

2 гр. Проверяет и редактирует.


3 гр. Тем временем работает корреспондентами и берёт интервью у учителей и учащихся школы. (Темы выбирают сами).

Беседа: - Как вы готовились к интервью?

- Как подбирали темы?

- С какими трудностями столкнулись?

- От чего зависит успех проведения интервью?

Как сделать его интересным?

4. Подведение итогов.

5. Задания к следующему занятию: Подготовить материал для газеты «Школьная орбита»: группам самостоятельно написать заметки, статьи, репортажи, взять интервью.



























Приложение №3

Газетные жанры.

Основные функции средств массовой коммуникации — информация, образование, создание общественного мнения и воспитание — находят своё отражение в конкретных жанровых формах.

Использование тех или иных жанров определяется в первую очередь общественно-историческими условиями жизни. Например, в довоенной советской журналистике был очень распространён жанр очерка. По свидетельству известного в то время журналиста Семена Нариньяни в «Комсомольской правде» 1930-х годов очерк был жанром номер один. «Иногда в одном номере печаталось по два-три очерка сразу. На второй странице очерк производственный, на третьей — морально-этический, на последней — спортивный или научный.» То есть в газетах того времени преобладали материалы, несущие образовательную, воспитательную функции. Постигая грамоту, народные массы молодой советской республики тянулись к знаниям, и газеты старались выполнять стоящие перед ними задачи — обучать и воспитывать людей на ярких примерах новой жизни.

Сегодня мы наблюдаем иную картину: крупные жанры на полосах ежедневных газет появляются не очень часто, они перекочевали в еженедельники, журналы. На первое же место вышли информационные жанры. Ускоренный темп жизни, информационный бум диктуют изданиям и соответствующие формы подачи материалов. Многие газеты, учитывая читательские интересы, ориентируют журналистов на небольшие по объему — 100—120 строк — материалы не только информационных, но и аналитических жанров с многочисленными фактами, лаконичной аргументацией, без лишних слов.

Наряду с традиционными жанровыми формами сегодня на страницах газет и журналов появляются новые, например, научно-популярные эссе, социально-политические диалоги, социальные портреты современников, социально-экономические очерки, проблемные социальные критические репортажи, аналитические интервью и т.д.

В международной журналистике многие жанры требуют специального исполнения. Газетные материалы должны обладать определенной направленностью — тщательным учетом всех специфических черт, свойственных аудитории той или иной страны или группы стран, для которых предназначается публикация, а также черт, свойственных местным газетам.

Информационные жанры.

Информационные жанры — заметка, репортаж, отчёт, интервью — отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода, рассмотрением отдельного факта, явления.

Этим жанрам отводится наибольшая часть газетной площади. Именно эти жанры несут аудитории все последние новости. В некоторых газетах их обозначают одним общим термином «новости», часто вкладывая в это понятие не просто сообщение о чём-то новом, а о сенсационном факте.

Сенсация — самый ходовой товар в массовой прессе. Издателю он повышает тиражи газет, приносит прибыли. Усилия репортёров этих изданий направлены на то, чтобы каждый номер обеспечить необычной, захватывающей новостью. И на страницы газет сплошным потоком идут материалы о катастрофах и убийствах, пожарах и наводнениях. А если вдруг ничего не случилось, сенсации приходится выдумывать, используя слухи и т.д.

Новости в такой печати — главный жанр. Они занимают больше половины площади газет (не считая рекламы). Светская, скандальная хроника, политические, экономические, спортивные сообщения заполняют многочисленные полосы. Обилие новостей приводит к тому, что многие читатели ограничиваются просмотром одних заголовков или в лучшем случае чтением первых абзацев, набранных крупным шрифтом. В заголовок или начало материала выносятся наиболее выгодные, часто второстепенные детали. Читатель же, приученный к тому, что изложение информационных материалов строится по принципу «перевернутой пирамиды» (главное сообщается вначале, а затем все менее и менее существенные подробности, чтобы легко было сокращать материал с конца при макетировании и вёрстке), воспринимает их как самое важное в сообщении.

Жанр материала журналист выбирает в зависимости от его содержания, от того насколько важны, злободневны и интересны найденные, отобранные факты.

Заметка

Это самый распространенный информационный жанр. Он сообщает о важном факте, событии общественной жизни. Основные его черты — сжатость изложения, высокая оперативность. Отвечает читателям на вопросы: что, где, когда? Не дает анализа событий, то есть не отвечает на вопрос: почему? В заметке должна содержаться новость, отраженная в конкретном факте общественной жизни — новый факт. Причём не просто факт, а факт, имеющий общественное значение.

Отчёт

Отчёт — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.), то есть о том событии, на котором совершается большой обмен информацией. В отчёте должны быть представлены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т. д.). Отчёту свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст. Виды отчета.

Прямой информационный отчет — воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист подробно отражает происходящее, ничего не комментируя. Однако его позиция может выражаться в акцентировании внимания на определенных деталях, например, доклады некоторых лиц могут быть более детализированы. Аналитический отчет — рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, вычленяя наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков. Тематический отчет — нарушает хронологический порядок события, автор выбирает доклады, связанные одной-двумя темами, проблемами, отказывается от побочных деталей и уделяет внимание выступлениям людей, затронувших выбранную им тему.

Интервью

Этот жанр представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес. Изложение фактов, высказывание о событиях ведется от имени человека, которого интервьюируют. Именно этим — мнением специалиста, компетентного в данном вопросе авторитетного лица — и ценно интервью для читателей.

Как и другие информационные жанры, интервью должно быть злободневным, отличаться целеустремлённостью, деловитостью. Интервью может играть даже роль официального политического документа, если его даёт журналисту крупный политический деятель, глава правительства, президент.

Репортаж

В отличие от других информационных жанров репортаж не просто сообщает о фактах, событиях, а показывает их через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. В основе репортажа всегда находится общественно значимое событие, которое развивается на глазах у читателя. Это своего рода история события.

Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие.

Аналитические жанры.

Аналитические жанры — корреспонденция, комментарий, статья, рецензия, обзор печати, письмо, обозрение — имеют более широкие временные границы, в них содержится изучение и анализ системы фактов, ситуаций, обобщения и выводы. Сегодня исследователи журналистики расширяют диапазон аналитических жанров, вводя в их число беседу, журналистское расследование, эксперимент, версию, консультацию, социологическое резюме, аналитический пресс-релиз, рейтинг.

Комментарий

Этот жанр используется для оперативного разъяснения важных событий общественной жизни. До недавнего времени его считали одной из разновидностей статьи, которая отличается оперативной и гибкой формой, применяется для отклика на такие явления, как документ, речь политического деятеля, выступление прессы и т. д. Однако несмотря на то, что эти два жанра часто фигурируют в одном ряду, между ними есть существенная разница. Комментарий требует минимального размера и выстраивается, как правило, вокруг одного факта (или цепи однозначных фактов). Статья же подразумевает обстоятельный анализ явления, раскрытия его разных сторон, привлечение фактов различных планов.

Как показывает практика, комментарий сегодня уже уверенно занял собственные позиции как самостоятельный жанр в ряду других аналитических жанров. Особенно это заметно в публикациях на международные темы. Комментарий представляет собой актуальное публицистическое выступление, которое объясняет факты и явления с политических позиций, на которых стоит автор. Основные требования к этому жанру — лаконичность и точность оценки автором происходящих событий.

Газетная практика дает большое количество примеров скромных по объему, построенных на одном или нескольких близких друг другу фактах, лаконичных комментариев. Вместе с тем, нельзя отрицать и право на существование развернутых комментариев, в которых автор опирается на факты из различных источников, прослеживает историю того или иного явления, раскрывает читателями его истинный смысл.

Публикации этого жанра довольно разнообразны по применяемым в них литературно-публицистическим средствам, которые определяются творческой и политической задачей, поставленной журналистом. Комментарий может иметь пропагандистскую, критическую, сатирическую, полемическую окраску в зависимости от конкретного повода.

Корреспонденция

Это наиболее распространенный аналитический газетный жанр, который основывается на конкретном анализе фактов, изучении какой-либо локальной ситуации. Назначение корреспонденции — пропагандировать новые явления общественной жизни, вскрывать имеющиеся недостатки.

Корреспонденция строится на ряде фактов, объединенных одной общей темой. В ней выдвигаются злободневные вопросы, требующие незамедлительного решения.

Основные черты корреспонденции — это оперативность, актуальность, конкретность темы, точный адрес освещаемых явлений, четкие временные границы происходящего, убедительность, аргументированность изложения проблемы, обобщение, конкретные рекомендации улучшения дела.

Статья

Это один из самых распространенных и сложных газетных жанров. Ей присущи наибольшая, по сравнению с другими жанрами, широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. Это — исследование, посвященное какому-нибудь важному конкретному вопросу, явлению, где умело сочетается высокий уровень обобщения с мастерством литературного изложения. Жанр статьи присутствует в большинстве периодических изданий, именно он в значительной мере определяет их аналитический уровень и направление.

Рецензия

С помощью этого жанра журналист осмысливает и оценивает научные, общественно-политические, художественные произведения. Главное отличие рецензии от других жанров состоит в том, что ее объектом являются не непосредственные факты действительности, а факты и явления, уже изученные, осмысленные и отраженные в книгах, спектаклях, кинофильмах и т. д. Рецензия оценивает достоинства и недостатки работы учёного или художника, сопоставляя результаты исследования с жизнью, делая соответствующие выводы. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения, даёт им оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач.

Периодические издания откликаются на те работы, которые представляют наибольший интерес для аудитории. Задача газеты — заметить лучшее, популяризировать его, а также указать на ошибочные или слабые работы.

Главное назначение рецензии — помочь читателю или зрителю глубже разобраться в вопросах политики, экономики, науки, техники, искусства. Рецензия всегда целенаправленна, рассчитана на определенную аудиторию, читательскую группу. Она содержит данные о рассматриваемом произведении, о замысле его автора, дает анализ и указывает на общественную значимость работы.

Обзор СМИ

Этот жанр весьма схож с жанром рецензии, поскольку представляет собой одну из форм рецензирования. Однако объект его изучения значительно более узкий — это газеты и журналы. Этот жанр имеет большую историю. Он всегда присутствовал в газетах, которые вели полемику с другими органами печати, что особенно характерно для партийной прессы, которая полемизировала со своими идейными противниками, оппонентами. К. Маркс и Ф. Энгельс, редактируя «Новую Рейнскую газету», постоянно использовали обзор печати в качестве средства для борьбы с буржуазной прессой. Кроме того, обзор печати использовался для руководства местной партийной прессой, особенно в первые годы Советской власти. Многие провинциальные газеты не имели в то время достаточно квалифицированных журналистских кадров, и задачей обзоров было повышение уровня журналистского мастерства работников печати на положительных примерах лучших изданий, разбор характерных ошибок и недостатков местной прессы. Обзоры печати заменяли тогда учебные пособия по журналистике, служили повышению профессионализма молодых газетчиков. Все это определило судьбу жанра как управленческого. В дальнейших постановлениях партии роль обзора печати была обусловлена потребностью изучать содержание местных газет, исходя из их анализа.

Обозрение

Это один из распространенных аналитических жанров, в основе которого лежит осмысление системы событий и фактов, ограниченных определёнными временными и географическими рамками. Обозрение дает читателю богатую, разностороннюю картину окружающей действительности, раскрывает связи между явлениями общественной жизни, указывает на тенденцию их развития.

Исследователи жанров журналистики отмечают следующие особенности обозрения:

  • обозреватель оперирует не отдельным фактом, не отдельным событием, а более или менее широкой совокупностью фактов, событий, ситуаций, явлений, процессов, сторон общественной жизни. Это набор не случайных, а тщательно отобранных фактов, из которых складывается правдивая картина действительности в ее определенном аспекте (политика, промышленность, сельское хозяйство, культура и т.д.);

  • каждый отдельный факт, событие, явление рассматривается автором не самостоятельно, а как элемент целого.

Художественно-публицистические жанры.

Художественно-публицистические жанры — очерк, фельетон, памфлет — сочетают в себе понятийные и образно-выразительные средства, обладают большой эмоциональной силой, раскрывают типическое через индивидуальное.

Фельетон

Это один из сатирических жанров, задача которого — обличение общественных пороков, недостатков, содействие их искоренению. Как и другие художественно-публицистические жанры, фельетон сочетает в себе понятийные и образно-выразительные средства.

Фельетон, как один из распространённых газетных жанров сатиры, использовался журналистами для борьбы с пережитками, которые мешали общественной жизни.

Памфлет

Этот жанр отличается от фельетона более острой сатирической окраской, нередко внешнеполитической направленностью. В отличие от фельетона, который строится на одном или группе близких друг другу фактов, явлений, у памфлета более широкий масштаб. Его назначение — вести огонь по системе взглядов, вскрыть существенное в политике врага, в его идеологической концепции, в его методах действия. Этот жанр отличается «убийственной» иронией, едким сарказмом, разящим идейных противников. Много памфлетов публиковалось в советской прессе в годы Великой Отечественной войны, в них памфлетисты подвергали беспощадной критике фашизм и его главарей. Их безжалостное разоблачение и осмеяние, презрение и насмешка возбуждали у читателей глубокое чувство ненависти к врагам.

В последнее десятилетие XX века в российской журналистике также было опубликовано большое количество памфлетов. С помощью этого жанра противоборствующие политические силы демократов и оппозиции вели ожесточенную борьбу за умы читателей.

Очерк

Это главный художественно-публицистический газетный жанр, включающий в себя все функции СМК (средств массовой коммуникации) с преобладающей функцией воспитания. Этот жанр занимает как бы промежуточное место между журналистикой и литературой. Его с успехом используют и газетчики, и писатели.

В отличие от художественного повествования в тексте очерка автор, прерывая рассказ о герое, может непосредственно обращаться к читателю, прямо высказывая свое отношение к изображаемому, что дает ему неограниченные возможности в осмыслении, объединении самых разнообразных фактов и явлений, далеко отстоящих друг от друга в пространстве и во времени. Именно эти авторские размышления часто являются структурообразующими элементами очерка, основным композиционным стержнем, вокруг которого и идет группировка всего собранного материала.

Хороший очерк иногда имеет и сюжет. Все это обусловлено тем, что очеркист обычно показывает явление, а не рассказывает о нем, как это обычно делает автор заметки, корреспонденции, статьи.





















Приложение 4

Распределение редакционных обязанностей

Главный редактор - определяет жанровый и тематический состав номера,  отвечает за его общую направленность, концепцию, содержание.
Редактор отдела новостей - ответственный за работу репортеров и за секцию новостей в газете.
Репортер – человек, собирающий материалы для газеты и доступно их преподносящий.
Фотограф – готовит иллюстрации и фотографии к статьям газеты.
Дизайнер – разрабатывает общий облик и элементы оформления газеты, также он отвечает за версту газеты – размещение готовых материалов на макетах страниц. Верстальщики – ученики, умеющие работать на компьютере (программы PageMaker, Adobe Photoshop, Word, Microsoft Office Publisher). Корректоры – исправляет, дополняет, изменяет подготовленные материалы, обеспечивает грамотность текста.

Девиз редакции

Твори, ищи, фантазируй смелее –

Поиск идёт необычной идеи!

Сваливай мысли в гору большую,

Из сотни простых найдём золотую!

Камнем в соседа бросать не смей,

Бросишь камень – не будет идей!

Особенно ценится комплекс идей.

Созрели идеи – в газету скорей!


Принципы работы редакции

Равенство

Единство

Добровольность

Активность

Компетентность

Целеустремленность

Индивидуальность

Яркость









Приложение №5

Работы учащихся кружка «Юный журналист» на страницах газет

«Северная правда» № 1 за 2 января 2008 г.




































































































«Хронометр» №2 за 8 января 2008 г.



Результативность участия в рамках «Недели науки»





















Заметка в газете «Костромские ведомости» № 8 за 28.02-05.03.2012г.



















































Приложение №6

Практические работы



Практическая работа. Зарисовка

  • подготовить пейзажную зарисовку;

  • подготовить портретную зарисовку.

Практическая работа. Интервью

  • разработать план вопросов и провести интервью с учителем;

  • разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью.

Практическая работа. Заметка

  • подготовить хроникальное сообщение, короткую заметку на заданную тему.

Практическая работа. Репортаж

  • подготовить спортивный репортаж;

  • подготовить проблемный репортаж на заданную тему.

Практическая работа. Рецензия

  • подготовить рецензию на книгу;

  • подготовить рецензию на фильм;

  • подготовить аннотацию к книге.

Практическая работа. Статья.

Виды статей, трансформация жанра. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.

  • подготовить проблемную статью;

  • подготовить историческую статью.







Приложение №8

Деловая игра
Деловые игры в последнее время широко применяются в учебном процессе. Они помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют на другие элементы всей системы преподавания той или иной дисциплины.

СТАТЬЯ


Роли сотрудников городской газеты играют:

Корреспондент-учащийся.

Редактор отдела - учащийся.

Ответственный секретарь- учащийся

Главный редактор- учащийся

Действие первое. Журналист работает над статьей. Учащийся приносит на занятие написанный дома материал. Задание учащемуся: Докажите, что представленный материал - статья. Убедите редакцию в актуальности статьи, правильности ее композиции.
Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела:

  1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру статьи.

  2. Убедительны ли выводы автора статьи? Обоснованы ли его рекомендации?

  3. Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовка.

  4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря.

  1. Примите решение по представленному материалу.

  2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.

  3. Согласны ли вы с рубрикой и заголовком?

  4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора.

  1. Дайте оценку материала.

  2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта.

  3. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.

  4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно): задание учащимся, играющим роли сотрудников редакции. Оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.
































Приложение №9

Дидактические игры

1. "Живая речь". Учащимся предлагается записать без помощи технических средств 15-минутный кусочек "живой" речи (в автобусе, на улице, в столовой...), желательно без журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики, без пробелов в тексте. Цель упражнения - овладеть техникой записи в непредвиденной ситуации.
2. "Время". Учащиеся самостоятельно контролируют свое чувство времени, проверяя себя через определенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +,- 5 минут считается нормой.
3. "Фраза-картинка". В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист просто обязан создать "эффект присутствия". Можно написать "Он рассердился", и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: "Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул". Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание: "показать" фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО.
4. "Реплики". Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ.
5. "Жесты и мимика". Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьница и школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили.
6. "Вкусные слова..." Что значит "хороший запах"? Попробуйте объяснить, что это такое. Если выбрать точные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый. Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК, МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ.
7. "Ассоциации". Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ, ШЕЯ-ГИРЯ-АУКЦИОН, ФЕРЗЬ БАЯН-КОНСЕНСУС, СЕССИЯ-ЗИГЗАГ-ТЕЛЕФОН.
Цель - научить делать "мостики"-связки в будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой.
8. "Первая фраза". Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам. Главное требование - фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель - определить роль первых фраз в журналистском тексте.

9. "Сказка". Учащиеся выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр. Цель упражнения - уточнение смысла понятия "журналистская информация".
10. "Стоп-кадр". К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделать несколько подписей. Из одного - трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного предложения - не более 18 слов, включая союзы и предлоги. Из нескольких предложений общим объемом 40-50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300 слов.
11. "Одно...". Учащимся выбираются несколько человек, сходных в чем-то (имя, фамилия, дата рождения и т.п.) и описывается какой-либо результат или курьез этого сходства. Цель упражнения - поиск социального смысла в частном случае.
12. "Главная улица". Выбирается социально значимый факт (ряд фактов), связанный с главной улицей города (посёлка) и подается последовательно в жанре хроники, заметки, информации, интервью, репортажа и отчета. Цель упражнения - уточнение методики работы в разных жанрах.
13. "Письмо в редакцию". Учащиеся пробуют себя в качестве рядового читателя, обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цель упражнения - преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей.

























Содержание


Пояснительная записка. 2

Программа 5

Контроль реализации программы. 6

Тематическое планирование курса. 7

Библиографический список. 1

Приложение № 1. Материалы к занятиям кружка. 22

Приложение № 2. Занятие по теме "Газетные жанры". 28

Приложение № 3. Газетные жанры 30

Приложение № 4. Распределение редакционных обязанностей 38

Приложение № 5. Работы учащихся кружка "Юный журналист" на страницах газет. 39

Приложение № 6. Практические работы 43

Приложение № 7. Деловая игра 44

Приложение № 8. Дидактические игры 47



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!